Св. климент римский
Содержание:
Молитвословия
Тропарь священномучеников Климента и Петра
глас 4
Боже отец наших,/ творяй присно с нами по Твоей кротости,/ не отстави милость Твою от нас,/ но молитвами их// в мире управи живот наш.
Тропарь священномученика Петра, архиепископа Александрийского
глас 8
От вышняго суда Христова предстательствова стаду,/ на пажитех благожизненных упасл еси всемудрыми твоими догматы,/ отгнав Ария, яко волка некроткаго,/ вшедшаго в них безбожными учении./ Темже и душу твою положил еси за них,/ пастырь нареклся еси, яко рече Господь,/ иерарше Петре блаженне,/ моли Христа Бога грехов оставление даровати/ чтущим любовию святую память твою.
Кондак священномучеников Климента и Петра
глас 4
Церкве недвижимии и Божественнии пиргове,/ благочестия Божественнии столпи/ воистинну крепцыи,/ Клименте с Петром всехвальнии,// вашими молитвами соблюдите вся.
Кондак священномученика Петра, архиепископа Александрийского
глас 3
Православными повелении Церковь просветил еси,/ за нюже и пострадав, Богоблаженне отче,/ Ария отступника отгнав,/ темже твою пречестную память совершающе,/ православно вопием:/ радуйся, Петре, каменю вере.
Тропарь священномученика Климента, папы Римского
глас 4
Иже от Бога чудодействы/ преславно удивляя вселенныя концы мира,/ священный страдальче,/ паче естества морю составы водам содеваеши разделение/ в честней памяти твоей/ всегда притекающим усердно в Богозданную ти церковь/ чудесным твоим мощем,/ и по всенародном хождении,/ море во едино течение чудодетельне твориши,/ Клименте предивный,/ моли Христа Бога спастися душам нашим.
Кондак священномученика Климента, папы Римского
глас 2
Божественнаго винограда священноодеянна/ всем лоза явися,/ каплющи сладость премудрости,/ молитвами твоими, всечестне,/ да тебе исткану, яко багряницу,/ песнь мысленную принесем,/ Клименте святе,/ спаси рабы твоя.
Молитва священномученику Клименту, папе Римскому
О всечестный учениче верховнаго апостола Петра, новый Петре веры Христовой, вторый Моисею, священномучениче Клименте, просвещенный учением великаго апостола, венчанный венцем мученичества! Испроси нам молитвами твоими благодать Святаго Духа сохраняти веру Христову и церковныя спасительныя обычаи, да расточится безбожие. Умоли, угодниче Божий, Милосердаго Творца, да излиется на нас благодать Святаго Духа, просвещающая наши души, да попалит Господь Бог страстей наших огнепальная стремления, да сохранит нас от всякия злобы, да спасет от напастей, бед и скорбей, и да пребудем верными христианами до конца жизни нашея, сохраняя в сердцах наших памятование печалей, болезней и трудов твоих, во славу Бога Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.
Ссылки
- (ТКДА. Киев, 1869 г. Май). На сайте Святоотеческое наследие
Предшественник:Клет |
епископ римский 88 (90) — 97 (99) |
Преемник:Эварист |
Апостолы от семидесяти
Агав | Акила | Амплий | Анания | Андроник | Апеллий | Аполлос | Аристарх | Аристовул | Артема | Архипп | Асинкрит | Ахаик | Варнава | Гаий | Евод | Епафрас | Епафродит | Епенет | Ераст | Ерма | Ермин | Зина | Иаков | Иасон | Иисус-Иуст | Иродион | Карп | Клеопа | Климент | Кодрат | Крискент | Крисп | Куарт | Лин | Лука | Лукий | Марк | Марк | Марк-Иоанн | Наркисс | Никанор | Олимпасий | Онисим | Онисифор | Пармен | Патров | Прохор | Пуд | Руф | Сила | Силуан | Симеон | Сосипатр | Сосфен | Стахий | Стефан | Тертий | Тимон | Тимофей| Тит | Тихик | Трофим | Урван | Фаддей | Филимон | Филипп | Филолог | Флегонт | Фортунат
Дополнительно: Дионисий | Симеон Нигер
***
Святой священномученик Петр, архиепископ Александрийский, родился и вырос в Александрии. Был высокообразован, занимал должность начальника Александрийской школы. В 300 году он вступил в управление Александрийской Церковью, став преемником своего учителя и духовного наставника, блаженного епископа Феоны. Изгнанный из города во время преследования христиан при императорах Диоклитиане и Максимиане, святой Петр, побывав во многих областях империи, вновь вернулся в свой родной город, чтобы в это опасное время снова лично возглавить Александрийскую Церковь. Святитель тайно посещал заключенных в темнице христиан, поддерживая в них твердость в вере, помогал вдовам и сиротам, проповедовал Слово Божие, непрестанно молился и совершал Богослужения. И Господь хранил его от рук гонителей. В это смутное время на Церковь Христову восстал учитель злочестия Арий, отрицавший Божество Иисуса Христа. Святой Петр выступил против него, проклял еретика и отлучил его от Церкви. И даже тогда, когда Арий через учеников святителя упрашивал владыку Петра снять с него отлучение, утверждая, что он раскаивается и отказывается от своего лжеучения, святитель, руководимый Духом Святым, провидел лживость и коварство ариева отречения и завещал своей пастве не верить Арию и не принимать его в церковное общение.
Под мудрым окормлением святого Петра Александрийская Церковь, несмотря на гонения, крепла и умножалась. Но вот, по приказу императора Максимиана (305 — 311), святитель был схвачен и осужден на смертную казнь. Множество людей собралось у входа в темницу, выражая свое негодование. Желая избежать народного мятежа и кровопролития, святитель направил властям письмо, в котором предлагал разобрать заднюю стену темницы с тем, чтобы его смогли тайно от народа вывести на казнь. Темной ночью святой Петр сам вышел навстречу палачам, которые вывели его за городские стены и обезглавили на том же самом месте, где некогда был казнен святой апостол Марк, а Голос с неба, который слышала одна святая дева в эту ночь, возвестил: «Петр — начало Апостолов, Петр — конец александрийских мучеников». Это произошло в 311 году. Утром, узнав о кончине своего епископа, толпы людей направились к месту казни, взяли тело и голову мученика, принесли в церковь и, облачив в епископские одежды, посадили на время отпевания на горнем месте. При жизни святой Петр садился лишь на подножие его, потому что, по словам святителя, видел Божественный свет, окружающий горнее место, и не дерзал, по смирению, всходить на него.
Святой Петр, великий ревнитель Православия, известен и как глубокий Богослов. Выдержки из его книги «О Божестве» зачитывались на Ефесском и Халкидонском Соборах. Из его сочинений наиболее известны и высоко ценимы Церковью «Правила».
Четвертый Папа Римский.
Св. Климент Римский был третьим преемником апостола Петра в качестве епископа Рима, и, следовательно, — является четвертым Папой Римским. Его служения в качестве Папы, скорее всего длилось с 92 по 101 гг. Его предшественниками являются Лайнус / Лин и Клетус / Клет.
По словам Тертуллиана, Климент Римский был рукоположен святым Петром. Св. Иероним утверждал, что Климент был непосредственным преемником Апостола Петра. Климент был четвертым Папой Римским.
Ориген отождествляет Папу Климента I с товарищем-соратником Павла, который упоминается в Послание к Филиппийцам.
Однако, не подтвердить, не опровергнуть эту версию нет возможности. Убедительных доказательств того, что Климент Римский был лично знаком хотя бы с одним из апостолов нет.
Некоторые также отождествляют Климента Римского с консулом Флавием Климентом, который был убит своим двоюродным братом в конце своего консульства, однако, это ошибочное мнение. Маловероятно, что Климент Римский был членом императорской семьи. Постоянное использование цитат из Ветхого Завета в богословском творчестве свидетельствует о том, что Климент Римский, вероятно, он был еврейского происхождения.
Также весьма вероятно, что он был вольноотпущенником или сыном вольноотпущенника. Его семья могла проживать в Риме.
Слово Святейшего Патриарха Кирилла
Нынешний праздник должен многому нас научить. Он должен помочь нам лучше понять все то, что Царица Небесная, Дева Мария сделала ради нашего спасения. Понять, какой Она была, какими были Ее родители, в какой духовной атмосфере происходило Ее возрастание. Но мы должны понять также, что Дева Мария, Мать Господа, принявшая в ложесна Свои Божественное Тело Сына Своего, явила великую милость всему роду человеческому, потому что без Нее не было бы рождения во плоти Сына Божиего и Сына Человеческого, а значит, не было бы спасения всех нас. И Царица Небесная, Которая особым образом послужила делу нашего спасения, и сегодня продолжает эту великую миссию – содействовать спасению рода человеческого. Она предстоит Сыну Своему и Богу нашему, и молитвы наши, возносясь к Ней, возносятся и к Самому Господу и Спасителю нашему. Будем всегда в своих сердцах, в своих мыслях помнить о всем, что Дева Мария, Матерь Божия, совершила для всех нас. Будем помнить, что Она быстрее всех слышит наши молитвы и откликается на них совершенно особым образом и в радостях, и в скорбях.
О приобретении благодати Божией
Лучше отказаться от восприятия Бога как сурового надзирателя, и воспринимать Его как Подателя благодати. При таком отношении к Богу получится изменить и отношение к следствиям своих греховных поступков: согрешил — в какой-то степени сам лишил себя благодатного покрова, благодатных даров; не был на службе в храме, не молился келейно — сам отказался от определенной благодатной поддержки; читал с благоговением Священное Писание, помог ближнему — привлёк благодать Божью.
Аскетизм — только средство достижения христианского совершенства, а главной силой спасения служит Божья благодать, сила Божья. Примером может служить капитан парусника, использующий силу ветра, или серфингист — силу волны. Аскетизм имеет своей целью приспособить силы и способности человека к восприятию Божественной благодати, сделать его восприимчивым к спасительным действиям Бога. Мы не столько изменяем себя сами (самосовершенствуемся), сколько открываемся Богу для преображения Его силой. Как открываемся? Понуждая себя исполнять заповеди Божьи, обращаясь к Богу в молитвах, участвуя в Его Таинствах и пр.
Все успехи в духовной жизни следует рассматривать не как личную победу, а как дар Бога, Который даровал нам благодать, силу, для достижения их. Вся христианская духовная жизнь может оцениваться через благодать — её потерю или приобретение.
Послание к Коринфянам Климента Римского
Письмо Папы Климента к Коринфянам было написано около 80 г. Послание написано на греческом языке. Мотивацией к написанию Послания Коринфянам стал внутренний спор в Коринфской церкви относительно церковного руководства. Климент призывает их практиковать смирение и смотреть на Иисуса и его апостолов в качестве примера. В письме содержится призыв к покаянию и призыв к святости. Письмо Климента ссылается на несколько Библейских текстов, в том числе на книги Бытие, Послание к Римлянам, Послание к Галатам, Послание к Ефесянам. Присутствуют здесь также и цитаты из Евангелий от Матфея и от Луки.
Стиль Послания Климента Римского искренний и простой, а иногда и весьма красноречив. Цитаты из Ветхого Завета в тексте – длинные и многочисленные. Послание не подписано, однако сами коринфяне называли текст «Посланием, которое мы получили от епископа Климента», поэтому авторство под сомнение не ставится.
Кроме того, в Послание к Коринфянам Климента Римского можно найти одну из самых ранних святоотеческих ссылок на библейское учение об оправдании через веру. Послание Папы Климента является важным свидетелем раннего христианского понимания Церкви.
Изучение богословского творчества Отцов Церкви может быть познавательно и поучительно, и творчество Климента Римского, несомненно, заслуживает нашего внимания.
Известно, что Климент Римский был весьма почитаемой фигурой. В его память в Риме была воздвигнута базилика.
Священномученик Климент Римский широко почитался в Древней Руси. В Православии он считается одним из первых христианских проповедников.
Почитание
Святые Кирилл и Мефодий вносят мощи святого Климента в Рим. Фреска XI века из Базилики Святого Климента
Живший задолго до разделения церквей, святой Климент Римский одинаково почитается и православной, и католической церквями. Св. Климент пользовался широким почитанием на Руси; ему посвящены значительные храмы в Москве (Церковь Климента, Папы Римского), Торжке и иных местах. Связано это с тем, что мощи папы Климента были обретены, по преданию, святым равноапостольным Кириллом (по некоторым источникам, совместно с братом — святым равноапостольным Мефодием) в крымской Корсуни (Херсонесе) около 861 года. Святой равноапостольный Кирилл лично перевёз мощи в Рим и передал папе Адриану II, где им было устроено небывалое чествование (конец 867 — начало 868 года). Папа Адриан II утвердил богослужение на славянском языке и переведённые книги приказал положить в римских церквях. Мефодий был рукоположён в епископский сан. По мнению некоторых авторов, именно обретение мощей святого Климента освятило в глазах Римской церкви просветительскую миссию Кирилла и Мефодия среди славян и введение богослужения на славянском языке. До того среди некоторых богословов Западной церкви господствовала точка зрения, что хвала Богу может воздаваться только на трёх «священных» языках (еврейском, греческом и латинском), поэтому братья были заподозрены в ереси и вызваны в Рим. В честь обретения мощей святой Кирилл написал на греческом языке краткую повесть, похвальное слово и гимн. Первые два произведения дошли до нас в славянском переводе, который имеет надписание «Слово на перенесение мощем преславнаго Климента, историческую имущи беседу» (ряд исследователей называет его «Корсунской легендой»). Мощи святого Климента были перенесены в римскую Базилику Святого Климента. Здесь же был похоронен святой Кирилл, скончавшийся в феврале 869 года.
Часть мощей святого Климента была оставлена в Херсонесе, где покоилась в резной шеститонной мраморной гробнице, сделанной византийскими мастерами из проконесского мрамора. После захвата города князем Владимиром Великим в 988 или 989 году мощи святого Климента (вместе с мраморным саркофагом) по его приказу были перенесены в Киев, где почивали в Десятинной церкви — первом каменном храме Киевской Руси.
После всего этого Владимир взял царицу, и Анастаса, и священников корсунских с мощами святого Климента, и Фива, ученика его, взял и сосуды церковные и иконы на благословение себе.
Судя по всему, для мощей святого Климента была сделана новая рака, поскольку сын Владимира Ярослав Мудрый был похоронен 20 февраля 1054 года в Киеве в херсонесской мраморной гробнице св. Климента, сохранившейся в Софийском соборе до сих пор.
О глубоком почитании на Руси святого Климента свидетельствует «Слове на обновление Десятинной церкви» (XI век). В нём Климент определяется как первый небесный заступник русской земли, мощи которого некоторое время были, наряду с Ольгиным Крестом, единственной и главной отечественной святыней.
…Церковное солнце, своего угодника, а нашего заступника, святого, достойного этого имени, священномученика Климента от Рима в Херсонес, а от Херсонеса в нашу Русскую страну привел Христос Бог наш, преизобильной милостью Своею для спасения нас, верующих…
Частица мощей от честной главы святого священномученика Климента была передана из Киева в Инкерманский Свято-Климентовский монастырь после возобновления его работы в 1991 году; рака со святыми мощами установлена в боковом нефе Свято-Климентовского храма.
Часть мощей Климента была передана французскому епископу Шалона, приехавшему в составе посольства сватать дочь князя Ярослава Анну Ярославну за французского короля.
Когда Генрих, король французский, послал в Рабастию шалонского епископа Роже за дочерью короля той страны, по имени Анна, на которой он должен был жениться, настоятель Одальрик просил того епископа, не соизволит ли тот узнать, в тех ли краях находится Херсонес, в котором, как пишут, покоится святой Климент… Епископ исполнил это. .
Про Херсонес как место упокоения святого Климента было известно в Европе. Например, упомянутый выше посланник французского короля спрашивал у великого князя Ярослава Мудрого:
Не в тех ли местах находится Херсон, где, как говорят, почил Климент; отходит ли море и теперь в день его рождения и делается ли доступным для проходящих?
В XIII веке французский монах Гильом де Рубрук писал:
И плывя перед этим городом, мы увидели остров, на котором находился знаменитый храм, сооруженный, как говорят, «руками ангельскими»… Вышеупомянутая область Цесария (Крым) окружена морем с трех сторон, а именно с запада, где находится Керсона, город Климента…
Признание святым
Святой Климент — один из немногих римских пап, чьим именем был посвящен русский православный храм .
Имя святого Климента находится в римском Canon в мессе . Он поминается 23 ноября как папа и мученик в католической церкви, а также в англиканской церкви и лютеранской церкви . Сирийская Православная Церковь , то Маланкара Православная Сирийская Церковь , то Македонская Православная Церковь и Греческая православная церковь , а также католическая церковь Сирийская , то католическая церковь Сиро-Маланкар и все византийский Rite Восточных Католические Церкви честь Святого Климент Римский (названная в Сирийский «Mor Clemis» ) 24 ноября; Русская православная церковь в память святого Климента 25 ноября. Климент вспомнил в Церкви Англии с Мала фестиваля на 23 ноября .
Церковь Святого Климента в Москве славится сверкающим интерьером в стиле барокко и иконостасом, а также набором позолоченных перил XVIII века. Приход был распущен в 1934 году, а оригинальные отдельно стоящие ворота снесли. Государственная библиотека имени Ленина хранила свои книги в здании на протяжении всего советского периода. Лишь в 2008 году здание вернули Русской православной церкви.
Память святого Климента Римского отмечается в синаксарии Коптской православной церкви в Александрии 29 числа месяца хатур . Согласно Коптскому церковному синаксарию, он принял мученическую смерть в 100 году нашей эры во время правления императора Траяна (98–117). Он принял мученическую смерть, привязав шею к якору и бросив в море. В записи 29-го числа коптского месяца хатур говорится, что этот святой родился в Риме от благородного отца по имени Фостин, а также говорится, что он был членом римского сената и что отец обучал его и обучал греческой литературе. .
Реликвии
В городе Санта-Крус-де-Тенерифе в Испании хранится берцовая кость Сан-Клементе, подаренная Патриархом Сидотти ( Патриарх Антиохийский ) церкви Непорочного зачатия . Исторически это была очень почитаемая в городе реликвия.
Символизм
Крест на якоре , также известный как крест Моряка или Святого Климента.
В произведениях искусства святого Климента можно узнать по якорю на боку или привязанному к шее. Чаще всего его изображают в папских облачениях , в том числе в мантии, иногда с папской тиарой, но чаще с митрой . Он также иногда изображается с папскими символами, такими как папский крест и ключи от неба . Что касается его мученичества, он часто держит пальму первенства в мученической смерти .
Святого Климента можно увидеть изображенным возле фонтана или источника , связанного с происшествием из его жития , или лежащим в храме в море. Закрепленный Крест или Крест Моряка также упоминаются как Крест Святого Климента, ссылаясь на то , как он был замучен.
Икос 11
Бывшу утоплению твоему, священномучениче Клименте, стояху вернии на брезе, рыдающе плачем велиим; посем ученицы твои Корнелий и Фив глаголаста народу: помолимся единодушно, да явит нам Господь честное тело мученика Своего. Молящуся же народу, уступи море недра своя и показа тело твое; хотящим же верным честное мученическое тело оттуда взята, бысть откровение учеником, да оставят быти тамо тело твое, яко всякое лето имать тако море отступа, дающе путь хотящим приходити на поклонение. Того ради ублажаем тя сице: Радуйся, благовестниче веры Христовой; радуйся, идолы поправый; радуйся, единый за многих пострадавый; радуйся, приявый венец мучения за Триединаго Бога; радуйся, оплаканный велиим рыданием благочестивых; радуйся, прославленный Богом; радуйся, яко тобою несказанная чудеса совершаются; радуйся, заре, светло блистающая миру христианскому. Радуйся, всеблаженне Клименте, священномучениче богоносне.
Постановления Апостольские
Были составлены, может быть с использованием каких то более
ранних элементов, в середине IV века. Это сочинение в восьми книгах, место
составления Сирия, оно отражает реальности церковной жизни именно в Сирии.
Завершающая часть «Постановлений Апостольских» —85 правил или канонов Св. Апостолов.
Мученическая
кончина
По Преданию, погиб Климент мученической смертью в Херсонесе.
Свидетельства:
Иероним. О знаменитых мужах. Глава
15Ириней. Против ересей. Книга
3. Глава III, 3.Евсевий. Церковная история.
Книга 3.
См. также:
- Преображенский П., прот. О Святом Клименте Римском и его Первом послании
к Коринфянам. - Преображенский
П., прот. О втором послании Святого Климента Римского к Коринфянам. - Климент
// Библ.
энциклопедия арх. Никифора - Климент святой // Энциклопедический словарь Брокгауза и Эфрона.
- Архиепископ
Димитрий (Самбикин). Собор
св. 70-ти апостолов. (Святой
апостол Климент) - Сергий Мансуров. Очерки из Истории Церкви (Время
святого Климента)
Петрушевский П. П. Св. Климент, епископ Римский. — Киев, 1897.Побединский-Платонов И. О Клементинах // Православное Обозрение. — 1860 — Т. 1. С. 151-172, 397-497; Т. 2. С. 339-384.Приселков А.
Обозрение посланий святого Климента, еп. Римского к Коринфянам: Вып.
I. Обозрение первого послания. — СПб., 1888.Сагарда А. Св. Климент Римский. // Приходское Чтение. 1915. №15. С.497-506;
№17. С.603-610; №18. С.652-656; №19. С.710-715.Скворцов К. О первом послании Климента Римского к Коринфянам. — Труды Киевской Духовной Академии, 1874 — Т.21. С.48-67.Скворцов К. Когда
написано второе послание Климента к Коринфянам? — ТКДА 1874, Т.1. С.2–23. Успенский
А. В. Климентины // Богословская энциклопедия. — СПб., 1910. — Т.
11.—С. 64-68.
Список римских папАпостольские отцы
Почитание
Живший задолго до разделения церквей, Святой Климент Римский одинаково почитается и православной, и католической церквями. Св. Климент пользовался широким почитанием на Руси; ему посвящены значительные храмы в Москве, Торжке и иных местах. Связано это с тем, что мощи папы Климента были обретены, по преданию, святым равноапостольным Кириллом (по некоторым источникам, совместно с братом — святым равноапостольным Мефодием) в крымской Корсуни (Херсонесе) около 861. Святой равноапостольный Кирилл лично перевез мощи в Рим и передал папе Адриану II, где им было устроено небывалое чествование (конец 867 — начало 868 года). Папа Адриан II утвердил богослужение на славянском языке и переведённые книги приказал положить в римских церквях. Мефодий был рукоположён в епископский сан. По мнению некоторых авторов, именно обретение мощей святого Климента освятило в глазах Римской церкви просветительскую миссию Кирилла и Мефодия среди славян и введение богослужения на славянском языке. До того среди некоторых богословов Западной церкви господствовала точка зрения, что хвала Богу может воздаваться только на трёх «священных» языках (еврейском, греческом и латинском), поэтому братья были заподозрены в ереси и вызваны в Рим. В честь обретения мощей святой Кирилл написал на греческом языке краткую повесть, похвальное слово и гимн. Первые два произведения дошли до нас в славянском переводе, который имеет надписание «Слово на перенесение мощем преславнаго Климента, историческую имущи беседу» (ряд исследователей называет его «Корсунской легендой»). Мощи святого Климента были перенесены в римскую Базилику Святого Климента. Здесь же был похоронен святой Кирилл, скончавшийся в феврале 869 года.
Часть мощей святого Климента была оставлена в Херсонесе, где покоилась в резной шеститонной мраморной гробнице, сделанной византийскими мастерами из проконесского мрамора. После захвата города русским князем Владимиром Великим в 988 или 989 году, мощи святого Климента (вместе с мраморным саркофагом) по его приказу были перенесены в Киев, где почивали в Десятинной церкви — первом каменном храме Киевской Руси.
Судя по всему, для мощей святого Климента была сделана новая рака, поскольку сын Владимира Ярослав Мудрый был похоронен 20 февраля 1054 года в Киеве в херсонесской мраморной гробнице св. Климента, сохранившейся в Софийском соборе до сих пор. Про глубокое почитание на Руси святого Климента свидетельствует «Слове на обновление Десятинной церкви» (XI веке). В нем Климент определяется как первый небесный заступник русской земли, мощи которого некоторое время были, наряду с Ольгиным Крестом, единственной и главной отечественной святыней.
Частица мощей от честной главы святого священномученика Климента была передана из Киева в Инкерманский Свято-Климентовский монастырь после возобновления его работы в 1991 году; рака со святыми мощами установлена в боковом нефе Свято-Климентовского храма.
Часть мощей Климента была передана французскому епископу Шалона, приехавшему в составе посольства сватать дочь князя Ярослава Анну Ярославну за французского короля.
Про Херсонес, как место упокоения святого Климента, было известно в Европе. Например, упомянутый выше посланник французского короля спрашивал у великого князя Ярослава Мудрого:
В XIII веке французский монах Гийом Рубрук писал:
Избрание
После смерти Бенедикта XI в 1304 году наступил период междуцарствия — споры между французскими и итальянскими кардиналами, которых было почти поровну в конклаве, не позволяли избрать нового папу. В итоге преемником Бенедикта в июне 1305 года был избран Бертран под именем Климента V. Он был рукоположён 14 ноября. Бертран не был итальянцем и не был кардиналом, что могло стать определяющим при голосовании — его воспринимали как нейтрального кандидата. Однако хронист Джованни Виллани сообщал, что Климент был избран при содействии французского короля Филиппа IV, которому он за это обязался уступить на пять лет церковные доходы в пределах Франции и обещал полную покорность.
В Бордо Бертран был официально уведомлен о его избрании и призван в Рим, но он выбрал Лион для своей коронации 14 ноября 1305 года, которая была отмечена роскошью и присутствием Филиппа IV. Среди его первых действий было рукоположение девяти французских кардиналов.
Популярное за 7 дней
На престольном празднике погибла супруга священника
21.11.21 10:33
Митр. Антоний (Паканич): 4-й псалом открывает формулу счастья
17.11.21 11:38
Образы старой Греции в полотнах Теодороса Раллиса
23.11.21 10:45
«А крестик с ребёнка лучше снимите»: о новом атеизме
17.11.21 13:39
Архангел Михаил. 10 икон
18.11.21 18:17
Святой Архистратиг Михаил и прочие Небесные Силы бесплотные: как и нам стать Ангелами?
19.11.21 19:14
Митр. Антоний (Паканич) о главном уроке от Архистратига Михаила
20.11.21 22:21
Что такое эгоизм больного человека?
19.11.21 10:52
Митр. Антоний (Паканич): Зачем нужны правила поведения?
22.11.21 16:39
22 ноября — празднование в честь иконы Божией Матери «Скоропослушница»
22.11.21 09:21
Священномученик Климент, папа Римский
Римлянин из очень богатой, знатной семьи, священномученик Климент, в отличие от «золотой молодежи», не прельщался роскошью и удовольствиями — он рано задумался о смысле жизни и, услышав об учении Христа, отправился в Палестину. Приняв Крещение от апостола Петра, он стал его учеником и был рукоположен во епископа Римского. Благочестие святого позволило ему многих обратить ко Христу — от рабов до членов императорской семьи. Император сослал святого в Крым, на каменоломни вблизи Херсонеса. Но и там святой успешно продолжил проповедь, однажды явив чудо — открыв источник воды для узников. Тогда правитель Рима приказал утопить святого. Спустя почти тысячу лет в Херсонесе крестился князь Владимир. Он захватил с собой в Киев часть мощей мученика, которые стали первой христианской святыней, появившейся на Руси.
Понтификат
Папские выборы
Папа Александр VII умер в 1667 году, и был созван конклав для выбора его преемника. Король Франции Людовик XIV поручил французской фракции обратиться за поддержкой к Роспильози и также считал, что он умиротворил бы испанскую фракцию Карла II из-за того, что он когда-то был апостольским нунцием в Испании . 20 июня 1667 года он был избран понтификом и принял папское имя «Климент IX».
Новый папа был коронован 26 июня 1667 года протодиаконом кардиналом Ринальдо д’Эсте . Позже он завладел базиликой Святого Иоанна Латеранского 3 июля 1667 года.
Действия
При непродолжительном правлении Климента IX не произошло ничего примечательного, кроме временного урегулирования споров между Святым Престолом и теми прелатами Галликанской церкви , которые отказались присоединиться к осуждению писаний Янсена . Он был посредником во время Аахенского мира 1668 года в войнах за престолонаследие между Францией , Испанией , Англией и Нидерландами .
Он пользовался популярностью у жителей Рима не столько за его эрудицию и умение заниматься бизнесом, сколько за его крайнюю милосердие и приветливость к великим и малым. Он увеличил благосклонность своих подданных, выкупив у монополиста, который получил «макинато», или привилегию на продажу зерна, и, поскольку его предшественник собирал деньги для этой цели, Климент IX издал указ от имени Александра VII. . Два дня в неделю он занимал исповедальню в церкви Св. Петра и выслушивал всех, кто хотел исповедоваться перед ним. Он часто посещал больницы и щедро подавал милостыню бедным. В эпоху кумовства он почти ничего не делал для улучшения или обогащения своей семьи. Из-за своего отвращения к дурной славе он отказался разрешить размещать свое имя на зданиях, построенных во время его правления.
Статуя Климента IX
Другие действия
Климент IX подтвердил культ Маргариты Савойской 9 октября 1669 года. Он также беатифицировал Розу Лимскую 15 апреля 1668 года. 28 апреля 1668 года он канонизировал Магдалену де Пацци и Петра Алькантарского .
Он возвел 12 новых кардиналов в три консистории; в том числе Эмилио Бонавентура Альтьери, который станет его преемником на посту папы Климента X.
Реформы в искусстве
В качестве папы Климент IX продолжал интересоваться искусством. Он украсил город Рим с известными работами по заказу на Джан Лоренцо Бернини , в том числе ангелов Понте Сант — Анджело и колоннадой из базилики Святого Петра . Что несколько необычно для Пап той эпохи, имя Климента IX не отображалось на памятниках, которые он построил. Он также открыл первый публичный оперный театр в Риме, а для празднования карнавала 1668 года поручил Антонио Марии Аббатини из хора Сикстинской капеллы положить на музыку свой бесплатный итальянский перевод испанской религиозной драмы « Ла Бальтасара» . В постановке были декорации, разработанные Бернини.
Могила Климента IX
Защита от турок
Климент IX работал над укреплением венецианской обороны от турок на острове Крит . Однако он не смог получить более широкой поддержки по этому поводу. В конце октября 1669 года Климент IX заболел, получив известие о том, что венецианская крепость Кандия на Крите сдалась туркам.