Что такое целибат🤔: воздействие на женщин и мужчин

Негативные последствия обета безбрачия

Обет безбрачия имеет тяжелые необратимые последствия для психического и физического здоровья человека. Он провоцирует ощущение неудовлетворенности своей жизнью, является мощным стрессовым фактором, делает людей озлобленными и замкнутыми, приводит к одиночеству и депрессивным состояниям. Опрос 823 католических священников, которым предписан обязательный целибат, показал, что 60 % респондентов страдают от серьезных нарушений в мочеполовой сфере, 30 % регулярно нарушают данный обет и лишь 10 % безупречно придерживаются его. Согласно опросу центрального общественно-правового немецкого телеканала, 87 % католических священников считают целибат явлением, не соответствующим духу времени, и лишь 9 % видят смысл в его существовании. Отсутствие естественной для мужчин сексуальной разрядки влечет за собой систематические занятия мастурбацией, а порой – привлечения на сексуальной почве. К примеру, шокирующими и неприятными последствиями целибата стали многочисленные факты сексуального насилия над детьми со стороны служителей-католиков, о которых заговорили еще в середине ХХ века. В наши дни эта проблема стала настолько актуальной, что была создана служба собственной безопасности, которая пытается очистить католическую церковь от растлевателей малолетних.

  • Безбрачие
  • Долой обет безбрачия?
  • Обет безбрачия: все так непросто

10 ноября (28 октября по старому стилю) отмечается день Святой Великомученицы Параскевы Пятницы. Образ Параскевы в сознании славян слился с образом женщины и имел черты Богородицы.

Святая Параскева (в переводе с греческого языка «пятница») жила в III в. и решила посвятить свою жизнь служению Богу, дав обет безбрачия. Язычники схватили ее и привели к властителю Аэтию. Параскева претерпела великие мучения: ее истязали железными гвоздями, а затем всю в ранах бросили в темницу. Бог помог Параскеве исцелиться, но палачи отрубили ей голову.

В этот день молились о всяком женском счастье. Параскева считалась покровительницей женщин. Также Параскева считалась покровительницей скота, ей молились от коровьей смерти и приносили в церковь плоды.

Имя Параскевы было связано с землей. Считалось, что грешно в этот день тревожить землю. В родники с чистой ключевой водой, которые называли пятницкими, женщины бросали деньги, предметы рукоделия (нитки, шерсть).

С XIV в. у славян появились скульптурные изображения Параскевы. Ее представляли в виде крестьянки в поневе и лаптях либо в восточном одеянии.

Иконы Параскевы Пятницы ставили на распутье, поэтому очень часто часовни при дорогах называли пятницкими.

Параскева почиталась как устроительница браков. В этот день молодожены обязательно проводили обряд угощения тестя и тещи киселем с маслом.

Также Параскева считалась покровительницей торговли. Известны пятницкие базары, которые проводили в среду или пятницу.

Видео по теме

Смысл и история возникновения целибата

Целибат – обет безбрачия, принимаемый служителями различных религиозных конфессий.

С самого начала зарождения религии, служители культа считались не обычными людьми, а посредниками между окружающим миром, и неким параллельным, или потусторонним миром, населённым духами и божествами, душами умерших, демонами.

Способности к общению с божествами и духами, якобы даруемые первобытным колдунам, волхвам и жрецам свыше, превращали их обособленную «касту», стоящую выше рядовых общинников.

Соответственно, служители культа подчинялись иным правилам жизни, нежели прочие соплеменники. Эти особенности касались практически всех жизненных сфер – начиная от одежды и различных аксессуаров, и заканчивая бытовым укладом.

С развитием человеческого общества все эти различия не только не исчезали, но наоборот, всё более увеличивались. Одним из таких «особых отличий» священнослужителя от прочих людей являлся целибат, обет безбрачия.

Смысл его состоит в отречении служителя культа от всех мирских удовольствий. Ведь главное предназначение священнослужителя, согласно древнейшим религиозным канонам, — служение высшим божествам, исполнение роли медиума при общении простых людей с потусторонними силами.

Основным из подобных греховных страстей у многих народов считалась любовь к женщине. Инстинкт продолжения рода является одним из сильнейших инстинктов в живой природе, не является здесь исключением и человек.
Поэтому отречение от любовного общения с лицами противоположного пола считался для священнослужителей наивысшим признаком полного ухода от мирской суеты, посвящению себя служению высшим силам.  

Первые достоверно известные сведения об узаконенном религиозными догмами целибате относятся к временам Древнего Рима.

Так, служительницы культа Весты – древнеримской богини-покровительницы семьи, — обязаны были на протяжении всей жизни соблюдать девственность.

За этим следили старшие жрицы, уполномоченные регулярно проверять своих «подчинённых» на целомудрие. Участие в культовых мероприятиях, посвящённых Весте, жрицы-весталки, потерявшей девственность, считалось верхом святотатства.

В христианстве целибат известен ещё с самого начала зарождения Церкви. Свидетельства о преднамеренном отречении от брака среди раннехристианских священнослужителей появляются уже в I веке.

Так, согласно церковным историкам и теологам, христианский целибат берёт начало от одной из проповедей апостола Павла.

В ней, в частности, говорит, что нет ничего предосудительного для служителя церкви в браке. Однако, «безбрачный служитель Господа поступает лучше, ибо он думает, как угодить Богу, а женатый больше думает, как угодить жене».

С чисто практической точки зрения неженатый служитель для раннехристианской церкви был более ценен, по крайней мере, по двум причинам:

Во времена становления христианства Церковь большое внимание уделяла распространению учения Христа посредством проповедей, миссионерской деятельности среди языческих народов. А решиться на далёкое и опасное путешествие было гораздо проще человеку, не обременённому семьёй, нежели имеющему на попечении жену и детей.
В первые века существования христианства, оно подвергалось регулярным гонениям со стороны римских властей

Проповедь учения становилась поводом к тюремному заключению, а часто и казни священнослужителя. Поэтому, чтобы избавить проповедников от лишнего морального груза в виде беспокойства за благополучие семьи и детей, в случае его ареста, ранние церковные апологеты рекомендовали им придерживаться целибата.

Формы целомудрия

Еще одно заблуждение состоит в том, что это явление касается только добрачных отношений, хотя на самом деле оно существует в супружестве, вдовстве и девственности.

Супругов

Понимается, как верность между супругами, при которой не происходит обращения к неестественным сексуальным практикам. В этом случае мудрость женщины дополняется проясненным умом мужчины.

Эта форма супружеской добродетели подразумевает взаимную чистоту не только в поступках, но и в мыслях, и это касается не только сексуальной сферы. Взаимная супружеская верность и уважение к своей второй половине — залог добродетельного потомства, которое впитает в себя любовь и чистоту своих родителей.

Вдовства

Эта форма предполагает хранение верности умершему супругу (супруге), сберегая в душе образ ушедшего или же наполнение своего сердца любовью к Богу.

Есть немало примеров, когда люди, утратившие любимого человека, осознавали временность земной разлуки перед грядущим вечным соединением на небесах. Тем самым они во много крат усиливали свои чувства любви и преданности, по сравнению с теми, что испытывали прежде, при жизни этого человека.

Девственности

Это сохранение своей невинности и целостности до вступления в супружеские отношения, как со стороны девушки, так и со стороны юноши. Целостность здесь подразумевается так же, как выдерживание срока созревания, взращивания духовной внутренней силы, которую в чистом виде можно будет передать дальше своим детям.

Важно не расплескать свои душевные силы, не утратить умение любить всем сердцем, сохранить утонченность чувств, донести эту полную чашу тому, кому она предназначена. Существует множество примеров, когда люди поначалу придерживались свободных отношений без обязательств и каких-либо нежных чувств, а позднее желали полюбить своего единственного, которого, наконец, встретили, но не могли, так как давно растратили все силы души

В чем именно проявляется эта болезненность?

Целомудрию Церковь противопоставляет распущенность и разврат. «Распутный», «блудящий» означает, что человек заблудился, свернул с пути. Эти выражения, через которые мы говорим о телесной нечистоте, о том, что человек потерял путь к Богу — пренебрег имеющимися способами борьбы с грехом. Это не может не сказаться на внутреннем, душевном состоянии человека.

Во-первых, распутный человек никогда не станет состоявшейся сильной личностью. Будучи разрушен своими собственными ошибками, не умея пользоваться волей, разумом и мудростью, не соединив в себе эти разлетевшиеся куски Адама и даже не стремясь к этому, находясь в ситуации, когда тело не слушается духа, он не может обрести того, что мы называем внутренним стержнем.

Во-вторых, мой небольшой опыт наблюдения за жизнью многих знакомых мне — в том числе еще со школы — людей показывает, что большинство из тех, кто рано начал вести распущенный образ жизни, не познал счастья в браке.

Из-за постоянного переключения с одного, как сейчас говорят, партнера на другого целостность человека разрушается, и он уже не в состоянии полюбить всем сердцем. Он все время сравнивает свои нынешние отношения с предыдущими и не может отдать всего себя одной любви, ведь часть его естества осталась в прошлых связях.

Мы знаем слова апостола Павла: совокупляющийся с блудницею становится одно тело с нею (1 Кор 6:16). То есть эта связь, как рубец, остается с ним навсегда. Поступая подобным образом, ведя распутный образ жизни, вы дробите свое познание Бога, мира и любимого человека на бесконечные фрагменты.

В-третьих, нецеломудренный человек, сам не являясь человеком целым, и своего супруга не воспринимает как целостную личность, любит не всего человека, а лишь его телесную составляющую, душевную частично, про духовную и речи нет. Он умеет только владеть и пользоваться, даже если обставляет это очень красиво и романтично.

В-четвертых, такой человек, естественно, не способен к любви как служению, ведь он нацелен исключительно на получение, обладание и присвоение себе. Это любовь конечная: как только иссякает то, что человек привык получать — супруг состарился, заболел, обнаружились его незаметные раньше недостатки, — иссякает и его любовь, и он ищет замену.

Потому и предполагается, что христианская семья может быть создана только с одним человеком. Христианин хранит себя в телесной чистоте до брака для будущего супруга. Церковь считает: все, что нужно познать мужчине в женщине, есть в его жене. И все, что нужно познать женщине в мужчине, есть в ее муже.

Нарушая свое целомудрие, человек разрушает целостность своей души, которая должна быть подарена, посвящена супругу. Для христианина естественно не вступать в добрачные связи — для него это потеря. Потеря возможности той любви, до которой он хочет дотянуться.

А до любви как до служения можно дорасти только в браке, когда человек на протяжении всей своей совместной жизни с любимым возрастает до полного раскрытия личности своего супруга. Причем он любит и тогда, когда в полной мере получает ответную любовь, и когда получать ее перестает — это не является препятствием для любви.

Как священник, я постоянно вижу, как нецеломудренный человек, став христианином и решив изменить свою жизнь, часто претерпевает горькие неудачи в попытках построить семью по церковному образцу — ему мешает его прошлый жизненный опыт. Целомудренному до брака человеку гораздо легче стать счастливым в семейной жизни, потому что вся та часть его души, которая создана Богом для сочетания с супругом, отдана единственному человеку.

Каков твой мотив?

Другим грозным фактором является как тантрической сублимации вписывается в индивидуальные особенности вашей личности. Вы перфекционист, ожидая, чтобы получить это право впервые, и все больше и больше прав, как вы идете со мной? Или вы духовно конкурентоспособной и думаю, сублимация сделает вас «больше» духовным, чем другие? Вы из старой школы секса и чувствовать, что безбрачие надлежащим образом сдерживать своенравие? Вы склонны впадать в крайности, ожидая колеблются от сублимации сексуальной произнести отказаться? Возможно, вы считаете себя слишком зависимой и чувствуете, что вы можете делать это получить одобрение кого-то. Другая возможность состоит в том, что вы можете злиться на кого-то, и вы хотите нанести ваш обет безбрачия на их мести.

Как вы можете догадаться, все эти мотивы могут серьезно сузить опыт сублимации, по крайней мере на начальном этапе. Как вы прогресс, однако, более позитивные мотивации основана в новых впечатлений могут возникнуть.

Подумайте, нужны ли вам, возможно, не пытается избежать проблем социального взаимодействия, перейдя безбрачия. Мало того, что такая неравномерность роста неудовлетворительным, высокая степень близости, что тантрический сублимации работает на не позволят.

Если вы собираетесь заниматься с партнером, наблюдать, каким образом любые проблемы, которые обычно были в то время как говорить о сексе возникают во время разговоров о попытке безбрачия

Обратите внимание, какой партнер хочет заниматься более, который действует, как будто он или она знает о нем больше, кто принимает это более серьезно, и так далее. По возвращении в основу эрос-как-тайна, вам будет оказана помощь в выбивании себе из этих иерархических и поляризационные динамику

Наконец, вы можете быть обеспокоены СПИДом, проблемные отношения, быть отвергнутым или получения совершенных или сексуальной деятельности

Важно, чтобы вы, как честный, как вы можете о таких проблем, как вы установите на свой целибат пути. Ваш тантрической практике может даже помочь решить некоторые из этих нытье заботы эго-ума, как вы обнаружите моменты самопринятие известный как «мир, который превыше всякого ума»

Древняя Греция и Рим

В Спарте и многих других греческих городах отказ от брака был основанием для утраты гражданства и мог быть привлечен к ответственности как преступление. И Цицерон, и Дионисий Галикарнасский заявили, что римское право запрещает безбрачие. Нет никаких записей о таком преследовании, равно как и о римском наказании за отказ вступить в брак.

Пифагореизм был системой эзотерических и метафизических верований, которых придерживался Пифагор и его последователи. В пифагорейском мышлении преобладал глубоко мистический взгляд на мир. Кодекс Пифагора также ограничивал его членов от употребления в пищу мяса, рыбы и бобов, которые они практиковали по религиозным, этическим и аскетическим причинам, в частности, из-за идеи метемпсихоза — переселения душ в тела других животных

«Сам Пифагор основал небольшое сообщество, которое уделяло первоочередное внимание учебе, вегетарианству и сексуальной сдержанности или воздержанию. Более поздние философы полагали, что целомудрие будет способствовать отстранению и уравновешенности, требуемым призванием философа».

Исторический факт

Первые упоминания о целибате содержатся в правилах Эльвирского собора, датированных IV веком. Священнослужителям предписывалось пожизненно соблюдать обет безбрачия. Нарушители навсегда отлучались от церкви и даже на смертном одре не могли получить прощения. Информации о женском безбрачии древние документы не содержат.

Женский целибат рассматривался в контексте сохранения чистоты души и тела — отсутствия отношений с мужчинами до замужества и в случае смерти супруга. Строгих последствий нарушения целомудрия для женщин, как в отношении служителей церкви, не было. Обрядового содержания обет безбрачия не имел. Воспринимался как установленная моральная норма.

Существующие с языческих времён обеты распространены по миру и теперь.

Литература

  • Мэ (Мау), Э., Elements du droit romain.
  • Аккариа (Accarias), Pr é cis du droit romain.
  • Гейнекциус, Ad legem Juliam et Papiam.
  • Ривиер, Des successions en droit romain.
  • Шавар (Chavard), аббат, Le c élibat des prètres et ses consé quances, Женева, 1874.
  • Смит (Smith) и Читман (Cheetman), «Celibacy,» Dictionary of Christian antiquities, Лондон, 1875.
  • Шмидт, Histoire de l’Eglise d’Occident pendant le moyen âgê, Париж, 1885.
  • Августин Тейнер (Theiner), Die Einf ührung d er erzwungenen Ehelosigkeit bei den christlichen Geistlichen und ihre Folgen, 2 тт., Альтенбург, 1828 (2-е изд. 1845).
  • Lanrin, Der Celibat der Gelistlichen nach kanonischen Recht, Вена, 1880.
  • Lea, Henry, An historical sketch of sacerdotal celibacy in the christian church, Бостон, 1884.
  • Фон Шульте, Der Coelibatzwang und dessen Aufhebung, Бонн, 1876.
  • Holtzendorf, Der Priestercoelibat, Берлин, 1875.

Венец безбрачия у мужчин

Если вы думаете, что венец безбрачия- это сугубо женская участь, то вы глубоко ошибаетесь.


Это проклятие также может постигнуть и мужчину.

Нужно понимать, что это своего рода испытание, которое можно преодолеть. Любые трудности и испытания посланы ему с целью стать сильнее, сделать выводы и изучить новые жизненные уроки.

Нередко мужчина получает венец безбрачия после болезненного развода с бывшей женой. В некоторых случаях отрицательные проявления исходят от родственников по мужской линии или же недоброжелателей.

Как же определить венец безбрачия у мужчины?

По сути, признаки его наличия для мужского пола очень схожи с тем, что было сказано выше о женщинах. У мужчины либо огромное количество любовных связей, не вытекающих в серьезные отношения, либо полное отсутствие личной жизни.

Если причиной одиночества мужчины является венец безбрачия, его следует удалить, выбрав один из вышеуказанных методов.

Итак, с безбрачия безбрачия можно и нужно бороться.

Чтобы его устранить, можно обратиться к магу, колдуну или же провести чистку самостоятельно. Однако, прежде чем начинать какие-либо действия, необходимо уметь отличать банальные психологические проблемы от сглаза, порчи и, как следствие –венца безбрачия.

Помните о том, что самым сильным оружием против любого негатива является ваше положительное отношение к жизни, а также осторожность.

Монахи против плотского влечения

В первую очередь следует понять, что в принципе не каждый человек способен на такую жизнь. Некоторые монахи все же покидают стены монастыря, не в силах придерживаться строгих правил. Однако каждый, кто соглашается на данный образ жизни, понимает, какие ограничения он налагает, потому будущий послушник осознанно принимает это решение.

Чтобы воздерживаться, монахи много времени проводят в молитвах и изнурительной работе. Они читают особые изречения старцев о борьбе с плотью и так стремятся усмирить в себе желания с помощью силы мысли. Служители монастыря занижают значимость телесных наслаждений, противопоставляя им служение Богу без отвлечений.

Этому способствует обособление верующих мужчин от женского общества и отсутствие любой связи с внешним миром. Некоторые монахи становятся настолько поглощенными жизнью в монастыре, что со временем привыкают к данным ограничениям, организм некоторых адаптируется, и влечение проходит совсем.

Правда нельзя сказать, что всегда это обходится без каких-либо последствий для здоровья человека. Однако есть многие люди, не дававшие обет безбрачия, но живущие так в связи со сложившимися обстоятельствами. Потому что каждый выбирает для себя то, что считает более важным и готов ради этого чем-то жертвовать.

Принудительное безбрачие

Безбрачие может быть формой наказания для одного или обоих супругов. В значении карательной меры безбрачие известно римскому праву, по которому в тех случаях, когда брак расторгался за прелюбодеяние, виновному запрещалось вступать в брак с лицом, участвовавшим в прелюбодеянии. Восточно-римское законодательство допускало различие между мужем и женой: неверная жена по расторжении брака осуждалась на безбрачие, а неверный муж не подвергался этому наказанию.

Каноническое право Православной Церкви запрещает брак между участниками в прелюбодеянии лишь в том случае, если последнее учинено было по предварительному соглашению виновных с той именно целью, чтобы расторгнуть прежний брак одного из них и получить возможность соединиться между собой новым браком. По церковному праву Русской Православной Церкви при расторжении брака по причине прелюбодеяния виновный в нем супруг осуждается на безбрачие. У лютеран существовало временное принудительное безбрачие, соблюдаемое после смерти супруга.

В конце XIX века Россия и ряд западных государств в некоторых случаях предписывали карательное безбрачие. В России был также запрещен брак после 80 лет, а также 4-й брак.

Брак и безбрачие – две стороны одной нормы

Для начала давайте разберёмся в предварительных понятиях. Духовных лиц можно разделить на две условные категории: духовенство и монашество. К духовенству относятся люди, получающие от Церкви право священнодействия. Это три иерархические степени: епископы, священники и диаконы. В свою очередь монашество иерархической степенью не является. Оно представляет собой не что иное, как особый образ жизни, тогда как иерархически монахи стоят на одной ступени с мирянами.

Вот как раз для монахов безбрачие и является нормой жизни. Здесь нет ничего от «бремён неудобоносимых» (Лк. 11:46) или угнетения человеческой свободы. Первое и главное, что требуется от желающего стать монахом – осознанное желание и свободный выбор. Когда же человек этот выбор делает, он попадает в среду, живущую по собственным, весьма строгим, правилам. Цель монашества – полное отречение от мирской жизни, от суеты мира сего и излишних житейских попечений. В этой связи естественным видится отказ от семейной жизни и брака, поскольку, имея обязательства перед женой и детьми, полностью посвятить себя Богу невозможно. Собственно, само слово «монах» происходит от греческого «моно» – один. Итак, безбрачная, уединённая жизнь – норма для монаха. И не нужно задавать вопросы о том, как монахи живут без женщин. Выбор монашеской жизни – это, как правило, сознательный выбор зрелого человека, знающего мир и мирскую жизнь, понимающего, от чего и ради чего он отказывается, а потому в женщине как спутнице жизни элементарно не нуждающегося, поэтому без женщин монахи обходятся самым что ни на есть естественным образом.

С духовенством же всё несколько сложнее. Низшие степени священства – священники и диаконы – отличаются между собой разновидностью служения. Одни (и их большинство) несут служение приходское, то есть служат в городских и сельских храмах или же в соборах. Соответственно, живут в миру, имеют одни интересы и одни заботы со своими прихожанами и потому хорошо знают, чем их паства живёт и дышит. В подавляющем большинстве приходские священники и диаконы являются людьми семейными, имеющими жён и детей. С одной стороны – в этом их благо, поскольку священнослужитель, занятый большую часть времени в храме или в связи с ним, может позволить себе быть спокойным за бытовую сторону жизни. А кроме того, это – возможность регулярного снятия психологического напряжения, без которого в священническом служении не обходятся никогда и которое ничем не снимается так эффективно, как временем, проводимым в кругу семьи и посвящаемым жене и детям. С другой стороны, семья – это ещё и определённая пастырская необходимость. Поди пойми, чем живёт большинство твоих семейных прихожан, если у самого ни семьи, ни жены, ни забот, ни проблем.

Конечно, в диаконы или священники нередко рукополагают монахов. Надо ведь кому-то и в монастырях служить. Впрочем, жизнь монаха в священном сане мало отличается от жизни монаха вообще. Поэтому священнослужители-монахи обходятся без женщин столь же естественно, сколь и их нерукоположенные собратья.

Кроме того, из монахов, точнее исключительно из монахов, избираются епископы – высшее духовенство. И, естественно, их жизнь проходит по-монашески уединённо. Хотя насыщенность и напряжённость архиерейского служения невероятно далека от тихого монастырского жития, вряд ли стоит недоумевать тем, что и архиереи обходятся без женщин: если у простого монаха мы предполагаем определённый уровень сознательности и твёрдости в выборе монашества, то не тем ли более эти качества должны быть присущи епископу, избираемому из монахов с мудростью и опытом.

Целибат

Простыми словами, целибат – это принятие обета безбрачия на уровне религиозных соображений. С латинского целибат переводится как «неженатый» Данный опыт со стороны клятвы берет начало еще с язычества и имеет свое распространение по всей земле.

  • Буддисты склоны отказаться от семьи, чтобы достичь духовного развития.
  • При иудаизме отказ от секса имеет временный период.
  • В древние времена жрицы, поклоняющиеся богине Весты, связывали свою жизнь с безбрачием.
  • Каждый католик, кроме дьякона, не имеет права жениться.
  • В православии епископом может стать исключительно монах и безбрачный священнослужитель.

Целибат для мужчин

У мужчин имеются как личные, так и религиозные причины вести жизнь холостяка и отталкиваясь от собственной воли отказываться от секса. Нет обязательства иметь статус священнослужителя. Каждый имеет право не заниматься сексом, руководствуясь своими собственными соображениями.

Безбрачие в жизни мужчины связано с отсутствием плотской утехи, для приближения к господу, отстраняясь от семьи.

Целибат для женщин

Женский пол аналогично свою жизнь посвящают господу, отстраняясь от мирской жизни. В современном мире наблюдается немало европеек и индийских женщин, добровольно отказавшихся от замужества. Их жизнь посвящается богу, духовному развитию, погружаясь в медитирование.

Целибат – польза и вред

Отношение к обету безбрачия во всем мире разное, менялось оно и на протяжении веков. И сегодня находятся сторонники и противники «холостяцкой системы». Католические священники обязаны соблюдать строгий целибат, но в последнее время этот вопрос активно поднимается, так как прихожане утверждают: принудительное воздержание негативно сказывается на работе священнослужителей. Православный целибат более лоялен, но и здесь могут быть разные толкования.

Польза целибата

Целибат – необходимое условие духовного роста. Священники ближе к богу, чем люди, живущие «в миру». Они отгораживают себя от всех благ, желаний, радостей и не ставят никого (ни жену, ни детей) между собой и Господом. Что дает целибат священникам? Время на себя, на молитвы и размышления о высшей сущности. Если рассматривать понятие, как половое воздержание, можно и найти плюсы:

  1. В этом смысле целибат является гарантией сохранения внутренней энергии человека, клеток тела и мозга.
  2. В доказательство того, что удержание семени благотворно действует на ум, приводят таких великих мыслителей, как Платон, Аристотель, Пифагор, Леонардо да Винчи, Ньютон, Бетховен и др. Они вели жизнь воздержания.
  3. Логично избегать беспорядочных половых связей не только в молодости, но и в зрелости. Это сохранит здоровье и моральный облик человека вне зависимости от пола.

Целибат – вред

Ошибочно полагать, что связь между мужчиной и женщиной осуждают все мировые религии. Негативно относится к обету безбрачия иудаизм, ведь еще в Библии прописано – людям надо «плодиться и размножаться». Англикане и большинство протестантов тоже отдают предпочтение женатым священнослужителям. Главный довод, который приводят люди, не приемлющие целибат: что это такое учение, которое противоречит естественным функциям, потребностями человека. Есть и другие минусы:

  1. Отсутствие интимной жизни может привести к заболеваниям половой сферы: простатиту, атрофии мышц таза, раку и пр.
  2. За неимением физической и психологической разрядки становится причиной комплексов, скрытых желаний. Иногда они выливаются в совершение преступлений.
  3. Блюсти целибат могут лишь люди, готовые к этому. Необходимо смирение и собственное волевое решение.
  4. Неправильно растолковывая учение, некоторые священники видят греховной связь с женщиной и становятся мужеложцами. Известно много случаев, когда католические священнослужители совращали детей, лишь бы подавить свое желание.
  5. Некоторые замещают секс мастурбацией, а это тоже грех.

Целибат – что это?

Целибат – это принятый по религиозным соображениям обязательный обет безбрачия. Термин произошел от латинского слова caelibatus, что значит «неженатый». Подобные клятвы существуют с языческих времен и распространены по всему миру.

  1. Буддистские монахи отказываются от создания семья ради духовного роста.
  2. В индуизме обет принимает постоянную или временную форму отказа от секса.
  3. Даже древнеримские жрицы богини Весты принимали обеты безбрачия.
  4. Все католики за исключением дьяконов, обязаны быть неженатыми.
  5. Православными епископами могут стать лишь монахи и безбрачные священники.

Целибат для мужчин

По личным причинам или религиозным соображениям мужчина может оставаться холостяком и добровольно вести асексуальный образ жизни. Не обязательно иметь для этого сан священника – принять обет безбрачия может любой, руководствуясь собственным мнением о «правильности» жизни. Целибат для мужчин – это отказ от всех плотских утех, гарантия сохранения энергии организма и (если в деле замешана религия) возможность быть ближе к господу, не ставя на пути к нему семью.

Целибат для женщин

Представительницы слабого пола также могут посвятить себя воздержанию и вести чистую жизнь, жертвуя себя богу или любимому делу. В наше время некоторые европейки и многие индийские женщины добровольно отказываются выходить замуж. Они усмирили плоть, служат Богу и людям: читают лекции, преподают в школах, участвуют в религиозных конференциях и активно познают себя, медитируя и ведя духовные дневники

Важно не подменять понятия, ведь женщина, которая соблюдает целибат, не просто отказывается от бытового рабства и подчинения мужчине. Она находит гармонию в своем состоянии

Морфологические и синтаксические свойства

падеж ед. ч. мн. ч.
Им. целиба́т целиба́ты
Р. целиба́та целиба́тов
Д. целиба́ту целиба́там
В. целиба́т целиба́ты
Тв. целиба́том целиба́тами
Пр. целиба́те целиба́тах

це-ли-ба́т

Существительное, неодушевлённое, мужской род, 2-е склонение (тип склонения 1a по классификации А. А. Зализняка).

Корень: -целибат-.

Это интересно: Что такое четверговая соль: объясняем основательно

Возникновение целибатного священства в Русской Церкви

До середины XIX в. Церковь придерживалась практики рукоположения или женатых, или иноков, несмотря на наличие отдельных  исторических  примеров  целибатных  иереев, не принимавших монашества.

Первое рукоположение 

Прецедент рукоположения небрачного мирянина без пострига в монахи создан в 1860 г. Это принятие священства профессором Московской Духовной Академии, известнейшим церковным историком Александром Васильевичем Горским.   Стремясь  стать монахом, он с юности соблюдал девство, но, под влиянием родителей, не принял пострига, впоследствии многие годы  посвятил обучению будущих пастырей.

С предложением рукоположить этого достойнейшего человека выступил, пожалуй, самый авторитетный из тогдашних русских архиереев, митрополит Московский Филарет (Дроздов), в специальном сочинении подробно обосновавший такую возможность примерами из истории.

24

Марта
1860 года

Свт. Филарет рукоположил Александра Васильевича во диакона, а спустя еще 3 дня – во священника.

Так в Русской Церкви появилась практика целибатного священства. Впрочем, рукоположение о. Александра – единственный ее пример до 1917 г.

В советские годы 

Целибат священства в наибольшей степени распространился с началаXX, во время антицерковных гонений. В 1940-е среди рукополагаемых появляются люди, не имеющие возможности принять иночество из-за массового закрытия монастырей, но не желающие также брака.

Интересный фактПожалуй, самый известный целибатный священник советских лет – о. Иоанн  Крестьянкин. С детства желая стать иноком, он рукоположен во диакона митр. Николаем (Ярушевичем) 14 января 1945 г. В том же году, 25 октября патриарх Алексий I посвятил диакона Иоанна во иереи. А вот постриг принять ему удалось только в 1966 г., после чего (с 1967)   подвижник около 40 лет провел в Псково-Печерском монастыре, став известным всей стране старцем-духовником. 

В наши дни 

Новая «волна» рукоположений безбрачных мирян началась с возрождением церковной жизни с начала 1990-х гг. Тогда, с одной стороны, не хватало пастырей, с другой – многие, желавшие послужить Церкви, не были готовы ни к браку, ни к иночеству. Сейчас верующие и священноначалие оценивают эту практику неоднозначно. 

3 февраля 2011 г. Архиерейским Собором Русской Церкви принято постановление «О хиротонии безбрачных лиц, не состоящих в монашестве». Оно определяет ряд требований, предъявляемых к будущим священнослужителям.

Среди них:

  • возраст от 30 лет;
  • наличие высшего богословского образования;
  • обоснование рукоположения правящим архиереем на основе личного прошения рукополагаемого, рекомендации его духовника, других документов.

Собор определяет, что практика принятия священнического сана мирянином, не состоящим в браке, рассматривается, как «исключительная».

Виды венца безбрачия

Изначально считалось, что венец безбрачия может быть наложен исключительно на представительниц женского пола. Если женщина до тридцати лет не обзаводилась отношениями, на ней ставили клеймо старой девы. Принято было считать, что она обречена быть одинокой, ведь на ней лежит особая печать, обрекающая жить без мужа и ребенка.

Сегодня же можно сказать, что венцу безбрачия могут быть подвержены и мужчины. В этом случае порча выражается робким поведением среди людей.

Кроме того, венец безбрачия разделяют на три вида:

  1. По родословной линии. Эта порча самая сильная, она и передается поколениями. Ее накладывают за то, что один из предков совершил грех. Избавиться от такого венка можно только используя сильную молитву.
  2. Магическое влияние. Оно направлено на одного, конкретного человека. На него направляется сильная порча.
  3. Психологический. И Специалисты в области психологии и в области магии утверждают, что такой вид не относится к порче. Родовым проклятием тоже отношения не имеет. Первопричиной такого венца можно считать скандалы в семье, которые ухудшают моральное состояние.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector