Николо-перервинский монастырь
Содержание:
- Храмовое торжество на Патриаршем подворье Николо-Перервинского монастыря
- Легенда о подземном ходе
- Открытие приходского и уездного училища
- Празднование Иверской иконы Божией Матери
- Богослужения
- История обители
- День празднования Державного образа Божией Матери
- Из истории
- Христос Воскресе!
- Начало нового учебного года
- Соборное торжество на Патриаршем подворье Николо-Перервинского монастыря
- История обители
- История обители
- Возрождение
- Николо-Угрешский мужской монастырь в Дзержинском Московской области
- Храмы и план монастыря
- История создания Николо-Угрешского монастыря
- Святыни Николо-Угрешского монастыря
- Слово святого праведного Иоанна Кронштадского в день Рождества Пресвятой Богородицы
- Информация паломникам
- Пятница первой седмицы Великого поста
- Чин погребения Божией Матери на Патриаршем подворье Николо-Перервинского монастыря
- Обитель в наши дни
- Стояние Марии Египетской
- Выставка – ярмарка плодов «Божий дар» в Николо-Перервинской обители
- Создание Николо-Перервинской семинарии
Храмовое торжество на Патриаршем подворье Николо-Перервинского монастыря
28.08.2011 21:35
28 августа 2011 г., в неделю 11-ю по Пятидесятнице и в праздник Успения Пресвятой Владычицы нашей Богородицы, в Николо-Перервинской обители совершены три Божественные литургии.
Первую Божественную литургию в Успенском храме (под колокольней) совершил настоятель Патриаршего подворья Николо-Перервинского монастыря и ректор Перервинской Православной Духовной семинарии протоиерей Владимир Чувикин.
Затем в Иверском соборе в пределе святого великого князя Владимира совершена вторая Божественная литургия. Возглавил богослужение иерей Евгений Толмачев.
Позднюю Божественную литургию в главном пределе Иверского собора совершил проректор по воспитательной работе ППДС, иерей Андрей Орлов, в сослужении иерея Леонида Теплякова.
Легенда о подземном ходе
Предания о существовании подземелий, связывающих два берега Москвы-реки, существовали давно. Согласно им, тайный ход вел от церкви Казанской Божьей Матери в Коломенском к Николо-Перервинскому монастырю. Его прорыли для того, чтобы царь и члены царской семьи в случае бунта или смуты могли спрятаться на другом берегу, в обители.
О подземелье хорошо знали местные жители. Они и показали проход известному археологу и историку Игнатию Яковлевичу Стеллецкому, который много лет занимался изучением старой Москвы и искал подземные тайники.
В конце 1920-х годов Стелеццкий обнаружил два коридора, ведущих из алтаря Казанского храма в подвал. Но в 1930-м году исследовательские работы пришлось приостановить, так как по мнению архитектора музея-заповедника «Коломенское» раскопки под храмом грозили обрушением здания. На сегодняшний день тайна подземелья Николо-Перервинской обители так и остается нераскрытой.
Вид на монастырь с юга
Открытие приходского и уездного училища
В 1824 году монастырская семинария, основанная митрополитом Платоном, была упразднена, и на её месте создано Николо-Перервинское приходское, а затем и уездное училище. Несмотря на крайнюю занятость, владыка Филарет находил время регулярно бывать на проводимых в них публичных экзаменах. В те годы такая форма испытаний была принята повсеместно и способствовала объективности выставляемых оценок. Известно, что он нередко сам задавал вопросы и несказанно радовался, когда ученик обнаруживал знания, необходимые для ответа на них. Оказывал владыка и практическую помощь в дальнейшем строительстве и благоустройстве монастыря.
Крупнейший отечественный богослов XIX века, за свои труды и жизнь, ставшую образцом христианского служения Богу и людям, митрополит Дроздов был прославлен в лике святых. Любопытная деталь: его двоюродным праправнуком является профессор МГУ Николай Николаевич Дроздов, хорошо известный всем как ведущий программы «В мире животных».
Празднование Иверской иконы Божией Матери
25.04.2011 16:00
Во вторник Светлой седмицы 25 апреля 2011 года, в день памяти Иверской Иконы Божией Матери на Патриаршем подворье Николо-Перервинского монастыря отметили престольный праздник.
Богослужение в Иверском соборе по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла возглавил председатель Отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви, наместник московского Высоко-Петровского ставропигиального мужского монастыря Меркурий, епископ Зарайский.
Владыке сослужили настоятель Патриаршего подворья и ректор Перервинской Православной Духовной семинарии митрофорный протоиерей Владимир Чувикин, клирики обители, преподаватели и воспитанники Перервинской Православной Духовной семинарии в священном сане, а также духовенство г. Москвы
Богослужения
В обители ежедневно совершаются богослужения.
Таблица 1. Божественная литургия
День недели | Время и богослужение | Храм |
Будние дни | 6:45 Божественная Литургия и панихида. 9:00 БЛ* и молебен | Успенский храм. Пименовский храм (в теплое время),
Казанский храм (в холодное время) |
Воскресные и праздничные дни | 6:30 БЛ. 8:00 БЛ.
9:30 БЛ и водосвятный молебен |
Успенский храм. Пименовский храм.
Спасо-Преображенский собор |
* БЛ — Божественная литургия
Каждую неделю во время Богослужения читаются акафисты:
- во вторник — преп. Пимену;
- в четверг — Николаю Угоднику;
- в воскресный день во время вечерней службы читается акафист Тихвинской иконе Богородицы.
По пятницам в 17:00 проходит водосвятный молебен и акафист Богородице перед ее образом, именуемым «Неупиваемая чаша», о зависимости от алкоголя.
История обители
Название обители сформировалось из-за расположенной поблизости области, которую называли Перервой, что значило «поворот русла реки». Согласно преданию, начало монастыря было положено в 1380 г., во время Куликовской битвы. Однако первые документальные подтверждения существования на том месте церкви датируются XV в.
Николо-Перервинский монастырь на берегу Москвы-реки
Во времена правления первого царя из рода Романовых, Михаила Федоровича, на том месте стояла небольшая деревянная церковь в честь свт. Николая Чудотворца. Предполагается, что во время Смуты на нее совершали набеги поляки. Патриарх Адриан, не разделявший взгляды императора Петра Великого, объединил возведенные к тому времени храмы в один собор и освятил его в 1700 г.
Облик монастыря в середине XVIII столетия
Во время правления митрополита Платона (Левшина) обитель претерпела значительных положительных изменений:
- открытие семинарии в 1775 году;
- создание трапезной для семинаристов;
- роспись третьего яруса колокольни, установка на ней часов;
- восстановление Успенской церкви;
- внутреннее оформление надвратного храма;
- возведение архиерейского дома;
- оборудование помещений для семинаристов и учителей.
История «Перервы» до 1917 года
Обитель получала много внимания со стороны архиереев. Она достраивалась и благоустраивалась. Кроме трудов над созданием хороших условий для семинарии проводились работы над реставрацией и построением храмов. В 1904 г. в монастырь был привезен Иверский образ Пресвятой Богородицы. Было решено возвести большой Иверский собор на 3000 человек, который сохранился до наших дней.
Историческое фото 1990-х годов
Трудные времена
В 1928 г. в монастыре осталось три насельника, а сама обитель была практически закрыта. Советская власть была настоящей бедой для обители. С Иверского собора и Толгского храма снесли кресты и купола, на их крышах росли кусты. В храмах закрашивали и забеливали стенную роспись, заменили витражи обычными стеклами, закладывали боковые проемы. Храмы лишились своего внутреннего убранства. В Никольском соборе организовали склад, а затем завод. Из-за отсутствия ремонтных работ появилась угроза разрушения здания. Учебные корпуса отдали под жилье.
Современное состояние
Никольский собор вернули РПЦ в 1991 г., а спустя три года – остальной комплекс. После длительной масштабной работы монастырь остается действующим, в нем постоянно служится литургия, функционирует воскресная школа и гимназия, духовная семинария. Сейчас это патриаршее подворье. Настоятелем обители является протоиерей Владимир Чувикин.
День празднования Державного образа Божией Матери
15.03.2021 18:15
15 марта в этом году начало Великого поста. И в этот же день Русская Православная Церковь чествует Державную икону Божьей Матери.
Русский народ обрёл эту икону сравнительно недавно – всего век назад. Это было накануне сиротства нашей страны – в день вынужденного отречения от престола государя Николая II, (2) 15 марта 1917 года. Жительница слободы Перерва крестьянка Евдокия Андрианова во сне услышала голос: «Есть в селе Коломенском большая чёрная икона. Её нужно взять, сделать красной, и пусть молятся». В следующий раз ей приснился белый храм, в котором величественно восседала Царица Небесная. Когда Евдокия пришла в Коломенское, сразу узнала явленную во сне Вознесенскую церковь. Через некоторое время икона была найдена заброшенном в подвале храма. Когда почерневшую от старости икону промыли, открылось изображение Богоматери, в короне, со скипетром и державой в руках, восседающей на троне с Богомладенцем.
Из истории
В XIV веке русские земли находились под игом Золотой Орды. В 1380 году Дмитрий Донской собрал ополчение в 70 тысяч ратников из нескольких княжеств и отправился за Дон сражаться с ханом Мамаем. На берегу Москвы-реки, где воины остановилось на ночлег, произошло знаменательное событие. Во время молитвы над сосной Дмитрий Донской увидел икону Николая чудотворца, самого чтимого на Руси Святого. Князь был изумлен, для него это был божественный знак – сам Николай чудотворец благословлял его на сражение.
Куликовская битва состоялась 8 сентября 1380 года. Многие воины остались на Куликовом поле навечно. Существует легенда, что Дмитрий Донской хотел вступить в бой с войском Мамая наравне со всеми воинами и поэтому поменялся доспехами с одним из своих приближенных. Противники, не зная об этом, убили воина, которого приняли за князя.
Одержав победу в Куликовской битве, Дмитрий Донской основывает на месте явления чудотворного образа святителя Николая, согревшего его сердце, храм. Церковь в честь Николая угодника и положила начало истории Николо-Угрешского монастыря.
Христос Воскресе!
24.04.2011 17:24
В ночь с 23 на 24 апреля 2011 года самого большого и радостного православного праздника Светлого Христова Воскресения православные христиане собрались в Иверском соборе Патриаршего подворья Николо-Перервинского монастыря разделить пасхальную радость.
По традиции к началу Пасхальных богослужений в обитель из Храма Воскресения Христова (Гроба Господня) в Иерусалиме был доставлен Благодатный огонь.
Праздничное богослужение предваряла полунощница, на которой Святая Плащаница была внесена в алтарь и положена на престол. Затем под пение стихиры “Воскресение Твое, Христе Спасе” в воспоминание шествия жен-мироносиц ко гробу Господню был совершен Крестный ход, который возглавил настоятель Патриаршего подворья митрофорный протоиерей Владимир Чувикин.
Начало нового учебного года
01.09.2011 16:37
1 сентября 2011 г., в первый день нового учебного года, преподаватели, воспитанники ППДС и православной гимназии имени митрополита Платона собрались для совместной молитвы за Божественной литургией в Никольском соборе Патриаршего подворья Николо-Перервинского монастыря.
Богослужение совершил ректор Перервинской Православной Духовной семинарии, директор православной гимназии митрофорный протоиерей Владимир Чувикин, в сослужении преподавателей и студентов ППДС в священном сане.
Песнопения Божественной литургии исполняли основной братский хор семинарии под управлением Иоанна Дегтярева (Vкурс ППДС), второй братский хор под управлением Игоря Лепяхова (Vкурс).
По завершении Божественной литургии духовенство отслужили молебен перед началом нового учебного года.
Соборное торжество на Патриаршем подворье Николо-Перервинского монастыря
25.02.2011 22:33
25 февраля, в день Иверской иконы Божией Матери, соборного торжества Патриаршего подворья Николо-Перервинского монастыря, была отслужена Божественная литургия.
Торжественное богослужение возглавил епископ Павлово-Посадский Кирилл, духовный окормитель приходских храмов Петропавловского благочиния, наместник Донского ставропигиального мужского монастыря г. Москвы. Его Преосвященству сослужили настоятель Патриаршего подворья Николо-Перервинского монастыря митрофорный протоиерей Владимир Чувикин, выпускники Перервинской семинарии, духовенство г.Москвы.
Во время богослужения пели братский хор Перервинской Православной Духовной семинарии под управлением чтеца Николая Овсянникова, смешанный хор Патриаршего Николо-Перервинского монастыря под управлением Овсянниковой Е., детский хор гимназии имени митрополита Платона (Левшина) под управлением Дедовой Л.
История обители
По легенде православный монастырь был основан во время Куликовской битвы. Он находился в нескольких верстах от города и славился тишиной и уединением. Свысокого левого берега Москвы-реки открывался отличный обзор на стоящие вдалеке купола московских храмов.
Первые свидетельства об Перервинской обители относят к 1623 году. Записи о маленьком деревянном храме Святителя Николая и живущих при нем игумене и двух старцах сохранились в старинном дворцовом документе.
К 50-60-м годам XVII века Русь оправилась от тяжелых последствий Смутного времени, поэтому в Николо-Перервинской обители, как и в других монастырях Москвы, начали возводить каменные храмы. Наибольшего расцвета обитель достигла в конце XVII столетия, когда патриарх Адриан решил использовать ее в качестве летней резиденцией.
В 1770-е годы здесь открыли семинарию, а спустя некоторое время для семинаристов возвели первый двухэтажный корпус. Еще одна примечательная страница истории монастыря связана с Екатериной II. Отправляясь в знаменитое путешествие в Крым, императрица сделала остановку в этой обители.
Николо-Перервинский монастырь на фоне Москвы-реки
Влияние монастыря на духовную жизнь Москвы росло год от года. Здесь обучали будущих священников, а в XVIII и XIX веках к обители приписали несколько московских часовен. В начале прошлого века Николо-Перервинская обитель имела каменные храмы и добротные жилые постройки. С трех сторон ее окружал зеленый палисадник. С юга располагался яблоневый сад, а к северу — большой скотный двор, за которым стояли аптека, больница и монастырская гостиница.
С приходом советской власти обитель ликвидировали не сразу. В 1928 году братию распустили, но церковные службы в Никольском и Иверском соборах проходили до 1940 года. Сначала бывшую монастырскую территорию использовали под склады. Но 1948 году в храме Святителя Николая организовали металлоштамповочный завод, а затем — фабрику по производству детских игрушек.
За тот период, пока культовые постройки служили цехами, были утрачены иконостасы и богослужебная утварь, закрашены фрески и разрушены полы. Из-за работы гальванического цеха сильно пострадали кирпичная кладка и своды соборов, а их облик исказили различные хозяйственные пристройки.
Долгое время в монастырских здания не делали ремонта, поэтому крыши, оконные проемы и перекрытия оказались полуразрушенными. В лучшем положении была только нижняя часть монастырской колокольни, да и то лишь потому, что в ней размещались кабинеты начальства.
Вид на монастырь с Москвы-реки
Богослужения в монастыре возобновили в 1991 году. На это момент всеми постройками владело предприятие «Станкоконструкция». Через два года территорию полностью передали церкви. Старинные здания выглядели ужасно, поэтому прихожане и волонтеры начали собирать средства и занялись восстановлением полуразрушенной святыни.
История обители
По преданию, в 1380 году великий князь Дмитрий Донской со своим войском, следуя на Куликово поле, сделал здесь привал, и после горячей молитвы Богу ему чудесным образом явилась на дереве икона Николая Угодника. Это чудо очень укрепило веру князя и дало ему победный дух.
Князь с трепетом сказал: «Сия вся угреша сердце мое», что означает: «это все согрело сердце мое» (отсюда и название «угрешский»). И уже на обратном пути, после победы в битве, князь велит возвести здесь монастырь в честь этого великого святого.
В XVII веке сюда любили приезжать цари и великие князья. Эти паломнические царские выезды стали называть «угрешские походы». Цари из династии Романовых всячески помогали монастырю. Но не всегда в истории монастыря все было хорошо: он много раз подвергался разорению, осаде и поджогам со стороны татаро-монголов, литовских и французских армий. Но с Божией помощью он всегда восстанавливался.
XIX век стал для обители переломным: из-за больших налогов монастырь оказался на грани закрытия, здесь остались всего 6 монахов. В эти самые годы митрополит Московский Филарет сначала думает назначить настоятелем монастыря Игнатия (Брянчанинова), но тот ему советует поставить на эту должность иеромонаха Оптиной пустыни Илария.
Под руководством игумена Илария обитель переживает значительный подъем. Позже наместником становится Пимен (Мясников), который сейчас является святым покровителем обители, при нем она переживает свое второе рождение: существенно вырастает число монахов, монастырский устав становится более строгим, возрождаются старые сооружения и строятся новые.
Создаётся архитектурный ансамбль, доминантой которого становятся Спасо-Преображенский собор и монастырская звонница. Территория монастыря значительно расширилась, теперь здесь стало 10 храмов и еще несколько часовен.
Рисунок. 1. Вид на обитель сверху
Не обошла стороной эту обитель тяжелая участь большинства монастырей в безбожные времена. После октябрьской революции здесь располагается колония для несовершеннолетних. Монахов власти определяют в трудовую общину. В 20-е годы в монастыре закрывают все храмы. В 30-е все ценности вывозятся в музей «Коломенское», в 40-м году уничтожается древнейший храм монастыря — Никольский собор.
В 70-х гг. монастырь в Дзержинском начали реставрировать, но реставрация проходила медленно. В 1990-м здесь возобновляются богослужения. А в 1991 году монастырь возвращается церкви и получает статус ставропигиального. В конце XX — начале XXI века здесь проходит активная реставрация, восстановление храмов и иных сооружений.
Возрождение
Таким был Иверский собор… 1993 г.
По завету митрополита Платона, если отнести слова архипастыря к основанной им духовной школе, Господь Бог и Его Пречистая Матерь, Небесная Покровительница обители, не дали ей прерваться. Отсчет новейшей истории духовной школы на Перерве следует начать с 1996 года – тогда она была возрождена. Но предыстория этого события началась немного раньше. После закрытия Николо-Перервинского монастыря его не постигла, Божией милостию, участь многих русских храмов и монастырей – обитель уцелела. В послевоенные годы в нем располагались склады разных предприятий, а позднее – цехи Металлоштамповочного завода и завода «Станкоконструкция». В середине 1980-х годов в ведение Русской Православной Церкви стали возвращаться поруганные храмы и обители. 8 января 1991 года решением Исполкома Моссовета православной общине во главе с настоятелем протоиереем Владимиром Чувикиным был передан Никольский храм Перервинского монастырского комплекса1. Начались регулярные богослужения, была организована воскресная школа, приступили к работе реставраторы – жизнь обители возобновилась.
Ректор семинарии прот. Владимир Чувикин с первыми прихожанами возрожденной обители(1991 г.)
Решение о возрождении духовной школы пришло как-то само собой. С первых дней после начала богослужений в Перерву стали приходить юноши, желающие нести послушание алтарников и трудиться в обители. Одни уходили, приходили новые, и со временем образовался постоянный юношеский приходской коллектив. Многие из молодых людей к этому времени уже сознательно решили посвятить свою жизнь Богу и Православной Церкви и изъявляли желание встать на путь пастырского служения. В одно из посещений обители владыка Арсений2 посоветовал настоятелю, отцу Владимиру, организовать обучение юношей в стенах Николо-Перервинского монастыря. В том же году было получено благословение Святейшего патриарха Алексия II на открытие Пастырских курсов.
4 октября 1996 года состоялся первый педагогический совет под председательством настоятеля обители протоиерея Владимира Чувикина. На совете обсуждался учебный план курсов, состав будущего педагогического коллектива и время начала занятий. 2 декабря, в день памяти святителя Филарета Московского, прошел молебен на начало первого учебного года в возрождающейся духовной школе. 9 декабря начались занятия на Пастырских курсах – за партами сидели лишь 9 человек. Первый урок провела преподаватель церковнославянского языка Наталья Ефимовна Афанасьева. Через некоторое время Пастырские курсы были преобразованы в Перервинское Духовное училище. Так, год за годом возрождалась жизнь училища на Перерве. Увеличивалось число преподавателей и воспитанников.
Первые воспитанники возрождающегося духовного училища. 1996 г.
В первые годы существования вновь открытого училища преподавателей было больше, чем студентов. Несмотря на то, что Духовные училища в это время работали по трех- или даже двухлетней учебной программе, в Перерве взяли курс на четырехлетнюю программу обучения. Училище росло и крепло, набирало силы. В 2000 году состоялись два важных события в истории духовной школы: 225-летие основания семинарии на Перерве митрополитом Платоном (Левшиным) и первый выпуск возрожденного Перервинского Духовного училища. А через год, 17 июля 2001 года, училище получило статус семинарии, ректором которой был назначен настоятель обители протоиерей Владимир Чувикин. В 2004/2005 учебном году состоялась первая защита дипломных работ и первый выпуск студентов семинарии.
Николо-Угрешский мужской монастырь в Дзержинском Московской области
Монастырь основан в 1380 году великим князем Дмитрием Донским на месте явления иконы Святителя Николая Чудотворца. По преданию именно в этом месте войско великого князя остановилось на отдых на пути к полю Куликову. Явление иконы укрепило Дмитрия Донского верой и надеждой, отчего Святой Благоверный князь произнёс «Сия вся угреша сердце мое» («Это всё согрело сердце моё»). С тех пор это место называется Угреша, а сам монастырь Николо-Угрешским. Монастырь неоднократно горел и разорялся, но быстро восстанавливался.
В 1521 году монастырь был сожжен дотла при набеге на Москву крымского хана Мехмеда I Гирея, но как и в предыдущих случаях был быстро восстановлен. Регулярные царские выезды на богомолье («Угрешские походы») государя Михаила Федоровича, а потом и Алексея Михайловича Романовых способствовали существенному развитию и благосостоянию монастыря в XVII веке. Во время одного «угрешского похода» царя Алексея Михайловича, 11 июля 1668 года, Угрешу посетили сразу три Патриарха: Александрийский Паисий, Антиохийский Макарий III и Московский Иоасаф. В 1680-х годах монастырь неоднократно посещал молодой царь — Пётр I. После подавления стрелецкого бунта Угрешская обитель становится одним из мест заключения для мятежных стрельцов, выступивших против молодого царя Петра. В 1812 году монастырь подвергся нападению французов, один из отрядов которых пребывал некоторое время на территории обители. В 1841–1843 годах Собор Николая Чудотворца был перестроен архитектором Д. Ф. Борисовым. Грандиозный Спасо-Преображенский собор был сооружен по проекту архитектора А. С. Каминского в 1880–1894 годах, он стал доминантой монастырского ансамбля. После своего увольнения с московской кафедры 20 марта 1917 здесь в течение нескольких лет проживал на покое митрополит Макарий (Невский). 1 июля 1919 монастырь был преобразован в трудовую артель монахов, получившую название «Николо-Угрешской трудовой общины», во главе которой стал настоятель, архимандрит Макарий. Неоднократно обитель посещал Патриарх Тихон; последний раз — в 1924 году. В 1917 в здании монастыря была организована детская колония Наркомфина, позже преобразованная по инициативе Ф. Э. Дзержинского в трудовую коммуну. В 1925 был полностью закрыт. В 1940 уничтожен древнейший храм обители — Никольский собор XVI века. В 1990-е гг. был возрожден. В настоящее время — монастырь действует.
Храмы и план монастыря
Архитектурный ансамбль монастыря:
- Древнейшей постройкой обители считается колокольня (Угрешская свеча) высотой в 77 метров. Которая была частично разрушена в годы ВОВ из стратегических военных соображений, но в XX веке она была восстановлена.
- Часовня явления образа Николая Чудотворца, построенная в XIX веке. Паломники там могут набрать святую воду.
- В XVIII в. для приезжавших сюда царей и патриархов были выстроены Государевы и Патриаршие палаты. Они находятся рядом с монастырской звонницей и также относятся к древностям монастыря.
- Успенский храм (1763 г.). В XIX в. был построен предел в честь преподобной Марии Египетской.
- Палестинская стена (1866 г). Построил преподобный Пимен таким образом, чтобы всем своим видом напоминать о храмах и сооружениях в святом граде Иерусалиме.
- В это же время был построен монастырский скит в честь апостолов Петра и Павла. В нем тогда действовали очень строгие правила. Он действует и сейчас. Петро-Павловский храм, находящийся в скиту, — это единственная постройка при монастыре, выполненная целиком из дерева.
- Спасо-Преображенский собор (1880 г.), строительство которого началось при преподобном Пимене и закончилось в 1894 г. Он является одним из самых больших храмов в России. Построен в русско-византийском стиле.
- Собор Николая Чудотворца (2006г.) — копия самого первого храма.
- Храм апостола Матфея и Параскевы Пятницы (1854 год).
- Пименовский храм (2002 г.).
- Церковь иконы Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих радость» (1860 г.).
- Храм Усекновения главы Крестителя Господня Иоанна, который находится в монастырской звоннице.
- Храм в честь иконы Богородицы «Взыскание погибших» (2001 г.).
Рисунок. 3. План – схема монастыря
История создания Николо-Угрешского монастыря
Основали эту обитель в 1380 году, а неподалеку находилось дворцовое село, где часто отдыхали князья. Они щедро жертвовали монастырю не только деньги, но и земли. Через полтора века после основания обитель сожгли крымские татары во время набега, но позже ее восстановили. Иван Грозный не только выделил лесные угодья монастырю, но и освободил его от таможенных пошлин.
Знаете ли вы? Здесь некоторое время жил Лжедмитрий Второй.
До XVII века обитель занимала высокий статус: сюда регулярно приезжали царские особы, патриархи, однако уже в следующем столетии монастырь начал угасать, денег на его содержание практически не выделяли. Постепенно площадь монастырских земель сокращалась, а на подворье размещали отставных военных, а позже организовали лазарет.В начале XIX века монастырь заняли французы, однако не разрушили ее. С середины этого столетия начался новый этап развития обители: в это время и был создан ее уникальный ансамбль строений. С приходом советской власти обитель закрыли, а многие ценности изъяли. В этот период на территории монастыря размещались фабрики, трудовые колонии, цеха, школы. Возродилась обитель в 90-х годах: в храмах вновь стали совершать богослужения, сюда вернулась иноческая братия. Постепенно отстроили и разрушенные церкви.
Святыни Николо-Угрешского монастыря
В обители хранятся как частицы мощей святых, так и чудотворные иконы, которые иноки Николо-Угрешского монастыря получали в дар от верующих и братий других обителей.
- Рака с частицами мощей Святителя Николая была доставлена сюда из Греции. Хранится здесь и икона этого святого, датируемая концом XIX века.
- Рака с мощами и икона Пимона Угрешского – одного из настоятелей обители, внесшего немалый вклад в ее развитие и процветание.
- Ковчег, в котором хранятся частицы мощей Киево-Печерских старцев – в нем сохраняются частицы почти ста преподобных отцов, включая Илью Муромца.
- Ковчег с частицей мощей православного писателя Игнатия Брянчанинова, который некоторое время был настоятелем монастыря.
- Крест-мощевик, который датируют VII веком. Содержит частицы мощей и Древа Креста Господня.
- Тихвинская икона Божьей матери – передана обители после возрождения.
Слово святого праведного Иоанна Кронштадского в день Рождества Пресвятой Богородицы
21.09.2011 21:53
Тропарь Рождеству Богородицы, глас 4:
Рождество Твое, Богородице Дево, / радость возвести всей вселенней: / из Тебе бо возсия Солнце правды Христос Бог наш, / и разрушив клятву, даде благословение, / и упразднив смерть, дарова нам живот вечный.
Торжественно празднуем, дорогие братья и сестры, рождество Пресвятой Девы Марии от неплодных родителей, благочестивых Иоакима и Анны. С первых веков христианской веры святая Церковь установила этот праздник. Празднуемое событие — рождение Богоизбранной Отроковицы – принесло радость всему миру, ибо Богочеловек Христос Иисус, воссиявший из Нее, разрушил проклятие Божие, тяготевшее на преступном и окаянном роде человеческом и низвел на него благословение Божие, и, поправ всеродную смерть, даровал людям жизнь вечную. Так уясняет святая Церковь причину настоящей радости.
Информация паломникам
Подробная информация о жизни обители представлена на официальном сайте: pererva.org. При необходимости все вопросы можно уточнить по телефону: +7 (495) 354-49-65.
В монастыре действует запрет на фото- и видеосъемку. При крайней необходимости нужно получить разрешение у настоятеля.
Совет автора
Престольные праздники
Престольные праздники в обители празднуются несколько раз в год:
- в Никольском храме в честь святителя Николая Чудотворца – 22 мая и 19 декабря;
- в Иверском соборе – 6 мая, 26 октября, 25 февраля и вторник Светлой седмицы;
- в церкви Успения Пресвятой Богородицы – 28 августа;
- в надвратном храме в честь Толгской иконы Божией Матери – 8 августа, 16 сентября;
- в церкви Иоанна Богослова – 21 мая, 9 октября;
- в нижнем храме Никольского собора в честь св. Сергия Радонежского – 18 июля, 8 сентября.
В эти дни богослужения особенно торжественные. В обитель стекается множество паломников. Служба проводится при участии многих священников их других храмов.
Интерьер собора Иконы Божией Матери Иверская
Режим работы
Сегодня богослужения совершаются только в Никольском соборе. Его двери открыты для прихожан с 7:00 до 17:00. Расписание богослужений следующее:
- Литургия. В будние дни в 7:30. В воскресные и праздничные дни в 6:30 и в 9:00, в 8:00 для детей.
- Вечернее богослужение – 17:00.
- Акафист – 16:00.
К таинствам исповеди и причастия верующие могут приступить на каждой литургии. Венчание и крещение проводятся только в выходные дни. Предварительно нужно согласовать осуществления Таинства в иконной лавке и записаться там же. Перед Венчанием священник проводит с будущими супругами беседу по понедельникам в 20: 00. Перед Крещением крестные родители и сам желающий принять таинство, если он уже взрослый, должны поучаствовать в двух огласительных беседах. Они проводятся по пятницам в 19:30.
Сегодня богослужения совершаются только в Никольском соборе
Как добраться
Монастырь находится в Москве по адресу: ул. Шоссейная, 82. Район Печатники довольно уединенный. Обитель здесь оказалась окруженной железной дорогой, рекой и промышленной зоной.
Удобнее всего доехать сюда на метро:
- от станции метро «Текстильщики» идут автобусы №703 и 161, маршрутное такси №38М. Ехать необходимо до остановки «Николо-Перервинский монастырь»;
- от станции «Печатники» до обители идет автобус №292.
От платформы «Депо» курской Ж/Д можно дойти до монастыря за 15 мин.
Николо-Перервинский монастырь – уникальная обитель, хранящая тайны старой Москвы. Несколько веков назад на берегу реки стали возносить молитвы и проводить богослужения. Несмотря на тяжелое испытание коммунизмом, обитель остается духовным щитом русского православного народа.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Пятница первой седмицы Великого поста
11.03.2011 20:06
В пятницу первой седмицы Великого поста на Патриаршем подворье Николо-Перервинского монастыряв соборе святителя Николая Чудотвордца настоятель протоиерей Владимир Чувикин провел моление за полунощницей, утреней, часами, изобразительными. По окончании настоятель обители совершил Литургию Преждеосвященных Даров.
Согласно уставу, положенная в этот день Литургия Преждеосвященных Даров завершается не совсем обычно. Читается канон святому великомученику Феодору Тирону, после чего происходит освящение колива, т. е. отваренной пшеницы с медом, которую священник благословляет с чтением особой молитвы, а затем коливо раздается верующим.
Чин погребения Божией Матери на Патриаршем подворье Николо-Перервинского монастыря
29.08.2011 16:32
29 августа 2011 г., в Иверском соборе Патриаршего подворья Николо-Перервинского монастыря совершено вечернее богослужение с чином погребения Пресвятой Богородицы.
Богослужение возглавил настоятель Николо-Перервинской обители, ректор Перервинской Православной Духовной семинарии митрофорный протоиерей Владимир Чувикин в сослужении клириков Патриаршего подворья.
За богослужением пел смешанный хор Патриаршего подворья под управлением Юлии Збрызкой.
На великом славословии духовенством Патриаршего подворья совершено обнесение Плащаницы Божией Матери вокруг храмов обители крестным ходом.
Обитель в наши дни
Вот уже более 20 лет монастырь имеет статус патриаршего подворья. Церковные службы в его церквях проходят каждый день: по будням — в 7.30 и 17.00, а в воскресные дни и по праздникам — в 8.00 и 16.00. Территория обители ухожена и содержится в чистоте. Верующих и туристов пускают сюда в любой день с утра до вечера.
Обитель занимается большой просветительской деятельностью. При ней существует воскресная школа, гимназия, носящая имя митрополита Платона (Левшина), православный театр и курсы для взрослых. Кроме того, на базе монастыря работает духовная семинария, где в течение пяти лет будущие священники и катехизаторы получают бесплатное высшее образование.
Стояние Марии Египетской
04.04.2011 22:30
4 апреля 2011 года, накануне вторника 5-й седмицы Великого поста, на Патриаршем подворье Николо-Перервинского монастыря совершена утреня с чтением Великого канона преподобного Андрея Критского и жития преподобной Марии Египетской, какобразец того, каким глубоким и истинным может быть в жизни человека покаяние, полностью перерождающее его душу и изменяющее его жизнь.
Некоторые христиане, которые мало знакомы с богослужебным строем и уставом Православной Церкви, жалуются на утомительную продолжительность богослужений. В наше время богослужения, которые совершаются в приходских храмах и даже в монастырях сегодня, значительно короче уставных образцов.
Выставка – ярмарка плодов «Божий дар» в Николо-Перервинской обители
25.09.2011 20:11
Осень – щедрая урожайная пора, время, когда можно насладиться сладкими плодами летних и осенних трудов.
25 сентября 2011 года, по завершении Божественной литургии, настоятель Патриаршего подворья храмов Николо-Перервинского монастыряпротоиерей Владимир Чувикин под отрытым небом совершил благодарственный молебен у Никольского собора, где состоялась выставка собранного учащимися воскресной школы урожая.
«Мы благодарим Господа за плоды дарованные нам, — говорит отец Владимир, — это тот самый хлеб насущный, о котором мы просим в молитве». На основе многовекового опыта русский земледелец знал, что урожай растит не земля, а небо, потому что все находится в воле Божией. «Бог не даст – и земля не родит»,- говорили наши предки. Поэтому при всяком деле православный христианин мысленно просит Бога о помощи в его трудах. Через веру и молитву благодать Божия воздействует на все, что нас окружает.
Создание Николо-Перервинской семинарии
Будучи человеком высокообразованным, митрополит Платон скорбел о низком уровне знаний у духовных пастырей, которые несли службу в многочисленных храмах России. В то время подготовкой священников занимались только два учебных заведения – Славяно-греко-латинская Академия и Троицкая семинария. Их выпускников явно не хватало, чтобы удовлетворить потребности огромной страны. В результате духовным окормлением паствы подчас занимались люди, не имеющие специальных знаний.
Чтобы по возможности исправить сложившееся положение, в 1775 году он даёт распоряжение учредить в Николо-Перервинском монастыре семинарию, которая в честь него с первых же дней стала именоваться Платоновской. Открыв новое учебное заведение, митрополит Платон до конца жизни не прекращает заботиться о его нуждах. Регулярно посещая монастырь, церковный иерарх детально вникает во все проблемы, связанные с ним, и не жалеет сил для их решения. Его попечение распространялось и на хозяйственные нужды, связанные с питанием и одеждой семинаристов, и на уровень преподавания.
Митрополит лично присутствовал на экзаменах и диспутах, проверял работы учеников и выставлял оценки. Его труды не пропали даром – с годами из стен семинарии вышла целая плеяда выдающихся религиозных деятелей, и в течение тридцати девяти лет она давала духовных пастырей для многочисленных приходов бескрайней России.