Почему базарова называют нигилистом что и почему он отрицает

Содержание:

В чем сила и слабость Базарова? Сочинение про нигилизм Базарова

Молодой человек, по имени Евгений базаров, был явным приверженцем нигилизма, он отрицал все действующие порядки каких-либо авторитетов. Но все события, которые стали последствиями его бурной личной жизни, со временем, заставили его отказаться от некоторых своих взглядом.

Сила нигилизма Базарова.

Нигилизм — это слово было модным, и обозначало философское течение XIX века.

Описано в литературе это было следующими словами: «Это слово означает человека,… который ничего не признает…ничего не уважает…».

Базаров был

студентом-медиком, и не чтил никаких авторитетов, все достижения и выводы, которые сделали люди, жившие на свете до его появления, ничего не значили.

«Да зачем же мне это признавать? И чему именно мне нужно поверить? Мне говорят дело, я это принимаю, вот и все» — именно так выражал Базаров свою точку зрения.

Чаще всего, подобные его рассуждения и высказывания, ставили всех оппонентов Базарова в тупик, никто не мог ответить на его, порой безжалостные и беспринципные вопросы. Базаров считал себя умнее и «выше» всех, с кем имел дело. Оправдывал такие мысли он тем, что ему не интересны и не важны те вещи, которые

окружающие считали ценными и важными для человечества. Он старался утвердить свою независимость от каких-либо условностей, и даже от разумных границ.

Он был полным материалистом, и эта его черта не знала границ : «Рафаэль гроша медного не стоит, а русские художники и того меньше».

Вследствие его мировоззрений, он перестал признавать даже любовь, хотя был человеком молодым, привлекательным и бодрым. А свое отношение к женщинам, весьма презрительное, он выражал следующими словами: «свободно мыслят между женщинами только уроды».

Но нигилизм Базарова имел и свои уязвимые стороны.

Важным стало то, что как бы Базаров не отрицал высокие материи, они существовать не прекратили. И после знакомства с Анной Одинцовой, вся жизнь Базарова «круто развернулась», так как ему открылась любовь. И то с какой страстью, горячностью и необузданностью он окунулся в это чувство, доказало Анне, что именно такого непредсказуемого человека она не хочет допускать в свою жизнь. И своими поступками он разрушил это чувство, которое только начал познавать.

Вследствие чего, Базарову пришлось учиться жить по тем правилам, которые диктует общество.

Евгений понял, что все то, во что он верил столько времени, рухнуло, его теория оказалась не верна. Он понял, что нельзя вычеркнуть из жизни чувства, эмоции и моральные устои, что они необходимы человеку на том же уровне, что и применение полученных на практике навыков.

10 класс

Будущее России и нигилизм

Базарова как представителя передового направления России интересует ее будущее. Так вот, по мнению героя, для того чтобы построить новое общество, для начала необходимо «место очистить». Что это означает? Безусловно, выражение героя можно трактовать как призыв к революции. Развитие страны необходимо начинать с кардинальных перемен, с разрушения всего старого. Базаров при этом упрекает поколение либералов-аристократов в их бездействии. Базаров о нигилизме отзывается как о самом действенном направлении. Но стоит сказать, что и сами нигилисты пока ничего не сделали. Действия Базарова проявляются только в словах. Тем самым Тургенев подчеркивает, что герои — представители старшего и младшего поколений — в чем-то очень сильно похожи. Взгляды Евгения очень пугающи (это подтверждают цитаты Базарова о нигилизме). Ведь на чем прежде всего строится любое государство? На традициях, культуре, патриотизме. Но если нет никаких авторитетов, если не ценить искусство, красоту природы, не верить в Бога, то что же остается людям? Тургенев очень боялся, что подобные идеи могут воплотиться в жизнь, что России тогда придется очень тяжело.

Нигилизм Базарова

Позиция этого героя в обществе весьма противоречива и вызывающа. Он строит свою жизнь на принципах нигилизма. Это течение было очень популярно в 60-х годах XIX века в России. Оно провозглашало отрицание всех традиций и принципов дворянского общества, искусства, привязанностей. Базаров отвергает и единство человека с природой. Он говорит, что человек вправе брать все, что ему нужно, а не заботиться о ней.
Проблемы нравственности и воспитания он считает своеобразными “болезнями”.Нигилистические взгляды касаются и личных отношений Евгения. Он циник и отрицает существование любви и привязанности, говорит о том, что если мужчина позволил себе влюбится, то он недостоин внимания. Женщины не вызывают у него уважения и кажутся очень глупыми — независимо от положения, он называет всех дам “бабами”. Связь с ними он рассматривает исключительно с позиции физиологии. Несмотря на такое отношение, Базаров чаще предпочитает их общество, особенно если женщины красивы. В этом также проявляется противоречивость героя.
Рис. 3. Евгений Базаров в гостях у Кирсановых

Сочинение рассуждение

Иван Тургенев, является автором произведения под названием “Отцы и дети”. В данном произведении каждый из главных персонажей, высказывает своё личное мнение по поводу понятия нигилизм. Главным источником, нигилизма служил Евгений Базаров. С одной точки зрения, в произведении ощущается конфликт двух поколений, старшего и младшего, они никак не могут прийти к единому мнению и выводу.

В рассказе Тургенев, дал каждому шанс высказаться по поводу нигилизма, По мере чтения всего произведения, можно узнать у каждого главного героя, его мнение по поводу этого понятия. Например, Аркадий, считает что это, в первую очередь проявление своего отрицательного отношения к чему-либо. Следующий персонаж по имени Павел Петрович, рассуждал об этом понятии с философской точки зрения, он думал что это прежде всего отказ от какого-то своего мнения и устоявшегося принципа.

Главный сторонник данного направления, считал что это прежде всего, проверка всех естественных наук на практике, на протяжении всей своей жизни он не проводил времени впустую, он что-либо делал и постоянно что-то изучал

Это был не глупый человек, он постоянно занимался своим здоровьем, уделял внимание своему питанию и физическому здоровью. Помимо этого он увлекался медициной, науками, иностранными языками и был весьма образованным человеком

По его мнению это философия была самой верной, для того чтобы прожить свою жизнь счастливо. Однако по истечении некоторого времени, он начинает понимать, что всё в чём он был уверен, является неверным. В первую очередь, он начал сомневаться именно тогда, когда испытывал свои первые чувства к Анне Одинцовой. Особенно признания в чувствах самому себе, показало главному персонажу, что любовь не должна поддаваться сомнению.

По мере чтения рассказа, мы можем встретить также и псевдонигилистов, которые думают что, являются сторонниками этой философии жизни. В большинстве случаев, они стараются лишь быть похожими, на главного персонажа, который кажется уверенным и деловитым человеком со стороны. Возможно так и есть, однако посторонние люди не смогут быть похожими на своего кумира.

Со стороны читателя, можно увидеть насколько нелепо выглядят персонажи, которые питаются быть на стороне этой философии. Например, такой персонаж как Ситников, пытается быть похожим на Базарова, однако главный персонаж, видит все его тщетные старания и никак не хочет его воспринимать, наоборот он не считает его не серьезными сторонником этого направления. Помимо этого молодого человека в произведении присутствует такая персона как Кукшина. Это совершенно развязная и невоспитанная дама, от которой в свое время сбежал муж, после чего она приняла решение стать сторонницей нигилизма.

Популярные сочинения

  • Сочинение Манилов в поэме Мертвые души (Образ и характеристика) Описывая Манилова, Гоголь постоянно подчеркивает: персонаж этот, по сути, — никакой. Манилов никакой настолько, что создание его портрета Гоголь считает крайне трудной задачей. Он из тех людей
  • Сочинение от лица вратаря по картине Григорьева Вратарь (7 класс) Сегодня играем решающий матч. Я, конечно, на воротах. Мы пришли на наш пустырь сразу после уроков. Пришлось размести опавшие листья
  • Сочинение Как я однажды болел Все хотят быть здоровыми. Но иногда просто необходимо заболеть. Чтобы детям не пойти в школу. А взрослым – на работу или на неприятную встречу. Д

Как Базаров освобождался от теории нигилизма

Но вот Базаров влюбился в Одинцову — и конфликт начал развиваться уже в его душе, ведь до встречи с ней он отрицал существование любви. Он осознал себя романтиком (а до этого презирал романтизм Пушкина). Теперь он презирал себя за слабость, но не мог забыть Одинцову. Он начал ловить выражение её глаз, а раньше смеялся над этим и рассуждал об анатомии глаза. Охватившая его любовь начала разрушать теорию нигилизма. Он начал по-другому смотреть на мир и на себя и постепенно пришёл к выводу, что жизнь гораздо шире и многограннее нигилистической схемы.

Любовь Базарова и Анны Сергеевны Одинцовой не состоялась не по причине  холодности и рассудочности характера Одинцовой. Дело в том, что преданный идеям нигилизма, Базаров не мог создать свой Дом.

Но Базаров не хочет так быстро сдаться, он пытается вновь утвердиться в своих нигилистических принципах и пытается сблизиться с Фенечкой в соответствии со своими убеждениями, что любовь — это всего лишь физиологическое влечение. Но оказалось, что даже простенькая и необразованная Фенечка живёт не по физиологическим, а по нравственным законам. И Базаров начинает терять почву под ногами — его теория уже не могла помочь ему.

Нелепая дуэль «за убеждения» с Павлом Петровичем заставила его увидеть в противнике не заносчивого аристократа и идиота-дядюшку, а страдающего пожилого человека. Он понял, что не так уж непреодолима пропасть между людьми, надо просто научиться слышать и понимать друг друга.

Смерть

Под конец повествования Базаров оказался в сложной ситуации: он совершенно рассорился с другом Аркадием Кирсановым, возлюбленная Анна Одинцова отказала. Он приезжает к родителям за советом и поддержкой. Там Базаров начинает помогать отцу и хорошо справляется как врач. Однако по иронии судьбы он заражается от тифозного больного и умирает. Евгений Базаров — культовый персонаж в русской литературе. Этот тургеневский герой —  противоречивая личность, в которой много сил, ума и достоинства, которые перечеркивают цинизм и грубость. Нигилизм, которому он пытается подчинить свою жизнь, не выдерживает всех проверок в реальных ситуациях. Он отрицает существование чести, но принимает вызов на дуэль. Говоря о том, что благородства нет, ведет себя на поединке именно так, любовь, которой не должно существовать, сбивает его с ног. Понимая, что не может полностью соответствовать своим идеалам, Базаров теряется и не может найти верного выхода.Закрепить полученную из этой статьи информацию и глубже понять образ Базарова вам поможет предложенное ниже видео.

Евгений Базаров — герой своего времени

Иван Сергеевич Тургенев создавал свое произведение еще до отмены крепостного права. В это время в народе все нарастали революционные настроения. На первый план были выведены идеи разрушения и отрицания старого порядка. Теряли свое влияние старые принципы и авторитеты. Базаров говорит, что теперь полезнее всего отрицать, поэтому нигилисты и отрицают. Автор видел Евгения Базарова героем своего времени. Ведь он является воплощением этого отрицания. Однако нужно сказать, что нигилизм Евгения не имеет абсолютного характера. Он не отрицает того, что проверено практикой, опытом. В первую очередь это относится к труду, который считает призванием каждого человека Базаров. Нигилист в романе «Отцы и дети» убежден, что химия является полезной наукой. Он полагает, что в основе мировоззрения каждого человека должно лежать материалистическое понимание мира.

Базаров и «псевдонигилисты» в романе «Отцы и дети»

Роман «Отцы и дети» И.С. Тургенева был представлен широкому кругу читателей в 1861 году, в нелёгкое время для государства, грозящее революцией. Два основных противоборствующие лагеря, дворянские либералы и революционеры-демократы, понимали, что неизбежно наступление перемен, но первые выступали за введение реформ, а вторые — за радикальные преобразования.

Главный герой произведения Базаров выступает в роли «нового человека» в понимании Тургенева. Он обладал не слишком привлекательной внешностью, часто проявлял бесцеремонность, резкость в суждениях и категоричность в высказываниях. Но тем ни менее, наделён неординарным умом и свежими идеями.

Нельзя назвать истинным единомышленником Базарова Аркадия Кирсанова. Хоть он считает значимой дружбу с Базаровым и преимущественно определяет для себя как замечательного человека, но для Аркадия большим испытанием является максималистский напор выдвигаемых требований Базарова. Кирсанов считает для себя главными любовь и семью, а не прогрессивные идеи.

Учитель проверяет на плагиат? Закажи уникальную работу у нас за 250 рублей! Более 700 выполненных заказов! Напишем в день заказа!

Связаться с нами:

Заказать уникальную работу за 250 руб.

Ситников и Кукшина вызывают презрение у Базарова, но являются «нужными» для выполнения сомнительных поручений. С помощью применения такого приёма, как сатира, Тургенев описывает этих двух персонажей, делая сознательный акцент на их глупости, несобранности и распущенности.

Ситников характеризует Кукшину, как «передовую». В те времена разводы были редкостью, но Авдотья Никитична «разъехалась» с супругом. Но вот, как распорядиться своей независимостью не ведает. Беспорядочная жизнь и периодические скандалы — вот её удел.

Ситников, хоть и позиционирует себя, как человек прогрессивного ума, но тем ни менее, усиленно пытается влиться в светское общество, где его присутствие не приемлют. Нигилизм для него — просто способ надеть маску неординарности, утаить свое истинное происхождение и возможность казаться умным человеком.

Кукшина и Ситников — карикатурные образы, производящие негативное впечатление, обладающие развязными манерами и не соответствующие на самом деле тем определениям, с которыми себя ассоциируют, являясь «псевдонигилистами», постоянно подчеркивая передовые взгляды. Но на самом деле они люди примитивного и простого мышления. Полны бутафорской неестественности эти персонажи. Этими характеристиками явно наделяет И.С. Тургенев Кукшину и Ситниками на страницах многочисленных примеров описания их слов, поведения, внешности и манер.

Само собой разумеется, что Базарову надлежит иметь единомышленников, но, по сути, они отсутствуют, так как «псевдонигилисты» не является поистине верными убеждениям, которыми лишь прикрываются, преследуя свои цели. Таким образом, можно прийти к выводу, что Базарова постигло одиночество в своих стремлениях и общественных взглядах.

Внешность героя

Интересен портрет главного героя. Евгений Васильевич отнюдь не красавец: худое лицо, широкий лоб, кверху плоский, книзу заостренный нос, большие глаза, висячие бакенбарды. Красные руки Базарова характеризуют его как рабочего человека, которому свойственен тяжелый труд.

Описывая своего героя, Тургенев отмечает, что тот не был модно одет – носил длинный балахон с кистями. Внешний вид для героя не главное, это лишь оболочка, за которой прячется ум.

Стоит обратить внимание на речь и лексику героя. Базаров немногословен, он говорит кратко и по делу, подчеркивая свою решительность и уверенность

В своей речи он использует различные термины, что подтверждает его увлечения естественными науками. Лексика героя оценочна и народна: «тертый калач», «славный малый».

Что такое нигилизм?

Нигилизм — это идейно-философское течение, согласно которому, нет и не может быть авторитетов, ни один из постулатов не должен приниматься на веру. Нигилизм Базарова (как отмечает он сам) — это беспощадное отрицание всего. Философской основой для формирования нигилистического учения послужил немецкий материализм. Неслучайно Аркадий и Базаров предлагают Николаю Петровичу вместо Пушкина читать Бюхнера, в частности его труд «Материя и сила». Позиция Базарова сформировалась не только под влиянием книг, преподавателей, но и из живого наблюдения за жизнью. Цитаты Базарова о нигилизме подтверждают это. В споре с Павлом Петровичем он говорит, что с радостью бы согласился, если Павел Петрович представит ему «хоть одно постановление в современном нашем быту, в семейном или общественном, которое бы не вызывало полного и беспощадного отрицания».

Тема лишнего человека в образе Евгения Базарова

И.С. Тургенев прекрасно показал качества и уклад русских людей в период 1850-х годов. В то время страна была погружена в бурные политические споры по поводу отмены крепостничества на Руси. В это время появилось течение, которое предзнаменовал автор, а именно, – нигилизм, представители которого стремились к отрицанию всех идеалов, которые, по их мнению, были оторванными от жизни и не имели никаких прочных фактов и доказательств.

Главный персонаж произведения «Отцы и дети» – Базаров, как раз являлся нигилистом. Его можно было охарактеризовать

как некое «болезненное общественное явление» из-за своей несвоевременности возникновения и отстраненности от общества того времени. Но нельзя смело назвать такого человека «лишним», он имеет право и место быть. Более того, он пытается принести обществу какую-либо пользу, «мечтая обламывать множество дел».

Базаров яро отвергает общепринятые и догматичные людские ценности, но, однако ничем не заменяет их. Этот персонаж чужд как дворянству, так и всему обществу в целом.

Образ жизни и привычки

Базаров ведет активный образ жизни. Он рано просыпается и в большинстве случаев поздно ложится. Основную массу времени он проводит за опытами над лягушками – такие исследования позволят сделаться более компетентным в качестве врача: «Базаров привез с собой микроскоп и по целым часам с ним возился».

Предлагаем ознакомиться с характеристикой Павла Петровича Кирсанова в романе Ивана Тургенева “Отцы и дети

Не сторонится Евгений и общества. Он охотно наносит визиты разным людям. Ведет там он себя в зависимости он ситуации. В обществе аристократов (если это не ужин в узком кругу) он, в основном, сдержан и редко вмешивается в ход беседы. В общении с дворянами «низшего ранга» или с людьми сродными с ним по социальному статусу Евгений ведет себя активно и часто вольготно. Порой его вольности настолько вызывающие, что кажутся неприличными.

Евгений любит сытно и вкусно поесть. Не лишает себя удовольствия выпить вина, в основном в больших количествах.

Суть нигилизма Евгения Базарова

Позиция Базарова в обществе необычна и противоречива. Он приверженец нигилизма – философского течения 60-х годов XIX века, распространенного на территории России. В своей основе это течение содержало крайне негативное отношение ко всем проявлениям буржуазно-дворянских традиций и принципов. Суть своей философии Базаров объясняет так: «Мы действуем в силу того, что мы признаём полезным, – промолвил Базаров. – В теперешнее время полезнее всего отрицание – мы отрицаем».

Личностные качества

Первое, что бросается в глаза читателю – это простота Евгения

Об этой его отличительной черте мы узнаем с самых первых страниц романа – его друг Аркадий неоднократно акцентирует внимание отца на этом факте, во время их поездки в родовое поместье. «Человек простой» – говорит Кирсанов-сын

У Николая Петровича первые впечатления о встрече с Базаровым были смазаны радостными переживаниями – после долгой разлуки он наконец-то дождался сына, но все же некий осадок по отношению к Евгению прочно осел в сознании Кирсанова-отца.

Сравнительная характеристика Евгения Васильевича Базарова и Павла Петровича Кирсанова (таблица)

Сравнительные параметры Евгений Васильевич Базаров Павел Петрович Кирсанов
Происхождение Разночинец. Сын полкового лекаря и столбовой дворянки. Дворянин. Сын генерала, участника Отечественной войны 1812 года.
Социальное положение Студент медицинского факультета Петербургского университета. Аристократ, офицер в отставке.
Внешность Высокий рост. Волосы длинные, тёмно-белокурые, висячие бакенбарды. Большие глаза зеленоватые, губы тонкие. Красив, изящен, строен. Стриженые волосы седые, отливают тёмным блеском.
Речь Немногословен, не любит рассуждать на отвлечённые темы. Говорит небрежно, лениво. Голос мужественный. Говорит вежливо, изысканно учтиво. Голос приятный.
Образ жизни Ведёт деятельную жизнь; много времени уделяет изучению природы, ставит химические и физические опыты. Ведёт праздный образ жизни, хозяйством в имении не занимается. Читает, в основном, по-английски.
Взаимоотношения Презирает Павла Петровича за праздность и аристократизм. Возненавидел Базарова за нигилистические взгляды и неучтивость.
Отношение к любви Считал романтическую любовь «вздором». Полюбив Одинцову, стремился вырвать из сердца эту любовь. Однолюб: любил только одну женщину, а когда их отношения прекратились, его душа для других женщин была закрыта.
Сходство характеров Самолюбивы, горды, честны, чужды мечтательности.
Различие характеров Трудолюбив, деятелен, энергичен. Ведёт себя грубовато, не очень учтиво. Выйдя в отставку, не занимается делом. Манеры имеет аристократические.
Убеждения, взгляды на жизнь Материалист, нигилист (отрицает старые порядки, не признаёт авторитетов). Не признаёт искусства, поэзии. Считает, что учёные полезнее людей искусства. Презирает и аристократов (за их праздность), и народ (за его отсталость). Идеалист, либерал, уважает мнение авторитетных людей, уважает аристократов за то, что в них развить чувство собственного достоинства. Уважает русский народ за его патриархальность.

Базаров — истинно тургеневский герой

Итак, несмотря на все те черты, привлекательные для Тургенева в Базарове, которые мы рассмотрели вначале, совсем не они делают героя таким дорогим автору. Базаров близок автору не потому, что он решительный и умный, а потому, что он способен любить, способен на сильное чувство.

Базаров не властен против любви.

В отношениях с Анной Сергеевной лучше всего показана автором человечная натура героя. И именно в этом месте сюжета мы чувствуем наиболее сильную симпатию автора к нигилисту.

Случайна ли смерть героя?

Базаров страдает и поэтому с равнодушием встречает свою раннюю смерть. Мы понимаем, что для него жизнь не имеет теперь прежнего смысла. Ведь он потерял веру в себя и в свои убеждения, так как потребность в любви (то, что он считал белибердой и выдумкой) оказалась сильнее него, сильнее его нигилизма. Базаров всегда смеялся над романтизмом, но в конце романа он больше не смеется над этим словом, просто избегая его употреблять.

Базаров олицетворяет революционные силы, которым, по мысли писателя, не суждена долгая жизнь. Революция несет боль и разруху, Тургенев не желал такой судьбы для России. Поэтому он подводит Базарова к трагической кончине, а жизнь оставляет героям, олицетворяющим мир, гармонию и культуру.

Слова Базарова расходятся с его жизнью, как показал нам автор

Таким образом, Тургеневу удалось показать несостоятельность не только лагеря отцов, но и лагеря детей-нигилистов, на примере Базарова. Действительно, представители обоих сторон не могут подтвердить своей жизнью верность своих утверждений. Их слова не сошлись с делом. Не только «отцы» не всегда могут жить согласно своим красивым «принципам», но и у Базарова не вышло жить по своей теории. Хотя братья Кирсановы во второй части романа показаны в более благородном свете, чем в начале романа. Николай Петрович женится на Фенечке.

И все же фигура главного героя интереснее всех в романе для Тургенева. Ведь заблуждения Базарова искуплены его судьбой, его собственной жизнью. Это сделало его одним из самых ярких персонажей русской литературы.

Базаров, герой романа Тургенева. Кадр из фильма «Отцы и дети» (2008)

Черты характера

Самой яркой и заметной чертой его характера является простота

Тургенев часто акцентирует на этом внимание, через слова друзей и знакомых Базарова, например, его друга Аркадия. Стоит отметить незаурядный ум героя

Он проявляется не только в изучении медицины, но и в других его занятиях. Понимая это, Базаров становится весьма самоуверен, убеждаясь в личностном превосходстве над остальными людьми. Это становится причиной резкой критики и едких замечаний в адрес собеседников. Еще Евгения можно назвать самолюбивым. Павел Петрович (дядя его друга) отмечает, что человек с таким характером не сможет быть хорошим врачом. Базаров же считает его человеком положительным, но неинтересным. В сложной ситуации Евгений умеет держать себя в руках.Образ Базарова весьма интересен его тягой к противоречию. Взгляды его на большинство вещей нестандартны, отличны от общепринятых. Изначально кажется, что он просто отрицает любые традиции и взгляды старшего поколения, но затем мы видим, что его позиция всегда аргументирована, он может доказать свою правоту. Базаров — человек конфликтный. Он часто затевает споры с любым собеседником, несмотря на его положение и возраст. Своего оппонента он всегда слушает и анализирует его слова.
Даром красноречия этот герой не отличается — он любит говорить просто и грубовато, часто используя пословицы и поговорки. К простому народу Базаров относится довольно пренебрежительно, высмеивая его неграмотность и набожность. Несмотря не это, Евгений все-таки ближе к простым людям, чем к дворянам. Он жалеет мужиков из-за их сложного материального положения.
Рис. 4. Внешность Евгения Базарова

Базаров и его мнимые единомышленники

Базаров и его мнимые единомышленники.

Нас не так мало, как вы полагаете.

Базаров Е.В

Показав в своем романе «Отцы и дети» тип нового героя — разночинца, демократа, материалиста и нигилиста Базарова, И.С. Тургенев должен был отразить в произведении и то, насколько это явление в жизни единично, случайно или же закономерно. Для этого необходимо было показать, есть ли у Базарова единомышленники.

Один из них — его друг Аркадий Кирсанов

, полностью разделяет убеждения героя, но, как выясняется, не надолго. Его увлечение нигилизмом поверхностно. А.К. привлекают в этом учении ощущение свободы, независимость от традиций и авторитетов, право на самоуверенность и дерзость. Герой не задумывается над сутью «нигилизма». Вначале, во многом под влиянием Базарова, А.К. скрывает свои истинные качества, стремиться подражать своему кумиру – Базарову. Из-за этого у него даже возникает конфликт с отцом. Но позже различия между отцом и сыном сглаживаются. А.К. становится все более похожим на своего отца. Он готов вступать в компромиссы с жизнью. Дворянское происхождение и воспитание, неумение отказаться от родственных чувств, а затем и влияние Кати вынуждают героя вернуться к традиционным ценностям своего круга.

Ситников

– псевдонигилист, считающий себя учеником Базарова. Он пытается, так же, как и его кумир, быть свободным и дерзким. Однако его подражание выглядит комичным. Нигилизм позволяет герою почувствовать свою значительность, причастность к «великому» делу. Ситников — сын винного откупщика, человека, разбогатевшего на содержании трактиров. Это не уважается в обществе, и, Ситников стыдится своего отца. В его портрете автором подчеркнута неестественность поведения героя: тревожное и беспокойное выражение лица, «и смеялся он беспокойно: каким-то коротким, деревянным смехом». Ситникову свойственно «тревожное и тупое напряжение» и собачья преданность вождю-Базарову, несмотря на то, что тот его откровенно презирает: «Ситниковы нам необходимы… мне нужны подобные олухи. Не богам же в самом деле горшки обжигать» Несмотря на это он говорит, что обязан Базарову своим «перерождением», не замечая ни напыщенности своих слов, ни логических противоречий. Услышав от Базарова, что «не должно признавать авторитетов», он почувствовал «восторг» по отношению к самому Базарову: «Наконец нашел я человека!» Прогрессивные взгляды для Ситникова — путь к самоутверждению за чужой счет, как и для госпожи Кукшиной.

Кукшина Авдотья Никитишна

– эмансипированная помещица и псевдонигилистка. В нигилизме она находит отдохновение, ощущение занятости «важным делом». У нее не сложилась личная жизнь, она разъехалась с мужем, внешне не красива, у нее нет детей. В ее поведении тоже все было, как говорит автор, «не просто, не естественно»

Чтобы привлечь к себе внимание, она примкнула к прогрессивному течению, но для нее это только повод показать себя, продемонстрировать другим широту ее интересов. Всемирно известную писательницу Жорж Санд она называет «отсталой женщиной» за якобы незнание ею эмбриологии, зато никому не ведомый Елисеевич — «гениальный» господин, написавший какую-то статью

Кукшина интересуется всем и сразу: химией, женским вопросом, школами, — но больше всего ее беспокоят не сами проблемы, а желание продемонстрировать их знание собеседникам. Она «роняет» свои вопросы один за другим, не дожидаясь на них ответов, да им и нет места в самодовольном монологе Кукшиной. Она критикует всех женщин за то, что они «дурно воспитаны», а Одинцову за то, что нет у нее «никакой свободы воззрения», но, скорее всего, она просто завидует ее красоте, независимости и богатству. Это особенно заметно на бале, куда Кукшина явилась «в грязных перчатках, но с райскою птицею в волосах»: она была «глубоко уязвлена», что на нее не обращают внимания.

Базаров к Ситникову и Кукшиной относиться чисто потребительски:. Почувствовав к себе пренебрежение, Ситников обсуждает Базарова и Кирсанова с Кукшиной, считая их «Противными гордецами и невежами». Однако после смерти Базарова Ситников в Петербурге продолжает, по его уверениям, «дело» Базарова. Автор с иронией описывает, как вместе с «великим» Елисеевичем Ситников тоже готовится «быть великим». С такой же иронией Тургенев говорит о том, что Кукшина, наконец попавшая в Гейдельберг, изучает теперь архитектуру, «в которой, по ее словам, она открыла новые законы».

В тургеневском романе Базаров концентрирует в себе как лучшие, так и худшие черты русской революционной молодежи конца 50-х — начала 60-х годов XIX века — самого кануна эпохи Великих реформ.Базаров умер, а воинствующее, самодовольное невежество процветает, опошляя прогрессивные идеи, за которые подлинные борцы были готовы отдать жизнь.

Кто такой нигилист в романе «Отцы и дети»? – База ответов на любые вопросы

Заказать сочинение Мы можем написать 100% уникальное сочинение под любые ваши требования всего за 24 часа!

Центральным образом романа И. С. Тургенева «Отцы и дети» является Базаров-нигилист. Писатель демонстрирует теорию нигилизма, которая развенчивается в ходе повествования. Взгляды главного героя произведения, построенные на отрицании принципов, вступают в конфликт с реальной жизнью.

Особенную роль играют женские образы Тургенева. Они всегда проникнуты легким романтизмом: в женщине Тургенев видит существо высшего порядка. Чаще всего именно они пробуждают у героев их лучшие духовные качества, меняют их в корне. Так случилось и с Базаровым. Судьба словно сыграла с ним злую шутку. Еще совсем недавно, услышав откровенную историю о несчастье Павла Петровича, нигилист высказал, что человек, поставивший жизнь на карту любви не является мужчиной и самцом.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector