Игнатий антиохийский

Содержание:

Богословие

Христология

Известно, что Игнатий учил божественности Христа:

В том же разделе в тексте Длинного текста говорится следующее:

Он подчеркнул ценность Евхаристии , назвав ее «лекарством бессмертия» ( Игнатий к Ефесянам 20: 2). Очень сильное желание кровавого мученичества на арене, которое Игнатий местами довольно наглядно выражает, современному читателю может показаться довольно странным. Изучение его богословия сотериологии показывает, что он считал спасение свободным от сильного страха смерти и, таким образом, храбрым лицом к мученичеству.

Игнатий утверждал, что первый известный христианский писатель , чтобы аргументы в пользу замены христианства в субботу с Днем Господа :

Экклезиология

Игнатий — самый ранний известный христианский писатель, который подчеркивал верность единственному епископу в каждом городе (или епархии ), которому помогают как пресвитеры (священники), так и диаконы . Ранее труды только упоминают либо епископ или пресвитер.

Например, его сочинения об епископах, пресвитерах и диаконах:

Он также ответственен за первое известное использование греческого слова katholikos (καθολικός), или «католик», что означает «универсальный», «полный» и «целостный» для описания Церкви, написав:

Джозеф Лайтфут утверждает, что слово « католический (καθόλου)» просто означает «универсальный», и его можно найти не только до и после Игнатия среди церковных и классических писателей, но и за столетия до христианской эры. Слово католик происходит от слова католикос («в соответствии с целым») . Когда Игнатий написал Послание к смирнеянам примерно в 107 году и использовал слово католический , он использовал его так, как если бы это слово уже использовалось для описания Церкви. Это привело многих ученых к выводу, что название католическая церковь с ее церковным подтекстом могло использоваться уже в последней четверти первого века. О Евхаристии он писал в своем письме к смирнеям:

В своем письме, адресованном христианам Рима, он умоляет ничего не делать, чтобы предотвратить его мученичество.

Параллели с Перегрином Протеем

Некоторые ученые отмечают , что существует поразительное сходство между Игнатием и христианского -turned- Cynic философ Peregrinus Proteus , как описано в Lucian знаменитой сатиры «s Вынесение Перегрина :

  • И Игнатий, и Перегрин демонстрируют болезненное рвение к смерти.
  • Оба персонажа являются или были христианами.
  • Оба заключены в тюрьму римскими властями.
  • Оба заключенных незадолго до своей смерти отправили письма в несколько греческих городов в качестве «завещаний, советов и законов», назначив для этой цели «курьеров» и «послов».

Обычно считается, что эти параллели — результат того, что Лукиан намеренно скопировал черты Игнатия и применил их к своей сатире на Перегрина. Если принять зависимость Лукиана от посланий Игнатиана, то это устанавливает верхний предел даты посланий: около 160-х годов нашей эры, как раз перед написанием «Кончины Перегрина» .

В 1892 году Даниэль Фёльтер попытался объяснить параллели, предположив, что послания Игнатиана на самом деле были написаны Перегрином, а затем отредактированы, чтобы скрыть их происхождение, но эта спекулятивная теория не оказала значительного влияния на академическое сообщество.

Молитвы Святителю Игнатию

Тропарь святителю Игнатию (Брянчанинову), епископу Кавказскому и Черноморскому, глас 8

Православия поборниче, / покаяния и молитвы делателю и учителю изрядный, / архиереев Богодухновенное украшение, / монашествующих славо и похвало: / писании твоими вся ны уцеломудрил еси. / Цевнице духовная, Игнатие богомудре, / моли Слова Христа Бога, Егоже носил еси в сердце твоем, // даровати нам прежде конца покаяние.

Иной тропарь, глас 8

Избранник возлюблен Христови явился еси, / Тому скорбьми многими и молитвою непрестанною прилепився, / благодать Духа Святаго стяжав, / учитель изряден людем был еси. / Поминай нас, святителю Игнатие, богоносе Российский, / да учении и молитвами твоими покаяние спасительное обрящем // и любовию сердечною Христу усвоимся.

Кондак святителю Игнатию Брянчанинову, епископу Кавказскому и Черноморскому, глас 8

Аще и совершал еси стезю жития земнаго, святителю Игнатие, / обаче непрестанно зрел еси законы бытия вечнаго, / сему поучая ученики словесы многими, // имже последовати и нам, святче, помолися.

Молитва

О великий и пречудный угодниче Христов, святителю отче Игнатие! Милостиво приими молитвы наша, с любовию и благодарением тебе приносимыя! Услыши нас сирых и безпомощных, к тебе с верою и любовию припадающих и твоего теплаго предстательства о нас пред Престолом Господа Славы просящих. Вемы, яко много может молитва праведника, Владыку умилостивляющая. Ты от лет младенческих Господа пламенно возлюбил еси и Ему Единому служити восхотев, вся красная мира сего ни во чтоже вменил еси. Ты отвергся себе и взем крест твой, Христу последовал еси. Ты путь узкий и прискорбный жития иноческаго волею себе избрал еси и на сем пути добродетели великия стяжал еси. Ты писаньми твоими сердца человеков глубочайшаго благоговения и покорности пред Всемогущим Творцом исполнял еси, грешников же падших мудрыми словесы твоими в сознании своего ничтожества и своея греховности, в покаянии и смирении прибегати к Богу наставлял еси, ободряя их упованием на Его милосердие. Ты николиже притекавших к тебе отвергал еси, но всем отец чадолюбивый и пастырь добрый был еси. И ныне не остави нас, усердно тебе молящихся и твоея помощи и предстательства просящих. Испроси нам у человеколюбиваго Господа нашего здравие душевное и телесное, утверди веру нашу, укрепи силы наша, изнемогающия во искушениих и скорбех века сего, согрей огнем молитвы охладевшая сердца наша, помоги нам, покаянием очистившимся, христианскую кончину живота сего получити и в чертог Спасов преукрашенный внити со всеми избранными и тамо купно с тобою покланятися Отцу и Сыну и Святому Духу во веки веков. Аминь.

Житие святого Игнатия

Об Игнатии, как о большинстве раннехристианских святых, известно немного. Историки предполагают, что он был сирийцем по происхождению. Предполагается, что событие, описанное в Евангелии, где Иисус взял на руки мальчика, касается Игнатия.

Игнатий сам назвал себя Богоносцем, поясняя, что Христос всегда в его сердце. Он был учеником апостолов Иоанна Богослова и Петра. В течение 40 лет (до 107 года) возглавлял Антиохийскую церковь в Дамаске. Игнатию было открыто стать свидетелем небесного богослужения и услышать хор ангелов.

Услышанная им манера хорового пения стала применяться в сирийских храмах, откуда распространилась по остальным христианским церквам. Правители Римской империи, увидев, что новая религия вытесняет язычество, начали гонения на последователей учения Христа. Император Траян во время военного похода оказался в Антиохии, где ему донесли об епископе Антиохийской церкви.

Игнатий сам явился к Траяну, чтобы увещевать его не преследовать местных христиан. На предложение императора сделать жертвы языческим богам, святитель ответил отказом. Траян приказал отправить проповедника христианства в Рим и отдать на растерзание диким зверям в Колизее на глазах у тысяч зрителей.

По дороге в Рим Игнатий написал семь посланий, сохранившихся до настоящего времени. Он не испугался страшного вердикта. Напротив, желал принять мученическую смерть, чтобы уподобиться Спасителю и апостолам. Святой обращался к христианам, чтобы они не скорбели о его смерти, а молились, чтобы Бог дал ему силы выдержать испытание.

Римляне-христиане отговаривали горожан присутствовать во время казни Игнатия. Но зрители, желающие увидеть, как львы растерзают праведника, заполнили трибуны Колизея. 20 декабря 107 года святой шел по арене, повторяя про себя имя Господа. Дикие звери растерзали священномученика, но его сердце оказалось нетронутым.

Траян был поражен мужеством святого Игнатия, силой его духа и верой в Бога. Смерть Игнатия положила конец гонениям на христиан. Христиане почитают память Игнатия Богоносца 2 января/20 декабря (день смерти) и 11 февраля/29 декабря (перенесения мощей).

Обители и святые места

Некоторое время церковь и православие было под гонением и не могло полноценно распространяться. Но со временем все становилось на свои места и начал стремительно расцветать русское монашество на Святой Горе. Афон и русская обитель Игнатия Богоносца насчитывали 50 келейных человек. Под келией стоит подразумевать небольшое объединение со своим собором. Разница заключается в том, что она не обладает самостоятельными правами, а расположена на землях одного из монастырей и принадлежит ему.

В России есть достаточно почитаемое место, где часто можно увидеть толпы спешащих верующих. Находится храм священномученика Игнатия Богоносца на улице Верейской в Москве. Это очень красивое место, которое обладает особой энергетикой. Добраться к нему совершенно не сложно. В Интернете можно также найти их сайт, где есть вся необходимая информация.

Есть несколько вариантов изображения ликов святого, каждый из них по своему уникален и неповторим. Они также несут в себе определенный посыл, как и его послания.

Параллели с Перегрином Протеем

Некоторые ученые отмечают , что существует поразительное сходство между Игнатием и христианского -turned- Cynic философ Peregrinus Proteus , как описано в Lucian знаменитой сатиры «s Вынесение Перегрина :

  • И Игнатий, и Перегрин демонстрируют болезненное рвение к смерти.
  • Оба персонажа являются или были христианами.
  • Оба заключены в тюрьму римскими властями.
  • Оба заключенных незадолго до своей смерти отправили письма в несколько греческих городов в качестве «завещаний, советов и законов», назначив для этой цели «курьеров» и «послов».

Обычно считается, что эти параллели — результат того, что Лукиан намеренно скопировал черты Игнатия и применил их к своей сатире на Перегрина. Если принять зависимость Лукиана от посланий Игнатиана, то это устанавливает верхний предел даты посланий: около 160-х годов нашей эры, как раз перед написанием «Кончины Перегрина» .

В 1892 году Даниэль Фёльтер попытался объяснить параллели, предположив, что послания Игнатиана на самом деле были написаны Перегрином, а затем отредактированы, чтобы скрыть их происхождение, но эта спекулятивная теория не оказала значительного влияния на академическое сообщество.

Священномученик Игнатий Богоносец

Ученик апостола Иоанна Богослова, священномученик Игнатий был, по преданию, тем ребенком, обняв которого, Спаситель сказал: «Если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное». Богоносцем он назван потому, что, крепко любя Господа, носил Его в своем сердце. Святой стал главой Антиохийской Церкви и принял мученичество. В Риме он был брошен на съедение львам посреди цирковой арены. Перед казнью Игнатий громогласно изрек: «Римские мужи, вы знаете, что я осужден на смерть не ради злодеяния, но ради Единого моего Бога, любовью к Которому я объят и к Которому стремлюсь. Я Его пшеница и буду смолот зубами зверей, чтобы быть Ему чистым хлебом». Когда святой был растерзан, оказалось, что сердце его нетронуто. Разрубив сердце, язычники увидели на внутренних его сторонах золотую надпись: «Иисус Христос».

Сайты приходов:

Храм Спаса Преображения в Старом Канавине г. Нижний Новгород (Нижегородская епархия)

Собор «Казанской» иконы Божией Матери. Казанская Амвросиевская пустынь пос. Шамордино (Ставропигиальные монастыри РПЦ)
Храм свт. Игнатия Богоносца. Подворье Русской Православной Церкви г. Дамаск Епархия не указана
Храм Игнатия Богоносца пос. Чалганы (Благовещенская и Тындинская епархия)
Храм священномученика Игнатия Богоносца г. Выборг (Выборгская епархия)
Храм Спаса Нерукотворного Образа с. Спас-Лом (Череповецкая епархия)
Храм священномученика Игнатия Богоносца г. Валуйки (Валуйская епархия)
Храм сщмч. Игнатия Богоносца, епископа Антиохийского в Новогиреево г. Москва (Московская епархия (городская))

Биография святителя Игнатия Брянчанинова

Игнатий Брянчанинов – православный монашествующий священнослужитель, известный своими трудами по воссозданию обителей, творческим наследием по вопросам веры.

Происхождение и детские годы

В феврале 1807 года (5 числа по старому стилю) в обедневшем, но знатном дворянском семействе Брянчаниновых родился сын, нареченный при крещении Дмитрием. Родители, Александр Семенович и Софья Афанасьевна, были людьми верующими, образованными.

Детям старались дать хорошее образование. У Дмитрия были способности к языкам, рисованию, музицированию, что весьма ценилось в светском обществе. Родители мечтали, что сын сделает карьеру и займет высокое положение в обществе. Но мальчик в отроческом возрасте объявил отцу, что хотел бы уйти в монастырь и посвятить жизнь служению Господу.

Отец был категорически против, и сын уступил желанию родителей поступить в Главное инженерное училище в Петербурге на военного инженера. Успешная сдача экзаменов позволила определить пятнадцатилетнего Дмитрия сразу во второй класс.

Житие и служение Богу

Способный юноша учился прилежно. Через 4 года Дмитрий с отличием закончил училище. Но молодой человек не оставил желания вступить в монашество. Во время обучения в училище он продолжал искать ответы на вопросы о смысле жизни. Дмитрий обратился к религиозной литературе, за разъяснениями стал обращаться к монахам Александро-Невской лавры.

Дмитрий по-прежнему думал о монашеском служении и по окончании училища подал прошение уйти в отставку, но получил отказ. Вскоре выяснилось, что у Дмитрия туберкулез. Монашество было ему противопоказано.

После лечения патологический процесс в легких остановился. Молодой человек получил назначение в крепость на берегу Двины (современный Даугавпилс). Через год Брянчанинов повторил просьбу об отставке и, получив ее, поступил послушником в Александро-Свирский монастырь. Затем была Площанская, Оптина пустыни. Обострение туберкулеза заставило его на время прекратить послушнический подвиг и вернуться для поправки здоровья в родительский дом.

Не найдя понимания у родителей, он вернулся к послушническому служению. В 1831 году был пострижен в монахи под именем Игнатий. Через месяц в сане иерея его направили для обустройства Григориево-Пельшемского Лопотова Богородицкого монастыря, в котором он через 2 года стал настоятелем.

По рекомендации Николая I, Игнатий в 1837 году стал настоятелем Троице-Сергиевой пустыни в Петербурге. Год спустя рукоположен в архимандриты. На протяжении 24 лет святой Игнатий руководил обителью.

Кроме основного служения, святой с 1838 года выполнял обязанности помощника епископа С-Петербургской епархии. В 1857 году благочинный Игнатий был рукоположен в епископы и направлен для управления Кавказской и Черноморской епархий.

На протяжении 4-х лет упорного труда преподобному Игнатию удалось навести порядок в епархии, где царил упадок. За свои старания архимандрит был награжден орденом Святой Анны 1-й степени.

Состояние здоровья святителя снова ухудшилось. В 1861 году, в возрасте 54 лет, святой Игнатий, по его просьбе, был уволен на пенсию. Последние годы архимандрит прожил в Николо-Бабаевском монастыре Ярославской епархии. В уединении он посвятил свою жизнь осмыслению догматов веры, переписке с духовными сынами и дочерьми.

Кончина

Скончался святитель Игнатий в последних числах апреля 1867 года. Похоронен у церкви Сергия Радонежского, в Николо-Бабаевском монастыре.

Канонизация

В 1988 году Священным Синодом Русской Православной церкви было принято решение о канонизации епископа Игнатия и причисления к лику святых. Мощи были отправлены на новое место хранения в Свято-Введенский Толгский монастырь (Ярославль).

Жизнь

О жизни Игнатия ничего не известно, кроме того, что может быть выведено из его писем, кроме более поздних (иногда ложных) традиций. Говорят, что Игнатий обратился в христианство в молодом возрасте. Согласно преданию, Игнатий и его друг Поликарп являются учениками апостола Иоанна . Позже Игнатий был избран епископом Антиохии ; историк церкви IV века Евсевий пишет, что Игнатий сменил Эводия . Феодорит из Cyrrhus утверждала , что сам святой Петр оставил указание , что Игнатий быть назначен на епископский престол в Антиохии . Игнатий называл себя Теофором (Богоносец). Возникла традиция, что он был одним из детей, которых Иисус Христос взял на руки и благословил.

Значение и почитание в православии

Игнатий был первым нееврейским автором, продолжившим апостольское служение в разъяснении сути христианского учения. Святитель лично знал многих апостолов, общался с ними и проникся христианским вероучением в том виде, как понимали его первые ученики Спасителя.

Вместе с тем, он был свидетелем возникновения христианских общин и появления первых ересей, по-своему толкующих Священное Писание. Игнатий был яростным противником докетов и евионитов (еретических течений в христианстве).

Докеты не признавали, что Иисус Христос был живым человеком (Боговоплощение). Они отстаивали точку зрения, что Спаситель не существовал на самом деле, его страдания были иллюзорны. Бог, по их представлениям, был неограниченным и всесущим в пространстве и времени.

В первые годы христианства, пока были живы апостолы, таких сомнений не возникало. Но в дальнейшем богословы стали по-разному истолковывать значение слова «Сын Божий». Разногласия вызывал факт рождения от женщины и связь с «Отцом» и «Духом Святым».

Евиониты, напротив, видели в Иисусе только высшего смертного человека, отрицая его связь с Богом.

Святой первый ввел термин «кафолистичности» церкви, что является синонимом слова «вселенской». Это означает, что каждая местная церковь воплощает в себе суть всеобщей Церкви. Без этого невозможно говорить о спасении души. Представителем Бога на земле является епископ, которому должны в вопросах веры подчиняться христиане.

Святитель Афанасий (Сахаров) о неразумном совершении земных поклонов

К сожалению, у нас почти забыты церковные правила о коленопреклонениях. Наши богомольцы, как бы совсем забыв, что мы уже не рабы, а искуплённые Кровью Христовою от рабства сыны Божии, предпочитают во время молитвы коленопреклонение, не считаясь ни с торжественностью праздников, ни с содержанием молитвословий. Чаще всего становятся на колени и совершают поклоны во время наиболее знакомых молитвословий, хотя бы то были хвалебные полиелейные псалмы или торжественное Великое славословие. Становятся на колени даже во время пения на литургии молитвы Господней. Но наипаче сию, данную самим Господом молитву сыновнего дерзновения не подобает сопровождать не только коленопреклонениями, но и обычными поясными поклонами, а только в начале подобает оградить себя крестным знамением, как всегда пред началом чтения из Священного Писания, и не полагая поклона, откровенным лицом мысленно взирать ко Отцу Небесному. Лишь при заключительном возгласе должно осенить себя крестным знамением и сотворить поясной поклон.

Юность Дмитрия

Когда Диме исполнилось пятнадцать лет, родители отвезли его в инженерное училище в Санкт-Петербурге. Отец хотел, чтобы сын стал военным инженером. Дима не смел ослушаться отца. Благодаря своим высоким умственным способностям он сдал все экзамены на «отлично», и поступил сразу на второй курс. Но мысль о монашестве не покидала его. Он ждал удобного времени, чтобы осуществить свою мечту.

Учился юноша очень хорошо. За успехи он даже был представлен князю Николаю Павловичу, генералу инженерных войск. Через два года Дмитрий получил чин прапорщика. Благодаря своим способностям и происхождению, молодой человек блистал «в высшем свете». У него был хороший ораторский дар

Многие с вниманием его слушали

Юноша познакомился с талантливыми людьми того века: композитором Глинкой, поэтами – Пушкиным, Крыловым, Жуковским и др. У него были все данные сделать хорошую карьеру и блистать в свете, но его по-прежнему занимала мысль о служении Богу.

Поэтому на летние каникулы Дмитрий уезжал в монастыри: Александро-Невскую Лавру, Валаам. Там он познакомился со старцем Леонидом и утвердился в желании уйти от мира. Родители, узнав об этом, велели установить над сыном строгий надзор.

После окончания училища Дмитрий подал прошение об отставке, которое было отвергнуто. В это время у него нашли туберкулез. В таком состоянии здоровья речи не было о монашестве. Поэтому ему советовали уехать служить в теплый климат. Его направили на службу в крепость Динабург на Западной Двине.

Житие святого Игнатия

Родился и жил он в Сирии, где как раз последние свои годы доживал Христос. Богоносцем его прозвали из-за сильной любви к Господу, которую он носил в самом сердце. Многие отмечают, что он непрестанно находился в молитве в Господу. Он был учеником Иоанна Богослова. Также особую близость он питал в Петру. Сопровождая его в некоторых путешествиях. Он непрестанно трудился для как можно большего расширения армии верующих.

Он нес в массы свои знания и старался передать их людям. В моменты особенно сложные, когда были гонения, он был готов страдать за свои убеждения. Особо больше о нем ничего не известно. По некоторым сведениям становится известно, что в 107 году его бросили на растерзание львам. В книге «Святые в истории» Ольга Клюкина житие Игнатия Богоносца старалась описать с использованием максимального количества фактов и прочих источников информации.

Святитель Игнатий Богоносец — 11 февраля день памяти

Церковь отмечает день памяти священномученика Игнатия Богоносца

Святитель Игнатий Богоносец:  житие

Святой Игнатий родился в Сирии в последние годы жизни Спасителя. Его жизнеописание повествует, что он был тем отроком, которого Господь взял на руки и сказал: «Если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное» (Мф. 18, 3).

Он был учеником апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Из послания святого Игнатия к смирнянам видно, что он был особенно близок к апостолу Петру и сопровождал его в некоторых его апостольских путешествиях. Незадолго до разрушения Иерусалима в 72 году скончался Евод, один из семидесяти учеников Христовых, и его преемником на Антиохийской кафедре (в столице Сирии) стал Игнатий.

Святой Игнатий управлял Антиохийской церковью в течение 40 лет (67-107 гг..) В особом видении он удостоился увидеть небесное богослужение и услышать ангельское пение. По образцу ангельского мира он ввел на богослужениях антифонное пение, в котором два хора чередуются и как бы перекликаются. Это пение из Сирии быстро распространилось в ранней Церкви.

В 107 году во время похода против армян император Траян проходил через Антиохию. Ему доложили, что святитель Игнатий исповедует Христа, учит презирать богатство, хранить девство и не приносить жертву римским богам. Император вызвал святителя и потребовал, чтобы он прекратил свою проповедь о Христе. Старец отказался.

Тогда его в оковах послали в Рим, где на потеху народа он был отдан на растерзание зверям в Колизее. По пути в Рим он написал семь посланий, которые сохранились до наших дней. В своих посланиях святой Игнатий просит христиан не пытаться спасти его от смерти: «Умоляю вас, не оказывайте мне неблаговременной любви. Оставьте меня быть пищею зверей, чтобы посредством их достигнуть Бога. Я — пшеница Божия. Пусть измелют меня зубы зверей, да сделаюсь чистым хлебом Христовым».

Услышав о мужестве святителя, Траян прекратил гонения на христиан. Мощи его были перенесены в Антиохию, а впоследствии возвращены в Рим и положены в церкви во имя священномученика Климента, папы Римского.

В своем послании к Ефесянам святой Игнатий писал: «Храните веру и любовь и на деле показывайте себя христианами. Вера и любовь суть начало и конец жизни. Вера — начало, а любовь — конец, обе же в соединении суть дело Божие. Все прочее относящееся к добродетели от них происходит. Никто исповедующий веру не грешит, и никто стяжавший не ненавидит».

Святитель Игнатий Богоносец:  иконы

Святитель Игнатий Богоносец: икона

Святитель Игнатий Богоносец: икона

Святитель Игнатий Богоносец: икона

Святитель Игнатий Богоносец: икона

Антихрист

За 3,5 года до Второго Пришествия Христа правителем на всей нашей планете станет Антихрист, еврей из колена Данова (Иер.8:16).

Приставка анти в греческом языке имеет 2 значения — против и вместо. Поэтому А. может означать как любого, кто отвергает Христа, так и конкретного правителя последних времён. Мы читаем в Библии слова Апостола Иоанна, где наименование «антихрист» употребляется в широком значении этого слова: «Кто лжец, если не тот, кто отвергает, что Иисус есть Христос? Это антихрист, отвергающий Отца и Сына» (1Ин.2:22).

Что нам известно об Антихристе?

  • Ему будет споспешествовать лжепророк, поражающий людей невиданными чудесами;
  • он родится от блудодеяния, будет воспитан тайно;
  • имя его нам неизвестно, только число его имени 666;
  • сатана даст ему свою силу, его власть будет всемирной, можно понимать её как религиозную в сочетании с политической;
  • будет богохульствовать и требовать себе божеского поклонения и служения;
  • разошлёт по всей земле лжеапостолов;
  • произведёт величайшее гонение на христиан, но Церковь устоит, ведь Христос обещал, что и врата ада не одолеют её;
  • будет править 3,5 года, или 42 месяца, или 1260 дней (столько же продолжалось время земного служения Иисуса Христа);
  • победит Антихриста непосредственно Сам Господь Иисус Христос.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector