Преподобный иринарх соловецкий
Содержание:
- Идёт из года в год крестный ход туда, где небо сходится с землёй
- Награды
- Современное состояние и режим посещения Ростовского Борисоглебского монастыря
- Удивительная находка
- Не самая приветливая погода
- Первые русские святые Борис и Глеб Кратко – кто же они такие?
- Здравствуй, поселок Борисоглебский!
- О чем молятся святому
- Самый известный святой монастыря — Иринарх Затворник
- История монастыря
- После смерти святого
- В крестный ход — за радостью
- История[править]
- Узнаем интересные факты
- Молитвы
- Архитектура
- Борисоглебский монастырь в Ростове
- Исследователь коллекции фотографий Сергея Михайловича Прокудина-Горского посетил Борисоглебский монастырь
- Старец взял тяжёлое подвижничество: приковал себя цепью и носил тяжёлые вериги
Идёт из года в год крестный ход туда, где небо сходится с землёй
…Когда в праздник Казанской иконы Божией Матери на воскресной Литургии я увидела зелёные с ромашками платочки, сердце просто запело от радости: надо же, краснодарцы уже тут! Они всегда приезжают раньше, чтобы помочь в последних приготовлениях к Иринарховскому крестному ходу, но обычно дня за два. А нынче стали прибывать аж за четыре — 20 июля. Да и больше их было в этот раз: как позже выяснилось, в крестном ходе участвовало в общей сложности человек шестьдесят. И все паломницы в одинаковых платочках, которые надевают специально, чтобы без труда находить друг друга среди великого множества людей.
У каждого крестного хода своё лицо. У Иринарховского оно, наверное, именно такое: загоревшее, улыбающееся, окаймленное белыми ромашками на зелёном фоне.
Награды
Церковные:
- медаль преподобного Сергия Радонежского I степени (1983)
- набедренник (15 апреля 1985, при рукоположении во иеромонаха)
- патриаршая благодарность (25 марта 1986, за ревностные труды во славу Церкви Христовой и во благо нашего Отечества)
- наперсный крест (1986, 40-летие ОВЦС МП)
- палица (1989)
- патриаршая грамота (1995, в связи с 10-летием священнослужения)
- наперсный крест с украшениями (1999)
- медаль святого благоверного князя Даниила Московского (2000, в связи с 15-летием священнослужения)
- юбилейная патриаршая грамота (2000)
- орден святого благоверного князя Даниила Московского III степени (2001, в связи с 50-летием со дня рождения)
- памятная панагия (15 апреля 2010, по случаю 25-летия священнослужения)
- памятная панагия от патриарха Московского и всея Руси (2017)
Светские:
- медаль «В память 850-летия Москвы» (1997)
- почётная грамота правительства Москвы за «вклад в процесс восстановления исторического облика Москвы» (1999)
- Российский государственный «Орден Дружбы» (2001)
- медаль Союза Казаков России «Алексий Человек Божий» (2001, за труды по восстановлению храма бывшего полкового 1-го Донского казачьего имени генералиссимуса князя А. В. Суворова полка, сооруженного в 1907-1909 годах в честь иконы Божией Матери «Отрада и Утешение» близ Николаевских казарм на Ходынском поле Москвы)
- медаль «За заслуги в проведении Всероссийской переписи населения» (2002, город Пермь)
- почётная медаль «Благодатное Небо» общероссийского общественного движения «Россия Православная» (2003)
- орден «Слава нации» благотворительного общественного движения «Добрые Люди Мира» (2005)
- орден святого князя Александра Невского I степени (15 ноября 2006, в связи с 55-летием со дня рождения, за заслуги и большой личный вклад в восстановление, укрепление нравственных и духовных традиций)
- наградной крест «За заслуги перед казачеством» (2006, в связи с 55-летием со дня рождения)
- медаль Волжского казачьего войска (1560-1993) «За заслуги» (2006, в связи с 55-летием со дня рождения)
- медаль Уральского казачьего войска «За заслуги» (2007, по случаю 5-летия вступления в управление Пермской епархией)
- орден «За веру и верность» (2009, за вклад в развитие казачества на Западном Урале)
Современное состояние и режим посещения Ростовского Борисоглебского монастыря
Территория монастыря открыта для свободного посещения с 7.00 до 20.00. Фотографирование братии и внутреннего убранства храмов во время богослужений возможно только с разрешения настоятеля обители.
Сейчас в монастыре проживает игумен и десять насельников. У них есть свой небольшой огород и пасека. Здесь также работают церковная лавка и музей, знакомящий с многовековой историей обители. Для групп паломников или туристов можно заказать экскурсию.
Звонница
Сегодня туристы и паломники стремятся побывать возле встроенной в монастырскую стену кельи, где жил Иринарх Затворник, а также возле гробницы с его мощами. Почитаемые вериги, шапочка и плеть преподобного Иринарха, к сожалению, были утрачены во времена советской власти.
В обители ежегодно проходят Иринарховские чтения и проводимый с 1997 года и очень почитаемый верующими Иринарховский крестный ход, который начинается от стен монастыря и проходит к источнику, расположенному в 40 км.
Богослужения начинаются в будни в 7.30, в воскресные и праздничные дни – в 8.00. Окончание вечерней службы в будни – 19.00, в воскресные и праздничные дни – 21.00-21.30.
Это интересно: Саввино-Сторожевский мужской монастырь в Москве
Удивительная находка
Архитектор Александр Рыбников – личность в Борисоглебском известная. С конца 80-х годов он проводил на территории обители реставрационные работы. И когда в 90-е годы прошлого столетия группа реставраторов случайно провалилась в неопределенного вида полость, был случайно раскрыт внутристенный проход. Вход в него закрывало перекрытие XVIII века, а когда его вскрыли, всеобщему вниманию открылся свод XVI века, прекрасно сохранившийся до наших дней. Под ним располагались ниши, в которые были аккуратно уложены фрагменты старинных фресок. Рыбников называет свою работу и испытанием Божьим, и радостью, но тот случай в его практике и по сей день вызывает у него восторг.
Не самая приветливая погода
Поехали! За бортом около нуля, но сильный ветер. На выходе из города порыв ветра сорвал с прохожего шапку и та проворно бросилась от владельца наутек по проезжей части
Гражданин находился в том возрасте, когда еще важно, как ты выглядишь в глазах окружающих. Боязнь показаться смешным мешала ему припустить изо всех сил за беглянкой, а пришедшее с годами благоразумие не разрешало махнуть рукой на потерю
Головной убор резво скакал по произвольной траектории вдаль, но общее направление его движения все же просматривалось: куда-то на противоположную сторону дороги. Его хозяин, смущенно улыбаясь автомобилистам, пыхтел, метался по трассе и пытался улучить удобный момент для поимки своей вещи. Наконец, шапка, вильнув, прибилась к колесу идущего перед нами москвича, сам ловец при этом чуть не угодил под него же.
Саня проворно остановился, обезопасив тем самым арену действий. Воспользовавшись этим благоприятным обстоятельством, объект преследования, а следом его незадачливый владетель, выскочили на тротуар, где преступный головной убор живо пленили прохожие. Наконец-то получив собственность в руки, счастливый ростовчанин удалился. Мы последовали его примеру.
Первые русские святые Борис и Глеб Кратко – кто же они такие?
Летом 2015 года исполнится тысяча лет, как отлетела к Господу душа крестителя Руси — великого князя киевского Владимира. Мало известны подробности его жизни. Да что там подробности! Окутаны туманом как и само его рождение, так и обстоятельства смерти.
Но известно, что Владимир Красное Солнышко в языческий период своей жизни был закоренелым многоженцем. Поэтому и детей от разных жен у него было много. Считается, что одних сыновей было двенадцать человек.
И особенно среди них он выделял младших — Бориса и Глеба. Кто был их матерью? Неизвестно. Долгое время считалось, что ею была дочь и сестра византийских императоров — порфирородная византийская принцесса Анна. Сейчас это утверждение в ученой среде считается необоснованным и не подтвержденным источниками.
Прошло всего несколько дней после неожиданной смерти Владимира, как в разных местах были убиты любимые его сыновья, не пожелавшие участвовать в междоусобной войне с братьями, – ростовский князь Борис и Глеб, княживший в Муроме.
В те далекие времена преемственность власти опиралась исключительно на силу и шла рука об руку с убийством претендентов. Безжалостно расправлялись даже с ближайшими родственниками.
А тут случилось удивительное: имея каждый под началом сильную дружину, они не захотели идти кровавым путем, не стали поднимать руку на братьев. Приняв мученическую кончину, они утвердили новую модель поведения – не все средства хороши для достижения власти.
Борис и Глеб стали первыми святыми, канонизированными русской церковью. В их честь на Руси были построены сотни монастырей и храмов.
Здравствуй, поселок Борисоглебский!
В восемнадцати километрах севернее Ростова Великого находится один из районных центров Ярославской области – поселок Борисоглебский.
После возникновения монастыря и по мере его расцвета, стали расти у его стен поселения мастеровых и крестьян. Росли – да не выросли. Если Сергиев Посад разросся в полноценный город из таких же слобод, то здесь этого не случилось – не было рядом большого и богатого торгового пути.
Мы оставили машину на стоянке, вышли на простор и — погода испортила все настроение. Ветер задувал почти шквальный.
Черно-белая длиннохвостая сорока, что сидела на дереве вдруг вздумала перелететь через площадь. Мы засмотрелись на белобоку — дочка большая любительница птиц. И видим — махала-махала бедняга своими короткими крыльями, а ветер все сносил ее на исходное место. Прострекотала что-то сердито, развернулась и полетела в противоположную сторону — не зря говорят, что сорока умная птица.
С неба сыпалось что-то колючее. Идти куда-либо сразу расхотелось. А ведь планировали начать осмотр со всех трех памятников поселка – князю Пожарскому и монахам — Пересвету, да Иринарху. Но не уезжать же солоно хлебавши! Съежившись и собрав волю, отправились к стенам монастыря.
О чем молятся святому
Иринарх Ростовский помогал бедным и страждущим людям при мирской жизни и продолжил творить чудеса после кончины. Мощи святого, которые сегодня находятся в соборе его родной Борисоглебской обители, а также оставшиеся вериги, кресты, цепи, путы и другие вещи обладают чудотворными свойствами.
Преподобному Иринарху молятся о даровании:
- исцеления от изнуряющих недугов;
- защиты от дурного и негативного влияния;
- освобождения от бесовских оков;
- защиты от недругов и лихих людей;
- спокойствия душе и крепости телу.
Молитвы, обращенные к Ростовскому затворнику Иринарху помогают верующим обрести внутренние силы, восстановить сон, укрепиться в вере, направить близких на богоугодный путь, обрести смирение и покаяние.
Самый известный святой монастыря — Иринарх Затворник
Он жил в Борисоглебской обители вплоть до своей смерти в 1616 году. Он сыграл важную роль в истории России во время Смутного времени. В начале XVII века святой поддержал народное ополчение Минина и Пожарского, которое собиралось в Ярославле, послал ополчению свое благословение и один из своих крестов с вериг со словами, чтобы рать без страха, не колеблясь, шла освобождать столицу.
Из жития его известно, что святой провел в добровольном затворе 38 лет. Живя в маленькой тесной келье полтора на три метра, он приковал себя цепью и возложил на себя тяжелые железные вериги. Сначала общий вес груза, который старец носил на себе, в обычные дни составлял 16 килограммов, а в праздники 8 килограммов. С приближением Смуты ростовский затворник надевал на себя всё больше тяжестей. Эти страшные вериги он носил на себе до 1613 года, пока Смута не успокоилась. Всего вериги преподобного Иринарха состояли из 142 металлических крестов, камня, цепей, железного кольца на голову и очень тяжелой железной палки, которой подвижник себя побивал. Из кельи Иринарх выходил только в храм, но в веригах и читая молитву, так что небольшое расстояние от кельи до храма проходил за ночь.
В июне 2006 года в поселке у монастыря поставлен памятник Иринарху Затворнику, созданный Зурабом Церетели. Фото Алексея Бережкова
Иринарх прерывал свой затвор, чтобы предупредить Василия Шуйского о грядущей войне. Святому явился преподобный Сергий Радонежский, показал Иринарху разграбленную, сожженную поляками Москву и повелел немедленно отправляться к царю, чтобы сказать о нашествии. Старец дошел до столицы, Шуйский принял его, к предупреждению отнесся серьезно, но катастрофу предотвратить уже не смог.
7
История монастыря
Основан пришедшим из Новгородской земли иноком Феодором и присоединившимся к нему позднее Павлом по благословению Сергия Радонежского в 1363 году. Согласно «Повести о Борисоглебском монастыре», Сергий Радонежский сам выбрал место для обители. Основатели монастыря прославлены как преподобные и входят в Собор Ростово-Ярославских святых. Их погребение находится в северо-западном углу Борисоглебского собора и служит местом почитания этих святых.
Южная стена монастыря
Особую известность получил преподобный Иринарх Затворник, живший в монастыре в конце XVI — начале XVII веков. Его мощи под спудом сберегаются в паперти соборного храма монастыря. Согласно житию святого, у него в 1612 году получили благословение на защиту Москвы от поляков князь Дмитрий Пожарский и нижегородский посадский человек Кузьма Минин.
Среди церковных деятелей, подвизавшихся в Ростовском Борисоглебском монастыре, — архиепископ Ростовский и Ярославский Тихон (Малышкин). Настоятелем монастыря уже в Новое время некоторое время являлся археограф и палеограф, собиратель и исследователь памятников древнерусской письменности Амфилохий (Сергиевский-Казанцев), будущий епископ Угличский.
Монастырь стал духовным и экономическим центром, вокруг которого возникли Борисоглебские слободы — крупное торговое село Ростовского уезда Ярославской губернии, центр . В 1764 году слободы из владения монастыря были переданы Екатериной II своему фавориту графу Григорию Орлову. В дни памяти святых Бориса и Глеба у стен монастыря традиционно проходила богатая ярмарка.
В 1924 году монастырь был разорён и осквернён. В советский период в зданиях монастыря были размещены различные учреждения районного центра — почта, отделение госбанка, склады организаций по заготовке льна и зерна.
Богослужения в храмах уже упразднённого монастыря продолжались до октября 1928 года. 8 ноября 1928 года в помещениях бывшего монастыря был открыт краеведческий музей (филиал Ростовского музея-заповедника). Он был закрыт приказом по Ярославскому управлению культуры от 8 февраля 1954 года. Краеведческий актив посёлка Борисоглебского объединился, итогом объединения стал образованный 29 сентября 1961 года народный музей. Этот музей позднее вновь стал филиалом Ростовского музея-заповедника, такой статус он сохраняет в настоящее время.
С 1994 года музей делил помещения с возрождённым монастырём вплоть до 2015 года, когда последнему было возвращено всё имущество. Здания монастыря как составляющие значительный памятник истории и культуры находятся под охраной государства.
С 1997 года ежегодно перед днём памяти пророка Илии совершается пеший крестный ход из Борисоглебского монастыря к источнику преподобного Иринарха на его родине близ села Кондакова, в 40 км от монастыря; во время крестного хода паломники по очереди несут на себе вериги преподобного.
После смерти святого
Когда ему стал известен день его смерти, он позвал своих учеников и дал им наставления, а затем, простившись со всеми, тихо и мирно отошёл в мир иной.
После кончины святителя осталось много предметов, напоминающих о тяжестях его жития:
- 142 медных креста;
- 7 наплечных вериг;
- 20 — саженевая цепь;
- железные путы для ног;
- 18 оков на руки;
- пудовые «связни»;
- железная палка.
В таких тяжких трудах, страдая во имя Бога и ради народа Руси, Иринарх прожил 38 лет. Всего отведено ему было 68 лет. После смерти святого при его гробе было совершено множество чудес, особенно таких, что касались исцелений больных и изгнания бесов. Происходило это с помощью возложении на них цепей и крестов подвижника.
С тех пор к преподобному обращаются люди, дабы:
- избавиться от тяжёлой и продолжительной болезни;
- исцелить себя или близких от беснования;
- защитится от врагов (внешних и внутренних);
- получить заступничество и помощь;
- обрести душевный покой.
Мощи святого до сегодняшнего дня находятся в его родной обители – Борисоглебском монастыре в Ростове.
В крестный ход — за радостью
Все участники Иринарховского крестного хода счастливы одинаково. Конечно, каждый идёт со своим грузом проблем и скорбей, у каждого свои надежды… А вот радость — на всех одна. На всех один свет, который целых пять дней озаряет, согревает, защищает и ведёт тысячи человек, отовсюду приехавших на благодатную Борисоглебскую землю.
Вслед за иконами и хоругвями
Радость наполняет сердце уже с самых первых минут, когда паломники ещё только собираются в Борисо-Глебском монастыре: наконец-то снова встретились! Да что там — «крестоходное» настроение появляется за неделю, за месяц, за два… Хоть и времени ещё много, а уже собраны рюкзаки, припасена одежда, обувь, составлен список — что ещё не забыть взять.
И однажды наступает момент, вроде совсем неожиданно, когда ты вдруг начинаешь «слышать» доносившуюся из души молитву: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, Богородицею помилуй нас!» Бесчисленное количество раз будет звучать она во время духовного похода, помогая не отвлекаться на разговоры в пути, не думать об усталости, не обращать внимания на палящее солнце и проливной дождь.
История[править]
Основан пришедшим из Новгородской земли иноком Феодором и присоединившимся к нему позднее Павлом по благословению Сергия Радонежского в 1363 году. Согласно «Повести о Борисоглебском монастыре», Сергий Радонежский сам выбрал место для обители. Основатели монастыря прославлены как преподобные и входят в Собор ростово-ярославских святых. Их погребение находится в северо-западном углу Борисоглебского собора и служит местом почитания этих святых.
Особую известность получил преподобный Иринарх Затворник, живший в монастыре в конце XVI — начале XVII веков, его мощи под спудом сберегаются в паперти соборного храма монастыря. Согласно житию святого, у него в 1612 году получили благословение на защиту Москвы от поляков князь Дмитрий Пожарский и нижегородский посадский человек Кузьма Минин.
Среди церковных деятелей, подвизавшихся в Ростовском Борисоглебском монастыре, — архиепископ Ростовский и Ярославский Тихон (Малышкин). Настоятелем монастыря уже в Новое время некоторое время являлся известный археограф и палеограф, собиратель и исследователь памятников древнерусской письменности Амфилохий, будущий епископ Угличский.
Монастырь стал духовным и экономическим центром, вокруг которого возникли Борисоглебские слободы — крупное торговое село Ростовского уезда Ярославской губернии, центр Борисоглебской волости. В 1764 году слободы из владения монастыря были переданы Екатериной II своему фавориту графу Г. Г. Орлову. В праздник Бориса и Глеба у стен монастыря традиционно проходила богатая ярмарка.
В 1924 году монастырь был официально упразднен. В советский период в зданиях монастыря были размещены различные учреждения районного центра — почта, отделение госбанка, склады организаций по заготовке льна и зерна.
Богослужения в храмах уже упраздненного монастыря продолжались до октября 1928 года. 8 ноября 1928 года в помещениях бывшего монастыря был открыт краеведческий музей (филиал Ростовского музея-заповедника). Он был закрыт приказом по Ярославскому управлению культуры от 8 февраля 1954 г. Краеведческий актив поселка Борисоглебского объединился, итогом объединения стал образованный 29 сентября 1961 г. народный музей. Этот музей позднее вновь стал филиалом Ростовского музея-заповедника, такой статус он сохраняет в настоящее время.
С 1994 года музей делил помещения с возрождённым монастырём вплоть до 2015 года, когда последнему было возвращено всё имущество. Здания монастыря как составляющие значительный памятник истории и культуры находятся под охраной государства.
Узнаем интересные факты
О Борисоглебском мужском монастыре, что находится в Ярославская области, я не знала абсолютно ничего, а ведь это младший родной брат нежно любимой мной Троице-Сергиевой лавры. Семь сотен лет назад пришли сюда в лесную чащобу два инока Феодор и Павел и решили основать в здешнем безлюдье монастырь. Место для обители указал им сам преподобный Сергий Радонежский.
Сначала заложили иноки деревянный храм. Это был 1363 год, прошло меньше тридцати лет с того времени, как на горе Маковец вырос первый храм лавры, посвященный святой Троице.
Но, если Троице-Сергиев монастырь занимал стратегически важное положение, закрывая доступ к Москве, то, стоящий на пути, соединяющем Углич и Ростов, Борисоглебский монастырь был не в силах перекрыть подступ ни к одному из этих городов. Чтобы попасть в любой из них и тогда, и сейчас, есть много других возможностей – дорога эта не единственная
Причины, по которым удаленный Борисоглебский мужской монастырь не захирел, а стал расти и богатеть, не очень понятны. И еще менее понятны причины, вызвавшие особое отношение к нему со стороны великих князей московских и царей-Рюриковичей. Монастырь получал от них милости, очень богатые вклады, ему щедро жертвовали земли, дарили иконы и драгоценности.
Вот, например, царь всея Руси Иоанн Васильевич Грозный. Как добрый христианин, в деяниях своих он каялся. Составлен был по его приказу синодик – перечень казненных, чтобы поминать их в церквях.
Списки жертв, с крупными денежными пожертвования в придачу, разослали по ряду обителей. В число этих избранных попал Борисоглебский монастырь. Кстати, сюда же Грозный вносил и весомые суммы на помин души жен своих – кроткой Анастасии Романовны, черкешенки Марии Темрюковны, несчастной Марфы Собакиной, а также сына царевича Ивана.
В XVI—XVII веках Борисоглебский мужской монастырь обоснованно считался одним из богатейших в ростовской митрополии. Конец его благоденствию пришел в царствование Екатерины Великой, когда передала она монастырские земли графу Григорию Орлову – своему фавориту.
В 1924 году Борисоглебский монастырь Ярославской области и вовсе упразднили, и только спустя семьдесят лет начался новый этап его жизни, и сюда вернулись монахи. В наше время на его территории как-то сосуществуют две организации — действующий монастырь и филиал музея Ростовский кремль.
Молитвы
Тропарь преподобного Иринарха, затворника Ростовского |
Кондак преподобного Иринарха, затворника Ростовского |
Молитва преподобному Иринарху |
Молитва преподобному Иринарху |
Архитектура
Строения из камня появились в пустыни в XVI столетии. Первая церковь освящалась в честь преподобных защитников Руси Бориса и Глеба.
Собор Бориса и Глеба, Борисоглебский монастырь
- Это небольшой одноглавый храм на четырех столпах, суровый облик которого четко вписывался в общую стилистику. Наружным декором служили только порталы, углубленные в стены. На небольшом и мощном барабане возвышалась глава, кровля была четырехскатной. С восточной стороны к зданию примыкали три алтарные апсиды с едва различимыми гранями.
- Первоначальный облик храм изменялся под воздействием перестроек. Новый барабан и глава сильно исказили гармоничность сооружения. В 1810 г. к собору пристроили церковь Илии Пророка, в ходе работ разрушили паперть, заложили оконные проемы, стесали выступы и сняли украшения порталов.
- Внутри стены отличались простотой и гладкостью, арки опирались на четыре столба крестчатой формы. Свет проникал через щелевидные окна, а иконостас, обрамленный червонным золотом, стоял на каменном постаменте. Стены покрывали колоссальные, богато украшенные картины с евангельскими событиями. На столбах и апсидах виднелись фигуры московских митрополитов.
Вторым по значимости строением обители считается собор Благовещения Пресвятой Богородицы. Первый камень заложили в 1524 г., а спустя два года он был завершен.
Внутреннее убранство Борисоглебского монастыря
- Объем здания имел кубическую форму и завершался четырехскатной кровлей с главкой луковичной формы, тонкий барабан был декорирован аркатурным (арочным) поясом. Фасад делился на три части (прясла) за счет архитектурных лопаток. Во внутреннем помещении церкви не было столпов, интерьер перекрывался крестчатым сводом.
- Сведений о росписи собора не сохранилось, в настоящее время стены полностью белые. Однако в период реставрации 1990—х гг. мастера обнаружили фрагменты живописи XVII или более ранних веков. Наиболее значимой находкой явилась часть изображения Пречистой Девы в позе, характерной для иконы «Благовещение».
- В конце XVIII в. церковь подвергли серьезной переделке: убрали большее количество оконных проемов, изменили фасады и форму главы, нарастили объем барабана. В 1882 г. Благовещенский собор в третий раз освятили после значительных ремонтных работ.
- Собор располагается на подклете, который в период становления обители использовался в качестве монастырской кладовой. На месте входа в это помещение в XX столетии еще находилось широкое окно. Южный фасад церкви претерпел глобальное изменение, так как средина лопаток (вертикальных выступов) стесывалась, а также появлялись оконные проемы, украшенные наличниками и кирпичной кладкой.
- С западной стороны к Благовещенскому собору пристроена квадратная одностолпная трапезная, имеющая крестовые своды. Дополнительным зданием, примыкающим к собору, являются древние настоятельские палаты, поставленные на высокий подклет.
Другие постройки
В 1680 г. на территории появилась пятиглавая церковь, освященная в честь Сергия Радонежского. Она выделялась широкими оконными проемами, гладкими стенами и декоративными белокаменными розетками. Изумляли наружные росписи, затрагивающие тематику библейских сюжетов, но интерьер никогда не расписывался, что создавало ощущение большей свободы для находящихся здесь людей.
В 1680 г. на месте деревянного собора Иоанна Предтечи соорудили Борисоглебскую звонницу. Это трехъярусное прямоугольное здание казалось легким и стремящимся вверх, несмотря на свою монументальность. В нижнем ярусе располагалась ризница, на втором — бесстолпная церковь Иоанна Крестителя, а на третьем — колокола, висящие на железных балках. С востока постройки приделана высокая апсида прямоугольной формы.
Церковь Иоанна Предтечи в колокольне Борисоглебского монастыря
Вместе со звонницей здесь возводилась церковь Сретения Господня. Изящный объем собора завершался пятью главами. Основа здания разделялась за счет лопатки (выступа на стене) в центральной части. Церковь поставлена над Водяными вратами, находящимися на северной стороне. Проезды декорировались арочными поясами, паперть украшалась висячими арками.
На севере пустыни стоят братские кельи и настоятельские покои, часовня преподобного Иринарха находится за Водяными (северными) вратами. На каждом из углов монастырской стены воздвигнута оборонительная башня. С запада от обители паломники наблюдают небольшой пруд, а рядом с главным церквями находятся остатки некрополя.
Борисоглебский монастырь в Ростове
Сотни паломников ежегодно приезжают в село Борисоглебское, расположенное на пути из Углича в Ростов Великий. Данное место популярно и у туристов, совершающих путешествие по российскому Золотому кольцу. Привлекает их всех сюда известный многим Борисоглебский монастырь, чье существование неразрывно связано с несколькими православными святыми.
Этот величественный мужской монастырь находится в удивительно красивых местах, на возвышенности, окруженной извилистым руслом реки Устье. Известен он со времен Дмитрия Донского. В 1363 году пустынниками Феодором и Павлом здесь началось строительство церкви, посвященной русским святым страстотерпцам князьям Борису и Глебу. Это место отшельникам указал преподобный Сергий Радонежский, с благословения которого возводилась церковь.
Архитектура монастырского комплекса очень разнообразна. Сюда включается собор в честь Бориса и Глеба, храм Благовещения, с располагающейся там палатой для трапез, надвратная церковь во имя Сергия Радонежского, храм, посвященный Иоанну Предтече со звонницей, келья, в которой жил Иринарх Затворник.
Жизнь Борисоглебского монастыря тесно переплеталась с жизнью князей из Москвы и царских семей. Он был для них почти «домашним», поэтому недостатка в средствах на его содержание не было. До XVII века обитель была одной из самых богатых в Ростовской митрополии.
Борисоглебский монастырь имел важное значение для религиозной жизни, но, кроме того, играл значительную роль в экономической жизни Ростова. Первоначально сюда устремлялись верующие со всех городов
В свою очередь это притягивало купеческую братию, ведь они понимали, что у паломников есть не только духовные интересы. Так со временем около Борисоглебской обители разрослись Борисоглебские слободы, ставшие центром Борисоглебской волости. В этом большом селе Ростовского уезда Ярославской губернии по великим праздникам проводились широкие ярмарки.
В советскую эпоху российской истории Борисоглебская обитель была преобразована в Народный музей. Позже — филиал Ростовского музея-заповедника. В наши дни обитель и музей успешно сосуществуют, словно олицетворяя собой единство божественной и земной жизни.
В Борисоглебском монастыре до сих пор сохраняется не одна святыня, чтимая православными людьми. Например, крест, сделанный из дерева, — благословение преподобного Сергия Радонежского, тяжелые вериги из железа преподобного Иринарха, которые хранятся в алтаре и выносятся для поклонения православным.
В обители находятся мощи основавших его святых преподобных Феодора и Павла, обладающие чудотворной силой. Под спудом на паперти соборной церкви обители размещаются мощи преподобного Иринарха Затворника, который жил здесь в период Смутного времени. В описании жития преподобного указано, что в 1612 году к нему за благословением обращались князь Дмитрий Пожарский и Кузьма Минин, которые отправлялись на спасение Москвы от польских захватчиков. По свидетельствам православных христиан, когда святой почил, около его гроба происходило большое количество чудесных исцелений людей, которые были больны или одержимы бесом. При соприкосновении с крестами и цепями, которые находились на святом при жизни, люди исцелялись.
На расстоянии 40 километров от обители находится источник преподобного Иринарха, расположенный рядом с родным для святого селом под названием Кондаково. Ежегодно накануне праздника Ильи Пророка от стен монастыря к источнику верующие идут крестным ходом.
Верующие люди прибывают в Борисоглебский монастырь помолиться и приобщиться к миру духовному, здесь можно получить исцеление от болезней и недугов и наполнить свою душу умиротворением и радостью. Но и обычные туристы, некоторые из которых далеки от веры, не останутся равнодушными к этому удивительному месту, впечатлений здесь можно получить массу.
Исследователь коллекции фотографий Сергея Михайловича Прокудина-Горского посетил Борисоглебский монастырь
Этим летом Борисоглебский монастырь посетил американский учёный, профессор славистики Тулейнского университета в США, член Российской академии архитектуры Уильям Крафт Брумфилд. Известный американский фотограф и историк русской архитектуры, он почти полвека путешествует по России, изучая и фотографируя памятники архитектуры. Это второй его визит, первый раз Уильям Брумфилд посетил Борисоглеб в уже далёком 1992 году.
Уильям Брумфилд известен как куратор и исследователь коллекции фотографий Сергея Михайловича Прокудина-Горского, хранящейся в библиотеке Конгресса США. Проще говоря, это один из тех людей, благодаря которым мы можем любоваться уникальными фотографиями известного русского фотографа и путешественника.
Американец с русской душой… человек не от мира сего, говорят про таких людей русские… Но именно ТАКИЕ люди дают миру намного больше, чем кто-либо другой…
Результатом поездки в Борисоглеб стала статья о святом преподобном Иринархе Борисоглебском (на английском языке).
Старец взял тяжёлое подвижничество: приковал себя цепью и носил тяжёлые вериги
Тяжёлые оковы, кресты и бремя человеческого непонимания стали суровым испытанием для святого. Однако он, прикованный цепью в три сажени к стулу, чем и ограничил свои перемещения, обвешал себя тяжёлыми грузами. Цепь с годами удлинили. Жил он в монастыре двадцать пять лет.
Старец год за годом утяжелял свои оковы, чтобы вынести ещё больше испытаний
У Иринарха появился подражатель. Леонтий. Он тоже сделал себе грузы и цепь, а затем пришёл к старцу за благословением, хотел отправиться в Переяславский уезд в монастырь Пресвятой Богородицы, на Курбуй.
Старец пытался его отговорить, но не смог. В итоге Леонтия убили, а его цепь и грузы Иринарх присоединил к своим.
Цепь и вериги, которые носил Иринарх Затворник
Несколько позже старца оклеветали, и святой на время покинул обитель.
Он год служил келарем в Авраамиевом Богоявленском монастыре, а потом вернулся.