Грехи, за которые можно попасть в ад на время

9 кругов ада, что это на самом деле

Религиозные убеждения гласят — ад это место в которое попадают грешники дабы нести мучения. Об описании ада, практически все религии сходятся. В каждой из них описывается суд на котором взвешиваются душевные поступки.

В чем заключается ад в разных верованиях:

  1. Индусы. Они верят, что грешники пылают в ямах. Но и там согрешившим душам нет покоя, их раздирают на части демоны раскаленными щипцами. После этого грешников варят в раскаленном масле и насаживают на острые колья.
  2. Египтяне. В этой религии верили, что грешники отправляются к чудовищу. Оно их поедало. Праведников же ждало блаженство.
  3. Древние греки. Они веровали в то, что грешная душа отправлялась в мрачное царство. В нем правил бог Аид.
  4. Ислам. В этой традиции ад называется как Джаханнам. Согласно этой вере душа покойного должна будет пройти трудное испытание перед тем как попасть в другой мир.Требовалось перейти через берег по очень тонкому мосту. Если душа праведна, она справится с испытанием, если она грешна, то упадет и встретится с дьяволом.
  5. Католичество. Самые изощренные пытки описаны у католиков, ведь тут грешников подвешивают за язык. И пыткам подвергаются те кто злоупотреблял алкоголем и те, кто убил свое дитя еще в чреве. Однако, в католической вере считают, что праведных душ на земле мало, поэтому прежде чем попасть в рай, они в любом случае будут проходить очищение в огне чистилища.
  6. Ветхий завет. Здесь ад описывается как бездна в которой текут огненные реки очищающие грешные души. Здесь царствует безграничное отчаяние.

Принято считать, что ад это место расположена ближе к земному ядру.

Есть в аду не только огонь. В нем есть лед, страшные чудовища, злые ветры, дожди. Ад это место вечного одиночества, отчаяния и мучений которые не прекращаются ни днем ни ночью. Бесы и демоны мучают души вечно, ведь из ада нет выхода.

Разделен он на 9 кругов, иначе можно сказать этажей и чем ниже этаж тем больше мучаются души. В древние времена верили, что извержение вулканов — это доказательство нахождения под землей ада, а кратеры — это вход в него.

По Данте в аду находятся следующие круги:

  1. В первом кругу находятся язычники и младенцы которые не были крещены. В этом кругу грешники избавлены от мук.
  2. На втором кругу находятся те, кто нарушил заповедь прелюбодействия. Эти души наказаны вечным ветром.
  3. На третьем кругу души наказывает град, дождь и трехглавый пес, который откусывает от грешников плоть. Здесь находятся те, кто при жизни был чревоугодником.
  4. На четвертом этаже находятся жадные и расточительные души. Их наказание — вечное таскание огромных глыб.
  5. Угрюмых и гневных людей ждет пятый круг. Здесь река Стикс. Души постоянно плачут, а гневные разрывают других на части.
  6. Еретики мучаются на шестом круге. Здесь находится бесчисленное количество горящих могил.
  7. Седьмой круг предназначен для насильников и убийц. Здесь находится река из крови, а на ее берегу находится лес для самоубийц.
  8. Для тех, кто при жизни был вруном или мошенников предназначен 8 круг. Здесь демоны наказывают их кнутами и обжигают смолой.
  9. На последнем круге находится Сатана. Он наказывает души, которые совершали самые большие грехи.

Интересный факт! Если рассматривать как выглядит ад картинки, то можно заметить, что он всегда изображается в виде бесконечной пропасти или горящего озера с грешниками. Но огонь всегда будет находиться в аду, это его неотъемлемая часть. Иначе эту часть ада называют “геенна огненная”.

Сорок дней после смерти

Еще один день, когда принято совершать поминовение ушедшего близкого. В церковной традиции этот день появился для «вознесения Спасителя». Вознесение это произошло как раз на сороковой день после его Воскресения. Также упоминание об этом дне можно найти в «Апостольских постановлениях». Здесь также рекомендуется поминать усопшего на третий, девятый и сороковой день после его смерти. На сороковой день израильский народ поминал Моисея и так гласит древний обычай.

Разлучить любящих друг друга людей не может ничего, даже смерть. На сороковой день принято молиться о близких, любимых людях, просить Бога, чтобы он простил близкому нашему все его грехи, совершенные при жизни, и подарить ему рай. Именно эта молитва прокладывает некий мост между миром живых и мертвых и позволяет нам «связаться» со своими любимыми.

Наверняка многие слышали о существовании сорокоуста – это Божественная литургия, которая заключается в том, что усопшего поминают ежедневно на протяжении сорока дней. Это время имеет большое значение не только для души усопшего, но и для его близких. В это время они должны смириться с мыслью о том, что любимого и близкого человека больше нет рядом и отпустить его. С момента его смерти его судьба должна находиться в руках Бога.

Третий день после смерти

Третий день – это день, когда совершается обряд погребения умершего. Почему именно третий? Это связано с Воскресением Христа, которое произошло именно на третий день после крестной смерти, а также в этот день произошел праздник победы Жизни над смертью. Однако некоторые авторы понимают этот день по-своему и говорят об этом. В качестве примера можно взять свт. Симеона Солунского, который говорит о том, что третий день является символом того, что усопший, а также все его близкие верят в Святую Троицу, а потому стремятся, чтобы умерший попал к трем евангельским добродетелям. Вы спросите, что это за добродетели? А все очень просто: это знакомые всем вера, надежда и любовь. Если при жизни человек не мог обрести этого, то после смерти у него есть возможность, наконец, встретиться со всеми тремя.

Также с третьим днем связывают то, что человек на протяжении жизни совершает какие-то действия и имеет свои определенные мысли. Все это выражается при помощи трех составляющих: разума, воли и чувства. Вспомните, что на похоронах мы просим о том, чтобы Бог отпустил умершему все его грехи, которые совершались помышлением, делом и словом.

Есть также мнение о том, что третий день выбран потому, что в этот день в молитве собираются тех, кто не отрицает памятство тридневного Воскресения Христова.

5 круг ада: гнев и уныние, драка в грязном болоте

В пятый круг стекает бурный ручей с багрово–черными водами и разливается в широкое Стигийское болото. Болото простирается до каменных стен города Дита, откуда за душами на челне выплывает перевозчик Флегий – страж пятого круга. Флегий – сын бога Ареса, греческий царь жестокого племени грабителей, был обращен в беса и низвергнут в ад.

Пятый круг ада

В темном омуте не переставая дерутся осужденные за несдержанность в гневе. Увязшие нагие грешники, захлебываясь тиной, рвут друг друга в клочья, в свирепом гневе бьются ногами и головами. В дно болота втоптаны души, настолько глубоко затаившие в себе ненависть, что способны только на уныние, лень и вялую скуку. Утопленные в темных водах, они заметны только по пузырям воздуха, которые поднимаются от их вздохов.

9 кругов ада по Данте разделяются на верхний и нижний ад. Пятым кругом завершается верхний, где мучаются души, повинные в грехах несдержанности.

Христианские заповеди и добродетели

Во дни Моисея Бог дал израильскому народу 10 заповедей и другие законы. Это был не весь свод законов, а элементарный минимум, призванный помочь человеку не опускаться до одного уровня с животными. Среди них не упоминается большинство смертных грехов. По большей части они описывают неугодный Богу образ действий (следствие греховных страстей), но не мысли или чувства.

Интересный фактЗакон Моисея появился лишь через несколько тысяч лет после сотворения Адама и спустя как минимум 800 лет после всемирного потопа.

Заповеди Моисея были даны в тот период, когда большинство перестало осознавать разницу между любовью и похотью, жаждой справедливости и неправедным гневом, доводящим до убийства, личными желаниями и грехом. Поэтому Бог указал конкретно, в чём именно заключается грех.

Однако духовное младенчество должно было остаться в прошлом. Поэтому в Новом Завете приоритет отдаётся не заповедям, а добродетелям.

Грехопадение первых людей в Раю

Что такое добродетели?

Быть добродетельным означает больше, чем проявлять доброту. Люди, ведущие распутный образ жизни, также нередко приходят на помощь голодающим, бедным и больным. Но добродетельным может быть только святой служитель Бога.

«Возлюбленные! прошу вас, как пришельцев и странников, удаляться от плотских похотей, восстающих на душу,

и провождать добродетельную жизнь между язычниками, дабы они за то, за что злословят вас, как злодеев, увидя добрые дела ваши, прославили Бога в день посещения».

(1Петр.2:11,12)

Пётр противопоставляет добродетель плотским похотям

Важно то, что он указывает на преобладающее значение высоконравственного поведения христиан в деле проповеди Евангелия. К сожалению, в наши дни многие уверены, что главное — быть хорошо подкованным в догматическом богословии и уметь понятно объяснять основы христианского вероучения и без труда цитировать отцов Церкви

Но какой смысл в этих знаниях, если верующий занимается блудом, оскорбляет инакомыслящих, ведёт себя грубо и заносчиво? Святость, смирение и любовь, а не глубокая эрудиция — лучшее доказательство того, что христианство действительно преобразует человека в лучшую сторону.

Рассмотрим на примере отличие добродетели от заповедей. Женатый человек, который лишь мечтает о другой женщине, на деле не нарушает заповедь «не прелюбодействуй». Но добродетельный муж не станет изменять жене даже в мыслях.

Ад в Священном писании

Два места Священного Писания явно говорят об аде.

Одно из них находится в евангельском тексте, где Христос говорит о будущем Суде. Христос сказал:

Если этот стих связать с предыдущим “идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его” (Мф. 25, 41), то станет ясно, что ад отождествляется здесь с вечным огнем, который приготовлен не для человека, а для диавола и его ангелов.

Второе место Священного Писания, которое содержит слово ад, находится в послании евангелиста Иоанна: “Совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение (κολασε). Боящийся несовершенен в любви” (1 Ин. 4, 18). Конечно, здесь говорится об аде не как образе существования грешников после Второго Пришествия Христова, но как о состоянии мучения, которое чуждо любви и потому связано со страхом.

Кроме того, состояние ада передается в Священном Писании следующими словами и выражениями: “огонь вечный” (Мф. 25,41), “тьма внешняя” (Мф. 25, 30), “геенна огненная” (Мф. 5, 22) и так далее. Однако сейчас анализ этих выражений не является нашей задачей. Мы вернемся к ним в другой главе, когда будем рассматривать выводы, которые следует делать из учения Церкви и святых отцов о рае и аде.

Описание ада пророками и апостолами

В аду пребывают уныние, гниль и черви. А вокруг грешников только черная бездна и тьма. « Прежде нежели отойду, — и уже не возвращусь, — в страну тьмы и сени смертной, в страну мрака, каков есть мрак тени смертной, где нет устройства, темно, как самая тьма» (Иов. 10:21-22).

Гнетущее впечатление от описания ада в Библии остаётся от слов страдающего праведника Иова:

«Для чего не умер я, выходя из утробы, и не скончался, когда вышел из чрева? Зачем приняли меня колени? Зачем было мне сосать сосцы? Теперь бы лежал я и почивал; спал бы, и мне было бы покойно с царями и советниками земли, которые застраивали для себя пустыни, или с князьями, у которых было золото, и которые наполняли домы свои серебром; или, как выкидыш сокрытый, я не существовал бы, как младенцы, не увидевшие света». (Иов. 3:11-19).

Грешная душа сожалеет о своём появлении на белый свет. Настолько тяжелы и невыносимы для неё муки ада под землёй.

ПАСИСЬМО 2021

Атеисты, конечно, могут считаться еретиками, как это было с папой Анастасием II, который хотел преодолеть разрыв, отделявший его от Восточной церкви после раскола. Он был готов признать законными крещения, совершаемые Восточной церковью. Если Бог не накажет в этой жизни тех, кто выступает против Него, против рабов Божьих, то в Судный день их ожидает суровое наказание. Каждый должен знать, что он получит по заслугам. Бог любит всех. Бог ждет каждого. Он ждет, когда человек покается. Но когда в человеке уже нет чувства покаяния, когда душа окончательно ожесточилась, тогда наступает внезапная смерть. Демоны забирают эту душу и утаскивают ее прямо в ад. Иногда такие люди заканчивают свою жизнь самоубийством.

Христианские апокрифы тоже не описывают существование в аду

В христианской традиции есть несколько сюжетов о сошествии в ад таких важных фигур, как Иисус Христос и Иоанн Предтеча. Об этих событиях нам не сообщает Библия. Информация о них известна из апокрифических источников.

Сошествие во ад — популярный сюжет, хотя он взят не из Библии

На самом деле боги, герои и люди, побывавшие в аду, — это типичный мифологический сюжет. Нет ничего удивительного в том, что ранние христианские тексты заимствовали его.

Современное богословие осторожно относится к этим источникам. К тому же они не содержат подробностей о том, что же ждёт грешника в аду

Из примечательных деталей можно выделить пару фактов из рукописи «О сошествии Иоанна Предтечи во ад»:

  • тоже упоминаются врата: «Христос ада врата медные сокрушил и вереи железные сломил»;
  • ад наделён сознанием: «И вскричал Ад: «Тот ли это, Который взял тогда Лазаря?»

Но в целом это довольно сомнительные и малоинформативные источники для нас.

Описание представлений об аде с древних времен

   Понятие о загробном месте, где души людей испытывают мучения, т.е. об аде, имеется практически во всех древних верованиях народов мира. И если о блаженной участи умерших (например, об елисейских полях) в их мифах говорится мало и достаточно конспективно, то о мучениях людей, например, в тартаре или другом мрачном посмертном узилище душ рассказывается гораздо больше и подробнее.

   Ничего удивительного в этом нет. Конечно же, люди самых различных языческих верований имели, хотя и смутное, но все же определенное представление о загробном бытии душ. Поскольку же все последние, до искупления, содеянного Христом на Кресте, шли в ад, а язычники все без исключения были там мучимы, то естественно, что именно такое представление о загробной участи, как преимущественно в виде адских мучений, они и имели.

   Интересно и то, что некоторые протестантские и светские исследователи Священного Писания утверждали, что евреи, якобы, не имели представления о загробной участи душ, в частности, и об аде. И еврейское слово «шеол» (встречающееся в контексте участи умерших), которое обычно переводится как «преисподняя», означало лишь «могилу» и ничего более.

   Что, конечно, выглядит более чем странно. Выходит, что язычники, которые не имели сверхъестественного Откровения, обладали представлением об аде, а евреи, которым такое Откровение было дано, почему-то такого представления не имели!

   Разумеется, на самом деле и евреи, тем более, знали о существовании оного; и их слово «шеол» как раз и означало преисподнюю, т.е. посмертное вместилище человеческих душ. И хотя в Священном Писании Ветхого Завета о сем говорится не так много, поскольку оно угрожало евреям в качестве наказания за несоблюдение закона Моисеева преимущественно земными карами, а не загробными, но тем не менее в Библии об этом также сказано.

   Так православные богословы и экзегеты ссылаются на следующее место Книги Бытия (Быт.37: 12-35), особенно на последний стих сего библейского текста. В целом это место Библии повествует о том, как сыновья праотца Иакова вероломно поступили со своим братом – Иосифом, продав его в рабство. Но Иакову они солгали, сказав, что Иосифа разорвал и съел какой-то хищный зверь. В качестве лживого «доказательства» сего они, взяв одежду якобы съеденного зверем брата, измазали ее кровью заколотого ими козла и предоставили отцу. Иаков им поверил и сказал:

«С печалью сойду к сыну моему в преисподнюю. Так оплакивал его отец его» (Быт.37: 35).

   В еврейском тексте Библии как раз на месте слова «преисподняя» и стоит слово «шеол». Но очевидно, что перевести его как «могила» в данном случае невозможно. Ибо Иаков, поверив своим сыновьям, что Иосифа съел зверь, никак не мог сойти к нему в «могилу», которой, как думал сей праотец, не существует.

   Естественно, что единственным правильным переводом слова «шеол» здесь будет именно «преисподняя», т.е. то место, куда по смерти шли души всех людей. Ибо только туда по смерти могла сойти душа Иакова, и только там он мог встретить душу своего, якобы, убитого сына Иосифа.

   Таким образом, очевидно, что и евреи с самых давних времен своего существования (со времени праотцов) имели представление о преисподней, т.е. об аде. И это их представление, хотя и не прямо, но таинственно было отражено в Ветхом Завете.

   Но, конечно же, наиболее полное понятие об аде дает именно православное вероучение.

ОЗЕРО ОГНЕННОЕ И СЕРНОЕ – вечное место мучений для тех, кто отверг истинную любовь

После последней пророческой недели Даниила последует 1000-летнее Царство, а после этого — Суд над Народами, когда будут судимы все люди, жившие от Адама до того момента, которые отвергли Слово Божье, сделав выбор жить во грехе и беззаконии. Вот, как описывается этот Суд:

Об этом месте мучений также написано, что туда будут также брошены диавол и лжепророк.

Они будут мучиться, как и все остальные люди, которые будут брошены туда, и это будет длиться день и ночь во веки веков.

Я заметил, что многие люди, когда слышат Евангелие, и их призывают войти в Новый Завет с Господом Иисусом, говорят, что они ещё не готовы. Я их спрашиваю: «А попасть в ад и испытывать вечные мучения вы готовы?»

Сегодня вечером я рассказал Евангелие одной женщине еврейке, которая сказала, что живёт в Иерусалиме. Хотя она знала о Боге Израилевом, она говорила, что у неё есть свой Бог. Всё таки, она была заинтересована услышать то, что я ей сказал о Господе Иисусе и о вечной жизни. Когда я спросил её, обеспечила ли она себе жизнь в вечности, она удивлённо посмотрела на меня и сказала: «У меня всё хорошо и сделала всё, чтобы у меня и дальше было всё хорошо в моём городе и в моей стране». Я сказал ей: «Нет, госпожа, я имею в виду жизнь в вечности. Что вы будете делать, и куда попадёте, когда уйдёте из этой жизни? Если вы не верите в Господа Иисуса Христа, вы не можете получить прощение и дар вечной жизни с Богом, но вас ожидает наказание в Аду и, затем, после Судного Дня, вы попадёте в озеро огненное и серное и проведёте там вечность. Примите сегодня Божью любовь и уверуйте в Господа Иисуса Христа, так как нет другого имени под небом, данного Богом людям, которым мы могли бы спастись!»

К этому же я призываю всех читателей этой статьи.

Перевод: Елена Столерь.

Ересь

* Ересь и суеверие. Ересь – это ложное учение, касающееся духовного мира и общения с ним, отвергнутое Церковью как явно противоречащее Писанию и Преданию. Личное высокомерие, чрезмерная уверенность в собственном разуме и личном духовном опыте часто приводит к ереси. Еретические мнения и суждения могут быть также вызваны недостаточным знанием церковного учения, богословским невежеством. Сила и ядовитый запах этих образов, завораживающих и постыдных, настолько сильны, что они изгоняют из души все возвышенные мысли и желания, которые раньше увлекали (молодого человека). Часто бывает так, что человек не способен думать ни о чем другом: демон страсти полностью овладел им. Он не может смотреть ни на одну женщину иначе, как на женщину. Грязные мысли закрадываются в его тусклый разум, а в его сердце есть только одно желание – удовлетворить свою похоть. Это уже состояние животного, вернее, хуже животного, потому что животные не достигают той испорченности, которой достигает человек.”

За что отключают Божественный свет

Православие, одновременно, и мягче — и строже. «Геенна огненная» — местечко вообще не для людей, оно предназначено для «падших и укоренившихся во зле духов».

А для нас, человеков, есть лишь здравие и болезнь души. И сам православный ад не что-то материальное, типа несмазанной маслом сковородки для грешника, а просто и страшно: гибель души. Когда подумаешь об этом, становится понятным, почему так странно звучит вопрос: «Как спасти душу, попавшую в ад?» Никак. Все равно, что пытаться воскресить покойника. «Померла, так померла».

За что же отключают Божественный свет? Явно не за то, что съел котлету в пост.

Список грехов тот же, а непрощаемый грех (гарантированно и окончательно убивающий душу) – хула на Святого Духа. «Приговор, не знающий изъятия» положен только за это – за то, что ты противопоставил себя Богу. Как Сатана и Компания.

Но что нужно делать (вернее, конечно, не нужно), чтобы вот так окончательно и бесповоротно поссориться с Богом? Развязать войну? Создать секту? Продавать наркотики? Или все проще, и достаточно, как учат 9 из 10 священников, просто не ходить в церковь и «верить дома»?

По ряду причин нельзя полагаться на свидетельства переживших клиническую смерть

Газеты, журналы, а ныне и интернет пестрят сообщениями о том, что люди видели после смерти, — разумеется, клинической. Очнулся восьмидесятилетний дедушка где-то в Северной Каролине и заявляет: «Я был в аду, ужаснулся. Но мне дали последний шанс. Теперь решил — попаду я в рай. Начинаю жить праведно».

Каждый имел возможность если не читать, то хотя бы слышать об этих историях. Так почему бы не собрать эти сведения и не записать их, чтобы узнать, как выглядит ад, а как рай?

Есть несколько причин.

Такие исследования уже проводились. Раймонд Моуди — известный западный исследователь загробной жизни посвятил её изучению немало трудов и лет жизни. Самая известная его книга «Жизнь после жизни» — одна из попыток анализа свидетельств тех, кто «вернулся с того света».

Раз есть готовая работа, то почему все не признали вклад Моуди в качестве официального описания загробного мира? Ну, хотя бы потому, что аналогичные состояния его пациенты смогли достичь в состоянии гипноза и в тёмной комнате перед зеркалом. А раз умирать не обязательно, может ли это быть жизнью после смерти? Может, всё-таки, игра психики?

Описания обычно расходятся. Люди редко сходятся в деталях описания загробного мира. Часто он сильно отличается у людей разных культур и образований.

Деревенская бабушка описывает встречу с родными, священник видит святых и ангелов, молодой человек описывает, как отделился от тела и наблюдал за собой со стороны. Даже пресловутый свет в конце туннеля все описывают по-разному.

Люди на пороге смерти могут видеть похожий образ туннеля просто потому, что где-то о нём прежде слышали.

Отсюда несколько предположений:

  1. Загробный мир есть. Но, выражаясь языком программистов, у каждого свой «интерфейс» загробного мира. То есть, та обложка, в которую мы облачаём образы загробной реальности. Учёные же предполагают, что мы по-разному видим цвета, например. Так почему бы тут не существовать подобному механизму?
  2. Загробного мира нет. Это просто игра психики, что доказывают различия в описаниях. А вот совпадения вроде света в конце туннеля — это просто следствие того, что все мы где-то такое описание слышали, вот и воспроизвели в бессознательном состоянии.

Так что доверять этим свидетельствам мы не можем, но и опровергнуть тоже.

Похожее состояние можно достичь в полусне. Есть такое понятие в психологии — осознанное сновидение. Это пограничное состояние между сном и бодрствованием. Оно отличается крайней реалистичностью, но демонстрирует все те чудеса, которые мы видим во сне.

Научно доказано, что выход души из тела чаще всего — грёзы в особом состоянии сознания

Российский исследователь Михаил Радуга называет это состояние термином «фаза». Он неоднократно научным образом, без мистики и эзотерики, доказал, что фаза доступна любому человеку при пробуждении и засыпании.

Иногда погружение в неё происходит спонтанно. Так что если человек описывает встречу с пришельцем, ангелом или выход из тела со слов «я уже лёг спать» или «я только проснулся», то с вероятностью 99,9% — это история о фазе, а не о реальном чуде.

В полусне человек может иметь удивительные и очень реалистичные переживания

Нельзя исключать, что при клинической смерти человек проваливается именно в такое состояние психики. Оно, как сон, воспроизводит все его ожидания и представления, но высокий уровень реалистичности не даёт усомниться в том, что это правда происходит.

Подробнее об психологических исследованиях Михаила Радуги можно прочесть на его официальном сайте.

Есть свидетельства только тех, кто вернулся. Мы не можем однозначно утверждать, что свидетельства тех, кто пережил клиническую сметь, — это описание того же, что видят те, кто уже не вернулся с того света.

Загробные видения — это то, что видят ещё живые люди, просто близкие к смерти. Насколько это далеко от ощущений и опыта умершего нам не скажет никто потому, что мёртвые не говорят.

Но, может быть, такие награды предусмотрены в аду?

Давайте для начала разберемся, что такое ад.

Обыденному сознанию он может представляться как место, где правят бал сатана и бесы. Но это представление спотыкается о тот самый факт, о котором мы сказали раньше: в мире есть только один Правитель и Законодатель — Господь Бог. И «править бал» помимо Него — невозможно. Даже в аду.

Во всей вселенной нет такого места, где Бог отсутствовал бы, где не действовали бы установленные Им законы. У Бога нет никакого противника, хоть сколько-то соразмерного Ему… Сатана — всего лишь создание Божие, увы, мятежное, избравшее путь противодействия своему Создателю (по-еврейски «сатана» как раз и значит «противник»). Без позволения Бога он не может сделать ничего. В ветхозаветной части Библии есть рассказ о праведнике Иове, которого падший дух обрекает на страшные страдания — но только после того, как на это соглашается Господь, Которому ведомо, что Иов с честью выдержит эти испытания и укрепится в вере, а его вера останется навсегда образцом для всех людей (Иов 1: 6-22, 2: 1-10). Другой пример — из Евангелия: злые духи, изгнанные из двух бесноватых, просят Христа послать их хотя бы в свиней (Мф 8: 28-32); по своей воле эти духи не способны войти ни в кого, даже в животных.

Во всем сотворенном Богом мире есть только одно место, в котором Бог ограничил Свое всемогущество. Это место — сердце человека. Человек изначально создан со свободной волей, свобода выбора — наш ежедневный опыт. И свобода предполагает, что человек может выбрать жизнь без Бога. В таком случае его душа после смерти направляется не в рай — Бог никому не навязывает Свое общество насильно, — а в специальное место, где пребывают души, не желающие встречи с Богом. Это место в Библии называют по-разному — местом мучения (Лк 16: 28), темницей (1 Пет 3: 19), геенной огненной (Мф 5: 22 и др.), озером огненным и серным (Откр 20: 10), тьмой внешней (Мф 22: 13)… Греческое слово Αΐδης — Аид, в русском варианте «ад» — означает преисподнюю, подземное царство, в котором умершие томятся без надежды когда-нибудь выйти на свет…

Ад — это не наказание и тем более не месть Бога тем, кто Его отвергает. Это просто единственное место, которое Бог может предоставить Своим творениям, не захотевшим быть с Ним, и куда они сами удаляются.

И ад — вовсе не концлагерь, а его обитатели — не заключенные, отданные Богом на расправу дьяволу и другим падшим духам. Над душами, заключившими себя в это место, все равно властвует Бог, Который, по свидетельству апостола Иоанна Богослова, есть любовь (1Ин 4: 16). Проблема в том, что души, не любящие Бога, воспринимают Его любовь как огнь поядающий (Евр 12: 29). Об этом замечательно сказал преподобный Исаак Сирин: «Мучимые в геенне поражаются бичем любви». В чем заключается действие этого бича? Тут можно только строить предположения. Может быть, пребывающие в аду души, лишенные укреплявшей их в земной жизни (несмотря ни на что) Божией благодати, останутся наконец предоставлены исключительно сами себе — и терзающим их страстям. И это может быть действительно страшно.

Вот как виделось это английскому писателю и богослову Клайву Стейплзу Льюису: «Спасенные идут в место, уготованное для них, а погибшие — в место, вообще не уготованное для людей… Попадая в ад, они выбывают из человечества. То, что выброшено (или выбросилось) во тьму,— не человек, а его „останки“. У полноценного, целого человека страсти подчинены воле, а воля предана Богу. У человека „бывшего“ воля, по-видимому, полностью сосредоточена на нем самом, а страсти совершенно ей неподвластны … Он уже не грешник, а какая-то свалка враждебных друг другу грехов».

Второй круг Ада

Бывший царь Крита Минос судит души

Второй круг меньше первого, только здесь начинаются настоящие мучения. На скале восседал страж Минос, бывший справедливый царь Крита, ныне превращенный в беса. Перед Миносом стояла бесконечная очередь умерших, ожидавших приговор. Бес решал, кого оставлять здесь, а кого отправлять дальше. Второй круг Ада предназначен для тех, кто в жизни поддался сладострастию и прочим любовным утехам.

Здесь место нашлось и царице блуднице Клеопатре, и троянской царице Елене, и легендарному Ахиллу. Души непрерывно разлетались ураганным вихрем, ударяясь о скалы. Сладострастие можно было и продолжить в загробном кругу. Лишь бешеный ураган не давал им покоя. Данте с вожатым направились дальше.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector