Николо-перервинский монастырь: от легенд до современной деятельности
Содержание:
- День празднования Державного образа Божией Матери
- Разорение
- Восстановление Никольского храма
- Слово святителя Луки Войно-Ясенецкого в празднование Воздвижения Креста Господня
- Ректор ППДС совершил всенощное бдение в канун празднования Иверской иконы Божией Матери
- Условия приема на богословско-пастырский факультет на 2021/2022 учебный год
- Возрождение
- Праздник Крещения Господня
День празднования Державного образа Божией Матери
15.03.2021 18:15
15 марта в этом году начало Великого поста. И в этот же день Русская Православная Церковь чествует Державную икону Божьей Матери.
Русский народ обрёл эту икону сравнительно недавно – всего век назад. Это было накануне сиротства нашей страны – в день вынужденного отречения от престола государя Николая II, (2) 15 марта 1917 года. Жительница слободы Перерва крестьянка Евдокия Андрианова во сне услышала голос: «Есть в селе Коломенском большая чёрная икона. Её нужно взять, сделать красной, и пусть молятся». В следующий раз ей приснился белый храм, в котором величественно восседала Царица Небесная. Когда Евдокия пришла в Коломенское, сразу узнала явленную во сне Вознесенскую церковь. Через некоторое время икона была найдена заброшенном в подвале храма. Когда почерневшую от старости икону промыли, открылось изображение Богоматери, в короне, со скипетром и державой в руках, восседающей на троне с Богомладенцем.
Разорение
Иверский Собор.(фото 1952 г.)
С началом революционной смуты в 1917 году жизнь старого Перервинского духовного училища, как и всех духовных школ в нашем отечестве, обрывается. Точную дату закрытия установить трудно. Вероятнее всего, это был 1918 год. Из приходно-расходной книги монастыря видно, что расходы на нужды училища во второй половине 1918 года прекращаются. Монастырь был закрыт, точнее, на его территории до 1930-х годов еще действовал приход1, в котором проживало несколько монахов. Большевики отобрали у них сельскохозяйственное подворье в Царицыне, почти все съестные припасы, и оставшаяся братия обители вынуждена была жить впроголодь. В это лихолетье многие православные миряне и духовенство запечатлели свою веру во Христа мученическим подвигом.
Преподобномученик Никанор Перервинский (Морозкин, 1870-1938).
В число новомучеников и исповедников Российских Священный Синод Русской Православной Церкви на заседании, проходившем 20 апреля 2005 года, включил последнего настоятеля Николо-Перервинского монастыря архимандрита Никанора (Морозкина, 1870–1938). Многие новомученики и исповедники Московской епархии были студентами и выпускниками Перервинского духовного училища. В настоящее время продолжается работа по канонизации, которая наверняка дополнит список имен новомучеников – выпускников Перервинского духовного училища. Приведем лишь некоторые имена: протоиерей Иоанн Виноградов (1879–1937), протоиерей Петр Любимов (1867–1938), священник Петр Косменков (1887–1937), священник Петр Пушкинский (1891–1937), диакон Симеон Кречков (1876–1937). Многие из новомучеников приняли насильственную кончину на одной из русских «Голгоф» того времени – Бутовском полигоне.
Восстановление Никольского храма
27.07.2010 16:10
Постепенно восстанавливались разрушенные храмы обители. В Никольском соборе , сильно пострадавшем за то время, когда в нем находился завод металлической и пластмассовой игрушки, уже в 50-е годы началась реставрация, так что ко времени возобновления в нем богослужения воссоздание его было почти закончено. Но иконостас был полностью утрачен, парадная лестница разрушена, живопись и лепные украшения на стенах требовали поновления. В 1992 году была отремонтирована парадная лестница, ведущая в верхний храм, побелена и восстановлена живопись над ней. Изготовлены и установлены входные дубовые двери. Покрашена крыша храма. 4 апреля 1994 года поставлен в Никольском храме металлический позолоченный престол, купленный на пожертвованные средства.
9 июня 1994г., в праздник Вознесения Господня, состоялось Великое освящение Никольского храма Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием. После этого великого события в Николо-Перервинской обители прибавилось еще две святыни. Первая — ковчежец с частицами мощей свв. мучеников Прова, Тараха и Андроника (положенный под престол Никольского храма), память которых — 12/25 октября — отныне будет торжественно праздноваться в обители. Вторая — патриарший дар — старинный образ Божией Матери Боголюбской, врученный Патриархом настоятелю храма о. Владимиру после окончания Божественной литургии.
19 декабря 2000 года к престольному празднику Перервинской обители – дню свт. Николая, — был приурочен юбилей Никольского собора, которому исполнилось 300 лет с тех пор, как в 1700 году его освятил Святейший Патриарх Адриан. В последние годы он все более преображается. Была восстановлена роспись стен собора, уже почти 6 лет велась работа по воссозданию нового резного иконостаса.
24 апреля 2002 года реставрация иконостаса в Никольском соборе была окончательно завершена. 7 мая, во вторник Светлой Седмицы, в праздник Иверской иконы Божией Матери, Святейший Патриарх Алексий, по окончании Божественной литургии, которую он возглавлял в тот день в Иверском соборе, освятил возобновленный иконостас Никольского храма.
Слово святителя Луки Войно-Ясенецкого в празднование Воздвижения Креста Господня
27.09.2011 11:48
Праздник Воздвижения Креста Господня очень древний. Нам известно, что он праздновался в уже V веке, а установлен по поводу великой радости — обретения Креста Господня.
Елена, мать первого христианского римского императора Константина, отправилась в Иерусалим, чтобы найти Крест Господень. Это была трудная задача, ибо Иерусалим, после мученической смерти на Кресте Голгофском Господа Иисуса Христа, был дважды разрушен римлянами и лежал в развалинах, на месте Голгофы языческий император Адриан, чтобы уничтожить память о Кресте Христовом, велел насыпать много земли и построить языческое капище Венеры.
Мать императора Елена не знала, где начинать поиски Креста, но Господь послал ей одного старого еврея, Иуду, который указал, что Крест находится под капищем Венеры. Велела царица разрушить капище, и под ним нашли три Креста.
Ректор ППДС совершил всенощное бдение в канун празднования Иверской иконы Божией Матери
25.10.2011 18:23
26 октября 2011 года, в канун празднования Иверского образа Божией Матери, престольного праздника Патриаршего подворья храмов Николо-Перервинского монастыря, настоятель обители и ректор Перервинской Православной Духовной семинарии протоиерей Владимир Чувикин возглавил всенощное бдение в Иверском соборе.
Список Божией Матери по повелению Патриарха Никона был доставлен с Афона в Москву, украшен драгоценной ризой и в 1656 году передан на Валдай, в новоустроенный Иверский Богородицкий Святоозерский монастырь (после революции икона бесследно исчезла).
С иконы, находившейся в царской семье, был сделан еще один список; в 1669 году его установили в часовне у ворот, выходящих на главную — Тверскую — улицу Москвы. Вратарница стала одной из самых чтимых святынь, Матушкой-Заступницей москвичей.
Условия приема на богословско-пастырский факультет на 2021/2022 учебный год
На богословско-пастырский факультет принимаются юноши, имеющие полное среднее образование, от 17 до 35 лет, форма обучения – очная, заочного отделения нет.
Для получения инструкции по загрузке документов напишите письмо на адрес семинарии ppds@ppds.ru
Вступительные экзамены:
- Русский язык
- История
- Комплексный экзамен по Закону Божьему
- Собеседование
Перечень необходимых для поступления документов:
- Документы о светском и духовном образовании (оригинал документа с последнего места учебы и копии остальных).
- Письменное благословение архиерея (поступающим из Московской городской епархии преподается после прохождения епархиального совета).
- Рекомендация священника (духовника).
- Свидетельство о Крещении (копия).
- Паспорт (копия, с местом регистрации).
- Загранпаспорт (если есть, копия).
- Приписное свидетельство или военный билет (копия).
- Справка с места прописки (или «О регистрации» ф.№ 9, или о составе семьи, или выписка из домовой книги).
- Медицинская справка (086/у).
- Медицинский полис (копия, с двух сторон). Иностранные студенты оформляют полис ДМС.
- Личное прошение (пишется в семинарии).
- Анкета.
- Автобиография.
- Фотографии 3х4 (4 шт.).
- Для женатых — копия свидетельства о венчании, для имеющих сан — копии документа, подтверждающего наличие сана, и последнего указа правящего архиерея о назначении.
- Прочие документы (грамоты, характеристики, дипломы и т.д.) по усмотрению абитуриента.
Возрождение
Таким был Иверский собор… 1993 г.
По завету митрополита Платона, если отнести слова архипастыря к основанной им духовной школе, Господь Бог и Его Пречистая Матерь, Небесная Покровительница обители, не дали ей прерваться. Отсчет новейшей истории духовной школы на Перерве следует начать с 1996 года – тогда она была возрождена. Но предыстория этого события началась немного раньше. После закрытия Николо-Перервинского монастыря его не постигла, Божией милостию, участь многих русских храмов и монастырей – обитель уцелела. В послевоенные годы в нем располагались склады разных предприятий, а позднее – цехи Металлоштамповочного завода и завода «Станкоконструкция». В середине 1980-х годов в ведение Русской Православной Церкви стали возвращаться поруганные храмы и обители. 8 января 1991 года решением Исполкома Моссовета православной общине во главе с настоятелем протоиереем Владимиром Чувикиным был передан Никольский храм Перервинского монастырского комплекса1. Начались регулярные богослужения, была организована воскресная школа, приступили к работе реставраторы – жизнь обители возобновилась.
Ректор семинарии прот. Владимир Чувикин с первыми прихожанами возрожденной обители(1991 г.)
Решение о возрождении духовной школы пришло как-то само собой. С первых дней после начала богослужений в Перерву стали приходить юноши, желающие нести послушание алтарников и трудиться в обители. Одни уходили, приходили новые, и со временем образовался постоянный юношеский приходской коллектив. Многие из молодых людей к этому времени уже сознательно решили посвятить свою жизнь Богу и Православной Церкви и изъявляли желание встать на путь пастырского служения. В одно из посещений обители владыка Арсений2 посоветовал настоятелю, отцу Владимиру, организовать обучение юношей в стенах Николо-Перервинского монастыря. В том же году было получено благословение Святейшего патриарха Алексия II на открытие Пастырских курсов.
4 октября 1996 года состоялся первый педагогический совет под председательством настоятеля обители протоиерея Владимира Чувикина. На совете обсуждался учебный план курсов, состав будущего педагогического коллектива и время начала занятий. 2 декабря, в день памяти святителя Филарета Московского, прошел молебен на начало первого учебного года в возрождающейся духовной школе. 9 декабря начались занятия на Пастырских курсах – за партами сидели лишь 9 человек. Первый урок провела преподаватель церковнославянского языка Наталья Ефимовна Афанасьева. Через некоторое время Пастырские курсы были преобразованы в Перервинское Духовное училище. Так, год за годом возрождалась жизнь училища на Перерве. Увеличивалось число преподавателей и воспитанников.
Первые воспитанники возрождающегося духовного училища. 1996 г.
В первые годы существования вновь открытого училища преподавателей было больше, чем студентов. Несмотря на то, что Духовные училища в это время работали по трех- или даже двухлетней учебной программе, в Перерве взяли курс на четырехлетнюю программу обучения. Училище росло и крепло, набирало силы. В 2000 году состоялись два важных события в истории духовной школы: 225-летие основания семинарии на Перерве митрополитом Платоном (Левшиным) и первый выпуск возрожденного Перервинского Духовного училища. А через год, 17 июля 2001 года, училище получило статус семинарии, ректором которой был назначен настоятель обители протоиерей Владимир Чувикин. В 2004/2005 учебном году состоялась первая защита дипломных работ и первый выпуск студентов семинарии.
Праздник Крещения Господня
20.01.2021 17:21
Совсем недавно Святая Церковь отмечала светлый день Рождества Христова, день, когда Христос пришёл на землю, родился от Девы Марии. Сегодня, в праздник Богоявления, или Крещения, мы вспоминаем ещё одно явление Сына Божия, когда Христос открыто явил Себя народу как Мессия, воплощённый Бог, Спаситель мира.
«От Вифлеема на Иордан перейдем, тамо бо Свет сущим во тьме озаряти уже начинает» — так поётся в стихире предпразднства Крещения. С момента Богоявления начинается дело спасения рода человеческого. Христос выходит на проповедь, и Богоявление Его, как и Рождество, исполнено смирения. Господь принимает крещение от Иоанна и этим подаёт пример послушания воле Своего Небесного Отца, пример исполнения закона. Он принимает крещение в Иордане и принимает его от Своего собственного творения. Такова глубина смирения Господа нашего.