Храм на воробьевых горах
Содержание:
Информация о храме
Деревянный храм Троицы на Воробьевых горах существовал с древнейших времен и связан с историей древнего дворцового села Воробьево. По летописи известно, что когда в XV веке село покупала великая княгиня Софья Витовтовна, супруга московского великого князя Василия I и дочь великого князя литовского Витовта, храм уже стоял.
Первым известным нам священником деревянного храма Троицы был о. Тит, который являлся настоятелем с 1628 по 1632 гг. Деревянная Троицкая церковь в селе Воробьеве по приходным книгам Патриаршего Казенного Приказа 1628 г. писалась в числе «жилых» московских церквей — «за Деревянным городом». До 1690 г. Троицкая церковь писалась в Пречистенском сороке Москвы, а с 1691г. она уже писалась в Загородской десятине. К концу 1790-х годов храм сильно обветшал и по приказу Екатерины Великой был разобран. Последним священником деревянного храма Троицы был отец Никифор Васильев.
Ныне существующая кирпичная с белокаменным цоколем церковь сооружена в 1811 г. по проекту архитектора А. Л. Витберга, автора проекта храма-памятника Христа Спасителя на Воробьевых горах. Здание, построено в стиле позднего классицизма, как сказано в документах «…тщанием прихожан и доброхотных дателей…» Первым настоятелем каменного храма был отец Иаков Ильин. Каменный храм был возведен вблизи прежнего, деревянного. На месте алтаря старого храма в 1811 году установили увенчанный. крестом белокаменный памятник, который сохранился до наших дней. Крыльцо перед входом на западном фасаде колокольни и пристройки по её сторонам появились во время ремонтов здания в 1858—61 и 1898 гг. Территория церкви обнесена кирпичной оградой конца XIX — начала XX в. с металлической решеткой.
В 1812 году здесь перед советом в Филях молился М. И. Кутузов. Здание уцелело во время наполеоновского нашествия.
До 1818 г. храм числился среди церквей московского уезда, а с 30 марта 1818 г. в Замоскворецком сороке г. Москвы.
Троицкая церковь не только спаслась от социалистических разрушений, но даже не закрывалась в советское время, поэтому сохранился ее старинный интерьер. Более того, после известного большевистского запрещения колокольного звона во всей Москве именно в воробьевской Троицкой церкви продолжали звонить колокола и православные москвичи тайком ездили послушать благостный звон ее колоколов. В очередной раз церковь уцелела при строительстве высотного здания МГУ в конце 1940-х— начале 1950-х годов.
Сейчас храм на Воробьёвых горах имеет, как и прежде три придела — в честь Святой Троицы, святителя и Чудотворца Николая, преподобного Сергия Радонежского. Имеется так же приставной престол святителя Ионы, митрополита Московского, который находится в алтаре святителя Николая.
Храм относится к Михайловскому благочинию г. Москвы.
Святыни: В храме находятся иконы XIX века – «Святые Гурий, Самон и Авив», «Святые Косма и Дамиан», «Неопалимая купина», «Всех скорбящих Радосте», «Казанская» икона Божией Матери, четырёхчастная икона — с изображениями Рождества Христова, рождества Пресвятой Богородицы, рождества Иоанна Предтечи и рождества святителя и чудотворца Николая, икона «Спас Нерукотворный» школы Симона Ушакова. Чтимая икона Божией Матери — «Благодатное Небо». Старинные иконы: чтимый список с чудотворной иконы Божией Матери «Донская» и свят. Николая с житием. В храме установлен ковчежец с частицами мощей святых: святителя Митрофана Воронежского, праведного Алексия (Мечева) и блаженной Матроны Московской.
В храме ежегодно отмечают 3 престольных праздника
В храме отмечают три престольных праздника. Скорее неспроста именно эти святые были выбраны как престолы в храме. Разберем более подробно.
Праздник Живокачальной Троицы считается переходящим, то есть может попасть на любое число в календаре.
Главный престол освящен в честь Живоначальной Троицы.
Отмечается праздник на пятидесятый день после Пасхи — Светлого Христова Воскресения. Праздник Святой Троицы — это событие обозначило Триединство Бога.
Три ипостаси Святой Троицы — Бог Отец, Бог Сын и Святой Дух — существуют в единстве, творя мир и освящая его Божественной благодатью.
Икона Святой Троицы, написанная Андреем Рублевым — самая почитаемая в храме на Воробьевых горах
Один из пределов в честь преподобного Сергия Радонежского. Отмечают праздник в храме 8 октября.
Имя этого преподобного напоминает всем о том, что до какой высоты способна наша земля подняться, просвещенная Словом Христовым. Это человек, который не оставил после себя не одной книги, но при этом стоит у начала всей русской культуры Московского периода.
Этот человек всегда стремился к уединению, прославился многими чудесами. Также он основатель Троице-Сергиева монастыря.
Этот человек был любезен чистотой души и прямотой своих поступков. Всю жизнь он был таким монахом, каким и надо быть. Верующие все почитают и молятся преподобному Сергию Радонежскому.
В храме на Воробьевых горах также установлена икона.
Икона Сергия Радонежского — одна из почитаемых икон в храме на Воробьевых горах. Один из приделов освящен в честь преподобного
Третий придел храма освятили в честь Николая Чудотворца. Отмечают праздник в храме 19 декабря.
Этот человек говорил речи, достойные опытного и мудрого старца, он пребывал в постоянных трудах и молитвам, помогал нищим и голодным.
Николай Чудотворец спасал и помогал людям до самой своей кончины.
Своими молитвами и чудесами он вызволял из темницы тех людей, которые были осуждены несправедливо, спасал тяжелобольных, спасал тонущих в море.
В храме на Воробьевых горах установлена икона Святителю Николаю Чудотворцу.
Святитель Николай Чудотворец — один из почитаемых святых у верующих. Этого святого также чтят в храме Троицы на Воробьевых горах, один из пределов которого, освящен в честь него
Своеобразие останкинского храма
Московский храм Живоначальной Троицы в Останкино тоже имеет кровлю зеленого цвета и тоже необычайно красив. Построенный в конце XVII века, он является вершиной творчества мастеров московского узорочья. Из названия видно, что этот стиль изобиловал декоративными элементами. Здесь было все — и композиции особой сложности, силуэт здания был, как правило, необычайно живописен, стиль отличали затейливые формы и большое количество декора. Мнения по возникновению узорочья разнятся, его упрекают даже в позаимствованном на Западе маньеризме. Характерный пример этого направления в русском зодчестве, храм в Останкине, существует уже около 300 лет — с того момента, когда взамен старой деревянной церкви при благословении Патриарха московского решено было возвести каменную Троицкую церковь. Село Осташково (ныне Останкино) являлось основным представительством в районе Москвы очень крупных землевладельцев — князей Черкасских. Основной резиденции — достойную домашнюю церковь! Мимо храма проходила Тверская дорога, ведущая в Троицко-Сергиеву Лавру, и вся знать, в том числе и венценосные особы, останавливалась у хозяев, посещала новый храм. Он имел три придела, центральный был посвящен, как и предыдущая церковь, Живоначальной Троице.
История храма
Безусловен тот факт, что Храм Троицы Живоначальной на Воробьевых горах имеет свою историю. Именно в этом храме М. И. Кутузов возносил молитву перед всем известным Советом в Филях. По счастливой случайности во время захвата Москвы Наполеоном церковь не пострадала, в 1813 году закончилось ее полное возведение. Архитектор А. Витберг, автор проекта, разработал здание, выдержанное в стиле позднего классицизма — ампир. Однокупольное, с четырехугольным основанием и приделами, оно по фасаду было украшено колонами. Храм Троицы Живоначальной на Воробьевых горах имеет двухъярусную колокольню.
Подновляемая в 1858 и в 1898 годах, после Октябрьской революции она, можно сказать, постоянно была под угрозой сноса — то что-то расширялось, что-то прокладывалось, что-то возводилось, и всегда нужна была территория храма. Но можно констатировать, что судьба у этого культового сооружения счастливая — уцелевшее в пожаре Москвы 1812 года, не снесенное в советское время, оно избежало запрета на колокольный звон, введенного на территории столицы. Очевидно, во всех этих случаях важную роль сыграла его удаленность от центра.
Уникальный иконостас
Иконостас храма, освященный одновременно с центральным приделом в 1692 году, уникален. Оформление его было необычайным для православных культовых сооружений, затейливым и изысканным, и очень напоминало орган. Расположение икон, их рамы, разные и не повторяющие друг друга ни в чем промежутки между ними, все было невиданным и вызывающим удивление и восхищение. Со временем хозяином Останкино становится Николай Шереметьев, который решился изменить внешний облик церкви и иконостас, добавив новых икон. Следующие изменения совершает уже его сын. Было еще несколько подновлений, в частности, перед приездом сюда четы Александра II. Но вот в 1875 году при очередной реставрации решено вернуть церкви первоначальный вид и убранство, а затем превратить ее в памятник русского зодчества. В годы советской власти храм не снесли, но основательно разграбили. С 1991 по 1996 годы идет поочередное освящение трех приделов церкви. Постепенно храму возвращается его изначальное назначение. Богослужения начались с 90-х годов предыдущего столетия. Основные святыни, хранящиеся здесь — Храмовая икона Ветхозаветной Троицы и Черниговская икона Божией Матери.
Социальная деятельность
Приход храма Троицы взаимодействует с рядом социальных учреждений и оказывает им помощь:
- Детский дом-интернат № 7 для детей инвалидов, г. Москва, ул. Профсоюзная, д. 47.
- Детская психоневрологическая больница № 4, Московская обл., Рузский р-он, село Никольское.
- Детский дом, Воронежская обл., село Губари.
- Дом инвалидов, Московская обл., поселок Юрма.
Так же оказывается помощь престарелым, инвалидам и многодетным семьям
Приход храма Троицы взаимодействует с рядом социальных учреждений и оказывает им помощь:
1. Детский дом-интернат № 7 для детей инвалидов, г. Москва, ул. Профсоюзная, д. 47.
2. Детская психоневрологическая больница № 4, Московская обл., Рузский р-он, село Никольское.
3. Детский дом, Воронежская обл., село Губари.
4. Дом инвалидов, Московская обл., поселок Юрма.
Так же оказывается помощь престарелым, инвалидам и многодетным семьям