Схоластика
Содержание:
- Схоластический метод анализа философских проблем. Понятие схоластического метода.
- Метафизика
- Патристика и схоластика
- Патристика и схоластика: два направления средневековой мысли
- Ансельм Кентерберийский
- Схоластика Фомы Аквинского
- Представители интеллектуализма
- Историческое значение схоластики
- Преимущества и недостатки
- В чем главные отличия западной школы от восточной патристики
- Основные этапы развития средневековой философии
- Направления
- Отличие схоластической и патристической философии
Схоластический метод анализа философских проблем. Понятие схоластического метода.
Схоластика возникает и развивается как религиозная философия, стремящаяся осмыслить прежде всего реалии религиозного опыта и христианского вероучения. Главным предметом анализа в схоластике являются философско-теологические проблемы. Но способ их обсуждения в схоластике иной. Его своеобразие определяется применением особого — схоластического — метода в исследовании проблем и при обосновании выдвигаемых положений.
Эталоном схоластического метода рассуждения для ученых и философов на протяжении всего средневековья были теологические трактаты Боэция. Когда современный читатель приступает к чтению этих трактатов, его охватывает недоумение. Что это такое — формально-логическая конструкция или разбор содержательных проблем? Прежде всего речь в них идет не о правилах рассуждения, — Боэций не занимается, подобно Аристотелю в «Первой Аналитике», описанием законов логики, не изыскивает схемы, которые гарантировали бы правильность вывода, а ставит вопросы, явно выходящие за сферу логики, входящие в компетенцию теологии и онтологии. Эти вопросы сформулированы в заглавии трактатов: «Каким образом Троица есть единый Бог, а не три Божества», «Каким образом субстанции могут быть благими, в силу того, что они существуют, не будучи благами субстанциальными» и др. Но обсуждение теологических и онтологических проблем ведется им не путем разбора соответствующих тезисов по существу (как это делает, например, Августин, на которого Боэций опирается), а путем анализа языковых средств, с помощью которых формулируются эти тезисы. Первичный материал, с которым работает Боэций, — это язык: неязыковая реальность становится предметов исследования только в качестве значения соответствующего слова.
На это можно возразить: в любом рассуждении, не только схоластическом, неязыковая реальность попадает в поле зрения человека, будучи предварительно обозначена словом, становясь его значением. Это верно
Но в обычном рассуждении слова — это посредники, необходимые для указания значений, на них самих не фиксируется внимание: мы рассуждаем с их помощью, видим то, что стоит за ними, но не видим их самих. В схоластике же всякое значение рассматривается не просто с точки зрения его содержания, а в неразрывной связи со словесной формой
Внимание одновременно обращено и на значение, и на слово; при этом очень важные, может быть, самые существенные, аспекты значения предопределяются характеристиками, присущими слову как таковому.
Решающую роль в формировании схоластического метода сыграло убеждение в возможности и достижимости рационального знания о сущем. Это убеждение средневековая философия унаследовала от античности. Важнейшим положением античной философии был тезис о тождестве бытия и мышления, впервые сформулированный Парменидом. Из него вытекало, что бытие познаваемо, более того, абсолютно прозрачно для мысли; поэтому именно мышление, а не какая-либо другая познавательная способность, позволяет человеку соприкоснуться с бытием, схватить суть бытия.
При последовательном проведении этот тезис приводит к постулату, утверждающему, что структура мысли (если последняя истинна) должна в точности воспроизводить структуру бытия. Знание, фиксируемое подобного рода бытийной мыслью, не только описывает реальность, но и воспроизводит способ ее членения. Поскольку мысль формулируется в языке, то соответствие между мыслью и бытием выражается в соответствии между способами членения языка и реальности. Как предложения языка состоят из слов, относящихся к разным грамматическим категориям (существительных, прилагательных, глаголов и др.), так и мир строится из сущностей разных типов, связанных между собой отношениями, аналогичными тем, что имеют место между членами предложения, прежде всего между подлежащим и сказуемым. Только знание, копирующее структуру объекта, способно дать полную и исчерпывающую информацию о нем.
Литература:
Столяров А.А. Схоластический метод анализа философских проблем. Понятие схоластического метода./История философии. Запад-Россия-Восток. Книга первая. Философия древности и средневековья.- М.:Греко-латинский кабинет, 1995 — с.318-319
Метафизика
Период схоластики пришелся на Средневековье. Как мы говорили выше, это было такое время, когда две отрасли знаний дополняли друг друга. Противостояние и в то же время невозможность существования одна без другой проявились ярче всего в метафизике. Сначала она развивалась довольно односторонне. Для этого можно вспомнить хотя бы тот факт, что в Средние века из Платона люди знали только пару его сочинений. Глубокомысленные произведения были известны очень поверхностно, так как они затрагивали более сложную сферу.
Можно понять, что в таких условиях схоластика развивалась довольно своеобразно. Заметим, что изначально роль метафизики отдавали диалектике и логике. Изначально диалектика преподавалась как второстепенное учение. Это было вызвано тем, что она больше касалась слов, чем вещей, и скорее была дополнительной дисциплиной. Однако после того, как начала формироваться схоластика, диалектика быстро вышла на первое место. Из-за этого преподаватели стали пренебрегать другими областями знаний, пытаясь только в этой области найти ответы на все вопросы. Естественно, что метафизики как таковой тогда еще не существовало, но даже тогда уже была потребность в ней. Именно поэтому базовые принципы начали искать среди 7 основных направлений обучения. Более всего подходили именно диалектика и логика, которые относились к философии.
Патристика и схоластика
Определение 1
Патристика – это учение «Отцов церкви», христианское богословие II–VIII вв.
Это период, в котором одновременно существовали несколько течений, здесь и неоплатонизм, и стоицизм, и пифагореизм, и христианство, а также были популярными различные секты, которые смогли в будущем стать фундаментом для идей более поздней философии. Однако стоит отметить, что первые века распространения христианства отмечены утратой наследия античности. И вплоть до XII в. Европа не знала об античности совершенно ничего. Новое открытие учений Аристотеля и Платона произошло в Аравии и Передней Азии, этим занимались средневековые исламские философы. Таким образом, начиная с Аравии, древнегреческая философия смогла проникнуть и на территорию Европы.
Среди наиболее заметных представителей патристики Тертуллиан, Климент Александрийский, Ориген, Аврелий, Августин. Их называли Отцами церкви, а они, в свою очередь, выступали за религиозные догматы, которые были направлены против язычества, тем самым утверждая, античная мудрость несовместима с христианской верой.
К ключевым темам патристики Средневековья относятся проблемы сущности и бытия Бога, происхождение зла, теодицея или оправдание Бога, который сотворил мир, полный несовершенств и допустил в нём наличие зла. Кроме того, поднимались проблемы свободы воли человека и возможности спасения человеческой души.
Наиболее известным философом этого времени был Августин. Его учение оказало серьёзное воздействие на формирование схоластики. Августин стоял у истоков средневекового рационализма, именно он предложил тезис: «Верую, чтобы понимать». Обозначает это, что вера определяет начало рассуждения, но потом разум не ограничивается ничем и опирается в дальнейшем только на собственные основы, которые не обращаются к вере.
Определение 2
Схоластика – европейская философия IX–XV вв., представляющая собой школьную философию, мудрость, которой обучают в монастырских школах и университетах.
Изначально схоластика не была окрашена в негативном смысле, и только критики эпохи Возрождения окрестили её в пустословие, пустое мудрствование, которое оторвано от жизни и в силу этого не имеет никакого смысла.
Схоластика делится на несколько этапов:
- Ранняя (IX–XI вв.). Представители – Иоанн Скот Эриугена, Ансельм Кентерберийский.
- Зрелая или классическая (XII–XIII вв.). Представители – Фома Аквинский, Альберт Великий, Пьер Абеляр, Иоанн Росцелин и др.
- Поздняя (XIII–XIV вв.). Представители – Иоанн Дунс Скот, Уильям Оккам, Мейстер Экхарт и др.
Рассуждения приверженцев схоластики направлены на соотношение веры и разума, единого и общего. Кроме того, много внимания они уделяют вопросам бытия Бога, свободе и воли, а также спасению души. Неизменно лишь одно, Бог становится ключевой темой всех рассуждений. В силу того, что основной акцент делается в Средневековой философии именно на Бога, её принято называть теоцентричной.
Нужна помощь преподавателя?
Опиши задание — и наши эксперты тебе помогут!
Описать задание
Философы без доли сомнения верят в религиозные постулаты о том, что всё вокруг сотворено Богом из ничего. По их мнению, именно Бог определяет судьбу мира и каждого человека. Более того, они безоговорочно верят в то, что финалом человеческой истории станет конец света.
Патристика и схоластика: два направления средневековой мысли
По задачам, стоявшим перед философской мыслью, средневековая философия делилась на два больших периода, получивших наименования «патристика» и «схоластика».
Патристика (II–VIII вв.) по хронологии частично совпадает с античной эпохой, хотя по тематике всецело относится к Средневековью. Возникновение этого этапа определялось необходимостью полного отхода от античной культуры, стремлением отмежеваться от языческих традиций и укрепить молодое христианское учение. В этот период отцы церкви использовали язык неоплатоников. На первый план религиозных обсуждений выдвинулись споры о природе Троицы, учение о превосходстве души над телом. Наиболее влиятельным представителем эпохи патристики считается Августин Аврелий (354-430 гг.), произведения которого стали главным источником философской мысли тех времен.
Схоластика же развивалась с VIII по XV век как ветвь философии, в основе которой лежала рационализация христианского вероучения. Название течения произошло от латинского слова schola, т.е. «школа». В неявном виде перед схоластикой была поставлена цель привести догматику в порядок, сделать ее привычной и легкой для понимания и усвоения простыми людьми, не знавшими грамоты. Ранний период схоластики характеризовался повышением интереса к знанию и большой самостоятельностью мышления при постановке философских вопросов.
Ансельм Кентерберийский
Бог — бесконечно великое Существо, «то, больше чего нельзя себе представить». Высочайшее Благо (summum bonum), которое существует через себя и из себя. В Боге сущность и бытие тождественны. Мир в целом и все вещи в мире получают бытие от Бога.До акта творения то, что должно быть сотворено, предсуществует в Боге в образе его Идей. Идеи не творятся Богом, они суть мысли Бога и потому вечно существуют в его мышлении. Все сотворенное получает существование действием Слова: Бог «сказал», и предсуществующее в виде Идей творение обретает реальное существование. Творческое Слово отличается от человеческих слов; но если все же сравнивать его с ними, то скорее всего можно уподобить это Слово внутреннему слову (представлению о вещи), общему для всех людей, независимо от того, на каком языке они говорят.У человека есть два источника знания: вера и разум. Вера является основой рационального знания. Познание для христианина начинается с акта веры: факты, которые он хочет понять, даны ему в Откровении. Не понимать, чтобы верить, но верить, чтобы понимать, следует христианину. Между слепой верой и непосредственным видением Бога есть среднее звено — понимание веры, и такое понимание достигается с помощью разума. Разум не всегда способен постичь то, что является предметом веры, но он может обосновать необходимость веры в истины Откровения. Важнейшей его задачей является доказательство существования Бога.Доказательства существования Бога. Существуют четыре доказательства бытия Бога, три онтологических и одно метафизическое. В онтологических существование Творца доказывается, исходя из рассмотрения творений. В их основе лежат две предпосылки: 1. Все творения отличаются друг от друга степенью обладания каким-либо совершенством; 2. Вещи, наделенные совершенством в разной степени, получают свои относительные совершенства от совершенства как такового, совершенства в наивысшей степени. В онтологических доказательствах бытие Бога выводится из самого понятия Бога. Бог есть, потому что Он есть — то есть Бог при рождении человека вкладывает в его разум идею о Себе.Даже тот, кто отвергает Бога, понимает смысл этого выражения, следовательно, оно есть в его понимании. Сотворенные вещи несовершенны, они образуют ряд возрастающего совершенства, но этот ряд, как каждый реальный ряд не может быть бесконечным. Должна существовав сущность, совершеннее которой ничего нет, ею и является бог. Бог превосходит по величине все мыслимое. Значит, он существует вне нас и вне этого мира. Hа понятийном уровне представление о Боге может быть выражено формулой: «то, больше чего нельзя помыслить»._ “id quo maius cogitari nequit”. Метафизическое доказательство бытия бога как общего принципа бытия всего сущего, всех видов бытия: если бы бог существовал лишь в нашей мысли, он был бы лишен абсолютного совершенства, был бы чем-то противоречивым, потому то бог как совершенство должен существовать в действительности. “И, конечно, то больше чего нельзя себе представить, не может быть только в уме. Ибо если оно уже есть по крайней мере только в уме, можно представить себе, что оно есть и в действительности, что больше. Значит, если то, больше чего нельзя ничего себе представить, существует только в уме, тогда то, больше чего нельзя себе представить, есть то, больше чего можно представить себе. Но это, конечно, не может быть. Итак, без сомнения, нечто, больше чего нельзя себе представить, существует и в уме, и в действительности.” Универсалии. Общие понятия, универсалии имеют собственное, независимое от единичных вещей существование, но связаны с ними. Единичное участвует в существовании абсолютного, независимая реальность которого выводится путем обобщения общих черт единичных вещей. Объекты, соответствующие общим понятиям, таким как «человек», «животное», виды и роды, реально существуют наряду с конкретными людьми или животными. Кто не может понять, как несколько индивидов составляют одного «человека», тот никогда не поймет, как один Бог может быть в трех Лицах.Свобода воли. Правильное направление воли заключается в том, чтобы желать только того, чего желает Бог. Пока человек сохраняет правильное направление воли, он свободен; иными словами, свобода есть свобода от греха. Как существо разумное человек обладает способностью выбора. Выбор греха означает утрату свободы, которая может быть восстановлена только с помощью благодати.Ансельм Кентерберийский (1033—1109), католический богослов, философ, архиепископ Кентерберийский, «отец» средневековой схоластики
Схоластика Фомы Аквинского
Эту тему стоит рассмотреть отдельно. Фома Аквинский придумал описания, которые позже получили названия «сумм». Это ёмкие и содержащие только основные сведения комплексы информации. Он изложил «Сумму теологии» и «Сумму против язычников». В своей первой работе он прибегал к заключениям Аристотеля, чтобы систематизировать христианское учение. Таким образом, ему удалось создать собственную концепцию. Каковы же ее положения?
Во-первых, он говорит о необходимости гармонии между разумом человека и его верой. Есть два способа познания: рациональный и чувствительный. Не стоит использовать только один из них, так как в таком случае истина будет не полной. Вера и наука должны дополнять друга. Благодаря последней можно исследовать мир и узнавать о его свойствах, но озарение и взгляд на вещи со стороны божественного откровения может дать только вера. Ни в коем случае не должно быть духа соперничества между этими двумя глобальными понятиями. Наоборот, соединившись, они создадут гармонию.
Во-вторых, схоластика Фомы Аквинского строится на его 5 доказательствах бытия Бога. Мы не будем рассматривать каждое из них отдельно, так как это займет слишком много времени. Скажем лишь, что он использовал оба метода познания для того, чтобы описать эти доказательства. Более того, многие положения и идеи Аквинского позже были подтверждены реальными научными экспериментами.
Представители интеллектуализма
Однако идеологи христианства постоянно пытались расширить социальную базу новой религии. Они хотели привлечь на свою сторону образованные слои римского общества: патрициев и интеллигенцию. Решение этой проблемы требовало изменения политики в отношении древней культуры, перехода от конфронтации к ассимиляции.
Представители интеллектуализма считали, что концептуально рациональные средства воздействия нельзя выбрасывать, а тем более бросать врагу. Они должны быть поставлены на службу христианству. Как отмечает В.В. Соколов, уже при Юстиниане наметилась примирительная линия по отношению к эллинистической философии. Ориентация на связь с античной культурой находит свое высшее выражение в разработанной Августином теории о гармонии веры и разума. Августин призывает признать два способа связи человека с религией: понятийно-рациональный (логическое мышление, достижения науки и философии) и нерациональный (авторитет «Священного Писания» Церкви, эмоции и чувства). Но эти пути, по его мнению, неравноценны. Августин отдает неоспоримый приоритет нерациональным средствам. «Не человеческим учением, но внутренним светом и силой высшей любви Христос смог обратить людей в спасительную веру».
По мнению Августина, религиозная вера не предполагает рационального обоснования в том смысле, что человек должен обязательно знать, понимать и иметь доказательства, чтобы принять определенные положения религии. В сфере религиозной жизни человек должен просто верить, не требуя доказательств.
В то же время Августин осознает важную роль, которую играют рациональные средства. Поэтому он считает необходимым укреплять веру доказательствами разума, ратует за внутреннюю связь веры и знания. Исцеление души, говорит он, распадается на авторитет и разум. Авторитет требует веры и готовит человека к разуму. Разум ведет к пониманию и знанию. Хотя разум не является высшим авторитетом, высшим авторитетом служит познанная и проясненная истина. Послушание религии, разуму и вере, подкрепленное разумными аргументами, является идеалом августиновской апологетики. Следует отметить, однако, что теория Августина о гармонии веры и разума даже не допускает возможности сделать веру зависимой от разума.
Решающее значение в его системе, несомненно, придается откровению.
Августин создал свою теорию гармонии веры и разума в четвертом и пятом веках в ранний период христианской истории. В XI-XII веках, в борьбе за идеологическое господство в обществе, вольнодумство, возникшее в недрах феодальной культуры, начинает оказывать все большее влияние. Возникновение средневекового вольнодумства можно объяснить рядом объективных факторов: отделением ремесел от крестьянского хозяйства и развитием городов, которые постепенно становились важным фактором средневековой жизни. В городах начинает формироваться светская культура. Одним из важнейших последствий этого фактора является то, что Церковь перестала быть абсолютным носителем образования и учености. Развитие ремесел и торговли среди городского населения увеличивает потребность в знаниях в области права, медицины и техники. Возникают частные юридические школы, которые находятся под контролем церкви, городского правительства.
На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».
Здесь темы курсовых работ по философии
Читайте дополнительные лекции:
- Социально-политические и этические учения в арабо-исламской философии
- Специфика постклассического типа философии.
- Готфрид Вильгельм Лейбниц — немецкий философ
- Человек в философии западного средневековья и эпохи Возрождения
- Понятие социальной революции
- Пантеизм и деизм в метафизике нового времени
- Гносеология
- Философия позитивизма
- Общество как форма социального воспроизводства
- Неоплатонизм и христианство
Историческое значение схоластики
Основная черта ортодоксальной схоластики – подчинение философской мысли авторитету церковных догматов, низведение философии до уровня «служанки богословия». Схоластика активно перерабатывала наследие предшествующей эпохи. Образ мысли в рамках схоластики остается верным принципам теории познания античного идеализма и в определенном смысле представляет собой философствование, носящее форму интерпретации текстов.
Развитие идей номинализма сопровождалось появлением новых идей в естествознании. Эволюция схоластики при этом не прекратилась, хотя ее традиции во многом были утрачены. Интерес к идеям схоластики стал реакцией на Реформацию и Ренессанс; на протяжении XVI и XVII веков основы учения схоластов продолжали развиваться в Италии и Испании. После завершения длительной эпохи расцвета схоластика сменилась так называемой неосхоластикой, возникшей в XIX веке.
Схоластика оказала серьезное влияние на всю современную ей культуру. Свойственная этому типу философии методика расчленения общих понятий встречается в проповедях того времени, в легендах и житиях святых. Схоластические приемы работы с текстами нашли применение в поэзии и в других мирских жанрах. Ориентированная на «школьное» мышление с фиксированными правилами, схоластика сделала возможным дальнейшее развитие европейской философии.
Преимущества и недостатки
400 лет существования схоластики не прошли бесследно для Европы, даже отчасти – для христианского Востока:
- сложилась система богословского образования; с XVII в. православные духовные учебные заведения, организованные по образцу учебных заведений схоластов, начинают распространяться в России; это духовные школы, открытые на Украине свт. Петром Могилой, семинарии, Академии по всей России, которые появляются позже, к XIX в.;
- многочисленные «доказательства Бытия Божия», ныне, как ни парадоксально, близки многим людям, выросшим в среде атеизма, рационализма; сейчас первой ступенькой к вере для многих становится «объяснение от ума».
В то же время схоластика, имея просветительское и некоторое миссионерское значение, ответственна за рационализацию веры многих людей не исключая православных. Об этом писал, например, П.А.Флоренский, говоря о проблемах современных ему духовных учебных заведений:
Учение, некогда созданное желавшими совместить веру и рассудок, немало сделало для «мира сего», создав науку, школьное образование, помогло сделать первый шаг ко Христу многим колеблющимся. Но амбициозной цели богопознания философы так и не достигли. Видимо, таков удел человеческого разума, хотящего самостоятельно достигнуть неба.
Наталья Сазонова
В чем главные отличия западной школы от восточной патристики
В то время, как христианский Восток и его, по слову церковного историка А.В.Карташова, «неугомонная греческая мысль» болели «до высочайшего воспаления» то объяснением Троичности, то – Божественной и Человеческой воль Христа, что порождало необходимость церковного ответа на разного рода ереси, Запад был какое-то время далек от подобных споров.
Школы веры
Там, где некогда было сердце Рима (Западная Римская империя окончательно разрушена нашествием «варваров» 476 г.), ныне плохо знали не только античную философию, но даже греческий язык. На Западе говорили на своих национальных языках англы, франки, готы, другие племена. Переводить богослужение на «варварские наречия» не спешили, сохраняя строгую, красивую, емкую латынь как язык молитвы. Этот-то язык следовало знать священникам – а потому понадобились школы. Учили здесь не только языку, но также догматам.
Объяснять их следовало ясно, кратко, понятно ученикам. Первоначально Запад, судя по всему, воспользовался опытом восточной патристики. Считается, что первый учебник богословия написан Петром Ломбардским по образцу «Точного изложения…» прп. Иоанна Дамаскина.
Особый путь
Но затем западное богословие пошло собственным путем. Если для Византии философский язык был лишь средством донесения до людей истин веры, то на Западе рационализирована оказалась сама вера. Восточные отцы стремились полно, точно изложить духовный опыт Церкви, тогда как на Западе постепенно пришли к тому, что опора на человеческий разум, сопряженная, конечно, с той же верой, сама по себе может дать знание Истины, даже Богообщение.
Это основное различие между патристикой – изложенным живым опытом, часто с трудом поддающимся (если это вообще возможно) человеческой логике, и схоластикой, по сути, объявившей разум средством богопознания.
Основные этапы развития средневековой философии
Средневековая философия в Западной Европе — это христианская философия, которая сформировалась во втором веке нашей эры. Основным источником христианства была иудейская религия, самая монотеистическая из всех религий древности. Философия раннего христианства называлась апологетикой, а ее представители — апологетами. Такое название они получили потому, что их произведения часто носили характер апологии, то есть сочинений, направленных на защиту и оправдание христианского учения и христианской деятельности, на доказательство преимуществ христианства перед другими религиями. Средневековая философия представляет собой синтез иудео-христианской мифологии и греко-римской философии. Непосредственными теоретическими истоками раннехристианской философии была эллинистическая философия первого и второго веков, особенно система еврейского философа из Александрии Филона.
В средние века (IV-XIV) религия приобрела первостепенное значение в жизни общества. Однако она включала в себя в качестве необходимого компонента философию, которая рассматривалась как средство достижения необходимой аргументации в теологических спорах. Философия помогла построить целостную картину мира, но мира как творения Бога.
В Средние века нельзя провести четкую грань между религией и философией. Христианская философия Средневековья оставалась приверженной основным принципам религиозно-философского стиля мышления и мировоззрения. Все основные понятия средневековой философии и мысли были связаны с Богом и определялись им.
В истории средневековой философии можно выделить два основных этапа: патристический и схоластический.
Патристика — это учение Отцов Церкви, которые стали привлекать рационалистические философские концепции для обоснования христианских догм. Представители патристики заложили основы философии христианства
Представительства:
Одним из самых выдающихся представителей патристики был Климент, который основал христианскую богословскую школу в Александрии. Придя в христианство из платонизма и стоицизма, Климент Александрийский сохранил уважение к философии, но стремился подчинить ее религии. Он утверждал, что античная философия была необходимым предшественником христианства, данным грекам и римлянам Богом. Таким образом, разница между религией и философией заключается лишь в том, что в религии истина дается полностью, а в философии — косвенно и частично.
В отличие от гностиков, которые пытались сблизить античную философию и христианство, Тертуллиан утверждал, что философия и религиозная вера несовместимы. Он утверждал, что между верой и разумом нет ничего общего. Вся философия является еретической и источником всех религиозных ересей. Ересь, говорит Тертуллиан, означает «выбор», философы — это «спорные умы», занимающиеся «пустыми вопросами и разговорами», не знающие истины, «они все еще ищут, поэтому еще не нашли ее». Истина — от Бога, а философия и религиозные ереси — от дьявола. Изречение Тертуллиана «Верую, потому что абсурдно» полностью выражает содержание и смысл его учения, в котором истина веры существенно отличается от истины разума. Концепция веры как конечной истины подготовила почву для подчинения философии теологии, что было характерно для всего последующего периода развития христианской философии.
Величайшим христианским мыслителем патристического периода был Аврелий Августин. Он написал около ста работ против науки и материалистической философии, в защиту и оправдание христианской религии. Он обсуждает проблему свободы человеческой воли и дает обзор истории всего человечества с религиозной точки зрения. Учение Августина стало определяющим интеллектуальным фактором средневековой мысли и оказало огромное влияние на всю христианскую Западную Европу.
Направления
Рассмотрим направления схоластики. Их всего два. Понятие схоластики дает понимание того, чем эта наука занимается, но даже внутри нее сформировались два разных течения – номинализм и реализм. Изначально более активно развивалось именно последнее направление, но после пришло время номинализма
В чем отличия этих двух понятий? В том, что реализм обращает внимание на качества вещи и её свойства, в то время как номинализм это отвергает и концентрируется только на факте существования того или иного
На раннем этапе развития доминировал реализм, который был представлен школами скотизма и томизма. Это были школы Ф. Аквинского и Д. Скота, которых мы уже упоминали выше. Однако они не оказали на развитие схоластики сильного влияния конкретно в этом вопросе. На смену пришел номинализм. При этом многие исследователи говорят о том, что было еще так называемое августинианство. Некоторые источники утверждают, что изначально даже была некая победа этого направления над номинализмом, но после ряда открытий и достижений пришлось изменить взгляды.
Развитие схоластики было постепенным, но не всегда последовательным. Изначально номинализм понимали как школу религии. Позже стало понятно, что у этого направления даже нет собственных задач, целей или мнений. Многие ученые, которые по сути принадлежали к этому направлению, высказывали не то что разные точки зрения, а порой даже полярные. Некоторые из них говорили о том, например, что человек очень силен и может сам установить контакт с Богом, если захочет того. Другие же уверяли, что человек слишком слаб для таких достижений. В результате всех этих недопониманий в эпоху схоластики номинализм разделили на две школы. У них был только один схожий момент, который заключался в том, что они против реализма. Первая школа была более оптимистичной и современной, а вторая – школой августинцев.
Отличие схоластической и патристической философии
Религиозная философия, названная схоластикой, представляет собой не проявление свободной спекуляции по вопросам нравственности в религии, как это отмечается в систематизированных последних периодах философии греков, а применяет онтологические приемы к религиозному и церковному учению веры, первый опыт которых припадает на ранее разработанную перед ней патристическую философию:
- патристическая система характеризуется тем, что для доступного разъяснения содержание веры она применяет Святое Писание и философские догмы;
- схоластика строго придерживалась церковных постулатов, а философские приемы использовались для обоснования и построения в систему указанных догм.
Но эти различия существовали только в основе философий, а на деле в ранний патристический период использовалась систематизация, а в схоластике также не достигнуто было целостность и единство. Догмы не всегда находили место в философии, не изменяясь под действием объективных обстоятельств. Взаимодействие двух систем определяется так, что первая говорит и определяет те понятия, которые еще не возникли и не существуют в последней. Или появились еще в виде небольшого зародыша, который впоследствии стоит подогнать под религиозные понятия и систематизировать.
Создавались попытки объединить два философских течения в одно целое, так как основой являлась религиозное учение. При этом наступили такие времена, что новые народные массы, приступающие к научному обучению, с большей вероятностью воспримут древнюю науку, пришедшую из глубин веков. Приводились доводы, что откровение и ум происходят от единого источника – Бога, поэтому разногласий возникать не должно, а достижение согласия в единой системе является показателем истинности обеих философий. Поначалу такое слияние существовало, но к окончанию средневековья философия и религия обособляются одна от другой.