Читаем апостол. 17 августа. любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла
Содержание:
- Введение
- Апостол Петр – отречение
- Любовь в Библии и в современном языке — одним словом о разном
- Подражание Христу
- Расколы и падения
- Толкование первого и второго наставления святого Апостола Павла
- Примеры[править]
- Смерть — приобретение: отношение к исходу из жизни
- 11 заповедь Нового Завета
- Свт. Лука Крымский
- Образованный иудей и простой рыбак
- Апостол Павел о любви и браке
- Жизнь апостола и создание Посланий
- До 34 года: прежде обращения в христианство
- 32–34: принятие христианства и начало проповеднической деятельности
- 45–49: первое миссионерское путешествие
- Апостольский собор 49 или 51 года в Иерусалиме
- 50–52: второе миссионерское путешествие, встреча с Петром
- 52–58: третье миссионерское путешествие
- 58–63: кесарийские и первые римские узы
- 63–66: четвертое миссионерское путешествие
- 67: вторые римские узы и мученическая кончина
- Монастыри и храмы во имя святителя Петра, митрополита Московского
Введение
Все мы знаем, каким может быть это чувство между матерью и маленьким ребенком, женщиной и мужчиной, взрослыми детьми и престарелыми родителями. Но христианская любовь это нечто значительно более значительное, глубокое, всеобъемлюще. И далеко не каждый простой христианин и даже священнослужитель может постичь всю глубину этого чувства, которое превращает простого человека в истинно верующего.
Впервые о любви как основе христианства говорит Сын Божий в Нагорной проповеди, но и сегодня простой на первый взгляд постулат не могут полностью разъяснить лучшие теологи и философы христианского мира. И даже спустя более чем две тысячи лет каждый из них обращается к письму христианам города Коринфа, в частности к его XIII главе, которая на протяжении всей истории религии получила название «Гимн любви».
Пожалуй, никто из апостолов – учеников Христа не смог лучше сформулировать, что представляет собой понятие христианской любви.
Апостол Петр – отречение
Горячий по характеру, апостол Петр загорелся желанием служить Христову учению, однако так же внезапно и отрекся от Него уже при аресте. Апостол Петр был в числе избранных учеников Господа, которых он собрал на Елеонской горе, чтобы рассказать о Страшном Суде и будущем человечества. Сопровождал он Христа и на закате Его земного пути: на Тайной Вечере он принял Причастие из рук Христа, затем вместе с другими апостолами в Гефсиманском саду пытался заступиться за Христа, но испугался и, как и все, скрылся. Петра спрашивали, не ходил ли он вслед за Христом, а он сказал, что не знает Иисуса вообще. Видя смерть Христа, как и другие апостолы, испугавшись подойти к Его Кресту, он со временем покаялся в своем предательстве Господа.
Во время Распятия апостолы из-за страха быть убитыми не подошли ко Кресту Господа, кроме одного апостола Иоанна. Однако после Воскресения Христа они уверовали в Божественную волю о Распятии, смерти и Царствии Господа, поняли это до конца.
При Вознесении Господнем апостол Петр с другими получил от Господа благословение идти и научить Евангелию все народы, крестя их во имя Святой Троицы: Бога Отца – Саваофа, Бога Сына – Иисуса Христа и Святого Духа – невидимого Господа, зримо пребывающего в человеческой истории только в виде огня, дыма или голубя. Святой Дух и снизошел на апостолов Петра и его брата Андрея, Богородицу и других апостолов, пребывавших в Сионской горнице – месте Тайной Вечери – в Пятидесятницу, то есть в память о Воскресении Христовом совершавшими трапезу в пятидесятый день после него.
Любовь в Библии и в современном языке — одним словом о разном
С каким понятием современный человек отождествляет слово “любовь”? В большинстве случаев любовью называют специфические отношения между мужчиной и женщиной. Они сопряжены с взаимной привязанностью, страстью в отношениях, с некоторыми обязательствами по отношению друг к другу (верностью, взаимностью, часто со свободой).
В нашем овеществленном мире свойствам “любви” придают все больший материальный окрас. Любовь представляют как героические поступки, завоевание “предмета обожания” любыми способами, дорогие подарки, о которых вещают из медиа пространства. Все хотят, чтобы их любили, но при этом забывают, что любить – это прежде всего отдавать. Это никак не вяжется с принципом «любовь долготерпит».
Подражание Христу
От описания Рая Павел спустился вниз и описал заповеди архиереям, которых он умоляет подражать Христу.
Потрудился дать заповеди священникам, простым христианам и всем тем, кто любит Бога.
Павел целый пласт учения отвел Духу, Его свойствам и признакам нашей жизни в Духе.
Павел по-новому взглянул не только на жизнь, но и на смерть. Как писано об этом в акафисте:
Он обратился ко всем тем, для кого любовь хоть что-то значит. Он обратился ко всем тем, для кого любовь и Бог связаны воедино.
То, что Бог есть любовь, нетрудно заметить любому наблюдательному человеку. Любовь в своей глубине непременно уходит в таинственные глубины, где непременно встречает Бога. Настоящая любовь всегда божественно жертвенна, животворна и созидательна.
Для нас, простых людей, самым ценным в послании апостола Павла, без сомнения, является то, что мы теперь называем Гимном Любви. Наверное, нет такого русского человека, который бы не слышал и не восторгался бы словами Послания к коринфянам. Это гимн невероятной красоты и глубины. Никто не напишет о любви лучше, разве только явится новый Павел:
Павел отлично понимал, что любовь – это не просто так, а это – дар Духа Святаго. Любовь – это существо Бога, даруемое нам с неба и роднящее нас с Богом. Она приносит благодать в этой жизни и бессмертии после гроба.
Апостол Павел раскрыл замысел Бога о любви и пояснил, как она может быть сутью закона, к которой закон приближается, но никогда не охватит.
В Номоканоне есть интересное место, в котором епископ сетует клирику за то, что тот ищет правила на все случаи жизни, и отвечает, что закон и правило на всё написать невозможно, и что тому, чего нет в Правилах, должен нас научить Святой Дух.
Павел не отрицает закон, он только выстраивает иерархию отношений с Богом. Закон – как детские пинетки для младенца духом. Закон – как гарантия и защита от дурака. Он задает некий гарантированный уровень правильных отношений с Богом. Закон также есть система воспитательная, тренирующая и закаляющая характер. Закон придает форму жизни в духе. Ведь не может форма веры иметь то, что любому взойдет на ум.
Но закон – это только закон. В самом законе нет сущности. Форма сама себя не оправдывает.
Сущность только в Боге, в той Его части, которую мы способны принимать и которую Он нам Сам даровал – в Духе Святом, нашем благом Утешителе и Защитнике.
Апостольское служение – это история служения Святого Духа в людях и через людей. И наша жизнь со Христом – это тоже только история нашей жизни в Святом Духе. Имеем в себе Духа Святого – мы живем. Нет – всё то время, которое мы провели вне Духа – это смерть наяву.
Жизнь апостола Павла так красива, так хороша, так благодатна, так благородна, что сама служит лучшей проповедью. Ведь не может человек по-пустому тридцать раз стоять на пороге смерти и радоваться, не может тонуть и хвалить Бога, не может болеть и великодушно доверять Богу, если в нем нет того, что всё это покрывает – благодати Святого Духа.
Капелла Норманнского дворца в Палермо
Мы все страдаем от уныния. Мы всё время желаем отдохнуть. Мы всё время обижаемся и боремся. А совсем рядом лежит мир, открытый взорам трудами Павла – мир Духа и Любви. Странно не то, что мы жалуемся, а то, что мы, стоя на пороге Царствия Божиего, не желаем в него входить, несмотря на свидетельство таких прекрасных людей, как апостол Павел.
Расколы и падения
Предполагают, что после ухода Павла в город пришли другие проповедники Господа. Среди них были:
- Аполлос, добрый знакомый Акиллы и Прискиллы, друзей Павла; с ним они познакомились в Эфесе;
- возможно, ученики апостола Петра, а также другие проповедники.
Как это часто бывает, по особой любви к этим красноречивым учителям высокой духовной жизни коринфские христиане стали чрезмерно почитать кто Аполлоса, кто Петра, а кто-то особенно помнил ушедшего Павла.
Немало досаждали коринфянам также соблазны богатого города, так трудно совместимые с христианским аскетизмом. Узнав об этом, Павел пишет свои послания молодой общине.
Толкование первого и второго наставления святого Апостола Павла
Свое 1 послание Павел начинает с именования себя «волею Божиею призванным Апостолом Иисуса Христа» (1 Кор.1:1), напоминая: слова, некогда сказанным им коринфским христианам, произносились не от себя.
«Разве Христос разделился?» (1 Кор. гл. 1-4)
И это напоминание было не лишним. В общине не было мира из-за постоянных расколов. А причиной их было, по сути, человеческое, мирское мудрование, связанное с авторитетом того или иного христианского учителя, отчего христиане объявляли: «я Кифин», «я Аполлосов», или «Павлов».
Скорбя о таком неразумии, Павел, духовный отец общины, напоминает о своей проповеди в Коринфе: как он пришел в город, не известный здесь никому, будучи «в немощи и в страхе и в великом трепете» (Деян. 18:3). Кем же обращены коринфяне? Неужели скромным проповедником? Не Самим ли Господом?
Да и сами христиане – много ли среди них сильных мира сего? «Посмотрите, братия, кто вы призванные: не много из вас мудрых по плоти, не много сильных, не много благородных; Но Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых; и немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное» (1 Кор.1:26). Так стоит ли гордиться, да и чем?
Грехопадения (1 Кор.:5-6)
Говоря, что некоторые из верующих возгордились своей мнимой праведностью, Павел более всего скорбит о том, что праведности этой нет даже по рассуждению человеческому.
Может ли быть христианином блудник, развратник? А в общине Коринфа, едва только начавшей христианскую жизнь, уже появился человек, не справившийся со своими страстями, так что «вместо жены имеет жену отца своего»: кровосмешение, отвратительное даже для многих язычников. Упоминает св. ап. Павел также:
- идолослужителей, почитающих как Христа, так и языческих богов;
- лихоимцев-корыстолюбцев;
- пьяниц;
- воров;
- злоречивых, постоянно впадающих в осуждение.
Да, этих грехов немало в мире, окружающем Церковь. Но когда совершающий их еще называется братом, христианином – «с таким даже и не есть вместе» (1 Кор. 5:11). Грозны слова Апостола, обращенные к таким лжебратиям:
Порицает Апостол также столь распространенную в богатом городе приверженность к материальным ценностям. С глубокой скорбью он говорит о корыстолюбии верующих: те, кто ищет Царства Небесного, ссорятся из-за ценностей мира сего, да еще идут судиться в языческие суды. Так в чем же их христианство?
Вопросы верных (1 Кор.7-12)
Но сказанное Павлом – не приговор падшим. Уже с 7 главы послания мы узнаем: оказывается, писание Апостола – не просто скорбь о духовных чадах, а ответ на их вопрошания.
Какие бы ошибки ни делали христиане, они любили своего духовного наставника и спрашивали его, как жить среди языческого мира, как правильно поступать по заповедям.
О браке
Говоря о супружестве, учитель коринфян не отрицает брака, однако напоминает: «проходит образ мира сего». А потому заботиться лучше о своей душе, а не о мирских дела, угождении мужу или жене.
Значит ли это, что верные должны оставить жен и мужей? Нет, более того: даже если супруг неверующий, лучше остаться с ним – как знать, не придет ли спасение через верующую жену или мужа?
Итак, нет необходимости в чрезмерном неразумном воздержании, впрочем, девство Апостол признает лучшим брака, ибо так проще угодить Господу.
Христиане и язычники
Несколько глав (8 и 10) посвящены животрепещущему для общины языческого города вопросу: общаться ли с иноверцами? Ответ прост: да. Но человеческое общение не означает духовной близости.
Принимай угощение, однако откажись от него, если знаешь, что пища – идоложертвенная. Приходи в гости к соседу-язычнику – но не посещай языческих капищ. Итак, христианин нетерпим к язычеству, но не к людям, еще не просвещенным верой.
Поведение в храме
Отвечает св. Павел также на вопросы о том, как вести себя на молитвенном собрании. Здесь вновь – скорбь о немощи духовных детей. Кто-то неразумно превозносится, иная жена пытается учить, не сообразуясь со своим достоинством, иная – неподобающе одевается.
Но больше всего огорчают «агапы», вечери любви, на которых верующие должны помочь бедным, даже голодающим, а между тем «всякий поспешает прежде других есть свою пищу, так что иной бывает голоден, а иной упивается» (1 Кор.11:21).
Отличают ли верные храм Божий от «домов, чтобы есть и пить»? Сознают ли последствия? Ведь от такой «агапы», пишет Апостол, «многие из вас немощны и больны и немало умирает», ибо, по слову святого, собираются на осуждение себе (1 Кор. 11:30, 34).
Все ли чудотворцы?
И вновь Павел возвращается к теме расколов среди верующих. Кто выше, чье служение больше? Он пишет, что Церковь – единое тело Христово. И о каждом верующем – свой план Божий, а потому различны дарования. Ссориться из-за этого нет смысла:
Итак, завидовать ближнему – неразумно, да и богопротивно.
Примеры[править]
Общееправить
Вероятно, сюда следует отнести и «межавторские циклы», выросшие из авторского проекта и публикуемые с благословения автора.
Мифология и фольклорправить
А вот что в отношении Библии является сабжем — так это слова отцов церкви и решения вселенских соборов: считаются каноном, хотя в «Библию» не входят. Для православных и католиков — у протестантов и армян мнение несколько другое.
Литератураправить
- Сильмариллион — приведен к сюжетной последовательности не самим Толкином, а его сыном Кристофером и Гаем Гэвриэлом Кеем.
- То же можно сказать о «Повести о детях Хурина», «Повести о Берене и Лютиэнь» и «Сказании о падении Гондолина», выпущенных Кристофером Толкином.
- Ныне покойный сэр Кристофер Ли был знаком с Толкином и хорошо знал его произведения, поэтому Питер Джексон взял его не только как актёра, но и как консультанта. Впрочем, слушал не шибко внимательно.
- Главный герой «Золотого Храма» Юкио Мисимы всё-таки был схвачен, сознался в содеянном и бросился под поезд во время этапирования. В книге этого нет, но сам автор признал «Пламя» каноничной экранизацией.
- «Дозоры» Лукьяненко + продолжатели.
- Сиквельная трилогия «Рамы» в соавторстве Артура Кларка и Джентри Ли по отношению к оригинальному «Раме» Артура Кларка.
- «Время учеников
Впрочем, некоторые фанаты и слова Бориса Стругацкого относят к данному тропу, а не к слову божьему.
».
Киноправить
- «Бриллиантовая рука» — слова Максима Никулина, сыгравшего юного рыболова.
- Фильм «Фонтан» (1988) — внутримировой пример. Бабулька Петрищева, дочь «великого поэта» (большооооого авангардиста, судя по всему), бесконечно превозносящая творчество отца (в окружении двух или трёх фанатов) и все попытки хоть как-то подправить разваливающийся дом относящая на счёт козней властей, желающих в очередной раз принизить гениального поэта.
- Scott Piligrim vs. The World — тот случай, когда Слово апостола Павла было объявлено неканоничным Словом Божьим. Актриса, игравшая Джули Пауэрс, в интервью заявила, что её героиня была тайно влюблена в Скотта в школе, однако сам Брайан Ли О’Мелли позже сказал, что это неправда.
Мультсериалыправить
My Little Pony — поскольку создательница сериала Лорен Фауст со второго сезона перестала над ним работать из-за разногласий с Hasbro, сериал оказался в руках одной из ее соратниц Меган МакКарти. С тех пор вся инфа по канону от неё или иных сценаристов шоу может считаться «апостольской».
Аниме, манга, ранобэправить
- Евангелион — из-за специфического стиля
Да и в манге по Евангелиону от Садамото о прошлом Кадзи, Мари и родителях Аски известно больше, чем в аниме.
режиссёра о лоре Евангелиона известно гораздо больше из видеоигры по мотивам, чем из самого сериала.
Видеоигрыправить
The Elder Scrolls — различные неофициальные тексты по вселенной написанные разными разработчиками, главным образом Майклом Киркбрайдом, сценаристом Morrowind. Отношение к ним у фанатов неоднозначное: если связанное с событиями игр и мироустройством считается за канон, то вот произведения о будущем Тамриэля — скорее за авторитетные фанфики.
Реальная жизньправить
- Случай из реальной жизни: «Курс общей лингвистики» Фердинанда де Соссюра, основополагающий труд всего современного языкознания вообще, по сути представляет собой конспект лекций оного Соссюра, только слегка отредактированный двумя его слушателями. И даже в это «слегка» они, по некоторым версиям, умудрились впихнуть аффтарскую интерпретацию!
- Строго говоря, великий «Курс Русской Истории» Ключевского был «написан» после его смерти, учениками. Они составили текст по материалам его лекций. Благодарность им вечная — несмотря на 120-ти летнюю давность, это до сих пор необходимое и незаменимое чтение.
Смерть — приобретение: отношение к исходу из жизни
Путем величайшей аскезы достигнув совершенной святости и полностью пребывая в любви Божий апостол говорит о себе:
Поэтому, уже будучи вполне «земным ангелом и небесным человеком», сей великий святой стремился к небу. И лишь служение Церкви, любовь к ближнему, как он и сам свидетельствует, удерживала его на земле:
Но настает время столь желанного для него мученичества за Христа, как он пишет своему ученику ап. Тимофею:
12
Июль
67 года
Дата мученической кончины апостола Павла. Вернувшись в Рим, апостол был вторично арестован (2-е Послание к Тимофею) и был усечен мечом во время гонения на христиан в последние годы правления Нерона.
В заключение сей статьи следует сказать, что конечно же многое в ней по причине краткости не сказано. Впрочем, виной здесь не только наша убогость, но также величие св. ап. Павла и его учения.
Протоиерей Георгий Городенцев.
11 заповедь Нового Завета
Фото: Azbyka.ru
Проповедуя и обобщая заповеди, данные Моисеем, Иисус добавил к ним ещё одну – «Да любите друг друга», которая объединяет всё то, что Господь открыл Моисею на горе Синай. Ведь, любя, человек не будет лгать, воровать, хамить родителям, изменять мужу или жене, не говоря уже об убийствах и другом зле, связанном нарушением заповедей Божьих. Любя Бога и ставя его на первое место, человек не сотворит себе кумира из ближнего, любя ближних будет делать дела Божьи. Эта заповедь красной нитью проходит через дальнейшие проповеди Иоанна, который оказался в числе самых любимых учеников Христа.
Именно Иоанн не бросил Христа во время его страданий, Иисус доверил ему свою Мать, которая не находила себе места, видя муки своего Сына. Иоанн много упоминал в Евангелии о любви, повторяя слова Христа на Тайной Вечере: «По тому узнаю, что вы мои ученики, что вы будете иметь любовь между собою».
В своём первом послании Иоанн говорит о том, что «Бог есть любовь и только тот, кто пребывает в любви, пребывает с Ним, наполнен Богом». Даже сама этимология слова «любовь» в русском языке переводится как «люди Бога ведают», в отличие от английского «лав», то есть любви без Бога.
Свт. Лука Крымский
все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит
Любовь все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит
(ст. 7). Когда мы видим, как согрешает наш брат, закрываем ли мы глаза на этот грех, удерживаем ли язык от разглашения людям о том грехе, который видим в брате своем? Напротив, злорадствуем, бесовски злорадствуем, спешим везде и всюду разглашать, как грешен наш брат. Не покрываем греха брата своего, как делали все святые, а наоборот, открываем, кричим и трубим о чужом грехе, а о своих грехах молчим.
Надежда, неуклонная надежда на Бога, надежда на воздаяние в жизни вечной никогда не оставляет тех, в сердце которых живет любовь.
Любовь все переносит
. Переносит все издевательства, все насмешки, все мучения за Христа, как переносили блаженные юродивые издевательства, насмешки, голод и холод. Любовь ищет только того, что нужно, что полезно ближним, своего ничего не ищет.
Спешите идти за Христом. Гимн любви апостола Павла.
Образованный иудей и простой рыбак
Казалось бы, их судьбы очень различны, как пути, приведшие ко Христу образованного иудея и простого рыбака.
«Ловец человеков»
Петр, уроженец иудейской области Галилея, к которой относились несколько свысока как месту обитания людей пусть неплохих, но простоватых, малообразованных, может быть, знал Христа с детства или юности, ведь жили они неподалеку. В таких случаях поверить, что пред тобой – Сын Божий, Мессия, особенно сложно. А Симон – ибо так звали его до призвания на служение – поверил. Оставив дом, жену, он отправился странствовать с Проповедником из Назарета. Его имя Евангелия упоминают десятки раз:
- Петр (по-гречески – камень, так назвал его Сам Христос) вместе с двумя избранными Апостолами видит великое чудо – восстание от смерти дочери Иаира-священника(Мк.5:35-43);
- он же единственный, видя идущего по бурным водам Геннисаретского озера Христа не испугался, а вдохновился: с дерзновением просит он помощи Божией также пройти по воде(Мк 6:47-51);
- не смалодушничал он на Фаворе, где трое учеников видели подлинный Лик Господа, осиянный светом, и даже – подобно Моисею слышали глас Бога Отца; именно Петр просит у Христа милости – остаться на святой горе навсегда, точно в Раю (Мф.17:1-6; Мк.9:1-8); и все это, когда другие Апостолы от страха слова не могли вымолвить;
- когда наступили последние дни земной жизни Христа, то даже здесь ревностный ученик не отходил от своего Равви, то умоляя Его, как всемогущего, пощадить Свою жизнь, то со всей ревностью выражая готовность «в темницу и на смерть идти»; св. Иоанн пишет, что одним из учеников, пытавшихся оружием защитить Христа при аресте, даже ранившим одного из слуг первосвященника, тоже был именно Петр.
Многие до сих пор спорят о том, что же заставило храброго, ревностного Петра отречься от Христа буквально через несколько часов после Его ареста. Слова ли Господа: «Возврати меч твой в его место, ибо все, взявшие меч, мечом погибнут» (Мф.26:51), понять которые оказалось выше его сил? Простой человеческий страх за свою жизнь? А может просто – за самонадеянность, которую Апостол показал, уверяя на Тайной Вечере, что не отречется никогда, от него отступила Благодать, оставив одного?
Несомненно одно: дальнейшая жизнь Петра стала непрерывным покаянием за ту ночь. Без остатка посвятил он себя проповеди Евангелия. Когда же Христос благословил его принять ту же кончину на кресте, что Сам Господь, Петр, должно быть, крайне удивил палачей, прося увеличить свои страдания распятием «стремглав», вниз головой. Он просто не видел себя достойным уподобиться Учителю даже в образе смерти.
«Апостол язычников»
Савлу из Тарса Киликийского, по рождению римскому гражданину, выросшему, как сам он позже говорил, «при ногах Гамалиила», уважаемого учителя Закона, разумеется, в голову не приходило, что большая часть его жизни пройдет… среди язычников. А ведь даже малое общение с подобными нечестивцами, не знающими Бога, считалось для иудея осквернением.
Евангелия о Савле не говорят ничего, что не удивительно: он слышал о проповеди «Назарянина», но считал все это противным Закону. Когда же по казни Христа весь Иерусалим заговорил о Его Воскресении, о чудесах, творимых руками Апостолов – Савл увидел здесь прямое оскорбление Создателя. Деятельный, ревностный, очень этим похожий на Петра, он, видимо, решил посвятить жизнь борьбе с опасными еретиками.
Позже он не раз повторит, как ненавидел христиан, как при нем побивали камнями диакона Стефана, а он лишь радовался. Тем стремительнее было обращение «из Савла в Павла» — выражение, ныне ставшее нарицательным. Оно означает мгновенное, кардинальное изменение всей жизни. Свет на пути к Дамаску, осиявший его, любящий глас Господа, без осуждения, лишь с горечью: «Савл, Савл, что ты гонишь Меня?» (Деян. 9:4). Так родился Павел, смыслом жизни которого теперь стала проповедь о Том, Кого он прежде так ненавидел.
Дары Духа в Павле были так обильны, что он смог без колебаний подняться над воззрениями иудеев на язычников, начать проповедь среди тех, кого принято было презирать. Пешком он прошел, наверное, все значимые города Империи, основал десятки общин. А местом его последнего подвига стал, как и у Петра, Рим.
Это интересно: Святой апостол Павел: биография, проповедь и учение
«Два светлых ока»
Христиане удержали предание, что их казнили 12 июля 67 или 69 г., а на казнь святых вели сначала вместе. Они успели попрощаться.
Именно эти слова высечены при входе в базилику, построенную на месте, где стражники разлучили их перед последними страданиями.
Апостол Павел о любви и браке
Апостол Павел не входил в число Двенадцати апостолов. Так случилось, что человек, который в юности участвовал в преследовании христиан, стал одним из величайших учителей Христианства.
Как известно из книги Деяний, на пути в Дамаск он неожиданно услышал голос: «Савл! Савл! Что ты гонишь меня?» и на три дня ослеп. Его привели в Дамаск, и там он был исцелен христианином Ананием и крестился.
Павлом были созданы многочисленные христианские общины на территории Малой Азии и Балканского полуострова. Послания апостола Павла составляют значительную часть Нового Завета и являются одними из главных текстов христианского богословия.
Из Википедии:
Павел – еврей средиземноморской диаспоры, родился в Тарсе, главном городе Киликии. Год рождения 5 – 10. Еврейское имя Павла – Савл.
Отец Павла был фарисеем, и сам Павел был воспитан в традициях фарисейского благочестия. Павел обладал статусом римского гражданина, что говорит о высоком статусе его семьи. Он изучал Тору.
За распространение веры Христовой апостол Павел перенес много страданий и был как гражданин не распят, а обезглавлен в Риме при Нероне в 64 году (по другой версии в 67 – 68 гг.). На месте его погребения ученики оставили памятный знак, который позволил императору Константину разыскать это место и построить там церковь Сан‑Паоло‑фуори‑ле‑Мура.
Все слышали слова о любви, которая не превозносится, не ищет своего, все терпит… Это слова о любви как о христианской добродетели. Они написаны апостолом Павлом в 1‑м Послании к Коринфянам, глава 13:
Уверена, что многие слышали о том, что в Библии написано, что мужья должны любить своих жен как часть своего тела. Об этом написано апостолом Павлом в 5 главе Послания к Ефесянам:
Жизнь апостола и создание Посланий
Иконография: Павел, апостол. Датировки: XV в. Начало XV века (1410-е). Иконописная школа или художественный центр: Московская школа. Иконописец: Рублев Андрей Происхождение: Чин мог входить в иконостас как княжеского Успенского, так и соседнего Рождественского собора Саввино-Сторожевского монастыря. Материал: дерево, темпера. Размеры иконы: высота 160 см, ширина 109 см. Поясное изображение апостола Павла в трехчетвертном повороте. Инв. № 12865. Государственная Третьяковская галерея, Москва
До 34 года: прежде обращения в христианство
Апостол Павел (имя при рождении – Савл) был иудеем и принадлежал к Вениаминову колену. Он родился в малоазийском городе Тарсе (Деян. 21:39) и был фарисеем (Деян. 23:6), а обучение проходил под руководством Гамалиила, одного из известнейших раввинов того времени (Деян. 22:3).
Савл был искренним противником христианства: он одобрял убийство архидиакона Стефана и предавал на мучения последователей Христа (Деян. 8:1–9:2).
32–34: принятие христианства и начало проповеднической деятельности
Однажды, когда Савл находился на пути в Дамаск, чтобы и там преследовать христиан, ему явился Христос. Когда Савл осознал, что своими действиями противится Богу, то крестился и стал ревностным апологетом христианства (Деян. 9:3–22). После этого он побывал в Аравии, Дамаске, Иерусалиме и Киликии, а затем пришел в Антиохию (Гал. 1:17–21).
45–49: первое миссионерское путешествие
Павел, призванный Святым Духом, совершил свое первое миссионерское путешествие по языческим городам. Он посетил Кипр, Малую Азию и возвратился в Антиохию (Деян. 13:1–14:28).
Апостольский собор 49 или 51 года в Иерусалиме
Вслед за этим Павел посетил Иерусалим, где апостолы рассматривали вопрос о принятии язычников в христианство (Деян. 15:1–29).
50–52: второе миссионерское путешествие, встреча с Петром
Апостол вернулся в Антиохию Сирийскую. Вероятно, здесь состоялась встреча с Петром, в которую Павел упрекнул его:
Отсюда Павел вновь отправился в путешествие. Посетив церкви Малой Азии, он проповедовал в Галатии, Македонии и Греции (там были написаны 1-е и 2-е Фессалоникийцам), а затем через Иерусалим вернулся в Антиохию (Деян. 15:36–18:22).
Интересный фактОдним из оснований для датирования событий жизни апостола Павла и его посланий служит так называемая Дельфийская надпись, обнаруженная в начале XX века. Согласно этой надписи, в 51–52 гг. проконсулом провинции Ахаия являлся Галлион, упоминаемый в Деян. 18:12. Благодаря знанию того факта, что полномочия проконсула длились один год, стало возможным достаточно надежно связать события, упомянутые в книге Деяний святых апостолов, с хронологией мировой истории.
52–58: третье миссионерское путешествие
Вскоре апостол Павел в третий раз отправился в путешествие. Побывав в Галатии, он 3 года прожил в Ефесе (Галатам, 1-е Коринфянам), затем через Македонию (2-е Коринфянам) двинулся в Коринф (Римлянам) и вернулся в Иерусалим (Деян. 18:23–21:17).
58–63: кесарийские и первые римские узы
В Иерусалиме апостол Павел был арестован и два года содержался под стражей в Кесарии Палестинской (Деян. 21:30–26:32), а затем направился на суд императора в Рим, где также провел два года (Филиппийцам, Ефесянам, Колоссянам, Евреям, Филимону) (Деян. 27:1–28:30).
63–66: четвертое миссионерское путешествие
После освобождения Павел направился на Крит, затем посетил Малую Азию (Титу), Македонию (1-е Тимофею), Рим и Испанию (?).
67: вторые римские узы и мученическая кончина
Вернувшись в Рим, апостол был вторично арестован (2-е Тимофею) и был усечен мечом во время гонения на христиан в последние годы правления Нерона.
12
Июль
67 года
Дата мученической кончины апостола Павла. Вернувшись в Рим, апостол был вторично арестован (2-е Тимофею) и был усечен мечом во время гонения на христиан в последние годы правления Нерона.
Даже предельно краткое хронологическое описание показывает, сколько трудов и опасностей перенес апостол язычников ради спасения столь же разных, сколь и любимых учеников, живущих порой в разных концах Римской империи.
Монастыри и храмы во имя святителя Петра, митрополита Московского
В Москве на углу улицы Петровки и Петровского бульвара расположен Высоко-Петровский монастырь. Первые упоминания об обители встречаются в Рогожском летописце XV века, в котором указано, что в 1379 году архимандрит Высоко-Петровского монастыря Иоанн сопровождал архимандрита Митяя в Константинополь для утверждения на кафедре митрополита всея Руси. Существует две основных версии основания монастыря. Согласно первой, монастырь основал Петр, митрополит Московский, построивший на высоком лесистом берегу реки Неглинной у Кремля деревянный храм во имя апостолов Петра и Павла. Это произошло либо в 1315-1317 годах. И только в начале XVI века храм был переосвящен в честь святителя Петра, митрополита Московского. От изначального же древнего посвящения монастыря святым апостолам Петру и Павлу, возможно, осталось лишь имя его надвратной Петропавловской церкви, устроенной в XVIII веке. Другая, более известная, версия гласит, что Петровский монастырь основал Иван Калита и что первая, древнейшая его церковь была освящена во имя святых апостолов Петра и Павла. Согласно легенде, изложенной в Степенной книге, Ивану Калите в 1326 году, незадолго до кончины святителя Петра, было видение. Охотясь около того места, где находится сейчас Высоко-Петровский монастырь, князь увидел высокую гору, покрытую снегом. На глазах его снег растаял, а потом исчезла и сама гора. Рассказав об этом митрополиту Петру, он получил следующее толкование: «Гора высокая — это ты, князь, а снег — я, смиренный. Мне прежде тебя должно отойти из сей жизни». В память о чудесном видении, как считают сторонники этой версии, Иван Калита и построил на его месте Петропавловский храм, вокруг которого вскоре вырос монастырь.
Высоко-Петровский монастырь. Москва
Первоначально монастырь был деревянным, а в 1514 году итальянским архитектором Алевизом Новым был построен первый каменный храм во имя святителя Петра, митрополита Московского, и деревянный храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы, разобранный позже. В начале XVII века территорию монастыря обнесли каменной стеной. В 1671 году площадь монастыря была увеличена вдвое за счет усадьбы Нарышкиных, а с 1690 по 1694 годы были построены Боголюбский храм, на месте храма Покрова Пресвятой Богородицы; Сергиевская церковь с трапезной и соединенные с ней галереей-папертью Братский корпус с Нарышкинскими палатами; надвратная Покровская церковь с двухъярусной колокольней и настоятельские палаты, соединенные с ней переходом; а также служебный корпус. Территория храма включала также две деревянные богадельни, расположенные на углу Петровки и Петровского бульвара. Планировка монастыря в 80-90-х годах XVII века включала северный (парадный) двор и южный (хозяйственный) двор. В центре северного двора располагался собор святителя Петра, на северной стороне от него симметрично расположен Боголюбский храм, а с юга — Сергиевская церковь. В 1744-1750 годах между колокольней и Братским корпусом была выстроена церковь Толгской иконы Пресвятой Богородицы. В 1753-1755 годах в юго-западном углу южного двора построили церковь во имя преподобного Пахомия Великого, позже переосвященную в церковь Петра и Павла. В 1808 году была разобрана галерея-паперть и надарочный переход, соединявший паперть Сергиевской церкви с галерей Братского корпуса. В 1890 году к Братскому корпусу пристроен Келейный корпус. В 1952 году начата реставрация ансамбля монастыря. Сейчас монастырь является действующим.
Собор Петра митрополита
Во имя святителя Петра, митрополита Московского, освящен храм в г. Переславль-Залесский Ярославской области. В патриарших окладных книгах Петромитрополитская церковь упомянута в первый раз под 1654 годом. Церковь реставрировалась в 1880-х годах под руководством В. В. Суслова. Наружные стены к 1885 году были заштукатурены вгладь и окрашены в мрачный густо-лиловый цвет.
Храм во имя святителя Петра, митрополита Московского, в Переславле-Залесском
В 1988 году церковь находилась в аварийном состоянии. В 1991 году церковь возвращена Русской православной церкви. В настоящее время реставрация церкви остановлена. Иногда в церкви проходят богослужения.