Святитель васи́лий великий, архиепископ кесарийский (каппадокийский)

Первые шаги на пути христианского делания

Святитель Григорий Богослов родился в юго-западной области Каппадокии, в Арианзе (недалеко от города Назианза), приблизительно около 330 года.

Происходил он в прямом смысле этого слова из семьи святых: отец — Григорий, епископ Назианзский, мать Нонна, брат Кесарий и сестра Горгония — все они после своей кончины были канонизированы.

Его родной отец, Григорий старший, в свое время он принадлежал к сторонникам культа, поклонявшихся Богу как Высочайшему, но при этом исповедовавших веру, состоящую из смеси положений христианства, иудейства и персидских учений. Ко Христу он обратился по молитвам супруги, Нонны, глубоко верующей, ревностной христианки. Под её благотворным влиянием он принял Крещение. Вскоре его посвятили во священника, а впоследствии возвели на епископскую кафедру в Назианзе.

Ещё до появления на свет Григория младшего, будущего святителя Григория Богослова, Нонна усердно молилась Богу о даровании ей сына и обязалась, что в случае, если её молитва будет исполнена, она посвятит дитя Богу. Сын был дарован, обещание исполнено.

С детских лет Григорий младший воспитывался в любви к Богу и ближним. Первоначальное образование, в том числе в области основ Православного вероучения, он приобрёл в родительском доме. Благодаря влиянию матери он ещё с юности определился, что будет вести безбрачную, богоугодную жизнь.

По мере взросления, он проходил обучение в лучших для той поры школах: в Кесарии Каппадокийской, в Кесарии Палестинской, в Александрии, в Афинах. Обучение обходилось недешево, но материальное состояние родителей это позволяло.

В Кесарии Каппадокийской Григорий познакомился с будущим вселенским учителем, святителем Василием Великим. Затем их знакомство продолжилось во время учёбы в Афинах и переросло в крепкую дружбу.

Возвратившись из Афин (приблизительно в 358 году), Григорий принял Крещение, после чего предался аскетической жизни: проводил жизнь в постах, молитве, богомыслии и созерцании. В этот период он посещал Понт, ища встреч и совместных подвигов со своим другом и единомышленником Василием. Одним из плодов их творческого сотрудничества стало произведение «Филокалия», включавшее мысли и выдержки из сочинений знаменитого церковного учителя Оригена.

Около 360 года Григорий старший, отец Григория Богослова, не вполне понимая тонкости распространившегося к тому времени арианского лжеучения, подписал арианский символ, чем вызвал негодование православных, представителей его паствы. Многие готовы были отойти от своего епископа. В тот момент Григорий младший сумел разъяснить отцу его ошибку и показать несоответствие подписанного Символа Никейскому. В результате Григорий старший признал заблуждение публично и порядок среди его паствы был восстановлен.

Земная жизнь Василия Острожского закончила 29 апреля 1671 года

Святитель дожил до конца своей земной жизни. 29 апреля 1671 года святой Василий отошел ко Господу. У скалы, где находилась его келлия, выросла виноградная лоза. Тело святого погребли в Введенской церкви.

В настоящее время так выглядят мощи святого Василия Острожского

Через семь лет Василия явился во сне игумену монастыря, где повелел ему пойти в Острог и открыть его гроб. Игумен решил не придавать этому значения. Так повторилось несколько раз. На третий раз он снова явился ему в архиерейских облачениях. Он начал кадить. От такого каждения начался пар, который опалил игумена.

После чего игумен подошел к Острогу и первым делом стал искать игумена монастыря. Иноки решили установить строгий пост, через семь дней гроб святого Василия окадили и открыли. Перед собой они увидели нетленные мощи. Мощи его положили в ковчег.

Также стоит сказать о том, что черногорцам несколько раз приходилось спасать свою святыню. Последний раз это было во время Второй мировой войны.

Иконография

На иконах Василий Великий изображается в светлом одеянии, правой рукой он характерно благословляет людей, а в левой сжимает Евангелие. Великий святой изображен по грудь, фронтально. Эта икона Василия Великого выставляется на алтаре. Такие изображения иконы были характерны в основном до 16-18-го века. В 11-м же веке изображали Василия Великого совершенно по-другому.

Великая икона эта помогает тем, кто хотел бы познать суть вещей. Василий Великий — это один их первых святых, который не полагался полностью на веру, а искал и рациональное зерно во всем. Василий великий абсолютно везде описывается как человек умный, решительный и твердый. Именно к нему обращаются те, кому не хватает покровительства, сил в ученичестве, твердости, у кого есть много сомнений и страхов.

Почитание святителя Василия Великого

Святитель Амфилохий, епископ Иконийский (ок. 340–394 гг.), в своем надгробном слове о святителе Василии сказал:

За свои заслуги перед Церковью Христовой святитель Василий назван Великим и прославляется как «слава и красота Церкви», «светило и око вселенной», «учитель догматов». Святитель Василий Великий является небесным покровителем просветителя Русской Земли — святого равноапостольного великого князя Владимира, во святом крещении Василия. Князь Владимир почитал святителя Василия и в честь него возвел на Руси несколько храмов. Многие русские правители при крещении были наречены в честь Василия Великого, в частности, Владимир Мономах (в крещении Василий), Василий I, Василий II. Святитель Василий Великий наряду со святителем Николой Чудотворцем особенно почитается русским народом. Частица мощей святителя Василия находится в Почаевской Лавре. Честная глава святителя хранится в Лавре святого Афанасия на Афоне, а его десница — в алтаре храма Воскресения Христова в Иерусалиме. Память святителя Василия Великого совершается 14 (1 января ст. ст.) января и 12 февраля (30 января — ст. ст.) — в Соборе трех святителей.

Житие святого Василия Острожского

28 декабря 1610 года православная семья Петра и Анастасии Йованович пополнилась еще одним ребенком – мальчиком, названным Стояном. С раннего детства будущий митрополит изучал Божье слово, посещал церковные богослужения, придерживался поста.

Когда Стояну исполнилось 11 лет, родители отправили его учиться под крыло родного дяди мальчика – игумена Серафима, возглавляющего Завальский монастырь. Здесь можно было обучаться ремесленному делу, изучать Священное Писание и другие богословские книги. Чтение божественной литературы еще больше укрепило в юноше любовь к Богу, вызвав желание стать монахом.

Прожив в Завальской обители до 1625 года, Стоян перебрался в монастырь Пресвятой Богородицы Тврдоша, где принял постриг под именем Василий. Позже он получил диаконский, а затем и священнический чин.

Через время преподобный отправился к Черногорскому митрополиту Мардарию в Цетинський монастырь. Но между ними возникли разногласия из-за усиления латинского влияния и распространения униатской ереси, на которую не обращал внимания митрополит.

Настойчивость святого Василия привела к тому, что его пытались оклеветать, обвинив в сожительстве со служанкой. Тогда и сотворил первое чудо святитель, повелев новорожденному малышу служанки произнести имя истинного отца, которым оказался Мардарий. Оправданный Василий вернулся в Тврдош, где вскоре принял архимандритский сан.

Во время управления Тврдошской обителью преподобный Василий пытался как мог облегчить бедственное положение церкви. Для этого он отправился в русские земли для получения помощи от братского народа. Из своего путешествия святитель привез многочисленные дары: церковную утварь, крупные денежные средства. Все это было отдано обнищавшим православным храмам Герцеговины и нуждающимся людям. Через время святой Василий решил совершить паломничество на Святую Афонскую гору, где прожил около года.

После возвращения святого Василия с Афона состоялось собрание сербских архиереев под руководством патриарха Паисия, которое приняло решение рукоположить преподобного Василия в епископский сан, назначив Требинським митрополитом.

Это было время сильнейшего угнетения сербского народа турками. Деятельность святителя вызывала недовольство турецких властей. Кроме того, против святого строили козни собратья по вере. Все это вынудило епископа переехать в Острожскую пустынь. Здесь митрополит возвел новые храмы, управляя своей епархией из Острога на протяжении 15 лет.

Смерть настигла преподобного 29 апреля (по старому календарю) 1671 года. Перед кончиной святого келья, где находился отец Василий, озарилась чудесным сиянием. Останки святого были погребены под храмом Введения Пресвятой Богородицы.

Творения

Василий Великий за свою жизнь успел написать множество книг. Удивительно, но все из них намного определили свое время. В них указывается такая информация, присутствуют такие особенности мировоззрения, которые не был понятны современникам Святого. Только теперь, с высоты прожитых столетий, человечество может оценить великую мудрость, которая была заложена в каждом томе книг.

Догматико-полемические

Догматические труды относятся к формальному, теоретическому типу литературы. В них Василий Великий описывает некоторые детали, которые могли не учесть более ранние исследователи писания. Также он дает пояснения довольно спорным моментам, которые встречались в православной традиции. Среди догматических творений Святого наиболее известными являются «Против Евномия» и «О Святом духе».

Экзегетические

Экзегетические трактаты Святого посвящены важным исследованиям, важным беседам, которые непременно проводятся как православными между собой, так и каждым человеком в своей голове. К тому типу относят такие книги, как «15 бесед на псалмы», «Беседы на Шестоднев», «Толкование на пророка Исаию».

Аскетические

Аскетические беседы — это именно те трактаты Василия Великого, которые были написаны им в моменты уединения и полного спокойствия души. Аскетические трактаты считаются наиболее глубокими и осмысленными, более философской направленности, чем религиозной. В них Василий Великий дает понимание того, почему он выбрал именно такой жизненный путь, как стоит жить монахам и отрекшимся от мира, чтобы получить Божье благословение и получить его благодать. Популярны и до сих пор не теряют своей актуальности аскетические трактаты «Нравственные правила», «Монашеские правила». Есть краткие правила и пространные. Последние указаны с глубокими философскими аспектами действий, в то время как первые более направлены на получение практических умений.

Литургические труды

Литургии, которые написаны были Василием Великим, используются в церковной практике. Они широко известны в православной и католической церквях. Насчитается и 28 проповедей Святого на различные темы. Найти их можно в свободном доступе, иногда встречаются и аудио версии бесед.

Письма

Письма Василия Великого многочисленны — их насчитывается более трех с половиной сотен. Среди них наиболее интересные Афанасию Великому, Григорию Богослову и Амфросию Медиоланскому.

Почему Собор Покрова называется в честь Василия?

Когда Василий умер, его тело было погребено у Троицкой церкви, что на рву, где в 1554 году был пристроен Покровский собор в память покорения Казани.

Спустя 36 лет после кончины блаженного, при правлении Феодора Иоанновича, в день памяти Василия (2 августа), при великом стечении народа «множае ста двадцати болящих внезапно получили исцеление» («Рукописное житие о чудесах святого блаженного Василия»). Царь и святитель, принимая это знамение  повелели над могилою угодника Божия воздвигнуть при Покровском соборе придел во имя святого Василия блаженного и в то же время сооружена была серебряная рака над мощами его и установлено праздновать память его в день кончины, 2-го августа (старый стиль).

Благоговейное отношение царя Федора к Василию Блаженному можно объяснить следующим. Уже умирая, Василий предрек Феодору Иоанновичу царствовать, несмотря на то, что еще был жив старший брат Иоанн.

Интересный факт: многие факты жития Василия Блаженного стали прообразом событий книги Е. Водолазкина «Лавр».

Смотрите мультфильм «Про Василия Блаженного» из серии «Гора самоцветов», но помните кем Он был:

О чем просят у святителя

К рязанскому святому обращаются в разных сложных ситуациях. Он известен, как покровитель обиженных и угнетенных, мудрый советчик и защитник обездоленных.

В молитвах к нему обращаются со следующими проблемами:

  1. О наставлении на путь истинный тех, кто заблудился и не может найти путь веры.
  2. Об успокоении и умиротворении, об укреплении веры и душевном покое.
  3. О стойкости в преодолении жизненных невзгод.
  4. Об избавлении от дурных мыслей и стресса.
  5. О получении поддержки в непростой ситуации, о помощи в принятии сложного решения.
  6. О мудрости и терпении, которые пригодятся в борьбе со злом и несправедливостью.

Также к святому часто обращаются за защитой путники, особенно те, кто путешествует по воде.

Канонизация и почитание

Ещё при жизни многие признавали Василия Блаженного святым человеком. В день его похорон было явлено чудо исцеления большого количества больных людей. В 1588 году московского юродивого причислили к лику святых. В этом же году к Покровскому собору присоединили придел в честь Василия Блаженного, расположенный над местом его погребения, которое накрыли серебряной ракой.

Важно! День памяти святого Василия — 2 (15) августа — установил патриарх Иов. В этот день до 1917 года поминальную службу служили Московские патриархии в присутствии российских правителей

Ежегодный патриарший молебен в день памяти Василия Блаженного возобновился 15 августа 1991 года.

Жизнь святого Василия Блаженного — пример отречения от мирских благ ради достижения духовного совершенства. Окружающие люди уважали и прислушивались к его словам, несмотря на видимое безумие и непонятное им поведение.

Житие блаженного Василия Московского, Христа ради юродивого

Житие святителя Василия

Свт. Василий родился примерно в 330 году в праведной семье. Его предки были истинными христианами, а бабушка Макрина являлась еще и ученицей Григория Чудотворца. И бабушка, и дед святителя во времена гонений претерпевали скорби ради Христа.

Отец Василия занимался адвокатурой, преподавал риторику, а мать была дочерью мученика. Она была благочестивой, почитала девство, но вынуждена была выйти замуж, чтобы избежать домогательств. В этом браке родилось девять детей: четыре сына и пять дочерей.

Святитель Василий Великий

Детство, юношеские и молодые годы

Один из братьев святителя, Навкратий, умер еще молодым. Брат Григорий стал святителем Нисским, а Петр – епископом. Когда умер отец, мать Василия приняла монашество. По ее примеру поступила и одна из сестер.

Детские годы Василия прошли в Понте, в отцовском поместье. В младенчестве он перенес опасную болезнь и его исцеление являлось чудом. В раннем возрасте большое влияние на формирование взглядов мальчика оказала мать, но особенно – бабушка. Затем образованием сына занялся отец.

Василий получил образование в Кесарии Каппадокийской. Считается, что там произошло его знакомство со свт. Григорием Богословом. Учеба продолжалась в Константинополе. Там Василий встретился с Ливанием, который был известным софистом.

Позже Василий прибыл в Афины. Там он изучал ряд наук, в том числе ораторское искусство, медицину, астрономию. Промыслом Божиим там он снова встретился с Григорием Богословом. Эта встреча укрепила их дружеские отношения. В том же городе Василий встретился с Юлианом, который впоследствии стал правителем – жестоким преследователем церкви.

Изучая биографию святителя, стоит вести дневник – столь важны и полезны его наставления.
Совет автора

Первые шаги на христианском поприще

Пробыв в Афинах около пяти лет, Василий вернулся на родину и начал преподавать риторические науки. В тот период он принял Крещение. Желая познакомиться с жизнью аскета, он поехал странствовать. Побывав в Сирии, Палестине и Египте, он приобщился к подвижническим идеалам.

По возвращении домой Василий раздал нуждающимся все, что имел, себе же сохранил только самые необходимые предметы одежды. Далее с несколькими единомысленными с ним людьми отправился в Понт для уединенной жизни. Там он трудился физически, молился, читал Писание и труды святых отцов, вел аскетический образ жизни. Его пищей был хлеб, а постель заменяла земля. В скором времени к нему присоединился Григорий Богослов.

Его суровый отшельнический образ жизни привлек многих подражателей. Люди приходили, чтобы поселиться рядом, и Василий помогал в устроении религиозно-нравственной жизни общины. Святитель считал, что для монашества лучшим средством станет общежитие, так как в этом случае есть возможность реализовать братскую любовь. Он сформировал для отшельников нравственные правила. Его волновали вопросы догматики, и он, чтобы помочь церкви, покинул свое убежище и в 360 году поехал на собор в Константинополь.

Святой помогал вымолить прощение за особо тяжкие грехи

Служение в сане пресвитера

Приблизительно в 363 году Василия призвал к себе Евсевий Кесарийский и рукоположил его в священнический сан. Изначально Василий был против этого, так как считал себя недостойным, и огорчался, что ему придется оставить жизнь отшельника. В церкви в тот период было много сложностей: ересь, вражда, неправильное поведение священников. На пути пастырского служения святителя ожидало множество трудностей.

Василий был помощником архиепископа и помогал владыке в административных вопросах, боролся за чистоту веры и нравственность людей. Из-за ревности других священников случился раздор. Чтобы не ухудшать сложившуюся ситуацию, Василий вернулся к жизни отшельника, но из-за силы арианства был вынужден вернуться ради церкви. Раздор уладился.

В 368 году случился голод из-за засухи. Благодаря пастырским призывам св. Василия, богатые горожане стали делиться с бедными людьми. Милостыней разошлось и имение матери святителя, которая к тому времени отошла ко Господу.

В чём помогает

Святого старца почитают, как покровителя потерявших кров, несправедливо обманутых, расставшихся с надеждой на лучшую жизнь. Считается, что обращенная к нему молитва способна исцелить тяжелые заболевания, направить заблудшую душу на праведный путь.

Василию Блаженному молятся для избавления от алкоголизма, наркотической зависимости. Особые чудеса целитель проявлял при лечении от болезней глаз, частичной или полной потере зрения. Юродивый многократно демонстрировал провидческий дар, предсказывая возникновение пожаров. В его власти защитить имущество от огня.

Домашняя икона поможет отвести от близких чужую зависть, избавит от напраслины, укрепит уверенность в собственных силах. При поддержке чудотворца верующий человек легче переносит насмешки, гонения, житейские тяготы.

В чем помогает чудотворец

Чудесные явления по молитвам к святому Василию Острожскому стали происходить сразу после его погребения. В монастырских книгах зафиксировано множество случаев чудесного избавления от душевных и телесных заболеваний.

К чудотворцу обращаются за помощью для излечения:

  • слепоты;
  • немоты;
  • бесплодия;
  • онкологии;
  • паралича;
  • болезней опорно-двигательного аппарата.

Преподобный помогает и при возникновении различных жизненных трудностей. Василия Острожского можно попросить наладить семейные отношения. Защитник сербского народа также помогает справедливо разрешить судебные споры и конфликты.

Особой силой обладают святые мощи. Замечено, что сбываются даже просьбы, написанные на бумаге и оставленные в стенах монастыря. Помогает исцелиться и вода из пещеры, где хранились первое время нетленные останки чудотворца.

Святитель Василий Острожский не отказывает в помощи не только христианам, но и иноверцам. К нему на поклон приходят люди, исповедующие ислам или католичество. Искренняя молитва защитит любого, кто обращается к святому.

Чудеса исцеления

По молитвам к свт. Василию милостью Божией исцеление получило множество людей. Святой помогал вымолить прощение за особо тяжкие грехи. Так, одна женщина, будучи блудницей, из стыда написала свои грехи на бумаге и передала их в конверте. Святой не распечатывал его и всю ночь молился о прощении женщины. Утром нераскрытое письмо вернулось к женщине, и все ее поступки, кроме одного, были уже изглажены.

Св. Василий порекомендовал ей обратиться к Ефрему Сирину, но святой отец вернул ее к свт. Василию, так как, по его словам, только он мог вымолить для нее прощение. Вернувшись в город, она узнала, что святитель отошел ко Господу. Она зарыдала, припала к земле, а свой конверт положила на гроб святого. Когда с помощью клирика конверт был вскрыт, лист бумаги был абсолютно чист – грех был изглажен уже при посмертном содействии святого отца.

Святые мощи Василия Великого нетленны. Их части хранятся в разных храмах и монастырях по всему миру. Так, честная глава его находится на горе Афон.

Смерть

К тому времени, когда появилась возможность воспользоваться политическими изменениями в государстве, аскетичный образ жизни вконец истощил организм Василия. Мужчина умер в первый день 379 года, отдав служению в храме 8,5 лет.

Мощи Василия Великого

По легенде перед смертью Василий Великий сначала крестил новичка-еврея, затем обратился к ученикам и пастве с назидательными словами не покидать церковь до 9 часов вчера. Помолился Богу, воздав хвалы за столь насыщенную и праведную жизнь, и испустил дух. На похоронах были замечены представители разных конфессий – и христиане, и иудеи, и даже язычники. Василия канонизировали вскоре после смерти.

С какими просьбами обращаются к святому

Прославившийся при жизни благими и чудотворными деяниями Василий Блаженный высоко чтим и в настоящее время. Читать молитвы и просить помощи святого угодника можно как в храмах, так и дома. Божий угодник помогает:

  • исцелиться от тяжких и хронических недугов;
  • излечиться от немощи и других травм;
  • предупредить развитие различных патологий, включая воспаление головного мозга, болезни глаз, ног и кожных покровов;
  • избавиться от нервных расстройств;
  • воспрянуть духом, поверить в себя и силы небесные;
  • получить покаяние и смирение;
  • избежать конфликтов и разладов в семье;
  • не допустить воинского противостояния и захвата в плен.

Просить помощи и покровительства Василия Блаженного можно как для себя, так и для родных своих. Читать молитвы нужно шепотом, отстранивших от забот и дел мирских. Перед иконой с изображением святого зажигают свечу.

Мощи чудотворца находятся в Покровском соборе

Московский юродивый Василий Блаженный

У одного московского сапожника случился как-то хороший заказ: богатый купец пригнал в Москву струги с хлебом и решил пошить себе новые сапоги. Чтоб на столичный фасон — хромовые, «со скрипом», да чтоб сносу им не было. Объяснил он все это сапожнику, и вдруг мальчишка-подмастерье, до этого тихо сидевший в углу и смоливший дратву, поднял голову: «Будь уверен, господин! Такие сапоги тебе пошьем — никогда не износишь». И… заплакал.

Недоумевающий купец пожал плечами, оставил задаток и вышел вон. А сапожник тут же устроил своему ученику выволочку: чего, мол, дурью своей заказчиков смущаешь? Подмастерье вытер слезы, и сказал: «Он не то что сносить — он их даже обуть не успеет. Потому что вскоре умрет».

Мастер, конечно, не поверил заплаканному мальчишке. Через несколько дней он понес готовые сапоги купцу на его струги. Возле пристани толпился народ. Сапожник спросил, в чем причина сборища. Оказалось, его заказчик скончался накануне. Вспомнив предсказание своего подмастерья, сапожник пришел в ужас. С этого момента он стал почитать своего ученика, как святого прозорливца. Звали мальчика Василием.

Он родился в декабре 1468 г. близ Москвы. Предание говорит, что рожден он был прямо на паперти Елоховского храма. В летописи XVII в. упоминается, что святой Василий был сыном простых родителей, которые по достижении им отроческого возраста отдали его в обучение к сапожнику.

Ремеслу Василий выучился, однако сапожником так и не стал. С шестнадцати лет он принимает на себя подвиг юродства Христа ради. Постоянно, в палящий летний зной и в трескучий лютый мороз, ходил он нагой и босой по улицам Москвы. Обыкновенно он был молчаливым, а если и говорил, то произносил что-то загадочное и непонятное. Под стать словам были и его поступки: зайдет в калашный ряд — то у одного, то у другого торговца опрокинет лоток с калачами, придет в квасной ряд — там прольет у кого-нибудь кувшин с квасом. Рассерженные торговцы начинали его бить, таскать за волосы по земле, а он с радостью принимал побои и благодарил за них Бога. Однако странные и непонятные поступки блаженного постепенно получали свое объяснение: оказалось, что калачи были испечены из муки с вредными примесями, квас тоже был негодным.

Василий проповедовал милосердие к ближним, но иногда его понимание этой добродетели ставило окружающих в тупик. Как-то царь, желая испытать блаженного, умолил его одеться в богатые одежды и принять от него золото, сам же послал слуг наблюдать за святым. Блаженный пошел из дворца к Лобному месту и отдал это золото купцу-иностранцу. Доложили об этом царю, тот удивился, что блаженный раздал золото не нищим, а купцу, призвал блаженного и спросил, куда он дел золото. «Христу отдал», — отвечал блаженный Василий. «Почему отдал не нищим, а купцу?» — вопросил снова царь. Тогда блаженный пояснил: «Купец тот был очень богат, имел много кораблей, но они потонули, и купец в одночасье лишился всего. Единственным его достоянием осталась дорогая купеческая одежда. Уже три дня, как ему совсем нечего есть, а просить милостыню он стесняется из-за того, что выглядит богато. Нищие же просить не боятся, поэтому всегда имеют себе пропитание».

Многие замечали, что, когда блаженный проходил мимо дома, в котором безумно веселились и пьянствовали, он со слезами обнимал и целовал углы такого дома. Юродивого спрашивали, что это значит, он отвечал: «Ангелы-хранители бесчинствующих людей отошли от них, стоят возле дома и сокрушаются о грехах людских. А я со слезами упрашиваю их молить Господа об обращении грешников».

Василий не боялся обличать в грехах самого царя Иоанна Грозного. Житие описывает случай, когда, находясь за богослужением, царь во время молитвы думал о постройке своего нового дворца на Воробьевых горах. После службы блаженный Василий подошел к царю. «Где ты был, Василий? Я не видел тебя в храме», — спросил царь. «А я видел тебя, — отвечал Блаженный, — только ты был не в храме, а на Воробьевых горах».

Несмотря на все лишения и невзгоды, испытанные при жизни, блаженный Василий дожил до глубокой старости. В последние годы он лежал тяжело больной. Царь Иоанн Грозный и царица с младенцами — старшим Иваном и меньшим Феодором — пришли к нему испросить молитв за них. Блаженный, находясь уже при смерти, сказал, обращаясь к младенцу царевичу Феодору: «Все достояние прародителей твоих будет твоим, ты — наследник». Это было последнее дошедшее до нас пророчество блаженного. Вскоре, 2 августа 1557 г., он скончался. Тело блаженного Василия было погребено у собора Покрова на Рву. Сегодня этот удивительной красоты храм известен всему миру как собор Василия Блаженного.

Творения

Василий Великий за свою жизнь успел написать множество книг. Удивительно, но все из них намного определили свое время. В них указывается такая информация, присутствуют такие особенности мировоззрения, которые не был понятны современникам Святого. Только теперь, с высоты прожитых столетий, человечество может оценить великую мудрость, которая была заложена в каждом томе книг.

Догматико-полемические

Догматические труды относятся к формальному, теоретическому типу литературы. В них Василий Великий описывает некоторые детали, которые могли не учесть более ранние исследователи писания. Также он дает пояснения довольно спорным моментам, которые встречались в православной традиции. Среди догматических творений Святого наиболее известными являются «Против Евномия» и «О Святом духе».

Экзегетические

Экзегетические трактаты Святого посвящены важным исследованиям, важным беседам, которые непременно проводятся как православными между собой, так и каждым человеком в своей голове. К тому типу относят такие книги, как «15 бесед на псалмы», «Беседы на Шестоднев», «Толкование на пророка Исаию».

Аскетические

Аскетические беседы — это именно те трактаты Василия Великого, которые были написаны им в моменты уединения и полного спокойствия души. Аскетические трактаты считаются наиболее глубокими и осмысленными, более философской направленности, чем религиозной. В них Василий Великий дает понимание того, почему он выбрал именно такой жизненный путь, как стоит жить монахам и отрекшимся от мира, чтобы получить Божье благословение и получить его благодать. Популярны и до сих пор не теряют своей актуальности аскетические трактаты «Нравственные правила», «Монашеские правила». Есть краткие правила и пространные. Последние указаны с глубокими философскими аспектами действий, в то время как первые более направлены на получение практических умений.

Литургические труды

Литургии, которые написаны были Василием Великим, используются в церковной практике. Они широко известны в православной и католической церквях. Насчитается и 28 проповедей Святого на различные темы. Найти их можно в свободном доступе, иногда встречаются и аудио версии бесед.

Письма

Письма Василия Великого многочисленны — их насчитывается более трех с половиной сотен. Среди них наиболее интересные Афанасию Великому, Григорию Богослову и Амфросию Медиоланскому.

Храмы

Сейчас известно 227 церквей, которые посвящены Василию Великому. Они раскиданы по всему евразийскому континенту, но большая их часть находится в Тверской, Ярославской или Вологодской областях Российской Федерации.

Популярность храмов Василия Великого обусловлена рядом причин. Учитель всегда проявлял свою любовь для каждого, поэтому любой, даже заходя в самый маленький храм, посвященный Василию, испытывает огромное чувство радости. Просят икону Василия Великого о многом, но больше всего молитв касаются:

  • успеха в благотворительной деятельности;
  • усиления способностей умственных и физических;
  • привнесении в жизнь творческих ноток;
  • удачной постройки жилища;
  • удачном начале нового проекта на работе;
  • совершения выгодной сделки;
  • успешного переезда на другое место;
  • выгодного вложения финансов в собственное предприятие;
  • защиты посева и получения богатого урожая;
  • избавления от хронических болезней;
  • призыва удачи для большого мероприятия, которое, казалось, обречено на провал.

За помощью Василия Великого обращаются не только в одном из его храмов, но и в домашних условиях. Перед образом, иконой обязательно нужно встать на колени. При этом молитвы читают разные в зависимости от ситуации.

На троицу около иконы Василия Великого произносят молитву о прошении милования, о даровании Святого духа и об упокоении ушедших родственников.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector