Музей-усадьба абрамцево
Содержание:
- Как добраться до усадьбы Абрамцево
- Домашний театр
- Общие сведения об усадьбе Абрамцево
- Парковая архитектура в «русском стиле»
- Постройки
- Самая семейная
- Интересные факты
- Усадьба Абрамцево при Мамонтовых
- Музей-заповедник «Абрамцево»
- Ольга Буткова: Усадьбы и парки Москвы. Раскраска-путеводитель
- Василий Поленов и Абрамцево
- История Абрамцева
Как добраться до усадьбы Абрамцево
Музей-заповедник «Абрамцево» находится на берегах реки Вори всего в 70 километрах от столицы. На карте его следует искать рядом с одноименным селом. Другие ориентиры — расположенные неподалеку деревни Мутовки и Быково. Ближайший подмосковный город — Сергиев Пасад.
Доехать до усадьбы Абрамцево из Москвы можно несколькими способами. Каждый из них займет не больше полутора-двух часов.
Музей «Абрамцево» на видео
На электричке
Пригородная электричка — проверенный и быстрый способ добраться до Абрамцева на общественном транспорте. На Ярославском вокзале (ближайшая станция метро «Комсомольская») необходимо сесть на поезд, следующий до Сергиева Посада или Александрова. Выйдя на станции «Хотьково», пересесть на автобус или маршрутку № 55, которые довезут прямо до входа в заповедник.
Еще один вариант — выйти на станции «Абрамцево» и оставшийся отрезок пути пройти пешком через лес.
На машине
Большая часть пути будет проходить по Ярославскому шоссе. Проехав через село Воздвиженское, следует повернуть в направлении поселка Радонеж. Затем, доехав до Хотьково, повернуть в сторону Абрамцево и по главной дороге двигаться до самого музея-заповедника.
Домашний театр
Савва Мамонтов отличался хорошими голосовыми данными и незаурядным талантом. После заграничных поездок по Италии он привозил в Абрамцево интересные идеи для постановок, выполняя роль режиссёра. Творческая интеллигенция того времени с удовольствием принимала участие в спектаклях достаточно профессионального уровня. Мамонтов не жалел денег на костюмы, декорации и световые эффекты.
Познакомившись с Александром Островским, меценат загорелся идеей поставить спектакль «Снегурочка» по мотивам легенд славянской мифологии. Спектакль имел большой успех сначала на сцене домашнего театра, а затем в частной опере Мамонтовых. Примечательно, что одну из главных ролей играл В.М. Васнецов, который создал для спектакля эскизы сказочных персонажей и сценические декорации.
Общие сведения об усадьбе Абрамцево
Абрамцево находится на 6 километров южнее Сергиева Посада; поворот на Абрамцево легко найти. Если вы едете на машине, не пропустите поворот на Хотьково перед Покровским монастырём (где похоронены родители Сергия Радонежского). По дороге к усадьбе вы будете проезжать большой пруд; вход на территорию усадьбы находится чуть дальше. Многие (но не все) электрички, следующие от Ярославского вокзала до Сергиева Посада, останавливаются в Абрамцево; чтобы добраться от станции до усадьбы, вам предстоит приятная 20-минутная прогулка по живописной местности.
Дома Абрамцево
Из Сергиева Посада до Абрамцево идут рейсовые автобусы (каждые 20 минут). Чтобы не ездить зря, предварительно узнайте, открыта ли усадьба, так как она иногда бывает закрыта в апреле и октябре. Очарование усадьбы можно ощутить сильнее всего, прогуливаясь вдали от главного здания между разбросанными по территории причудливыми постройками. В тёплое время впечатления будут, наверное, особенно сильны, тем более если вы решите устроить здесь пикник.
Усадебный дом
Главное здание усадьбы Абрамцево
В 1843 году усадьба Абрамцево стала собственностью русского писателя Сергея Тимофеевича Аксакова. С этого периода и начинается славная история этих мест. Интерьер дома (открыт для посещения) носит черты прошлых владельцев: Сергей Аксаков (1791-1859 годы) был дружен с Гоголем (написавшим здесь часть «Мёртвых душ») и был противником такого представителя направления западников, как Герцен. В 1870 году дом был куплен железнодорожным магнатом Саввой Мамонтовым (1841-1918 годы) и его женой Елизаветой, которые дали слово продолжать существующие традиции и сохранили половину дома такой, какой она была при Аксакове, – в результате в каждом крыле дома была разная обстановка.
В то время как славянофил Аксаков придерживался аристократического стиля французского ампира середины XIX века, более практичные Мамонтовы предпочитали неорусский стиль и стиль модерн. Через дорогу расположено большое белое здание, в котором размещается выставка современной живописи – работы Аристарха Лентулова, Роберта Фалька и других художников советского периода, которые также работали в Абрамцево, а также таких графических работ, как иллюстрации С.А. Алимова к «Мёртвым душам» и «Мастеру и Маргарите», экспонирующихся на верхнем этаже.
Нижний пруд
Знаковые места усадьбы Абрамцево
Вам наверняка покажется интересной небольшая деревянная мастерская под крышей, украшенная лепниной, здесь живописцы В.А. Серов и М.А. Врубель пробовали свои силы в изготовлении керамики. Небольшие фигурки в египетском и русском стилях, демонстрируемые здесь, послужили эскизами барельефов Врубеля для гостиницы «Метрополь» в Москве, а изразцовая печь воплощает интерес живших здесь художников к старинным видам русского прикладного искусства. Крестьянские ремёсла были главным источником вдохновения: в мастерской демонстрируются предметы, употреблявшиеся в быту (включая формы для выпечки пирогов и гладильные доски), образующие музей народного искусства.
Их видение идеального дома было воплощено в Теремке, доме для гостей, крутая крыша которого и фронтон сделаны в лучших традициях русского традиционного зодчества. В интерьере преобладает массивная резная мебель. Пройдя далее в лес, вы натолкнётесь на Избушку на курьих ножках, построенную братьями Васнецовыми для детей. Этот домик Бабы-яги, крошечная хижина на коротких сваях-ножках в точности воссоздаёт сказочную избушку, которая поворачивалась к людям «передом, а к лесу задом». Весь художественный кружок трудился над созданием церкви Спаса Нерукотворного, небольшого здания, форма которого напоминает средневековые новгородские церкви; строгие линии церкви и выбеленные стены смягчены плавными сводами и изразцовыми фризами.
Студия-мастерская
Дешёвая аренда авто
Известные компании проката
различные предложения
Тинькофф ALL Airlines
Кредитная карта для туризма
бесплатные путешествия
Иконы были написаны И.Е. Репиным, В.Д. Поленовым, М.В. Нестеровым и А.М. Васнецовым; В.М. Васнецов создал мозаичный пол в форме распускающегося цветка на первом этаже, М.А. Врубель сделал изразцовую печь, а кафедра проповедника была расписана Андреем Мамонтовым, который умер в детстве и похоронен в левом своде нефа. Лес вокруг – привычная русскому взгляду роща берёз, елей, дубов, лиственниц, бузины и орешника, с ручьями, заросшими осокой, и озёрами, располагающимися вдоль русла реки Вори.
Церковь Спаса Нерукотворного
Парковая архитектура в «русском стиле»
В Абрамцево сохранились памятники архитектуры XVIII–XIX веков и парк. В собрании музея представлены более 25 тысяч экспонатов: живопись, графика, скульптура, произведения декоративно-прикладного искусства, фотографии и архивы бывших владельцев усадьбы.
Усадебный дом был построен при Ф.И. Головине, служившим в петровском флоте, в конце XVIII века, что делает его самой старой постройкой на территории усадьбы. Одноэтажный дом с мезонином – один из немногих сохранившихся до наших дней деревянных памятников эпохи классицизма. Сегодня в нем размещены экспозиции «Семья Аксаковых и ее окружение» и «Мамонтовский художественный кружок».
В кухне (1870 г.) помещена коллекция произведений русского народного искусства. В ней представлены мебель, предметы крестьянского быта, домовая резьба и многое другое. Коллекция была собрана по русским губерниям участниками Мамонтовского кружка в экспедициях, финансируемых Саввой Ивановичем.
Мастерская построена в 1873 году по проекту В. Гартмана в «русском стиле». В одноэтажном деревянном домике хорошо продумано естественное освещение: в мастерской нет потолка, но есть окна-люкарны в кровле.
Крыльцо, кровля, наличники и карнизы декорированы пропильной резьбой. Резной орнамент В. Гартман заимствовал из народных вышивок. В мастерской работали Врубель, Васнецов, Репин, Поленов, Серов и сам хозяин усадьбы.
Рядом с мастерской расположена скамья Врубеля начала XX века. Скамья, полностью украшенная майоликовыми изразцами ручной работы, считается лучшей работой Врубеля в области керамики. Ради сохранности она одета в прозрачный короб.
К северу от усадебного дома находится одноэтажное деревянное здание с маленькими окошками и низкой дверью, напоминающее сказочный терем. Баню-теремок построили в 1877–1878 годах по проекту И. Ропета. Фасады украшены деревянным кружевом. Здание венчает высокая четырехскатная кровля, раскрашенная «в шашку».
Первоначально баня использовалась по прямому назначению, позже – как жилой флигель. Сегодня в банетеремке размещаются изделия столярнорезчицкой мастерской: мебель и предметы быта, изготовленные по эскизам художников.
В 1883 году неподалеку от церкви была построена беседка для детей. Проект принадлежал В.М. Васнецову. В основе здания – сруб, сложенный из толстых бревен, опирающийся на пни и перекрытый двускатной тесовой крышей. Конец крыши декорирован резной головой коня. Беседку назвали «избушкой на курьих ножках».
К срубу примыкают сени на столбах и балкончик под односкатной тесовой кровлей. На фронтонах избушки изображены летучая мышь и сова, которые летали по усадебному парку «десятками». Позднее изображения совы и летучей мыши стали популярными элементами русского модерна.
На окраине парка находится небольшой пруд с островом и неровными берегами. Между ними перекинуты живописные мосты.
Усадебная церковь Спаса Нерукотворного Образа – результат творчества всех участников Абрамцевского кружка. Окончательный проект предложил В.М. Васнецов. Одноглавый бесстолпный трехапсидный храм, украшенный резьбой и майоликой, возведен в 1881–1882 годах.
В 1891 году к церкви пристроена часовня-усыпальница Мамонтовых. Усадебная церковь – произведение искусства, гармоничное до последней детали. По эскизам Поленова выполнены иконостас, киоты, подсвечники, запрестольный крест, паникадило и другая церковная утварь.
Иконы созданы самими художниками: Спас Нерукотворный И.Е. Репина, Николай Чудотворец Н.В. Неврева, Сергий Радонежский и Богоматерь В.М. Васнецова, Благовещение В.Д. Поленова. Впервые образы были написаны в реалистичной манере.
Клиросы и мозаичный пол выполнены по рисункам Васнецова. Печь в церкви поставил М.А. Врубель. Храм является первым произведением в стиле русского модерна.
На территории усадьбы 80 лет назад был построен лечебный корпус — двухэтажное белое здание в колониальном стиле. Именно в этом доме отдыха для работников искусства Вера Мухина создала макет скульптуры «Рабочий и колхозница».
Здесь отдыхала Любовь Орлова, режиссер Григорий Александров и другие творческие люди СССР.
Таким образом, уже на протяжении полутора веков усадьба Абрамцево является приютом и примером для творческих людей, вдохновляя на новые произведения.
Постройки
Главный дом усадьбы Абрамцево — единственный в России усадебный дом XIX века, сохранившийся до наших дней в почти первозданном виде. Деревянное одноэтажное здание выполнено в стиле русского классицизма. Мамонтовы значительно расширили сооружение, т. к. его первоначальная площадь была слишком мала для богатой семьи с пятью детьми. Они достроили нижний этаж с южной стороны, добавили мезонин с северной стороны и эркер. В настоящее время в стенах дома представлено две экспозиции: первая посвящена семье Аксаковых и ее окружению, а вторая — Мамонтовскому художественному кружку.
Что еще посмотреть в усадьбе Абрамцево? Помимо хозяйского дома, в котором когда-то собирался весь цвет русской культуры, стоит обратить внимание и на другие достопримечательности:
Одноглавая церковь Спаса Нерукотворного — один из первых памятников русского модерна. Миниатюрный храм строился по проекту Васнецова и Поленова. Также художники написали для него по одной иконе. Авторами других икон стали Репин и Неврев. Отвечая на частый среди посетителей вопрос о том, кто похоронен в Абрамцеве, экскурсоводы указывают на церковь Спаса Нерукотворного. В ее стенах покоятся сразу несколько членов семьи Мамонтовых: сам Савва Иванович, его супруга Елизавета Григорьевна и дети Андрей и Вера.
Церковь в Абрамцеве, Мария Пенина
- Баня-теремок — одна из самых причудливых построек на территории комплекса. При Аксаковых деревянный терем использовался в качестве бани, а Мамонтовы сделали из него дом для гостей. В наше время здесь размещается экспозиция работ столярной мастерской.
- Избушка на курьих ножках — еще одно творение Васнецова. Сказочный бревенчатый домик украшен несколькими деревянными скульптурами.
- Мастерская в Абрамцеве — небольшое сооружение в русском стиле, построенное в 1873 году по проекту Гартмана. В мастерской работали Репин, Васнецов, Нестеров, Серов и еще ряд художников и скульпторов. Теперь просторные и светлые комнаты сооружения используются для проведения выставок.
Студия-мастерская в Абрамцеве, Светлана Тернер
- Поленовская дача (так называемая усадьба Поленова в Абрамцеве) — небольшой деревянный сруб, построенный в 1882 году по случаю женитьбы Поленова. Художник использовал «дачу» как мастерскую, а сегодня в ней размещаются временные выставки.
- Кухня — хозяйственная постройка, появившаяся на усадебной территории в 1870-м году. Почти 50 лет она использовалась по прямому назначению, а теперь в ней выставлены образцы русского народного искусства, собранные членами художественного кружка.
- 250-летний дуб — это не постройка, но тоже важная часть усадьбы. Точный год его появления на свет — 1770.
Мария Пенина
Самая семейная
Мураново
Фото: Игорь Стомахин/Strana.ru
Усадьбе Мураново больше всего подходит образ «дворянского гнезда». С 1816 года и до революции здесь жили дворянские семейства Энгельгардтов, Боратынских, Путят и Тютчевых, которые все приходились друг другу в той или иной степени родственниками. И каждая из фамилий оказалась по-своему причастна к литературной жизни России XIX века. За переплетением судеб и фамильных линий уследить непросто даже специалистам по генеалогии, но попытаться стоит. С 1816 года Мураново принадлежало семье Энгельгардтов, на одной из дочерей которых женился поэт Евгений Баратынский. Впервые он посетил Мураново в 1826 году. В стихотворении «Есть милая страна, есть угол на земле…» он с почти документальной точностью запечатлел характерный мурановский пейзаж: «Я помню ясный, чистый пруд; / Под сению берез ветвистых, / Средь мирных вод его три острова цветут; / Светлея нивами меж рощ своих волнистых, / За ним встаёт гора, пред ним в кустах шумит / И брызжет мельница. Деревня, луг широкий, / А там счастливый дом… Туда душа летит, / Там не хладел бы я и в старости глубокой!».
Фото: Игорь Стомахин/Strana.ru
В начале 1840-х, став хозяином усадьбы, он по собственному проекту построил здесь уютный зимний дом, приспособленный для жизни большой семьи, — у самого было семеро детей. После его ранней смерти в 1844 году дом переходит к другой линии потомков Энгельгардтов, семье литератора Николая Путяты, у которого в Мураново гостили Николай Гоголь, владелец Абрамцево Сергей Аксаков (оба рыбачили в местном пруду), а также поэты Майков и Одоевский (про их пристрастие к рыбалке ничего не известно). Дочь Путяты, в свою очередь, вышла замуж за сына Федора Ивановича Тютчева Ивана. Сам поэт, по всей видимости, побывал в Мураново лишь однажды, но с годами тут скопились вещи и архивы всех потомков Тютчева, и в результате открытый здесь в советские годы музей стал называться именно его именем. Усадьбе каким-то чудом удалось уцелеть во время Гражданской войны и полностью сохранить свои уникальные коллекции. Сегодня это практически идеальный образец русской усадьбы XIX столетия.
Интересные факты
За два столетия усадьба Абрамцево сменила несколько хозяев, но удивительно – усадебный дом всегда оставался в одном и том же виде, а границы поместья не менялись. Семейство Молчановых, после покупки вотчины, лишь возвели мезонин (надстройка над серединой дома) с двумя комнатами.
Семья Аксаковых только разделила спальню на две комнаты. Основной ценностью усадьбы они видели в естественности сооружения, прекрасно сочетающейся с местным пейзажем, а проводить какие-либо работы по изменению ландшафта и построек даже не планировали.
Лишь при Мамонтовых Абрамцево была чуть расширена и перестроена, согласно прежнему виду. Сказать, что им досталось обветшавшее поместье – ничего не сказать. Фундамент весь сгнил, полы покосились, печи не работали. Пришлось все восстанавливать чуть ли не с нуля. Владельцы Абрамцево никогда не ставили задачи сделать из усадьбы помпезную резиденцию. Все как один ценили единение с природой и классический стиль сооружений.
Пруд
Усадьба Абрамцево при Мамонтовых
Предприниматель, искренний любитель искусства и весьма состоятельный меценат, имел возможность приобрести более интересную усадьбу с точки зрения цены и размеров, но благодаря удивительной истории и атмосфере, выбрал Подмосковное Абрамцево. После покупки начался ремонт, который был завершен через 10 лет в 1880 г. Возводят много новых строений, сохраняя существовавшую планировку: фруктовый сад, конюшню, дачу, заново отстраивают флигели. К сожалению, многое из построенного не сохранилось.
Савва Иванович был очень талантливым человеком: промышленник, предприниматель, музыкант, режиссер, скульптор и много еще кто. У промышленника был отличный девиз: «Жизнь коротка, искусство вечно». Он боготворил творческие порывы и всячески содействовал развитию художников, певцов, музыкантов. Одним из таких певцов был Шаляпин.
При миллионере Абрамцево посещают яркие представители творческих профессий тех лет: Репин, Васнецов, Станиславский, Гартман. Гартман, один из основателей «русского стиля» в архитектуре, спроектировал ряд сооружений в поместье, в том числе скульптурную мастерскую и баню.
В 1873 г. на территории усадьбы была построена большая мастерская для художников, а вслед за ней появился другой оригинальный деревянный флигель – баня, получивший позже за свою сказочность второе название – Теремок.
Савва Иванович активно руководил постройкой этого флигеля, смело изменяя присланный из Петербурга, проект архитектора Петрова. Сооружение производит впечатление настоящего русского терема, хотя первоначально он предполагался быть баней, но именно благодаря его красивому виду решили сделать из него гостевой флигель, в котором жили художники, а баню построили позже.
Баня-теремок
У четы Мамонтовых было много детей – пятеро своих и трое приемных. В поместье всегда было много детей: свои, племянники, дети гостей. Незнающий мог подумать, что это детский сад, а не усадьба. Специально для них Васнецов спроектировал детскую беседку под названием «Избушка на курьих ножках». Он придал этому сооружению поистине сказочный, фантастический вид. Избушка хорошо вписывается в окружающий пейзаж, сливается с ним, передает обаяние деревянного зодчества.
«Избушка на курьих ножках»
Отдельно стоит рассказать о жене миллионера – Елизавете Григорьевне. Женщина с большим сердцем, она всегда помогала другим. В 1871 г. в Абрамцево разгорается холера, не раздумывая она передает усадебный дом в распоряжение больных крестьян.
Благодаря ей в деревне строится первая школа для крестьян, она проработала 33 года. Все необходимое для обучения – тетради и книги, выдавались бесплатно. К обучению в школе присоединяются и именитые гости усадьбы: Васнецов учит живописи, а Шаляпин пению.
Она же инициирует строительство церкви Спаса Нерукотворного в 1881 г. Над церковью трудились «всем миром». Долго искали нужные формы, изучали новгородский храм Спасу на Нередице. Над внутренним убранством трудились все те же творцы: Васнецов, Репин, Неврев, Поленов. Савва Мамонтов совершенно не гнушался тяжелого труда и сам работал на стройке по вечерам и по праздникам. Подъем энергии и художественного творчества был необыкновенный.
На своеобразном утесе, между кухней и мастерской Врубель создает красочную мозаичную скамью, которая сейчас защищена стеклом со всех сторон. Строгая форма скамьи, отделанная изразцами ручной работы, которую после войны с большим трудом восстановили реставраторы. Сейчас на скамейке сидеть запрещено, дабы сохранить уникальное творение художника.
Церковь Спаса Нерукотворного
Усадьба Абрамцево вдохновляет живописцев начать путешествие по русским губерниям в поисках предметов крестьянского быта. В конце 19 века, впервые в России, в усадьбе открывается музей крестьянского искусства.
1899-й год оказывается трагичным для деревни и ее гостей – Савву Мамонтова арестовывают по подозрению в финансовых махинациях. Несколько месяцев спустя его отпускают, но он полностью разорен. У них остается только поместье в Подмосковье (было записано на жену). С этого момента отношения между супругами окончательно портятся, и глава семьи уезжает из поместья, а в 1918 г. умирает.
В начале 20 века сын Саввы Сергей Саввыч продолжает добрую традицию семейства. Построив рядом с усадьбой Абрамцево собственную дачу, он постоянно устраивает посиделки легендарных современников, но затмить всероссийскую популярность усадьбы отца она не смогла и до наших дней не выстояла. Поместье же переходит к одной из дочерей Мамонтовых – Александра Саввична и на ее плечи ложится ответственность за сохранность исторического места.
Скамья Врубеля
Музей-заповедник «Абрамцево»
Усадьбе принадлежит обширная территория в 50 га, на которой размещены несколько памятников архитектуры и большой парк. Музейные коллекции, собранные здесь, очень богаты и содержат более 25 тыс. экспонатов – живописных и графических работ, скульптурных произведений и изделий народного творчества, редкие архивы и фотографии.
Поленовская дача
Центральное место музейного ансамбля занимает самое старое здание в Абрамцево — главный усадебный дом, возведенный в XVIII веке. Его современная экспозиция посвящена семье писателя Аксакова и членам Мамонтовского художественного кружка.
В здании, где раньше размещался лечебный корпус, можно осмотреть постоянную экспозицию картин российских художников XX и XXI веков. В одноэтажной деревянной кухне сегодня хранятся собранные мамонтовцами предметы русского народного искусства. В узорчатом резном тереме Студии-мастерской регулярно проходят временные выставки работ известных живописцев, художников-графиков и скульпторов, а также мастеров декоративно-прикладного творчества. А одноэтажная баня-теремок хранит коллекцию мебели и предметов быта из старых усадебных столярных мастерских.
Беседка — «Избушка на курьих ножках»
Замечательным по красоте строением на территории музея-заповедника является церковь Спаса. Ее первоначальный проект разработал художник В.Д. Поленов. И его работу продолжил В.М. Васнецов. Архитектурная стилизация под русскую старину и оформление иконостаса этого храма поистине уникальны. Большинство икон для него были написаны самыми известными художниками мамонтовского кружка. Богослужения в храме Спаса проходят несколько раз в году, по памятным для Абрамцево праздникам.
Совершенно оригинальным архитектурным памятником 80-х годов XIX века можно считать деревянную беседку – «Избушка на курьих ножках». Она находится неподалеку от церкви. Кроме того, на территории музея-заповедника можно побывать в одноэтажной Поленовской даче, где художник проживал вместе с супругой.
«Скамья Врубеля»
Посетив усадьбу, обязательно стоит прогуляться по ее замечательному парку. Он разбит на трех террасах, спускающихся в долину реки Вори. В тенистом парке сохранилась старая Гоголевская аллея. По аккуратным парковым дорожкам хорошо бродить в любое время года, но особенно приятно здесь бывать летом и в начале осени.
Ольга Буткова: Усадьбы и парки Москвы. Раскраска-путеводитель
3 фишки: — Иллюстрации-раскраски усадеб и парков Москвы — Понятный текст, интересные факты и замечательные картинки — Отличный сувенир и памятная книга маленького путешественника!
Эта раскраска-путеводитель создана не только для жителей Москвы, но и для тех, кто всем сердцем и душой любит этот прекрасный город. Вы отправитесь в увлекательное путешествие по самым красивым паркам и усадьбам столицы: остановитесь в Александровском саду и пройдете через знаменитые чугунные ворота, отдохнете в Нескучном саду, полюбуетесь бело-красными королевскими карпами в Аптекарском огороде, узнаете, что памятник Виктору Гюго появился в Саду «Эрмитаж» не случайно, а его подарили москвичам жители Парижа, и будьте уверены, что это еще не все! Каждый разворот этой книги — путешествие в мир истории и архитектуры. Для тех, кто живёт в Москве, для тех, кто приезжает в столицу на каникулы, и для тех, кто пока только собирается сюда приехать, путеводитель-раскраска станет идеальным экскурсионным гидом по главным достопримечательностям столицы.
Что под обложкой? — Александровский сад — Сад «Эрмитаж» — Парк Горького — Сокольники — Воробьёвы горы и Нескучный сад — Останкино — Кузьминки — Люблино — Лефортово — Екатерининский парк — Петровский парк — Аптекарский огород — Кусково — Царицыно — Коломенское.
Лайфхак для родителей Возьмите раскраску-путеводитель с собой на прогулку и тогда вы сможете наглядно рассказать ребенку о своих любимых местах и других важных достопримечательностях. Или изучайте книжку дома: скучно точно не будет, потому что внутри интересные иллюстрации, доступный текст-справка и невероятной красоты раскраски, от которых не оторвутся даже взрослые. Из раскрашенных картинок можно составить альбом и подарить родственникам или друзьям.
Что развиваем? — Воображение и мелкую моторику. В книге-раскраске ребенок найдет массу увлекательной информации и раскрасок. Цветовые обозначения на каждой странице подскажут, каким цветом надо раскрашивать достопримечательности. — Пространственное мышление. Научит ориентироваться в пространстве, и, что еще важнее, в оживленном мегаполисе
— Внимание и память. Ребенок тренирует глаз-алмаз, когда ищет коня с картинки на барельефе или осматривается в поисках именно такого купола храма
— Любознательность. Ребенок изучает историю своей страны с удовольствием, ныряет в атмосферу старой и современной Москвы.
Про автора Ольга Буткова — один из авторов Clever. Она аспирант Государственного института искусствознания, писатель, искусствовед, автор популярной серии детских путеводителей по Москве и Санкт-Петербургу «Увлекательная прогулка». Книги у Ольги очень здорово написаны — интересно, весело, а главное — доступно для детей. В них миллион удивительных фактов о городах, достопримечательностях, исторических эпохах, символах и известных людях, которые будут любопытны и детям, и взрослым. А еще эти путеводители творческие — в каждой книге раскраски и рисовалки по известным маршрутам. Скрыть
Василий Поленов и Абрамцево
В. Поленов был одним из лучших друзей Саввы Мамонтова и жил в Абрамцево по несколько месяцев. Он был единственным представителем «кружка абрамцевых», который имел в роду потомственных аристократов и дворян. Усадьба не только вдохновляла художника на творчество, но и открыла в нем дар воспитателя. Василий проводил много времени с сыновьями Мамонтовых, соорудил для них причал на реке Воря, сделал эскизы для лодок.
Большая часть биографии художника связана с Абрамцево. Когда Мамонтов решил построить собственную церковь на территории усадьбы, Поленов принимал активное участие в создании эскизов для хоругвей. Кроме того, художник, вдохновленный впечатлениями о путешествии по Ближнему Востоку, делает эскизы для алтаря церкви. В итоге получается необычный для православной церкви алтарь, украшенный резными деревянными элементами. Также Поленов создает паникадило в виде круглой лампы, состоящей из нескольких старинных светильников. На фасаде церкви можно увидеть нарисованный Поленовым образ Христа, который при разном преломлении солнечного света выглядит светлее или темнее.
В процессе работы над церковью художник влюбился в двоюродную сестру хозяйки усадьбы. Поленов и его избранница стали первой парой, которая обвенчалась в стенах новой церкви.
История Абрамцева
Усадьба Абрамцево имеет долгую историю. В XVI веке «Обрамково» и находящаяся поблизости деревня Мутовки принадлежали помещику Волынскому. В начале XVIII века это было поместье Ф.И.Головина, который происходил из знатного рода. В 1727 году Головин уволился из флота и поселился в Абрамкове. Он занялся устройством усадьбы. Однако поместье не оказалось доходным. В Абрамково (и двух соседних деревнях) было всего пятнадцать крестьянских дворов.
С 1783 по 1797 год поместье часто перепродавалось, несмотря на его прекрасное расположение в живописном месте. В 1797 году Абрамково купил Л.В. Молчанов. При Молчановых (до 1840 года) был выкопан пруд возле реки Вори, а в парке на спуске к реке сделаны террасы. К дому пристроили мезонин.
Крестьяне занимались земледелием и продажей леса. В их распоряжении была мельница. Женщины пряли лен, шерсть и ткали холсты. В 1841 году поместье вновь перепродается. Его приобретает В.В. Неведомский, а в 1843 году — писатель-славянофил Сергей Тимофеевич Аксаков (1791-1859). С этого времени начинается новый период истории усадьбы. Здесь бывали многие писатели, художники, музыканты: Н.В. Гоголь, И.С. Тургенев, М.П. Погодин, М.С. Щепкин и др.
Однако со временем постройки обветшали. В 1870 году усадьбу Абрамцево, которое находилось к тому времени в запущенном состоянии (главный дом без фундамента, с гнилой крышей, перекосившимися полами, разваленными печами и т.п.), покупает Савва Иванович Мамонтов (1841-1918). Он был неординарным, талантливым человеком, который соединил в себе, казалось бы, несовместимое: удачливый богатый промышленник, меценат, художественный и театральный деятель.
В Абрамцево неоднократно приезжали гостить В. Д. Поленов, В. М. Васнецов, И. Е. Репин, И. С. Остроухов, В. А. Серов, К. А. Коровин, М. В. Нестеров, М. А. Врубель и многие другие художники, актеры и музыканты.
Это собрание единомышленников вошло в историю русской культуры как Абрамцевский художественный кружок. Появляются мастерские (керамические, столярные и др.), возрождаются старинные ремесла. Собирается коллекция предметов крестьянского быта. Ставятся любительские спектакли.
Без преувеличения, духовной вдохновительницей всего этого была супруга С.И.Мамонтова Елизавета Григорьевна Мамонтова (в девичестве — Сапожникова, 1847-1908). Художник М.В.Нестеров так писал о ней:
В 1917 году Абрамцево было национализировано и стало государственным музеем-заповедником. Здесь работали И.Э. Грабарь, П.П. Кончаловский, И.И. Машков, В.И. Мухина и др.
В наше время в государственном историко-художественном и литературном музее-заповеднике «Абрамцево» хранятся более 25 тысяч экспонатов (живопись, декоративно-прикладное искусство, архивы прежних владельцев и их гостей и т.п.) и памятники архитектуры XVIII — XIX веков.