Слово о законе и благодати
Содержание:
«Москва – Третий Рим»
Корни популярной среди политической элиты России идеи «Москва – Третий Рим», уходят глубже, чем в XV век. Митрополит Иларион, вспоминая слова Христа перед вознесением, говорит о «вине» Нового Завета и «мехах» – народах языческих, которые должны это учение воспринять.
Истина отныне доступна всем нациям, нет более богоизбранных, а есть равенство перед Богом. Благодать теперь доступна всему населению планеты, вопрос выбора – креститься во Христа или же нет. С момента крещения Русь проходит чуть более полувека. Но митрополит Иларион потрясает своим мудрым, взвешенным рассуждением. Без перекосов – вот самое лучше название для его тезисов о русском народе.
«Слово о Законе и Благодати» можно назвать и манифестом независимости. Иларион стал первым русским по происхождению архиереем, занявшим митрополичью кафедру в Киеве. Владыка воздает дань памяти не только Владимиру-крестителю, но и помнит о его предках-язычниках, Игоре и Святославе, слава о которых гремит далеко за пределами Руси.
В речи митрополита сливает религиозное и национальное, но происходит это в органичном, оптимистичном и добром синтезе. Иларион напоминает нам, современникам о необходимости помнить своих предков, брать с них пример, хранить и приумножать их добытое кровью и потом наследие.
Можно сказать, что «Третий Рим» у киевского митрополита проявляется не в теории «государство-храм», как оплот, крепость истины, держащей оборону против сил тьмы. Нет. Владыка Иларион подчеркивает, что
И эта идея «суверенитета истины» проявится позже в словах Ивана Грозного «Греки нам не Евангелие». При этом независимость митрополит Иларион не называет и противостоянием. Он настаивает на подлинной духовной свободе каждого народа при их равенстве.
Примечательно, что в «Слове» слились, пожалуй, важнейшие смыслы: вера и место народа в мировой истории. Митрополит Иларион восторжен, он воодушевлен светлой мыслью о возможности спасения всего крещеного человечества.
Величественные храмы будущей империи, церковные росписи – как полотна микрокосмоса, торжественные речи в стиле Златоуста – этим оптимизмом пропитано «Слово о Законе и Благодати». Митрополит Иларион радовался и за все благодарил Бога, не ждал от мира вокруг него худого, всех призывал уповать на Господа и быть верным ему. Владыка не боялся – а только веровал, предрекая своему народу великое будущее.
Радоваться и чаять жизни будущего века как неотвратимого события нашего христианского бытия. С пасхальным восторгом устами и сердцем возглашать с трепетной надеждой «Христос воскресе!».
Пасхальная Благодать
Никакое слово не найдет понимая у христианина глубже, чем состояние его сердца, исполненного пасхальным восторгом. Мы были как бы «под законом» весь Великий пост: нужно потрудиться в трудах над садом своей души. А с первым криком «Христос воскресе!» – и даже раньше, в Великую Субботу, на схождении Благодатного Огня – оковы с души спадают, тело наполняется радостью.
Средневековое сознание привыкло искать понятный и выразимый образ даже для самого отвлеченного, и, казалось бы, невыразимого. Древнерусские миниатюристы и иконописцы изображали, например, душу Марии в композиции Успения в виде спеленатого ребенка, ад — в виде морского чудовища, реку Иордан — в виде старца. Именно поэтому владыка Иларион сравнивает Закон с рабыней Агарью, а Благодать со свободной Саррой. Но вместе с тем митрополит «ловит момент», когда Небо становится к земле несравнимо ближе – на Святую Пасху.
Миниатюра из Евангелия императора Никифора II Фоки. XI в.
Его речь напоминает нам, современникам, как важны церковные правила в деле спасения души. Митрополит аккуратно напоминает нам, что в Церкви все не случайно, богослужения, обряды, внешние формы и действия – глубоко символичны, наполнены смыслом и служат инструментами в деле спасения души человека.
И здесь плоды духа выходят на первое место, как и положено. Свобода от греха – вот цель. Митрополит Иларион предостерегает нас быть «законниками», предавшими на крестную смерть Христа.
Пасхальная Благодать, сошедшая на землю в эти святые дни всем нам служит напоминанием о том, как это – быть с Богом в Его любви и радости.
Основные тезисы
Иларион первый в истории Руси задумался о происхождении и сущности властных отношений, отношений общества, личности и государства. Ничего нового между этим в мировую повестку того времени не внесено – источником власти является Божья воля, а князь — «причастник и наследник небесного царства» (о наследственном правлении).
Автор делает упор на «славное» происхождение и дальнейшее специальное воспитание князей для несения ими высшего долга перед богом и народом.
Власть, церковь и государство по Илариону неделимы как Троица. При этом, правитель несет ответственность перед богом за управление страной (богоизбранной и совершенно оригинальной), которую тот ему доверил. Отсюда долг князя и, как следствие этого долга, обязанность постоянной заботы о людях, несения благочестия.
Можно догадаться, что лучшей формой правления в глазах Илариона стала монархия с вкраплением совещательных принципов (просьбы богу «умудрить бояр»).
Князь определяется Иларионом по формуле «единодержец земли своей» — единая власть в одних руках в пределах территориальных границ. Таким образом, князь в «Слове о Законе и Благодати» — христианский правитель – смирный, добрый, интеллектуальный.
Особенно привечал Иларион законодательные акты Ярослава Мудрого и Владимира и властвование только в пределах таких актов.
Вводится Иларионом понятие «грозы» как характеристики верховной власти. Задачей правителя является сохранение мира, но врагам нужно «грозить», чтобы не было желания нападать на страну. Еще одной серьезной обязанностью князя является организация управления.
Но основа труда Илариона прямо исходит из названия – как между собой соотносятся закон и нравственность. Автор вводит четыре термина, которые пытается «подружить» между собой — Благодать, Истина, Закон и Правда.
Истину Иларион связывает с Христом и его учением, Истина – содержание Евангелия.
Благодать – начало веры, даруемая при крещении. Ее наличие зависит от человека только исходя из следования заповедям и другим постулатам церкви. Благодать, таким образом, является инструментом постижения истины и божьим даром.
Иларион из тезиса Нового завета «Не нарушить закон я пришел, но исполнить его» делает вывод, что Закон и Истина соотносится как частное и общее (закон одна из ступеней познания Истины).
О «Правде» Иларион говорит, как о распределении или отправлении полномочий, в том числе правосудия. Произвол, нарушение Закона – «неправда».
Правовая мысль Средневековья вообще характеризуется тем, что не разделяет религиозные и правовые явления. Так, Иларион также исходит из того, что закон, в первую очередь, является божьей волей, которая исходит из богоизбранного человека. Мыслитель также понимает заповеди (или другие религиозные догматы) как правовую норму – правило поведения, подкрепленное силой принуждения. Закон является главной движущей силой людских поступков. Ведь подзаконное состояние человека характеризуется отсутствием свободы воли, человеком движет страх наказания.
Отсюда тема правосудности – соотношения наказания и нарушения. С одной стороны, наказание по Илариону – воздаяние каждого по его делам, с другой, необходимость миловать.
Наследие Илариона обширно. Он поставил круг вопросов, на которые только предстоит дать ответ отечественной политико-правовой мысли. Далее его часть его идей перенимает Нестор.
Контекст
Митрополит Иларион был первым Киевским митрополитом русского славянского происхождения. Вероятно, князь Ярослав возвёл его в митрополиты по своей инициативе, в условиях либо какого-то конфликта с Византией (русско-византийская война происходила в 1043 году), либо просто стремясь к самостоятельности. Иларион был поставлен не патриархом, как того требовал канон, а собором епископов Руси (в, основном, кроме Илариона, греков), хотя разрешение константинопольского патриарха на это было, видимо, всё же получено до этого собора или хотя бы после него, так как в 1051 году все церковно-иерархические споры Руси и Византии закончились миром c согласием Киева и Константинополя о законности Илариона. Обстоятельства ухода или смерти Илариона неизвестны. К 1055 году митрополитом Руси стал грек Ефрем В «Слове о законе и благодати»
Иларион, восхваляя дела князя Владимира Красное Солнышко, проводил мысль о самостоятельности молодых народов. Многие историки видят в этом жесте желание Руси продемонстрировать автономию от Константинополя. И, наконец, категорически отрицается влияние Византии и даже воздействие благодати как непреодолимой силы на решение Владимира крестить Русь, утверждается подобие Владимира и апостола Павла, сформировавшего христианское учение о благодати, что становится одним из главных аргументов в пользу синергической трактовки учения Павла о свободе воли и божественной благодати. И Павел, и Владимир, будучи предызбраны Богом, свободно приняли дары благодати не вследствие непреодолимости благодати, а повинуясь собственному душевному влечению. Иларион подчеркивает, что Владимир благодаря своей свободной воле сам решает креститься и крестить Русь, не принуждаемый к этому непреодолимым действием благодати, не говоря уже о каком-то непреодолимом влиянии Вселенской церкви, Византии, или иных народов. Среди предков Владимира Иларион упоминает Ольгу, Игоря и Святослава и не упоминает Рюрика. Не упоминает он и о взятии Владимиром Святославичем Корсуня и влиянии этого события на крещение Руси.
Поэтому, отрицая точку зрения о противопоставлении Иларионом Ветхого и Нового Заветов, академик Дмитрий Сергеевич Лихачёв пишет о «Слове»:
Дошло в списках XV и XVI веков.
Сейчас читают
-
Краткое содержание Счастливая смерть Камю
В одном из первых своих произведений Альбер Камю описывает начинающие формироваться у него экзистенциальные взгляды на жизнь. «Счастливая смерть» содержит мысли автора об абсурдности существования отчаявшейся личности
-
Краткое содержание Глуховский Сумерки
В первой части «Сумерек» описывается переезд девушки к отцу в другой, чужой для неё город, так как мама Беллы решает заняться своей личной жизнью. Школа, новые знакомства и он…
-
Краткое содержание Некрасов Кому на Руси жить хорошо
Произведение великого русского поэта повествует нам о том, как семь крестьян решили по всей Руси в процессе путешествия разыскать счастливого человека. По задумке автора мужики должны были дойти до Петербурга
-
Краткое содержание Лихачёв Письма о добром и прекрасном
Книга написана в виде писем, в которых автор обращается к молодому поколению и ко всем людям. В этой книге автор изложил все свои мысли и наставления будущим поколениям.
-
Краткое содержание Уэллс Машина времени
Научно-фантастическое произведение «Машина времени», написанное английским писателем Гербертом Джорджем Уэллсом, рассказывает о мире будущего. В этот мир отправился создатель фантастической машины
«Молитва к Богу»
За третьей, заключительной частью «Слова», следует «молитва к Богу», как она обозначена в названии ко всему тексту. Пронизанная тем же патриотическим подъемом, патриотическою мыслью. «И дондеже стоить мир, не наводи на ны (то есть на русских) напасти искушениа, ни предай нас в рукы чуждиих (то есть врагов), не прозовесться град твой град пленен, и стадо твое пришельци в земли несвоей». В ней Иларион обращался к Богу с просьбой не наводить на русский народ напасти и искушения, врагов. Он просит о долголетии Киева и о возможности быть на своей земле русскому народу.
Эта молитва подводит итог всему произведению.
Проанализировав все части « Слова», можно прийти к выводу, что патриотическая мысль Илариона отнюдь не отличается национальной ограниченностью, так как он все время подчеркивает, что русский народ только часть человечества. Автор прославляет Русь и ее «просветителя» Владимира, следуя за великими болгарскими просветителями — Кириллом и Мефодием, Иларион излагает учение о равноправности всех народов, свою теорию всемирной истории как постепенного и равного приобщения всех народов к культуре христианства. В произведении присутствует огромное количество сопоставлений, выражающих идею преемственности и наследственного отношения к прошлому: иудаизм — христианство, старые христианские народы — новые христианские народы, Византия — Русь, Константин — Владимир, языческая Русь — христианская Русь, начало христианства на Руси — продолжение христианства на Руси, Владимир — Ярослав-Георгий, молитва к Владимиру — молитва к Богу.
Личность Илариона
В середине XI века в Киеве произошло событие, о котором древнерусский летописец рассказал всего лишь одной фразой, размещенной в «Повести временных лет» под 1051 годом: «Поставил Ярослав русина Иллариона митрополитом, собрав для этого епископов».
Иларион (ум. после 1051 г.) – первый митрополит Киевский из русских с 1051 г., автор первого русского литературно-философского сочинения «Слово о Законе и Благодати». Год его рождения неизвестен. К сожалению, об упомянутом иерархе сохранились лишь отрывочные сведения. Во-первых, «Повесть временных лет» в статье под 1051 г. сообщает, что одно время Иларион был священником в Свято-апостольской церкви в селе Берестовом под Киевом, загородной резиденции великого князя Ярослава Мудрого; что он был «муж благ, книжен и постник»; что на берегу Днепра он «ископа себе» для уединенной молитвы «печерку малу двусажену, кде ныне ветхый монастырь Печерскый», и что, наконец, именно его «постави Ярослав митрополитомь». Во-вторых, в начале «Устава князя Ярослава о церковных судах» сообщается о том, что работа по внедрению в русскую жизнь правил «греческого номокануна» велась князем совместно «с митрополитом Ларионом». В-третьих, в «Житии преподобного Феодосия Печерского» имеется сообщение о некоем «черноризце Ларионе», который был «книгам хытр псати, сий по вся дни и нощи писааше книгы в келии… Феодосия». Какова дальнейшая судьба Илариона, не известно. Как митрополит управлял Русской Церковью, летописи молчат. Но, мы знаем, что он освятил храм святого Георгия, построенный в Киеве Ярославом Мудрым. Затем Илларион – участник реформы византийского права на Руси. После смерти Ярослава Мудрого в 1054 году Илларион смещен со своего поста: под 1055 год в летописи упоминается новый митрополит, присланный из Византии, — Ефрем. Затем Илларион удаляется в Киево-Печерскую Лавру. В Киево-Печерском патерике говорится, что Илларион умер в 1067 году. Но согласно другой точке зрения, Илларион пострижен в монастырь под именем Никон; именно он считается составителем Киевского летописного свода 1073 года и автором погодных летописных записей после 1054 года. Но отождествление Илариона и летописца Никона Великого документально никак не подтверждается. Очевидно однако, что Иларион был первым митрополитом, избранным на киевскую кафедру из числа русских в нарушение канонов византийской церкви, а также действовал как единомышленник великого киевского князя Ярослава Мудрого. Иларион был канонизирован Русской Православной Церковью, время канонизации неизвестно. Память святого отмечается в день поминовения собора всех Киево-Печерских преподобных отцов на 2-й неделе Великого Поста и в день поминовения собора Киево-Печерских преподобных отцов, почивающих в Ближних пещерах – 28 сентября (11 октября).
Личность Илариона, митрополита Киевского, несомненно, принадлежит к числу наиболее значительных в отечественной истории. Ведь он внес весомый вклад в становление русской культуры, создав первое отечественное литературно-философское произведение — «Слово о Законе и Благодати».
Подробный пересказ
Это литературное произведение является торжественной проповедью древнерусского священнослужителя митрополита Илариона.
Смысл речи митрополита указан в самом названии выступления: господство благодати над законом, которые тождественны христианству и иудаизму, Новому и Ветхому заветам, Иисусу Христу и Моисею.
В начале наставленья священнослужитель обратился к своим думающим и начитанным сторонникам, которые способны в силу понимания повернуть человека лицом к Богу.
А затем начал библейский рассказ о семейной жизни Сарры и Авраама. Сарра была обделена радостью материнства и посоветовала она мужу обратиться к рабыне Агарь для того, чтобы та родила от него дитя. Так родился Исмаил – ребенок связи рабыни и Авраама.
В это время Господь сошел на священную гору, где передал Моисею Закон (десять ветхозаветных заповедей). По представлению священника этот закон не был истиной в прямом понимании этого слова, а был лишь ее тенью.
По мнению проповедника, Благодать (а в этом образе Иларион видел Сарру) просила Бога сначала положить Закон, ей еще рано было спускаться на землю.
Вскоре Господь явился к Сарре, «разомкнул ее утробу» и впоследствии Сарра родила сына Исаака. Иларион описывал это событие как явление божье, потому что свободная в своей жизни женщина произвела на свет такого же свободного ребёнка. Это и есть, с точки зрения оратора, Благодать, истинная свобода, а не рабство.
Рассказывая библейскую историю дальше, автор повествовал о том, что спустя несколько лет Сарра заметила, что ребенок рабыни Измаил обижает ее Исаака. Муж по ее просьбе прогнал Агарь вместе с Исмаилом. Иларион стремился донести мысль, что изгнание иудеев из родной страны – это параллель с изгнанием рабыни. Свет солнца побеждает свет луны, а Закон отступает перед Благодатью. Так Благодать существует над Законом.
Далее священник, сравнивая Библию и Евангелие, пришел к заключению, что принятие русским государством, как и другими странами, христианства было исполнением ветхозаветных законов.
Окончание своей торжественной литургии митрополит посвятил восхвалению заслуг русского князя, который не только сам постепенно пришел к пониманию христианства как будущего своей страны, но и привел к Богу весь русский народ.
Речь священнослужителя доказывает, что искусство слова обладает важным стремлением к постижению самого важного для человека. Можете использовать этот текст для читательского дневника
Можете использовать этот текст для читательского дневника
Слово о законе и благодати митрополита Илариона
Надо сказать, что ученые до си пор спорят, в каком именно году и храме была произнесена пламенная речь первого русского (по происхождению) митрополита. Но оптимизм и торжественность, которые митрополит вложил в каждое свое слово, не обманут верующего человека: владыка говорил, преисполненный пасхального восторга.
«Слово о Законе и Благодати» противопоставляет Закон Благодати, Ветхий Завет Новому, при этом, не принижая значения каждой части Священного Писания. Закон справедливо назван водителем к Благодати, и предшествующим к ее получению.
В своей речи митрополит Иларион напоминает, что в христианской вере нет мелочей и «лишнего», но есть иерархия ценностей и приоритетов.
Благодатью митрополит Иларион называет также Сына Божия, посланного в мир, связанный Законом.
Киевский митрополит, сообразуясь с духом эпохи, искал понятный образ, «якорил» сознание слушавших его в храме прихожан (людей, по большей части грамотных – как следует из его деликатного замечания о вреде излишних слов).
Святитель Иларион, митрополит Киевский и всея Руси
Текстология и датировка
К авторству Илариона, предположительно, относится ряд произведений, важнейшие из которых — «Слово о законе и благодати», Молитва и Исповедание веры. Все три входят в сборник последней трети XV века (Синодальный список) и имеют общее заглавие: «О Законе, через Моисея данном, и о Благодати и Истине через Иисуса Христа явленной, и как Закон отошел, (а) Благодать и Истина всю землю наполнили, и вера на все народы распространилась, и до нашего народа русского (дошла). И похвала князю нашему Владимиру, которым мы крещены были. И молитва к Богу от всей земли нашей», церк.-слав. «О законѣ мωѵсѣомъ данѣѣмъ, и ω благодѣти и истинѣ исоусомъ христъмъ бывшϊи. И како законъ ѿтиде, благодѣть же и истина всю землю исполни, и вѣра въ всѧ ꙗзыкы простреся и до нашего ꙗзыка роускаго, и похвала каганоу нашемоу влодимероу, ѿ негоже крещени быхомъ и молитва къ богѫ ѿ всеа зьмлѧ нашеа». Эта подборка завершается кратким автобиографическим послесловием.
«Слово о законе и благодати» и следующие за ним Молитва и Исповедание веры были обнаружены в 1844 году и впервые опубликованы по данному списку московским археографом А. В. Горским. Учёный показал, что весь цикл принадлежит одному автору, Илариону, назвавшему себя в заключительной приписке. Эта атрибуция подтверждается тем, что в многочисленных списках одно из сочинений этого цикла — Молитва надписана именем митрополита Илариона. Молитва близка по своему содержанию и стилю к Слову и долгое время считалась заключительной его частью. Существует более 50 списков «Слова о законе и благодати» XV—XVII веков.
Оригинал Слова был составлен между 1037 и 1050 годами, так как в 1037 году была построена упоминаемая в нём киевская церковь Благовещения Пресвятой Богородицы на Золотых воротах, в то же время упоминается как живая княгиня Ирине-Ингигерда, жена князя Ярослава, скончавшаяся в 1050 году. Большинство исследователей датирует Слово 1040-ми годами XI века. М. Д. Присёлков датировал памятник 1037—1043 годами. По мнению Н. Н. Розова и Л. Мюллера, Слово могло быть пасхальной проповедью. Другие исследователи, в том числе Д. С. Лихачёв, предполагают, что оно было сказано в киевском Софийском соборе и завершалось Молитвой. Мюллер выделяет из Слова Похвалу князю Владимиру и считает, что Слово могло быть произнесено в день смерти князя Владимира (Василия) Святославича 15 (28) июля в 1049 или 1050 году у гробницы князя в Десятинной церкви. В Похвале Ярославу Мудрому «Слова о законе и благодати» Благовещенская церковь и Софийский собор упоминаются как действующие храмы. «Повесть временных лет» повествует о закладке в 1037 году сразу нескольких крупных построек в Киеве — укреплений с Золотыми воротами, Софийского собора, надвратной Благовещенской церкви и др. Возможно, что всё это было введено в эксплуатацию только в 1050 году. По мнению Лихачёва, эта запись — вовсе не фиксация факта закладки фундамента каждого строения, а «Похвала» Ярославу, подытоживающая его строительную деятельность за все годы правления до 1050 года и составленная после 1050 года. По мнению А. Н. Ужанкова, «Слово о законе и благодати» было произнесено вечером 25 марта 1038 года в церкви Благовещения на Золотых воротах, уже через год после закладки фундамента согласно «Повести временных лет». Впрочем, Лихачёв считал, что данные «Повести временных лет» о дате закладки фундамента могут быть неточными.
Первоначальная и полная редакция сохранилась в единственном списке в сборнике последней трети XV века (Синодальный список). Также выделяются ещё две более поздние редакции. В сокращённой редакции опущены Похвала князю Владимиру, текст, связанный с Ярославом, и Молитва. Редакция составлена, предположительно, в XII—XIII веках. Известна более чем в 30 списках XV—XVII веков и во фрагменте XII—XIII веков. В сокращённо-интерполированной редакции сокращена историческая часть и опущена Молитва, но усилено богословское содержание. Известна не менее чем в 10 списках XV—XVII веков.
Список литературы.
http://old-ru.ru/02-2.html
http://lib.pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid=4868
https://biblio-online.ru/viewer/5FF9F567-5D31-447B-BED9-6AE9D99ED367/dokumentacionnoe-obespechenie-upravleniya-i-deloproizvodstvo#page/14
https://www.bestreferat.ru/referat-935.html
http://pkr.orthgymn.ru/textbook/p09.html
http://topref.ru/referat/82713.html
https://days.pravoslavie.ru/Life/life4563.htm
https://www.portal-slovo.ru/history/45590.php
- Основы парламентского права
- Президент Российской Федерации
- Общественные блага и принципы их классификации.
- Технология разработки государственной программы
- История развития менеджмента как науки
- Менталитет и система управления в России
- Гибкая методология разработки программного обеспечения
- Сравнительный анализ науки конституционного права в России и в странах Запада
- «Время строит аэропланы». История отечественного тайм-менеджмента.
- Открытая экономика. Показатели степени открытости экономики.
- Приёмы и методы стимулирования внимания и интереса аудитории
- Пути повышения производительности труда в организации
Вторая часть.
Второй раздел Илариона — исторический. Во второй части своего «Слова» Иларион сужает тему, описывая распространение христианства по Русской земле: «Се бо уже и мы с всеми христианами славим святую Троицу». Крещение Руси, совершенное великим князем Владимиром, привело Русь к познанию истины. Здесь также осмысляется преимущество христианской Руси перед Русью языческой. Далее оратор, приводя библейские изречения на тему вселенского Значения промысла Божия о спасении человечества, обосновывает мысль о том, что открытое некогда ветхозаветным пророкам и сказанное ими о всеобщем, за пределами иудейства, признании Бога, касается в частности и Руси: «Обнажит Господь мышцу Свою святую перед всеми народами, и узрят во всех концах земли спасение Бога нашего».
Приобщение Руси к христианству трактуется Иларионом в контексте священного предания о промысле Божием относительно истории человечества. Патриотический пафос «Слова» растет по мере того, как Иларион описывает успехи христианства среди русских. Словами Писания Иларион приглашает всех людей, все народы хвалить Бога. «Пусть чтут Бога все люди и возвеселятся все народы, все народы восплещите руками Богу. От Востока и до Запада хвалят имя Господа; высок над всеми народами Господь».