Что такое вериги апостола петра и зачем христиане целуют иконы и другие святыни
Содержание:
- Что сказано в словаре?
- Самосожжение
- Небольшая путаница
- Слово «инок» («инокиня») греческого происхождения, «чернец» — русского
- Борисоглебский монастырь в Ростове
- Самоистязание
- Жестокие традиции
- Какая разница между иноком и монахом?
- Возникновение праздника
- Странные праздники
- Изменение тела
- История монастыря
- Значение слова «вериги»
- Вериги святого Петра
Что сказано в словаре?
В словаре предлагается три варианта толкования рассматриваемого объекта.
Первое из значений слова «вериги» снабжено пометкой «религиозное». Под ним подразумеваются такие предметы, как оковы, кандалы, цепи из железа, кольца, полосы и тому подобное. Их носили некоторые верующие христиане, надевая на голое тело с целью «усмирения плоти» и зачастую делая это тайно.
Пример употребления. У Ильфа и Петрова в «Двенадцати стульях» упоминается о графе-монахе, носившем вериги, которые весили несколько пудов. Он, будучи привыкшим к изысканной французской кухне, стал питаться исключительно картофельной шелухой.
Самосожжение
3. Принесение себя в жертву
Самосожжение буддийского монаха Тич Куанг Дыка (Thich Quang Duc) в 1963 году остаётся самым известным примером самого отвратительного, но ненасильственного протеста в современной истории.
Президент Республики Вьетнам Нго Динь Зьем выступал за католицизм и уже давно преследовал буддийское население страны. В знак протеста Тич Куанг Дык вышел на улицы Сайгона, облил себя бензином, поджёг и сгорел в тишине, сидя в позе лотоса.
Тич Куанг Дык
Захват Тибета Китаем в последнее время вызвал эпидемию общественных самопожертвований. Как минимум, 100 человек сожгли себя выступая против действий китайского правительства. В 2011 году произошло групповое самосожжение 12 человек.
В следующем году, группа из более 80 человек сделала тоже самое. В Пекине площадь Тяньаньмэнь оснастили огнетушителями, чтобы предотвратить подобные акты тибетских активистов.
2. Уродование гениталий
Для некоторых детей аборигенов, взросление в глазах племенного сообщества включает в себя болезненные ритуалы, во время которых деформируются половые органы. Как правило, дело ограничивается обрезанием или надрезанием клитора при наступлении половой зрелости.
Но иногда бывают и случаи, когда используется каменный инструмент, чтобы «разделить» нижнюю часть мужских гениталий.
В одном из худших примеров, «мальчик стал мужчиной после того, как неоднократно бил себя тяжёлым камнем по половому органу, оставив его всего в синяках и в крови». Согласно этому же источнику, резцы мальчика также были выбиты. На них старейшины племени обменяли древние религиозные тайны.
В другом докладе был описан ещё один похожий процесс: «после того, как мальчик сделал себе длинный надрез вдоль всего органа, он вставил себе в мочеиспускательный канал стержень, поэтому теперь процесс мочеиспускания может происходить только сидя».
Антрополог Барбара Мирхоф (Barbara Myerhoff) отметила, что этот специфический ритуал делает мужские гениталии внешне похожими на менструирующую женщину. Испытываемую мужчиной боль при этом сравнивают с менструальной или врождённой болью у женщин.
По мнению аборигенов, это даёт мужчинам больше понимания системы воспроизводства и жизненного цикла.
Небольшая путаница
В 2010 году на зимней Олимпиаде в Ванкувере после неудачного выступления нашей сборной В. В. Путин, который тогда занимал пост премьер-министра, отметил, что оно является поводом для проведения серьезного анализа. Он дал указание сделать оргвыводы и исправить ситуацию, создав необходимые условия для хорошего выступления российских спортсменов на сочинской Олимпиаде в 2014 году.
