Пересвет
Содержание:
- Пересвет и Ослабля
- Молитвословия прпп. Александру и Андрею
- Пересвет и Ослабля
- Святые витязи
- Погребение
- Увековечивание имени
- Увековечивание имени
- Описание и анализ
- Происхождение
- Поединки и Куликовская битва
- Челубей тибетский монах. Тот самый Челубей и посох Пересвета
- Алексей Попович
- Алексей Попович
- На поле Куликовом
- Александр Пересвет
- Теория и практика
- Алексей Попович
Пересвет и Ослабля
Не менее известны на Руси и подвиги богатырей Александра Пересвета и Родиона (иночески пострижен как Андрей) Ослабля, иноков, приблизивших победу русского воинства в Куликовской битве(Игум. Андроник «Православная энциклопедия, М, 2000).
Пересвет на глазах двух противоборствующих армий сразил в одиночном конном поединке знаменитого монгольского поединщика Челубея. Причем, зная, что тот побеждает соперников, используя более длинное, чем у русских, копье, монах снял свои доспехи, чтобы, приняв удар в мягкие части тела, дотянуться таки до противника. Победив Челубея, Пересвет смог вернуться к своим в седле и лишь там скончался от полученных ран.
Ослябля не только героически сражался против Мамаевых полчищ, но и (по одной из версий) после ранения Дмитрия Донского надел его доспехи и повел войска в очередную схватку. Существует информация, что богатырь не погиб в битве, а был в составе посольства Дмитрия Донского в Царьграде не позднее 1389 года.
Оба богатыря причислены РПЦ к лику святых.
Разумеется, и позже не исчезли с земли русской богатыри-патриоты. Но их подвиги вошли уже в историю сначала Российского царства, а затем и государства России.
Молитвословия прпп. Александру и Андрею
Тропарь, глас 1
Во́ини Христолюби́вии, страда́льцы послуша́ния прехва́льнии,/ Алекса́ндре ди́вный Пересве́те и Андре́е Осля́бей имену́емый,/ Се́ргия игу́мена благода́тные насле́дницы,/ Кулико́вския бра́ни ра́тницы духо́внии,/ вы́ бо зми́я ага́рянскаго победи́сте./ Но и на́с свои́м заступле́нием не оста́висте,/ тела́ми в хра́ме Рождества́ Богоро́дицы почива́ете,/ душе́ю в превы́шнем селе́нии пребыва́ете./ Моли́те за ве́сь ро́д ру́сский правосла́вный,// преподо́бнии сро́дницы на́ши.
Кондак, глас 7
На по́ле Кулико́вом ага́рян победи́сте/ и венца́ми сла́вы увенча́стеся,/ преподобному́ченицы Алекса́ндре и Андре́е,/ моли́те Христа́ Бо́га и на́м врага́ ро́да челове́ческаго побежда́ти,/ Правосла́вие храни́ти// и душа́м на́шим ве́лию ми́лость.
Величание
Ублажа́ем ва́с,/ святи́и преподобному́ченицы Алекса́ндре и Андре́е,/ и чти́м святу́ю па́мять ва́шу,/ во́инов Христолюби́вых наста́вницы// и а́нгелов собесе́дницы.
Пересвет и Ослабля
Не менее известны на Руси и подвиги богатырей Александра Пересвета и Родиона (иночески пострижен как Андрей) Ослабля, иноков, приблизивших победу русского воинства в Куликовской битве(Игум. Андроник «Православная энциклопедия, М, 2000). Пересвет на глазах двух противоборствующих армий сразил в одиночном конном поединке знаменитого монгольского поединщика Челубея. Причем, зная, что тот побеждает соперников, используя более длинное, чем у русских, копье, монах снял свои доспехи, чтобы, приняв удар в мягкие части тела, дотянуться таки до противника. Победив Челубея, Пересвет смог вернуться к своим в седле и лишь там скончался от полученных ран. Ослябля не только героически сражался против Мамаевых полчищ, но и (по одной из версий) после ранения Дмитрия Донского надел его доспехи и повел войска в очередную схватку. Существует информация, что богатырь не погиб в битве, а был в составе посольства Дмитрия Донского в Царьграде не позднее 1389 года. Оба богатыря причислены РПЦ к лику святых. Разумеется, и позже не исчезли с земли русской богатыри-патриоты. Но их подвиги вошли уже в историю сначала Российского царства, а затем и государства России.
Святые витязи
А. С. Хорошев, долгое время единственный наш специалист по истории канонизации русских православных святых, пишет, что местное церковное почитание преподобномучеников Александра Пересвета и Андрея Осляби было установлено вскоре после преставления монахов-воинов в конце XIV века.
Между тем частенько люди недоумевают, отчего монахи, сражавшиеся в битве как простые воины, что кажется теперь, мягко говоря, непривычным, отмечены святостью. Современный отечественный археолог и богослов А. Е. Мусин специально рассмотрел вопрос об участии древнерусского духовенства в битвах. Оказалось, что духовные лица ходили в военные походы ещё со времён св. князя Бориса (первая четверть XI века), а ко временам Пересвета, к XIV в., это стало делом обычным и повсеместным: «… очевидно, что духовенство в средневековой Руси принимало участие не только в боевых походах в качестве пастырей, но и в боевых действиях в качестве воев».
Показательна в связи с этим редактура, внесённая древнерусскими переписчиками в текст ответов Константинопольского патриаршего собора на вопрос сарайского (т. е. ордынского) православного епископа Феогноста (12 августа 1276 г.): «Аще поп на рати человека убиет, лзе ли ему потом служити?» Однозначный ответ, что священнику-воину запрещено святыми канонами совершать церковную службу, древнерусские книжники исправили на прямо противоположный: «Не удержано есть святыми канонами…»
Однако, и в самой Византии в 1453 г., когда турки штурмовали Константинополь, часть городских стен обороняли православные монахи, которым удалось даже отбить турецкий десант со стороны Мраморного моря. Что касается Руси, то и в последующие века монашествующие принимали непосредственное участие в ратных трудах. Так, среди награждённых царём Борисом Фёдоровичем Годуновым за оборону в 1604—1605 гг. Новгорода-Северского от войск Лжедмитрия I есть «Новагородка Северскаго Спасскаго монастыря» чернец Ферапонт, который «из пушок» стрелял, и старец Васка слепой, «который ходил к литовским людем в полки», т. е. на разведку…
Как бы историки и судьба не разводили жизненные пути духовных витязей Куликова поля, тела Пересвета и Осляби упокоились друг подле друга в московском храме Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Симонове.
Симонов монастырь был основан в 1370 г. на юговосток от Москвы племянником преподобного Сергия Радонежского св. Феодором, духовником великого московского князя Дмитрия Ивановича Донского, а с 1388 г. Ростовским архиепископом (вспомним ростовское предание о пострижении Пересвета). Около 1379 г. монастырь перенесли на новое место, неподалёку от прежнего. Это последнее стали с тех пор называть Старым Симоновым. Интересно, что первым, известным историкам, имущественным вкладом в Симонов монастырь стало само Куликово поле и стоящее на нём село Рожествено, пожалованные обители Дмитрием Донским на помин душ иноков Александра Пересвета и Андрея-Родиона Осляби.
Первый, деревянный, храм во имя Рождества Пресвятой Богородицы выстроил в Старом Симонове по преданию сам преподобный Сергий Радонежский. На кладбище этого храма и были похоронены монахи-воины. В 1509 г. деревянный храм в Старом Симонове разобрали и выстроили на его месте каменный, дошедший до наших времён. В 1660 г. царь Алексей Михайлович повелел «над благоверными великими отцы над иноком Александром да над иноком Иродионом построить над их гробы палату каменную».
По сообщению любителя древнерусских древностей профессора И. М. Снегирёва (1793—1868), «в царствование Анны Иоанновны, при разобрании старой колокольни (храма Рождества Пресвятой Богородицы, что в Старом Симонове. — Прим. авт.) и при копании рвов для новой каменной трапезы открыт был кирпичный склеп, покрытый надгробными камнями без надписей, длиной 1 ар<шин> 14 вер<шков>. Когда сняты были сии камни, тогда увидели через отверстие гробы духовных витязей».
В 1794 году над находившимися теперь внутри храма могилами Александра Пересвета и Андрея-Родиона Осляби установили плиту белого камня с надписью. 22 апреля 1900 года храм Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Симонове посетили Государь Император Николай Александрович, Государыня Императрица Александра Феодоровна, великий князь Сергий Александрович и великая княгиня Елизавета Феодоровна. Мученики новых времён пришли к преподобномученикам времён прежних…
Погребение
После битвы тело Пересвета вместе с телом Осляби было доставлено в Москву и погребено рядом с храмом Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Симонове (тогда ещё деревянным) в «каменной палатке».
По одной из версий, саркофаги Пересвета и Осляби были обнаружены в XVIII веке, при разборе старой колокольни храма. При проведении работ строители наткнулись на кирпичный склеп, пол которого сплошь покрывали надгробные камни без надписей (захоронения монахов или воинов). Сняв их, строители увидели саркофаги Пересвета и Осляби. При строительстве новой трапезной храма усыпальницу закрыли, а камни из неё были уложены в северо-западный угол трапезной храма. Позднее над этим местом было сооружено чугунное надгробие с сенью, уничтоженное в 1920-х годах.
Однако, по ряду данных, тела Пересвета и Осляби никогда не были найдены и ныне покоятся в трапезной храма Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Симонове «под спудом», то есть, точное местоположение захоронения не идентифицировано. Сейчас на предполагаемом месте захоронения Пересвета и Осляби в трапезной храма Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Симонове установлено деревянное надгробие, копирующее по форме первое чугунное. Могила открыта для посещения.
Увековечивание имени
Теплоход «Александр Пересвет» на Волге
В честь Пересвета и Осляби были названы броненосцы Российского флота Пересвет и Ослябя, участвовавшие в Русско-японской войне. В наши дни имя «Пересвет» носят теплоход Волжской речной флотилии, большой десантный корабль КТОФ и поезд сообщением Брянск — Санкт-Петербург. Наименование «Пересвет» носит тепловоз 2ТЭ25К, выпускаемый с 2005 года в Брянске.
В топонимике имя Александра Пересвета также встречается. В частности, его имя носит город в Московской области. Также в честь Пересвета названа улица в Брянске и один из московских переулков неподалёку от храма Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Симонове.
Также в центре Советского района г. Брянска стоит конный памятник Пересвету, в Бежицком районе открыт ледовый дворец «Пересвет».
Увековечивание имени
В честь Пересвета был назван броненосец Российского флота, участвовавший в Русско-японской войне. В наши дни имя «Пересвет» носят теплоход Волжской речной флотилии, большой десантный корабль КТОФ и поезд сообщением Брянск — Санкт-Петербург. Наименование «Пересвет» носит тепловоз 2ТЭ25К, выпускаемый с 2005 года в Брянске.
В топонимике имя Александра Пересвета также встречается. В частности, его имя носит город в Московской области. Также в честь Пересвета названа улица в Брянске и один из московских переулков неподалёку от храма Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Симонове.
Также в центре Советского района г. Брянска стоит конный памятник Пересвету, в Бежицком районе открыт ледовый дворец «Пересвет».
Описание и анализ
В описании к собственной картине Авилов отмечал, что композиция произведения достаточно проста. Центральное место в ней занимают могучие фигуры коней, взвившихся на дыбы. На них сидят Пересвет ( слева) и Челубей (справа). Главные герои изображены крупным планом и подавляют второстепенные изображения на картине. Необыкновенные рост и сила столкнувшихся в поединке богатырей умышленно преувеличены художником, доведены до пафосного, былинного звучания. Вздыбленные фигуры коней подняты над равниной как пирамида. Наперекрест им расталкиваются в стороны могучие фигуры двух воинов, подчеркивая враждебность поединка. Интенсивность живописи достигает максимума в изображении центральных фигур, в то время как противостоящие друг другу армии написаны на дальнем плане нарочито бледно. Развевающиеся гривы и оскаленные пасти делают лошадей устрашающими. Подчеркнуто выделены на общем фоне живописного полотна расписной щит Челубея и пестрая попона его коня. Поблескивают на солнце стальные доспехи Пересвета. Противники на огромной скорости ударяют копьями друг в друга. Доспехи не выдерживают силы ударов, и копья, протыкая их, вонзаются в тела богатырей. Челубей вылетает из седла от удара русского богатыря. С его головы падает красный малахай. Несколько подался назад и Пересвет. Его поза свидетельствует о крайнем напряжении, а глаза с ненавистью устремлены на поверженного врага. Состояние воинов противостоящих армий справа и слева от центра композиции Авилов передает игрой красок. Серая строгая цветовая гамма в левой части картины олицетворяет выдержку и уверенность в превосходстве и победе русского войска. Русские с тревогой следят за поединком, однако стоят спокойно и уверенно, словно гранитная скала. В их стане незаметно никакого движения. Впереди изображен на белом коне князь Дмитрий Донской. Во время куликовского сражения он будет контужен, но останется жив. Пестрые и яркие цвета, которыми изображено татаро-монгольское войско, подчеркивают неуверенность врага и его беспокойство по поводу окончания поединка. Картина Авилова полна экспрессии и напряженного ожидания развязки: взвились могучие кони, всадники ударили друг друга острыми копьями – автор убедительно передал ощущение наивысшего напряжения в поединке двух богатырей.
Происхождение
Некоторые источники указывают, что Пересвет родился в Брянске (был уроженцем села Супонево) и до пострижения в монахи был боярином. Возможно, участвовал в ряде походов и боёв. Существует предание, что Пересвет принял монашеский постриг в Ростовском Борисоглебском монастыре, что стоит на реке Устье. Позже, видимо, после того, как Дмитрий Ольгердович, княживший в Брянске, перешёл на службу к Дмитрию Иоанновичу и переехал со всем двором в г. Переяславль-Залесский, иноки Пересвет и Ослябя попали в Троице-Сергиевский монастырь (тогда он ещё не был лаврой). Достоверно известно только то, что в 1380 году они оба уже были послушниками этого монастыря. По другой версии, Пересвет стал послушником Троице-Сергиевского монастыря уже после своего переезда в Переяславль-Залесский.
Поединки и Куликовская битва
14 век был сложным для русской земли. Золотая Орда истязала ее татаро-монгольским игом. Московское царство укреплялось, объединяя силы, и нескольким князьям удалось противостоять обидчикам. Этим они внушили веру сподвижникам, готовым бороться с несправедливостью. В 1376 году Орду начали оттеснять к югу. Войска стягивались отовсюду, чтобы дать отпор.
Миниатюра «Сергий Радонежский благословляет Пересвета перед Мамаевым побоищем» / Википедия
Дмитрий Донской посетил монастырь, где служил известный Сергий Радонежский. Там же проживал Александр Пересвет. Князь нуждался в духовной поддержке. За ней он приехал к праведнику, который отдал в помощь двух монахов, благословив на ратное дело. Игумен рассчитывал, что иноки сумеют вдохновить войско. Монах провел богослужение и постриг в великую схиму Александра Пересвета и Андрея Ослюблю. Дав высший церковный чин, Радонежский отпустил братьев бороться за правое дело.
Мужчины были немолоды, но обладали силой, опытом и знаниями о воинском деле. Духовная мудрость делала их настоящими богатырями.
Александр Пересвет. Художник Павел Рыженко / Павел Пыженко
Сражение состоялось 8 сентября 1380 года. Русское войско переправилось через Дон. По подсчетам, оно насчитывало 40-60 тыс. человек. Московский полк, в котором состоял Пересвет, был главной силой. Накануне состоялся боевой смотр, а утром было принято построение. Перед битвой на Куликовом поле Пересвет совершил обряд богослужения в отшельнической келье часовни Дмитрия Солунского, построенной в 4 веке. Впоследствии там основали Димитриевский Ряжский монастырь. Завершив молитву, инок оставил свой яблоневый посох в келье и покинул обитель.
Сражения ждали несколько часов, по истечении которых со стороны леса вышел противник. В те времена битва начиналась с поединка лучших воинов с каждой стороны. В соответствии с правилами он шел до смерти одного из соперников. Некоторые войны ограничивались победой в поединке и заканчивались без больших потерь
Это событие имело важное значение для присутствующих, так как давало психологический настрой
Документальный фильм «Пересвет и Ослябя: что не укладывается в официальную историю?»
Русские сделали представителем Александра Пересвета. Со стороны татар ему противостоял знаменитый воин-поденщик Челубей, любимец хана Мамая. Он был сильнейшим и хитрейшим противником из числа нанятых ордой. Его внешность описывали, ссылаясь на рост в 5 сажен. По легенде Челубей был воином, придерживавшимся сектантского верования: поклонения космосу, а точнее, стихиям, духам и эфирам, которые он таит. Среди единомышленников воин занимал одно из первостепенных мест. Поэтому его часто выставляли на поединках. Челубей был олицетворением силы, увеличенной духом и божьей волей.
До битвы на Куликовом поле богатырь не знал поражений и был известен метким броском копья. В ходе поединка соперники выехали навстречу друг другу на конях и, выставив копья вперед, помчались во весь опор. В решающий момент столкновения Пересвет и Челубей одновременно вонзили друг в друга оружие, но русскому воину удалось дольше продержаться в седле, и это ознаменовало победу.
Поединок Пересвета с Челубеем. Картина Виктора Васнецова / Википедия
По одному из поверий Пересвет специально не надевал доспехов, сознательно принеся себя в жертву. Зная о хитрости врага и удлиненном копье, он понимал, что быстро окажется поверженным, а клинок легко пронзит его, дав возможность дотянуться до Челубея. Защищаемый одним лишь православным крестом и монашеским одеянием, витязь победил и пал, добравшись до соратников. Причиной смерти стало глубокое ранение.
Победа Пересвета укрепила дух воинов, и им удалось обратить татар в бегство. Тысячи представителей вражеской стороны были убиты. Сражение сыграло большую роль в противостоянии Орде. Оно мотивировало русских князей сплотиться в борьбе за родину. Куликовская битва послужила отправной точкой в свержении татаро-монгольского ига и освобождении Руси.
Челубей тибетский монах. Тот самый Челубей и посох Пересвета
Иноки-воины
Согласно легендам, Александра Пересвета и Родиона Ослябю в войско Дмитрия Донского с крестом и мечом послал сам духовный лидер Руси Сергий Радонежский.
Богатыри, принявшие монашеский обет происходили предположительно из Брянска, были боярского рода, а в прошлом своем были опытными воинами. И, согласно официальной версии, оба инока пали на поле Куликовом, хотя на счет Родиона Осляби это — спорный вопрос.
Пересвет погиб, как говорит летописец, поминальный синодик и знаменитое «Сказание о Мамаевом побоище», написанное в 15-м веке.
А смерть его произошла на виду всего войска в поединке с богатырем, выставленном противной стороной.
Тот самый Челубей
Имя Челубея появилось через 3 века после событий на поле Куликовом, а в других источниках богатырь фигурирует под иными именами: Чалабай, Челибей, Темир-Мирза и Таврул.
В 3-м издании «Синопсиса», своеобразном «желтом» альманахе 1680-го года, а уж оттуда оно уверенно вошло во все сказания, учебники и исторические труды, совершенно вытеснив и своих предшественников и возможное подлинное имя ордынского поединщика.
А само слово Челубей родом из тюркского языка, это некий культурный термин, обозначавший уважаемого, образованного человека, только в тюркском языке оно звучит, как «челеби».
Возможно Таврула-Челубея-Челобая просто уважали за смелость и силу?
Тактика Челубея
Ордынский богатырь не только отличался необыкновенной физической силой и громадными пропорциями тела, но и владел особой техникой копьевого боя.
Челубей использовал в бою необыкновенно длинное копье. Он ударял своим копьем противника, одетого в доспехи и вышибал последнего из седла, так что шансов приблизиться и попытаться сразить самого Челубея, уже не было.
Александр Пересвет знал об этом. И он намеренно и осознанно шел на смертный бой. Доспехи инок снял, его тело покрывал лишь черный плащ схимника с крестом. Зачем?
А затем, что исполинское копье Челубея, не встретив на пути доспеха, пройдет сквозь тело и позволит Пересвету приблизиться к противнику со своим копьем.
Так и произошло. Смертельно раненый Пересвет не вылетел из седла, а последним усилием воли и веры (!) нанес Челубею столь же сокрушительную рану. Только доехав до русского войска, Пересвет упал с седла.
Легенды Куликова поля
- Впрочем, «Задонщина» описывает нам живого Пересвета в разгар боя, а может быть это было написано по ошибке?
- Родион Ослябя упоминается в источниках под 1389-м годом, значит он не погиб на поле Куликовом, а был захоронен рядом с телом друга позже.
- На Рязанщине, в Скопинском районе есть село Вослебово, по местным сказаниям, название села происходит от имени Родиона Осляби, который лечился здесь от ран, либо делал передышку на пути к Москве.
Сосна Дмитрия Донского и посох Пересвета
В том же Скопинском районе есть Дмитриева гора, а на ней Дмитриево-Ряжский монастырь, по преданию, здесь останавливалось войско Дмитрия Донского, возвращавшееся в битвы на Дону.
На горе князь хоронил умерших от ран воинов, а на месте их последнего упокоения он посадил сосну. Старожилы рассказывали, что огромная в диаметре старая сосна была спилена во время Великой Отечественной войны на дрова местной старенькой учительнице.
Дмитриево-Ряжский монастырь, Скопинский район, Рязанская область
А еще в монастыре долгое время хранился посох Пересвета, сделанный из дерева яблони. Его навершие было искусанным сотнями зубов. Зачем? По легенде, посох богатыря помогал избавлять страждущих от зубной боли.
Ныне посох передан на хранение в музей Рязанского Кремля. А на Дмитриевой горе живет и действует святая обитель.
Иллюстрации из публичного доступа сети Интернет.
Алексей Попович
В.М. Васнецов, работая в течение почти двух десятилетий над своей эпохальной картиной «Три богатыря», естественно, не особенно вникал в историческую и хронологическую правдивость своего произведения. Вряд ли ему не было известно, что изображаемые им витязи (точнее, их прототипы), относимые историками к группе «младших» богатырей, жили в совершенно разных столетиях: Добрыня Никитич – в X-ом веке, Илья Муромец – в XII-ом, а Алеша Попович – в XIII-ом веке.
Именно, о последнем и пойдет речь, поскольку из всей троицы как раз ему и досталась судьба противостоять татаро-монголам. Подвиги младшего из знаменитой троицы (его прототипом был, по мнению слависта И. Л. Лося – Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона СПб., 1890—1907., статья «Богатыри» — рязанский боярин Олеша Попович) нашли отражение в Никоновской летописи, по версии которой богатырь был в числе дружинников Всеволода Большое Гнездо, а затем и Константина Всеволодовича, его сына, которому помог в 1216 году выиграть Липецкую битву. После смерти Константина Попович отправился в Киев, где и служил Мстиславу Старому вплоть до битвы на Калке. Именно там 31 мая в 1223 году и сложил голову былинный богатырь.
По мнению же Б. А
Рыбакова, прототипом Поповича послужил Ольбег Ратиборович, дружинник Мономаха, участвовавший в убийстве хана половцев Итларя (в былинах упоминается как «Идолище поганое»).
Обращает на себя внимание полная уверенность практически всех историков в существовании ставшего прообразом Алеши Поповича реального богатыря
Алексей Попович
В.М. Васнецов, работая в течение почти двух десятилетий над своей эпохальной картиной «Три богатыря», естественно, не особенно вникал в историческую и хронологическую правдивость своего произведения. Вряд ли ему не было известно, что изображаемые им витязи (точнее, их прототипы), относимые историками к группе «младших» богатырей, жили в совершенно разных столетиях: Добрыня Никитич – в X-ом веке, Илья Муромец – в XII-ом, а Алеша Попович – в XIII-ом веке.Именно, о последнем и пойдет речь, поскольку из всей троицы как раз ему и досталась судьба противостоять татаро-монголам. Подвиги младшего из знаменитой троицы (его прототипом был, по мнению слависта И. Л. Лося – Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона СПб., 1890—1907., статья «Богатыри» — рязанский боярин Олеша Попович) нашли отражение в Никоновской летописи, по версии которой богатырь был в числе дружинников Всеволода Большое Гнездо, а затем и Константина Всеволодовича, его сына, которому помог в 1216 году выиграть Липецкую битву. После смерти Константина Попович отправился в Киев, где и служил Мстиславу Старому вплоть до битвы на Калке. Именно там 31 мая в 1223 году и сложил голову былинный богатырь.По мнению же Б. А
Рыбакова, прототипом Поповича послужил Ольбег Ратиборович, дружинник Мономаха, участвовавший в убийстве хана половцев Итларя (в былинах упоминается как «Идолище поганое»).Обращает на себя внимание полная уверенность практически всех историков в существовании ставшего прообразом Алеши Поповича реального богатыря
На поле Куликовом
Зачастую перед сражением по старинному обычаю из рядов противников выходили воины, которые должны были скрестить оружие первыми. Это был ритуальный поединок, победа в котором одного и поражение другого истолковывалась обеими сторонами как знамение.
Перед началом битвы на поле Куликовом из рядов татарского войска выехал богатырь Челубей, печенег по происхождению, как пишет «Сказание…» «перед всеми доблестью похваляясь, видом подобен древнему Голиафу: пяти сажен высота его и трех сажен ширина его». Вызов Челубея принял Пересвет, выступив из рядов, он сказал: «Этот человек ищет подобного себе, я хочу с ним переведаться!» И был на голове его шлем, как у архангела, вооружен же он схимою по велению игумена Сергия. И сказал: «Отцы и братья, простите меня, грешного! Брат мой, Андрей Ослябя, моли Бога за меня!». «Сказание…» повествует о том, что поединщики съехались посреди поля, вышибли друг друга копьями из седел и тут же на месте оба и скончались.
Однако церковное предание повествует об этом поединке совсем иначе. Пересвет увидел, что у Челубея копье очень тяжелое и длинное, длиннее обычного. Сходясь с ним, воины вылетали из седла, даже не сумев нанести Челубею ни одного удара. И тогда Пересвет отказался от воинского доспеха в расчете на то, что копье печенега пробьет его и тогда он окажется от Челубея на таком расстоянии, что сумеет нанести удар.
Так и случилось. Налетев на острие копья Челубея, Пересвет сумел ударить так, что его противник замертво рухнул на землю. А сам Пересвет, хоть и смертельно раненый, сумел вернуться к своему войску и там испустить дух на руках у товарищей. Погибли оба, но со стороны выглядело так, что Челубей был выбит из седла, а Пересвет победителем вернулся к своим.
Ослябя, по одному из преданий, тоже погиб в сражении. Однако есть и другая версия. Инок Андрей Ослябя первым ринулся в бой, увидев, что погиб брат его Пересвет. Это именно он отнес раненого в сражении Дмитрия Донского в сторону под березу, где и нашли князя после сражения. Наконец, ряд источников сообщает, что после сражения на Куликовом поле Андрей Ослябя какое-то время служил при митрополите Киприане и даже был в составе посольства в Константинополь в 1398 году.
Александр Пересвет
Герой Куликовской битвы. Монах Троице-Сергиевой обители Александр Пересвет был призван в русскую дружину самим Дмитрием Донским. Князь знал, что «Сей Пересвет, когда в миру был, славный богатырь был, великую силу и крепость имел». Получив благословение своего игумена Сергия Радонежского, инок отправился бить монголов со своим братом, тоже монахом, Андреем Ослябей, на Куликово поле. Перед битвой Пересвет всю ночь молился в келье отшельника.
Иноку пришлось открывать битву в личном поединке с татарским витязем Челубеем. Последний славился своей непобедимостью, как воин-поединщик. Уже на Куликовом поле, перед началом побоища, Челубей высокомерно вызывал на поединок лучших русских богатырей, но «никто не смел против него выйти, и каждый говорил соседу, чтобы тот вышел, и никто не шел». Тогда вызвался русский монах: «Этот человек ищет равного себе, я же хочу с ним встретиться».
Теория и практика
«Пересвет» — самоходный боевой лазерный комплекс, относящийся к классу оружия на новых физических принципах. Он начал поступать в российские войска в 2017 году в рамках действовавшей на тот момент государственной программы вооружений.
Однако впервые о «Пересвете» стало известно из послания Федеральному собранию президента РФ Владимира Путина 1 марта 2018 года. Глава государства заявил, что появление боевого лазера и других перспективных вооружений «кратно расширяет возможности России… в сфере обеспечения национальной безопасности».
Также по теме
Безбашенная «Малка»: как Россия модернизирует сверхмощную пушку времён холодной войны
В России планируют развернуть производство образцов сверхмощной пушки 2С7М «Малка», модернизированной версии советского орудия «Пион»….
«Есть все основания полагать, что и здесь мы на шаг впереди. Во всяком случае там, где нужнее всего. Так, существенные результаты достигнуты в создании лазерного оружия. И это уже не просто теория или проекты и даже не просто начало производства. С прошлого года в войска уже поступают боевые лазерные комплексы», — рассказал Путин.
В июле Минобороны проинформировало о завершении мероприятий по подготовке инфраструктуры для «Пересвета». В частности, Военно-космическая академия имени А.Ф. Можайского (Санкт-Петербург) провела обучение военнослужащих, которые будут управлять боевыми лазерными системами.
«Личный состав подразделений, оснащаемых боевым лазерным комплексом «Пересвет», прошёл переподготовку на базе Военно-космической академии имени Можайского и в настоящее время совершенствует свои профессиональные знания, навыки и умения на занятиях по специальной, технической и тактической подготовке», — говорилось на сайте Минобороны РФ.
18 декабря прошлого года, выступая на коллегии военного ведомства, Владимир Путин сообщил, что расчёты лазерного комплекса заступили на опытно-боевое дежурство и начали «отработку практического применения» этого новейшего оружия.
В феврале 2019 года в очередном послании Федеральному собранию президент рассказал, что «Пересвет» в режиме опытно-боевого дежурства подтвердил «свои уникальные характеристики». Президент пообещал, что в декабре все поставленные в вооружённые силы лазерные установки заступят на боевое дежурство.
- Расчёт комплекса «Пересвет»
Ситуация с эксплуатацией «Пересвета» находится на постоянном контроле главы государства. Например, практические результаты войсковой эксплуатации комплекса стали одной из центральных тем на традиционном майском совещании президента с руководством Минобороны и предприятий оборонно-промышленного комплекса (ОПК).
На основе анализа открытых источников основатель портала Military Russia Дмитрий Корнев предположил в беседе с RT, что расчёт «Пересвета» включает боевую машину с оптико-электронной системой (лазером), энергетический модуль, машину управления энергетическим модулем с прицепом-подстанцией, командно-штабную машину, машину для размещения личного состава.
Также воинская часть, где дислоцирован «Пересвет», должна быть оснащена стационарным помещением ангарного типа для базирования и обслуживания автомобильной техники комплекса, говорит Корнев.
Алексей Попович
В.М. Васнецов, работая в течение почти двух десятилетий над своей эпохальной картиной «Три богатыря», естественно, не особенно вникал в историческую и хронологическую правдивость своего произведения. Вряд ли ему не было известно, что изображаемые им витязи (точнее, их прототипы), относимые историками к группе «младших» богатырей, жили в совершенно разных столетиях: Добрыня Никитич – в X-ом веке, Илья Муромец – в XII-ом, а Алеша Попович – в XIII-ом веке.
Именно, о последнем и пойдет речь, поскольку из всей троицы как раз ему и досталась судьба противостоять татаро-монголам. Подвиги младшего из знаменитой троицы (его прототипом был, по мнению слависта И. Л. Лося – Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона СПб., 1890—1907., статья «Богатыри» — рязанский боярин Олеша Попович) нашли отражение в Никоновской летописи, по версии которой богатырь был в числе дружинников Всеволода Большое Гнездо, а затем и Константина Всеволодовича, его сына, которому помог в 1216 году выиграть Липецкую битву. После смерти Константина Попович отправился в Киев, где и служил Мстиславу Старому вплоть до битвы на Калке. Именно там 31 мая в 1223 году и сложил голову былинный богатырь.
По мнению же Б. А
Рыбакова, прототипом Поповича послужил Ольбег Ратиборович, дружинник Мономаха, участвовавший в убийстве хана половцев Итларя (в былинах упоминается как «Идолище поганое»).
Обращает на себя внимание полная уверенность практически всех историков в существовании ставшего прообразом Алеши Поповича реального богатыря