Благодать
Содержание:
- «Слово» митрополита Илариона
- Что значит стяжать Святого Духа?
- Как вернуть Божью благодать
- Учение исихазма
- Концепции благодати в православии
- Католический взгляд
- Счастье бывает разным
- Значение слова «благодать» в словарях русского языка
- В чем состоит парадокс?
- Спор Августина с Пелагием
- Понимание в протестантизме
- ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ — МЕСТО ПОДЛИННОГО БЛАГОДАТНОГО ОПЫТА
- ЛОЖНЫЕ ПЕРЕЖИВАНИЯ «БЛАГОДАТИ»
- Бог являет спасительную благодать
- Сила благодати
- ВИДЫ БОЖЕСТВЕННОЙ БЛАГОДАТИ
«Слово» митрополита Илариона
У митрополита Киевского и Всея Руси Иллариона, жившего во времена Ярослава Мудрого, есть произведение «О законе и благодати», где он противопоставляет два этих понятия. Он говорит, что закон не является истиной, хотя он и готовит к ее принятию. Закон оправдывает племя Авраамово, а благодать спасла все народы, открывая перед ними «пакибытие» — новое бытие.
Это противопоставление понимается исследователями следующим образом. В слове о благодати Илларион, по сути, противопоставляет Ветхий и Новый Завет, называя первый законом, а второй благодатью.
Тем самым он говорит о равноправии народов, споря со средневековыми теориями, проповедующими богоизбранничество лишь какого-то одного народа, империи или церкви. Он указывает, что, дав людям Евангелие и крещение, Бог спас все народы, а также прославляет народ русский.
Таким образом, Иларион рассматривает изучаемое нами понятие как благодать Иисуса, посланного Богом Отцом для спасения рода человеческого.
Что значит стяжать Святого Духа?
Стяжание Святого Духа есть стяжание Божьей благодати. Под стяжанием нельзя подразумевать накапливание по подобию того, как накапливаются материальные или даже нематериальные ценности, такие как трудовые навыки или знания.
Стяжание благодати означает нечто другое. По мере духовно-нравственного преображения человека, которое совершается не иначе как при содействии Божьем, человек не просто становится лучше и совершенней; он уподобляется Богу и духовно сближается с Ним. Чем выше степень уподобления и единения человека и Бога, тем ярче проявляется и выразительней сияет в нём Божья благодать. Собственно, весь этот благодатный спасительный процесс и называется стяжанием благодати или освящением, обожением (см: Синергия; Обо́жение).
Как вернуть Божью благодать
Случается, так что христианин получивший милость Господню, превращается в чересчур высокомерного человека, осмелившегося дозволять себе те вещи, о которых до этого времени даже не смел и вообразить. С наступлением такого момента Всевышний может забрать у человека дарованную ему милость.
При этом мирянин будет чувствовать себя так, будто на него снизошло все то возмездие, которое только может существовать, его раздирает безнравственность, однако если он способен будет образумиться, то тогда Господь возвратит ему свою прежнюю благосклонность.
Милость Всевышнего охватывает человека каждую минуту его жития и только он способен принять решение, быть ли ему достойным, дабы смочь узреть и обратиться к ней.
Действие Божьей благодати в современном мире также встречается, вот один из таких случаев. Мать семейства Светлана умирала от пневмонии. Ее родные отчаявшись позвали в дом священнослужителя, когда тот пришел его встретил брат женщины. Он сказал: «Вы, пришли слишком поздно. Она уже скончалась».
В этот момент произошло чудо, хоть женщина уже 23 минуты как перестала дышать, на нее снизошла Христова милость и она очнулась. Сейчас Светлана чувствует себя прекрасно отдает себя служению людям и Господу.
Господь всегда с Вами!
- Интересное в православии
- Это необходимо знать каждому
интересное
Учение исихазма
Византийский богослов и мистик XIV века Григорий Палама в своем учении исихазма раскрыл сущность благодати. Исихазм (в переводе с древнегреческого – «уединение, спокойствие») – это мистическое мировоззрение в христианстве, составляющее основу аскетизма в православии.
Оно имеет вид полемики с монахом Варлаамом Калабрийским о Фаворском свете. Согласно Евангельским текстам, в момент преображения Иисуса на горе Фавор, он преобразился перед своими спутниками, лицо его просияло подобно солнцу, а одежды стали белыми, как свет.
Сторонники исихазма считали, что, молясь, они приходят к непосредственному общению с Богом, когда человек видит Божественный свет и чувствует благодать в душе. Этот свет является визуальным выражением силы Бога, или Божественной энергии, его действием в тварном мире, то есть мире им сотворенном, материальном. В то время как сам этот свет является нетварным.
Концепции благодати в православии
Представления о духовной благодати, о ее природе и действии в разных конфессиях христианства отличаются друг от друга. Это в значительной мере является водоразделом между протестантизмом и церквами, а также внутри самого протестантского вероисповедания – между арминианством, лютеранством и кальвинизмом. Рассмотрим каждое из них в отдельности, начиная с православия.
Согласно православному учению, благодать – это нематериальная божественная сила или божественное действие, являющие собой Бога человеку падшему. Когда такой человек получает ее, он преодолевает греховное начало внутри себя с ее помощью. При этом он спасает свою душу и достигает состояния обожения, то есть приближения к Богу.
С понятием благодати неразрывно связано почитание ангелов, а также святых, так как почитается именно такая благодать, какая обитает в них и действует. Восприятие благодати в качестве действующей Божественной силы, направленной на освящение и спасение, восходит к словам, содержащимся в Новом Завете. Например, таким как: «Вы примете его силу, когда Дух Святой сойдет на вас».
Католический взгляд
Согласно понятиям католической церкви, благодать – это даваемая Богом милость, его безвозмездная помощь, оказываемая людям для того, чтобы они ответили на его зов. Чтобы они стали его чадами, усыновленными детьми, «причастниками» его естества и вечной жизни.
Передавая благодать Христову, Господь отдает людям свою жизнь, вливая ее через Духа Святого им в душу, для избавления ее от греха. Она дается и при крещении, освящая и обожествляя верующих. Католики делят благодать на два вида:
- Постоянную – когда имеется постоянное расположение к жизни и действиям по зову Бога.
- Воздействующую, или актуальную, — когда вмешательство Бога осуществляется у истоков обращения или же в процессе освящения.
Как и в православной, в католической церкви считается, что благодать нисходит на человека посредством его участия в церковных таинствах или же проявляется в духовных дарах.
Такие дары дают получившим их возможность содействовать спасению других людей и возрастанию церкви как Тела Христова. Это, например, так называемые харизмы (по-гречески – благодеяние, безвозмездный дар) – дар творить чудеса, исцелять, пророчествовать, обладать даром убеждения. Все они служат любви, созидаемой церковью.
Счастье бывает разным
Очень необычным может быть счастье человека, который прочно связал свою жизнь с Богом. Профессор Московской духовной академии богослов Осипов А. И. считает, что счастье отнюдь не зависит от степени обеспеченности человека материальными благами. В подтверждение своих слов он приводит два случая.
Один из них произошел с последним из насельников Оптинского монастыря Никоном, которого арестовали в 1929 году. Он был обрит, острижен, с него сняли монашескую одежду и посадили в камеру вместе с уголовниками, где он заразился туберкулезом.
Иногда ему удавалось передавать на волю письма. В одном из них есть удивительные строки о том, что счастью Никона нет предела, он в конце концов познал смысл библейского выражения «Царство Божие внутри нас».
Второй случай относится к жизни великомученика Евстратия, который жил в III веке. Когда с него снимали кожу, лицо его озарилось необыкновенным светом, и он внезапно воскликнул: «Мучение – это радость рабам Божиим». Его мучители были так потрясены, что часть из них бросила орудия казни, сказав: «Я христианин!» За это им отрубили головы.
В заключение А. И. Осипов отмечает, что христианство может дать человеку истинное счастье. Таким образом, можно сделать вывод о том, что счастье и благодать – понятия не идентичные. Однако для людей, посвятивших свою жизнь служению Богу, они могут быть очень близкими, так как они испытывают чувство счастья от приближения к Божественной сущности.
Значение слова «благодать» в словарях русского языка
Благодать
Благода́ть (, , ) — одно из ключевых понятий христианского богословия, рассматривается как дар для человека от Бога, подаваемый исключительно по милости Господа, без всяких заслуг со стороны человека и предназначенный для его спасения и освящения («возрастания в благодати»).
Википедия
I ж.Благоволение, добро, помощь, исходящие — по религиозным представлениям — от Бога , ниспосланные им. II ж.
1.Состояние удовлетворенности, душевного покоя.
2.Состояние природы, окружающего мира, вызывающее у человека чувство покоя, умиротворенности, блаженства.
3.Изобилие каких-либо материальных благо I
1..
4.Исключительно благоприятные условия жизни, деятельности в сравнении с общераспространенными.
Большой современный толковый словарь русского языка
ж. 1) а) Благоволение, добро, помощь, исходящие — по религиозным представлениям — от Бога, ниспосланные им. б) устар. Благо, добро, благополучие. 2) Состояние удовлетворенности, душевного покоя. 3) Состояние природы, окружающего мира, вызывающее у человека чувство покоя, умиротворенности, блаженства. 4) а) перен. разг. Изобилие каких-л. материальных благ. б) Исключительно благоприятные условия жизни, деятельности в сравнении с общераспространенными.
Новый толково-словообразовательный словарь русского языка Ефремовой
благод`ать, -и
Словарь русского языка Лопатина
очень хорошо, прекрасно (где-нибудь) Весной здесь б. Какая тут б.! благодать В религиозных представлениях: ниспосланная свыше сила Б. низошла на кого-н. благодать Colloq о чем-нибудь хорошем, имеющемся в изобилии В лесу всякая б. : и грибы, и ягоды.
Словарь русского языка Ожегова
гора на Ср. Урале, близ г. Кушва. Добыча железной руды. Высота (до начала разработки) 364 м. См. Гороблагодатские железорудные месторождения.
Современный толковый словарь, БСЭ
благодать ж. 1) а) Благоволение, добро, помощь, исходящие — по религиозным представлениям — от Бога, ниспосланные им. б) устар. Благо, добро, благополучие. 2) Состояние удовлетворенности, душевного покоя. 3) Состояние природы, окружающего мира, вызывающее у человека чувство покоя, умиротворенности, блаженства. 4) а) перен. разг. Изобилие каких-л. материальных благ. б) Исключительно благоприятные условия жизни, деятельности в сравнении с общераспространенными.
Толковый словарь Ефремовой
благодати, мн. Нет, ж.
1. Полнота благ, довольство (разг.). Какая у вас тут благодать!
2. Свыше ниспосланная сила, помощь (церк.). Нет ни в чем вам благодати; с счастием у вас разлад. Пушкин.
Толковый словарь русского языка Ушакова
гора на восточном склоне Среднего Урала, в Свердловской области РСФСР, вблизи г. Кушвы. Высота 364 м. Месторождение магнетитовых железных руд, залегающих в контакте сиенитов с толщей сланцев, туфов и известняков среднепалеозойского возраста. Запасы 154,9 млн. т (1956). Ежегодная добыча 3 млн. т. Разработка железной руды начата в 1735 и ведётся главным образом открытым способом на восточном склоне Б. На базе этих руд были построены Кушвинский, Верхнетуринский, Верхне- и Нижнебаранчинский железоделательные заводы. Реконструированные за годы Советской власти рудники Б. обеспечивают рудой и агломератом Нижнетагильский комбинат.
Большая советская энциклопедия, БСЭ
В чем состоит парадокс?
Если задаться вопросом о том, что же может приносить удовлетворение современному человеку, то ответ будет неоднозначным. Окружающий нас мир материален и любой человек, даже самый непритязательный, испытывает материальные потребности, которые могут приносить ему счастье, будучи удовлетворенными.
Например, когда человек, получив прекрасное образование, занимается любимым делом, развивает свой бизнес, получает большие деньги, ему легче завести благополучную семью и иметь здоровых детей, обладать множеством удобств, таких как комфортабельное жилище и престижный автомобиль. И очень возможно, что он будет счастлив. Ведь он будет испытывать удовлетворение своей жизнью и успехами.
Но парадокс заключается в том, что весь этот набор благ не является гарантией счастья. Счастливым человек может быть, например, имея дружную семью, пусть и не очень богатую. Следовательно, счастье – это понятие индивидуальное и, как правило, связанное с удовлетворением не только материальных, но и духовных потребностей.
Спор Августина с Пелагием
В V веке учение о спасении грешников по благодати получило свое дальнейшее развитие благодаря спору между двумя богословами – Августином (епископом Гиппонским) и Пелагием (британским монахом). Первый из них настаивал: «Благодать – это единственное условие, необходимое для спасения души». Второй же выдвигал предположение о том, что достигнуть святости спасения возможно, воспользовавшись собственными силам, без помощи Бога.
Разногласия между оппонентами были связаны с тем, что Пелагий рассматривал первородный грех как случайный факт, не отразившийся на потомках Евы и Адама. Они, как считал монах, представляли собой таких же людей, каким Адам был до грехопадения. Августин же доказывал, что после первородного греха человек пал, а природа его изменилась так сильно, что без помощи Бога обрести спасение он не может.
Понимание в протестантизме
Протестантские богословы рассматривают благодать как Божий дар, незаслуженную людьми милость, любовь, доброту, а также действие Бога, направленное на человека.
В большинстве своем протестанты соглашаются с основной идеей Августина об укоренившийся порочности человека в результате грехопадения. А также они согласны с ним в том, что человек не способен обрести спасение только лишь собственными силами.
Его они получают в качестве дара от Бога, который они не заслужили – по благодати, посредством своей веры. При этом сама вера воспринимается как дар Бога для спасения.
Нужно подчеркнуть, что в протестантизме считается, что благодать передается человеку от Бога непосредственно, без участия церкви и священников.
В протестантизме существует три основных концепции действия благодати: лютеранская, арминианская и кальвинистская. В этих трех направлениях имеется ряд дискуссионных вопросов, которые связаны:
- с возможностью потери благодати и утраты спасения;
- с преодолимостью или непреодолимостью действия благодати;
- с вопросами избранности и предопределения (все ли люди получают благодать);
- с соотношением благодати и человеческих действий (проявления веры).
ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ — МЕСТО ПОДЛИННОГО БЛАГОДАТНОГО ОПЫТА
В действительности же, Православная наша Церковь и есть Церковь подлинной Пятидесятницы: потому что это есть Церковь Христова Воплощения, Его Крестной Смерти, Воскресения и — Пятидесятницы. Когда из всего, что сделал Христос, мы выхватываем лишь одну сторону, искажая и преувеличивая ее значение — не это ли называется ересью ? Только та Церковь, которая приемлет и живет в согласии со всем делом Христова Домостроительства, включая Пятидесятницу, может подлинно быть Церковью, в которой живет Святой Дух Божий. Может ли быть Воскресение без Креста? Может ли человек созерцать Бога прежде чем распнет себя воздержанием, молитвой, покаянием, смирением и исполнением Господних заповедей? Как в жизни Христа, так и в жизни христианина: сперва — крест; за ним следуют воскресение и пятидесятница. Это не христиане, кто хочет воскресения и духовных даров без распятия себя покаянием, духовной борьбой и послушанием Церкви. И не они составляют Церковь подлинной Пятидесятницы.
Вот она, Пятидесятница, — в каждой православной Божественной литургии. Как хлеб и вино становятся Плотью и Кровью Христовыми? Разве не сошествием Святого Духа? Се Пятидесятница. Святой алтарь каждого православного храма — разве не Сионская горница? И с каждым крещаемым происходит у нас Пятидесятница. Благодать Святого Духа сходит на человека и делает его христианином и частью Тела Христова. И каждое рукоположение во диакона, священника и особенно во епископа — опять Пятидесятница. Святой Дух нисходит и делает человека Божиим служителем.
Еще Пятидесятница — каждая исповедь. Когда ты со смирением склоняешься перед духовником и каешься в своих грехах, и духовник читает над тобой разрешительную молитву — не благодать ли Святого Духа совершает разрешение?
Каждая церковная молитва и совершение каждого таинства — не что иное, как продолжение Пятидесятницы, поскольку совершаются Присутствием Святого Духа. Вот почему почти все действия, молитвословия, таинства начинаются обращением к Нему: «Царю Небесный, Утешителю, Душе Истины… прииди и вселися в ны…» Мы просим Параклита , Утешителя, Духа Святого прийти, и Он приходит. Господь Дух Святой сходит туда, где собрана Его Святая Православная Церковь, настоящая Христова Церковь.
Каждый святой нашей Церкви — Богоносец, исполненный даров Святого Духа, даров святой Пятидесятницы.
Прошение молитвы Господней «да приидет Царствие Твое» означает также и «да приидет Благодать Святого Духа», потому что Царствие Божие — это и есть Благодать Всесвятого Духа. Так что и этой молитвой мы просим у Отца пришествия на нас Духа Святого.
Иисусова молитва «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго» тоже творится Благодатью Святого Духа, потому что, как апостол Павел говорит, …никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым (1 Кор. 12, 3). Никто не воззовет: Иисусе, Господи мой! — если не будет с ним Благодать Святого Духа .
Вот вам свидетельство, что Пятидесятница в нашей Церкви не прекращается.
Мы имеем неиссякаемое благословение: Благодать Божия живет в нашей Святой Церкви. У нас есть возможность становиться Своими Богу и вкушать опыт Его Благодати, соединяясь с Ним. Православная Церковь — корабль надежный и испытанный. Это Церковь пророков, апостолов, святителей, мучеников и преподобных — вплоть до наших дней не оскудевающих в ней, как, например, наш молитвенник и чудотворец святой Нектарий . Это Церковь, которая в течение уже двух тысяч лет хранит Христово благовестив неповрежденным, несмотря ни на преследования, ни на еретиков.
Вглядимся в историю: сколько ересей восставало на Церковь из века в век. Не простецы-пятидесятники, а императоры с войском и всей властью мира сего. А Церковь стоит. Вспомним иконоборческие споры, длившиеся сто тридцать лет. А Православие не сгинуло. Тысячи умирали мучениками; но Церковь не была уничтожена, хотя казалась ослабленной. И чем больше ее преследовали, тем сильнее в действительности Она становилась, просветляясь страданием.
И обитает в ней Благодать Пресвятого Божия Духа. По сей день есть святые. Тела многих святых нетленны, источают миро, благоухают, творят чудеса. Где еще происходит подобное? В какой ереси и в которой из сектантских «церквей» непогребенные тела благоухают? В Афонских усыпальницах ощутимо благоухание, потому что между костей отцов — кости святых монахов. И все это — от присутствия Духа Святого.
ЛОЖНЫЕ ПЕРЕЖИВАНИЯ «БЛАГОДАТИ»
Ложный опыт «божественного» случается с теми, кто считает, что может сам, своими усилиями получить Благодать Святого Духа, особенно в еретических собраниях и религиозных организациях вне Церкви. Они собираются, какой-нибудь новый «пророк» становится их руководителем, и им кажется, что их посещает «благодать».
Мне довелось посетить собрание пятидесятников, когда я был в Америке в 1966 году. Их «церковь» была похожа на классную комнату. Сперва размеренно и мягко заиграл орган. Затем музыка становилась все более неистовой, оглушающей, доводящей до исступления. Когда она закончилась, заговорил проповедник. Он тоже начал спокойно, но постепенно все повышал голос. К концу он тоже произвел сильное возбуждение. И затем, когда все собравшиеся были вполне послушны этой коллективной истерии, они вдруг начали кричать, размахивать руками, издавать нечленораздельные вопли.
И я почувствовал, что нет между ними Святого Духа Божия — Духа мира и тишины, а вовсе не смятения и возбуждения. Духа Божия нельзя заставить действовать искусственными и психологическими способами. Мне было поистине жаль детей, которые были там со своими родителями и на которых еще скажутся последствия этого коллективного невроза.
Один молодой человек, пробовавший, прежде чем он стал монахом на Афоне, заниматься йогой (вам, должно быть, известно, что в Греции насчитывается около 500 индуистских сект), рассказывал мне, к какого рода переживаниям они стремились на собраниях. Когда хотели увидеть свет, терли глаза, чтобы показались огоньки; если хотели необычных слуховых ощущений — зажимали уши, производя шум в голове.
Похожие искусственные психофизические эффекты некоторые еретики приписывают Святому Духу.
Однако то, что испытывают люди на еретических собраниях, не всегда одна лишь психология, подчас это имеет и демоническую природу. Дьявол пользуется тем, что они ищут таких переживаний, и охотно предоставляет им разные знамения, которые не от Бога, а от демонов. Им не понять, что они жертвы дьявола. Они принимают его знамения как небесные посещения, как действия Духа Божия. В придачу бес наделяет их известными «пророческими» способностями, как и многих «медиумов» своей силы.
А ведь Господь предостерегал нас, что восстанут лжехристы и лжепророки и дадут великие знамения и чудеса (Мф. 24, 24). Не просто чудеса, а великие и изумительные, и ужасающие знамения. Подобно, и когда антихрист придет, он не станет поступать плохо. Он будет благодетельствовать, исцелять больных, творить много чудес — чтобы прельстить собой. Чтобы прельстить, если возможно, и избранных Богом (Мф. 24, 24), чтобы даже они поверили, что вот их спаситель, и пошли за ним.
Поэтому нужна осторожность. Не всякие чудеса и не все прозрения бывают от Бога
Господь сказал: «Многие скажут Мне в тот день: «Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили?» И тогда объявлю им: «Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие» (Мф. 7, 22-23).
Мне доводилось встречать людей, которые по возвращении в Церковь после увлечения оккультизмом или движением пятидесятников ясно осознавали, что разнообразные переживания, которые они испытывали на сектантских собраниях, были от демонов. Бывший пятидесятник, например, рассказывал, что однажды, когда пророчествовала одна участница собрания, он почувствовал необъяснимую тревогу и начал читать молитву: «Господи Иисусе Христе, помилуй мя грешнаго», — и тут же на него напал дух «говорения языками», отвращая его от молитвы .
И дьявол преобразуется в ангела света; нам заповедана великая осторожность относительно духовного опыта. Апостол Иоанн умоляет: Возлюбленные, не всякому духу верьте (1 Ин
4, 1). Не все духи от Бога. Согласно апостолу Павлу, только получившие дар различения духов способны различать духов Божиих и духов дьявольских (ср. 1 Кор. 12, 10).
Господь дает этот дар духовникам нашей святой Церкви. Поэтому, если перед нами встает такого рода вопрос, мы обращаемся к духовному отцу, который сможет увидеть, откуда тот или иной опыт.
Бог являет спасительную благодать
Господь желает спасения каждого человека, потому что Он возлюбил весь мир. И благость Божья ведет к покаянию грешников. Но благодать не принуждает людей к вере в Иисуса Христа – она открывает величие и любовь Небесного Отца. А затем, благодать через веру оживляет мертвых людей, освобождает от рабства грехов и исцеляет души. Вера и покаяние являются даром благодати, как и спасение человека. И мы можем познать Бога только через благодать, явленную в смерти и воскресении Христа.
Спасение принадлежит Богу, а не человеку.
Без Его благодати нет праведного ни одного, нет разумевающего, никто не ищет Бога. Проклятие первородного греха заключается в том, что человек не любит Господа и не хочет Ему подчиняться. Людям дан свободный выбор, но человек выбирает дорогу, которая ведет его в погибель. И Бог попускает людям идти собственным путем и проживать свою жизнь как они хотят.
Но по избранию Божьей благодати сохраняется остаток. Народ, который избрал Бог, так же как Он избрал Израиль, чтобы открыть им Свой характер. Так и в наше время, Господь избрал людей, чтобы искупить Себе народ, который познает Его великую благодать. Избранные Богом спасаются, а прочие ожесточаются. Многие скажут, что это несправедливо. Но как раз справедливость открывается в наказании грешников, которые не любят Бога и не верят во Христа.
Все христиане празднуют Пасху, воскресение Христово. На самом деле на небесах нет различных церквей и деноминаций. И Бог не знает нас как православных, католиков и протестантов. Мы Его народ – овцы паствы Его, люди искупленные Христом.
Но христианская пасха является образом иудейской пасхи, которая праздновалась в честь освобождения еврейского народа от Египетского рабства.
Давайте вспомним историю, которая на самом деле является и нашей историей как Божьего народа, с которым Он заключил завет благодати.
Все вы слышали о Египетских казнях, я не буду сейчас их все описывать. Но остановлюсь на последней казни, когда за одну ночь в Египте, умерли все первенцы от человека до скота.
Бог сказал Моисею, чтобы каждая семья взяла агнца без порока. Они должны были заколоть его, помазать кровью косяки своих домов и съесть в кругу близких родственников.
И прошел Господь ночью по всей земле Египетской и поразил всех первенцев в домах, на косяках которых не было крови.
Когда Бог видит нашу веру в кровь Христа, пролитую за наши грехи, Он проходит мимо и не наказывает нас за зло, которое мы сделали в жизни. Бог освобождает нас от рабства греха и вводит в обетованную свободу во Христе Иисусе. Но поймите, как бы мы не хотели, это относится только к тем, кто верует в Спасителя. Так же как погибли Египетские первенцы, погибнут люди, которые отвергают Бога.
Бог заключил завет благодати со Своим народом, скрепил его кровью Своего Сына и запечатлел Святым Духом, который является залогом нашего спасения. Он ведет нас и хранит, как вел евреев через пустыню и привел в обетованную землю, так и нас приведет в Свою славу на небеса.
Божья благодать зависит только от Его характера и суверенитета, а не от человеческого желания или выбора. Кого необходимо помиловать – наш Небесный Отец помилует. Кого пожалеть – Он пожалеет. Всякий кто призовет Имя Божье – спасется.
Спасение Божье и является даром Его благодати. Во все века люди обретают и постигают богатство благости и милости Божьей в личности и спасении Иисуса Христа.
Благодати и мира вам, Виталий Никифоров
Сила благодати
Каждый верующий может проверить, есть на нем сила харизмы, проанализировав свою жизнь, поведение, отношение с другими людьми по плодам.
Если у человека нет веры и благодатного дара, он будет постоянно пребывать в стрессе и нервозности, а значит, в этом случае открыта дверь болезням и семейным неурядицам. Идти одному против ураганного ветра нынешнего мира невозможно, но все меняется, когда тебя за руку берет Спаситель.
Только Господь способен наполнить душу верующего своей милостью
Иисус никогда не сделает это насильно, каждый человек должен позволить Богу касаться его души, наполняя ее миром, любовью, прощением и терпением, это также плоды.
Когда христианин наполнен харизмой, он оставляет грехи, ибо около святого Учителя невозможно оставаться грязным, Его чистота вливается в доверчивую, открытую христианскую душу.
У человека, наполненного благодатным даром, не возникает вопросов по поводу курения, обмана, гнева, гражданского брака, аборта и чего-то нечистого, совесть проведет покрытого Божьего любовью христианина мимо всего этого к познанию воли Господа.
Безусловно, любой человек может упасть, впасть в искушение, но христианина, познавшего благодатное прикосновение Творца, будет мучить совесть, ощущение прикосновения к грязи. Он пойдет на исповедь, покается, примет причастие и будет дальше идти по дороге чистоты под покровом благодатной силы Всевышнего.
Важно! Одним из благодатных плодов является нежность, которая никогда не опустится до осуждения и превозношения, ибо понимает, что вся чистота дарована Творцом
ВИДЫ БОЖЕСТВЕННОЙ БЛАГОДАТИ
Каков же он, этот опыт Благодати, делающий христианскую веру и жизнь из рассудочной и внешней — всецелым духовным чувством Бога, подлинным единением с Ним, вводящим всего христианина в родство со Христом? Это, в первую очередь, сердечное удостоверение в том, что через веру в Бога душа обрела истинный смысл жизни. Когда, обретя веру во Христа, человек испытывает глубокое внутреннее удовлетворение, чувствует, что эта вера наполняет смыслом всю его жизнь и ведет его, ясным светом просвещая все его существо. Переживание христианином такого обретения внутренней веры — начало благодатной жизни. Отныне Бог уже не нечто внешнее по отношению к нему.
Другой опыт Благодати приходит к тому, кто вдруг в совести слышит призыв к покаянию в своих тайных грехах, чувствует, что Господь зовет его вернуться к христианской жизни, к исповеди, к жизни по Богу. Этот глас Божий, безгласно звучащий внутри, становится для такого человека первым опытом Благодати. За те долгие годы, что он прожил вдали от Бога, он ничего не понимал.
Он начинает покаяние, исповедуется впервые в жизни духовнику. И по исповеди к нему приходят глубокий мир и радость — каких он не испытывал никогда за всю жизнь. И он восклицает: «О, легкость!» Это божественная Благодать посетила душу, принесшую покаяние, потому что Бог хочет ее утешить. Слезы кающегося христианина, когда он в молитве просит у Бога прощения или приходит к исповеди — покаянные слезы, приносящие огромное облегчение. Ими входит в душу тишина и мир, и тогда христианин понимает , что эти слезы были даром и опытом божественной Благодати.
И чем глубже он кается, чем больше имеет любви к Богу и молится с божественным рачением , тем более слезы покаяния в нем преображаются в слезы радования, слезы любви и божественного желания. Эти вторые слезы выше первых и также являются посещением свыше и опытом Благодати.
Принеся покаяние и исповедание, подготовив себя постом и молитвой, мы идем дальше, к причащению Плоти и Крови Христовых. Что мы испытываем по приобщении? Глубокий мир сердца, духовную радость. Это тоже опыт посещения Благодати.
Порой — на молитве, на службе, на Божественной литургии — вдруг приходит неизреченная радость. И она — опыт Благодати, опыт Божественного Присутствия.
Однако есть и другие, более высокие, переживания Божественной жизни. Высочайшее из них — видение Нетварного Света. Его созерцали Господни ученики на Фаворе во время Преображения. Они видели Христа просиявшим светлее солнца этим неземным божественным Светом — не вещественным, не сотворенным, как свет солнца и всякой другой твари. Этот Нетварный Свет — сияние Самого Божества, Свет Святой Троицы.
Те, кто полностью очистились от страстей и греха и имеют истинную и чистую молитву, удостаиваются великого благословения еще в этой жизни видеть Свет Божества. Это Свет будущей жизни, Свет вечности; а они не только зрят Его уже ныне, но и в Нем зримы бывают, поскольку святые ходят в этом Свете. Мы не видим его, а чистые сердцем и святые — они видят. Сияние (нимб) вокруг ликов святых — это просветивший и освятивший их Свет Святой Троицы.
В жизнеописании святителя Василия Великого говорится о том, что когда он стоял на молитве, озарявший его Нетварный Свет заливал всю келью. О подобном свидетельствуют и многие другие святые.
Однако, не следует забывать, что удостоиться видеть Нетварный Свет — удел не каждого, а весьма немногих преуспевших в духовной жизни, величайшее посещение Божие. Авва Исаак Сирии говорит о том, что ясное видение Нетварного Света дается едва одному подвижнику на каждое поколение (Слово 16). Но и в наши дни есть святые, удостоившиеся этого исключительного опыта Богосозерцания.