Почему православная церковь запрещает держать собаку в доме
Содержание:
- Новые правила содержание домашних животных в 2019 г.
- Сравнение с другими религиями
- «И сотворил Бог душу живую»
- Спасётся ли кот Барсик?
- Существуют ли в православии нечистые животные
- О христианском отношении к собаке
- Забытая история
- Что говорит по этому поводу Библия
- Спасётся ли кот Барсик?
- Как современная церковь относится к животным
- Где место собаке?
- А что насчёт покровителей?
- Можно ли пускать собаку в дом?
- История кошек
Новые правила содержание домашних животных в 2019 г.
Нововведения законопроекта
К домашним животным больше не относятся хищники. Держать в доме льва, тигра, волка и других хищных животных теперь точно нельзя. Под вопросом пока остаются обезьяны, рептилии и другие экзотические животные.
- Выбрасывание животного на улицу запрещено. Его можно либо пристроить в другие руки, либо в приют.
- Регистрация и чипирование домашнего питомца теперь будут обязательными процедурами.
- Ужесточается наказание за жестокое обращение с животными. Их нельзя бить даже при дрессировке, применять болезненные процедуры (например, купирование ушей и хвостов, медицинские операции) без обезболивания.
- Эвтаназия запрещается (за исключением тяжелых неизлечимых болезней и страданий животного).
- Будет ограничиваться кол-во животных, которых можно держать в одной квартире: подход намечен индивидуальный, в зависимости от условий проживания, состояния здоровья владельца, его уровня дохода и т.д.
Как разрешено выгуливать собак по новым правилам
Ужесточатся правила выгула:
- выгул только на выделенных для этого территориях;
- обязательство убирать экскременты своей собаки на улице и других общественных территориях;
- отпускать животного с поводка во дворе, на детской площадке, в подъезде, лифте, на лестнице и иных помещениях общего пользования запрещено;
- выгул собак агрессивных пород производится исключительно в наморднике и на поводке, вне зависимости от места выгула (за исключением частной огороженной территории).
Контактные зоопарки, бизнес на животных
Держать животное в ресторанах, кафе, магазинах, торговых развлекательных центрах и подобных учреждениях для установления живого контакта с посетителями нельзя будет уже в 2020 г. Исключение составят места, где будут приняты двусторонние методы безопасности (как для людей, так и для животных).
- Также будет запрещено использование животных в мелком частном бизнесе, например, при фотографировании.
- Зоопарки, цирки, дельфинарии смогут с 2022 г. осуществлять свою деятельность исключительно по лицензии.
Хочется надеяться, что новый закон о содержании домашних животных:
- уменьшит количество бездомных ни в чем не повинных существ;
- упрочит права животных на жизнь и достойное содержание;
- возложит, наконец, на людей ответственность за жестокость и легкомыслие по отношению к наших братьям меньшим.
Сравнение с другими религиями
Удивительно, но собаки очень похожи по характеру на людей: есть злые, добрые, преданные, ленивые. Многоликость животного определила отношение к нему представителей других религий.
Зороастризм
В этой религии трепетное и уважительное отношение к псам. С древности приверженцы течения считали их равными себе. Вопроса о душе животного не возникает. Более того, в собаке живет душа умершего человека, возможно, предка.
После физической смерти душа собаки служит умершим людям, сопровождает и охраняет их в последнем пути.
Ислам
Враги зороастризма – исламисты имеют прямо противоположное отношение к собакам. Хотя Коран порицает жестокое обращение с животными, продолжается гонение собак. Многие мусульмане не совместимы с этими существами, как евреи со свининой.
Души собак после смерти не попадают ни в рай, ни в ад, так как лишены самосознания, считают в исламе.
Буддизм
Буддисты отрицают существование души и Бога, как создателя всего. Мир был всегда, он бесконечен, более того, он не один. Все вокруг буддисты считают потоком единого сознания, поэтому не видят разницы между человеком и остальным животным миром.
Собаки служат людям с древнейших времен. Отношение к ним людей и религий разное. Собаки в православии считались нечистыми животными, потому что язычники обожествляли их. Псов можно и нужно любить, но без поклонения. Жестокое обращение порицается церковью. Поэтому люди стали более ответственно относиться к «братьям меньшим»: кормят, ухаживают за ними и лечат.
Держать животных в доме можно, так же как и освящать его. В храм вводить не разрешено, но и оскверненным от случайного присутствия собачки он не становится.
«И сотворил Бог душу живую»
Надо сказать, что на тему души у животных в своё время немало говорили и даже не на шутку спорили. Не стану приводить здесь доводы сторон, поскольку мнение Церкви на этот счёт давно сформировано и неоднократно сформулировано. Недаром ведь Библия говорит о «душе живой» и предостерегает от употребления в пищу крови на том основании, что в крови животного душа его. Вместе с тем по образу Божию сотворено только одно существо – человек. Следовательно, душа животного не может обладать той же совокупностью свойств, что и душа человека. Во всяком случае, ни бессмертной, ни разумной она не является. Таким образом, душа у кошки, безусловно, есть, однако о том, что испытывают и куда попадают души кошек после смерти, беспокоиться не следует, поскольку со смертью тела умирает и душа животного.
Спасётся ли кот Барсик?
Один из наиболее часто задаваемых вопросов о животных — попадут ли они в Царствие Небесное. Я слышал историю о том, как в России в каком-то городе мать бросила младенца — оставила в подъезде, и кот лёг на него и грел своим теплом, а когда люди хотели забрать малыша, шипел на них. Думаю, что такие коты спасутся. Есть животные, которые проявляют такую жертвенность, что многим людям до них далеко. Насчёт мамы этого ребёнка не уверен, а вот кот — спасётся непременно. А вот те коты, что воруют еду со стола, не попадут в Царствие Небесное точно, потому что хозяева не захотят такого кота видеть там рядом с собой — это я уже шучу, конечно.
В Священном Писании нет однозначного ответа на вопрос, попадут ли животные в Царствие Небесное. У святых отцов и богословов тоже разные мнения на этот счёт. Однако очевидно, что мы, люди, несём ответственность за животных. Из-за падения человека пострадала вся природа, и потому мы просто обязаны заботиться о ней. Работая над собой, совершенствуясь, искореняя свои недостатки, мы преображаем не только себя, но и мир вокруг. Если хозяин переживает о настоящем или будущем своего питомца, ему лучше не деньги на него тратить, покупая дорогие ошейники в стразах, а позаботиться о своей душе. Сейчас в жизни многих людей происходит подмена, и интересы животного порой ставятся выше интересов человека. Видели картины Василия Ложкина «Кто котёночка обидел?» и другие? Они именно об этом. Животные порой кажутся нам лучше людей, но всё-таки с ними не поговоришь, они не отзовутся на наши просьбы, не дадут совет.
Святые Серафим Саровский, Герасим Иорданский — прекрасный пример христианского отношения к животным. Они не покупали зверям стразики, а занимались собой, и вокруг них даже животные менялись и приходили поесть хлеба, а не мяса. Мне могут возразить: «Когда это было! Да и было ли вообще?» Приведу другой пример: святой Паисий Святогорец, наш современник. Возле его монастыря жил медведь, который провожал паломников к келье старца.
Если человеку нравится помогать животным, заниматься ими — пусть занимается, в этом ничего плохого нет. У меня есть знакомая, которая стрижёт собак. Ей нравится её работа, и я этому рад. Адекватная забота о животных — это замечательно. Однако, наряжая питомцев в комбинезончики или ботиночки, люди не задумываются, что животным они зачастую не нужны. Хорошо, если это обусловлено заботой, а не глупой модой, что случается чаще. Комбинезон оправдан, если собака действительно мёрзнет зимой или у неё длинная шерсть, а на улице грязно. Но если у неё этих комбинезонов двадцать, и стоят они немалых денег, это уже не имеет отношения к заботе.
Существуют ли в православии нечистые животные
Вход запрещен: почему в магазины нельзя заходить с собаками
Такое условное деление существует. Но в новозаветной Церкви его по факту нет – тварь, созданная Богом, не может быть нечистой. Унижение творения рук Божьих есть оскорбление Создателя.
Какие животные считались нечистыми
Нечистые животные – ветхозаветное определение. Обозначает существ, неугодных Богу в качестве жертвы. Употреблять их в пищу человеку тоже запрещено. Сюда попадают и собаки.
Грустный пес
Что было критерием для деления Божьих тварей? В «Левите» говорится, что употреблять в пищу человек может скот с раздвоенными копытами, жующий жвачку. Что касается птиц и четвероногих, то сказано использовать для еды только тех, у которых голени выше ног. Рыбы без чешуи и перьев также не годятся в пищу.
Обратите внимание! Как показали научные изыскания, библейское деление оказалось истинным – «нечистые» животные разносят инфекции и болезни
Почему собака – нечистое животное в православии
В языческом Египте люди обожествляли собак, поставили их в иерархической лестнице выше человека, наравне с Богом. Христиане отвергают это – псы по положению ниже людей и душа их смертна. Вот почему собака считается нечистым животным в православии.
По этой причине собак в доме держать не разрешалось, в отличие от кошек, которые ловят мышей. Псы оставались дворовыми животными, обитали в клетках. Собака в христианстве – сторож и пастух, дворовое животное.
О христианском отношении к собаке
Начнем с истории: каково было отношение к «четвероногому другу» в античную эпоху?
Греки собак любили и окружали заботой. Достаточно почитать Гомера. Римляне одевали на боевых собак даже броню.
Но вот у народов, чтивших Библию как священную Книгу, отношение было прямо противоположным. В Ветхом Завете из тридцати упоминаний собаки, лишь в двух случаях оно не имеет негативного смысла. Ненависть древних иудеев к своим неприятелям-египтянам и римлянам, разводившим и почитавшим собак и применявшим их в бою, была перенесена, вероятно, и на животных. По закону Моисея, эти животные считались нечистыми. Для еврея сравнить кого-либо с псом – верх оскорбления. Даже деньги, вырученные от продажи собаки, равнозначно плате блудницы, нельзя было вносить в Скинию – «в дом Господа Бога твоего ни по какому обету, ибо то и другое есть мерзость пред Господом Богом твоим
» (Втор. 23: 18). Но коль собаку продавали, значит, при себе ее все-таки держали.
Ко времени земной жизни Иисуса Христа четвероногих сторожей нередко стали держать при домах, о чем свидетельствует ответ хананеянки на отказ ей Спасителя в помощи: «Господи! Но и псы едят крохи, которые падают со стола господ их
» (Мф. 15: 27). И в христианстве собака не становится львом. Апостол Павел предупреждает: «Берегитесь псов! » (Филипп. 3: 2), имея в виду лжеучителей. Ап. Петр выражается еще крепче, когда обличает грешников старой пословицей: «пес возвращается на свою блевотину » (II Петр. 2: 22).
Христиане первой половины V века считали, что предводитель гуннов Аттила родился в результате «преступной связи девушки с собакой» – настолько он был ненавидим.
Назиданием на все времена звучат слова Спасителя: «Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас
» (Мф.7: 6). Речь здесь, конечно, о людях: о невозможности проповеди Евангелия перед гордыми, нераскаянными, ожесточенными, ибо такая проповедь была бы искушением Господа Бога нашего.
В словах Спасителя заключено также понятие об иерархии человека и животных. Эту мысль он проводит неоднократно, а при исцелении сухорукого фарисеям говорит прямо: «кто из вас, имея одну овцу, если она в субботу упадет в яму, не возьмет ее и не вытащит? Сколько же лучше человек овцы!
» (Мф. 12: 11, 12). Говорит и ученикам: «сколько же вы лучше птиц? » (Лк. 12: 24).
Вопрос классификации на «чистых и нечистых» животных в Православии пересмотрен. Св. Патриарх Фотий писал: «Многое по природе очень хорошо, но для пользующихся становится большим злом, не из-за собственной природы, но из-за порочности пользующихся… Чистое стало отделяться от нечистого не с начала мироздания, но получило это различие из-за некоторых обстоятельств. Ибо поскольку египтяне, у которых израильское племя было в услужении, многим животным воздавали божеские почести и дурно пользовались ими, которые были весьма хороши, Моисей, чтобы и народ израильский не был увлечен к этому скверному употреблению и не приписал бессловесным божеское почитание, в законодательстве справедливо назвал их нечистыми — не потому, что нечистота была присуща им от создания, ни в коем случае, или нечистое было в их природе, но поскольку египетское племя пользовалось ими не чисто, но весьма скверно и нечестиво. А если что-то из обожествляемого египтянами Моисей отнес к чину чистых, как быка и козла, то этим он не сделал ничего несогласного с настоящим рассуждением или с собственными целями. Назвав что-то из боготворимого ими мерзостью, а другое предав закланию, и кровопролитию, и убийству, он равным образом оградил израильтян от служения им и возникающего отсюда вреда — ведь ни мерзкое, ни забиваемое и подлежащее закланию не могло считаться богом у тех, кто так к нему относился».
Библейское понимание иерархического места собаки было свойственно и нашим предкам. А ведь обилие лесов на Руси, казалось бы, повышало роль четвероногого помощника куда значительней, нежели в древней Палестине. Если там «собачье дело» ограничивалось пастушьей и караульно-сторожевой функциями, то на русской земле, помимо охраны, оно включало в себя любительскую и промысловую охоту (домашних животных избегали резать в пищу, потребляли преимущественно дичь), а на Крайнем Севере к охоте прибавлялось тягло. И все-таки даже холодный климат бессилен был разжалобить русича-христианина: в самые лютые морозы собака не смела ступить дальше сеней; поселение ее в жилом помещении – примета размытого религиозного сознания, плодом которого является выведение декоративных пород собак.
Забытая история
Однако в исламе существует совершенно другая, не совсем известная традиция, относящаяся к собакам — долгая история позитивных взаимоотношений мусульман с ними, восходящая к самым истокам этой религии.
Согласно нескольким авторитетным рассказам о жизни и учениях пророка Мухаммеда, он сам молился в присутствии собак. Многие из его двоюродных братьев и сестер (первых в мире мусульман) воспитывали маленьких щенков. В мечети Пророка в Медине, которая является вторым священным местом в мире для мусульман после Каабы, регулярно видели собак, резвящихся при жизни Мухаммеда, а также в течение многих столетий после него.
Что говорит по этому поводу Библия
Давайте вновь обратимся в Библии, в которой слово «собака» и слово «псы» упоминается около 25 раз. В Древнем Востоке и Библии собака ассоциируется с нищетой, обездоленностью и страданием
Стоит обратить внимание на такие отрывки «не вноси цены пса в дом Господа», «не давайте святыни псам»
Здесь явно усматривается нагатив по отношению к четвероногим питомцам в аспекте их нечистоты. Запрещено вносить в храм деньги, предназначенные для пожертвования, которые появились от продажи собак или были заработаны проституцией.
По словам блаженной Пелагеи Рязанской, если в доме живёт собака, из него уходит благодать Святого Духа. Более того, если данное животное живёт в доме, имеющим иконы, хозяин этого жилища не допускается к причастию.
Ещё один пример из жизни одного старца, имя которому Алексий Пензенский: один раз приехал к нему в гости старый знакомый священник и прихватил с собой своих сыновей. Старец сразу почувствовал и провидел, что у одного из сыновей живёт в доме пёс.
Он настоятельно рекомендовал впредь не держать её в своей квартире, и впоследствии непременно освятить её. Он неоднократно заметил, что собачья жизнь предназначена для охранных действий, поэтому её место рядом с домом, а не у кровати, на которой возлежит человек.
Спасётся ли кот Барсик?
Один из наиболее часто задаваемых вопросов о животных — попадут ли они в Царствие Небесное. Я слышал историю о том, как в России в каком-то городе мать бросила младенца — оставила в подъезде, и кот лёг на него и грел своим теплом, а когда люди хотели забрать малыша, шипел на них. Думаю, что такие коты спасутся. Есть животные, которые проявляют такую жертвенность, что многим людям до них далеко. Насчёт мамы этого ребёнка не уверен, а вот кот — спасётся непременно. А вот те коты, что воруют еду со стола, не попадут в Царствие Небесное точно, потому что хозяева не захотят такого кота видеть там рядом с собой — это я уже шучу, конечно.
В Священном Писании нет однозначного ответа на вопрос, попадут ли животные в Царствие Небесное. У святых отцов и богословов тоже разные мнения на этот счёт. Однако очевидно, что мы, люди, несём ответственность за животных. Из-за падения человека пострадала вся природа, и потому мы просто обязаны заботиться о ней. Работая над собой, совершенствуясь, искореняя свои недостатки, мы преображаем не только себя, но и мир вокруг. Если хозяин переживает о настоящем или будущем своего питомца, ему лучше не деньги на него тратить, покупая дорогие ошейники в стразах, а позаботиться о своей душе. Сейчас в жизни многих людей происходит подмена, и интересы животного порой ставятся выше интересов человека. Видели картины Василия Ложкина «Кто котёночка обидел?» и другие? Они именно об этом. Животные порой кажутся нам лучше людей, но всё-таки с ними не поговоришь, они не отзовутся на наши просьбы, не дадут совет.
Святые Серафим Саровский, Герасим Иорданский — прекрасный пример христианского отношения к животным. Они не покупали зверям стразики, а занимались собой, и вокруг них даже животные менялись и приходили поесть хлеба, а не мяса. Мне могут возразить: «Когда это было! Да и было ли вообще?» Приведу другой пример: святой Паисий Святогорец, наш современник. Возле его монастыря жил медведь, который провожал паломников к келье старца.
Если человеку нравится помогать животным, заниматься ими — пусть занимается, в этом ничего плохого нет. У меня есть знакомая, которая стрижёт собак. Ей нравится её работа, и я этому рад. Адекватная забота о животных — это замечательно. Однако, наряжая питомцев в комбинезончики или ботиночки, люди не задумываются, что животным они зачастую не нужны. Хорошо, если это обусловлено заботой, а не глупой модой, что случается чаще. Комбинезон оправдан, если собака действительно мёрзнет зимой или у неё длинная шерсть, а на улице грязно. Но если у неё этих комбинезонов двадцать, и стоят они немалых денег, это уже не имеет отношения к заботе.
Как современная церковь относится к животным
Церковь не называет собак нечистыми животными. Но в отличие от кошек, которые очень пластичны и не приносят с собой много грязи, собаки чисто эстетически и гигиенически не могут заходить в дом или церковь. Когда-то, если собака заходила в церковь, то ее выгоняли, а храм святили.
Само по себе животное не может быть нечистым. Таковым может быть человек либо ангел, если он падший. Ведь у животных нет вечной души. Если душа человека живет после смерти тела, то душа животного умирает вместе с телом. И у него уже не будет второго шанса для жизни. Очень часто люди привязываются к собакам настолько, что начинают любить их больше, чем людей. На самом деле, животные должны помогать человечеству развивать в себе позитивные, милосердные, добрые качества. Если человек не жесток с животными, большая вероятность того, что он не сможет быть жестокими с людьми. Господь сотворил собаку, как и любое живое существо. Разве мог Бог создать что-то нечистое? Ответ очевиден – нет. В Новом Завете сказано, что все человеку можно, в чем он не сомневается. Эти слова подтверждают переосмысливание старозаветных законов. Пребывание собаки в доме может быть полезным для ребенка, который учится любить. Понятно, что полюбить животное легче, чем человека. Поэтому очень часто люди начинают обожествлять собаку. Дают ей человеческое имя, одевают в одежду. Это считается в православной церкви грехом. На земле и на небе и во всей вселенной есть только один Господь Бог, которому и должны поклоняться
Очень важно не перейти грань с любви до слепого поклонения
Животные долго не живут, они умирают и оставляют по себе печаль и слезы. Православие призывает не горевать по умершим животным, ведь это тоже часть поклонения и свершение греха.
Несмотря на то, что совсем нежелательно иметь собаку в доме, также не рекомендуется оставлять бездомное животное на верную смерть. Как же несправедливы и жестоки бывают порой люди, которые сначала разводят собак, а потом выбрасывают их на улицу. На таких, казалось бы, мелочах строится характер человека.
Сама по себе собака не есть нечистым животным, но его может сделать нечистым человек, который соблазняется о нем. Сюда относится не только слепое божественное обожание животного, но также использование его в неправильных целях, воспитание в нем жестокости и ярости по отношению к другим людям.
Где место собаке?
Протоиерей Виктор Кузенко утверждает, что запрет держать в доме собак относится к так называемым «околоцерковным преданиям». «В Библии слова “собака”, “псы” и их производные встречаются не менее 25 раз, — пишет он. — Для Древнего Востока, для страниц Библии собака — это, прежде всего, образ, метафора, подчеркивающая обездоленность, нищету, страдание. В двух случаях — во Второзаконии (23,18) (“не вноси цены пса в дом Господа”) и в Евангелии от Матфея (7,6) (“не давайте святыни псам”) — можно усмотреть негативное отношение к собаке, в аспекте нечистоты этого животного. Однако анализ контекста не дает оснований для однозначных выводов. Во Второзаконии иудеям заповедуется не вносить в храм качестве жертвы деньги, полученные от занятий проституцией и от продажи собаки. В Евангелии от Матфея о собаке приводится изречение: “не давайте святыни псам”; поставленное в ряд с другим “не мечите жемчуг перед свиньями”, т. е. не делайте бессмысленных поступков или, проще, — не делайте глупости».
Правда, в средневековых соборных документах Русской православной Церкви действительно встречается запрет приводить собаку в храм, так как ее пребывание там просто неуместно: от собаки может быть запах, она может вести себя беспокойно, нарушая церковную атмосферу…
А что насчёт покровителей?
А ничего. Практики назначать покровителей из числа святых для тех или иных ситуаций, увлечений, профессий, изобретений или проблем в Православной Церкви не было отродясь. Это католическая традиция. У них вон даже для интернета святой покровитель, точнее покровительница, есть. Так что нет ничего удивительного в том, что в Католической Церкви есть покровительница кошек, святая Гертруда, если не ошибаюсь, а в православии святая – святой, а кошки – кошками. И опять-таки, чем отдельные млекопитающие лучше других? Если уж вручать кошек чьему-то покровительству, то чем хуже собаки или, например, те же мини-свиньи?
Можно ли пускать собаку в дом?
Ещё один популярный вопрос. Людям, которые мне его задают, я рекомендую перестать есть скумбрию и сомов, ведь рыба без чешуи в Ветхом Завете тоже считалась скверной: «Из всех животных, которые в воде, ешьте сих: у которых есть перья и чешуя в воде, в морях ли, или реках, тех ешьте; а все те, у которых нет перьев и чешуи, в морях ли, или реках, из всех плавающих в водах и из всего живущего в водах, скверны для вас; они должны быть скверны для вас: мяса их не ешьте и трупов их гнушайтесь» (Лев. 11:9-11). Современным христианам надо определиться: они живут по ветхозаветным канонам или новозаветным? В Новом Завете о нечистых животных ничего не сказано.
История кошек
Исторические факты говорят о том, что первая домашняя кошка появилась в Египте. Некоторые исследователи этого вопроса утверждают, что кошки жили на Востоке, так как там найдены их останки в самом древнем городе Иерихоне. Датируются они 5-6 тысячами лет до н. э. В буддийские храмы эти животные попали задолго до нашей эры.
На Ближнем и Дальнем Востоке к кошкам относились с почтением. Как считают исследователи, кошки имеют особый статус в исламе. Все началось с того, что кошка стала спасительницей пророка Мухаммеда от змеи. Кличка кошки была Муизза. Пророк высоко оценил то, что она сделала, и даже есть легенда о том, что Мухаммед оторвал край своего халата, чтобы встать, не потревожив заснувшую на нем Муиззу. Благодаря ей все кошки могут свободно ходить в мечети.
Легенд и преданий о кошках достаточно, чтобы чтить это животное. Например, один из преподобных старцев Оптиной пустыни — Нектарий — рассказал предание о том, как кошка спасла Ноев ковчег, поймав мышь, которую подослал дьявол, чтобы она прогрызла дыру в днище.
Почему ортопеды сами не носят вьетнамки и никому не советуют этого делать
Меган Маркл 2 года ведет дневник. Многие думают, что он представляет опасность
На кого смотрит девушка на портрете Вермеера? Ученый нашел ответ через столетия
Еще есть предание о том, как мать императора Константина спасла Кипр от нашествия змей. По ее приказу на остров были привезены 1000 кошек, благодаря которым было покончено со змеями. С тех пор кошки живут в Свято-Никольском монастыре на полуострове Акротири. До XVI века это был мужской монастырь, а в настоящее время в нем женская обитель.
А еще свою службу по охране церковной утвари и отлову змей также несут кошки на Святой горе Афон.