Почему буддизм

Окончание страдания

Гаутама дожил до 80 лет. Его жизнь закончилась в бедной хижине кузнеца, где с ним были его сторонники. После смерти проповедника его дело продолжили ученики. Одним из них, спустя две тысячи лет, стал Далай-лама.

Сегодня буддизм — это не просто религия, это еще философия.

Боги буддизма как таковые отсутствуют, но есть учение Гаутамы. Поклонники считают его особенным, потому что он первый открыл нирвану, но не единственным, кто достиг просветления. Каждый, кто будет идти по правильному пути, сможет достичь успехов. Собственный путь — инструмент, через который можно получить абсолютный покой. Это не просто отречение от желаний и материальных вещей, это не жажда ими обладать. Также Будда учил, что когда-то было что-то бесформенное, вечное и всеобъемлющее. Но главная цель — растить что-то вроде Бога в себе.

Нравственность и этические нормы

Назидания и этика буддизма базируются на правилах, запрещающих причинять вред и требующих соблюдения чувства меры и скромности. Эти предписания воспитывают в людях благоразумие, глубокомыслие, концентрированность и нравственное поведение. Медитация помогает познанию и развитию приспособлений действия разума и логики между физическими, метафизическими и умозрительными операциями. Буддийские теории послужили фундаментом для множества разнообразных школ, объединенных пониманием жизнеописания Будды и его концепции и ориентированных на многогранную эволюцию человека ―  рациональную эксплуатацию плоти, слова и интеллекта.

Универсальность и многосторонность буддийского учения основано не на вероисповедании, а на практике. Вот почему одно лишь изложение его сути не дает полного представления об этой конфессии. Специфика данного религиозного направления будет понятна лишь в сопоставлении с иными идеологиями и верованиями. Постигнуть концепцию Будды можно, только освободив энергию сознания от суровых этических стереотипов.

Эгоизм — причина всех страданий

Буддизм учит, что все страдания происходят от ложной концепции «Я». Да, существование отдельного Я это всего лишь очередная концепция, созданная в уме. И именно это Я, которое в западной в психологии называют Эго и страдает.

Любые страдания могут проистекать только от привязанности человека к самому себе, своему эго и себялюбия.

То, что делает буддийский Мастер — разрушает это ложное Эго, избавляя ученика от страданий. И это обычно больно и страшно. Зато действенно.

Наверное, одна из самых известных практик для избавления от эгоизма это тонглен. Для ее выполнения нужно представить перед собой знакомого человека и с каждым вдохом мысленно втягивать в себя, в район солнечного сплетения, все его страдания и боли в виде черного облака. А с каждым выдохом отдавать все свое счастье и все самое лучшее, что у вас есть или то, что вы бы хотели иметь. Представьте свою близкую подругу (если вы женщина) и мысленно отдайте ей все, что вы хотите сами для себя: много денег, лучшего мужчину, талантливых детей и т.д. А себе заберите все ее страдания. Еще эффективнее выполнять эту практику со своими врагами.

Практикуйте тонглен два раза в день утром и вечером в течение 5-10 минут 3 недели. И вы увидите результат.

Практика тонглен это то, что даст вам позитивные отпечатки в уме, которые через некоторое время придут к вам в виде того от чего отказались и отдали другому человеку.

Чем буддизм отличается от индуизма?

Будда (в центре) как аватара Вишну. Барельеф храма Ченнакесава. Соманатапура, Индия, середина XIII века

Буддизм — мировая религия; следовательно, буддистами могут стать пред­ставители любых национальностей. В этом заключается одно из радикальных отличий буддизма от индуиз­ма  Индуизм — религия Индии, которую испо­ведует более 80 % населения страны. В отли­чие от буддизма, индуизм — нацио­нальная религия, принадлежность к которой опреде­ляется по рождению. Индуизм представляет собой совокупность разных тради­ций, кото­рые, как принято считать, объеди­няет при­знание авторитета Вед — главного священ­ного текста индуизма. — национальной и абсолютно закрытой для про­никновения извне религии. Социальная структура индийского общест­ва была образована четырьмя сословиями, варнами, — брахманов (жрецов и ученых), кшатриев (воинов), вайшьев (земледельцев и торговцев) и шудр (ремесленников и наемных работников). Принадлежность к варнам определя­лась исключительно по рождению — так же, как и принадлежность к индуизму в целом.

Буддизм, бывший поначалу одним из многочисленных оппозиционных индуизму течений, стал радикальным реформаторским учением как в интеллек­туально-духовном, так и в социальном отношении. Буддисты поставили этические заслуги человека выше происхождения, отвергнув варновую систему и авторитет брахманов. Со временем у этого небольшого течения появились собственная социальная структура, корпус священных текстов и культовая практика. Став мировой религией, оно распространилось далеко за пределы полуострова Индостан.

Однако в Индии буддизм постепенно пришел в упадок. Сегодня буддистами считают себя менее 1 % индийцев. По численности буддизм занимает лишь пятое место среди религий, распро­странен­ных в Индии, значительно уступая индуиз­му, исламу, христианству и сикхиз­му  Сикхизм — одна из национальных религий Индии, основанная в XVI веке в Пенджабе.. При этом основатель буддиз­ма Будда Шакьямуни почитается в индуизме как одно из воплощений (одна из аватар) бога Вишну. Зато в мировом рейтинге религий буддизм стоит на четвертом месте: его исповедуют 7 % населения земного шара.

Легенда о принце Сиддхартхе

Тибет оставался традиционным теократическим государством (Ganden Phodrang) во главе с Далай-ламами до вторжения китайских коммунистов в 1950 году. 14-й Далай-лама бежал из страны в 1959 году. В Индии была создана тибетская община в изгнании с центром в Дхарамсале, где сегодня находится множество буддийских монастырей. 14-й Далай-лама стал одним из самых популярных буддийских лидеров в современном мире.
Это не так. 567> Роберт Линссен отметил, что буддизм, возможно, повлиял на западную мысль и религию в это время. Линссен указывает на присутствие буддийских общин в эллинистическом мире того периода, особенно в Александрии (упоминается Климентом Александрийским), и на дохристианские ордена терапевтов (возможно, вариант палийского слова “тхеравада”), которые “почти полностью (черпали) вдохновение из учений и практик буддийского аскетизма”, и, возможно, даже произошли от посланников Ашоки на Запад. Иногда считается, что такие философы, как Гегесий Киринейский и Пиррон, испытали влияние буддийских учений.

Медитация в буддизме. 4 метода фиксации памяти

В буддизме существует медитация, которую изложил Будда Шакьямуни и которую он сам практиковал для обретения просветления.

Эта медитация позволяет успокоить свое сознание, получить мистический опыт выхода из физического тела, уменьшается привязанность к своему телу и внешним объектам. Кроме того, эта медитация легко избавит вас от бессонницы.

И первым мы рассматриваем в этой буддийской медитации свое тело, из чего оно состоит — вот на голове волосы, под ними кожа и череп. Анатомически мы рассматриваем свое тело и убеждаемся, что тело просто материя, независимо от нас управляющая физиологическими процессами.

Кроме того, тело болеет, стареет и умирает. А раз так, то мое тело не есть я, и оно не является моей сущностью. Тело грязное – если долго не мыться, оно будет пахнуть как у животного. Вот так мы рассматриваем свое тело. И если тело не я, то, кто находится в физическом теле? Получается физическое тело — это иллюзия.

Ум и мозг не есть Я?

Ум – ум не постоянен и кроме того отождествление себя с умом — основная причина страданий человека. Но ум — это прост цепочка мыслей, в них нет Я. Нам кажется, что мысли возникают в мозге, но сам мозг зависит от других частей тела, и потому в мозгу нет какого-то я или отдельной сущности.

Чувства непостоянны и являются страданием. Наши чувства приносят нам радость, мы радуемся, и возникает привязанность от чувств. Но в нашей жизни нам приходится видеть что-то неприятное, слушать неприятные звуки или видеть то, что нам не нравится. Поэтому чувства — это страдание.

В этой медитации мы представляем, что внезапно мы потеряли зрение и не можем ничего видеть, не можем смотреть любимый телевизор или читать газеты. Естественно возникает страдание и это страдание от органов чувств, к которым мы привязаны. Наше эго включит это в свой опыт и привязанности к органам чувств уменьшаться.

Наша душа непостоянна и постоянно меняется. Также, меняются души окружающих нас людей, и это непостоянство, также является страданием и поэтому не есть Я.

То, что мы представляем о себе или о других – это просто опыт прошлого и эти внутренние данные приносят нам только страдания. И все из чего состоит человек – это всего лишь опыт и различение прошлого, это карма, из-за которой он страдает, это иллюзия прошлого и не есть подлинный я.

Суть практики буддизма

Буддийский монашек

Буддизм — религия не столько мистического, сколько философского плана. В буддийской доктрине заложено 4 основные «благородные истины» о человеческом страдании:

• о природе страдания;
• о происхождении и причинах страдания;
• о прекращении страдания и устранения его источников;
• о путях к прекращению страдания.

Последняя, четвёртая истина, указывает на путь к уничтожению страдания и боли, по-другому называется восьмеричным путём достижения внутреннего спокойствия. Такое состояние души позволяет погрузиться в трансцендентную медитацию и достичь мудрости, просветления.

Направления буддизма

Самые первые, кто поддержал учение Будды, стали собираться в уединенном месте на тот период, пока шли дожди. Так как они отказывались от любой собственности, их прозвали бхикша – «нищие». Они брили голову наголо, облачались в лохмотья (в основном желтого цвета) и переходили с места на место.

Их жизнь была необычайно аскетична. В дожди они прятались в пещерах. Их хоронили обычно там, где они обитали, а на месте их могил сооружали ступу (строения-склепы куполообразной формы). Их входы делали глухо замурованными и вокруг ступ сооружали строения различного предназначения.

После смерти Будды состоялся созыв его последователей, которые канонизировали учение. Но периодом наибольшего расцвета буддизма можно считать время правления императора Ашоки – III в. до н.э.

Можно выделить три основные философские школы буддизма, сформировавшиеся в разные периоды существования учения:

  1. Хинаяна. Основным идеалом направления считается монах – только он может избавиться от перевоплощений. Нет пантеона святых, которые могли бы заступиться за человека, отсутствуют обряды, понятие ада и рая, культовые скульптуры, иконы. Все, что происходит с человеком – результат его действий, мыслей и образа жизни.
  2. Махаяна. Даже мирянин (конечно, если он благочестив), наравне с монахом может достичь спасения. Появляется институт бодхисатв, являющихся святыми, которые помогают людям на пути их спасения. Также появляется понятие рая, пантеон святых, изображения будд и бодхисатв.
  3. Ваджраяна. Представляет собой тантрическое учение, опирающееся на принципах контроля самосознания и медитации.

Итак, философия буддизма заключается в том, что жизнь человека – страдание и нужно стремиться избавиться от него. Это учение продолжает уверенно распространяться по планете, завоевывая все больше сторонников.

Ключевые концепции и практики

В отличие от различных видов буддийского модернизма, которые, как правило, представляют собой модификации традиционных школ буддийской мысли и практики в свете дискурсов современности, секулярный буддизм основан на реконфигурации основных элементов самой дхармы. С этой целью он пытается восстановить первоначальные учения Сиддхатты Гуатамы, исторического Будды, но не претендует на раскрытие того, «что на самом деле имел в виду Будда». Скорее, он интерпретирует ранние канонические учения таким образом, чтобы раскрыть их значение в собственном историческом контексте Будды (культура равнин Ганга в пятом веке до нашей эры), одновременно демонстрируя их ценность и актуальность для людей, живущих в наше время. Оба аспекта этой интерпретации буквально «светские» в том смысле, что они связаны с латинским корнем saeculum — определенным возрастом или поколением. Этос движения отражен в « Исповеди буддийского атеиста» Стивена Бэтчелора .

Светский буддизм предлагает оставить позади метафизические верования и сотериологию индийской религиозной культуры. Эта культура рассматривала человеческую жизнь как непоправимое царство страданий, из которого следует искать трансцендентности в устойчивых условиях, не связанных с человеческими существами, — позиция, которая сохраняется практически во всех буддийских школах, а также в индуизме и джайнизме. С другой стороны, секулярный буддизм стремится передать учение Будды как руководство к полному процветанию человека в этой жизни и в этом мире. Приняв постметафизическую философию , он расстается с существующими религиозными формами буддийской ортодоксии, которые развились после смерти Будды. Вместо этого он присоединяется к сегодняшней постметафизической философии, не в последнюю очередь феноменологии, поэтому оказывается на пути сходного схожего движения в радикальной христианской теологии, обнаруженного в трудах таких мыслителей, как Дон Купитт и Джанни Ваттимо .

Светский буддизм отвергает структуры власти, узаконенные метафизикой ортодоксальной буддийской веры. Он ставит под сомнение понятия духовного прогресса, основанные на стандартных предписаниях для практики медитации, а также идею о том, что буддийская практика в основном связана с обретением мастерства в наборе медитативных техник, одобренных авторитетом традиционной школы или учителя. Вместо этого светский буддизм подчеркивает праксис , поощряя автономию и в равной степени охватывая все аспекты человеческой личности, моделируемые благородным восьмеричным путем (правильный взгляд, намерение, речь, действие, средства к существованию, усилия, внимательность и концентрация). Такой подход открыт для генерирования широкого спектра ответов на конкретные индивидуальные и общественные потребности, вместо того, чтобы настаивать на существовании «единственного истинного пути» к «просветлению», действительного во все времена и в любом месте.

Уровни учения Будды

Далай-лама говорит о трёх уровнях буддизма:

  1. Буддийская наука об уме: как восприятие, мысли и эмоции работают с точки зрения личного опыта.
  2. Буддийская философия: этика, логика и буддийское понимание реальности.
  3. Буддийская религия: карма, ритуалы, молитвы, вера в прошлые и будущие жизни.

Буддийская наука дополняет современную нейробиологию, предоставляя обширную карту разнообразных когнитивных функций ума: от чувственного восприятия, концентрации, внимания, осознанности и памяти до позитивных и негативных эмоций. Укрепляя позитивные нейронные сети, мы можем усилить положительные способности своего ума.

На физическом уровне буддийская наука включает сложные медицинские системы, которые предлагают эффективные схемы лечения множества болезней. Что касается окружающего мира, буддизм предоставляет подробный анализ материи и энергии, который во многом совпадает с положениями квантовой физики. Кроме этого, он освещает такие вопросы, как происхождение, существование и разрушение вселенной, утверждая, что нынешней вселенной предшествовали бесчисленные вселенные без начальной точки отсчёта.

Буддийская философия рассматривает взаимозависимость, относительность и причинно-следственную связь. Она предоставляет подробную логическую систему, основанную на теории множеств и дебатах, и помогает понять, что наш ум создаёт ложные проекции.

Буддийская этика основана на правильном распознавании того, что полезно, а что вредно – как для нас, так и для окружающих.

Буддийская этика подразумевает признание и поддержание основополагающих человеческих ценностей – любви, сострадания, мудрости, доброты, честности, щедрости, спокойствия, в сочетании с твёрдым намерением не вредить другим.

Буддийская религия рассматривает такие темы, как карма, прошлые и будущие жизни, механизм перерождения и освобождение от него, а также достижение просветления. Она включает практики прочтения текстов вслух, медитации и молитв. В буддизме нет единственной священной книги: в каждой традиции есть свои тексты, основанные на исходных учениях. Многие из текстов тибетской традиции вы найдёте в разделе «Классические тексты».

Молиться можно везде и в любое время, хотя многие предпочитают молиться в храме или перед алтарём у себя дома. Конечная цель молитвы – не исполнение желаний, а пробуждение своей внутренней силы, мудрости и сострадания.

Также в буддизме нет правил относительно пищи. Но многие учителя советуют ученикам по мере сил практиковать вегетарианство, а Будда учил своих последователей не пить алкоголь и не употреблять наркотики. Буддийская практика направлена на развитие осознанности и самодисциплины, которые мы теряем, когда напиваемся или ловим кайф.

В буддизме есть богатая монашеская традиция. Монахи и монахини держат сотни обетов, включая полный целибат. Они бреют головы, носят особые одежды и живут в монашеских обителях, посвящая жизнь обучению, медитации, молитве и совершению ритуалов для мирского сообщества буддистов. В наши дни многие миряне изучают буддизм и практикуют в буддийских центрах.

Дхьяни-будды

Существует пять дхъяни-будд, иными словами – будд мудрости. На мандале один из них располагается в центре, в то время как остальные – в каждой стороне света. Вместе они воплощают чистую природу элементов, составляющих человеческое существо.

  • Вайрочана – переводится как «Прославленный», изображается в центре, имеет белое свечение и может быть изображен с 1 или 4 лицами.
  • Акшобхья – в переводе значит «Спокойный, непоколебимый», с синим телом.
  • Ратнасамбхава – буквально «рожден из драгоценности», наделен щедрым характером, желтоватого оттенка, претворяет в жизнь мечты и дарует любовь.
  • Амитабха – будда Безграничного света, наделен красным телом, считается первым из дхьяни-будд по времени появления и самым почитаемым.
  • Амогасиддхи – имя переводится как «непоколебимость и успешность», зеленоватого цвета, рука находится в мудре бесстрашия.

Пять дхьяни-будд

Как принять буддизм

Что нужно сделать, если возникло такое желание:

  • Заняться изучением специальной литературы. Например, проштудировать тексты «Ламрина», автор которых Чжэ Цонкапа.
  • Усвоить основные истины учения.
  • Освоить восьмеричный путь, состоящий из этапов, помогающих познать истину. Осваивающему нужно научиться: пониманию; решимости; постижению речи, исключающей ложь и сквернословие; совершению полезных дел; пониманию жизни; приложению усилий, осознанию мысли; сосредоточению и просветлению.
  • Осознать цель пути: рождение в виде человека (а не в виде таракана, муравья или коровы) — великое благо.
  • Побывать на аудиенции у Ламы, который решит, может ли кандидат стать «просветлённым».

С чего начать знакомство с учением великого Будды? С осознания своего «Я».

Доступность для всех

Будда, такой же человек, как и мы, увидел, как всё существует на самом деле, поборол все свои недостатки и раскрыл свой подлинный потенциал. В буддизме это называется просветлением . Будда не мог просто устранить все наши проблемы взмахом руки. Он показал путь, которому можно следовать, если мы хотим освободиться от проблем и развить благие качества своего ума – любовь, сострадание, щедрость, мудрость и многие другие.

Инструкции о развитии этих качеств доступны всем, вне зависимости от культуры или религии. Буддизм не подразумевает веры в Бога или богов: он лишь просит нас изучать наставления, как если бы мы покупали действительно ценный предмет. Так мы подходим к сути учения Будды – этике, состраданию и мудрости. Мы осознанно воздерживаемся от вредных действий и активно совершаем позитивные, которые приносят пользу и нам самим, и окружающим. Это приводит только к одному результату, равно желанному для всех нас, – к счастью и благополучию.

Видео: Джецунма Тензин Палмо — «Зачем изучать буддизм?» 
Чтобы включить субтитры, кликните на иконке «Субтитры» в правом нижнем углу окна с видео. Сменить язык субтитров можно, кликнув по иконке «Настройки».

Культурное взаимопроникновение

География распространения буддийского течения широка. В России – это Бурятия, Тува, Калмыкия, Иркутская область, а также крупные города: Москва, Санкт-Петербург, Самара.

Юго-Восточная Азия, Тибет и Дальний Восток также являются оплотом этого учения. За последние десятилетия им заинтересовались европейцы и жители американского континента.

Буддизм инспирировал глубочайшее влияние на культуру Индии и на другие страны, по мере его распространения. Прежде всего, под его воздействием развивались местные религии.

Индийская ведическая религия, японский синтоизм, китайские даосизм и конфуцианство получили мощное обновление. Часть их составила с буддийским учением неразрывное целое, например, синтоизм.

В связи с массовой постройкой монастырей, храмов, комплексов в пещерах и на скалах, многоярусных пагод, искусство архитектуры этих стран обогатилось новыми чертами. Они теперь являются визитной карточкой в восточной культуре.

Получило развитие и садовое искусство. Рощи, разводимые послушниками вблизи монастырей, способствовали умиротворению. Эта традиция передалась в другие страны, где сады обретали уже новые формы, как «сад камней» в Стране восходящего солнца. Никакая другая религия не относится так трепетно к живой природе.

Скульптура эволюционировала в сотворении величественных статуй Будды, бодхисаттв, дхармапал. В монастырских стенах собиралась и творила творческая интеллигенция того времени: стихотворцы, писатели, мыслители, живописцы, учёные.

Послушники, усердно переводившие и переписывавшие сутры, преумножали достижения письменности. Буддизм принёс в Японию грамоту из Китая, а в Тибет – индийскую письменность.

В общем, не существует области культуры стран Азии, где бы ни проявились буддийские особенности.

Рождение Просветленного

Цветок лотоса — символ Будды. Он зарождается и растет на болоте, тем не менее завораживает своей чистотой и невинностью. Во все века цветок ассоциировали с сознанием человека. Каждый может жить, как на болоте, со всех сторон окружен грязью, но это не должно помешать ему прорости чистым и прекрасным лотосом.

Именно отец дал имя Сиддхартха, что означало «исполнение желаний». После рождения сына царь позвал мудреца, чтобы тот поведал ему судьбу ребенка. Праведник Асита напророчил ему жизнь или успешного правителя, который объединит земли, или великого философа. Все зависело от избранного им пути. Ко второму он мог прийти, только соприкоснувшись со всеми ужасами человеческой жизни. Но отец благословенного ребенка решил сам выбрать судьбу для сына. Он боялся, что тот откажется от наследства. Тогда мужчина даже не догадывался, что его сын — основатель религии буддизм.

Открытие истины

Тогда основатель буддизма сел в позе лотоса под деревом на берегу реки. Он пообещал себе заниматься медитацией, пока перед его зрением не откроются истины.

49 дней Сиддхартха был неподвижен. И только после четырех недель практики в майскою ночь, похожую на ту, когда он появился на свет, к нему пришло просветление. Он увидел все свои предыдущие жизни, рождения и смерти других существ, понял, что ум не вечен, но со временем меняется. С того дня мужчину называли Будда, то есть Просветленный.

Основатель буддизма знал, что душа не может найти покоя, пока возникают желания. Жажда человека к власти, славе, богатству — основа перерождения. И только поборов в себе слабость к желаниям, можно покинуть мир, что наполнен болью и горем. Такая победа увенчается нирваной, состоянием абсолютного покоя.

Главные идеи учения буддизма

I — Непостоянство

Одна из главных идей буддизма и непосредственно Будды заключается в том, что мир, в котором мы живем, основан на непостоянстве. Что означает непостоянство, а то, что все созданное будет разрушено.

К примеру, человек родившись должен умереть. Или с теми, кого вы горячо любите, рано или поздно, но тоже придется расстаться.

Если сказать по-другому, нет того, что могло бы продолжаться вечно в мире людей. И учение Будды помогает превзойти непостоянство или избавиться от него, чтобы обрести подлинное и нерушимое счастье.

А почему нужно стать выше непостоянства? Допустим, вы полюбили красивую женщину, и у вас сложились прекрасные отношения, и вы любите ее. Но чем больше вы ее любите, тем сильнее будете страдать в случае расставания с ней.

И у многих из нас есть, наверное, такой опыт, что расставаться с любимыми бывает очень тяжело. Но и это еще не все, так как именно привязанность приводит к новым реинкарнациям или перевоплощениям.

А сколько проблем возникает, когда по каким-то причинам приходится жить в семьях, где с вами могут плохо обращаться, к примеру, теща или свекровь или свекр.

Привычки и желания вашего партнера также меняются, его ум меняется – мы видим все тоже непостоянство. И превзойти такое всеобщее непостоянство – это мудрость буддизма, это его путь к счастью, это путь к просветлению в конечном итоге.

Вы знаете, в слове «просветление» есть слово «свет». Свет — это информация, это знание истины, что, к примеру, этот мир непостоянен, жизнь непостоянна, удовольствия непостоянны, взаимоотношения непостоянны.

А что такое тогда тьма или невежество с точки зрения истины или буддизма? Это отсутствие правильной информации, о непостоянстве в том числе.

II –Весь мир есть страдание

Вторая и не менее важная главная идея буддизма – этот то, что мир основан на страдании. Почему в буддизме даже радости считаются страданием. А потому, что они, в сущности, являются страданием. И это, потому что все вещи непостоянны в своей основе.

Взять наше тело, оно проходит через рождение, детский возраст, юность, старость и смерть. И все знают наши чувства, зрение, вкус и обоняния, а также энергия, хороши в детстве и молодости, но затем энергия слабеет, зрение ослабевает и так далее.

(Кстати у нас на ютуб канале есть уже видео о сути буддизма, так что можете посмотреть видео версию, но она не дублирует того что написано здесь, а наоборот дополняет)

Что такое реакции в буддизме

Представьте, что вас предал близкий человек. Это вызывает в вас злость, обиду, гнев. Но подумайте, обязаны ли вы испытывать эти чувства? Вопрос не в том, можете ли вы в этот момент испытывать что-то другое, например, благодарность. Но чисто теоретически возможен же такой вариант? Нет такого закона, согласно которому вы обязательно должны чувствовать в этой ситуации обиду или гнев. Вы сами делаете выбор.

Мы реагируем на происходящие ситуации негативными эмоциями только потому, что находимся в неведении. Мы путаем причину и следствие, меняем их местами, считая, что ситуации вызывают в нас чувства. На самом деле чувства вызывают ситуации, а ситуации только стремятся вызвать в нас те же чувства, которые стали их причиной. Но мы не обязаны на них реагировать так, как они этого хотят. Мы сами можем делать свой осознанный духовный выбор.

Мир полностью отражает наши чувства.

Мы этого не видим только потому, что отражение это происходит с задержкой во времени. То есть ваша сегодняшняя реальность – это отражение прошлых чувств. Какой смысл реагировать на прошлое? Это ли не самая большая глупость человека, находящегося в неведении? Оставим этот вопрос открытым и плавно перейдем к следующему основополагающему принципу буддийской философии.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector