Почему православная церковь отрицает догмат о чистилище
Содержание:
- В ролях
- Неуместное употребление термина «чистилище»
- Католики взяли идею чистилища у иудеев
- Богословие
- Что происходит после чистилища?
- Что такое чистилище
- Сюжет[]
- Альтернативные точки зрения[править]
- Ад, рай и чистилище в католицизме — это места, а в православии — стояния души
- Описание[]
- Появление догмата о чистилище
- Умилостивительные жертвы
- История[]
- Реформы Чистилища[править]
- Пагубность греха гордыни
- Почему в православии нет чистилища
В ролях
Актёр | Роль |
---|---|
Виктор Степанов | полковник Виталий Николаевич Суворов, начальник штаба 131 омсбр |
Иван Ганжа | капитан Иван, офицер 131 омсбр |
Роман Жилкин | лейтенант Игорь Григоращенко, командир единственного уцелевшего танка Т-80 |
Сергей Титивин (Рост) | Богдан Клёц, наводчик-оператор единственного уцелевшего танка Т-80 |
Вячеслав Бурлачко | «Кобра», спецназовец ГРУ |
Алексей Гущин | Костя «Питерский», спецназовец ГРУ |
Александр Баранов | «Холостяк», спецназовец ГРУ |
Георгий Антонов | Павел Нарышкин, снайпер федеральных войск |
Владимир Белов | старшина федеральных войск |
Дмитрий Нагиев | Дукуз Исрапилов, чеченский полевой командир, бывший хирург горбольницы г. Грозного |
Константин Бутаев | Ширвани, помощник полевого командира Исрапилова, бывший главврач горбольницы г. Грозного |
Ирина Весёлина (Сотскова) | литовская снайперша-наёмница, бывшая спортсменка-биатлонистка («Белые колготки») |
Виктория Матвеева | литовская снайперша-наёмница, бывшая спортсменка-биатлонистка («Белые колготки») |
Николай Алексеев | Аслан, чеченский боевик |
Анатолий Фёдоров | (эпизод) |
Владимир Рымига | (эпизод) |
Евгений Раков | (эпизод) |
Юрий Кузнецов | старшина Оголовьев (эпизоды не вошли в фильм) |
Владимир Гостюхин | полковник Тыртышный, командир бронетанковой колонны (эпизоды не вошли в фильм) |
Неуместное употребление термина «чистилище»
Надо заметить, что в современном языке слово чистилище стало употребляться и в переносном смысле. Часто им обозначают некие испытания, выпавшие тем или иным людям на пути к достижению намеченной цели. Но, кроме того, бывают случаи довольно произвольного употребления этого термина.
Примером может служить появившийся сравнительно недавно в интернете украинский сайт, специализирующийся на профилактике преступлений, направленных против государства. Называется он «Миротворец». Чистилище – часто используемый ими термин. Но употребляют его редакторы сайта для обозначения списка лиц, представляющих, по их мнению, потенциальную опасность существующему там режиму.
Не вдаваясь в обсуждения обоснованности их выбора, и правомочности действий, отметим лишь ту вольность, которую позволяет себе в обращении с религиозной терминологией «Миротворец». Чистилище, как и любой иной религиозный термин, уместно использовать лишь в его собственном значении.
Католики взяли идею чистилища у иудеев
Корни католического предоставления о чистилище нужно искать в талмудической традиции. Иудеи писали о месте шеол, которое мы называем двумя словами:
- Ад.
- Преисподняя.
Но технически это было именно чистилище. Оно занимает место в физическом мире и имеет три входа:
- Возле Иерусалима.
- На морском дне.
- В пустыне.
Как многие, наверняка, слышали, чистилище — это место, где муки не длятся вечно (в христианском аду, к слову, — тоже в отличие от геенны огненной). Согласно талмудической литературе, в шеоле души не пребывают дольше года. За этот срок происходит очищение.
Также бытует мнение, что иудеи не попадают в шеол.
Это, конечно же, не сказано прямо в Ветхом Завете, но является частью одного из вариантов его толкования и еврейского предания.
Нам это интересно в том смысле, что именно отсюда ноги растут у католического представления о чистилище.
Богословие
Веру в чистилище традиция обнаруживает уже у ветхозаветных евреев. Также это учение всегда принимала Католическая церковь.
Согласно учению Католической церкви о чистилище, крещёный человек, совершивший грех и получивший прощение или совершивший не смертный грех, остающийся неотпущенным, как правило, подвергается «временному» наказанию здесь, после смерти. Человек, умерший добрым христианином, однако отягощённый бременем лёгких грехов, не позволяющих беспрепятственно войти в Царствие Божие, претерпевает временную стадию очищения и лишь затем наследует Небо.
Катехизис Католической церкви говорит:
Согласно учению Католической церкви, эта истина подтверждается Священным Писанием:
Сделав же сбор по числу мужей до двух тысяч драхм серебра, он послал в Иерусалим, чтобы принести жертву за грех, и поступил весьма хорошо и благочестно, помышляя о воскресении; ибо, если бы он не надеялся, что павшие в сражении воскреснут, то излишне и напрасно было бы молиться о мертвых. Но он помышлял, что скончавшимся в благочестии уготована превосходная награда, — какая святая и благочестивая мысль! Посему принес за умерших умилостивительную жертву, да разрешатся от греха 2Мак. 12:43-45. |
Поскольку возможно приносить за умерших умилостивительную жертву, это должно означать, что их души не пребывают ни в аду, ни в раю, так как достигшие спасения не нуждаются в молитвах живых, а осуждённым на вечное проклятие такие молитвы не помогут. Таким образом, считается, что души умерших пребывают в таком состоянии, где молитвы ещё могут им помочь «разрешиться от греха».
Апостол Павел в Первом послании к Коринфянам пишет:
Считается, что с началом Страшного суда чистилище будет упразднено, однако до тех пор грешники остаются в подобном состоянии до полного очищения от всего, что препятствовало им единению с Богом. Живые могут помочь облегчить участь и себе и умершим, принося «умилостивительные жертвы»: благие дела, молитвы (в том числе заказ заупокойных месс), жертвуя индульгенции.
Поскольку люди, проходящие чистилище, умерли в единстве с Церковью и не находились в состоянии смертного греха, продолжая любить и надеяться на Бога, — они непременно окажутся на небесах после того, как завершится их очищение. В современном богословии о чистилище говорится не как о месте, а как о процессе очищения, к которому не применяются земные временные характеристики. Этот процесс современные богословы рассматривают не в терминах наказания за грех или выплаты долга, а в терминах духовного роста.
Что происходит после чистилища?
«Очищенный» лишён всех масок и представляет собой то, чем является на самом деле. Происходит ли при этом разрушение личности и человеческой индивидуальности? Да, если говорить об Эго. Но любая личность навсегда оставляет отпечаток во времени и пространстве, со всеми своими особенностями и даже внешним обликом.
А то, что «есть на самом деле» – суть, она уникальна, поэтому также может называться индивидуальностью.
Однако информация, собранная со всех энергетических слоёв, никуда не исчезает. Она сохраняется, как файл, и переносится в кармическое (или каузальное) тело. Там же хранится и другая информация обо всех предыдущих воплощениях.
В восточных учениях это называется карма, которой нет в христианской доктрине. Развитые души имеют выбор, реинкарнация происходит по их желанию, а высшие души уже никогда не воплотятся на Земле.
Что такое чистилище
Данный термин встречается в католическом катехизисе и означает необходимость для человека дополнительного очищения. То есть умирая человек должен пройти это чистилище, чтобы там снять с себя все свои грехи и только потом он может предстать перед Господом. Сформулирована была эта идея не так давно — в XIII–XVI веках н.э. и является одним из догматов католической церкви.
Чистилище — место, где душа умершего христианина очищается от грехов через посмертные испытания
Православная Церковь при этом не поддерживает ее и всячески отрицает существование чистилища, однако при этом довольно четко говорит о необходимости совершать молитвы за уже почивших предков.
Догмат о чистилище окончательно стал частью учения католиков в 1439 году, когда его закрепили на Ферраро-Флорентийском соборе. Позже этот вопрос рассмотрели еще раз на Тридентском соборе и опять утвердили в 1563 году. Это учение вполне соответствует латинскому духу, говоря о том, что для христиан, которые были в церкви, но имели какой-то нераскаянный или тайный грех, необходимо место, где они могли бы окончательно очиститься и стать достойными для встречи с Творцом.
Туда же попадали и люди, которые не успели совершить исповедание перед смертью, погибнув насильственной или случайной смертью. Основание для подобной позиции католические служители находят в апокрифичной книге Маккавеев, в которой автор пишет о совершении умилостивительной жертве за мертвых, чтобы снять с них бремя греха и очистить.
На основании этих слов католические богословы приняли за догму, что души покойных не сразу попадают в рай или ад, но пребывают в некоем месте для умерших, пока решается их судьба. И что живые могут своими действиями повлиять на их дальнейшую судьбу, поскольку умершие не покинут Чистилища, пока окончательно не будут чисты от греха.
Католики верят, что так предрасположил Господь и такая система будет действовать до Страшного Суда. В то время было распространено движение индульгенций, поэтому догма была крайне выгодна для Папства — люди покупали индульгенции для спасения своих близких из Чистилища и тем самым пополняли казну Церкви.
Для сведения! Сегодня, чтобы помочь близкому перейти из этого места в Царство Небесное, люди должны молиться за него и совершать дела милосердия в его имя. Умерший же также претерпевает какие-то изменения там, в процессе очищения.
Стоит особо заметить, что по утверждениям католиков, попасть в чистилище может лишь тот христианин, кто при жизни принадлежал церкви и не имел смертного греха на себе. Они, после определённого времени, встретятся с Господом. Сегодня западная церковь считает, что чистилище — это скорее процесс или состояния, а не место.
Читайте о православии:
- Можно ли давать милостыню
- Воскресение мертвых в православии
- Православие в современном мире
Это интересно: Что такое ересь и что она значит в православии: описываем все нюансы
Сюжет[]
3000 лет назад, когда Клан Демонов проиграл в Священной Войне, Король Демонов был запечатан(?) в Чистилище, став тем самым первым известным обитателем Чистилища из вне. Спустя около 3000 лет, освобождённые из Гроба Вечной Тьмы, Десять Заповедей убивают Мелиодаса. Вместо того, чтобы оказаться в Столице Мёртвых, капитан оказывается в Чистилище. Из-за проклятия, Король Демонов забирает часть эмоций Мелиодаса, а спустя время Мелиодас возрождается в Британии.
В это время эмоции Мелиодаса охраняются Королём Демонов. Но когда эмоции потеряли всякую надежду на выход и превратились в чудовище, Король Демонов перестал их охранять, зная, что они никоим образом не выберутся.
Спустя ещё время, Мелиодас лишается эмоций и переходит в Режим Уничтожения. После расформирования Семи Смертных Грехов самим Мелиодасом, остальные решают, как вернуть ему эмоции. По словам Мерлин, эмоции находятся в Чистилище, под охраной самого Короля Демонов. Но Бана это не волнует и он решает отправиться в Чистилище за эмоциям. Благодаря Хоуку, который как оказалось является порталом в Чистилище, Бан благополучно попадает в эту темницу для душ.
Бан бродил в Чистилище сотни лет и даже успел превратиться в чудовище. Но придя в себя, Бан встречает дракона. После битвы с ним (очень долгой битвы), уставший дракон превращается в Мелиодаса, а точнее в эмоции Мелиодаса. Мелиодас радуется Бану, который пришёл за ним, но оказалось Бан не знает, как выбраться из Чистилища. Но парочка не отчаивается и для начала находит себе одежду. После добычи кожи для одежды, Мелиодас рассказывает, что сначала Король Демонов держал его взаперти, но затем отпустил бродить по Чистилищу, когда сам Мелиодас потерял всякую надежду найти выход. После этого, оба предполагают, что выход находиться рядом с Королём Демонов и тогда они решают навестить его.
По пути к Королю, Мелиодас и Бан встречают Вайлда, который оказывается братом Хоука. Они договариваются с друг другом. Мелиодас и Бан помогут Вайлду найти Хоука, а Вайлд покажет где находиться Король Демонов. После этого уже троица отправляется к Королю. По пути Мелиодас рассказывает грустную историю про своего младшего брата, Зелдриса. Но после рассказа появляется Король Демонов. Вайлд долго ждать не стал и первым атаковал Короля Демонов. Но не атаки Вайлда, не Физическая Охота Бана, не Полное Отражение Мелиодаса, не нанесли никакого ущерба Владыке Клана Демонов. А всё благодаря его способности — Владыка. Но прежде чем, продолжить бой, Король Демонов спрашивает Мелиодаса, что тот знает об Эстароссе. Их рассказы совпадают и Мелиодас понимает, что эти воспоминания ложны, а подменил их Гаутер.
Битва Короля Демонов против Мелиодаса, Бана и Вайлда идёт уже 60 лет. Мелиодас уже думает о том, что ему не стоит возвращаться, но Бан подбадривает его, говоря что они обязательно отсюда выберутся и спасут своих любимых. Следующая битва с Королём Демонов также заканчивается поражением. Вайлд оказался ранен в бою, но Бан с помощью «Дара» излечивает рану кабана. Затем Мелиодас и Бан думают, как им одолеть Короля Демонов, ведь чтобы они не делали, на Короле не оставалось даже царапинки. Но у Мелиодаса появляется идея.
Снова придя к Королю Демонов, Бан использует на Владыке «Дар» вместо «Кражи» и Король падает на колени от упадка сил. Мелиодас раскрывает суть способности «Правитель» — «Перевёртыш». И с этого момента начинается настоящая битва. Пока Мелиодас и Вайлд пытаются пробежать к огромной яме, которая является вратами в Мир Живых, Бан, используя «Дар», ослабляет Короля Демонов, но не надолго. Владыка отключает свою магическую силу и Бан тем самым оказывается в беде. Мелиодас спасает Бана и решает в одиночку сразиться с Королём, пока Бан и Вайлд бегут к вратам. Однако Бан не собирается оставлять кэпа одного. Несмотря на большую силу и прекрасное фехтование, Король Демонов побеждает Мелиодаса в этом коротком бою. И когда Владыка готовиться нанести последний удар, Вайлд использует «Полную Дикую Мощность» и останавливает Короля. Кабан откидывает Мелиодаса к Бану и двое падают в яму. После ещё одного удара по Королю, который пошатнул его, Вайлд умирает от использования опасной техники.
Теперь Бан и Мелиодас отправляются в Мир Живых. Бан вернётся через Хоука, а Эмоции вернуться напрямую к Мелиодасу. Но внезапно, Король Демонов хватает Мелиодас а, однако он просит Бана не переживать за него, а помочь остальным. Затем Мелиодас отрывает руку Короля Демонов. Сила, способная разрушить тело Короля Демонов, пробудилась и теперь Мелиодас не сможет долго находиться в Мире Живых, но он всё уже решил. Король Демонов зол, он просит Мелиодаса не возвращаться, ведь тот только всё испортит. А Мелиодас лишь смеётся и говорит, что впервые видит, как Король Демонов волнуется.
Альтернативные точки зрения[править]
- Православные отрицают доктрину католиков, но пользуются собственной концепцией под названием мытарства
Отдельным пунктом идёт неканоническое предание о милостивом блуднике, который был добродетельным, раздавал щедрую милостыню, но до старости пребывал в грехе блуда. После его кончины Бог открыл верующим его посмертную участь: до самого Страшного Суда пребывать меж раем и адом, не попадая ни туда, ни туда.
. Это пространство между землёй и небом («воздушная сфера»), где душу по пути в рай встречают заставы злых духов, припоминающих новопреставленному все его земные делишки. Бесы-прокуроры читают списки грехов, ангел-хранитель отмазывает напоминанием о добрых делах. Если последних оказывается недостаточно, душу сдёргивают крюками и тащат в пекло под плач ангела. Зато вот из ада грешника можно вызволить молитвами церкви. С богословской точки зрения мытарства являются не чистилищем, а образом частного суда по смерти.
- В иудаизме ад скорее похож на чистилище. Только величайшие грешники попадают в ад навеки, остальные — не больше, чем на год.
- В исламе на эту тему особо не заморачиваются, хотя Пророк в Коране упомянул о некоей «Преграде» (Аль-Араф) между адом и раем, на которой, как мальчишки на заборе, сидят неопределившиеся души, созерцая обе перспективы одновременно. Они хотят в рай (куда их не пускают) и боятся преисподней, от чего начинают взывать к Аллаху значительно усерднее, чем при жизни. В конце концов Аллах всех помилует.
- Протестанты вообще исключают промежуточные сферы: в Библии об этом не написано,
умер так умерили ад, или рай — третьего не дано. - В других религиях (индуизм, буддизм, некоторые ветви зороастризма) задачу посмертного исправления души грешника выполняет цикл перевоплощений.
- Некоторые считают, что в буддизме чистилище называется Бардо и означает состояние между смертью и перерождением. На самом деле этим тибетским словом называется любое промежуточное состояние души, в т. ч. между рождением и смертью, между засыпанием и пробуждением, между началом и окончанием медитации.
В искусстве образ Чистилища часто используется как метафора суровых испытаний и неприятных перипетий, которые обрушиваются на героя стремительным домкратом — иногда как кармическое возмездие, иногда просто вследствие несовершенства мироздания. Не смертельно, но долго, муторно и обычно связано с внутренней переменой (не всегда к лучшему).
Ад, рай и чистилище в католицизме — это места, а в православии — стояния души
Возможно, эта идея кому-то из читателей покажется невероятной, но в православии нет представления о том, что ад, рай и чистилище — это какое-то конкретное место. Мы привыкли отождествлять рай с Эдемским садом, а ад — с фантазиями Данте на античную тематику. И такие образы действительно приемлемы для некоторых христианских традиций, но православное учение потому и не рассказывает о том, как выглядит ад или рай, потому что считает их состоянием.
Рассказывает архимандрит Тихон (Шевкунов):
Тихон Шевкунов
Архимандрит
Таким образом, православие не только отвергает идею чистилища, но и на рай и ад смотрит далеко не так же, как западная культура. Демоны с трезубцами — это, конечно, зрелищно, но, если углубиться, даже демонов, как таковых, в Священном Писании вовсе и нет.
Это общеправославное мнение. Но в то же время есть некоторые вопросы. Например, если загробный мир — не конкретное место, а состояние, то куда спускался Иисус Христос и различные святые? На сей счёт есть немало толкований. Главный аргумент всё же остаётся в том, что Библия не описывает ад и рай, как конкретное место. В Писании вообще не сказано, что душа может находиться в каком-либо пространстве.
Но мы сейчас не об аде, а о чистилище.
Лодовико Карраччи «Ангел освобождает души в чистилище»
Описание[]
“ | Это место — хуже любых наших кошмаров. Там кромешная тьма, кровь, кости, тела и души разных тварей: мерзких, голодных, жестоких. У этого места много названий, да таких, что язык сломаешь. Но, думаю, Чистилище вам знакомо.— Бобби, «Словно девственница» | ” |
Чистилище похоже на бесконечный лес, где царит пасмурная или мрачная погода. Видимо, здесь есть некое подобие смены дня и ночи. Несмотря на свои огромные, почти бесконечные размеры, есть определённые места, которые используются монстрами в качестве ориентира. В Чистилище есть особые участки, межпространственные проходы, через которые в Чистилище можно попасть или же выйти. В Чистилище есть особый проход, через который можно попасть из Чистилища на Землю, однако, через этот проход могут пройти только люди. Помимо этого, в Чистилище есть ещё один проход, из которого можно попасть в Ад.
Есть особые ритуалы и заклинания, которые могут открыть вход в Чистилище. В сериале было показано много случаев открытия таких врат:
- 10 марта 1937 года Говард Лавкрафт использовал заклинание, для открытия врат Чистилища. Тогда, из этих врат вышла Элеонор Визиак. С тех пор, она много лет сторожила вход.
- Драконы использовали заклинание из древней книги, чтобы впустить в наш мир Еву. Они использовали одну из девственниц, в которую вселилась Ева.
- Кастиэль открыл врата, чтобы поглотить души и победить Рафаила. Чтобы открыть врата Чистилища, необходимо во время лунного затмения начертить на стене кровавый символ. Для этого используется кровь девственницы и жителя Чистилища. После этого надо произнести заклинание. После произношения заклинания открывается портал Чистилища, и все души впитываются в тело стоящего перед символом. Однако человеческое тело может не выдержать такой нагрузки и взорваться.
- Ангелы могут попадать в Чистилище с разрешения вышестоящих ангелов, но как они туда попадают или оттуда выходят — неизвестно. Жнецы также могут попадать и выбираться из Чистилища без особых усилий.
Появление догмата о чистилище
Впервые понятие очистительного огня появляется в трудах известного религиозного деятеля VI века Григория Двоеслова, но определение того, что такое чистилище в католичестве, было окончательно сформулировано значительно позже. Произошло это лишь в XII веке, когда католический философ-схоласт Пётр Ломбардский написал свой богословский трактат, получивший название «Сентенции».
Ещё через столетие его последователь святой Фома Аквинский предложил эту идею как вполне определившуюся религиозную доктрину, но лишь Флорентийский собор 1439 года догматически закрепил её, в качестве неотъемлемого элемента католического вероучения.
Прошло ещё более ста лет, и в 1563 году Тридентским собором было окончательно подтверждено, что такое чистилище. Определение, вынесенное в ходе его заседаний, признаётся по сей день Западной церковью. Лишь протестанты, отколовшиеся в XVI веке от католической церкви, категорически его отрицают.
Умилостивительные жертвы
Однако широкого развития эта теория у них не получила, и в полной мере на вопрос о том, что такое чистилище, дали ответ лишь католики. Ими, в частности, была разработана доктрина об «умилостивительной» жертве. Согласно этому учению, вплоть до Страшного суда, с наступлением которого чистилище упразднится, грешные души будут пребывать именно в состоянии очистительных мук.
Однако их страдания можно сократить. Для этого следует совершать ради них благие дела, угодные Богу, возносить молитвы, заказывать заупокойные мессы и жертвовать деньги, покупая индульгенции. Все эти деяния носят название «умилостивительных жертв», приносимых Богу.
История[]
После борьбы с Тьмой, Бог создаёт левиафанов. Первым левиафаном являлся Дик Роман (настоящее имя этого левиафана неизвестно). Однако из-за излишней жестокости, кровожадности, а также способности убивать ангелов Бог создал Чистилище и запер туда левиафанов.
Левиафаны много тысячелетий провели взаперти от других творений Бога. И, однажды, в Чистилище пришло двое существ, которые, вместе с левиафанами были сильнейшими обитателями Чистилища. Эти существа — Элеонор и Ева. Ева стала матерью всех существующих монстров и, практически, правительницей Чистилища. Врата Чистилища были много веков заперты, из-за чего, ни Ева, ни Левиафаны, ни Элеонор не могли сбежать. Со временем, в Чистилище начали отправляться и души монстров.
Однажды, когда Врата Чистилища были всё же открыты, из них вышла Элеонор. Она вселилась в горничную Лавкрафта и на протяжении многих лет сторожила вход в Чистилище. Однако, из Чистилища всё же смогла выбраться Ева, а после смерти самой Элеонор и Евы смогли выбраться и левиафаны.
Реформы Чистилища[править]
Одной из проблем Чистилища является его абсолютность. Вне зависимости от того, в какой размерности, в какой Вселенной, в какой точке пространства и времени, в каком из вероятностных миров и в какой из реальностей вы умерли, Чистилище вас ждёт одно и то же. Поэтому законы, действующие в Чистилище, общие для всех, долгое время происходили разные конфузы. Так, например, первоначально в Чистилище пускали только тех, кто раскаялся в своих делишках перед смертью, а всех остальных отправляли либо сразу в ад первым же рейсом, либо (после успешного прохождения небольшого анализа на праведность) в рай. Но так сложилось, что в большинстве развитых миров в знак раскаяния было принято вырвать себе Огненное Щупальце Диавола, растущее прямо из чрева. Чтобы долго не разбираться, в Чистилище стали допускать только тех, у кого по лицу было видно, что это существо, вырвавшее себе Огненное Щупальце Диавола. В результате некоторые виды живой природы, например, люди, Огненным Щупальцем Диавола никогда не обладавшие, оказались не у дел. Конечно, у них был шанс попасть в рай, однако это была воистину непосильная задача, поскольку для этого необходимо было быть абсолютно безгрешным, а вот если ты один раз за свою жизнь подумал «О нет, я ушибся пальцем», то это сразу же записывалось как эгоизм, потому что прямо в этот момент на свете люди гибнут, а он тут по своему пальцу печалится.
Тем не менее, из-за нескольких отсталых существ менять устои никто не собирался, пока не пришёл Будда и не сказал «ну ребят, ну вот что за хрень?!» Тогда было решено несколько изменить процедуру допуска в Чистилище.
Пентафигакль, Бог Всего-Всего, повелитель мира и хранитель Вселенной, старый бородатый мужик, всё свободное время занимающийся разгадыванием сканвордов, предложил свою реформу. Он считал, что в Чистилище можно допускать только тех, кто каждое полнолуние жертвовал ему чёрного барашка, рождённого от белой овцы, а всех остальных предлагал либо вешать за уши на можжевельнике, либо отправлять составлять сканворды. Но поскольку ни в одном из многочисленных миров ни одно создание о существовании Пентафигакля даже не подозревало, проведение этой реформы означало бы полное опустошение рая, ада, Чистилища, да и вообще всех-всех мест, за исключением зарослей можжевельника и кабинетов составителей сканвордов. К счастью, за стопку новых занимательных сканвордов Пентафигакль отказался от своих реформ и приказал сделать что-нибудь эдакое своему любимом хомяку.
Порассуждав над проблемой, любимый хомяк Петафигакля, будучи одним из самых разумных существ в абсолютной Вселенной, способным разгадывать сканворды даже не читая вопросы, пришёл к выводу, что так жить нельзя. Он предложил всех существ, попавших на иной свет, делить на унылых святых, нормальных парней, слишком плохих, атеистов, зануд, мастеров сканвордов и ребят, считающих, что в день, когда зелёное солнце жизни впервые осветило долины небесного материка Авширнаха, великий всёпорождающий башмак по имени Шаг выплюнул первого человека. По мнению хомяка, унылых святых следует сразу отправлять в рай на заочное, пока они не принялись вразумлять всех остальных, превращая их в таких же унылых святых. Слишком плохих хомяк посоветовал отправлять в ад или хотя бы развешивать за уши на кустах можжевельника. Атеистов он предлагал вообще не трогать, всё равно они не поверят ни в ад, ни в рай, ни даже в способность любимого хомяка Пентафигакля разгадывать сканворды не читая вопросы. Зануд хомяк посчитал нужным отправлять обратно в жизнь, потому что в загробном мире и без них тошно. Мастеров сканвордов мудрый грызун рекомендовал отправлять прямо в покои Пентафигакля, а нормальных парней и ребят, считающих, что в день, когда зелёное солнце жизни впервые осветило долины небесного материка Авширнаха, великий всёпорождающий башмак по имени Шаг выплюнул первого человека — в Чистилище, где они смогли окончательно очиститься, познать сущность бытия и убедиться в отсутствии каких бы то ни было значимых башмаков в истории Вселенной перед тем, как отправиться в рай.
Разумеется, хомяка никто не послушал. В результате почти каждый после смерти либо становится унылой святой занудой и отправляется в ад за уныние, либо сразу отправляется в Чистилище, если конечно, ему удастся продраться через толпу атеистов, которые попытаются втолковать ему, что всё это вокруг — плод больного воображения, либо оказывается засыпан тонной сложнейших сканвордов на зависть Пентафигаклю. И тем не менее, реформа прошла, благодаря чему и у людей появилась возможность побывать в Чистилище и затем отправиться в рай.
Пагубность греха гордыни
Продолжая тему различия богословского подхода к спасению души в православии и католицизме, следует подчеркнуть, что восточные церкви, в принципе, отвергают идею заслуг перед Богом. Более того, святые отцы в своих трудах предостерегают верующих от опасности впасть в тягчайший грех гордыни, который нередко поражает людей, возомнивших себя праведниками в результате совершённых ими благих дел.
Даже люди слабо искушённые в богословии знают, что гордыня относится к самым тяжким смертным грехам. Она приводит человека к губительному самомнению, в основе которого лежит убеждение в собственной самодостаточности. Вопреки евангельским словам Иисуса Христа о том, что без Него мы ни на что не способны, человеку, поражённому этим грехом, кажется, что он не такой, как другие, и может обойтись без Бога, а это ведёт к разрыву с Творцом и неминуемой гибели. Поэтому православная церковь учит тому, что, творя благие дела, надлежит это делать со смирением и сознанием того, что силы и разум для их исполнения ниспосланы Богом, а значит, они не могут расцениваться, как наша заслуга перед Ним.
Почему в православии нет чистилища
Согласно представлениям католической церкви, чистилище – это место, где душа умершего христианина, не получившая при жизни разрешения от каких-то малых грехов, очищается от них посредством различных посмертных испытаний.
Догмат католицизма
Догмат о чистилище в католицизме формировался постепенно, начиная с XIII века. Но его закрепление в соборных постановлениях состоялось только на Ферраро-Флорентийском соборе в 1439 году, а затем подтвердилось на Тридентском соборе в 1563 году.
Вполне соответствующее латинскому духу юридизма, учение о чистилище гласит, что туда попадает лишь христианин, примирённый с Богом, но за которым остался какой-либо малый грех. Тот, кто, умерев, не успел получить отпущение всех грехов и понести временное наказание за них на земле, согласно этой доктрине, не может войти в Царство Божие, и должен очиститься.
Основание для подобного мнения католическое богословие усматривает в ветхозаветной книге Маккавеев, где говорится о принесении умилостивительной жертвы за умерших, дабы разрешить их от греха. Из этого католическими богословами были сделаны выводы, что души умерших не находятся в аду или в раю, а участь их решается посредством очищения и молитвы живых.
Важно, что согласно мнению католиков, в чистилище попадают те, кто умер в единстве с Церковью и не имел на душе неразрешенного смертного греха, а потому они обязательно окажутся с Богом по прошествии очищения. Современное западное богословие рассматривает чистилище, скорее, не как место, а как процесс или состояние, способствующее духовному возрастанию
Современное западное богословие рассматривает чистилище, скорее, не как место, а как процесс или состояние, способствующее духовному возрастанию.
Взгляд православия
Православие (как и протестантизм) догмат о чистилище не признает. Православная церковь также полагает, что души умерших в покаянии, но не успевших делами принести плодов его, могут стать ближе к Богу благодаря молитвам Церкви и милостыне за них – но именно это, а не очистительные посмертные муки, способно облегчит участь души.
Согласно православной догматике, даже при жизни человека спасение совершается не посредством искупления или чёткой системы «грех-наказание», а лишь посредством веры в Христа, покаяния, дел милосердия и любви. В загробной же жизни, тем более, ни искуплениями, ни системой «очистительных мер» исправить свою участь человек не в состоянии.
В православии, однако, имеет хождение иное, не менее спорное учение – о посмертных мытарствах души. И если чистилище у католиков – место мучений души для компенсации её недостающих заслуг перед правосудием Божьим, то мытарства у православных – это суд и испытание души страстями на пути к Богу.
Обратите внимание
Основные сведения о мытарствах мы находим в сочинении X века «Житие преподобного Василия Нового», где подробно рассказывается о мытарствах некой блаженной Феодоры, душу которой вели ангелы через своеобразные «пункты пропуска», где бесы и судили эту душу каждый в своём грехе, пытаясь «отсудить» её у Бога.
Учение это считается частью аскетической традиции православия, но, несмотря на массовое распространение и признание даже многими святыми отцами (например, Игнатием Брянчаниновым, Феофаном Затворником), учение о мытарствах всё же не является догматом православной церкви и зачастую отрицается, как спорное, с точки зрения православной христианской догматики, и во многом противоречащее духу Евангелия.