Премьер также отметил, что в Ванкувере от наших олимпийцев ожидали гораздо большего, но это не значит, что нужно опустить руки и, посыпая пеплом голову, избивать себя веригами. Следует отметить, что в данном случает имеет место неточность. Ведь как видно из сказанного выше, никто себя не собирался бить веригами, их носили на теле.
Скорее всего, речь шла о самобичевании, иначе называемом флагелланством. Это движение «бичующихся», которое возникло в XIII веке. Его представители использовали самобичевание как один из вариантов «умерщвления плоти». Оно могло быть и келейным, и публичным.
При этом орудием был бич или плетка с тремя хвостами. На плетке имелись многочисленные узлы с шипами длиной в палец. При ударе они вонзались в плоть с такой большой силой, что для их извлечения необходимо было сделать дополнительный рывок.
Подтверждает ошибку и этимология слова «вериги», образованного от старославянского «верига», обозначающего «цепь», которое происходит от праславянского verti, что значит «связывать».
Слово «инок» («инокиня») греческого происхождения, «чернец» — русского
Старые словари и энциклопедии утверждают, что слова инок, монах, чернец — это слова-синонимы. Энциклопедический словарь Брокгауза и Эфрона говорит об этом так:
Значение слова инок разное для церковной и светской литературы. Дело в том, что литераторы могут назвать иноком любого человека, живущего в монастыре, тогда как современная церковная традиция так называет только тех, кто получил право носить некоторые монашеские одеяния.
Константинго-Еленинский женский монастырь. Постриг в рясофор. Постриг в рясофор (первую ступень монашества) может быть осуществлен только над тем лицом, которое пребывало в монастыре в течение 3-х лет
Положений о монахах и монашествующих говорит о том, что постриг в рясофор может быть произведен только над тем лицом, которое пребывало в монастыре в течение 3-х лет. Этот срок сокращается для слушателей духовной семинарии.
В чине инока или рясофорного монаха человек пребывает до пострижения его в «малую схиму». Малая схима означает окончательное принятие монашеских обетов, а также наречение нового имени. Таким образом, инок становиться как бы «новоначальный» монах.
Многие монахини, приняв иночество, не принимают следующих монашеских степеней и всю жизнь проводят в монастыре в этой степени монашества.
Борисоглебский монастырь в Ростове
Сотни паломников ежегодно приезжают в село Борисоглебское, расположенное на пути из Углича в Ростов Великий. Данное место популярно и у туристов, совершающих путешествие по российскому Золотому кольцу. Привлекает их всех сюда известный многим Борисоглебский монастырь, чье существование неразрывно связано с несколькими православными святыми.
Этот величественный мужской монастырь находится в удивительно красивых местах, на возвышенности, окруженной извилистым руслом реки Устье. Известен он со времен Дмитрия Донского. В 1363 году пустынниками Феодором и Павлом здесь началось строительство церкви, посвященной русским святым страстотерпцам князьям Борису и Глебу. Это место отшельникам указал преподобный Сергий Радонежский, с благословения которого возводилась церковь.
Архитектура монастырского комплекса очень разнообразна. Сюда включается собор в честь Бориса и Глеба, храм Благовещения, с располагающейся там палатой для трапез, надвратная церковь во имя Сергия Радонежского, храм, посвященный Иоанну Предтече со звонницей, келья, в которой жил Иринарх Затворник.
Жизнь Борисоглебского монастыря тесно переплеталась с жизнью князей из Москвы и царских семей. Он был для них почти «домашним», поэтому недостатка в средствах на его содержание не было. До XVII века обитель была одной из самых богатых в Ростовской митрополии.
Борисоглебский монастырь имел важное значение для религиозной жизни, но, кроме того, играл значительную роль в экономической жизни Ростова. Первоначально сюда устремлялись верующие со всех городов
В свою очередь это притягивало купеческую братию, ведь они понимали, что у паломников есть не только духовные интересы. Так со временем около Борисоглебской обители разрослись Борисоглебские слободы, ставшие центром Борисоглебской волости. В этом большом селе Ростовского уезда Ярославской губернии по великим праздникам проводились широкие ярмарки.
В советскую эпоху российской истории Борисоглебская обитель была преобразована в Народный музей. Позже — филиал Ростовского музея-заповедника. В наши дни обитель и музей успешно сосуществуют, словно олицетворяя собой единство божественной и земной жизни.
В Борисоглебском монастыре до сих пор сохраняется не одна святыня, чтимая православными людьми. Например, крест, сделанный из дерева, — благословение преподобного Сергия Радонежского, тяжелые вериги из железа преподобного Иринарха, которые хранятся в алтаре и выносятся для поклонения православным.
В обители находятся мощи основавших его святых преподобных Феодора и Павла, обладающие чудотворной силой. Под спудом на паперти соборной церкви обители размещаются мощи преподобного Иринарха Затворника, который жил здесь в период Смутного времени. В описании жития преподобного указано, что в 1612 году к нему за благословением обращались князь Дмитрий Пожарский и Кузьма Минин, которые отправлялись на спасение Москвы от польских захватчиков. По свидетельствам православных христиан, когда святой почил, около его гроба происходило большое количество чудесных исцелений людей, которые были больны или одержимы бесом. При соприкосновении с крестами и цепями, которые находились на святом при жизни, люди исцелялись.
На расстоянии 40 километров от обители находится источник преподобного Иринарха, расположенный рядом с родным для святого селом под названием Кондаково. Ежегодно накануне праздника Ильи Пророка от стен монастыря к источнику верующие идут крестным ходом.
Верующие люди прибывают в Борисоглебский монастырь помолиться и приобщиться к миру духовному, здесь можно получить исцеление от болезней и недугов и наполнить свою душу умиротворением и радостью. Но и обычные туристы, некоторые из которых далеки от веры, не останутся равнодушными к этому удивительному месту, впечатлений здесь можно получить массу.
Самоистязание
7. Изменённое состояние сознания
Некоторые системы верований допускают использование в своей практике изменение сознания с помощью химических веществ.
Рекреационное использование психоделиков в сочетании с определёнными ритуалами или музыкой иногда используется для улучшения самочувствия, и широко изучено в клинических условиях.
Современное понимание нейрохимии делает подобного рода эксперименты относительно безопасными, особенно по сравнению с попытками наших предков делать это.
Шаманы и оракулы древности часто подвергали себя опасности, используя энтеогены, так обобщённо называли все психоактивные лекарственные средства, используемые в духовных целях. Во многих культурах использовался цветок дурмана, содержащий атропин и скополамин.
Цветок дурмана
Коренные американцы использовали высокие дозы этого цветка в своих церемониях, чтобы вызвать видения и мочь видеть то, что происходит в других реальностях.
Побочные эффекты ужасающие: вызывающие панику галлюцинации, а также возможная слепота, сумасшествие или длительная, болезненная смерть.
Жестокие традиции
4. Перчатки с муравьями
Мальчики народа Маве в Амазонии проходят через мучительную церемонию становления мужчиной. Новость о почти невероятной терпимости к боли быстро распространилась через Интернет, после чего многие стали ошибочно полагать, что они могут справиться с этим вызовом.
Начиная с 12 лет мальчики этого племени должны собирать парапонер (муравьи-пули), которыми они впоследствии должны заполнить особые перчатки.
Затем мальчик должен надеть эти перчатки в общей сложности 20 раз, каждый из которых продолжительностью не меньше 10 минут.
Боль, которая приходит после ношения, по оценкам, в 30 раз сильнее укуса самых болезненных ос. Эту боль также сравнивают с агонией перед расстрелом. В шкале силы ужалений Шмидта укус одного такого муравья описывается как «хождение с ржавым гвоздём в пятке по горящему углю».
Во время укусов эти муравьи вырабатывают нейротоксины, достаточно мощные для того, чтобы вызвать парализующую, неостанавливающуюся боль на протяжении трёх-пяти часов.
Сильная потливость, приступы тошноты и судороги – это нормальное состояние человека после укусов. Множественные укусы могут закончится смертью человека.
Какая разница между иноком и монахом?
Если разобраться подробнее в православном документе «Положение о монастырях и монашествующих», то можно понять, в чем же разница между этими двумя понятиями.
Итак, человек трудится в монастыре и хочет впоследствии стать монахом. Вначале он послушник (или трудник). После того как он некоторое время, три года или более, поработал на благо монастыря, то может стать «рясофорным». Это значит, что ему стригут волосы, надевают рясу и камилавку. В некоторых монастырях различают ступени от рясофорного до инока, которому, кроме всего прочего, дают еще и клобук (такой головной убор, признак монашествующего человека).
То есть инок — это первая ступень к тому, чтобы стать монахом. Но обетов он не дает. Иногда уже иноку дают новое имя, но не всегда. Послушника стригут в иноки только в том случае, если он справился с испытательным сроком в должности послушника.
Монах — это уже следующая ступень, пострижение в малую схиму. Он дает обеты, которых инок еще не давал. Их три:
- Сохранение целомудрия (не вступать в контакт с женщиной).
- Послушание (отречение от своей воли, упование только на Бога).
- Нестяжание (не иметь ничего у себя в собственности).
Какие же обеты тогда дает инок? Он обещает оставаться в монастыре пожизненно и служить Богу, братии, людям.
Стоит упомянуть, что если послушника постригли в иноки, или последнего в монахи, это не может означать, что они стали выше других в монастыре. Никаких привилегий среди других это не дает. Все служат Господу и братии по силам и возможностям каждого.
Однако уже инок для мирян является примером и образцом духовного поведения и любви ко всем людям.
Возникновение праздника
Это был 42 г. новой эры. Вскоре весь Иерусалим и вся Иудея узнали о совершившемся чуде. Рассказывали, передавали друг другу, как христианский учитель авва Петр в ночь накануне суда и казни, прикованный цепями к стражникам, непонятным, непостижимым образом покинул темницу и тюрьму. Аресты и допросы среди тюремщиков ничего не разъяснили. Чудо оставалось чудом.
Верные сумели заполучить цепи, которыми апостол Петр был прикован к стражникам, и сохранить их как величайшую реликвию. Из рода в род, столетиями, передавалась первохристианская святыня, исцеляя приходящих к ней с верою от болезней и защищая от нечистых духов.
При жизни апостола Петра вера в его исцеляющие возможности была настолько сильной, что даже тень от него считалась полезной для болящего. «Верующих же более и более присоединялось к Господу, множество мужчин и женщин, так что выносили больных на улицы и полагали на постелях и кроватях, дабы хотя тень проходящего Петра осенила кого из них» (Деян. 5:14–15). Поэтому почитание цепей, которыми был окован апостол, не уменьшалось в столетиях.
В V в. вериги перешли по наследству к иерусалимскому патриарху Ювеналию (420–450). Когда в 439 г. благочестивая царица Евдокия, супруга императора Феодосия II Младшего (408–450), возвращалась в Царьград из Иерусалима, где она возвела немало церквей и благоустроила святые места, патриарх Ювеналий подарил ей в знак великой благодарности некоторые священные реликвии. Были среди них и чудотворные вериги апостола Петра.
Скрбный ангел правит службу в покинутом людьми храме в Фетиново, фото 2008 года
Одна из цепей была оставлена в Царьграде, в церкви Святых Апостолов, а другую царица отправила в Рим дочери Евдоксии, бывшей замужем за императором Валентином III (423–455). Там апостольская реликвия была положена в специально построенном храме Сан-Пьетро-ин-Винколи («Святой Петр в оковах»).
Странные праздники
5. Праздник Тайпусам
Недалеко от Куала-Лумпур, более одного миллиона человек собирается на праздник Тайпусам. Все участники за два до празднования перестают есть. Это большой праздник, несмотря на то, что каждый участник испытывается на терпимость к боли.
На этом параде люди обуты в сандалии с железными гвоздями, торчащими из подошвы. Нарезанные лаймы насаживаются на ногти, из-за чего раны сильно пекут, но цитрусовый, при этом, действует как дезинфицирующее средство.
Все люди украшены десятками больших колокольчиков, прикреплённых к их телам и лицам. В честь индуистского бога Муругана, который победил большого демона копьём, поклоняющиеся ходят с длинными металлическими, богато украшенными шампурами, пронзающие их щёки.
Специально назначенные люди несут так называемые кавадисы, огромные стальные святыни – каркасы, украшенные цветами и фруктами. Эти святыни прикреплены к знаменосцу многочисленными крюками.
Несмотря на это, многие азиатские юго-восточные индусы, которые принимают участие в этих ритуалах, говорят, что при прокалывании кожи таким образом теряется очень мало крови.
Изменение тела
6. Модификация тела
Вместо того, чтобы заниматься модификацией ума, некоторые выбирают проделывать экстремальные изменения со своим телом. В доисторической японской культуре дзёмон было принято удалять резцы по достижению человеком возраста 13 лет.
Это в первую очередь считалось признаком социального статуса. В итоге, основные жизненные этапы, такие, как брак или потеря близкого человека отображались через улыбку, а не через обручальное кольцо или траурную повязку.
Шрамирование
Современные практики модификации тела были популяризированы во время ренессанса татуировки в 1990-х годах и завершились более радикальными методами, такими как шрамирование, кожные имплантаты и растяжение мочки уха.
Многие из этих практик являются своеобразными подражателями практикам прошлого. Эволюция этих практик породила истязание себя подвешенными крючками.
Несколько человек, соединённые крючками за кожу, начинают идти в противоположных направлениях.
Сегодня существует даже церковь модификации тел, в которой продолжают использование древних практик и изобретают новые способы телесных изменений.
История монастыря
Основан пришедшим из Новгородской земли иноком Феодором и присоединившимся к нему позднее Павлом по благословению Сергия Радонежского в 1363 году. Согласно «Повести о Борисоглебском монастыре», Сергий Радонежский сам выбрал место для обители. Основатели монастыря прославлены как преподобные и входят в Собор Ростово-Ярославских святых. Их погребение находится в северо-западном углу Борисоглебского собора и служит местом почитания этих святых.
Южная стена монастыря
Особую известность получил преподобный Иринарх Затворник, живший в монастыре в конце XVI — начале XVII веков. Его мощи под спудом сберегаются в паперти соборного храма монастыря. Согласно житию святого, у него в 1612 году получили благословение на защиту Москвы от поляков князь Дмитрий Пожарский и нижегородский посадский человек Кузьма Минин.
Среди церковных деятелей, подвизавшихся в Ростовском Борисоглебском монастыре, — архиепископ Ростовский и Ярославский Тихон (Малышкин). Настоятелем монастыря уже в Новое время некоторое время являлся археограф и палеограф, собиратель и исследователь памятников древнерусской письменности Амфилохий (Сергиевский-Казанцев), будущий епископ Угличский.
Монастырь стал духовным и экономическим центром, вокруг которого возникли Борисоглебские слободы — крупное торговое село Ростовского уезда Ярославской губернии, центр . В 1764 году слободы из владения монастыря были переданы Екатериной II своему фавориту графу Григорию Орлову. В дни памяти святых Бориса и Глеба у стен монастыря традиционно проходила богатая ярмарка.
В 1924 году монастырь был разорён и осквернён. В советский период в зданиях монастыря были размещены различные учреждения районного центра — почта, отделение госбанка, склады организаций по заготовке льна и зерна.
Богослужения в храмах уже упразднённого монастыря продолжались до октября 1928 года. 8 ноября 1928 года в помещениях бывшего монастыря был открыт краеведческий музей (филиал Ростовского музея-заповедника). Он был закрыт приказом по Ярославскому управлению культуры от 8 февраля 1954 года. Краеведческий актив посёлка Борисоглебского объединился, итогом объединения стал образованный 29 сентября 1961 года народный музей. Этот музей позднее вновь стал филиалом Ростовского музея-заповедника, такой статус он сохраняет в настоящее время.
С 1994 года музей делил помещения с возрождённым монастырём вплоть до 2015 года, когда последнему было возвращено всё имущество. Здания монастыря как составляющие значительный памятник истории и культуры находятся под охраной государства.
С 1997 года ежегодно перед днём памяти пророка Илии совершается пеший крестный ход из Борисоглебского монастыря к источнику преподобного Иринарха на его родине близ села Кондакова, в 40 км от монастыря; во время крестного хода паломники по очереди несут на себе вериги преподобного.
Значение слова «вериги»
ВЕРИ́ГИ, —ри́г, мн. (ед. вери́га, -и, ж.). Железные цепи, оковы, которые носили на теле религиозные фанатики с целью самоистязания. Говорили, что носит он на себе под армяком тридцатифунтовые вериги. Достоевский, Братья Карамазовы.
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Вери́ги (ст.-слав. верига — «цепь») — разного вида железные цепи, полосы, кольца, носившиеся христианскими аскетами на голом теле для смирения плоти; железная шляпа, железные подошвы, медная икона на груди, с цепями от неё, иногда пронятыми сквозь тело или кожу и прочее. Вес вериг может достигать десятков килограммов.
ВЕРИ’ГИ, г, ед. га, и, ж. Железные цепи, оковы, надеваемые с аскетическими целями (церк.). || перен. Всякое нравственное или душевное бремя (книжн.). Отложив условностей в., прямой задать вопрос. Кзмн.
Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: штык — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Предложения со словом «вериги»
Она вздыхала, ворочалась, порой, отбивала набеги степняков, но по-прежнему оставалась окованной тяжёлыми веригами, находясь в плену древних княжеских и боярских препон и старообрядческих верований.
Цитаты из русской классики со словом «вериги»
Мы уже видели, что так называемые вериги его были не более как помочи; из дальнейших же объяснений летописца усматривается, что и прочие подвиги были весьма преувеличены Грустиловым и что они в значительной степени сдабривались духовною любовью.
Афоризмы русских писателей со словом «вериги»
Нет, на кого житейская нужда Тяжелые вериги наложила, Тот — вечный раб поденного труда, И творчества живительная сила Ему в удел не дастся никогда.
Предложения со словом «вериги»
Она вздыхала, ворочалась, порой, отбивала набеги степняков, но по-прежнему оставалась окованной тяжёлыми веригами, находясь в плену древних княжеских и боярских препон и старообрядческих верований.
По благословению наставника своего он носил на теле вериги, на плечах цепь, по поясу железный обруч, на голове под куколем железную шапочку и в таком одеянии подвизался 13 лет.
На улицах и площадях прыгали, гремели веригами юродивые, закатывая глаза, хрипели, предвещали конец света.
Вериги святого Петра
Вериги апостола Петра. Основная статья: Вериги святого Петра
Вериги святого Петра
— цепи, которыми, по преданию, был скован апостол Петр в Мамертинской тюрьме в Риме (по другой версии, во время его ареста в Иерусалиме, о котором упомянуто в 12-й главе Деяний апостольских). Хранятся вериги в Риме в церкви Сан-Пьетро-ин-Винколи (итал. Chiesa di San Pietro in Vincoli). Первоначально цепи хранились в Константинополе. В V веке императрица Евдокия отправила одну цепь в Рим в качестве дара папе Льву I, который построил отдельный храм для хранения реликвии. Цепь, присланная из Константинополя, была помещена в церковь вместе с другими оковами, в которых апостол Пётр содержался под арестом при императоре Нероне. Ныне цепи находятся в прозрачной дарохранительнице у центрального алтаря.
В Православной церкви празднование поклонения честным веригам апостола Петра совершается 16 января (по юлианскому календарю).