Казанский собор

Чудотворная икона Казанской Божьей Матери

Одна из главных святынь — чудотворная икона (список) Казанской Божьей Матери. Эта икона находится в Казанском соборе (архитектор А. Н. Воронихин). Чудотворный образ Казанской Богоматери был обретен в Казани в 1579 году. Местонахождение иконы открыла девятилетней девочке Матроне во сне сама Богородица. Икону действительно нашли в указанном месте — на пепелище одного из сгоревших домов. Некоторые списки, сделанные с этой иконы тоже признаны чудотворными. Один из списков в XVIII веке перевезли в Санкт-Петербург и поместили в специально построенный для него Казанский собор.

Икона Казанской Божьей Матери — покровительница Земли Русской и заступница русского воинства.

  • В 1612 году с этой иконой ополчение под руководством Минина и Пожарского разгромило польских интервентов. Перед образом Казанской Божьей Матери молился великий русский полководец Михаил Кутузов перед Бородинской битвой.
  • В блокадном Ленинграде проводили молебны перед иконой.

Перед образом Казанской Божьей Матери молятся о сохранении Российской державы, просят заступничества в тяжелые времена. По традиции этой иконой благословляют молодых.

История Казанского собора в Санкт-Петербурге

В 1710 году на Невском проспекте рядом с деревянным зданием госпиталя была построена часовня, а позже — деревянная церковь Казанской Божьей Матери. Новый каменный храм по указу императрицы Анны Иоанновны был заложен в сентябре 1733 года, строился по проекту М. Земцова и был назван Родественским. Значительным украшением построенной церкви была многоярусная колокольня высотой 58 метров.

2 июля из Троицкого собора сюда была перенесена Казанская икона Божьей Матери. И Рождественскую церковь стали называть Казанской по имени этой иконы. Позже церковь получила статус Собора, который стал главным храмом в Северной столице.

К концу 18 века здание обветшало и было принято решение построить новый храм. Павел I хотел, чтобы новый храм был похож на собор Святого Петра в Риме и в 1799 году был объявлен конкурс на его проект.

Граф А.С. Строганов, резиденция которого находилась вблизи храма, предложил проект молодого архитектора А.Н. Воронихина, бывшего своего крепостного. Проект Андрея Никифоровича Воронихина был одобрен. В присутствии Александра I закладывается новый храм. Граф Строганов стал ответственным за строительство, которое было завершено к 1811 году. А автор проекта А.Н. Воронихин был награжден орденом Анны второй степени и пожизненной пенсией.

В строительстве храма участвовали только русские мастера. Бригадой каменщиков руководил Самсон Суханов. Большинство строителей были крепостными крестьянами, отдававшие все свои заработки хозяевам. Жили они сначала в землянках за городом, а потом в бараках на Конюшенной площади. Для отделки храма использовались отечественные материалы: олонецкий мрамор, выборгский и сердобольский гранит, рижский известняк. В наружной облицовке стен — пудожский камень, который привозили из Гатчины.

Режим работы

Попасть в собор можно практически каждый день на проводимые экскурсии или просто так, заплатив за вход. Выходные дни – последний понедельник и первая среда месяца, а также каждый вторник. В летний период добавляется санитарный выходной каждую среду. Время посещения может сокращаться при температуре от -15 и при отдельных мероприятиях на Красной Площади.

Расписание работы храма изменяется в зависимости от сезона:

Летнее время (1 июня – 24 августа) 10:00 – 19:00
25 августа – 3 сентября 10:00 – 16:00
Осеннее время (4 сентября – 6 ноября) 11:00 – 18:00
Зимнее время (7 ноября – 30 апреля) 11:00 – 17:00
2 – 8 января 11:00 – 18:00
Май (1 мая – 31 мая) 11:00 – 18:00

За 1 ч до закрытия храма прекращается допуск туристов на территорию собора, а кассы закрываются за полчаса до закрытия.

Конкурс проектов нового собора.

В ноябре 1800 года Павел I повелел воздвигнуть вместо церкви Рождества Богородицы соборный храм во имя Казанской иконы Божией Матери. Этому решению предшествовал конкурс на лучший проект нового храма, проведенный в 1799 г. В этом конкурсе участвовали: выдающийся зодчий строгого классицизма Чарльз Камерон, только что прибывший в Россию архитектор Жан Тома де Томон и живописец-декоратор, мастер паркостроения, Пьетро Гонзаго. Однако ни одному из конкурсантов не удалось найти решения, которое бы удовлетворило требованию монарха включить в проект колоннаду, подобную римской. Более всех проектов Павлу понравился проект Ч.Камерона, который задумал охватить невысокими колоннадами площадь перед западным фасадом собора без выхода на Невский проспект. В ноябре 1800 года Павел предписывает петербургскому губернатору фон Палену: «Я поручил архитектору Камерону составить проект Казанской церкви в Петербурге. Уведомляю Вас о сем для того, чтобы вы оказали ему содействие, сделав распоряжение. Благосклонный к Вам Павел». Однако вскоре произошел неожиданный поворот. 14 ноября того же года император утвердил другой проект Казанского собора, составленный малоизвестным русским зодчим А.Н.Воронихиным. Бывший крепостной графа А.С.Строганова в 1797 г. получил от Академии художеств звание академика перспективной и миниатюрной живописи и только в 1800 г., по представлению президента Академии Строганова, — звание архитектора. Не исключено, что в выборе Павла I между проектами Камерона и Воронихина сказывалась его неприязнь к Камерону, пользовавшемуся благосклонностью Екатерины II. В то же время император считался с мнением графа Строганова, который сыграл решающую роль в утверждении проекта Воронихина. После долгих  творческих поисков, Воронихин находит оригинальное решение. Проект Воронихина действительно очень напоминает собор святого Петра в Риме. Однако колоннады римского храма, пристроенные Бернини через сто лет после долголетнего строительства собора святого Петра, играют вспомогательную роль, лишь формируя площадь перед собором. А колоннады Воронихина органически связаны с массивом собора и включают собор в ансамбль Невского проспекта. Купол более стройный и легкий, чем купол собора святого Петра, и во многом напоминает купол парижского Дома инвалидов или церкви св.Женевьевы (Пантеон). Кроме того, колоннады Казанского собора скрывают определенную асимметрию храма. По православной традиции главным входом в собор является западный, напротив которого, с восточной стороны, размещается алтарь. Поэтому у Казанского собора, представлявшего в плане латинский (вытянутый) крест, основной вход ориентирован не на Невский проспект — парадную коммуникацию города, а на узкую Большую Мещанскую улицу. Купол же расположен не в центре храма, а значительно сдвинут от него в сторону востока. Эта асимметрия скрыта колоннадами. Само здание собора скрывается за ними. Виден только купол, находящийся между двумя крылами колоннады, создающих зрительную иллюзию его центрального положения в самом здании. По проекту предполагалось возведение двух колоннад — с северной и с южной стороны храма и создание вокруг храма трех площадей — с северной, южной и западной сторон. Колоннады завершаются боковыми порталами — проездами со стороны набережной Екатерининского канала и Большой Мещанской улиц. В связи с начавшимся строительством была реконструирована вся прилегающая территория. Собор возводился южнее церкви Рождества Богородицы, которая оставалась на месте до конца строительства собора. Работы развернулись 22 ноября 1800 г., через восемь дней после утверждения проекта Воронихина. Павел I приказал: «Для построения Казанской церкви по конформированному нами плану повелеваем составить особую комиссию, в которой присутствовать президенту Академии художеств, действительному тайному советнику графу Строганову, генералу от инфантерии и генерал-прокурору Обольянинову, тайному советнику Чекалевскому, а производить строение архитектору Воронихину». К январю 1801 года была составлена расходная смета и определены сроки строительства. Комиссия определила расходную смету в сумме 2 843 434 руб. и, подчиняясь повелению Императора, обязалась построить собор в три года. Павел собственноручно определил жалование архитектору три тысячи рублей в год. Сумма по тем времена большая, учитывая, что рабочий каменщик получал не более трехсот рублей в год.

Настоятели

С открытия Казанского собора здесь служили следующие настоятели:

  • Сырохнов Иоанн: с 1811 по 1814 г.г. На место настоятеля назначен в конце 1810 г. О его биографии практически ничего неизвестно. Только то, что после обучения в духовной семинарии Пскова он более 10 лет нес службу в Никольском храме Витебска. Имел жену и 4 детей. О том, когда и где похоронен, неизвестно.
  • Бедринский Иоанн: 1814-1831 г.г. Привел строительные счета собора в порядок. В это время в Санкт-Петербурге началось большое наводнение, в результате чего пришлось восстанавливать церковь. Во время его настоятельства осуществлен обряд отпевания графа М. Милорадовича и Александра I.
  • Мысловский Петр: 1831-1846 г.г. В период служения настоятеля поставлены памятники Кутузову и Барклаю-де-Толли, проведено восстановление храма.
  • Никольский Тимофей: с 1846 до 1848 г.г. За время его настоятельства в соборе проведено несколько епископских посвящений, а также вымыта алтарная перегородка храма, которая потемнела.
  • Райковский Андрей: 1848-1860 г.г. Во время его служения введен новый крестный ход, как напоминание о холере, которая погубила большое количество жителей.
  • Дебольский Григорий: с 1860 по 1881 г.г. За годы настоятельства в храме проводился капитальный ремонт и реставрация, отпраздновали 50-летие собора, поменяли старые рамы, произвели реставрацию живописи на стенах.
  • Булгаков Александр: 1881-1883 г.г. Во время его работы обновлены накладные украшения ни иконе, запущен процесс отделки престола серебром для его гармонии с иконостасом.
  • Лебедев Александр: 1883-1898 г.г. Благодаря ему было отремонтировано сооружение для подвешивания колоколов (звонница), конюшни и каретные сараи подверглись перестройке. При нем повешены новые люстры, иконы помещены под стекло, чтоб на них не скапливалась пыль. Куплено помещение, из которого сделали приют для пожилых людей, детей и женщин в беспомощном состоянии.
  • Мегорский Евграф: 1898-1904 г.г. Во время его настоятельства крыша храма подверглась ремонту, собор оснащен электроэнергией. Протоиерей организовал церковно-школьный праздник.
  • Мегорский Димитрий: 1904-1909 г.г. Больше всего его волновало церковное хозяйство храма. Ввел собственную структуру финансирования, привел общественные дела в надлежащий вид.
  • Сосняков Николай: с 1909 по 1913 г.г. В период его настоятельства отметили 100 лет со дня открытия собора. Он полностью занимался подготовительными работами к юбилею. Храм при нем подвергся основательному ремонту. Священник также подготовил все необходимое, чтобы отметить 300-й юбилей царствования династии Романовых.
  • Головин Николай: 1913 г. Основной задачей настоятеля было введение нищего населения в церковь и наставление малоимущих на путь истинный.
  • Орнатский Философ: 1913-1918 г.г. Он был настоящим патриотом Родины, помогал армии, организовал материальную помощь русским войскам, обеспечение теплыми вещами, помощь членам семьи раненых солдат.
  • Маренин Василий: 1918-1920 г.г. По случаю празднования 100-летия собора произносил торжественную речь. К моменту назначения настоятелем батюшка страдал от различных недугов, к тому же находился в преклонном возрасте. Поэтому было решено дать ему в помощь Н.К. Либина. Отец Василий создал новый придел, который освятил отец Вениамин в 1921 г.
  • Чуков Николай: 1920-1923 г.г. Его назначили настоятелем в конце 1920 г., а в мае 1922 г. арестовали с назначением строго наказания и конфискацией имущества. Однако расстрел было решено заменить лишением свободы сроком на 5 лет. В 1923 г. отца Николая освободили из-под стражи.
  • Игумен Сергий: 1991-1996 г.г. После длительного перерыва собор снова начал свою работу под его настоятельством.
  • Красноцветов Павел: с 1996 г. до нашего времени. Провел процедуру освящения церкви в полной степени. Возобновились богослужения на регулярной основе. Восстановлены приделы церкви, иконостас. Реставрационные работы проводятся до сих пор.

История храма

Первое здание собора, построенное в 1620-х годах, было деревянным. Возведение нового храма, посвященного войне 1612 года, в которой Россия одержала победу, спонсировал Дмитрий Пожарский. Здание пострадало при пожаре, вследствие чего в 1630-х годах было перестроено. До 1765 года, в дни празднования особо значимых событий (военных побед, обретения иконы) до Казанского собора устраивались крестные ходы.

В последующие годы храм неоднократно перестраивался и ремонтировался. Последняя реставрация проводилась в 1925 году. Архитектор Петр Барановский хотел вернуть зданию первоначальный облик. Работы продолжались 4 года, и, когда оставалось совсем немного, Московской городской совет решил снести храм. Реставрация остановилась, колокольню разрушили в том же году, а помещения собора до 1936 года использовались как склад для хранения строительных материалов для станции метро. После сноса Казанского собора на его месте разместили павильон в честь III Интернационала.

В 1990 году власти Москвы решили заново построить собор, в связи с чем начался сбор пожертвований. Святыню восстанавливали по фотографиям и чертежам, сохранившимся в архивах. Работы по воссозданию собора Казанской иконы Божьей матери закончились в 1993 году.

Панорама храма с Красной площади:

История

Во второй половине XVIII в. Павел I, еще до своей коронации и вступления в права наследника престола, совершил путешествие по Европе. При посещении Рима будущий император был глубоко поражен гармоничностью ансамбля собора Святого Петра. В нем было все — величие, строгость и красота. Все это запало Павлу в душу.

Павел I (слева) в путешествии по Европе был впечатлен ансамблем собора Святого Петра в Риме. После коронации он объявил конкурс на лучший проект на замену обветшавшей Казанской церкви. Выиграл его молодой и талантливый архитектор А.Н. Воронихин (справа).

В 1799 г. он принимает бразды правления и решает повторить в Петербурге понравившийся собор. Благо и повод находится. Назрела необходимость заменить обветшавшую церковь Рождества Богородицы, в народе именуемую Казанской.

Не откладывая задуманное на потом, император объявил конкурс на лучший проект и озвучил свои пожелания. По его итогам победителем признали молодого талантливого архитектора А.Н. Воронихина. К сожалению, Павлу I не удалось не только увидеть свое готовое детище, но даже поприсутствовать на церемонии закладки первого камня – за 3 месяца до этого он был убит заговорщиками. Дело отца продолжил Александр I. 1801 г. – официальный год постройки Казанского собора. Хотя закончен он был только через 10 лет.

При постройке Воронихин столкнулся в дилеммой – участок был вытянут с запада на восток, а по правилам православной церкви храм должен стоять поперек. Из этой ситуации он вышел с блеском – с северной стороны надстроил полукружие колоннады, превратив боковой выход в визуально-парадный

Место для постройки здания досталось Воронихину сложное – оно было сильно вытянуто с запада на восток. В православной церкви же главный вход находится с западной стороны, а алтарная зон – с восточной.

Таким образом, к Невскому проспекту оказывался обращен северный проход. Но талантливый архитектор с блеском вышел из сложившейся ситуации. Он визуально превратил боковой выход – в главный. Для этого была построена полукруглая двойная колоннада, обращенная к Невскому.

При работе с внешним фасадом использовался пудостский изветковый туф. У него есть несколько интересных свойств: помимо морозостойкости и легкости в обработке, он может менять оттенок в зависимости от погодных условий и освещения.

Храм поражает богатством внутреннего убранства. Планировка и оптическая иллюзия зрительно расширяют внутренний зал и создают впечатление парящего в вышине купола. Иконы для церкви писали такие выдающиеся художники как Ф.П. Брюллов, О. Кипренский, В. Боровиковский и многие другие.

Победа в Отечественной войне 1812 г. принесла Казанскому собору новую функцию — памятник славных побед русской армии. В Здании появились французские штандарты и ключи от поверженных городов.

После победы в Отечественной войне 1812 г. Казанский собор приобрел свое второе значение — памятника величия русского оружия и хранилищем военных трофеев. Сюда привозили флаги и ключи поверженных городов, павших на милость победителя.

Во время советской власти репрессии, которым подверглись все православные храмы, не миновали и Казанский собор в Санкт-Петербурге. Многие ценности были вывезены и безвозвратно утеряны. Например, на переплавку пошла утварь из ценных металлов. Позже храм и вовсе закрыли, а затем отдали по Музей истории религии и атеизма.

В советскую эпоху Казанский собор лишился креста, драгоценной утвари и много другого. Некоторое было утеряно безвозвратно. В здании функционировал Музей истории религии и атеизма

Восстановление и реставрационные работы начались в 1950-х гг. В 1991 г. возобновились богослужения. Через 3 года на купол вернулся крест. Полное освящение церкви произошло спустя еще 4 года. Церемония была проведена митрополитом Владимиром (Котляровым). 2000 год ознаменовался присвоением нового звания — кафедрального собора.

Внешний облик собора

По православным канонам алтарь храма должен находиться на востоке, а вход на западе, и Казанский собор не исключение. Невский проспект протянулся с запада на восток, и чтобы храм не был повернут боком к главной улице города Воронихин придумал парадную колонаду. Колоннада в виде полукруга перед северным фасадом состоит из 96 колонн высотой 13 метров. Само здание скрывается за колонами, над которыми возвышается купол высотой 72 метра.

Проект Воронихина предусматривал еще колоннаду перед южным фасадом, но эта идея осталась не реализованной. По бокам колоннады у северного фасада находятся два пьедестала, на которых до 1824 года стояли гипсовые скульптуры ангелов. Предполагалось, что их заменят на бронзовые, но пьедесталы до сих пор пустуют.

Длина Казанского собора 72,5 метров, ширина — 56,7 метров, длина одного крыла колоннады составляет 42,7 метра. Стиль — ампир.

Собор украшен скульптурами внутри и снаружи. Наружные бронзовые скульптуры святых Владимира, Андрея Первозванного, Иоанна Предтечи и Александра Невского выполнены скульпторами Пименовым, Мартосом и Демут-Малиновским. Внутренние скульптуры изготовлены Гордеевым, Рашеттом, Прокофьевым и другими.

Внешний облик храма

Казанский собор напоминает резиденцию папы Римского, от которой отличается величавостью, великолепием, необыкновенной красотой и самобытностью.

Здание построено в форме четырехконечного латинского креста, в средокрестии – купол, вдоль барабана которого 16 круглых окон.

Купол поддерживают 4 монолитных пилона. Собор скрывается за колоннадой, состоящей из 96 колонн, расположенных полукругом, над которыми на высоте 72 м возвышается купол. Каждая колонна высотой 14 м весит 28 тонн.

В основании здания – высокий цоколь из крупных монолитов серого гранита. На фасаде – шестиколонные портики с барельефом «Всевидящее око», украшенные треугольными фронтонами. Длина Казанского собора 72,5, ширина – 56,7 метров. В западной части колоннады – звонница, колокольня в соборе не построена. В храме 4 придела. В 1900 году перед Казанским собором разбили сквер, поставив завершающий штрих к облику.

Снаружи храм облицован пудостским камнем, на главном фасаде – статуи ангелов. Северный фасад украшают 4 бронзовые скульптуры: князь Владимир, Иоанн Креститель, Владимир Первозванный и Александр Невский, щит которого опирается на меч со львом – символом Швеции. Здесь же – барельеф с изображением сцен из жизни Божьей Матери.

На парадной Казанской площади – два памятника русским полководцам: фельдмаршалу Кутузову и Михаилу Богдановичу Барклаю-де-Толли, военному министру Российской империи. Полководцев отлили в полный рост с плащами на плечах. Кутузов подает сигнал войскам к наступлению, Барклай-де-Толли стоит в ожидании.

Архитектура Казанского собора

Новый Казанский кафедральный собор представлял собой пятиглавый крестово-купольный храм. Объемная композиция  собора довольно сложная. Симметричные боковые притворы1 и апсида2 превышают по высоте четвериковый ярус храма, их полукруглые закомары3 фланкируют аттиковое4 основание центральной главы, тогда как прясла5 под боковыми главками занижены. Все это создает насыщенную и динамичную композицию из разновысоких объемов, находящихся в сложной иерархии соподчинения друг другу  и выделения главенствующего значения центрального купола.

Центричность композиции нарушалась длинной галереей, соединяющей храм и колокольню. Сам храм был строго симметричен. Средние повышенные прясла завершались полукруглыми закомарами, боковые — килевидными6. Над нижним двухсветным ярусом размещался еще один аттиковый ярус, соответствующий в интерьере сводам боковых приделов. Четыре малые главы, в виде беседок венчающие пределы, располагались по диагоналям планировочного креста. Главный полусферический купол был установлен на двенадцатигранном  световом барабане.

Для фасадов характерно разномасштабное построение декора: в нижней части укрупненное, с подчеркнутое центральной осью, унаследованное от классицизма, а в верхней части — более дробное, равнозначное разных форм, обусловленное перипетиями строительства, храм воспринимался как единое целое с уравновешенной композицией объемов и сочной живописной пластикой деталей. Насыщение орнаментом нарастало к верху. Второй ярус окон храма был значительно более декорирован, чем первый, а в оформлении стен барабанов боковых главок и центрального купола вообще не оставалось пустого пространства: ступенчатые ярусы кокошников7, аркатурные пояски8, полуколонки арочных окон, архивольты9, фигурные кронштейны10 карнизов, зубчики — далеко не полный перечень использованных декоративных элементов. Нарядность декоративного оформления усиливалась орнаментацией куполов в косую корзинку, раскрашенную в шахматном порядке (графит и белила), и применением цвета в расколеровке фасадов. Оштукатуренные стены были окрашены предположительно в красно-коричневый цвет, цоколь — в темно-серый. Белым цветом были выделены декоративные элементы: колонны, аркатурные пояски, архивольты, ниши и арочки. Другим цветом акцентировать капители и базы колон, которые, вероятно, окрашивались бронзой, со временем темневшей, что зафиксировано на черно-белых фотографиях. Круглые ниши притворов имели вставки икон с изображением Казанской Божьей Матери. Собор венчало девять ажурных позолоченных крестов, десятый крест венчал колокольню.

Казанский Кафедральный собор в Санкт-Петербурге на карте

  • Обычаи и традиции Турции
  • Улица Рамбла в Барселоне
  • Аренда автомобиля в Будапеште
  • Туры в Турцию на 14 ночей, отели 4-5*, все включено от 66 341 руб за ДВОИХ – июль
  • Маршрут по Латинскому кварталу в Париже
  • Туры на Кипр в отели 4 и 5* на 7 ночей, завтрак +ужин, 2 взр + 1 реб от 85 535 руб за ТРОИХ – июнь
  • Что посмотреть в Италии на машине – 15 самых интересных мест
  • На каком море лучше всего отдыхать
  • 25 лучших пляжей Кипра
  • Что посмотреть в Крыму на машине – 15 интересных мест
  • Туры в Индонезию, о. Бали на 11-14 ночей, отели 4* от 126 071 руб за ДВОИХ – апрель
  • Туры в Грецию все включено, 2 взр+1 ребенок на 7 ночей – вылеты в июне

Убранство Казанского собора в Санкт-Петербурге

У северного фасада храма можно видеть четыре бронзовые скульптуры: князь Владимир (скульптор С. Пименов), Андрей Первозванный (В.И. Демут-Малиновский), Иоанн Креститель (И.П. Мартос) и Александр Невский (С. Пименов). Бронзовые двери входа с северной стороны здания являются копией дверей крестильного дома во Флоренции. Их отливку и чеканку осуществил Василий Екимов. Замыслы архитектора по внешнему скульптурному оформлению также не были полностью осуществлены. На каменных пьедесталах по обеим сторонам колоннады должны были стоять скульптуры архангелов Михаила и Гавриила.

Интерьер храма напоминает огромный дворцовый зал. Ряды высоких гранитных колонн объединяют пространство зала. Свет, льющийся из окон, создает впечатление, что купол парит на огромной высоте.

Иконы для храма были написаны В. Боровиковским, О. Кипренским, А. Ивановым и другими известными художниками. В 1899–1900 годах перед храмом был устроен сквер.

Описание снаружи и внутри

@xelazed

В соответствии с византийской православной традицией при создании внешнего убранства собора использовались преимущественно три цвета: красный, золотой и белый. По поверьям красный символизирует огонь, изгоняющий грехи, белый является символом чистоты, а золотой – Божественного сияния.

Этот храм является одностолпным, то есть, с одним главным куполом. Окружают его архитектурные элементы, похожие на нарядные кокошники. В северо-восточной части храма находится придел имени святого Авекерия Иерапольского, с северо-запада к зданию примыкает шатровая колокольня.

Дополнительное украшение первого этажа – ложные арки, которые опираются на небольшие пилоны. Сразу за ними расположена крытая галерея, где собираются прихожане, которым не хватило места внутри храма. В этом месте установлены небольшие окошки, так что верующие могут наблюдать за происходящим в соборе.

Фасад также украшают иконы, выложенные из мозаики, которые изображают Казанскую Божью Матерь, Георгия Победоносца и московского патриарха Ермогена.

Главная реликвия – вновь обретенная икона Казанской Божьей Матери. Другие реликвии, которые были представлены в древнем соборе, до наших дней не сохранились. Более того, практически не осталось свидетельств о том, как выглядела святынь внутри. Небольшие описания позволили примерно воссоздать убранство, этим занимались лучшие мастера из Брянска и Палеха. На стене и потолке можно увидеть фрески со сценами из истории обретения иконы и растительные орнаменты.

Правила посещения

Собор Казанской иконы Божьей Матери – действующий храм, поэтому на его территории требуется соблюдать определенные правила.

Мужчинам рекомендуется при входе в собор снимать головные уборы, женщинам напротив лучше покрыть голову платком или шапкой. Для женщин недопустимо находится в соборе в коротких юбках и чрезмерно открывающей тело одежде.

Запрещены громкие разговоры, а также общение с использованием мобильных телефонов.

Проводить фотосъемку в помещении можно только с помощью любительского оборудования. Использование вспышки, штативов, треног и моноподов (палок для селфи) категорически запрещено. Также запрещается делать фотографии во время богослужений и снимать служителей церкви без их разрешения.

Нельзя входить в храм с продуктами питания, водой и жевательной резинкой. Запрещено трогать руками экспонаты, а также заходить за установленные ограждения. Недопустимо передвигаться по храму на роликовых коньках или иных средствах передвижения с колесами, в том числе в роликовых кроссовках. Эти запреты направлены на сохранение интерьеров памятника архитектуры.

Где находится Казанский собор в Санкт-Петербурге и часы работы

Кафедральный Казанский храм считается действенным святилищем Православной Русской Церкви Московского Патриархата. Также стоит заметить, что на территории молельни установлены некоторые правила, а именно:

  • мужчины, прежде чем зайти в помещение святилища должны снять головной убор, а женщины наоборот покрыть голову платком или косынкой;
  • в православной молельне запрещено сидеть, кроме тех случаев, когда человек болен;
  • говорить необходимо тихо, дабы не мешать другим посетителям собора;
  • согласно более строгим канонам, вход в богомольню женщинам в юбках короткой длины, брюках и с нанесенной на лицо косметикой воспрещено.

Режим работы Казанского собора в Санкт-Петербурге

Молебен открыта для всех желающих с понедельника по пятницу с 07:00-20:00, а в выходные дни, а также в праздничные с 6:30 утра и до 20:00 вечера. Закрывается же храм сразу после проведения вечернего богослужения. Вход же является бесплатным, однако если туристы желают послушать экскурсию, то за пожертвование работники святилища могут провести ее.

Расписание богослужения выглядит следующим образом. В будние дни:

  • 07:00 – песнопение божественное (ранние часы), начинание исповедания также происходит в это же время;
  • 10:00 – песнопение божественное (поздние часы), начало исповедания приходится на 09:30;
  • 18:00 0 вечерняя служба.

В праздничные и воскресные:

  • 07:00 – божественное раннее песнопение, начало исповедания в 07:00;
  • 10:00 – божественное позднее песнопение, исповедание проводится в 9:30 утра;
  • 18:00 – вечернее служение.

Лучшая статья для Вас, переходите: Англиканский собор Святого Андрея в Москве

В этом храме каждодневно проводятся богослужения, венчания, таинства крещения, а также панихиды. В храме постоянно присутствует дежурный священнослужитель. Есть Церковно-приходская школа для взрослых и воскресная школа для детей, школа художеств и читальня.

Действует программа «Православный путь верования», которая направлена на просвещение православных в церковном плане. Из года в год в сентябре месяце 12-го числа от молебни по Невскому пр-ту вплоть до Александро-Невской Лавры в честь князя Александра Невского совершаются крестные ходы. С покровительством архимандрита храма священнослужителя Павла Красноцветова здесь проходят паломнические служения.

История создания

Завоевательный поход Ивана Грозного по взятию Казани подходил к концу. Решающее сражение завершило историю существования отдельного Казанского ханства, навсегда подчинив его и сделав частью Русского государства. 1 октября 1552 г. начался последний штурм Казани, он стал решающим сражением и привел к полному поражению казанских защитников.

Именно 1 октября праздновался день Покрова Богородицы, и поэтому большой каменный храм был заложен в честь этого праздника. Каждый из существующих приделов нового храма был в свое время походной деревянной церковью.

Эти церкви были освящены в честь тех праздников и дней поминовения святых, на празднование которых выпали знаменательные победы на пути к взятию города. Все эти походные церкви и объединили в большом Покровском соборе.

История создания обрастала множеством легенд. Одна из них говорит о мастере Постнике Яковлеве, по прозвищу Барма. Вторая легенда – что это не один мастер, а два архитектора. Согласно преданию, эти мастера были ослеплены по завершению строительных работ, чтобы они больше не смогли создать что-либо настолько совершенное.

Эта легенда довольно распространена, но особых подтверждений не имеет. Еще по одной из версий архитектор был посажен в темницу за хвастовство, что может создать церковь еще лучше.

Еще одна легенда говорит, что рядом со старой церковью находился почитаемый москвичами юродивый, Василий Блаженный. Он был прозорлив, лечил людей, предсказывал, юродствовал, и был очень почитаемым среди людей. Василий собирал деньги на постройку нового храма, а после передал их царю.

Подтвердить или опровергнуть окончательно эту версию нельзя, так как нет точных известий о времени смерти Василия Блаженного: возможно, он умер раньше, чем постройка собора была запланирована.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector