Храм благовещения пресвятой богородицы в тайнинском. почему было решено построить каменный храм

Храм Благовещения в Петровском парке и императорская семья

  • Близость к императорскому дворцу благоприятно повлияла на благовещенскую церковь. Вскоре после освящения в ней был сделан первый ремонт из-за того, что в 1856 году ожидалась коронация нового императора Александра II. А также для него был подготовлен Петровский дворец.
  • Известно, что Александр Освободитель очень любил в нём останавливаться. По аллеям Петровского парка Александр II каждое утро без какой-либо охраны совершал прогулки. Кстати, императором было разрешено бесплатно, допускать на экскурсии всех желающих осмотреть Петровский дворец, за исключением тех дней, когда во дворце находилась императорская семья.

Церковь Благовещения в Петровском парке

Парк, окружающий Петровский путевой дворец, некогда был гораздо больше. Многое из его наследия утрачено безвозвратно, но сохранилась уникальная церковь – памятник рано умершей внучке от безутешной бабушки.

В 1820‑х годах за Петровским путевым дворцом на Петербургском шоссе, созданным по указу Екатерины II в 1775‑1782 годах, был разбит обширный пейзажный парк. Он получил название Петровского. Территория быстро стала популярной у москвичей, устраивавших здесь прогулки: появились летний театр и здание для концертов, качели, беседки, бильярдные и другие увеселительные заведения. Также часть земли нового парка была отдана московским дворянам для строительства загородных дач. Неподалеку от дворца появилась дача супруги камергера Анны Дмитриевны Нарышкиной, которую в 1841 году постигло горе: здесь скончалась её внучка, графиня Анна Булгари. По этой причине она просила императора Николая I и митрополита Московского Филарета разрешить ей построить на месте собственной дачи храм в память о внучке, что и было удовлетворено.

Первоначальный проект храма Благовещения Пресвятой Богородицы в Петровском парке принадлежал архитектору Е.Д. Тюрину, но был отвергнут властями: согласно ему новая двухколоколенная церковь с галереями превращалась бы в уменьшенную копию Петровского дворца. Альтернативный вариант был предложен зодчим Ф.Ф. Рихтером – он и был воплощен в жизнь в 1844‑1847 годах. Прототипом Благовещенского храма послужила древняя церковь Усекновения Главы Иоанна Предтечи в Дьякове, сегодня располагающаяся на территории музея в Коломенском – такой тип храмов называют «столпообразным». Здание было создано двухъярусным: на прямоугольный в плане нижний храм поставлен восьмерик верхнего храма, завершающийся полукруглыми и треугольными кокошниками с одной широкой шлемовидной главой на барабане. При этом грани верхней церкви прорезаны длинными узкими окнами, доходящими до пола. С запада к церкви примыкает обширное крыльцо с двумя лестницами, отделанное в русском стиле и завершенное четырехгранной шатровой колокольней.

В верхнем храме расположился главный престол во имя Благовещения Пресвятой Богородицы, в нижнем же появились приделы: первый – во имя Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы, второй – во имя преподобных Ксенофонта и Марии. Все названия были даны в честь святых покровителей храмоздательницы, её покойной внучки и других родственников. В 1904 году в новой пристройке к нижнему храму был освящен дополнительный придел во имя Боголюбской иконы Божией Матери. В 1916‑1917 году художником А.Д. Бороздиным были заново расписаны стены и своды церкви.

Точная дата прекращения богослужений в Благовещенской церкви не установлена, это произошло где-то в середине 1930‑х годов. Петровский парк в 1918 году стал местом массовых расстрелов, позже его территория была существенно сокращена: дачи снесены, большая часть земли передана под строительство стадиона «Динамо» и других спортивных сооружений при нем. Превращенный в склад, храм перешел в ведение академии Жуковского, разместившейся в Петровском путевом дворце. Храм утратил свои завершения, интерьеры также серьезно пострадали. С 1991 года в Благовещенской церкви снова ведутся богослужения, реставрационные работы вернули ей прежний облик.

После революции

После революции в храме еще несколько лет велись службы. В 1922 году Благовещенской церкви был присвоен статус архитектурного памятника Елизаветинской эпохи. Даже составили опись икон и серебряных предметов, имевших историко-художественное значение. Увы, в том же году началась кампания по изъятию церковных ценностей, и часть этих икон и утвари была упакована для того, чтобы быть переданной в Эрмитаж как музейная редкость. В этот период храм несколько раз был ограблен и осквернен, часть ценностей была утеряна.

В марте 1936 года храм был закрыт с целью передать его под некие «культурные цели», его святыни частично пропали, частично были переданы в музей. Известно, однако, что синий с золотом, потрясающей красоты иконостас Зачатьевского придела был отдан в храм Святой Троицы (известный, как «Кулич и Пасха»), где его установили в центральном приделе. Он и ныне находится там.

В 1941 году, с началом войны, начали разбирать купола храма, но успели разобрать только центральный. 26 июня 1943 года немецкий снаряд попал в колокольню и разрушил свод и карниз. Одна из стен дала трещину.

Восстановление Благовещенского храма началось только в 1952 году. Но восстанавливали стены, пол и кровлю. Живопись же на стенах подверглась основательному разрушению. Она вообще считалась не имеющей художественного значения, так как была выполнена во 2-й половине XIX века.

Храм Благовещенья сквозь века

В начале XIV века на месте современного храма стояла деревянная церковь на каменном основании, построенная сыном Александра Невского – Андреем Александровичем. В 1397 году по велению великого князя Василия I, сына Дмитрия Донского, на ее месте построили деревянный Благовещенский собор.

История возникновения

В конце XV века великий князь Иван III, перестраивая храмы и стены Кремля, повелел возвести домашнюю церковь для православных служб в узком кругу близких царю людей. В реконструкции Кремля работали итальянские скульпторы, но построить домовую церковь по высшему повелению пригласили русских мастеров из города Пскова.

Перед зодчими поставили трудную задачу – гармонично вписать русский храм в скульптурные сооружения итальянских архитекторов. Так появился белокаменный храм, сохранившийся до наших дней. У восточной стороны храма для хранения государственной казны возвели двухэтажное хранилище – Казенный двор.

Собор – домовая церковь русских правителей

Собор являлся частью обширного дворцового хозяйства, и вход посторонним был закрыт. Здесь венчались высочайшие особы и крестили своих детей, в том числе наследников престола, праздновали именины цариц и царевен. Особые переходы соединяли Благовещенский собор с великокняжескими хоромами, так что они проходили из дворца в церковь, не выходя на улицу.

В торжественные дни отсюда начинались шествия на Соборную площадь, через крыльцо Благовещенского собора выносили царские регалии во время церемонии венчания на царство, здесь хранились ценности из царской сокровищницы. По ступеням крыльца Благовещенского собора через галерею следовали во дворец послы, прибывшие из христианских государств.

Вклад русских государей в развитие собора

Великий князь Василий III, сын и преемник Ивана III, повелел благолепно украсить иконы Благовещенского собора золотыми и серебряными окладами и расписать его. К работе привлекли лучших иконописцев: Андрея Рублева и Феофана Грека. В настенных росписях собора на паперти появились изображения языческих мудрецов, живших до рождения Христа: Аристотеля и Фукидида, Птоломея и Зенона, Плутарха, Платона и Сократа со свитками в руках, содержащими философские изречения.

В 1547 году Благовещенский собор пострадал от пожара. Тогда по указу Ивана Грозного в 1654 году храм восстановили, расписали и украсили более пышно, чем при отце Ивана Грозного, Василии III.

Паперти украсили резные порталы из белого камня, выполненные итальянскими мастерами. Медные двери украсили золотом, к собору пристроили крыльцо, названное Грознинским. Украшенное резьбой крыльцо построено специально для Ивана Грозного.

После четвертого брака по православным канонам царь не имел права находиться в храме. С этого крыльца он слушал проповеди. Во время торжественных церемоний на Соборной площади из храма на крыльцо выходил царь со свитой.

Во времена Ивана Грозного на башенной стене чудесно явился образ иконы Благовещенья. Легенда гласит, что по приказу царя несправедливо обвинили воеводу. В ожидании смертного часа, потеряв надежду на спасение, узник беспрестанно молился.

Однажды во сне ему явилась Пресвятая Богородица и велела попросить царя об освобождении. Не поверив сну, заключенный не стал просить о помиловании. Сновидение повторилось: Царица Небесная велела просить, обещая помощь.

Царю передали прошение обвиняемого. Взбешенный дерзостью осужденного, Иван Грозный повелел привести к нему пленника. Явившиеся за смертником стражники увидели на стороне башни, обращенной к царскому дворцу, явление иконы Благовещения. Потрясенный знамением, царь повелел немедленно освободить узника.

Успенский собор в XVII веке

Первое упоминание о Путинках относится к XIV веку. По преданию, в то время там были луга, носившие название Великих. Там же брали начало два больших тракта — на Дмитров и Тверь. В XVI веке в этих местах находилась одна из загородных резиденций царя Василия III. Позже её превращают в Путевой дворец для остановки иноземных послов.

Предположительно название Путинки — это производная от слова путь. Дело в том, что во дворец необходимо было добираться путинками, то есть искривлёнными переулками и улицами.

Во время правления Ивана III Великого Московское государство набирало силу. Успенский собор перестал соответствовать статусу кафедрального. В летописях упоминается, что он сильно обветшал, и его перестали ремонтировать. Вероятнее всего, уже было принято решение о сносе старого и строительстве нового каменного храма.

Возведение новой церкви, самой большой по размерам для тех лет, поручили русским зодчим Мышкину и Кривцову. В конце апреля 1471 года заложили первый камень. Однако строительство не удалось довести до конца, так как 20 мая 1474 года в Москве произошло землетрясение, и собор обрушился.

После этого Иван III приглашает итальянского зодчего Аристотеля Фьораванти, который полностью разбирает то, что осталось от разрушенного храма. На этом месте под его руководством строится здание по образцу Успенского собора, находящегося во Владимире. Успенский храм и сейчас находится на Кремлёвской площади. Собор освящают в августе 1479 года, обряд проводит митрополит Геронтий.

Период с 1482 по 1515 годы. В это время была выполнена первоначальная роспись собора. Известный московский иконописец и мастер фрески Дионисий принимал участие в росписи храма. Позже церковь украшают заново, однако сохраняются некоторые фрагменты первичной росписи. Они являются самыми древними образцами фресковой живописи Руси на территории Кремля, дошедшими до наших дней.

1574 год. Успенский собор пострадал от многочисленных пожаров, которые происходили в то время довольно часто, но его постоянно реставрировали и обновляли. После сильного пожара, случившегося в 1574 году, Иван I. V. Грозный издал указ о покрытии верха собора вызолоченными медными листами. Мощи митрополита Петра, хранившиеся в храме, были перемещены из серебряной раки в золотую. В этом же году в соборе совершается венчание на царство Иоанна Грозного, первое в истории храма.

Наиболее значимыми для храма событиями в XVII веке были следующие:

  • В 1613 году в здесь проходит Земский собор, на котором царём избирают Михаила Фёдоровича, первого из династии Романовых.
  • В 1624-м своды церкви были изношены и угрожали обрушением. Чтобы этого избежать, их разобрали и заново сложили по изменённому чертежу, применив дополнительное армирование. А также возвели дополнительные подпружные арки, которые увеличивали прочность конструкции.
  • В 1625-м в Успенский собор переносят Ризу Господню, подаренную царю Михаилу Фёдоровичу шахом Персии Аббасом I.

Краткая хроника событий этого времени выглядит следующим образом:

  • В петербургский период 1730—1917 в храме продолжают короновать на царство всех будущих императоров.
  • Во время Отечественной войны 1812 года наполеоновская армия оскверняет и подвергает разграблению Успенский собор. Но главные святыни успевают эвакуировать в Вологду.
  • В 1895—1915 годы проводят ряд реставрационных работ под руководством разных архитекторов.
  • В марте 1918-го собор закрывают для посещения и проведения богослужений.
  • В 1955-м храм открывают как музей истории и архитектуры.
  • С 1990 года в церкви начинают проводить богослужения с благословения патриарха Алексия I.
  • В 1991-м храм включили в реестр музея-заповедника «Московский Кремль».

Будучи в Москве, стоит посетить такие архитектурные жемчужины зодчества древней Руси, как церкви, посвященные Рождеству и Успению Богоматери.

Впервые село Тайнинское упоминается в 1401 году в духовной грамоте князя Владимира

Село Тайнинское впервые упоминается в документах 1401 года в одной из духовных грамот князя Владимира Андреевича Серпуховского. Человек этот был участником Куликовской битвы.

Село Тайнинское принадлежало именно ему. Таким образом, можно уже говорить и о более чем шестисотлетней истории данного села.

Село Тайнинское изначально принадлежало известному князю Владимиру Андреевичу Серпуховскому

Тайнинское располагалось в верховьях Яузы, тогда она была еще судоходной, а также недалеко от волока на Клязьму, где впоследствии возникло довольно большое село Мытищи. В этом районе постоянно кипела торговля, именно поэтому село процветало.

Чуть позднее село Тайнинское становится вотчиной московских князей. Тайнинское село стало так именоваться только после 18 века. Очень часто село посещал царь Иван Грозный вместе со своими опричниками. В этом месте он совершал казни.

В село Тайнинское очень часто приезжал царь Иван Грозный вместе со своими опричниками. Приезжал он туда, чтобы совершать казни  людей

Большую историческую роль это село сыграло в период смутного времени. В Тайнинском селе происходила встреча Лжедмитрия первого и царицы Марии Нагой. Именно здесь некоторое время располагался и Лжедмитрия второй.

Приходская деятельность

Община Храма Благовещения на Красноармейской улице в Москве много времени уделяет духовному развитию населения, на храмовые сборы открылись и действуют воскресная школа, гимназия, детский дом и пансион семейного типа.

Организована патронажная служба сестер во имя мученицы Елизаветы и служба милосердия. Действует школа трезвения, проводятся богословские курсы для взрослых. Желающим можно посетить музей, организуются паломнические поездки.

Это важно! Расписание богослужений в храме Святого Знамения

Способствуют распространению слова Божия мультимедийный блог, который ведет протоиерей Дмитрий Смирнов, библиотека, в том числе, виртуальная.

На приходском сайте публикуются познавательные статьи, а радиопрограмма «Благовещение» предлагает зрителям интересные беседы.

Ежемесячно выпускается православный журнал «Календарь». Для молодежи при храме организованы: клуб, певческая школа, театральная студия, также существуют классы живописи, где желающих обучают иконописи.

Познавательно! Расписание богослужений в храме святого Ильи Пророка

Настоятель храма отец Димитрий входит в состав комиссии по защите материнства и детства, периодически проводятся встречи под названием «Отчий дом», на которых проповедуются семейные ценности.

Знаменный распев

В нашем храме один раз в месяц по субботам проходят службы древнерусским знаменным распевом, которым пели на Руси до XVII века. Сейчас так поют в некоторых храмах и монастырях, а также в единоверческих общинах. Это пение пришло к нам из Византии вместе с Христианской верой, поется всеми в один голос по «крюкам» — знакам (знаменам), взявшим свое развитие от различных ударений над церковно-славянским текстом. Знаменное пение особо располагает к молитве, обладает целебными свойствами для души.

Подробнее о знаменном распеве можно узнать на сайте о.Павла (Коротких) и послушать ипакои на нашем Ю-туб-канале.

С 1997 года в храме Благовещения служит настоятель Владимир Агриков

С 1997 года в храме Благовещения появился настоятель — Владимир Агриков. Отец Владимир из храма в Тайнинском довольно известная личность. Владимир — митрофорный протоиерей, а также почетный настоятель Мытищинского района.

Сам он родился в Астраханской области в благочестивой семье. Архимандрит Тихон, как раз считается ему родным дядей. Еще с раннего возраста мальчику было привито православное воспитание. Привить его пыталась его мать Антонина, которая умерла в возрасте 43 лет. В детстве у Владимира были встречи с Астраханским архиереем, который тогда уже предсказал мальчику, что он станет священником.

Отец Владимир Агриков довольно известная личность в храме Благовещения в селе Тайнинское

В 1965 годах он стал продолжать свое обучение в аспирантуре, а после окончания был направлен в Ярославскую епархию. В 1976 году был возведен в сан протоиерея. Он перешел в Московскую епархию, и был назначен в штат Владимирского храма города Мытищи Московской области.

И уже 10 сентября 1997 года отец Владимир был назначен настоятелем Благовещенского храма села Тайнинское Мытищинского района.

7 мая 2018 года он был освобожден от этой должности по собственному прошению. Ему выражали свои благодарности за понесенный многолетний труд, после чего он был назначен почетным настоятелем данного храма.

Примечания

  1. ↑Памятники архитектуры Москвы, состоящие под государственной охраной. — Москва, 1980. — С. 106.
  2. ↑Указ президента Российской Федерации об утверждении перечня объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения от 20 февраля 1995 года N 176.
  3. ↑Волобуева Т. И., Кузнецова О. П., Романова С. Н., Савостьянова Н. Ю., Столярова З. Н.Сперанский Пётр Васильевич // Священно-церковнослужители и ктиторы Московской епархии первой трети ХХ столетия. — Тверь, 2013. — С. 320.
  4. ↑Волобуева Т. И., Кузнецова О. П., Романова С. Н., Савостьянова Н. Ю., Столярова З. Н.Третьяков Александр Михайлович // Священно-церковнослужители и ктиторы Московской епархии первой трети ХХ столетия. — Тверь, 2013. — С. 334.

Современное состояние

Крестильный храм посвящён настоятелю храма Митрофана Воронежского на Хуторской священномученику Владимиру Медведюку, расстрелянному в 1937 году на Бутовском полигоне По проекту архитектора С.Я. Кузнецова на территории прихода возведены крестильный храм во имя священномученика Владимира Медведюка и новомучеников и исповедников Российских, а также Православный просветительский центр. На церковной территории разбит парк.

Благовещенский храм составляет единый приход с храмом Святителя Митрофана Воронежского на Хуторской. В приходе действуют служба оглашения и катехизации, катехизаторские курсы, воскресная школа, Сестричество во имя преподобномученицы Елизаветы с патронажной службой, служба милосердия, гимназия «Свет», детский дом и детский пансион семейного типа «Павлин», молодежный клуб и театральная студия «Петровский парк», певческая школа, иконописный класс, мультимедийный блог протоиерея Димитрия Смирнова, Елизаветинское издательство, мультимедийное издательство «Деоника», приходской сайт «Благодрево», музей, библиотека, радиопрограмма «Благовещение», интернет-библиотека «Благовещение», книжный магазин «Риза», кинолекторий «Прикосновение к христианству», проходят семейные встречи «Отчий дом», выпускается ежемесячный журнал «Календарь». Настоятель прихода возглавляет Патриаршую комиссию по вопросам семьи, защиты материнства и детства.

Жизнь прихода

У истоков возрождения приходской жизни и Благовещенского храма стоял протоиерей Игорь Бондарев настоятель Преображенского храма села Спас. Также посильные труды по возрождению святыни понесли протоиерей Владимир Митякин и священник Олег Кириллов. В 2010 г. трудами благотворителей был создан иконостас в главном пределе храма. В 2020 г. к 300-му юбилею постройки храма на территории был установлен поклонный крест. Средства на поклонный крест жертвовали прихожане.

Сейчас настоятелем храма является — священник Василий Годунов. Приходская жизнь церкви продолжает развиваться.

Святыни храма

Перечень:

  • Особая храмовая святыня — почитаемая икона «Господь Вседержитель». Святой образ появился в храме по Промыслу Божьему: в церковь принесли потемневшие доски, на которых едва проступал лик Христа. Во время реставрации под верхним рисунком 19 века открылась икона северной росписи середины 17 века, изображающая Спасителя с Евангелием в образе Владыки мира и судьи. Считается, что у чтимой иконы нет аналогов. Икона производит удивительное впечатление, поражает своей глубиной. В изображении нет приукрашивания, искусственности. В облике Вседержителя присутствует монашеская строгость и отрешенность. Огромные прекрасные глаза Христа не воспринимаются на эстетическом, поверхностном уровне, они проникают в глубину подсознания, вызывают трепет и смирение.
  • В алтаре Боголюбского придела размещена икона святителя Митрофана Воронежского, чудотворца, с частичкой мощей. Первый Воронежский епископ, был причислен к лику святых за беззаветное служение Богу, добрые деяния, милосердие и сострадание. Мощи чудотворца не единожды являли чудеса исцеления, избавления от мук.
  • Икона Иверской Божией Матери, датируемая 19 веком, передана в дар церкви потомками русского богослова Полозова.
  • Храмовая реликвия — могильный крест с места захоронения отца Валентина, настоятеля московского Архангельского собора, почитаемого москвичами как чудотворец. Духовный отец при жизни утешал всех, кто приходил к нему со своими бедами. Протоиерея Валентина похоронили на Ваганьковском кладбище. К могиле приходили паломники, читали молитвы, просили помощи. В 30-е годы власти место захоронения уничтожили. Крест с разоренной могилы удалось вывезти и сохранить. Сейчас реликвия хранится в северном приделе.

Святыни и текущая работа храма

В храме присутствует ряд святынь Православной Церкви. Среди них иконы:

  • мозаичного типа «Благовещение» — образ Гавриила и Богородицы в момент сообщения Благой вести;
  • икона «Господь Вседержитель» — созданный в ХVII веке образ содержит изображение Иисуса как Небесного Царя и судьи;
  • Иверская икона Богородицы — образ «Путеводительница» изображает Деву Марию как Мать Христа;
  • икона «Моление о чаше» — показывающая муки Христа в Гефсиманском саду;
  • икона святителя Митрофана Воронежского и часть его мощей.

Во дворе прихода также находиться могильный крест преподобного Валентина. Помимо святынь есть и свои праздники:

  • 7 апреля — Благовещение;
  • 1 июля — праздник Боголюбской Девы Марии;
  • 16 февраля — Симеона Богоприимца и святой Анны;
  • 8 февраля — святого Ксенофонта и его семьи.

Любой желающий может поучаствовать в праздничной литургии, которая проводится в 7 и 9 часов утра, а также в 5 часов вечера. В обычные дни богослужения проводятся в 8 утра и 5 часов вечера.

Архиерейское Богослужение в храме Благовещения Пресвятой Богородицы

Помимо регулярных богослужений здесь проводиться и прочая социальная работа:

  • воскресная школа для детей от 5 лет;
  • театральный и музыкальные кружки;
  • евангельские молодежные встречи;
  • семейный клуб;
  • певческая школа;
  • гимназия «Свет»;
  • детский дом и лагерь;
  • патронажная служба.

Подробное расписание можно увидеть на сайте https://xn—80abedlaaxvzh8k.xn—80adxhks/.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector