Православные храмы москвы

История храма Флора и Лавра проходит более чем через пять веков

Впервые в исторических документах упоминается деревянная церковь, построенная в Коломенской Ямской слободе в честь святых Флора и Лавра в 1625 году.

Однако, известно и то, что духовенство церкви получало выплаты из государственной казны еще до прихода к власти династии Романовых, до 1613 года.

В 1628 году переосвящается главный престол в честь апостолов Павла и Петра, а еще через время во имя иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость».

Храм уже по традиции называется Флоро-Лавровским.

Годом ранее существовал придел Святителя Николая, позже придел был упразднен.

Церковь в 1738 году сгорела, но уже через год священник Сергий с приходом получили разрешение на возведение нового здания. Через шесть лет строительство закончилось, уже с приделом святых апостолов Петра и Павла.

В 1829 году приход подает прошение в Московскую консисторию о возведении новой, каменной церкви с пристройкой трапезной на место ветхой деревянной, но получает отказ.

Потолочная роспись в храме Флора и Лавра

Священник церкви Алексий с причтом подают повторное прошение о возведении каменного здания в июле 1833 года, но теперь уже к Митрополиту Московскому и Коломенскому.

Когда он рассмотрел прошение, одобрил план на строительство и выдал разрешительную грамоту.

Закончилось строительство нового каменного сооружения с тремя престолами в 1839 году. Главный престол воименован иконой Божией Матери «Всех скорбящих Радость», приделы – в честь апостолов Петра и Павла, и святых мучеников Флора и Лавра.

В 1861-62 годах разбирают главный четверик храма, здание перестраивают в ныне существующую церковь иконы Божией Матери.

В 1909 году производится наружный ремонт и внутренние реставрационные работы. Обновляются иконостасы, настенная живопись, меняется позолота куполов, добавляются западные пристройки.

Доска на стене храма, означающая его принадлежность к памятникам архитектуры города Москвы

Флора и Лавра, мучеников, на Зацепе храм

Москворецкого Благочиния 14 сентября, 2018

Приход храма мучеников Флора и Лавра на Зацепе :.

115054 г. Москва ул. Дубининская д.9/3 стр.1 Эл. почта Сайт храма: www.hram-flora-lavra.ru Телефон/факс;;

ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА

Приход храма святых мучеников Флора и Лавра в Коломенской Ямской слободе документально известен с 1625 года.

Современное здание трехпрестольного храма было построено в 1862 году. Архитектор неизвестен.

Главный престол освящен в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» с приделами во имя апостолов Петра и Павла и мучеников Флора и Лавра.

В годы гонений приход был снят с юридической регистрации, а храм закрыт и передан в народное хозяйство в конце 1930-х годов.

В 1991 году приход был возрождён и получил юридическую регистрацию. В том же году приходу было передано бывшее здание храма.

СВЯТЫНИ ХРАМА

Ковчег с мощами 38 угодников Божиих и церковными реликвиями. БОГОСЛУЖЕНИЕ

Ежедневно утром – Божественная литургия в 8 часов, вечером – вечерня и утреня в 17 часов; в воскресные и праздничные дни – две Литургии в 7 часов и в 10 часов; накануне Всенощное бдение – в 17 часов. После Литургии совершаются молебны и панихида. В храме имеется баптистерий для крещения взрослых. ДУХОВЕНСТВО

Протоиерей Михаил Александрович ПОТОКИН, настоятель. Родился 12 марта 1965 года. Образование: Московская Духовная Семинария. 02 июня 1999 года рукоположен в сан диакона. 03 сентября 2000 года рукоположен в сан священника. 09 апреля 2014 года возведен в сан протоиерея. 26 июня 2021 года назначен настоятелем.

протоиерей Николай Михайлович КОНОВАЛОВ, сверхштатный клирик прихода храма. Родился 11 марта 1958 года. Образование: Московская Духовная Семинария. 4 апреля 1981 года рукоположен в сан диакона. 2 апреля 1989 года рукоположен в сан пресвитера.

иерей Алексей Валерьевич КАРПУНИН, штатный клирик прихода храма. Родился 25 июня 1972 года. Образование: Московская Духовная Семинария. 4 мая 2003 года рукоположен в сан диакона. 6 июля 2010 года рукоположен в сан пресвитера.

Протодиакон Сергей Николаевич САПРОНОВ, штатный клирик прихода храма. Родился 11 августа 1950 года. Образование: Московская Духовная Семинария. В 1977 году рукоположен в сан диакона. СХЕМА ПРОЕЗДА

Проезд до ст. метро «Павелецкая», далее пешком, а также трамваи 3,35,38,39,А до ост. «Стремянный переулок» и «Зацепская площадь».

В приходе действует Воскресная школа для детей и взрослых.

Успенский собор Московского Кремля

  1. Успенский собор – главный собор Московского Кремля. Возведен в 70-х годах XV века. Строился не на пустом месте, до него здесь располагался деревянный храм, а после, в XIV веке, сооружен новый, белокаменный.
  2. Этот храм, возведенный в княжение Ивана Калиты, и есть первый каменный собор Московского Кремля. Невзирая на это, за более чем сто лет собор утратил свою актуальность, и князь Иван III решил возвести новый, более соответствующий возросшему статусу Москвы. Первая попытка строительства завершилась неудачей. Незавершенную постройку разрушило землетрясение, столь редкое для данной местности. Приглашенный итальянский архитектор построил собор заново, взяв за образец Владимирский Успенский собор.
  3. Материалом для собора послужил белый камень и кирпич. Он имеет пять глав.
  4. Расписан Успенский собор на рубеже XV и XVI веков. Повторная роспись осуществлена в средине XVII века.
  5. За свою историю собор неоднократно подвергался пожарам, восстанавливался и обновлялся. Помазание на царство Ивана IV Грозного состоялось именно в Успенском соборе Московского Кремля. А в 1917 году здесь состоялся Поместный собор, который принял решение восстановить патриаршество в Русской православной церкви.
  6. В 1918 году богослужения прекращены, с 1955 года принимает посетителей в качестве музея. С 1990 года проводятся службы, но на нерегулярной основе.

Церковь Вознесения Господня в Коломенском

Фото: Fotokto.ru

Имеет огромную историческую ценность. Церковь выстроена в 16-м веке из камня и кирпича вблизи села Коломенское. Обитель предназначалась для посещения царской семьи. Потому она не впечатляет размерами. Но внутренние убранства поражают роскошью и великолепием.

К сожалению, первоначальная роспись стен не сохранилась. Все, что видит посетитель – реконструкция. Но факт не влияет на посещаемость. Церковь всегда полна желающих вознести молитвы и благодарность Господу.

Сюда лучше приехать в составе экскурсии. Историческое место достойно внимания и подробного изучения.

Московские храмы удивительно красивы. Их история интересна и поучительна. Именно поэтому посещать их лучше в сопровождении профессионального гида. Он поведает немало подробностей, связанных с историей достопримечательностей, расскажет удивительные факты и легенды. Религиозные памятники столицы – важная часть истории города и государства. Не упускайте возможности увидеть эти легендарные шедевры архитектуры.

Личная жизнь с Богом

— Опять пиетизм! Вы все время переводите немецких протестантских мистиков. Что это вам дает?

— У них я нашел то, чего не мог найти в православии и что мне было жизненно необходимо. У нас церковная педагогика заканчивается на начальном этапе, а педагогики для взрослеющих христиан нет, поэтому кризис дальнейшего движения рано или поздно испытывает каждый. Лично меня из него вытащили пиетисты.

— Что это и какое имеет к нам отношение?

— Если совсем кратко, то пиетизм — это движение внутри протестантизма, направленное на выявление благочестия и личной жизни с Богом. Поскольку протестантизм зародился на почве полемики с католиками, он все время занимался догматическими вопросами. Пиетизм же вывел на первый план именно духовную жизнь. Началом движения считают работы Иоганна Арндта, то есть конец XVI века.

К нам это тоже имеет отношение. Новоначальная аскетика в православии нацелена на то, чтобы человек собственными усилиями, совместно с благодатью Божией, проходил определенный путь. А куда дальше? Несомненно, ответы можно найти у отцов церкви, но пиетисты специально делали на этом акцент.

В Европе пиетизм считается не менее существенным церковным явлением, чем монашество. И то, и другое выдвигает на первое место личную жизнь человека с Богом, остальное «по боку».

Церковь Николая Чудотворца в Хамовниках (1 289 запросов)

Во всей Москве эта церковь является одним из наиболее посещаемых и красивых православных храмов. Архитектура этого памятника XVII века известна далеко за пределами России. Изначально церковь Николая Чудотворца была из дерева, а первое упоминание о ней датируется 1625 годом. На смену ей в 1657 году пришло каменное строение, а вместо простого, строгого стиля появился более вычурный, нарядный – так называемое «дивное узорочье». Этот стиль широко использовал цветные изразцы, яркие краски, множество декоративных элементов. Здание церкви было возведено из кирпича, который был отделан белым камнем, а фасады украшают красно-зелёные изразцы. С момента постройки каменный храм неоднократно реставрировался, однако, богослужения в нём при этом не прекращались – он всегда был открыт для верующих.

Казанский собор

Фото: Flickr.com

Собор восстанавливали 2 раза. Первую деревянную церковь, возведенную еще в 1625-м году, уничтожил пожар. После этого правитель отдал приказ выстроить каменное сооружение. Эта святыня принимала прихожан до 1936-го года. Но и ее затем уничтожили большевики, захватившие власть.

В начале 90-х годов прошлого столетия было принято решение о восстановлении церкви. Проектом занялся Олег Журин. Гениальный архитектор сумел выстроить точную копию разрушенной обители.

В стенах храма хранится ценнейшая реликвия христиан – Икона Казанской Божьей Матери с рамкой для святых мощей. Сюда ежегодно устремляются миллионы паломников.

С Казанским собором связана удивительная легенда. Согласно преданию дочери стрельца Онучина приснился сон. Богородица просила девочку отыскать образ. По словам Божьей Матери, он находился под развалинами сгоревшего дома. Поутру Матрона отыскала чудотворную икону.

Собор находится на Никольской улице, неподалеку от Охотного ряда. Открыта святыня ежедневно, посетить ее может каждый желающий.

Примечателен факт того, что в России существует два храма с подобным названием. Один расположен в столице, а второй возвели в Санкт-Петербурге.

Почему без Церкви невозможно Спасение

Господь устроил Церковь для спасения людей. Восстановление человека из падшего состояния возможно только благодатию Божией, живущей в Святой Церкви. Кто не желается подниматься из падшего состояния, тому Церковь не нужна. Священномученик Киприан заключает:

Не принимающий Жертву Христову лишен спасения. Православная Церковь устремлена не к миру и его житейским заботам, а к Небу. Христиане вслед за Петром пренебрегают луковой красотой и приятностью временного мира, следуя за Своим Учителем, веря слову Его:

В Православной Церкви сохраняется неизменно учение Христово, Церковь освящает жизнь словом Истины, в Церкви мы находим лечебницу для души, школу добродетели и воспитания веры. Жизнь внутри Церкви есть истинная Жизнь, в ней наше спасение. Любя нас, Христос зовет Нас к себе в дом Божий, и говорит:

Интересные факты о соборе Василия Блаженного

В XVIII-XIX в.в. в храме Василия Блаженного регулярно совершались богослужения. Как правило, их совершали в пристройке — храме, построенном в честь святого Василия Блаженного, потому что остальные храмы были холодными. Именно поэтому в народе прижилось название — храм Василия Блаженного.

Богослужения в храме продолжались вплоть до начала XX в. Последним настоятелем стал отец Иоанн Восторгов, ныне причисленный к лику святых в сонме новомучеников и исповедников. В свое время священнослужитель пользовался особой любовью и уважением у москвичей. Его расстреляли большевики в 1918 г. за миссионерскую деятельность.

По этому поводу очевидцы рассказывали:

По просьбе отца Иоанна палачи разрешили всем осужденным помолиться и попрощаться друг с другом. Все встали на колени, и полилась горячая молитва… А затем все простились друг с другом. Первым бодро подошел к могиле протоирей Восторгов, сказавший перед тем несколько слов остальным, приглашая всех с верою в милосердие Божие и скорое возрождение Родины принести последнюю искупительную жертву. «Я готов», – заключил он, обращаясь к конвою. Все встали на указанные места. Палач подошел к нему со спины вплотную, взял его левую руку, вывернул за поясницу и, приставив к затылку револьвер, выстрелил, одновременно толкнул отца Иоанна в могилу.

Во время Великой Отечественной войны музей не прекращал своей работы, хотя и был закрыт для посетителей. Храм Василия Блаженного тщательно замаскировали, чтобы спасти от бомбежек. Существует легенда о том, что после войны Сталину предлагали убрать собор под предлогом помехе для проведения парада. Считается, что Каганович показывал Сталину макет площади, и при нем убрал макет храма, предлагая его снести. Сталин резко прервал его: «Лазарь, поставь на место!». Неприкосновенность собора с тех пор ни у кого не вызывала вопросов.

А вот еще несколько интересных фактов о соборе:

  1. Через несколько десятилетий ему исполнится 5 веков, что делает его одним из древнейших соборов мира.
  2. Церковные службы во времена СССР в соборе Василия Блаженного не проводились. Вплоть до развала Союза он работал в качестве музея, как и многие другие древние храмы, например, Казанский собор в Санкт-Петербурге (см. 16 интересных фактов о Казанском соборе).
  3. Возведён он был всего за 6 лет, что в 100 раз быстрее, чем знаменитый Кёльнский собор в Германии, строительство которого отняло около 6 веков.
  4. Собор Василия Блаженного — народное название, а не официальное. А тот самый ров, что упомянут в оригинальном названии, исчез уже века назад.
  5. Чтобы внутри была правильная акустика, при строительстве собора в стены замуровали большое количество глиняных горшков, горловины которых направлены вовнутрь.
  6. Сейчас у собора Василия Блаженного десять куполов, но некогда их было целых двадцать пять.
  7. При строительстве в нём был обустроен потайной ход, соединявший собор с царской сокровищницей. Его случайно обнаружили около сотни лет назад.
  8. Во время Отечественной войны 1812 года Наполеон, войдя в Москву, повелел взорвать собор Василия Блаженного. Но погода не дала ему этого сделать — дождь намочил порох (см. 15 интересных фактов о войне 1812 года).
  9. Мощи Василия Блаженного, канонизированного после кончины, и по сей день находятся в соборе, который носит его имя.
  10. Сам Василий Блаженный прославился при жизни благодаря тому, что учил окружающих нравственности, подавая людям личный пример.
  11. Имя архитектора, построившего собор, до сих пор доподлинно неизвестно. Причём Иван Грозный, согласно легенде, после завершения строительства казнил либо ослепил его, чтобы несчастный архитектор никогда не смог построить ничего лучше.
  12. Фактически собор Василия Блаженного представляет собой одиннадцать церквей, объединённых в единый комплекс. А четыре из них посвящены святым, дни поминовения которых совпадали с днями важных сражений за Казанское ханство (см. 25 интересных фактов о Казани).
  13. До того, как Иван Грозный повелел построить каменный собор Покрова Святой Богородицы, на этом месте уже стояли деревянные церкви. Некоторые из них были возведены ещё в эпоху правления Ивана III Великого.
  14. Собор Василия Блаженного включен в список всемирного наследия ЮНЕСКО.
  15. Официально он принадлежит не РПЦ, а Государственному историческому музею. Хотя богослужения в нём всё равно проводятся.

История создания[править | править код]

Храма Христа Спасителя — вид с Москва-реки.

Идея построения храмов-памятников восходит к древней традиции обетных храмов, возводившихся в знак благодарения за победу и в вечное поминовение о погибших. Традиция храмов-памятников известна ещё с домонгольских времен: Ярослав Мудрый воздвиг в Киеве Софию Киевскую на месте битвы с печенегами. В эпоху Куликовской битвы были построены многочисленные храмы в честь Рождества Пресвятой Богородицы — праздника, выпавшего на день сражения русского воинства с войсками Мамая. В Москве в память о павших и в ознаменование военных побед построены храм Всех святых, собор Покрова на рву (более известный под именем Василия Блаженного), и собор Казанской иконы Божией Матери (Казанский собор) на Красной площади.

Храм Христа Спасителя был сооружен в ознаменование победы в Отечественной войне 1812 года.

25 декабря , когда последние наполеоновские солдаты покинули пределы России, император Александр I подписал Высочайший Манифест о построении церкви в Москве, лежавшей в то время в руинах: «В сохранение вечной памяти того беспримерного усердия, верности и любви к Вере и Отечеству, какими в сии трудные времена превознес себя народ российский, и в ознаменование благодарности нашей к Промыслу Божию, спасшему Россию от грозившей ей гибели…»

Внутренний вид храма Христа Спасителя (1883 г.)

Первый проектправить | править код

12 октября , в 5-летнюю годовщину ухода французов из Москвы, ещё при Александре I был заложен на Воробьевых горах первый храм-памятник по проекту, представленному архитектором А. Л. Витбергом (28 лет, шведский лютеранин, масон, художник, принял православие под именем Александр Лаврентьевич); строительство пришлось остановить, по официальной версии, в связи с недостаточной надежностью почвы.

Первый проект храма, утвержденный императором Александром I, не имел ничего общего с тем, который был в итоге реализован. Храм должен был быть в несколько раз больше, иметь колоннаду из 600 трофейных французских пушек и состоять фактически из трех храмов, нижний из которых должен был стать поминальным храмом, в котором непрерывно служили бы панихиды по погибшим участникам войны.

Второй реализованный проектправить | править код

Был проведен второй конкурс на проект храма, и Николай I определил архитектором Константина Тона. Новое место на Чертолье было избрано самим Николаем I-м; бывшие там постройки были куплены и снесены; бывший там Алекссевский монастырь был переведён в Красное село. Московская молва сохранила предание, что игумения Алексеевской обители, недовольная таким поворотом, прокляла место и предрекла, что ничто не устоит на нём долго.

Строительство по проекту Тона началось 10 сентября и продолжалось почти 44 года на средства казны и частные пожертвования; общая стоимость Храма простиралась до 15 миллионов рублей Свод большого купола закончен в ; в были разобраны наружные леса. Ещё 20 лет продолжались работы по внутреннему убранству; над росписью работали знаменитые мастера Василий Суриков, Иван Крамской, Василий Петрович Верещагин и другие ивестные художники Российской Академии Художеств.

7 июня 1883 года состоялось торжественное освящение храма, совершённое митрополитом Московским Иоанникием с сонмом духовенства и в присутствии Императора Александра III, коронованного в Москве незадолго до того.

Архитектурно-художественное достоинство Храма ставилось под сомнение многими деятелями русской культуры; в частности известен отрицательный отзыв И. Э. Грабаря.

Понятие «храм»

Прежде чем выяснить, чем отличается храм от церкви, необходимо разобраться в этих понятиях.

Православный храм — это здание или помещение, предназначенное для проведения Таинств и богослужений, в первую очередь главного из них, Литургии (Таинства Причастия Богу). Храм может быть как отдельным зданием, так и помещением внутри строения с другими основными функциями — так называемые домовые храмы. Во времена первых христианских общин храмом могли быть жилые дома и даже пещеры. Некоторые пещерные монастыри сохранились и функционируют в наши дни. 

Существует множество видов храмов:

  • кафедральный (главный храм в епархии);
  • дворцовый (сюда же относятся кремлёвские и крепостные церкви, например, Успенский собор в Москве);
  • приходской;
  • монастырский;
  • храм-подворье;
  • домовой или келейный храм;
  • храм-усыпальница;
  • кладбищенский;
  • тюремный;
  • больничный;
  • войсковой;
  • миссионерский;
  • единоверческий (вид старообрядческих храмов) и так далее.

Каждый храм посвящён либо Господу или Божьей Матери, а так же иконам в Их честь (церковь в честь Спаса Нерукотворного, собор Казанской иконы Божьей Матери), либо святому (собор Василия Блаженного, храм в честь Спиридона Тримифунтского), либо православному празднику (Троицкий собор, Вознесенский собор), либо ангелам и ангельским силам (собор Архистратига Михаила).

Православный храм — кафедральный собор Александра Невского в Софии (Болгария)

Покровский собор или храм Василия Блаженного

Разноцветные купола этого храма — одна из визитных карточек столицы. Он прошел сквозь время, сохранив свою уникальную красоту. Полюбоваться сооружением приезжают с разных уголков России.

Среди всех соборов страны Покровский признан самым многоглавым, так как его комплекс объединяют друг с другом сразу 10 церквей. Из них 9 были возведены еще в XVI веке приказом Ивана Грозного в честь победоносной войны с Казанским ханством. Первую и центральную церковь освятили в день праздника Покрова Богородицы, что и дало имя всему собору. Только через несколько лет у стен постройки похоронили знаменитого чудотворца Василия Блаженного. Тогда же была пристроена 10-я церковь, после чего храм стали часто называть именем святого.

Церковь Климента Папы Римского

На Пятницкой улице в Москве ощущается особенная атмосфера. Сюда нужно приходить для того чтобы познакомиться с историей Замоскворечья и увидеть голубые купола храма, освященного в честь Климента Папы Римского и священномученика. Его красота поистине необыкновенна, ведь в архитектуре прослеживаются черты подлинного церковного барокко. В храме хранятся совсем нетипичные для православного зодчества иконостасы. Центральный из них изготовлен из дерева и украшен красивыми скульптурами.

Площадь сооружения, достигающая 1,5 тысяч квадратных метров, действительно впечатляет. К большому храмовому залу примыкают 5 приделов, трапезная, а также колокольня. Сегодня церковь является памятником архитектуры федерального значения. Ее посещают в составе паломничеств, а также экскурсий по Золотому Кольцу.

Новодевичий монастырь

Фото: Fotokto.ru

Достопримечательность представляет собой комплекс архитектурных сооружений, выстроенных на рубеже 16-17-го веков. Возведена по указу Василия III. Монастырь входит в список объектов, находящихся под охраной ЮНЕСКО.

Ансамбль состоит из 16 сооружений. В их число входят 8 храмов. Особого внимания заслуживает Смоленский собор, украшенный фресками. В его стенах хранится работа евангелиста Луки – образ Одигитрии.

Тут же находится известное Новодевичье кладбище. Тут захоронены исторические личности и знаменитости с мировым именем. Здесь всегда людно. Тысячи людей приходят почтить память тех, для кого Новодевичье кладбище стало последним пристанищем.

Автобусные экскурсии

В рамках автобусных прогулок приглашаем проведать знаковые религиозные объекты столицы. Так, автобусная экскурсия доставит вас в монастыри:

  • Андроников — в Спасском соборе увидите фрески работы Андрея Рублева;
  • Покровский — сможете поклониться мощам матушки Матронушки;
  • Новоспасский — с усыпальницей рода Романовых;
  • Симонов — помолитесь у почитаемой православными иконы «Умягчения злых сердец»;
  • Зачатьевский, история которого начинается в далеком 1360 году;
  • Новодевичий, где расположен православный архитектурный комплекс;
  • Даниловский — один из первых в московской земле;
  • Донской, который был создан по приказу Бориса Годунова еще в XVI веке.

Мы предлагаем уникальную прогулку в семь храмов Москвы в рамках одного автобусного тура. Вы посетите сооружения:

  • св. Николая (в Котельниках),
  • Николы (в Подкопая),
  • Николы у Таганских ворот,
  • Рождества Пресвятой Богородицы,
  • Троицы (в Серебряниках),
  • Усекновении главы Иоанна Предтечи,
  • Успения (в Гончарах),
  • Петра и Павла.

История храма

Нынешний богослужебный устав предписывает совершать богослужение главным образом в храме. Что касается самого наименования храм, templum, то оно вошло в употребление около 4 века, ранее так именовали язычники свои места, где собирались для молитвы. У нас, христиан, храмом называется особое посвященное Богу здание, в котором собираются верующие для получения благодати Божией чрез таинство Причащения и другие таинства, для возношения молитв Богу, имеющих общественный характер. Так как в храме собираются верующие, составляющие собою Церковь Христову, то храм называется также «церковью,» слово, происшедшее от греческого «кириакон» что значит: «дом Господень».

Освящение собора Архангела Михаила, заложенного в 1070 г. Радзивиловская летопись

Храмы христианские, как особые богослужебные здания, стали появляться у христиан в значительном числе лишь после прекращения гонений со стороны язычников, то есть  с IV века. Но и до этого храмы уже начали строиться, по крайней мере, с 3 века. Христиане первой иерусалимской общины еще посещали ветхозаветный храм, но для совершения Евхаристии они собирались уже отдельно от иудеев «по домам» (Деян. 2:46). В эпоху гонений на христианство со стороны язычников главным местом богослужебных собраний христиан были катакомбы. Так назывались особые подземелья, вырытые для погребения умерших. Обычай погребения мертвых в катакомбах был довольно распространен в дохристианской древности, как на востоке, так и на западе. Места погребений, по римским законам, признавались неприкосновенными. Римское законодательство допускало также свободное существование погребальных обществ, какого бы вероисповедания они ни держались: они пользовались правом собраний в местах погребений своих сочленов и даже могли иметь там свои алтари для отправления их культов. Отсюда понятно, что первые христиане широко пользовались этими правами, вследствие чего главными местами богослужебных собраний их, или первыми храмами древности, были катакомбы. Эти катакомбы сохранились до настоящего времени в разных местах. Наибольший интерес представляют нам лучше всего сохранившиеся катакомбы в окрестностях Рима, так называемые «катакомбы Каллиста.» Это целая сеть переплетающихся между собой подземных коридоров с разбросанными кое-где среди них более или менее обширными помещениями, как бы комнатами, носящими название «кубикул.» В этом лабиринте, без помощи опытного проводника, весьма легко запутаться, тем более, что коридоры эти расположены иногда в несколько этажей, и можно из одного этажа незаметно перейти в другой. Вдоль коридоров выдолблены ниши, в которых и замуровывались усопшие. Кубикулы представляли собой фамильные склепы, а еще большие помещения «крипты» представляли собой те именно храмы, в которых христиане во времена гонений отправляли свои богослужения. В них устанавливалась обыкновенно гробница мученика: она служила престолом, на котором совершалась Евхаристия. Отсюда и ведет свое начало обычай полагать в новоосвященном храме святые мощи внутри престола и в антиминсе, без которого не может совершаться Божественная литургия. По сторонам этого престола или гробницы устроялись места для епископа и пресвитеров. Самые большие помещения катакомб принято называть «капеллами» или «церквами.» В них нетрудно уже различить многие составные части нашего современного храма.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector