Значение слова «юродивый»
Содержание:
- Библейские корни
- Василий Блаженный — суперзвезда!
- Примечания
- Что значит юродивый
- Отношение к юродивым людям
- Юродство в Ветхом Завете
- Сложный диагноз
- Юродство после Рождества Христова
- Кого называют юродивым
- Иван Яковлевич Корейша
- История
- Главное – суметь сделать рывок
- Особенности и отличия подвига юродства
- Взлеты и падения московского юродства
- В словаре Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализня
- Синонимы
- Значение слова «юродивый»
Библейские корни
— Владимир Михайлович, откуда вообще взялись понятия «юродство», «юродивый»?
— Представление о юродстве появляется еще в Ветхом Завете. Некоторые пророки юродствовали, к примеру, пророк Исайя. Их пророчества могли облекаться в неожиданную для слушателей, парадоксальную, эпатажную форму. В Новом Завете о юродстве говорит в своих посланиях апостол Павел: Ибо слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых, — сила Божия (1 Кор 1:18) и дальше: Ибо когда мир своею мудростью не познал Бога в премудрости Божией, то благоугодно было Богу юродством проповеди спасти верующих (1 Кор 1:21). Мысль апостола Павла такова: христианство с точки зрения обывательского сознания — это безумие, это отвержение привычной, «мирской» системы ценностей. Вписать христианское упование в эту систему невозможно. Речь не о том, конечно, что у христианина не может быть обычных человеческих потребностей, но о том, что нельзя ставить эти потребности во главу угла, а напротив — нужно стремиться к духовному совершенству и отвергать всё, что этому мешает, всё, что «заземляет» христианина.
— Но отрицание мирских привязанностей, иначе говоря, аскеза — понятие куда более широкое, чем юродство. Можем ли мы более конкретно сказать, что же это такое — юродство?
— Наиболее удачный вариант ответа на этот вопрос был предложен Георгием Петровичем Федотовым в книге «Святые древней Руси». По Федотову, юродство — это «1. Аскетическое попрание тщеславия, всегда опасного для монашеской аскезы. В этом смысле юродство есть притворное безумие или безнравственность с целью поношения от людей. 2. Выявление противоречия между глубокой христианской правдой и поверхностным здравым смыслом и моральным законом с целью посмеяния миру (I Кор. I–IV). 3. Служение миру в своеобразной проповеди, которая совершается не словом и не делом, а силой Духа, духовной властью личности, нередко облеченной пророчеством».
Люди, вступившие на этот путь, видели в нем для себя единственную дорогу к спасению, видели наиболее адекватный — опять же, лично для себя! — способ подражания Христу. Ведь и с христианской, и с исторической точки зрения первым юродивым был Сам Спаситель, полностью отвергавший ценности мира сего и призывавший человечество к иному образу жизни в Духе Святом.
Поэтому скажем так: юродство — это особый вид христианского делания, особый христианский подвиг.
В.Г.Перов. «Блаженный». 1879 год
— Насколько распространен был этот подвиг?
— Не слишком распространен. Г. П. Федотов в своей книге приводит такую статистику: Греческая Церковь чтит шесть юродивых, из которых у нас наиболее известны Андрей Блаженный (IX век) и Симеон Эмесский (VI век). Подвиг этот был более характерен для христианского Востока и для Руси, нежели для Запада. В Католической Церкви разве что о Франциске Ассизском можно говорить как о юродивом, но это отдельный случай, не породивший какой-либо заметной тенденции. Нет юродивых и у протестантов.
Что касается Руси, то вновь процитирую Федотова: «По столетиям чтимые русские юродивые распределяются так: XIV век — 4; XV — 11; XVI — 14; XVII — 7». Как видите, вовсе немного. Конечно, речь здесь идет только о юродивых, причисленных к лику святых, прославленных — реально их, разумеется, было больше. Тем не менее даже из этих цифр мы видим, что подвиг юродства — не массовый, что это всякий раз уникальный случай. Заметим, что во времена Киевской Руси юродивых практически не было. Точнее говоря, некоторые подвижники той эпохи — к примеру, Исаакий Печерский или Авраамий Смоленский — временами предавались этому подвигу, но затем переходили к иному образу подвижничества.
Василий Блаженный — суперзвезда!
Как называется одна из главных достопримечательностей Москвы — огромный собор на Красной площади? Тот самый, который Ле Корбюзье обозвал «бредом безумного кондитера»? Храм Василия Блаженного, правда? Вообще-то, по канону он Покровский собор, но народное название фактически вытеснило официальное.
Василий, возможно, самый известный русский юродивый. И история его жизни крайне показательна — не исключено, что многие биографии божьих людей последующих эпох включали в себя заимствования из нее.
Он родился в середине XV века, в самом начале правления Ивана III, умер — спустя 90 лет, уже при Иване IV, то есть застал пик тех событий, о которых говорилось выше. Его родители были благочестивыми христианами из предместий Москвы, да и сам он с детства отличался набожностью, тихим характером и склонностью к уединению. Всё это, конечно, хорошо и похвально, но необходимо было подумать и о хлебе насущном. Потому Василия достаточно рано отдали в ученики к сапожнику — и именно здесь раскрылся его странный талант.
Однажды к ним в мастерскую пришел новый клиент и заказал сразу несколько пар сапог. По одной версии, Василий начал громко смеяться, по другой — не менее громко плакать. Когда его спросили о причинах такой реакции, он ответил, что ему кажется странным этот заказ, ведь человек всё равно не будет носить обновку. Никто ничего не понял, и всё списали на странный характер подмастерья.
На следующий день заказчик умер — связь между этим событием и словами Василия не вызвала ни малейших сомнений. И у самого провидца, судя по всему, тоже, поскольку он не мешкая ушел от работодателя и стал юродствовать.
Благоговение — потому, что статус «святого подвижника» (неканонический, конечно же) закрепляется за ним незамедлительно. Страх — потому, что действия Василия абсолютно непредсказуемы, а их последствия могут быть крайне неприятными (вспомним начало его биографии).
Иногда он заходит в торговые лавки и подает купцам милостыню. На смех богачей и заявления, что им ни к чему его жалкие монетки, он отвечает: «Пригодится». Человек, получивший такое пожертвование, разоряется.
Василий заходит в лавку и переворачивает чан со свежеприготовленным квасом или выбрасывает в грязь только что испеченные калачи — купец немедленно признаётся, что обвешивал покупателей или продавал некачественный товар. Простое и оскорбительное действие, уже граничащее с хулиганством, заставляет каяться торговца — с его точки зрения, произошло это именно потому, что юродивый увидел обман и таким образом упрекнул нечестного толстосума. Хотя если развеять визионерско-пророческий флер, которым окутан инцидент, то случившееся следует трактовать как банальный погром.
Юродивый бродит по улицам и бросает камни в некоторые дома. А к другим подходит и начинает целовать их углы и стены. На логичный вопрос о причинах он отвечает: в жилищах праведников нет места бесам, те толпятся у стен, и он прогоняет их камнями. А в дома нечестивых ангелы войти не могут — и Василий приветствует небесных созданий, чтобы они не чувствовали себя покинутыми. Идея самая что ни есть мифологическая — но отношение к жителям отмеченных юродивым домов меняется, иногда радикально.
Примечания
- урод // Этимологический словарь русского языка = Russisches etymologisches Wörterbuch : в 4 т. / авт.-сост. М. Фасмер ; пер. с нем. и доп. чл.‑кор. АН СССР О. Н. Трубачёва, под ред. и с предисл. проф. Б. А. Ларина . — Изд. 2-е, стер. — М. : Прогресс, 1987. — Т. IV : Т — Ящур. — С. 168. ; юродивый // Этимологический словарь русского языка = Russisches etymologisches Wörterbuch : в 4 т. / авт.-сост. М. Фасмер ; пер. с нем. и доп. чл.‑кор. АН СССР О. Н. Трубачёва, под ред. и с предисл. проф. Б. А. Ларина . — Изд. 2-е, стер. — М. : Прогресс, 1987. — Т. IV : Т — Ящур. — С. 534.
- Юродивый // Толковый словарь живого великорусского языка : в 4 т. / авт.-сост. В. И. Даль. — 2-е изд. — СПб. : Типография М. О. Вольфа, 1880—1882.
- Юродство // Толковый словарь русского языка : в 4 т. / гл. ред. Б. М. Волин, Д. Н. Ушаков (т. 2—4) ; сост. Г. О. Винокур, Б. А. Ларин, С. И. Ожегов, Б. В. Томашевский, Д. Н. Ушаков ; под ред. Д. Н. Ушакова. — М. : Государственный институт «Советская энциклопедия» (т. 1) : ОГИЗ (т. 1) : Государственное издательство иностранных и национальных словарей (т. 2—4), 1935—1940.
- Энциклопедия «Религия»: «Юродивые». (недоступная ссылка с 14-06-2016 )
- Житийная литература // Православная энциклопедия. — М. : Церковно-научный , 2008. — Т. XIX. — С. 283-345. — 752 с. — 39 000 экз. — ISBN 978-5-89572-034-9.
- Юродивые // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
- Gorainoff I. Les Fols en Christ… Р. 15-16; Saward J. Dieu a la folie. P. 15.
- Изначально Бог указал готовить хлеб на человеческом кале (Иез. 4:12), но после прошения Иезекиля заменил его на коровий помёт.
- ↑ 12 Жан Клод Ларше, Исцеление психических болезней: Опыт христианского Востока первых веков / Пер. с франц. — М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2007. — 224 с.
- ↑ 12 Жан-Клод Ларше. Библейские источники юродства
- Юстин «Эпитома сочинения Помпея Трога „История Филиппа“» Книга II
- Апофтегмы (алфавитное собрание). Об авве Антонии. 25 (рус. пер.: Достопамятные сказания. С. 427).
- Юродство // Религиозная энциклопедия на портале Богослов.ru
- Назаров В. Н. Юродство как феномен мировой культуры
- “Foolishness-for-Christ», Православие и мир, англ. яз.
- Никольский Н. М. История русской церкви — 3-е изд. — М.: Политиздат, 1985.
- https://www.globalistika.ru/vestnik/vestnik_59.pdf с. 109
Что значит юродивый
Данное слово вызывает различные ассоциации. Некоторые представляют инвалида детства, имеющего ограниченные умственные или физические возможности. Другие вспоминают объект постоянных насмешек и оскорблений. А многие сразу обращают мысли к известным историческим персонам или оригинальным звездам шоу-бизнеса. Общий смысл, который мы вкладываем в это понятие — «отличный от всех нормальных».
Значение понятия
Справедливости ради нужно отметить, что в современном русском языке у слова несколько значений:
Контекст, тема разговора помогут понять, какое из значений вложено в словарную единицу.
Церковное толкование
В кругу верующих значение слова «юродивый» перманентно. В православии весьма почитается жизненный подвиг добровольной блаженности. Он считается самым сложным. В Новом Завете апостол Павел доводит до нас следующую мысль:
Какой же безграничной решимостью должна обладать личность, готовая откликнуться на этот призыв и посвятить жизнь вечному смирению. Последовав за Христом, подвижники оставляли в миру все, что имели, обрекали себя на посмешище и издевательства.
Все чаще его смысл трактуют согласно церковной версии. Этому способствует православная грамотность населения: народ идет в храм, с интересом изучает жития святых, в том числе принявших по собственной воле блаженность ради Христа.
Многие дети посещают воскресные школы, знакомятся с историей становления Христианства на Руси, изучают важнейшие заповеди православия. В общеобразовательных школах в учебный план включены курсы, в содержании которых подвиг юродства занимает особое место.
Происхождение слова
Созвучие корней юрод- и урод- определяет основное значение слова. Хотя при образовании в древнеславянском языке использовался корень род- , к нему добавлялась приставка ю- , имевшая значение отрицания. Поэтому смысл получался таким: не вписывающийся в род, в породу.
Перекочевав из старославянского, слово не потеряло начального звука , а также одного из своих значений — противостоящий обществу.
Это интересно: Востряковское кладбище
Отношение к юродивым людям
Как сказал классик, Россию-матушку умом сложно понять. Если Запад эпохи Средневековья не признавал добровольного помешательства, то русская загадочная душа принимала убогих всеми фибрами.
В целом же простой люд выражал бродягам с демонстративной инаковостью сострадание, сдобренное неким преклонением. Находились и богатеи, которые не гнушались немытыми, лохматыми праведниками и проявляли сердобольность. Считалось, что подаяние слабоумному крикуну может привести фортуну, ведь его неординарные поступки отводят прочь дьявольские происки.
Даже цари и князья не смели нанести откровенную обиду чудаковатым балагурам, просили у них молитв о своем прощении. Заезжие иностранцы поражались подобным фактам и детально описывали их в путевых заметках.
Юродство в Ветхом Завете
Многие пророки Ветхого Завета Библии считаются предшественниками юродивых «Христа ради».
Пророк Исаия ходил нагим и босым в течение трех лет, предупреждая о предстоявшем вскоре египетском плене (Ис. 20:2-3); пророк Иезекииль лежал перед камнем, обозначавшим осажденный Иерусалим, и ел хлеб, приготовленный, по повелению Бога, на коровьем помёте (Иез. 4:15); Осия вступил в брак с блудницею, что символизировало неверность Израиля Богу (Ос. 3)
Целью вышеуказанных действий было привлечь внимание окружающих и побудить народ Израильский к покаянию и обращению. Пророки, указанные в Ветхом Завете, не считались юродивыми в полном смысле этого слова, а лишь время от времени прибегали к нетрадиционным или вызывающим поступкам для доведения до обывателей воли Божьей, однако подобные поступки не являлись их аскетическими стремлениями
Сложный диагноз
В жизни отличить юродивого от сумасшедшего бывает очень сложно. «Нам просто в древнем юродивом увидеть его святость, потому что мы смотрим на него через призму агиографии, церковного осмысления его подвига», — говорит Андрей Виноградов.
«Всякое дело проверяется временем. Как сказал в синедрионе Гамалиил, учитель апостола Павла, когда туда привели апостолов, пытаясь запретить им говорить о Христе, “если это предприятие и это дело — от человеков, то оно разрушится, а если от Бога, то вы не можете разрушить его, берегитесь, чтобы вам не оказаться и богопротивниками” (Деян. 5: 38-39). Как есть старцы, а есть младостарцы, лжестарцы, так бывают и юродивые истинные, а бывают кликуши. Внутренняя жизнь человека — тайна. Поэтому часто при канонизации возникают вопросы, связанные с тем, что внутреннее ведомо только одному Богу, — считает духовник московской епархии, настоятель Покровского храма села Акулово протоиерей Валериан Кречетов. С ним согласен и отец Дамаскин (Орловский): «Поскольку этот подвиг крайности, очень трудно определить, в точности оценить юродство Христа ради. Это, пожалуй, единственная форма подвига, которая духовно настолько сложно различима».
И в Византии, и в синодальной России существовали даже законы, направленные против лжеюродства, которые, впрочем, могли быть применимы и против истинных юродивых. «Например, Феодор Вальсамон, знаменитый канонист, который жил в Константинополе в XI веке и стал Антиохийским патриархом, посадил на цепь двух людей, которых он считал лжеюродивыми, и только через некоторое время, разобравшись, был вынужден признать, что это были настоящие подвижники, и отпустить их, — рассказывает Андрей Виноградов. — Поведение юродивого внешне может никак не отличаться от поведения больного человека. Я был свидетелем сцены, когда у входа в Елоховский собор стояла пожилая женщина, громко обличавшая епископат, приехавший в собор на богослужение: за мерседесы и т. п. По ее поведению я бы сказал, что она сумасшедшая, но исключать, что она юродивая, я бы тоже не стал. Эту женщину в какой-то момент прогнали, но принятие юродивым обратной реакции от общества, на конфликт с которым он идет, — это часть подвига юродства. Исключения редки: на Руси XVI-XVII веков юродивый был настолько важным явлением, что он крайне редко подвергался агрессии со стороны общества. Один английский путешественник свидетельствует, что в Москве тех времен юродивый мог обличать любого человека вне зависимости от его социального статуса, и обличаемый принимал смиренно любое поношение. Почему? Это связано в известной мере с темпераментом: русский народ правдолюбец, он любит всяческого рода обличения. Русский человек того времени был готов снести публичное осмеяние в надежде на прощение тех грехов, в которых он был обвиняем, в отличие от грека, выросшего в рамках агонистической, состязательной культуры. Для греков с их тысячелетней историей Православия формы святости мыслились очень консервативно. Они знали, как должен вести себя святой человек, и любое отклонение от привычного поведения воспринималось ими болезненно. Юродивых, ведших себя вызывающе с точки зрения нравственных норм, могли даже побить или убить. Русь, имевшая менее строгую церковную культуру, легче терпела вмешательство “юродивых”. Более того, существование человека, обличающего всех от нищего до царя, являлось своеобразным мотором социальной динамики, которой обществу в это время как раз не хватало. Ну и конечно имел значение особый тип русской религиозности, который был, как и сирийский, склонен к крайностям».
Сложно говорить о типологии русского юродства, потому это настолько специфическое явление, что выделить его «национальные черты» очень сложно, разводят руками исследователи, каждый юродивый по-своему уникален. Кто-то, как Симеон Юродивый, бросался камнями во время богослужения, кто-то просто стоял на камне, молился и обличал словом, как Прокопий Устюжский. Кроме того, все агиографы пользовались как образцом одним и тем же византийским житием Симеона Юродивого и, объясняя духовный смысл подвига юродства, во многом повторяли друг друга.
Юродство после Рождества Христова
Согласно христианским представлениям, религиозный подвиг юродства состоит в отвержении с наибольшей последовательностью мирских забот — о доме, семье, труде, о подчинении власти и правилам общественного приличия. Апостол Павел в своём Послании к Коринфянам призывает «Будьте подражателями мне, как я Христу» (1Кор. 11:1). Из этого делают вывод, что Христос и святые могли быть примером «для тех ревностных христиан, которые стремились следовать Учителю во всем, претерпеть то, что Он претерпел».
Безумие Нового Завета понимается в духовном смысле, а не в психопатологическом. Если установления тогдашнего общества считать мудростью, то Христос и его ученики призывали изменить их или отречься от них, став соответственно «безумными» для «мира сего». Одним из оснований подвига юродства считаются проповеди Апостола Павла в Новом Завете:
Преподобный Антоний в ранние века христианства говорил: «Приходит время, когда люди будут безумствовать, и если увидят кого не безумствующим, восстанут на него и будут говорить: „Ты безумствуешь“, — потому что он не подобен им».
По словам святителя Афанасия Александрийского:
Больше всего святых юродивых было на Руси — в Русской православной церкви почитают 36 юродивых. Первым из известных юродивых на территории нынешней России считается Прокопий Устюжский, который с территории Европы прибыл в Новгород, затем в Устюг. Он вел строгий аскетический образ жизни. Юродивые пришли на смену волхвам и были желанными гостями для всего тогдашнего общества. Сам Иван Грозный относился к ним с благоговением: так, когда Миколка Свят обругал царя и предрёк ему смерть от молнии, царь просил молиться, чтобы Господь избавил его от такой участи. Другим знаменитым юродивым при Иване был Василий, ходивший совершенно нагим. В его честь назван собор Василия Блаженного. Профессор Лю Тяньцай даже причисляет юродство к традициям русской культуры.
Кого называют юродивым
Попробуем выяснить, кто это такой — юродивый человек . Чем вызваны и что означают его поступки?
Может, это обычные граждане, но, выражаясь современным языком, желающие выглядеть эпатажными, создавать вокруг себя ауру загадок и тайн. А может, это маргинальные личности? Ну не хотят они маршировать в одну ногу со всеми.
При желании можно найти много объяснений поведению блаженных. Самое простое из них — психическое расстройство. Тогда почему чаще всего этим термином называют не обладателей клинической патологии, а простаков и добряков, готовых расстаться с последней рубахой в пользу ближнего.
Вспомните фильм режиссера Владимира Меньшова «Розыгрыш» (1973 г.), где героиню актрисы Натальи Вавиловой, старшеклассницу Таю, самовлюбленный одноклассник брезгливо называет убогой. Причиной этому явились бескорыстная доброта девушки по отношению к окружающим, ее удивительная способность видеть в людях только хорошее.
Получается, что юродствующих отличают неисчерпаемая духовность и осознанное проявление помешательства. Но под силу ли слабоумным осмысленное совершение поступков? Однозначно, нет.
Поэтому только личность с абсолютно здоровой психикой и уникальными свойствами смиренной души может сознательно броситься в омут безумия. Сила духа таковых значительно выше эмоций. Их поступки бесстрастны, по жизни их ведет духовный разум.
Иван Яковлевич Корейша
Родился этот человек в Смоленске, где юродствовал первую часть своей жизни. Прославился своей прозорливостью — умел предсказывать не только болезни и смерть, но и прочие, менее важные события в жизни человека. После 1812 года его интересы изменились. Корейша принялся обличать нечестных чиновников. Власти обиделись на юродивого и отправили его в московскую психиатрическую лечебницу. В столице у Корейши началась новая жизнь, в которой, впрочем, имели место и весьма неприглядные истории.
Анна Семенович занимается ездой на лошадях: спортивные увлечения русских звезд
Немцы превратили Renault Duster в вездеход с 400-сильным мотором
Меньше нагрузок: как пережить атмосферные скачки (врач рекомендует)
История
Юродство как особый род аскезы возникает в среде восточного монашества около в. Палладий в Лавсаике рассказывает о монахине в одном из египетских монастырей, которая делала вид, что она безумна и одержима бесами, жила обособленно, выполняла всю грязную работу, и монахини называли ее σαλή позднее обнаруживается ее святость, и Палладий указывает, что она воплотила в жизнь те слова из Послания к Коринфянам, которые цитировались выше.
Юродство предполагает внешнее безумие (бесноватость) как крайнее средство изничтожение гордыни , способность к прорицанию, осуществляемому под видом безумия и лишь постепенно постигаемому людьми, смиренное приятие поношений и побоев как следования Христу, обличение грешников и способность видеть бесов, их окружающих, ночные тайные молитвы и демонстративное неблагочестие днем и т.д.
Юродство как тип поведения использует, видимо, ту модель, которая была задана бесноватыми, жившими у мощей святых. В — вв. около церквей, построенных на могилах святых (мартириумы), образуются общины бесноватых, которые периодически подвергаются экзорцизму , а в остальное время живут при церкви, выполняя различные работы в церковном хозяйстве. Бесноватые участвуют в церковных процессиях и могут выкриками и жестами обличать власть имущих в грехах и неблагочестии; их обличения воспринимаются как вещие слова, исходящие от обитающего в них беса (убеждение в том, что обитающие в бесноватых демоны могут открывать истины, скрытые от людей, основано на евангельских примерах бесов, исповедающих Сына Божия, ср. Мф. 8, 29 ; Мк. 5, 7). Вместе с тем в житиях юродивых часто повторяется мотив восприятия их как одержимых бесами, а их пророчеств и обличений как исходящих от демонов (в житии Симеона Эмесского , в житии Андрея , юродивого цареградского и т.д.).
Подвиг юродства не получает значительного распространения в Византии или, во всяком случае, лишь в редких случаях удостаивается признание в форме санкционированного Церковью почитания. Ряд святых прибегают к юродству лишь в течение определенного времени, посвящая, однако, большую часть своей жизни аскезе другого типа. Период юродства отмечается, например, в житиях преп. Василия Нового (X в.), преп. Симеона Студита , учителя Симеона Нового Богослова , святителя Леонтия, патриарха Иерусалимского (+ 1186/1187) и др. В византийских источниках, однако, содержатся многочисленные рассказы о “божиих людях”, принимавших облик безумцев, ходивших нагими, носивших вериги и пользовавшихся исключительным почитанием византийцев. Иоанн Цец (XII в.) говорит, например, в своих письмах о знатных константинопольских дамах, которые в своих домашних церквях вешают не иконы, а вериги юродивых, заполнивших столицу и почитаемых более, чем апостолы и мученики; Иоанн Цец пишет, однако, о них с осуждением, равно как и некоторые другие поздневизантийские авторы. Такого рода осуждение было, видимо, характерно для церковных властей этой эпохи и связано со стремлением утвердить общежительное монашество, живущее по уставу и не практикующее нерегламентированные формы аскезы. При этих условиях, естественно, почитание юродивых как святых официальной санкции не получало.
Главное – суметь сделать рывок
Судьба Золушки и всех ее многочисленных побратимов учит двум вещам: во-первых, нужно уметь взять себя в руки и прыгнуть выше головы, и, во-вторых, глумиться ни над кем нельзя, потому что, возможно, уже завтра человек может попасть в зависимость от того, над кем он еще вчера издевался.
Но, правда, справедливости ради надо сказать, что такое развитие событий в реальной жизни относительно редко, потому что большинство людей, которые позволяют наступать себе на голову, не перестают этого делать в течение всей жизни. Другими словами, неудачник – это скорее диагноз и состояние души, чем объективное положение вещей. Как раз для того, чтобы изменить судьбы людей, и снимаются такие фильмы, как трилогия «Назад в будущее», и пишутся такие книги, как «Мартин Иден» или «Оливер Твист». Конечно, последний герой не стал звездой, зато обрел покой и благоденствие. Все выше перечисленные могли бы дать развернутый ответ на вопрос, что обозначает слово «ёрничать». Герои натерпелись в свое время, особенно справедливо в отношении Мартина Идена и Оливера Твиста. Беда американских подростков по сравнению с их невзгодами – это так, мелочь, временное затруднение.
Особенности и отличия подвига юродства
Преподобная Исидо́ра Тавенская, Христа ради юродивая
Родиной юродства ради Христа является Сирия. Жители этой страны, как и жители России, славились тягой к горению духа, предельному напряжению всех своих сил в служении Богу. Отсюда и возникновение многих экстремальных форм подвижничества: сидения в ящике (преподобный Варадат), столпничества, юродства ради Христа и т.п.
Юродство ради Христа – это «штучный товар». За 2000 лет своей истории, Церковь причислила к лику юродивых ради Христа около 60 человек по всему миру. Из них, большая часть – около 35 подвижников, была прославлена в Русской Церкви.
Одной из первых юродивых в мире была монахиня Исидора Тавенская (Египетская), жившая в IV веке. Первым русским юродивым считается преподобный Исаакий Печерский (IX век) – насельник Киево-Печерского монастыря.
Как вид подвига, юродство может возникать только в обществе, выросшем из христианской парадигмы. Когда людям известны нормы христианской морали, но они перестали претворять их в жизнь, обличения юродивого возвращают их на путь добродетели. Своим подвигом он подчёркивает противоречия между истиной во Христе и мирским «здравым смыслом», часто оказывающимся совсем не здравым.
Вот как об этом говорит отец Евгений Ильин:
Интересно, что на Руси XV-XVII века юродивых даже почитали и воспринимали как людей Божиих. Это представление было распространено и в простом народе, и во власти было представление. Обидеть юродивого, нищего или больного считалось не только грехом, но и опасным делом: ведь за них сам Бог мог вступиться. Это нашло отражение даже в русских народных сказках, где, зачастую, главный герой юродствует.
Например, Иван-дурак скрывает свои подвиги, прикидываясь никчемным, глупым – это спасает его от тщеславия и гордыни, которые губят старших братьев.
Распознать настоящего юродивого крайне непросто. Это могут сделать только люди, сами живущие высокой духовной жизнью. Ведь человек может принимать вид безумного по самым разным причинам. Например, царь и пророк Давид, будучи схвачен язычниками, притворился безумным перед одним из правителей филистимлян, чтобы избежать казни.
Другие люди, известные как «кликуши» (лже-юродивые) стремятся сыграть на авторитете юродивых ради Христа (среди христиан) или на суеверных страхах людей перед разнообразными «ясновидящими» и «оракулами», и принимают вид безумцев ради получения духовного авторитета и материальной выгоды.
Кроме того, человек действительно может быть душевно или умственно болен, но в лёгкой форме. Таких людей, которых принято называть «странненькими», «блаженненькими», можно во множестве встретить при храмах, так как здесь к ним относятся наиболее снисходительно. У «блаженненьких» бывает снижен интеллект, зато компенсаторно развита интуиция. Поэтому, будучи верующими, они могут высказывать какие-то интересные соображения. Но это будут просто их счастливые догадки, а не подлинная духовная мудрость или дар прозорливости юродивого ради Христа, данные ему Богом.
Иногда в христианской литературе можно встреть именование юродивых ради Христа «блаженными». Это обусловлено католическим влиянием, где признание блаженным, беатификация, является первым этапом канонизации подвижника. Среди древних святых под титулом «блаженный» нам известны преподобный Иероним Стридонский и святитель Августин Иппонский.
Взлеты и падения московского юродства
В эпоху Ивана Грозного кроме Василия юродствовало еще не меньше десятка человек (и это только те, о ком достоверно известно). Об одном из них, Николе Салосе, мы уже упоминали: по легенде, именно он «спас» Псков от царского погрома, приподнеся Грозному кусок сырого мяса. Впрочем, в этом сюжете столько неувязок и противоречий, что лучше оставить его в пространстве мифологического сознания, где он и возник.
Имена многих юродивых история не сохранила — они лишь мельком упоминаются в отчетах иностранных послов, которые с удивлением и возмущением рассуждают о том, что едва ли не каждый русский город кишит почитаемыми в народе голыми сумасшедшими, во весь голос ругающими царя, а сам монарх при этом регулярно прислушивается с ужасом и трепетом к их критике.
В словаре Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализня
1. юро́дивый, юро́дивая, юро́дивое, юро́дивые, юро́дивого, юро́дивой, юро́дивого, юро́дивых, юро́дивому, юро́дивой, юро́дивому, юро́дивым, юро́дивый, юро́дивую, юро́дивое, юро́дивые, юро́дивого, юро́дивую, юро́дивое, юро́дивых, юро́дивым, юро́дивой, юро́дивою, юро́дивым, юро́дивыми, юро́дивом, юро́дивой, юро́дивом, юро́дивых, юро́див, юро́дива, юро́диво, юро́дивы, юро́дивее, поюро́дивее, юро́дивей, поюро́дивей 2. юро́дивый, юро́дивые, юро́дивого, юро́дивых, юро́дивому, юро́дивым, юро́дивого, юро́дивых, юро́дивым, юро́дивыми, юро́дивом, юро́дивых
Поделиться значением слова:
Синонимы
В эту группу не войдут определения, которые уже здесь упоминались. Только новое и свежее, до того неизвестное. Итак, перечень следует далее:
- глумиться;
- издеваться;
- дурачиться;
- потешаться;
- куражиться;
- ехидничать;
- иронизировать.
У глагола «ерничать» (что это значит, мы уже разобрали) довольно много замен. И да, надо сказать, что ирония редко предполагает злую насмешку над кем-то. В таком случае на место иронии становится сарказм. Но если образовать глагол от существительного «сарказм», то действие будет не слишком благозвучным, поэтому последняя в списке — ирония. А теперь поговорим о пользе и вреде сарказма для жизни
Значение слова «юродивый»
1. Устар. Психически ненормальный. казался каким-то юродивым стариком —, давно пережившим свой век и выжившим из ума. И. Гончаров, Фрегат «Паллада». — Не в урочное время на колокольню забился и давай звонить… — Просто сказать — юродивый паренек 776 этот. Короленко, За иконой. | в знач. сущ. юро́дивый, —ого, м.; юро́дивая, —ой, ж. Нельзя было назвать его совершенным идиотом или юродивым, но он был до того наивен —, что иногда действительно его можно было счесть дурачком. Достоевский, Село Степанчиково.
2. в знач. сущ. юро́дивый, —ого, м. Блаженный, аскет-безумец или принявший вид безумца, обладающий, по мнению религиозных людей, даром прорицания. Он с пятнадцатого года стал известен как юродивый, который зиму и лето ходит босиком, посещает монастыри, дарит образочки тем, кого полюбит, и говорит загадочные слова, которые некоторыми принимаются за предсказания. Л. Толстой, Детство.
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
ЮРО’ДИВЫЙ и (обл.) ЮРОДИ’ВЫЙ, ая, ое. 1. Глуповатый, чудаковатый, безумный. У каждого свой сказ про юроди́вого помещика. Некрасов. 2. в знач. сущ. юро́дивый, ого, м. Христианский аскет-безумец или принявший вид безумца и обладающий, по мнению верующих, даром прорицания (церк., религ.). Христа ради или во христе ю. Молись за меня богу, юродивый! Пушкин.
юро́дивый
1. религ. субстантивир. человек, отвергший все мирские ценности и ведущий аскетический образ жизни, обладающий мудростью, выражающейся во внешнем безумии; один из ликов святости ◆ Юродивые плясали и плакали. В. И. Костылев, «Иван Грозный»
Фразеологизмы и устойчивые сочетания
Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: выведение — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?