В каких странах исповедуют буддизм?

Человеческий мир

Мир людей уникален в своем роде. Именно здесь существо может приблизиться к состоянию Пробуждения и достичь нирваны, потому что человек способен почувствовать как радостные ощущения, так страдания. Люди могут стать буддами и бодхисаттвами, которые стараются во имя освобождения окружающих.

Люди подвержены страсти, чувствам, сомнениям. Они привязаны к вещам и другим людям из-за чувства любви. У каждого человека может быть разный уровень жизни, благосостояния, количество отведенных лет тоже зависит от конкретной личности, но в целом редкие представители доживают до ста лет.

Люди отличаются тем, что обладают разумом, способностью анализировать, стремиться к развитию и духовному росту. Их жизнь циклична, переживает стадии зарождения, роста, пика, стагнации – и так по кругу. Из-за страстной натуры они ближе к асурам.

Основные идеи Буддизма

Согласно Буддизму, основу жизни составляют нематериальные частицы – дхармы. Комбинируясь друг с другом, они образуют «потоки». От комбинаций частиц зависит судьба всего материального, что существует на земле (камни, растения, человек). Сочетания дхарм могут и распадаться – так наступает смерть. Однако частицы не исчезают, а объединяются снова, но иначе. Новое сочетание зависит от поступков человека в прошлой жизни: происходит новое рождение в соответствии с законом кармы. Бесконечная цель перерождений называется «колесом жизни» или «сансарой». Основная суть, цель Буддизма, состоит в том, чтобы прервать бесконечный круг перерождений. Принципиально новое состояние, которое возникает после выхода из колеса сансары — «нирвана». Человек, достигая ее, больше не чувствует страданий и достигает полного спокойствия, слияния с космическим абсолютом, Буддой, и сам становится «просветленным».

Особенности буддизма

К особенностям этой религии стоит отнести тот факт, что понятия бога, в привычном нам смысле, здесь не существует. Поэтому буддисты, как правило, не молятся — у них нет всемогущей личности, у которой можно что-то попросить, как в большинстве других религий. Многие напоминают, что даже сам Будда делал на этом акцент и учил ему не поклоняться и не обожествлять его.

Упоминания об этом есть в старинных текстах, которые датированы примерно первым веком нашей эры. Вся сущность этой религии содержится в данных буддийских свитках. Бог, т. е. я — эти понятия во многом отождествляются. Сам человек сравнивается с семенем и сердцевиной всего сущего, а также причиной основой и стволом. Буддисты уверены, что ответвление любого происшествия или события произрастает из конкретного индивидуума.

Буддизм в западных странах

Веяния буддистского учения долго не доходили до западного мира и получили широкое распространение только в XX веке по ряду причин.

Вначале в западных странах была создана теоретическая база для распространения буддизма. Учёными многих стран переводились древние тексты, что помогало обществу приобщиться к аутентичным источникам буддизма. Различали три школы исследователей:

  • англо-германскую, специализировавшуюся на работе с палийскими текстами
  • франко-бельгийскую, исследовавшую тексты на санскрите, тибетские и китайские
  • русскую, занимавшуюся индийским буддизмом

Затем творческая интеллигенция «примерила на себя» буддийские идеи. Знаменитым проповедником буддизма считается немецкий философ А. Шопенгауэр, чьи собственные философские идеи совпали с доктриной буддизма ещё до того, как он с ней ознакомился.

Его работы повлияли в дальнейшем на мировоззрение многих известных людей, в результате чего они обратились в буддизм.

Когда китайцы, корейцы, вьетнамцы и японцы начали массово переселяться в США, страны Европы, американского континента, в Австралию, они принесли с собой свою культуру и религию.

В начале прошлого века в западном обществе основываются общины дзен-буддизма и тхеравады.

Во второй половине XX столетия Тибет был оккупирован Китаем, что привело к появлению большого количества беженцев оттуда. Тибетские школы начали активную деятельность и получили признание общественности как в США, так и в Германии, Швейцарии, Италии.

Буддизм в СССР

После Октябрьской революции буддизм в России был подвержен модному тогда духовному веянию — обновленчеству. Синтез дхармы и марксизма призван был реорганизовать буддистские общины. В рамках этого движения в Москве 20-х гг. даже состоялся всероссийский буддийский собор. Однако затем политика партии переменилась, и в отношении религиозных организаций начались массовые репрессии. Монастыри закрывались, храмы разрушались, а духовенство преследовалось. До послевоенной «оттепели» народы России, исповедующие буддизм, потеряли более 150 монастырей. В Бурятии из 15 тысяч лам к 1948 году осталось менее 600 человек. Что касается Тувы и Калмыкии, то на оба региона насчитывалось всего несколько десятков выживших священнослужителей из 8 тысяч.

Дхьяни-будды

Существует пять дхъяни-будд, иными словами – будд мудрости. На мандале один из них располагается в центре, в то время как остальные – в каждой стороне света. Вместе они воплощают чистую природу элементов, составляющих человеческое существо.

  • Вайрочана – переводится как «Прославленный», изображается в центре, имеет белое свечение и может быть изображен с 1 или 4 лицами.
  • Акшобхья – в переводе значит «Спокойный, непоколебимый», с синим телом.
  • Ратнасамбхава – буквально «рожден из драгоценности», наделен щедрым характером, желтоватого оттенка, претворяет в жизнь мечты и дарует любовь.
  • Амитабха – будда Безграничного света, наделен красным телом, считается первым из дхьяни-будд по времени появления и самым почитаемым.
  • Амогасиддхи – имя переводится как «непоколебимость и успешность», зеленоватого цвета, рука находится в мудре бесстрашия.

Пять дхьяни-будд

Российский буддизм

На территории современной России буддизм зародился ещё в VII веке. Древние бохайцы, жившие в Приморье и вдоль Амура исповедовалиМахаяну.

В XVII столетии калмыки присоединились к российскому государству и принесли сюда буддийское учение. В это же время и буряты приняли тибетский буддизм под влиянием соседних стран.

А в середине XVIII века государыня Елизавета I выпустила документ, косвенно признававший данное религиозное направление в нашей стране.

Через несколько десятилетий она основала пост Пандито Хамбо-лама, что можно перевести как «учёный главный монах», для обозначения должности буддийского лидера Забайкалья и Восточной Сибири. Такой поступок был уже официальным признанием. За покровительство она почиталась местными буддистами как воплощение бодхисаттвы Белой Тары.

А с начала прошлого столетия к России отошла и республика Тыва, где буддийские традиции существовали ещё 700 лет назад. Тыва является единственной буддийской европейской страной в Евразии.

Буддийское учение, успешно развивавшееся до 30х годов прошлого века, затем пережило период жесточайших репрессий вплоть до окончания Великой отечественной войны.

Теперь на территории нашей страны существует множество буддийских организаций, но пока нет единого центра, который бы их все объединял.

«Единственный выдержал экзамен»

В поисках главного героя для нашего кино мы остановили свой выбор на фигуре бурятского ламы Агвана Доржиева (1854–1938), который известен как буддийский ученый, учитель Далай-ламы XIII и посол Тибета при российском государе.

Родившись в бурятском селении Хара-Шибирь, он учился в русской школе и в 18-летнем возрасте женился. Однако брак продлился недолго: всего через год Доржиев разошелся с женой и отправился пешком в Лхасу, чтобы постигать основы Учения Будды. Он десять лет учился в Гоман-дацане и получил ученый титул. Позднее он так писал об этом в своих мемуарах:

Хотя курс пяти книг я изучил не особенно глубоко, следуя поговорке: «Промедлишь – упустишь время», получил звание лхарабмы у подобных солнцу, поднявшемуся над землей, мудрецов из трех удивительных монастырей. Не убоявшись, по пяти книгам единственный выдержал экзамен. Так я прославился.  Затем, когда Упование живых Далай-лама гэгэн встретил свое тринадцатилетие, я вошел в число тех, кто обучал его полному учению цаннида, и десять лет сопровождал его.

Доржиев стал единственным в истории иностранцем, которому доверили обучать философии самого Далай-ламу XIII. Освоившись в этой роли, бурятский ученый внушил правителю Тибета симпатии к России. Поэтому, когда казалось, что Стране Снегов грозит опасность со стороны Британии, чьей колонией была тогда соседняя с Тибетом Индия, Далай-лама поручил Доржиеву дипломатическую миссию – убедить российского царя взять Тибет под свою защиту. В таком качестве Доржиев неоднократно совершал поездки между Лхасой и Санкт-Петербургом, пересекая материки и океаны. Вот одно из писем Далай-ламы к Николаю II:

Печать Далай-ламы Халха,  27-го числа Х-й луны Года деревянной змеи.

Дипмиссия Доржиева успеха не имела, но, проезжая на своем пути Бурятию, Калмыкию и Туву, он всякий раз давал там поучения, строил храмы и школы.

Виды буддизма

Я не претендую на исчерпывающую полноту повествования, я показываю только основные виды буддизма и ту огромную культурную жизнь, которая скрывается за одной из самых многочисленных религий мира.

Возможно, представленные здесь виды и их краткие описания были полезны для тех, кто заинтересован в этой древнейшей религиозной конфессии. Я глубоко убежден, что идея быть буддистом является одним из наиболее ценных человеческих желаний, которое каким-то странным образом близко каждому человеку.

Заключение

Буддизм это больше философское направление, нежели религия, здесь не рассматривается наличие божества, создавшего вселенную, как в привычных, нашему обществу религиях. Есть только «дэва», но это не божества, управляющие судьбами людей и вселенной, это такие же люди, просто из другой реальности. Так же как и Будда, который был реальным человеком, жившим 2,5 тысячи лет назад, поэтому вопрос – «Верите ли вы в Будду?», не имеет смысла в буддийской философии.

Возрождение Тхеравады XI век

C XI века, когда буддизм Махаяны после исламского завоевания Индии стал приходить в упадок, сократились торговые пути через Индию, но стали развиваться пути из Ближнего Востока в Китай через Шри-Ланку.Это привелок тому, что Юго-восточную Азия приняла буддизм Тхеравады от монаховиз Шри-Ланки, которые распространили палийский канон.

Основатель бирманской империи царь Аноратха (1044—1077) смог объединить страну и принять Тхераваду, после чего тысячи буддийских храмов стали строиться в Пагане,из которых сохранилось более двух тысяч. Бирманцы ослабевали по мере усиления Таиланда и разграбления Пагана монголами в 1287, но буддизм Тхеравады остался основной религий бирманцев по сей день.

Тхеравада была также принята в новом государстве в Таиланде — королевстве Сукхотай около 1260. Потом Тхеравада снова расцвела в королевстве Аюттая с XIV по XVIII век), став неотъемлемой частью таиландского общества.

В XIII веке Тхеравада продолжала распространяться по континенту, попав в Лаоси Камбоджу. Однако с XIV века на побережье Малайзии и на островах влияние ислама усиливалось и охватило Малайзию, Индонезию и южные Филиппины.

Государственный контроль религии

На определенных территориях, в частности в Забайкалье и Иркутске, при поддержке государства формировалась буддийская структурная организация. С нее и началось дальнейшее распространение буддизма в России и приобретение им независимости от влияния других стран, которое дополнительно стимулировалось укреплением государственных границ в Забайкалье и ограничением контактов с Монголией и Тибетом.

Для контроля народов были предприняты определенные меры:

  • издан указ о признании буддизма в России одной из официальных религий;
  • введен в действие запрет на контакты религиозных деятелей с иностранцами.

Таким образом, официальное признание буддизма на территории России, произошедшее в 1917 году, помогало осуществлять контроль религии, а значит, и управление исповедующим его народом.

Храмы и монастыри [ править ]

Дацаны в Бурятии, Читинской и Иркутской областях:

  1. Гамбын-Хурэ Дацан Улан-Удэ: город Улан-Удэ
  2. Ага Дацан: Чита, Ага Бурятский автономный округ, село Агинское.
  3. Ацагат Дацан: Республика Бурятия, село Ацагат
  4. Курумканский дацан: Республика Бурятия, Курумканский (Гурамханайский в Бурятии) район, село Курумкан
  5. Сартул-Гегетуйский дацан: Республика Бурятия, Жидинский (Зедский) район, село Гегетуй
  6. Атаган-Дырестуйский дацан: Республика Бурятия, Жидинский (Зедский) район, село Дырестуй
  7. Табангут-Ичотуйский дацан: Республика Бурятия, Жидинский (Зедский) район, село Додо-Ихотуй
  8. Егита Дацан: Республика Бурятия, Еравнинский (Ярунинский) район, село Эгита
  9. Санага Дацан: Республика Бурятия, Закаменский (Захааминайский) район, село Санага
  10. Иволгинский дацан : Республика Бурятия, Иволгинский (Эбильге) район, село Верхняя Иволга
  11. Кижингинский дацан: Республика Бурятия, Кижингинский (Хеженгынский) район, село Кижинга
  12. Балдан Брейбун Дацан: Республика Бурятия, Кяхтинский (Гяагтынский) район, село Мурочи
  13. Тугнуйский дацан: Республика Бурятия, Мухоршибирский (Мухар-Шеберский) район, село Мухоршибир
  14. Окинский дацан: Республика Бурятия, Окинский (Ахынский) район, село Орлик.
  15. Тамчинский (Гусиноозёрский) дацан : Республика Бурятия, Селенгинский (Селенгинский) район, село Гусиное Озеро (Тамча)
  16. Кыренский дацан: Республика Бурятия, Тункинский (Тюнхенский) район, село Кырен
  17. Хойморский дацан: Республика Бурятия, Тункинский (Тюнхен) район, курорт Аршан
  18. Угданский дацан: Забайкальский район, Читинская область, село Угдан
  19. Усть-Ординский (Абаганатский) Дацан: Иркутская область, село Усть-Ордынское.
  20. Ана Дацан: Республика Бурятия, Хоринский (Хорийский) район, село Ана
  21. Чесанский дацан: Республика Бурятия, Кижингинский (Хеженгынский) район, село Чесан
  22. Читинский дацан: Забайкальский край, Читинская область, город Чита
  23. Цугольский дацан: Читинская область, село Цугол

Как зарождалось просветление

Большинству людей интересно, как появилась эта вера. Создателем религии является Гаутама, которого так же называют:

  • Будда.
  • Шакьямуни
  • Сиддхартха

По легенде простой юноша, которого звали Сиддхартха Гаутама, появился на свет у королевской семьи в Индии. Когда королева Махамайа забеременела, она увидела сон, указывающий на то, что она избрана родить необычного ребенка, именно он войдет в историю мальчиком, который озарит мир познанием и просветлением.

Отец Гаутама – Шуддходана, защищал сына от мирской злобы, заболеваний и бед. До 29 лет Будда проживал во дворце. После принц взял в жены красивую девушку по имени Яшодхаре. В семье родился сын Рахула. Жила пара здорово и счастливо, но в один из дней супруг вышел за пределы дворца. Здесь он увидел людей, которые были измотаны нищетой и разными заболеваниями.

Его расстроило это открытие. Он понял всю безысходность жизни. Но глубокие душевные переживания не успели захлестнуть будущего императора. Ему повстречался отшельник — саману. Это знакомство было знаком. Встреча показала Будде, что отрекшись от житейских страстей, люди получают безмятежность и умиротворение.

Принц ушел из семьи и пошел искать истину. На пути он, не переставая, придавал себя аскезе. Гаутама шел искать мудрецов, дабы выслушать их учения и размышления о смысле бытия. В результате юноша отыскал путь для избавления от печалей. Будда нашел «золотую середину», подразумевающую отрицание аскезы, а также отказ от чрезмерных излишеств.

После 30 лет он обрел Просветление, ставши Буддой. С этого момента пытался поделиться с остальными своими познаниями. Принц вернулся в свои края, в которых ему были рады его близкие люди. Послушав его, супруга и сын тоже стали на путь монашества. Именно этот человек оставил в дальнейшем огромное наследие для всего человечества — Дхарму.

Тхеравада (хинаяна)

Различные школы Тхеравады связаны с комментаторскими традициями на палийский канон или со специфической практикой. Возможна существенная разница в интерпретации правил винайи.

Бангладеш:

 —Сангхарадж-никая 

 —Махастхабир-никая 

Бирма:

 —Тхудхамма-никая 

 —Шведжин-никая 

 —Чатубхуммика Махасатипаттхана Нгеттвин никая 

 —Дхамманудхамма Махадвая никая 

 —Вейлувун никая

 —Дхаммавинаянулома Муладвая никая

 —Дхаммаютика-никая Махайин

 —Ганавимут Гадо

 —Анаукчаунг Двая

Шри Ланка:

 —Сиам-никай 

 —Амарапур-никай 

 —Рамання-никай 

Таиланд

 —Маха-никай 

 —Тхаммают-никай 

 —Тайская лесная традиция  (камматтхана) (лесные монахи есть в обеих никаях)

 —Санти Асоке 

 —Суан Моккх

Лаос

 —Маха-никай 

 —Тхаммают-никай 

Камбоджа

 —Моха-никай 

 —Тхаммают-никай 

Индия

 —Маха Бодхи 

 —Далитское буддийское движение , Наваяна  (Тхеравада с элементами Махаяны и Ваджраяны) (см. Амбедкар, Бхимрао Рамджи)

Вьетнам

 —Джетавана-вихара (Kỳ Viên Tự)

Нарака-лока

Его можно сравнить с адом – низшим миром страстей в буддизме, куда попадают существа за свою карму. Впрочем, пребывание здесь не может длится вечно: когда карма будет отработана, предстоит перевоплощение в более высоком мире.

Ад в китайском буддизме

Насчитывается огромное количество адов – нараки. Особенно выделяют восемнадцать из них: по восемь горячих и холодных и два нарака, где царит боль. Характеристики ада – ненависть, злость, недоброжелательство. Он настигает за злодеяния по отношению к другим в прошлых жизнях.

Горячие нараки вселяют ужас. Здесь земля, реки, небо – сплошное раскаленное железо, лава, пламя, огонь, тлеющий уголь. От них не убежать, потому что все вокруг сразу превращается в искры огня.

Противоположность горячего ада – холодный, покрытый вечной мерзлотой, льдами и экстремально низкими температурами. В холодные нараки отправляются за чрезмерную гордыню, холодность души, презрение, самодовольный нрав. Пребывание здесь вызывает волдыри, нарывы, заставляют плоть лопаться и взрываться.

Основы буддизма

Буддизм – уникальное учение, в нем содержится множество течений и направлений, настолько различающихся между собой, что их можно принять за разные религии. Но, конечно, есть идеи, которые объединяют их все. В первую очередь, это Четыре Благородные Истины, по преданию переданные человечеству самим Буддой. Содержание их таково:

  1. Истина о страдании, в котором человек проводит всю жизнь. Притом это страдание неизбывно, в него входят муки рождения, перенесения болезней, неудач и смерти. Даже приятные моменты являются частью этих мук, ведь все хорошее рано или поздно заканчивается, и это тоже приводит к страданиям. Этот печальный удел постигает и мир животных с их постоянной борьбой за выживание, и даже судьба божественных сущностей, вынужденных бороться с демонами, заслуживает сочувствия.
  2. Истина о причине страдания, за которую принимают желания и привязанности, заставляющие людей тянуться к приятному и мучиться от невозможности достичь этого.
  3. Истина о прекращении страдания и переходе в нирвану, то есть состояние свободы и высшего блаженства.
  4. Истина о пути к прекращению страдания, содержащему три шага: этап мудрости, нравственности и сосредоточения. На первом этапе человек должен морально подготовиться к принятию нового мировоззрения и решиться на него. На втором – учиться быть честным, забыть о сплетнях и брани, вести правильный образ жизни. Последним шагом будут усердные занятия йогой, контроль сознания, уход в транс.

Поскольку Будда видел себя врачевателем живого мира, призванным исцелить его от болезненных страданий, эти формулировки воспринимаются как указания врача. В первом пункте он ставит диагноз, во втором – объясняет причину развития болезни, в третьем – дает прогноз, а четвертый содержит прописанный курс лечения.

Предпосылки возникновения буддизма

(по книге Торчинов «Введение в буддологию»])

Буддизм возник в северо-восточной части Индии (территория современного штата Бихар), где находились те древние государства (Магадха, Кошала, Вайшали), в которых проповедовал Будда и где буддизм с самого начала своего существования получил значительное распространение. Обычно считается, что здесь, с одной стороны, позиции ведической религии и связаннойс ней варновой (сословной) системы, обеспечивающей привилегированное положение брахманской (жреческой) варны, были слабее, чем в других частях Индии (то есть северо-восток Индии был как бы «слабым звеном» брахманизма), а с другой — именно здесь шёл бурный процесс государственного строительства, предполагавший возвышение иного «благородного» сословия — варны кшатриев (воинов и светских правителей — царей). А именно буддизм возник как оппозиционное брахманизму учение, опиравшееся прежде всего на светскую власть царей

Здесь важно отметить, что опять же буддизм способствовал созданию в Индии мощных государственных образований вроде империи Ашоки. Много позднее, уже в V веке

н. э. великий буддийский учитель Васубандху, излагая в своем «Вместилище Абхидхармы» (Абхидхармакоша) социогенный миф, почти ничего не говорито брахманах,но очень подробно описывает происхождение царской власти.

Таким образом, в Индии буддизм был «царской религией», что не мешало ему одновременно быть и формой древнеиндийского свободомыслия, поскольку носителем религиозной и вообще идеологической ортодоксии и ортопраксии было в Индии жреческое сословие брахманов. Середина I-го тысячелетия до н. э. была в Индии временем кризиса древней ведической религии, хранителями и ревнителями которой были брахманы. И неудивительно, что «слабое звено» брахманизма — государства северо-востока Индии — стало опорой религиозных движений, к которым принадлежал и буддизм.А возникновение этих альтернативных учений было тесно связано с разочарованием части древнеиндийского общества в ведической религии с ее ритуализмоми формальным благочестием, а такжес определёнными противоречиями и конфликтами между брахманами (жречеством) и кшатриями (воплощавшими начала светской власти древнеиндийских царей).

Местные характеристики [ править ]

Буддизм в Бурятии — это самое северное продолжение буддизма ваджраяны в Центральной Азии. Это в первую очередь традиция гелуг из Тибета, хотя есть и признаки влияния традиции ньингма . Последователи буддизма в Бурятии почитают основателя школы гелуг, великого гуру Цонкапа (называемого по-бурятски Зонхобо), наравне с основателем всей буддийской традиции Буддой Шакьямуни . Приверженцы гелуг в Бурятии предпочитают использовать либо это самоназвание традиции, либо общие термины «учение Будды» или «доктрина Махаяны».

Бурятский буддизм демонстрирует незначительные отклонения от общей традиции махаяны, главным образом в системе религиозной практики, ритуалах и магических практиках, и обусловлены влиянием традиционных, более древних и архаичных верований, практик и ритуалов тибетцев и бурят. -Монголы. В частности, религиозная система буддизма включала и ассимилировала традиционные народные обряды, ритуалы и верования, связанные с почитанием овоос , почитанием духов земли, гор, рек и деревьев. Среди монашеских религиозных обрядов есть тантрические, составляющие основу Ваджраяны.Буддизм играет важную роль. В своих философских, психологических и этических учений, бурятский буддизм существенно не отличаются от основных положений буддизма Махаяны , как представленные в версии тибетского буддийского канона упоминается как Кангьюра (Ganzhuur в бурятском; 108 томов) и Тенгьюра (Danzhuur на бурятском языке; 225 томов).

Буддизм оказал огромное влияние на развитие культуры и науки среди бурят-монголов, особенно на формирование и развитие философской мысли, норм морали, умственного развития, художественной литературы, искусства, кулинарии и аспектов альтернативной медицины, включая хронобиологию. и биоэнергетика.

Среди большого разнообразия религиозных обрядов Бурятских дацанов можно выделить шесть крупных обрядов: Сагаалган (Новый год); Дуйнер ( Калачакра ); Гандан-Шунсерме (рождение, просветление и паринирвана Будды Шакьямуни); Майдари-Хурал (ожидаемое пришествие Майтрейи , будды следующей мировой эпохи); Лхабаб-Дуйсен (сошествие Будды с небес под названием Тушита ); и Зул-Хурал (память Цонкапы).

Махаяна

Мадхъямака

 —Мадхьямака-рангтонг (свабхавашунья, нихсвабхававада)

  —Прасангака (воззрения Гэлуг, Дрикунг Кагью, большинства сакьяпинских и части кармапинских лам)

  —Сватантрика

 —Мадхьямака-жентонг (парабхава-шунья) (Маха-Мадхьямака, Парамартха-Читтаматра) (воззрение Ньингма, части сакьяпинских и большинства кармапинских лам, Другпа Кагью, Шангпа Кагью, Джонанг, Римэ)

  —Сутрический женьтонг (Шакья Чхогдень (нем.) из школы Сакья, опирается на «десять сутр Татхагатагарбхи» и пять книг Майтреянатхи-Асанги)

  —Тантрический женьтонг (опирается на Калачакра-тантру, объединён Долпопа Шераб Гьялценом  из школы Джонанг с сутрическим)

 —Детонг

 —Саньлунь -цзун («школа трёх трактатов»)

  —Санрон -сю:— японский вариант (поглощена школой Тэндай)

  —Самнон (кор.)-чонъ — корейский вариант

Чань / Дзэн / Сон / Тхиен (дхьяна)

 —Винитаручи (Тинидалыути) — вьетнамская школа, основанная учеником третьего патриарха Сэнцаня

 —Хиянсан (кор.) — корейская школа, основанная учеником четвёртого патриарха Даосиня Помнаном, влилась в школу Чоге

 —Нютоу-цзун  (яп. Годзу) (гошринга) — школа, основанная учеником четвёртого патриарха Даосиня, придерживалась воззрения Мадхьямаки

Школы, основанные учениками пятого патриарха Хунжэня:

 —Школа Чжишэня, придерживалась взглядов Виджнянавады

 —Школа Лаоланя, придерживалась взглядов Виджнянавады

 —Школа Сюаньши, придерживалась взглядов Виджнянавады

 —Северная школа (Дуншань фа мэнь , Бэй-цзун (яп. Хоку-сю:)) — основана Шэньсю, придерживалась взглядов Виджнянавады

 —Южная школа (Нань-цзун) — основана Хуэйнэном, придерживалась взглядов Экаяны  

Баотан -цзун (сычуаньский чань)Цаоси-бэй-цзун, Хэцзэ-цзун -цзунЦаоси-нань-цзун

Другие школы и течения

 —Фудо:-сю: — японская школа

 —Критический буддизм (хихан буккё) — японско-китайское течение

 —Чань сюэ (‘учение о созерцании’) — направление в китайском буддизме III—V в., делавшее акцент на практике сидячей медитации. Повлияло в дальнейшем на школы Тяньтай и Чань

 —Божо сюэ (‘учение о мудрости’) — направление в китайском буддизме III—VI в., делавшее акцент на изучении и толковании сутр Праджняпарамиты, оказало влияние на школу Саньлунь: Лю цзя ци цзун :

 —Саньцзе-цзун (фр.)— китайская школа

 —Быу шон ки хыонг («странный аромат с драгоценной горы») — синтез Махаяны и Тхеравады

 —Фатзяо Хоахао — вьетнамская синкретическая школа

 —Бинь сюен — вьетнамская синкретическая секта

 —Сутара-сю: ( «школа сутр») — японская школа, занималась толкованиями сутр Праджняпарамиты.

 —Сидзэнти-сю: ( «школа естественной мудрости») — японская школа

 —Помун-чонъ — корейский женский орден

 —Милэ цзяо («Учение Майтреи») — китайская пробуддийская секта

 —Лэнце-цзун (ланкаватара) — школа Ланкаватара-сутры, предшественница Чань

 —Синсэй Буккё: Кё:дан (яп.) — японская новая религия

 —Томун-чонъ — корейская школа

Кто придумал буддизм?

Рождение принца Сиддхартхи Гаутамы­. Постер мастера Малигаваге Сарлиса. Шри-Ланка, середина XX века

В отличие от двух других крупнейших мировых религий (христианства и исла­ма), буддизм — нетеистическая религия, то есть отрицающая сущест­вование Бога-творца и вечной души. Основатель буддизма  На санскрите слово «будда» означает «пробужденный». Сиддхартха Гаутама из ро­да Шакья, принадле­жав­ший к варне кшатриев, то есть к сословию вои­нов, родился в северной Индии, предполо­житель­но, в середине VI века до н. э. Его биография очень рано обросла разными леген­дами, а исторический пласт прочно сросся с мифоло­гическим, начиная с обстоятельств его рождения, которые были весьма необычными. Будущей матери принца приснилось, что в ее тело вошел белый слон, и это было истолковано как предвестие прихода в мир великого человека, будущего правителя Вселенной.

Детство и юность Сиддхартхи были безоблачны: он не знал ни болезней, ни горя, ни нужды. Но однажды, выйдя из дворца, он столкнулся с больным человеком, стариком и похоронной процессией. Это настолько его потрясло, что он покинул дом и стал аскетом.

В возрасте 35 лет во время долгой медитации Сиддхартха достигает просвет­ления, то есть становится буддой, и начинает проповедовать свое учение — дхарму. Суть этого учения заключалась в четырех благородных истинах. Во-первых, мир несовершенен и полон страданий. Во-вторых, источником страданий являются желания и жажда жизни, которые заставляют вращаться колесо сансары — круговорот жизни, смерти, новых рождений. В-третьих, из круговорота сансары можно вырваться, достигнув просветления (бодхи) и в конечном счете нирваны, то есть состояния блаженного небытия. В-чет­вертых, существует путь к освобождению, состоящий из восьми этапов, который включает в себя соблюдение этических норм, медитации и спаситель­ную мудрость. Этот путь называют восьмеричным и срединным, поскольку он равноудален как от пути строгого аскетизма, так и от жизни, полной удоволь­ствий (которые в конечном счете оборачиваются страданиями).

Эгоизм — причина всех страданий

Буддизм учит, что все страдания происходят от ложной концепции «Я». Да, существование отдельного Я это всего лишь очередная концепция, созданная в уме. И именно это Я, которое в западной в психологии называют Эго и страдает.

Любые страдания могут проистекать только от привязанности человека к самому себе, своему эго и себялюбия.

То, что делает буддийский Мастер — разрушает это ложное Эго, избавляя ученика от страданий. И это обычно больно и страшно. Зато действенно.

Наверное, одна из самых известных практик для избавления от эгоизма это тонглен. Для ее выполнения нужно представить перед собой знакомого человека и с каждым вдохом мысленно втягивать в себя, в район солнечного сплетения, все его страдания и боли в виде черного облака. А с каждым выдохом отдавать все свое счастье и все самое лучшее, что у вас есть или то, что вы бы хотели иметь. Представьте свою близкую подругу (если вы женщина) и мысленно отдайте ей все, что вы хотите сами для себя: много денег, лучшего мужчину, талантливых детей и т.д. А себе заберите все ее страдания. Еще эффективнее выполнять эту практику со своими врагами.

Практикуйте тонглен два раза в день утром и вечером в течение 5-10 минут 3 недели. И вы увидите результат.

Практика тонглен это то, что даст вам позитивные отпечатки в уме, которые через некоторое время придут к вам в виде того от чего отказались и отдали другому человеку.

Буддисты и их образ жизни

Буддийская культура продвигается следующими социальными группами:

  • Классом монахов, занимающихся выполнением ритуалов и живущих в безбрачии в монастырях. Отличаются внешне от окружающих красными одеяниями.
  • Классом мирян, помогающих материально монахам. Заботясь о семьях, необразованные, они стараются применять заповеди учения в своей обыденной жизни.
  • Классом йогинов, осуществляющих живую передачу, влияющих на все стороны бытия и преобразующих их. Живя вдали от всех, иногда в пещерах, становятся просветлёнными учителями. Их заметно по нечёсаным волосам, длинным ногтям, странному поведению и дешёвой одежде из шерсти и хлопка.

Йогин Миларепа

Одни из известных учителей:

  • Миларепа — автор известных на Тибете песен мудрости.
  • Житель гималайского королевства Бутан Другпа Кюнлег, которого почитают на своей родине за силовые поля, помогающие осуществлять желания.

Это интересно: Кратко о церковном расколе

Страдания человека

Рождение, болезни, старость и смерть суть четыре великих страдания, свойственных человеческому существованию, осознание которых побудило молодого принца Сиддхартху отправиться на поиски освобождения и просветления. Не удовлетворившись наставлениями Арады Камалы и Удраки Римапутры, он удалился в лесную чащу и занялся аскетической практикой. По прошествии шести лет он отказался от умерщвления плоти как средства достижения освобождения, нарушил пост и принял пищу от девочки из местной деревни. Затем он перешел через реку Ниранджану и оказался неподалеку от селения Бодх Гайя в состоянии, близком к просветлению.

Сев под деревом Бодхи, он дал обет, что не сдвинется с этого места, пока не достигнет просветления. Войдя в состояние отвлеченного сосредоточения, он за одну ночь постиг взаимозависимость и пустоту всего сущего. А с первыми лучами солнца вошел в состояние просветления и стал полностью проявленным Буддой. Исчерпав и полностью уничтожив все, что загрязняло поток его ума, — чувственные желания, веру в существование, ложные воззрения и неведение, — он вышел за пределы обусловленного существования и цикла перерождения, называемого Сансарой. Так описывается просветление Будды в Сутрах.

От Елизаветы I до Екатерины II

Другая обширная область распространения буддизма появилась в Забайкалье, где проживали буряты. Первый стационарный храм появился там в 1725 году, а в 1741-м императрица Елизавета Петровна царским указом объявила буддизм одной из официальных российских религий. В конце XVII – начале XVIII веков, по словам доктора исторических наук Сурун-Ханды Сыртыповой, буддизм активно развивался на бурятских землях: «На этот период пришелся расцвет книгопечатания, происходило строительство, возобновление и создание новых храмов при монастырях, замена деревянных строений каменными. Создавались новые художественные школы и течения, о которых мы, к сожалению, пока еще знаем очень мало».

Со времен Екатерины II главы буддистов Забайкалья носят титул Пандидо Хамбо Лам. Первым из них в 1764 году императрица утвердила в этой должности Дашу Доржи Заяева (1710–1776) – монаха, ученого и учителя, получившего классическое образование в Тибете. Буряты считают, что появление Хамбо Ламы способствовало объединению разных забайкальских кочевых племен, в результате чего образовался бурятский народ. Один из Хамбо Лам прославил Бурятию во всем мире – это Даши Доржо Итигэлов (1852–1927), чье нетленное тело, сидящее в позе медитации, до сих пор находится в Иволгинском Дацане недалеко от Улан-Удэ, привлекая своим благословением множество паломников.

В конце XIX – начале XX века в Бурятии было около 40 храмов и монастырей; при некоторых дацанах были школы, в которых изучали философию, цаннид (логику ведения философских диспутов), медицину, ритуалы и искусства.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector