Спас-каменный монастырь

Возрождение монастыря на Каменном острове

Первые работы на острове Каменном начались еще в советское время. Так, в 1960-е остатки монастыря изучал знаменитый реставратор С. С. Подъяпольский, в 1980-е — группа вологодского архитектора А. А. Асафова.

Но истинное возрождение Спасо-Каменного монастыря связано с именем инженера Александра Николаевича Плигина. Исключительно на энтузиазме, поначалу в одиночку, в отсутствие государственного финансирования он начал обмеры, разбор завалов, восстановление. В 1995 году Плигин воздвиг обетный крест у остатков алтаря разрушенного собора: дал слово, что не уйдет с острова, пока не восстановит монастырь. Слово сдержал. Два десятка лет ушло на привлечение внимания общественности и средств, на отделку Успенской церкви, восстановление гостиницы, корпусов, лодочной станции. Жизни не хватило, чтобы восстановить собор и трапезную. Но Плигин и не ушел с острова: в 2004 году был на нем похоронен.

Но старт был дан! Благое дело поддержала семья Александра Николаевича. С 2007-го в работах участвует государство, в рамках программы реставрации памятников, находящихся в пользовании Церкви. В 2013 году на Каменный пришло электричество, что в разы упростило и быт, и работу реставраторов. Много, конечно, еще предстоит сделать; но как много уже сделано!

Белозерск и окрестности

Белозерск — Белозерский кремль, включающий Спасо-Преображенский собор и Белозерский земляной вал, коллекция «Традиционные лодки Белозерского края», церкви — Спаса Всемилостивого, Успения, Богоявления, краеведческий музей, Музей Белого озера, Музей рыболовецкого промысла;

Белозерск

Белое озеро и Белозерский канал — канал был построен как часть Мариинской водной системы для обхода Белого озера. Его протяженность 66,8 км, ширина — 32,7 м. Канал проходит от реки Ковжи до реки Шексны вдоль западного и южного берега Белого озера, частично через территорию города Белозерска;

деревня Чистый Дор — 4 км от трассы Р-5 (Вологда-Вытегра), место, описанное писателем Юрием Ковалем, характерная северная деревянная архитектура, церковь Николая Чудотворца 1767 г.;

село Ухтома — берег Белого озера, архитектурный комплекс в центре села: деревянный и кирпичный храмы, деревянная церковь на кладбище — все разрушается, успейте посмотреть;

усадьба «Хвалевское — усадьба Качаловых построена в середине XIX века в селе Борисово-Судское. Парк разбит на территории в 40 га. Усадьба восстановлена потомками бывших владельцев, территория облагорожена, в усадьбе устроен местный культурный центр.

Усадьба «Хвалевское». Фото Вадима Разумова

3

Фото и описание

Спасо-Прилуцкий монастырь был основан в 1371 году преподобным Димитрием Прилуцким, учеником великого русского подвижника Сергия Радонежского. Обитель расположена в двух километрах к северо-востоку от Вологды.

Святой Димитрий Прилуцкий родился в семье богатых купцов, в городе Переяславле-Залесском. Был облачен в иноческий образ в Переяславском Горицком монастыре, затем был возведен в сан игумена этого же монастыря. В 1392 году он основал монастырь во имя святителя Николая Чудотворца на берегу Плещеева озера. Преподобный Димитрий был духовно близок с духовным наставником – святым Сергием Радонежским. Святого Димитрия почитали уже при его жизни. Так, князь Димитрий Донской почитал подвижника веры и призвал его крестить своих детей. Однако Димитрий, как истинный смиренный инок, избегал почитания и широкой известности. Он возжелал уединения и ушел на Север. Он выбрал такое место, где река Вологда делала изгиб, извилину — «луку». От этого слово и произошло название обители – Прилуцкий монастырь. Основатель обители — святой Димитрий Прилуцкий — был погребен в нижнем храме каменного Спасского собора.

Монастырь развивался и, благодаря пожертвованиям московских князей и трудам настоятелей, вскоре стал одним из самых известных на русском Севере. В обитель стекались не только простые богомольцы, но приезжали и цари: Василий III со своей супругой Еленой Глинской, Иоанн Грозный.

Первые монастырские постройки были изготовлены из дерева. Каменные сооружения начали воздвигаться с первой половины XVI века. Собор Всемилостивого Спаса стал первым из них. Архитектура Спасского собора (строился в 1537-1542 годах) соответствует традициям московской школы. Однако имеются и отличия, которые присущи зодчеству Севера – скромность и лаконичность. Удивляют «плоские» непривычные формы куполов, декоративное убранство глав, два ряда закомар.

Колокольня была построена в 1537-1542 годах, в одно время с Собором Всемилостивого Спаса, однако в скором времени она была разобрана. Новая была воздвигнута через сто лет, в 1639-1654 годах (сохранилась до наших дней).

В 1540-х годах была построена монастырская трапезная. Она соединялась со Спасским собором переходами. К трапезной примыкает небольшая Введенская церковь.

В 1645 году были построены кельи для настоятеля, а в XVIII веке это здание было объединено в один корпус с больничными палатами и кельями для братии монастыря. Больничная церковь во имя Всех Святых стала частью данного корпуса. Монастырские врата с церковью были сооружены около 1590 года.

Обитель подвергалась грабежам в Смутное время. В XVII веке для обороны от неприятелей была построена крепостная стена (1656 г.). Протяженность стены – 2 метра, ее высота – около семи метров.

Известные почитаемые монастырские святыни – Киликиевский крест и икона основателя преподобного Димитрия Прилуцкого с житием. Восьмиконечный деревянный крест украшен басмой и иконками, которые были вырезаны из кости. Святыню привезли из армянской области Киликия. Чудотворная икона святого была написана в 1483-1503 годы преподобным Дионисием Глушицким. Древними и чтимыми святынями монастыря были чудотворные иконы Заступницы христианского рода Пресвятой Богородицы – Корсунская и Страстная. В обители покоится русский поэт Константин Николаевич Батюшков (1787-1855).

В 1812 году в Прилуцкую обитель были эвакуированы святыни монастырей и драгоценности из Москвы. 1924 по 1991 годы святой монастырь был закрыт Советской властью, находился в запустении. В настоящее время монашеская жизнь возобновилась. Обитель является средоточием духовной жизни монашества и памятником русской культуры.

Как монастырь заглох

После революции монастырь постигла участь большинства российских обителей. В 1925 году его закрыли. В конце 30-х годов попытались взорвать Преображенский собор, но стены были настолько плотно и качественно сложены, что взрыв лишь разрушил крышу и верхние стены — нижняя их часть сохранилась. Успенской колокольне повезло больше: ее сохранили как маяк.

С 1945 по 1960 гостиницу, колокольню и погреба — всё, что осталось от монастырских построек — забрал себе рыбзавод. В 1970 году в гостинице вновь приключился пожар, и жизнь в древнем монастыре заглохла окончательно. Каменный остров с кирпичными руинами стал прибежищем рыбаков и туристов, колокольня пришла в аварийное состояние.

7

Архитектурные элементы

Спасо-Прилуцкий монастырь является памятником архитектуры XVI века — именно в этот период появились основные его постройки. Рассмотрим самые основные из них.

Спасский собор

Это основной пятиглавый храм всей обители, который изначально был деревянным, но после был перестроен в камне, в традициях московского зодчества. Характерной особенностью таких построек можно назвать строгий декор, который повторяется и в других строениях комплекса.

Большая реконструкция собора произошла в 1817 году, после серьезного пожара. Внешний вид храма несколько видоизменился, повой формы стали главы. В середине ХХ века была проведена научная реставрация храма, когда попытались воссоздать первоначальный образ храма.

Спасский собор имеет несколько престолов:

  • Всемилостивого Спаса;
  • святого Александра Невского;
  • в честь праздника Преображения Господня;
  • Сретения Господня;
  • Богоявления Господня.


Спасский собор Спасо-Прилуцкого монастыря

Эти престолы расположены на нескольких этажах. Украшения и росписи храма находились только в верхней части, поскольку нижняя часть нуждалась в постоянном ремонте и обновлении из-за сырости и плесени.

Надвратная Вознесенская церковь

Эта церковь располагается прямо над основными воротами, ведущими на территорию комплекса. С этой стороны ранее располагался важнейший торговый путь. Церковь, включая ворота и часть стены, относятся к самым первым постройкам XVI века. Ворота имеют отдельных вход для путников и отдельный для проезда.

Изначально эта церковь была освящена в честь Феодора Стратилата, который символично охранял вход через врата. Так было до самого XIX века, когда после пожаров храм сильно пострадал и восстанавливался. Заново храм освящен был уже в честь праздника Вознесения Господня.

Соборная колокольня

Она была возведена вместе с первым Спасским собором и освящена в честь Трех Святителей. Церковь изначально проектировалась для колоколов, такие постройки были распространены в княжеской Москве. Внизу колокольни расположился храм, а сверху была открытая площадка.

В начале XVIII века старая колокольня была практически полностью разобрана, а кирпичи и камни использовались для других хозяйственных нужд. Колокола были перемещены в другое место, а до наших дней удалось сохранить лишь небольшую часть постройки.

Введенская церковь

Церковь в честь празднования Введения во храм Пресвятой Богородицы — изящное строение квадратной основы. Украшения храма сдержаны, не вычурны, выдержаны в общем стиле всего архитектурного комплекса.


Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы Спасо-Прилуцкого монастыря

Построена церковь в середине XVII века, после чего несколько раз была перестроена и перепланирована. После революции купола были сняты, а в середине постройки был клуб и кинотеатр. Изначальный свой вид церковь вернула после реставрации 1950-х годов.

Сбоку к храму примыкает больших размеров палата для трапезы. В ней размещались различные хозяйственные постройки, погреб, кладовые. Наверху располагалась комната непосредственно для приема пищи монахами.

Церковь в честь великомученицы Екатерины

Она была построена довольно поздно, в середине XIX века, как семейная усыпальница предводителя вологодского дворянского сословия Волоцкого. Это небольшое по размерам строение, рядом с которым находится церковное кладбище, которое было сильно повреждено в годы советской власти. На этом кладбище были похоронены как церковные деятели разных веков, так и светские известные люди.

Другие здания и постройки

Ни один монастырь не может обойтись без монашеских келий. Первоначальные постройки, предназначенные для проживания монахов, были выполнены из дерева и полностью утрачены вследствие многочисленных пожаров. Каменные сооружения начинают возводиться с середины XVII века.

Успенская церковь интересна тем, что была разобрана и перевезена из другого монастыря, который закрыли. Эта церковь деревянная, выполненная в шатровой технике, и является древнейшей постройкой такого рода.


Деревянная шатровая Успенская церковь

Башни монастыря разбросаны по всему периметру комплекса и образуют пятиугольник. Северные башни высокие и крепкие, они далеко выходят за ограду и задумывались как оборонительные сооружения. Содержат несколько рядов бойниц. Башни с другой стороны имеют полости, которые предназначались для хранения сухого пороха, каких-либо боеприпасов, а также для заключения особо опасных преступников.

Каменный остров

Длина острова составляет всего 160 метров, ширина — 82 метра. Каменный остров находится в Кубинском озере. В первые годы своего существования обитель находилась под покровительством Белозерских. Уже в тринадцатом веке наступил расцвет монастыря — слава о нем довольно быстро распространялась. Многие сподвижники принимали здесь пострижение. Во времена Дмитрия Донского Спасо-Каменная обитель стала известна и в Москве. На остров приезжали князья в надежде, что молитва на территории этого монастыря принесет им победу в очередном сражении.

Стоит сделать некоторое отступление и рассказать вкратце о местности, где расположен остров. На протяжении нескольких веков на Русском севере было немало величественных храмов. Но монастырь на Каменном острове занимал особое, почетное место. Князья вкладывали немалые средства в его развитие. Во времена Петра I транспортное значение Русского севера ослабло. Долгое время этот регион находился в некоторой консервации. Интерес к нему возродился только в двадцатом столетии, благодаря произведениям русского зодчества.

Основатель обители

Излагая историю Спасо-Каменного монастыря, стоит рассказать о Глебе Васильковиче — человеке, благодаря которому был когда-то построен храм на территории обители. В 1237 году в семье Ростовского князя на свет появился сын. Сам же князь спустя несколько месяцев погиб в сражении с монголо-татарами. Сын, которого нарекли Глебом, вырос в Ростове. У него был старший брат, которого он, согласно историческим документам, сопровождал в семилетнем возрасте в поездках в Орду, осуществлявшихся для важных переговоров с Батыем.

Глеб владел уделом в Белозёрово, где и поселился, когда повзрослел. А в 1257 году женился на татарской княжне. Глеб Василькович известен, во-первых, как муж внучки Батыя, во-вторых — как основатель Спасо-Каменного монастыря. В летописях говорится о том, что человек этот был крайне богобоязненным, удивительно щедрым и на редкость (для князей) кротким. Он весьма почитал монашеский чин и ревностно относился к церковному благолепию. Именно благодаря Глебу в XIII веке в Белозерском крае появились церкви.

Но не будем излагать подробно биографию основателя Спасо-Каменного монастыря, хотя она и богата подвигами и удивительными событиями. Расскажем о том, что вдохновило князя однажды заложить на Каменном острове храм.

Спасительное пристанище

На острове Каменном (который, вероятно, в прошлом был побольше) люди жили издревле. Археологи докопали до каменного века. Воевода из Великого Новгорода, по преданию, встретил здесь языческое капище, разрушил его и поставил крест. Кресту долго поклонялись те, кто спасался на Каменном от непогоды.

Время основания Спасо-Каменного монастыря теряется в глубине веков. Принято считать, что это 1260 год. Есть предание о белозерском князе Глебе Васильковиче, застигнутом на Кубенском бурей. Князь, моля Бога о спасении, дал обет: в месте, где почувствует под ногами твердую землю, выстроит обитель. Прибило княжьи корабли к острову Каменному. Где, кстати, подвизались уже 23 старца, страдавшие от скудости средств и злобы язычников. Так что княжий обет и княжье покровительство пришлось как нельзя более кстати.

По другой версии, Глеб Василькович выстроил не монастырь, а только церковь. Потому что в письменных источниках первым игуменом Спасо-Каменного монастыря назван Дионисий, назначенный только в 1331 году. Впрочем, древняя история монастыря (как и древняя история вообще) полна белых пятен. А основной источник, повествующий о тех временах, — «Сказание о Спаса-Каменном монастыре» старца Паисия было написано только в конце XV века, не раз редактировалось и, по общему мнению, содержит много противоречий.

Так или иначе, уже в XIV веке монастырь на острове Каменный — важный миссионерский центр Русского Севера. В нем постриглись и подвизались будущие святые, основатели иных монастырей — Александр Куштский, Дионисий Глушицкий, Евфимий Сянжемский и другие.

С крошечного каменистого островка Земля Русская получила семерых святых! Самый почитаемый в обители (да и во всем регионе) — преподобный Иоасаф Каменский. В миру Андрей, сын Заозерского князя Дмитрия Меньшого, родился в 1430-е годы — точной даты нет. Во время усобиц между Василием II и Дмитрием Шемякой Заозерские — родственники последнего — были лишены вотчин, и княжич избрал иноческий путь на Каменном. Чрезвычайно строгий пост и постоянные ночные бдения подорвали здоровье юноши, в 1453 году он скончался. Сразу после смерти началось его местное почитание. Для нетленных мощей установили раку в церкви — тогда еще деревянной. А когда в 1472 году она сгорела — казалось бы, кругом вода, но ветра, продувающие остров насквозь, в секунду раздувают пламя, — встал вопрос о строительстве каменного храма.

Информация для паломников

Обитель практически безлюдна, так как братский корпус стоит разрушенный, постоянный насельник только один.

Паломники чаще приезжают в летний период, на остров добираются по отмели или на лодке, зимой — по ледяному покрову озера. Поселок Устье, рядом с которым находится комплекс, располагается в 80 км от Вологды. Отсюда люди и переправляются на Каменный остров.

Верующие посещают Спасский монастырь, предварительно объединившись в небольшие группы, ориентируясь на вместимость судна. Время нахождения паломников ограничено несколькими часами, потому что территория кардинально мала.

Туристы и паломники имеют возможность посетить строения комплекса, совершить прогулку на катере вокруг острова, а также приобрести различные книги и сувениры, заказать требы.

Спасо-Каменный монастырь в Вологодской области

Каменный остров

Длина острова составляет всего 160 метров, ширина — 82 метра. Каменный остров находится в Кубинском озере. В первые годы своего существования обитель находилась под покровительством Белозерских. Уже в тринадцатом веке наступил расцвет монастыря — слава о нем довольно быстро распространялась. Многие сподвижники принимали здесь пострижение. Во времена Дмитрия Донского Спасо-Каменная обитель стала известна и в Москве. На остров приезжали князья в надежде, что молитва на территории этого монастыря принесет им победу в очередном сражении.

Стоит сделать некоторое отступление и рассказать вкратце о местности, где расположен остров. На протяжении нескольких веков на Русском севере было немало величественных храмов. Но монастырь на Каменном острове занимал особое, почетное место. Князья вкладывали немалые средства в его развитие. Во времена Петра I транспортное значение Русского севера ослабло. Долгое время этот регион находился в некоторой консервации. Интерес к нему возродился только в двадцатом столетии, благодаря произведениям русского зодчества.

Литература

  • Сойкин П. П. Спасо-Каменный монастырь в Вологодском уезде // Православные русские обители: Полное иллюстрированное описание православных русских монастырей в Российской Империи и на Афоне. — СПб.: Воскресение, 1994. — С. 90—93. — 712 с. — 20 000 экз. — ISBN 5-88335-001-1.
  • Баранов К. В. Заметка о происхождении Паисия Ярославова // Исследования по истории средневековой Руси. — М.—СПб., 2006.
  • Дементьев В. В., Плигина Н. А., Сальников А. К. Дом Спаса. Вологодские каменные Кижи. — Вологда: Фест, 2008. — С. 478.
  • Дементьев В. В. Свет малой родины. Отчина и дедина. — М.: Вече, 2008. — 528 с.
  • Новикова О. Л. Летописные заметки в Кирилло-Белозерской рукописи 60-х гг. XVI века и Сказание о Спасо-Каменном монастыре // Очерки феодальной России. — Вып. 12. — М.—СПб., 2008. — С. 38—90.

Спасательная станция…

В XVI-XVII веках монастырь жил и развивался за счет обширных земельных владений, торговал рыбой, имел собственные соляные варницы в Тотьме. Братии было под сто человек. Обитель прирастала каменными постройками, в том числе храмами: Успенская церковь-колокольня, выстроенная в середине XVI века, сейчас полностью отреставрирована и радует глаз красотой форм и свежей краской, а слух — переливом колоколов.

Проблемы у Спасо-Каменного начались в XVIII веке: секуляризация лишила его большей части земель. Екатерина II определила монастырь в низший, третий класс с числом монашествующих не более двадцати. Остальное доделала стихия. Пожары — бич Спасо-Каменного, но если в прошлом после них отстраивались лучше прежнего, то после катастрофического пожара 1774 года скудная монастырская казна уже не потянула масштабных восстановительных работ. В 1775 году обитель была упразднена, братия переведена в Вологду.

Восстановили монастырь по ходатайству вологжан и кадниковцев в 1801 году, указом Павла I. Правда, название теперь было другое: Белавинская Спасо-Преображенская пустынь. Титанический труд братии мало-помалу приносил зримые плоды. Ко второй половине XIX века остров Каменный вновь стал местом активного паломничества.

А еще в это время здесь возникла спасательная станция, первая в Вологодской губернии! Заведование ею взял на себя игумен Павел (Попов), три десятилетия управлявший островным монастырем. На крыше братского корпуса надстроили маяк с керосиновой лампой большой мощности, дававшей свет за двадцать верст. В плохую видимость свет маяка дополнял звук колокола. Станция Императорского Российского Общества спасения на водах включала четырех гребцов под руководством атамана, плюс сами монахи — на помощь терпящим бедствие безотлагательно выходил на воду и настоятель. За спасение чужих жизней, сопряженное с риском для своей, отец Павел получил светские награды.

10 ноября 1892 года стало радостным днем в истории монастыря: Синод разрешил вернуть из Вологды мощи самого почитаемого на Каменном святого — Иоасафа. Тем же указом самой обители возвращалось ее историческое название.

Кириллов и окрестности

Кириллов — Трапезная палата, Преображенская надвратная церковь, церковь Кирилла, церковь Епифания, церковь Иоанна Предтечи, церковь Архангела Гавриила;

Кириллов. Фото newsvo.ru

Кирилло-Белозерский монастырь— основан преподобным Кириллом Белозерским в 1397 году, стоит на берегу Сиверского озера в черте города Кириллова. В XV–XVII веках — один из крупнейших и богатейших монастырей России, центр духовной жизни Русского Севера;

Ферапонтов Белозерский Богородице-Рождественский монастырь — основан в 1398 году святым Ферапонтом, расположен в 20 километрах на северо-восток от Кириллова, на холме между Бородаевским и Спасским озерами, уникальный по красоте архитектурный ансамбль, собор Рождества Богородицы расписан выдающимся представителем московской иконописной школы Дионисием и его сыновьями;

Ферапонтов монастырь. Фрески Дионисия

«Древнерусское поселение Сугорье» — находится недалеко от города Кириллова, на берегу Шексны. На территории комплекса — княжеский двор и хозяйственные постройки, вдоль берега курсирует ладья, есть «Дом викингов», экспозиция «Из глубины веков», проходят фольклорные и реконструкторские мероприятия;

Сугорье. Фото vologda.bezformata.com

Национальный парк «Русский Север» — находится в Кирилловском районе между озерами Белое, Воже, Кубенское на площади 1664 квадратных километра. Озера, луга, лес, много археологических и исторических памятников, особенно на реках Модлона и Порозовица, уникальный лесной массив Сокольский бор — популярное место отдыха;

Горицкий Воскресенский монастырь — основан в 1544 году. Основу комплекса составляют три церкви и хозяйственные постройки. Воскресенский собор — ровесник обители. Покровская церковь и Троицкий собор появились ближе к середине XIX века. Главные ворота крепостных стен выходят на берег реки Шексны. Часть стены обвалилась и нуждается в восстановлении.

6

Закрытие комплекса

Летом 1870 г. обитель князь Алексей, когда совершал путешествие из Северной столицы в Архангельск. Пробыв здесь недолго, он сделал щедрое пожертвование на благоустройство. Через 15 лет на Каменном острове с позволения епархии разрешили учредить спасательную станцию. Здесь установили маяк, отличавшийся большой мощностью. Его свет замечали за 20 верст, а в плохую погоду ориентиром для моряков и путешественников служил звон особого колокола. Команда спасателей вместе с несколькими монахами рисковала своими жизнями, когда люди попадали в опасное положение на воде. Руководство в этом деле взял на себя архимандрит Павел.

  • В 1892 г. жители близлежащих поселков и настоятель обители ходатайствовали перед Синодом о перенесении чудотворных мощей святителя Иоасафа на территорию комплекса.

    Историческое фото Спасо-Каменного монастыря начале ХХ века

  • Летом 1925 г. на Каменный остров прибыла комиссия, рассмотревшая вопрос о закрытии. Она определила ценность всей церковной утвари, которая переходила во владение городского музея. В этот период здесь уже не было древней литературы, старинных и дорогих предметов богослужений.
  • В комплексе все еще оставалось девять иноков, троих из них признали избегающими военной службы. Вскоре появился указ, где было объявлено об официальном закрытии комплекса. Братские кельи и настоятельские покои передали в управление отделу, занимающемуся изоляцией беспризорных детей. Через некоторое время после создания колонии на острове произошел пожар. Пламя уничтожило жилые помещения. Древние здания превратились в руины, никто не занимался реставрацией. Каменный остров сделался пристанищем для охотников и рыболовов.
  • В 30-х гг. власти взорвали Преображенский храм, колокольню оставили в качестве маяка. В послевоенный период до 1960 г. уцелевшие строения использовались рыболовным заводом. В 1970 г. сгорела монастырская гостиница, являвшаяся единственным зданием, пригодным для жилья. В итоге, Каменный остров перестали охранять, здесь нередко находили спасение моряки, попавшие в шторм. Центральный собор монастыря и трапезная совсем обветшали и стали руинами, сквозь которые пробивалась трава, на пороге обрушения находилась и колокольня.

Интересно! Отец Дионисий, единственный насельник монастыря на сегодняшний день, отметил, что главная трудность жития в подобных условиях — внешнее служение. Он вспоминает: благочестивые предки создали великолепные монастырские комплексы, которые превосходят наши мирские потребности. Для их восстановления необходимо затрачивать колоссальные усилия и средства, поэтому служителям церкви так важна финансовая и трудовая помощь со стороны мирян. Отец Дионисий заключил, что для духовного прогресса и преуспеяния в изучении Божественного Слова нужно пребывать в нищете.

Остров Спас Каменный

Географическое положение. Остров Спас-Каменный находится в Кубенском озере Вологодского края.

Краткая история. Вся история и этого маленького, Богом хранимого, островка посреди озера, и учрежденного на нем в XIII веке монастыря неразрывно связана с противостоянием природе. Даже сама обитель возникла здесь благодаря шторму, в который попал Белозерский князь Глеб Василькович. Остров стал для князя спасением. В исполнение обета он основал на Спас-Каменном в 1260 году, как гласит предание, первый на Вологодчине монастырь. А в XV веке в этом монастыре, который занимает особое место в истории каменного зодчества Русского Севера, был возведен и самый первый в крае храм из камня — в честь Преображения Господня. С того времени начинается история борьбы со стихиями, окружавшими обитель. Островные монахи более других были изолированы от мира с его соблазнами и пороками. Этому способствовало не только географическое положение острова, но и строгий, как на знаменитом Афоне, устав Спас-Каменного монастыря — женщинам путь на остров был закрыт. В Средние века Спас-Каменный был не только духовным, но и хозяйственным центром региона. У монастыря было 7 сел, 4 сельца, 98 деревень, два подворья в Вологде и две соляные варницы в Тотьме. Советская власть закрыла монастырь в 1925 году. Монахов прогнали, а в жилых помещениях попытались устроить колонию для малолетних преступников, которые, правда, по осени разбежались. В 1937 году ради кирпича, который нужен был для строительства местного Дома культуры, был взорван Спасо-Преображенский собор. Остальные постройки закрытого монастыря, приспособленные для хозяйственных нужд, со временем ветшали и разрушались. В войну на острове организовали пункт по приему и переработке рыбы. До 1971 года здесь жил штатный сторож районного управления культуры. Когда должность эту сократили, остров стал пристанищем местных рыбаков и охотников. В наши дни монастырь хоть и медленно, но возрождается.

Достопримечательности. Спасо-Преображенский монастырь.

Города и стоянки

А АбалакАзовАлинские пескиАристовоАрхангельскАстраханьАхтубаАхтубинск Б БалаковоБахтаБелозерскБеломорскБерезникиБерёзовоБирскБолгарБорокБрейтовоБрин-Наволок В ВалаамВеликий УстюгВерхняя ТоймаВесьегонскВилковоВинновкаВитимВолгоградВолгодонскВолжскийВолжский УтесВологдаВолокославиноВороговоВытеграВятские поляны Г ГорицыГородец Д ДаппарайДивеевоДмитровДнепропетровскДубнаДубовкаДудинкаДюртюли
Е ЕйскЕлабугаЕнисейскЕрмаково Ж Жиганск З Запорожье И ИгаркаИльевкаИрма Й Йошкар-Ола
К КазаньКалач-на-ДонуКалязинКамышинКаневКасимовКашинКиевКижиКимрыКинешмаКирилловКировКозловкаКозьмодемьянскКоломнаКонаковоКоневецКонстантиновоКонстантиновскКостромаКотласКрасноборскКрасноярскКременчугКузиноКюсюр Л ЛевшиноЛенскЛенские СтолбыЛенские ЩекиЛесосибирскЛодейное Поле М МакарьевоМамадышМандрогиМариинский ПосадМартыновоМедвежьегорскМоскваМуромМышкин Н Набережные ЧелныНадвоицыНерехтаНесебрНижнекамскНижний НовгородНикольскоеНовая ЛадогаНовгород ВеликийНовороссийскНорильск О ОдессаОлекминскОмскОстров Спас КаменныйОстрова Кораблик и Барочка
П ПавловоПеллотсариПермьПетрозаводскПлесПовенецПодтесовоПошехонье Р РомановскаяРостов-на-ДонуРыбинскРыбрекаРязань С СамараСанкт-ПетербургСарапулСаратовСвирьстройСвияжскСевастопольСеверодвинскСенгилейСергеевкаСерпуховСиктяхСоветскСоликамскСоловецкие островаСортавалаСосенкиСосновецСоттинцыСочиСтамбулСтарая ЛадогаСтарочеркасскаяСтокгольмСургутСызрань Т ТаганрогТверьТетюшиТиксиТобольскТольяттиТотьмаТульчаТуруханскТутаевТюмень У УгличУльяновскУржумУсовкаУсть-КачкаУсть-ПеченьгаУстье ВологодскоеУстье-КубенскоеУфа
Х Ханты-МансийскХвалынскХвойный БорХельсинкиХерсонХохловка Ц Цимлянск Ч ЧайковскийЧебоксарыЧереповецЧистопольЧкаловск Ш ШекснаШиряевоШлиссельбург Ю ЮриноЮрьевец
Я ЯдринЯкутскЯлтаЯрославльЯрцево

Спасо-Каменный монастырь в советские годы

А XX век принес тяжелейшие испытания. Спасо-Каменный монастырь закрыли в 1925 году, имущество описали. При этом сотрудникам Вологодского музея-заповедника удалось кое-что спасти, отправив в фонды музея. Монахам — их оставалось всего шесть, включая настоятеля Анатолия (Петухова), — разрешили до поры оставаться на острове. А в бывших монастырских сооружениях разместили колонию для «трудных подростков», которой было суждено просуществовать всего два месяца. Причиной ликвидации стал опять-таки пожар, уничтоживший практически все более-менее пригодные для жилья здания.

Культурная катастрофа — уничтожение Спасо-Преображенского собора — произошла в 1937 году, а Успенскую церковь-колокольню решили использовать в качестве маяка, что ее и спасло. Уцелевшие постройки занял рыб так, что быстро разрушил все. К 1971-му оставалась лишь монастырская гостиница, которую в тот год спалили заночевавшие на острове рыбаки.

Череповец и окрестности

Череповец — Музей металлургической промышленности, Воскресенский собор;

Вантовый мост в Череповце

Усадьба Галльских — историко-этнографический музей, архитектура XIX века, сохранившиеся хозяйственные постройки, полноценная усадьба в черте города Череповца, экспозиция рассказывает историю знатных родов Череповца;

село Сизьма — церковь Николая Чудотворца второй половины XIX века, в храме — каменный крест, по преданию, приплывший сюда против течения, самообновляющаяся икона Казанской Божией Матери, часовня Ксении Петербургской, Музей истории села Сизьма, источник святого Пантелеймона, Музей пива, Музей крестьянского быта;

город Шексна — церковь Рождества Христова в Запогостье, Шекснинская ГЭС;

Дарвинский заповедник — земли заповедника расположены на полуострове на северо-западном берегу Рыбинского водохранилища. Административный центр — деревня Борок. Особо охраняемая природная территория. Многие растения и животные занесены в Красную книгу. Особенности местности — торфяные острова.

Дарвинский заповедник. Фото cherra.ru

9

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector