Храм флора и лавра на павелецкой

Флора и Лавра, мучеников, на Зацепе храм

Москворецкого Благочиния 14 сентября, 2018

Приход храма мучеников Флора и Лавра на Зацепе :.

115054 г. Москва ул. Дубининская д.9/3 стр.1 Эл. почта Сайт храма: www.hram-flora-lavra.ru Телефон/факс;;

ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА

Приход храма святых мучеников Флора и Лавра в Коломенской Ямской слободе документально известен с 1625 года.

Современное здание трехпрестольного храма было построено в 1862 году. Архитектор неизвестен.

Главный престол освящен в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» с приделами во имя апостолов Петра и Павла и мучеников Флора и Лавра.

В годы гонений приход был снят с юридической регистрации, а храм закрыт и передан в народное хозяйство в конце 1930-х годов.

В 1991 году приход был возрождён и получил юридическую регистрацию. В том же году приходу было передано бывшее здание храма.

СВЯТЫНИ ХРАМА

Ковчег с мощами 38 угодников Божиих и церковными реликвиями. БОГОСЛУЖЕНИЕ

Ежедневно утром – Божественная литургия в 8 часов, вечером – вечерня и утреня в 17 часов; в воскресные и праздничные дни – две Литургии в 7 часов и в 10 часов; накануне Всенощное бдение – в 17 часов. После Литургии совершаются молебны и панихида. В храме имеется баптистерий для крещения взрослых. ДУХОВЕНСТВО

Протоиерей Михаил Александрович ПОТОКИН, настоятель. Родился 12 марта 1965 года. Образование: Московская Духовная Семинария. 02 июня 1999 года рукоположен в сан диакона. 03 сентября 2000 года рукоположен в сан священника. 09 апреля 2014 года возведен в сан протоиерея. 26 июня 2021 года назначен настоятелем.

протоиерей Николай Михайлович КОНОВАЛОВ, сверхштатный клирик прихода храма. Родился 11 марта 1958 года. Образование: Московская Духовная Семинария. 4 апреля 1981 года рукоположен в сан диакона. 2 апреля 1989 года рукоположен в сан пресвитера.

иерей Алексей Валерьевич КАРПУНИН, штатный клирик прихода храма. Родился 25 июня 1972 года. Образование: Московская Духовная Семинария. 4 мая 2003 года рукоположен в сан диакона. 6 июля 2010 года рукоположен в сан пресвитера.

Протодиакон Сергей Николаевич САПРОНОВ, штатный клирик прихода храма. Родился 11 августа 1950 года. Образование: Московская Духовная Семинария. В 1977 году рукоположен в сан диакона. СХЕМА ПРОЕЗДА

Проезд до ст. метро «Павелецкая», далее пешком, а также трамваи 3,35,38,39,А до ост. «Стремянный переулок» и «Зацепская площадь».

В приходе действует Воскресная школа для детей и взрослых.

Церковь Флора и Лавра

В церкви во имя святых Флора и Лавра села Пирогово до сих пор идет реставрация. Большинство работ уже сделано. Чтоб придать храму законченный и величественный вид, нужно установить купол. Хоть пока не хватает денег, прихожане не унывают.

Пирог и приход

В самом начале XVIII в. у реки Исток выходцами из Вологодчины была основана деревня. Первопоселенцев звали Иван Емельянов, еще двое носили прозвища — Бурня и Стамет. Своим названием Пирогово обязано первому. Емельянов-старший с детства носил кличку «Пирог», она-то и закрепилась как топоним.

Почти полвека деревня относилась к церкви Колчеданского острога. Только к 1751 г. жители Пирогово и Сипаво решили объединиться и создать собственный приход. Делегация из двух крестьян: Василия Белоусова и Василия Батыря, — отправилась к тобольскому правящему архиерею Сильвестру за окончательным вердиктом. Митрополит выполнил просьбу пироговцев. Он дал добро и на создание прихода, и на строительство церкви. При этом к новому храму территориально причислились деревни Красноглазова, Казакова, Окулова и Потоскуева.

Во имя Флора и Лавра

Пироговский храм Флора и ЛавраКак только Батырь и Белоусов привезли хорошие новости, жители деревень совместными усилиями принялись возводить деревянную церковь. В конце 1753 г. работы закончились, а 4 февраля 1754 г. храм освятили во имя святых мучеников Флора и Лавра.

Деревянная церковь простояла в Пирогово без малого 100 лет. Конечно, за столь долгий срок здание обветшало, и его пришлось разобрать.

Новый каменный храм строили поэтапно. Сначала был возведен южный придел, который в 1835 г. освятили во имя святого Василия Великого. Спустя шесть лет достроили главный храм, чей престол стал носить имя святых мучеников Флора и Лавра. Через тридцать лет чин освящения прошел возведенный северный придел. С 1871 г. он стал именоваться Свято-Николаевским.

Травянские аналогии

Не исключено, что у пироговского храма Флора и Лавра был тот же архитектор, что в 1848 г. ставил Введенскую церковь в селе Травянском. Документальных сведений об этом, к сожалению, нет. Но на основании внешнего вида церквей нетрудно сделать вывод.

Центральный входОба здания выполнены в виде ступенчатой пирамиды с высокой звонницей и куполом-шлемом. С высоты птичьего полета видно, что основная форма церкви – это крест, концы которого – прямоугольные объемы. Они примыкают к прямоугольному помещению основного храма.

И в пироговской, и в травянской церкви колокольня и теплый храм не соединены коридором. Основание первого помещения одновременно являлось папертью. Сама звонница имела вид четырехпролетной ротонды. Навершием купола в обоих случаях были шпиль с распятием.

Четкость линий и минимум лепных деталей говорят, что пироговский храм выполнен в классическом архитектурном стиле, одним из распространенных в то время. Лишь форма кровли главного придела является заимствованием из барокко.

Пироговский приход

Северный придел церквиЗа долгие годы по разным причинам несколько поселений отошли от пироговского прихода. К началу ХХ в. к церкви Флора и Лавра были причислены деревни Крайчикова, Сипавское и Новояково. В среднем, это 3,5 тыс. человек.

Причт состоял из священника, дьякона и псаломщика. Для их проживания близь пироговского храма были построены два жилых дома. Духовенство нередко сотрудничало с местными учебными заведениями, коих было четыре. В Пирогово располагались земская и женская школы грамоты, в Сипавском и Крайчиковой – земские училища.

Шаги к возрождению

Храм во имя святых мучеников Флора и Лавра был закрыт указом местных властей в 1937 г. Только в 1991 г. здание вернули обратно верующим. С тех пор идет поэтапное восстановление церкви. Все работы ведутся исключительно на пожертвования прихожан. К нынешнему дню полностью сделана крыша и проведены штукатурные работы. Чтоб придать храму законченный вид (хотя бы внешне), необходимо покрасить стены и установить некогда блиставший золотом купол звонницы.

Жители Пирогова надеются в ближайшие несколько лет полностью завершить реставрацию.

Планы на восстановление и их реализация

  Среди описываемых им святынь есть Флоро-Лаврская.

Видимо, корреспондент не знает (или знать не хочет?) о том, что до настоящего времени Церковь ничего не может сделать для реставрации – ей не переданы ни Никольская, ни Флоро-Лаврская церкви. Таких по Владимирской области – несколько сотен.

Пока попытки отдельных активистов привлечь внимание к памятнику повисают в воздухе. Слишком мало постоянных жителей села для образования прихода

Слишком много денег требуется.

Любимые когда-то крестьянами Флор и Лавр на самом деле – не «лошадники», как их именовали просто потому, что на конях их пишут на иконах. Ремеслом святых было храмоздательство. Не они ли сейчас незримо присутствуют здесь, хранят свою церковь, которую пока еще можно восстановить – а еще надеются на вразумление людей?

Наталья Сазонова

Клир

Приход местный был невелик – собственно, только само село Кибол: 92 двора, всего около 600 человек.

Судя по сохранившимся документам, священник и псаломщик – таков был «штат» – жили с доходов от церковной земли, которой было около 35 га (частью, как все крестьяне, обрабатывали ее сами, часть – сдавали в аренду), и, конечно, с доходов от совершения треб, которых было не слишком много, однако на прожитье хватало.

Документы сохранили немногие имена здешних пастырей. Например, до 1883 г. здесь служил иерей Иоанн Вознесенский. А под 1915 г. известна только фамилия настоятеля – Д.Светозаров.

Архитектура

Имя зодчего история не сохранила – можно лишь предположить, что это был кто-то из суздальских мастеров, ведь город находится от Кибола всего в 3 км. Основная часть пятиглавой церкви до сих пор поражает как бы устремленностью ввысь. Храм высок, имеет три яруса окон. Стиль этой части церкви специалисты определяют как барокко: даже сейчас видно, что фасад, главки, имели множество декоративных деталей, делавших церковь нарядной, запоминающейся.

Архитектурные детали

Несколько позже, как полагают, появилась трапезная часть, а также колокольня, уже почти без барочных украшений, скорее ближе к классическому стилю.

Цвет стен был белым: такими на Руси чаще всего были храмы «при водах» (для Кибола это река Каменка). Как сама река, по замыслу строителей, белые стены символизировали «реку воды Жизни, светлую, как кристалл, исходящую из престола Бога и Агнца» (Откр. 22:1).

Использованные источники

  1. Свв. мучч. Флора и Лавра // Жития святых, чтимых православною российскою церковию, а также чтимых греческою церковию, южнославянских, грузинских и местно чтимых в России. — № 7–8: июль — август / Д.И. Протопопов. — М. : Д.И. Преснов, 1885. — С. 289–291.
  2. Романюк С.К. Переулки старой Москвы. История. Памятники архитектуры. Маршруты. М., 2021. С. 259–260.
  3. Толстой Л.Н. Полное собрание сочинений. — Т. 12: Война и мир. Т. 4. — М. : Художественная литература, 1940. — С. 47–48.
  4. ЦГАМ: Ф.179. Оп. 20. Д. 2570. Л. 20.
  5. Решение исполнительного комитета Московского городского совета трудящихся №1016 от 19.05.1940. ЦГАМ. Ф. Р-150, Оп. 1, Д. 623, Л. 114.
  6. Памятники архитектуры Москвы, состоящие под государственной охраной. Москва, 1980. С. 68.
  7. Решение исполнительного комитета Московского городского совета народных депутатов № 1225 от 22.06.1989. ЦГАМ: Ф. Р-150, Оп. 1, Д. 6430, Л. 210–211.
  8. Решение исполнительного комитета Московского городского совета народных депутатов № 27 от 08.01.1991. ЦГАМ: Ф. Р-150, Оп. 1, Д. 6627, Л. 368–369.

Документы предоставлены Главным архивным управлением города Москвы.

Когда был разрушен

Местные старожилы говорят, что службы здесь шли вплоть до начала Великой Отечественной войны. До начала 1930-х небольшую, но, видимо, сплоченную общину, заключившую с советскими властями договор на «пользование» зданием почти не трогали. С 1932 г. «непорядок» – действующий близ города сельский храм – заметили.

Просто опечатать, закрыть – не осмеливались, видимо, опасаясь возмущения людей. Начались тяжбы: то приход оказывался «должен» налоги, то – «незаконно» пользовался церковной землей. Несколько раз здание опечатывали – народ срывал печати, замки сбивал, богослужения продолжались. После снятия колоколов (при этом были нанесены серьезные повреждения колокольне) прихожане даже пожаловались во ВЦИК. Они упорно обжаловали все «недоимки» по налогам, которые приписывали приходу власти.

Окончательно прекратить службы удалось только около 1937 г. Согласно документам, вновь образованный колхоз не нашел великолепному зданию лучшего применения, чем быть… складом. Во всяком случае, так обозначено использование здания документами 1960-х.

Интерьер алтарной части.Автор фотографии: Олег Щёлоков Снято: 16 октября 2004

Старожилы вспоминают, что собственно разрушение церкви началось именно тогда. Надо полагать, активные прихожане к тому времени сгинули по лагерям. Новое поколение кибольцев понемногу растаскивало церкви на кирпичи, начав, правда, с Никольской. Из Флоро-Лаврской же «только» вынесли полы, сделанные из хорошей плитки. Теперь, как говорят приезжающие, пол здесь земляной. Нет теперь и церковной ограды – тоже разобрали.

Время Советской власти стало черным в истории храма Флора и Лавра

После Октябрьской революции начались гонения на православную церковь. Храмы разрушали, имущество разворовывали, священнослужители подвергались репрессиям.

Стоявший на окраине Москвы храм святых мучеников Флора и Лавра оборудовали под склад церковной утвари. Сюда привозили святыни из разрушенных церквей, в том числе и из взорванного большевиками храма Христа Спасителя.

В 1922 году экспроприации ценностей подвергся и сам склад.

В ведомости изъятия — двадцать восемь пудов, двадцать четыре фунта, шестьдесят шесть золотников конфискованного имущества.

Настоятель храма протоиерей Николай был арестован за «антисоветскую агитацию» в 1933 году, а в 1937 году — расстрелян.

В 2000 году Русской православной церковью отец Николай Виноградов причислен к лику святых.

1950 год стал черным в истории храма. С него демонтировали главу и взорвали купол. Здесь устроили мастерскую металлографии для производства штемпельных изделий.

В 1960 году здание признали историческим наследием и памятником архитектуры и поставили под государственную охрану. Но это не помешало Советской власти использовать храм в производственных целях.

Внутреннее убранство Храма Флора и Лавра

8 января 1991 года принимается решение о передаче здания Русской православной церкви. Для богослужений расчищают один из производственных цехов и 6 апреля, на Пасху, под звук вентиляторов и работающих станков, возглашается первая литургия.

Производство же свернули в августе того же года из-за нарушения пожарных и экологических норм. Отходы штемпельного производства сливались прямо под фундамент храма. Под алтарем святых мучеников Флора и Лавра пришлось снимать более двух метров загрязненного грунта.

Роспись стен в храме на Зацепе

В 1997 году восстанавливается барабан и купол, над куполом возводится глава, проводятся реставрационные работы. Достраиваются верхние ярусы колокольни, мозаикой украшаются фасады.

Сейчас у храма три престола. Главный — иконы Божией Матери «Всех скорбящий Радость», придел во имя апостолов Петра и Павла и в честь святых мучеников Флора и Лавра. Святыня храма — ковчег с мощами 38 угодников Божиих и церковными реликвиями. В храме традиционно действует воскресная школа.

История строительства

Чудь, весь, меря – от этих племен, с которыми восточные славяне встретились, придя на нынешнюю Восточно-Европейскую равнину, остались теперь лишь упоминания летописцев, некоторые археологические памятники. А еще – некоторые древние названия сел, рек, городков, дожившие даже до нашего времени. «Кибол», как говорят – слово из языка меря. «Ки» значит «камень», «бол» переводится как «поселение». По-мерянски когда-то, наверное, именовали также речку Каменку, на которой находится Кибол.

Владычнее село и его храм

Славяне поселились на этих землях примерно с XI в., видимо, соседствовали с мерянами – здешним коренным населением. Ныне по округе не менее 15 археологических памятников, самый древний из которых датируется II в. до н.э.

Интересный фактПисьменные же источники впервые упоминают село под 1578 г. – как собственность архиерейского дома Суздаля. Вероятно, иждивением прихожан, и, может быть, епархии, здесь в 1750 г. возведен каменная церковь свт. Николая. 

Ныне остались густо поросшие деревьями развалины нескольких стен, так что узнать ее невозможно.

Второй храм

Ныне именно он заметен издалека всякому, подъезжающему к селу. Известен также год завершения строительства, 1803. Можно полагать, что выстроено здание на средства прихожан: к тому времени прошла секуляризация церковных земель (при Екатерине II, 1764 г.), так что церковные крестьяне стали государственными.

История храма Флора и Лавра проходит более чем через пять веков

Впервые в исторических документах упоминается деревянная церковь, построенная в Коломенской Ямской слободе в честь святых Флора и Лавра в 1625 году.

Однако, известно и то, что духовенство церкви получало выплаты из государственной казны еще до прихода к власти династии Романовых, до 1613 года.

В 1628 году переосвящается главный престол в честь апостолов Павла и Петра, а еще через время во имя иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость».

Храм уже по традиции называется Флоро-Лавровским.

Годом ранее существовал придел Святителя Николая, позже придел был упразднен.

Церковь в 1738 году сгорела, но уже через год священник Сергий с приходом получили разрешение на возведение нового здания. Через шесть лет строительство закончилось, уже с приделом святых апостолов Петра и Павла.

В 1829 году приход подает прошение в Московскую консисторию о возведении новой, каменной церкви с пристройкой трапезной на место ветхой деревянной, но получает отказ.

Потолочная роспись в храме Флора и Лавра

Священник церкви Алексий с причтом подают повторное прошение о возведении каменного здания в июле 1833 года, но теперь уже к Митрополиту Московскому и Коломенскому.

Когда он рассмотрел прошение, одобрил план на строительство и выдал разрешительную грамоту.

Закончилось строительство нового каменного сооружения с тремя престолами в 1839 году. Главный престол воименован иконой Божией Матери «Всех скорбящих Радость», приделы – в честь апостолов Петра и Павла, и святых мучеников Флора и Лавра.

В 1861-62 годах разбирают главный четверик храма, здание перестраивают в ныне существующую церковь иконы Божией Матери.

В 1909 году производится наружный ремонт и внутренние реставрационные работы. Обновляются иконостасы, настенная живопись, меняется позолота куполов, добавляются западные пристройки.

Доска на стене храма, означающая его принадлежность к памятникам архитектуры города Москвы

Исцелив сына жреца, Флор и Лавр обернули в христианство триста строителей языческого храма

В житийных писаниях Флор и Лавр были родными братьями, с молодости уверовавшие во Христа. Жили они в Византии во II веке, а потом переехали в Иллирию.

Работали братья камнетесами, этому ремеслу, а заодно и богоугодной вере научили их христиане Максим и Прокл. Правитель Иллирии как-то послал Флора и Лавра на строительство языческого храма, в соседнюю область.

Тяжело трудились братья, заработанные деньги раздавали бедным, а сами молились и соблюдали строгий пост.

Однажды подошел к стройке сын местного жреца Мамертина. Отскочивший осколок камня попал ему в глаз и сильно повредил. Пообещали разгневанному Мамертину святые братья, что исцелят его сына. Забрали они юношу к себе, молились над ним и наставили вере во Христа.

Исповедал юноша Христа Истинным Богом и исцелился его глаз.

Увидев такое чудо, жрец также уверовал в Господа всем сердцем.

Многие строители стали христианами после произошедшего чуда. И когда храм был достроен, собрались они, сокрушили и сожгли языческих идолов. А в восточной части нового храма поставили святой крест.

Узнав об этом, правитель велел сжечь на костре жреца Мамертина с сыном и всех христиан, а было их на стройке триста душ. Флора и Лавра выслал в Иллирию, где они были заживо кинуты в колодец и засыпаны землей.

Спустя много лет, мощи святых братьев были обретены нетленными и перевезены в Константинополь.

В житии упоминается, что сразу после обретения святых мощей мучеников Флора и Лавра, прекратился падеж домашнего скота.

На Руси эти святые считались покровителями лошадей. С Балкан пришло придание, что братья были обучены управлять лошадьми самим Архангелом Михаилом. На иконах святых мучеников было принято изображать с лошадьми.

Кто такие Флор и Лавр?

Согласно житию, братья Флор и Лавр — христианские мученики, жившие в II веке в римской провинции Иллирии (территория современных Албании и Хорватии). Православная и католическая церкви чтят их память 31 (по старому стилю 18) августа. Юноши, принявшие христианство, прославились как искусные каменщики и проповедники новой веры. За уничтожение языческих идолов для построенного ими храма местный правитель приказал бросить Флора и Лавра в колодец и засыпать землёй. В Средние века христиане нашли нетленные мощи братьев и перенесли их в Константинополь; есть сведения, что русские паломники видели их в XIII–XIV веках .

По преданию, обретению мощей Флора и Лавра сопутствовало чудо: в окрестностях остановился падёж скота. Вероятно, поэтому на Руси этих святых считали покровителями животных, особенно лошадей. Некоторые древнерусские каноны даже подчёркивают, что на их иконах должны изображаться лошади, хотя в житии и зарубежных источниках таких сведений нет. Ещё одна интересная деталь касается имён святых: Флора чаще называли Фрол, а Лавра — Лавер или Лавёр.

История[править]

На месте размещения данной церкви, с 16 в. находилась ямская слобода. В 1593 году, когда были возведены стены Земляного вала, здесь поселились ямщики, переведенные на Зацепу из Ямской слободы в районе Полянки. Там они имели приходскую церковь Флора и Лавра и на новом месте выстроили такую же, посвященную своим небесным покровителям. Деревянный храм на этом месте упоминается с 1642 г., как храм апостолов Петра и Павла с приделом мучеников Флора и Лавра в Коломенской Ямской слободе. Храм был более известен как «церковь Флора и Лавра на Зацепе». Выбор имени был не случайным, т.к. мученики Флор и Лавр почитались на Руси как покровители домашних животных, особенно лошадей. День памяти святых 18 (31) августа часто называли «лошадиным праздником». Одно из новгородских преданий гласит, что однажды с помощью святых мучеников прекратился падеж скота, после чего их стали прославлять как покровителей животных.

1882 год

После пожара 1738 года прихожане попросили разрешения построить каменную церковь. Постройка ныне существующего каменного храма велась по частям. Основная часть была выстроена в 1778 г. Приделы, трапезная и колокольня в стиле ампир были выстроены в 1835 г. В окончательном виде была освящена в 1862 году.

Около 1909 г. для ризницы построена западная пристройка. После революции в зацепский храм привозили иконы из других церквей, которые подлежали сносу или закрытию. Так в него попала икона святой великомученицы Екатерины из Екатерининской церкви на Б.Ордынке и чудотворная икона Спасителя из Пантелеимоновской часовни.

В 1922 г. Храм был разорен в ходе акции по изъятию церковных ценностей: он считался самым богатым в этой местности. Тогда же рядом со стенами на площади был открыт большой Зацепский рынок. Опасаясь антисоветских вспышек, власти решили не закрывать его на время изъятия ценностей из храма, но взяли с рыночного комитета подписку, что в случае нарушения порядка все товары будут конфискованы, а члены комитета арестованы. Угроза подействовала: торговки заботились только о том, чтобы схватить свои товары «в случае чего» и оттаскивать любопытных мальчишек от оцепления храма.

В 1933 году был арестован за «антисоветскую агитацию», а после в 1937 г. и расстрелян настоятель храма протоиерей Николай (Виноградов). (Юбилейный Собор РПЦ, прошедший в августе 2000г., причислил его к лику святых (память его 27(14) ноября)).

Также расстреляли священника Димитрия (Розанова). Расстрел священников произошел на Бутовском полигоне под Москвой.

В 1938 г. церковь передали обновленцам. Из-за низкой посещаемости в 1940 году он был закрыт, иконостас вывезли, росписи стен забелили. Возможно, если бы церковь не была передана обновленцам, она дожила бы до «спасительной» для храмов Руси Великой Отечественной воины. В 1950 году власти снесли главу над куполом и решили разрушить колокольню, но с помощью ломов и кирок рабочие это сделать не смогли, всё было крепко построено. Тогда колокольню решили взорвать. Предупредили окрестных жителей, чтобы закрыли окна и двери, и взорвали. Разрушилась верхняя часть колокольни. На этом и успокоились (всё было восстановлено в 1997 году). Здание храма приспособили под фабрику металлографии и штемпельно-граверных работ. Это вредное гальваническое производство с использованием кислот.

Судьба её святынь и переданных чтимых икон остается неизвестной. В 1957 году, когда в Москве проходил Фестиваль молодежи и студентов, толченым кирпичом церковной колокольни празднично усыпали московские дорожки. Уже через 3 года после этого храм признали памятником архитектуры и поставили на гос.учет. Но фабрика осталась, и её производство сильно вредило старому храму.

При храме действует Воскресная школа для детей и взрослых.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector