Матушка с фотоаппаратом. инокиня ксения (белова) и ее серьёзное хобби
Содержание:
- Степени монашества
- Жизнь монахов
- Ступени монашеского делания
- Вернуть женщину
- На Руси
- Монашество в миру в советский период и современное
- Степени монашества и чины пострижения
- Особенности пострига в монахи
- Слово «инок» («инокиня») греческого происхождения, «чернец» — русского
- «Попенок»
- Для того чтобы понять, кто такие иноки, необходимо изучить степени православного монашества
- Инок не может принять великую схиму
Степени монашества
Послушник
Монашеский подвиг начинается с послушничества. Мирянин постигает особенности иноческой жизни, берет на себя «послушание» и своим терпением и упорством, силой веры и намерения стать монахом доказывает право перехода на следующую ступень.
Рясофор
Когда духовный наставник послушника видит, что его чадо демонстрирует твердость своего намерения, он благословляет послушника стать рясофором.
Мантийный монах
Следующий этап – настоящий монашеский постриг. Человек произносит обеты, в которых полностью отрекается от мира, ему крестообразно постригают голову, и дают новое имя. Начинается новая жизнь, где собственные интересы уступают место служению Богу и людям.
Схимник
Великая схима – это полное отречение от всего мира, даже от монастырского уклада. Монах, принявший схиму, снова получает другое имя, потому что отказывается от любой прежней жизни, живет уединенно в келье или в скиту. Схимники не участвуют в работах, общих для монастыря. Их день состоит из непрестанной молитвы. Нередко схимники брали на себя обеты молчания или затвора. Подражая древним пустынникам, они берут на себя великий духовный подвиг.
Монашеские обеты
В киновиях на первых порах, по‑видимому, давали клятву верности, единый обет вообще монашества, подразумевавший все три: преподобный Антоний уже учил о послушничестве, отречении от собственности и чистоте; несколько позже Василий Великий высказывает пожелание, чтобы мужи приносили ясный обет девства, а прежде само причисление к монахам молчаливо подразумевало безбрачие. Об ученике Иоанна Мосха Софронии (VI век) уже точно известно, когда, где и кем он пострижен. Однако чин пострига в его нынешнем виде явился много позже, когда монастыри сделались многолюдны и из пустыни перенесены в города и селения.
Жизнь монахов
Выше рассказывается о том, кто такие монахи. Какую же жизнь ведут люди, последовавшие своему призванию и посвятившие себя Богу? Постриг вовсе не означает то, что человек прекращает жизнь на земле. Он продолжает удовлетворять потребность во сне и пище. Конечно же, каждый монах имеет свои обязанности, трудится на благо людей или монастыря, что зовется послушанием.
Послушание – работа, которой обитатели монастыря занимаются тогда, когда свободны от богослужений. Она подразделяется на хозяйственную и воспитательную. Под хозяйственной работой подразумевается та, что направлена на поддержание порядка в обители. Каким именно трудом занят монах – решает настоятель. Воспитательная работа – это молитвы.
Каждая минута такого человека посвящена служению Бога. Его не тревожат земные цели и идеалы. День монаха проходит в молитвах, которые становятся для него своеобразным смыслом жизни.
Ступени монашеского делания
Чтобы стать монахиней необходимо пройти длительный период испытательного срока. До предполагаемого пострига условно можно выделить три пути монашеского делания:
- трудник;
- кандидатка в послушницы;
- послушница.
Трудником может стать любой верующий христианин, испытывающий потребность и желание поработать в монастыре во Славу Божию при наличии свободного времени. Такие люди не обязательно становятся монахами, могут иметь семью, детей. Возможно и заключение трудового договора с монастырём с получением зарплаты. Трудник, который проживает при монастыре, обязан жить по его уставу, соблюдать принятый распорядок дня, не иметь вредных привычек.
Женщина, желающая стать монахиней, поступая в монастырь, именуется кандидаткой в послушницы. Знакомится с уставом, сама решает подходит ли ей такая жизнь, испытывает свою совесть. Период пребывания определяют настоятельница с духовником и старшими сёстрами. Если по окончанию испытательного срока женщина изъявляет желание остаться в обители и не имеет внешних препятствий, то её зачисляют в послушницы. Пишется прошение на имя правящего архиерея от настоятельницы и самой кандидатки. После благословения епархиального начальства сестру одевают в подрясник и полуапостольник, и она законно становится насельницей обители.
На современном этапе в Русской православной церкви (РПЦ) существуют три типа монашеского пострига:
- рясофор;
- малая схима (мантия);
- великая схима.
Постригаемая в рясофор должна прожить в обители минимум три года. Исключение составляет смертельная болезнь кандидатки, когда настоятельница может ходатайствовать о постриге и раньше положенных трёх лет. Священнодействие производится:
- с чтением специальных молитв;
- пострижением волос крестом;
- переменой или оставлением старого имени;
- отсутствием обетов;
- облачением в рясу и клобук.
Несмотря на то, что обеты не произносятся, само свободное вступление на иноческий путь является обязательством перед Богом чистого жития. Рясофор можно назвать подготовительным этапом монашеского пострига, как обручение в браке. Насельница может называться инокиней, рясофорной монахиней или рясофорной послушницей. В помощь ей преподаётся благодать Божия и заступничество святого, имя которого получено в священнодействии.
Существуют различные практики пострижения в монахини. В некоторых монастырях пропускается рясофор и сразу производят в малую схиму. На святой горе Афон есть случаи, когда верующий принимает великую схиму без предшествующих званий. Каждый человек неповторим, и в православной традиции, несмотря на каноны, любовь к ближнему превыше всего и сохраняется индивидуальный подход к верующему, желающему отдать себя на служение Богу и людям.
Пострижение в малую схиму или мантию собственно и есть начало монашества, так как кандидат даёт обеты Богу, полностью отрекается от мира, получает новое имя, монашеские одежды. Чинопоследование в великую схиму характеризуется значительной торжественностью, длительностью молитв и наставлений игумена. Снова даётся новое имя и к одеждам добавляется великий параман, куколь с аналавом, а монахиня именуется схимницей. Сложилась практика в РПЦ постригать в великую схиму престарелых, тяжелобольных людей.
Таинство может совершать как сам правящий архиерей, так и с его благословения другие высшие чины духовенства (иеромонахи, игумены, архимандриты) либо настоятели монастырей.
Вернуть женщину
— Матушка, как вы считаете, что происходит сейчас с человеком в миру? Вы сказали, что свобода — в монастыре, но ведь в миру она тоже есть. Правда, другая…
— Да, другая. Современный человек перестает слушать голос своего сердца. Мы прислушиваемся к своим впечатлениям, к чему то, лежащему на поверхности. О многом мы судим так, будто говорим о еде, на уровне «нравится — не нравится».
Человек теряет важный инструмент — сочувствие. У некоторых отсутствие сопереживания перерастает в психическую болезнь. Некоторые актеры, которые считали себя средоточием мира, думали, что весь мир лежит перед ними и все восхищаются их красотой и талантом, не выдерживают реальности и начинают очень серьезно болеть. Они «зафиксировали» свой взлет, свои успехи и тянут их до конца дней своих. Когда больные, уже некрасивые женщины, продолжают вести себя по-прежнему, «по звездному» — это приводит к распаду личности, иногда просто к безумию.
Сейчас женщина не такая, какой она была в прошлых веках, в ней нет притягательности, тайны. Виновата, может быть, и не она сама, а тот, кто ее к этому привел. Мир может разрушиться, если не вернуть нам ту женщину…
— А в чем миссия женщины, как вам кажется?
— Мне кажется, женщина должна быть с Богом, особенно когда она готовится стать матерью. Дар Божий женщине — иметь дитя. Разве может этот дар идти в сравнение с возможностью сделать карьеру? Как только у женщины появляется ощущение, что она ждет новую жизнь, она сразу должна броситься в Церковь и молиться, молиться о своем ребенке. Это прежде всего. И потом, когда ребенок вырастет… Если женщине нужно уйти в монастырь, если это ее путь, то Господь ее туда приведет. А кому нужно остаться в миру — останется в миру. Господь так устроит.
— Матушка, что для вас стоит на первом месте в монашестве?
— Само монашество. Наверное, у вас будут разговоры с более просвещенными матушками, игуменьями. Они все расскажут, дополнят меня. Я всего-навсего труженик по послушанию, рядовой член Церкви. Только труженик. И все.
На Руси
«Преподобные Антоний и Феодосий Печерские». Сайда Афонина. Фрагмент
Первая обитель Киевской Руси возникла при князе Ярославе Владимировиче, это Киево-Печерский монастырь. Его появлением мы обязаны святомуАнтониюисвятомуФеодосиюПечерскому, который и стал первым настоятелем и основателем монашества на Руси.
В период до монгольского нашествия на Руси сложилось несколько крупных монастырских центров в Киеве, Новгороде, Чернигове, других городах. Монастыри были не только центрами благочестия и духовности, отсюда распространялись грамотность и искусства, в том числе летописание, иконопись.
После монгольского нашествия центр духовной жизни переместился в северо-восточную Русь. Здесь, в глухих лесах, возникали монастыри, ставшие очагами национального самосознания, хранившие старинные книги, продолжавшие традиции летописания. Ярчайшим светочем монашеского подвижничества этого периода стал преподобный Сергий Радонежский, основавший Троице-Сергиеву Лавру, и по сей день остающуюся главным духовным центром современной России.
Вплоть до эпохи Петра I и его преобразований, монастыри в России оставались местом напряженной духовной, интеллектуальной и политической жизни. Здесь возникали школы, создавались книги, здесь писали иконы. Здесь же разыгрывались полемики между представителями разных направлений религиозной мысли – между «иосифлянами» и «нестяжателями», между сторонниками реформ Никона и теми, кто придерживался старого обряда.
В период, который в церковной истории носит название «синодального», значение монастырей особенно возросло. В ситуации, когда приходские священники были едва ли не приравнены к прочим государственным чиновникам, люди потянулись к монахам, видя в них хранителей древнего благочестия. В это время возникло и расцвело старчество, особенно славилась этим Оптина пустынь.
После Октябрьского переворота 1917 года подавляющее большинство монастырей были уничтожены, многие монахи брошены за решетку или расстреляны, остальным пришлось скрываться. Однако, после 1991 года монастырская жизнь в России возродилась.
Монашество в миру в советский период и современное
Говоря о монашестве в миру, следует понимать разницу между монахами, которые по каким-то причинам живут вне монастырских стен, и между мирянами, которые, не принося никаких монашеских обетов, тем не менее, живя в миру, придерживаются монастырского устава.
Монахи действительно иногда живут вне монастырей. Особенно распространилась такая практика в годы советской власти. Когда монашеские обители были разгромлены, многим монахам приходилось спасаться бегством и исповедовать свою веру тайно. Внешне они мало чем отличались от других людей, однако втайне соблюдали все монашеские обеты, исполняли молитвенные правила и по возможности не пропускали церковных служб.
Распространилась в период безбожной власти и практика тайного пострига. Жизнь этих людей зачастую становилась настоящим подвижничеством. Иногда лишь после смерти человека, готовя покойного к погребению, его близкие узнавали, что он нес монашеский подвиг в миру.
В наши дни монахи иногда живут в миру, выполняя, например, какое-нибудь послушание. Не редкость монахи среди приходских священников, особенно в небольших городках и селах.
Бывает и так, что мирянин, не принося никаких обетов, все же стремится жить по монастырскому уставу. Например, святой праведный Павел Таганрогский, живший в начале XIX века, отказался от обеспеченной жизни помещика, странствовал по монастырям России, а затем поселился в Таганроге, превратив свой скромный дом в настоящую келию, и собрав вокруг себя таких же радетелей, стремившихся к праведной и чистой жизни. Были среди его последователей и люди семейные, однако они ревностно придерживались монастырского устава и правил. И это не единственный пример такого рода монашеского жития в миру.
Степени монашества и чины пострижения
Схиигумен Савва (Остапенко)
Святая Православная Церковь в монашеском подвиге различает три состояния или степени:
1. Приготовление к подвигу — послушничество, 2. Самый подвиг — собственно монашество, 3. Высшее исполнение подвига — схимничество.
Первая степень есть состояние испытания, которому подвергают тех послушников, которые готовятся к принятию самого подвига, то есть пострига в монашество.
Перед постригом недреманно каждый должен пройти самое строгое испытание, чтобы удостовериться в искренности и твердости принятого решения.
В монастыре новоначальные живут по многу лет послушниками. Они постепенно изучают все, что должен знать каждый монах, выполняют назначенное им молитвенное правило и усердно выполняют ту работу, которую поручают им делать. Так и миряне, желающие принять подвиг монашества, должны постепенно изучать все, что касается монашества, и по мере своих возможностей выполнять молитвенное правило, назначенное духовным отцом, а также добросовестно трудиться на общем послушании. И если Господу будет угодно, то придет время, когда усердный послушник воспримет подвиг и по лестнице добродетелей будет восходить все выше и выше. Вот и ваша племянница, боголюбивая матушка Д., если только она действительно имеет призвание к такой жизни, то пусть она пока трудится и очищает сердце от грехов. А дальше Господь Сам управит ее жизнь во спасение.
Итак, монашествующие первой степени называются послушниками, или новоначальниками.
Монашествующие второй степени называются малосхимниками, или совершенными.
Третью степень составляют великосхимники, или совершеннейшие.
Вступление в монашество и степени его Церковь освящает своими молитвами и священнодействиями. Основное действие при постриге — это пострижение власов, чем обряд этот напоминает собой Таинство Крещения. Таинству Крещения он подобен еще по величию своему и богатству излияния Святаго Духа на человека, а также и тем, что при крещении нарекают христианское имя и при крещении надевается крест, и при постриге надевают два креста: один большой деревянный на грудь и другой (параман) на спину, а третий крест дается в руку. Как Таинство Крещения вводит (рождает) в новую благодатную жизнь, так постриг в монашество вводит человека в совершеннейший образ христианской жизни, поэтому постриг и называют вторым крещением.
Особенности пострига в монахи
Особым образом жизни ради служения Богу является монашество. У монахов очень много отличий от белых священнослужителей. Постриг можно назвать вторым крещением, потому что через него душа человека обновляется и перерождается. После обряда человек считается отреченным от мира и отныне облаченным в образ ангела.
Но стать монахом не так просто. Недостаточно просто принять это решение, необходимо его оправдать и пройти через своеобразный испытательный срок. В течение него кандидат проходит через так называемое «монашеское делание», которое включает три ступени:
- жизнь трудника;
- звание кандидата в послушники;
- послушничество.
При поступлении в монастырь человек получает звание кандидата в послушники. С этого момента он должен начать разбираться, насколько монастырская жизнь ему подходит. Духовник, а также настоятель монастыря и старшие братья самостоятельно определяют, как долго он будет пребывать в монастыре в таком качестве.
Послушником становится тот, кто успешно прошел испытательный срок, по-прежнему изъявляет желание жить в обители и которого не сдерживают никакие внешние препятствия. Для этого необходимо написать прошение к правящему архиерею, которое сопровождает письмо от имени настоятеля. Епархиальное начальство должно дать свое благословение, после чего брат может стать насельником обители.
Типы пострига в монашестве
Существует три типа монашеского пострига, принятые в православии. В соответствии с ними монахи становятся:
- рясофорами;
- прошедшими малую схиму;
- прошедшими великую схиму.
Рясофоры обязуются в течение как минимум трех лет жить в монастыре. Только в случае смертельной болезни кандидат может написать ходатайство о том, чтобы его постригли в монахи до того, как пройдет три года.
Некоторые монастыри пропускают этап рясофорства и сразу проводят таинство малой схимы. Есть свидетельства о верующих, которые и вовсе сразу приняли великую схиму. Это означает сохранение индивидуального подхода к каждому верующему в православной традиции. Именно во время малой и великой схим постригающиеся в монахи люди дают Богу обеты и отрекаются от мирской жизни. С этого момента у них не только новое имя и облачение, но и новая жизнь.
Несмотря на перечисленные различия, у священнослужителей обоих видов духовенства есть общая задача: учить детей и взрослых православию и правильной жизни, просвещать и нести благо. И белое, и черное духовенство ― очень важная часть служения Богу, и эту систему имеет не только православие, но и католичество.
Слово «инок» («инокиня») греческого происхождения, «чернец» — русского
Старые словари и энциклопедии утверждают, что слова инок, монах, чернец — это слова-синонимы. Энциклопедический словарь Брокгауза и Эфрона говорит об этом так:
Значение слова инок разное для церковной и светской литературы. Дело в том, что литераторы могут назвать иноком любого человека, живущего в монастыре, тогда как современная церковная традиция так называет только тех, кто получил право носить некоторые монашеские одеяния.
Константинго-Еленинский женский монастырь. Постриг в рясофор. Постриг в рясофор (первую ступень монашества) может быть осуществлен только над тем лицом, которое пребывало в монастыре в течение 3-х лет
Положений о монахах и монашествующих говорит о том, что постриг в рясофор может быть произведен только над тем лицом, которое пребывало в монастыре в течение 3-х лет. Этот срок сокращается для слушателей духовной семинарии.
В чине инока или рясофорного монаха человек пребывает до пострижения его в «малую схиму». Малая схима означает окончательное принятие монашеских обетов, а также наречение нового имени. Таким образом, инок становиться как бы «новоначальный» монах.
Многие монахини, приняв иночество, не принимают следующих монашеских степеней и всю жизнь проводят в монастыре в этой степени монашества.
«Попенок»
Он прожил трудную скорбную многострадальную жизнь, его гнали, предавали, убивали, преследовали за веру, но чем больше гнали, тем больше он прилеплялся ко Христу.
Дома он был нелюбимым ребенком. После того, как отец умер, мать снова вышла замуж, отчим пасынка люто невзлюбил, называя «попенком» и «монашком». До четвертого класса его воспитывала бабушка — схимонахиня Михаила. Уже с седьмого класса он сам зарабатывал себе на хлеб. Обладая живым творческим умом, самостоятельно поступил на кафедру педиатрии и детских болезней Смоленского мединститута. В это же время стал ходить в Успенский кафедральный собор. Девушка, которую он любил, узнав, что он ходит в церковь, донесла на него.
Его травили и заставляли отречься от веры. Но он выбрал для себя Божье.
Всеми гонимый, никем не понимаемый, затравленный, на грани нервного срыва в беспамятстве, он пошел пешком в Мичуринск к дому своего будущего духовного отца — схииеромонаха Илариона (Рыбаря). Тот его принял, утешил и оставил у себя в доме. Вместе с ним батюшка уехал в Закарпатье в монастырь свв. Флора и Лавра. Дома его объявили во всесоюзный розыск, он вынужден был сменить имя, его нарекли Петром в честь апостола Петра.
Через пять лет инок Петр был пострижен с именем Власий в честь Власия Севастийского. Во время хрущевских гонений монастырь советские власти закрыли, монахов разогнали. Он вернулся в Смоленск, был псаломщиком и регентом в Успенском соборе. Там сблизился с епископом Смоленским Гедеоном (Докукиным), который позднее рукоположил его в сан иеродиакона и иеромонаха. Когда в 1972 году владыку назначили управляющим Новосибирской епархией, батюшка переехал с ним в Новосибирск.
Затем отца Власия назначили настоятелем Покровского собора в Тобольске, где он служил у мощей святителя Иоанна Тобольского. Уже тогда отец Власий был известен как ревностный любвеобильный пастырь, к нему в храм шли люди, властям это не нравилось. Омский епископ Максим тоже его люто невзлюбил, считая чуть ли не сектантом, за то, что батюшка после служб пел псалмы, постоянно служил молебны у раки святителя, подолгу исповедовал людей, тогда это было не принято, власти за этим следили.
Архиерей в глаза говорил батюшке, что согнет его в бараний рог, сотрет с земли, что и не вспомнят о таком.
Он хотел, чтобы отца Власия извергли из сана и навсегда запретили в служении, написал докладную Патриарху Пимену.
Вскоре из Москвы пришла телеграмма, чтобы отца Власия не было в Тобольске в течение 24 часов. Зимой в мороз батюшка оказался выброшенным на улицу в стареньком подряснике, скуфейке и летнем плаще.
Для того чтобы понять, кто такие иноки, необходимо изучить степени православного монашества
Понять, кто такие иноки невозможно без изучения степеней православного монашества, так как иночество в наше время одна из них. Степени монашества — это те этапы, которые православные монахи или монахини проходят во время своего пребывания в монастыре.
Икона. На ней изображено облачение новообращенного монаха монашеские одежды. Раньше понятие «монах» и «инок» не различались
Монах в монастыре должен переменить мысли от страстных к добродетельным. Чтобы этого достичь, он принимает обеты. Обет — это обещание даваемое христианином.
В православной Церкви монашеские обеты пожизненно исполняются перед Богом. Именно поэтому их не дают легкомысленно, у обетов есть степени от простого к сложному. Традиционно в Русской Православной Церкви послушник проходит искус (испытание). Если прошел успешно, открываются три степени монашества.
Разница между степенями — в количестве принимаемых перед Богом обетов, аскетических правилах поведения, послушаниях, а также в монашеских одеждах.
Степени монашества и понятие его закреплены в специальном положении РПЦ.
Что же касается официального закрепления понятия «монашества» в РПЦ, то Русская Православная Церковь приняла для этого «Положение о монастырях и монашествующих».
В нём говориться:
«Положение о монастырях и монашествующих» на pravoslavie.ru
Именно поэтому в разных монастырях, при следовании общим правилам положение и статус инока или инокини могут различаться.
Принятие 30 ноября 2021 года членами Архиерейского Собора Русской Православной Церкви Положения о монастырях и монашествующих. Положение устанавливает монашеские ступени в Русской Православной Церкви и регулирует монашескую жизнь.
Положение определяет основные принципы и правила жизни монастырей Русской и на его основе устанавливаются правила монашеского общежития в той или иной обители: распорядок жизни, расписание богослужений, особенности послушаний и т.п.
Необходимо отметить, что в Положении используется только та терминология, которая касается исключительно мужских монастырей: игумен, братство, брат, монах, инок, послушник. За исключением строго оговоренных случаев все утверждения Положения относятся также к игумении, сестричеству, сестре, монахини, инокини, послушницы. Так образом, по своему положению инокиня практически ничем не отличается от инока.
Инок не может принять великую схиму
Высшая степень монашества — это великая схима. Чем отличается малая и великая схима указана в Положении РПЦ о монастырях и монашествующих. Согласно ему под великой схимой понимается полнейшее отчуждение от мира для соединения со Христом.
Иначе она называется великий ангельский образ. В просторечии схимонах называется схимником. Схимником инок не может стать, не приняв перед этим малую схиму.
Монах, принявший великую схизму в полном облачении. Великая схизма — это высшая ступень монашества
Во время принятии великой схимы монашествующий принимает особые обеты и вновь меняет имя. Таким образом, у него появляется второй святой покровитель. В русских православных монастырях великосхимники обычно живут отдельно от других монахов и кроме непрестанной молитвы не занимаются никакими иными послушаниями. Все принявшие великую схиму стремятся жить в затворе, вне контакта с другими людьми.
Великий схимник облачается в особую одежду: подрясник, рясу, аналав (особый род парамана), куколь (остроконечную шапочку с крестами), мантию, сандалии, пояс и хитон, он также носит чётки.
В современной практике Русской Православной Церкви великая схима — явление весьма редкое: в неё, как правило, постригают престарелых или тяжелобольных монахов, которые не несут обычных монастырских послушаний.