Николо-угрешский монастырь: часы работы, расписание богослужений, адрес и фото

Николо-Угрешский ставропигиальный мужской монастырь в Дзержинском Московской обл.

Во второй половине XIX в. в нем был создан грандиозный архитектурный ансамбль (художник и архит. Ф.Г. Солнцев), центром которого стал собор Спаса Преображения и семиярусная колокольня (в XIX в. надстроено 4 яруса). Значительно расширенная территория была обнесена стилизованной под различные архитектурные стили оградой с восемью воротами и шестнадцатью башнями; рядом с монастырем был устроен скит. К этому времени в монастыре было 10 храмов и 5 часовен.

В 1920-х гг. монастырь был закрыт, а в его зданиях размещались детская колония, фабрика-кухня, школа, гостиница и др. В 1940 г. были уничтожены древнейший храм обители собор свт. Николая (XVI в.) и ряд других построек. Богослужения возобновлены в декабре 1991 г. Идет интенсивная реставрация.

В архитектурный комплекс монастыря входят храмы и часовни: собор Спаса Преображения с приделами равноап. кн. Владимира и вел. кн. Ольги (1880–1894 гг., архит. А.С. Каминский, высота 77 м); храм Успения Пресвятой Богородицы с приделами ап. Матфея, прп. Марии Египетской; трапезный храм св. ап. Матфея и мц. Параскевы (XIX в.); храм усекновения главы Иоанна Предтечи в колокольне (1758–1763 гг., перестроен в 1859 г.); храм иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» при больнице (XIX в.); храм Казанской иконы Божией Матери при богадельне (XIX в.); храм свв. апп. Петра и Павла в скиту (1860 г.); храм вмч. Пантелеимона при городской больнице, г. Дзержинский; храм прп. Сергия Радонежского в Архиерейском доме (ХIХ в., сгорел в сер.1970-х гг.); храм Святого Духа при духовном училище (разрушен вместе с училищем в 1930-х гг.); храм блгв. кн. Александра Невского при Московском общевойсковом командном училище; часовня в память явления иконы свт. Николая Димитрию Донскому (построена в 1893 г.); часовня в честь иконы Божией Матери «Взыскание погибших» (построена в конце 2000 г.).

Имеются святыни: мощи прп. Пимена Угрешского, большая частица мощей свт. Николая, частицы мощей святых: Иоанна Крестителя, вмч. Пантелеимона, свт. Игнатия Брянчанинова, Киево-Печерских преподобных отцов и других святых.

Имеются чтимые иконы: Божией Матери «Взыграние» Угрешская, список с Тихвинской иконы, список с иконы свт. Николая, явившейся Димитрию Донскому на месте монастыря.

В 1998 г. при обители открыта духовная семинария. Проводятся беседы по местному радио и телевидению на духовно-нравственные темы, население города информируется о жизни монастыря.

При монастыре действует паломническая служба. Открыт музей. Посещение музея организуется через паломническую службу.

Силами монастыря издается газета «Угрешские вести». Выпущено в первом издании житие прп. Пимена и воспоминания.

Наместник монастыря — игумен Варфоломей.

В каком месте располагается и как добраться к монастырю?

Можно добраться в храм Николо – Угрешский некоторыми способами:

• Следует добраться от Казанского вокзала до площади Люберцы, а потом на общественном транспорте (автобусом) номер 20 и номер 21 необходимо доехать до остановки площадь Святителя Николая;

• Возможно доехать от станции метрополитена Люблино на общественном транспорте номер 305;

• Можно добраться от станции метрополитена Кузьминки на общественном транспорте номер 470.

А конкретное местоположение храма таковое: Московская область, город Дзержинский, площадь святителя Николая, номер один. Индекс 140090.

Любой религиозный человек хотя бы единожды обязан посетить данное Господнее обиталище, ощутить данную благосклонную безмятежную обстановку, взглянуть на абсолютно все святая святых, святилища, монастыри, соборы, часовни и образы Николо – Угрешского храма. Для того чтобы без помощи других удостовериться в силе данной величавой местности.

Да пускай Вас всегда оберегает и защищает Всевышний!

Для паломников

Конечно, хлеб можно купить и на территории обители — в палатке монастырской выпечки. Аромат подскажет направление. В период постов здесь же можно приобрести постные пирожки и лакомства.

Прогуливаясь по изумительно красивому и напоенному святыней месту, можно легко провести целый день. Если вы захотите есть, недалеко от входа на территорию монастыря находится трапезная, в которой можно отведать очень вкусные рыбные и овощные блюда, а также десерты (работает с 8:00 до 19:00).

Имеется и магазин, предлагающий церковную литературу, утварь и прочее. Еще два магазина для паломников расположены в непосредственной близости от монастыря.

Подать записки о здравии и упокоении просто: бланки лежат в соборе, здесь же ручки и карандаши. Заполненную записку надо положить в специально отведенное для этого место, а пожертвование в любом объеме опустить в ящик. Туда же класть деньги за свечи, лежащие также в свободном доступе. А сорокоусты, молебны и прочее надо заказывать у работников, проходящих послушание за свечным ящиком. Цены на эти требы средние по Москве.

Туалет на территории монастыря расположен в красной стене, тянущейся по левую руку от выхода из Спасо-Преображенского собора.

Информация для паломников и туристов

Что необходимо знать перед поездкой:

Как добраться

Добрать до места можно своим ходом на автобусе. Остановка называется «Площадь Святителя Николая» или попросту «Монастырь». Нужно сесть на автобус:

  1. №470 от метро «Кузьминки»;
  2. №305 от метро «Люблино»;
  3. №20 или №21 от станции Люберцы. До нее можно доехать на электричке от Казанского вокзала.

Важно знать: доехать до Дзержинска можно также из Лыткарино, Котельников. Где остановиться

Где остановиться

Здесь несколько вариантов:

  • Для паломников неподалеку от обители (буквально через дорогу) расположена монастырская гостиница. Ею заведует местный паломнический центр;
  • Также в городе есть гостиница «Федерального центра двойных технологий союза» или «ФЦДТ».

Адрес: улица Лермонтова, дом 18. Телефон (495) 551-11-81, 24-33;

Еще одним местом для остановки может стать оздоровительный пансион «Союз».

Адрес: улица Лесная, дом 25. Телефон: (495) 551-20-09.

Детские служения монастыря

Детям, как будущему нашей страны, в обители посвящено много времени и служений. Вот некоторые из них:

Военно-патриотический клуб «Дозор»

К обучению принимаются только мальчики с 10 до 17 лет. Клуб проводит обучение будущих воинов – тут обучают полезным и необходимым для солдата дисциплинам, приучают к строгости и преподают православное понимание необходимости защиты семьи, страны и веры. Мальчики получают строевую, тактическую, огневую и инженерную подготовку, изучают медицину, скалолазание и топографию. Имеется даже свой сайт.

Рекомендация: в клубе преподают реальные офицеры войсковой разведки внутренних войск России – это позволяет учащимся перенять уникальный опыт бойцов.

Музыкально-хоровая студия

Она появилась в 2010 году. Целью студии является объединение всех участников благодаря общему делу и приобщение к православию. Исполняются популярные народные песни, а также произведения российских и зарубежных авторов, классических и современных.

Обучение длится 4 года и включает в себя изучение навыков индивидуального и хорового исполнения: хор, сольфеджио, вокал и церковное пение. Также дети посещают гитару и фортепиано, ритмику, основы православия, музыкальную литературу.

Совет: записать ребенка можно и на индивидуальные занятия.

У студии так же есть свой сайт;

Творческая студия «Сфера»

Студия появилась в монастыре несколько лет назад. Главной задачей ее педагогов является помощь ребенку в раскрытии талантов и самовыражении. Среди доступных кружков – ИЗО, работа с керамикой и создание мультипликации. С 2014 года на базе «Сферы» появилось «ответвление» под названием «Дети солнца». Это программа для детей с врожденными тяжелыми недугами, занимающихся искусством.

Это интересно: ученики регулярно принимают участие в благотворительных мероприятиях.

В каком месте располагается и как добраться к монастырю?

Можно добраться в храм Николо – Угрешский некоторыми способами:

• Следует добраться от Казанского вокзала до площади Люберцы, а потом на общественном транспорте (автобусом) номер 20 и номер 21 необходимо доехать до остановки площадь Святителя Николая;

• Возможно доехать от станции метрополитена Люблино на общественном транспорте номер 305;

• Можно добраться от станции метрополитена Кузьминки на общественном транспорте номер 470.

Любой религиозный человек хотя бы единожды обязан посетить данное Господнее обиталище, ощутить данную благосклонную безмятежную обстановку, взглянуть на абсолютно все святая святых, святилища, монастыри, соборы, часовни и образы Николо – Угрешского храма. Для того чтобы без помощи других удостовериться в силе данной величавой местности.

Да пускай Вас всегда оберегает и защищает Всевышний!

Династия Романовых и Угреша

При первом царе из династии Романовых Михаиле, избранном на престол в 1613 году, монастырь переживал стадию расцвета. За все время своего правления государь посещал обитель 9 раз, в основном в день памяти Николая Чудотворца. Монастырь, став духовным прибежищем царя, получил от него различные привилегии: освобождение торговли от таможенных поборов, право владения рыбной ловлей в Нижнем Новгороде. За время своего правления Михаил преподнес обители множество подарков, всячески содействовал ее процветанию. Его сын, Алексей Тишайший, также продолжил традицию отца, отправляясь в пешие походы в Угрешу весной и всячески заботясь о монастыре.

История

Монастырь основан в 1380 году великим князем Дмитрием Донским на месте явления иконы Святителя Николая Чудотворца. По преданию именно в этом месте войско великого князя остановилось на отдых на пути к полю Куликову. Явление иконы укрепило Дмитрия Донского верой и надеждой, отчего Святой Благоверный князь произнёс «Сия вся угреша сердце мое» («Это всё согрело сердце моё»). С тех пор это место называется Угреша, а сам монастырь Николо-Угрешским.

Монастырь неоднократно горел и разорялся, но быстро восстанавливался. В 1521 году монастырь был сожжен дотла при набеге на Москву крымского хана Мехмеда I Гирея, но как и в предыдущих случаях был быстро восстановлен.

Регулярные царские выезды на богомолье («Угрешские походы») государя Михаила Федоровича, а потом и Алексея Михайловича Романовых способствовали существенному развитию и благосостоянию монастыря в XVII веке. Во время одного «угрешского похода» царя Алексея Михайловича , 11 июля 1668 года, Угрешу посетили сразу три Патриарха: Александрийский Паисий, Антиохийский Макарий III и Московский Иоасаф.

В 1680-х годах монастырь неоднократно посещал молодой царь — Пётр I. После подавления стрелецкого бунта Угрешская обитель становится одним из мест заключения для мятежных стрельцов, выступивших против молодого царя Петра.

В 1812 году монастырь подвергся нападению французов, один из отрядов которых пребывал некоторое время на территории обители. В 1841—1843 годах Собор Николая Чудотворца был перестроен архитектором Д. Ф. Борисовым.

В 1833 году в монастыре оставалось всего лишь шесть человек, и шла речь об упразднении монастыря. В это время московский митрополит Филарет решил сделать настоятелем этого третьеклассного монастыря игумена Игнатия Брянчанинова и через Синод вызвал его в Санкт-Петербург, где находился. Официально назначение 82-го настоятеля угрешского монастыря состоялось, но при представлении императору Николаю I, тот решил дать Игнатию в управление другой монастырь — Троице-Сергиеву пустынь под Петербургом — а в угрешский монастырь был назначен, по рекомендации Игнатия, его знакомый монах Иларий, который несмотря на некоторые свои особенности и постоянное желание отказаться от должности, принял монастырь 15 марта 1834 года и настоятельствовал в нём 18 лет. Посетивший монастырь в октябре 1837 года митрополит Филарет сказал: «Во всей епархии нет у меня беднее и хуже ваших церквей».

В ноябре 1874 года послушником Николо-угрешского монастыря стал К. Н. Леонтьев, но весной 1875 года покинул монастырь из-за разногласий с игуменом Пименом. После своего увольнения с московской кафедры 20 марта 1917 года здесь в течение нескольких лет проживал на покое митрополит Макарий (Невский) (†1926).

1 июля 1919 года монастырь был преобразован в трудовую артель монахов, получившую название «Николо-Угрешской трудовой общины», во главе которой стал настоятель, архимандрит Макарий. Неоднократно обитель посещал Патриарх Тихон; последний раз — в 1924 году.

В 1917 в здании монастыря была организована детская колония Наркомфина, в которую входили: приют для матерей с малолетними детьми, институт благородных девиц, учебный пансионат для мальчиков. Позже, колония, преобразованна по инициативе Ф. Э. Дзержинского в трудовую коммуну.

В 1925 был полностью закрыт. В 1940 уничтожен древнейший храм обители — Никольский собор XVI века.

В 1980-х годах на территории монастыря располагалось общежитие, а также секция дзюдо ДЮСШ «Союз».

30 января 1991 решением Мособлсовета возвращён Русской Православной Церкви. Наместником монастыря, который получил статус ставропигии, был назначен архимандрит Вениамин (Зарицкий) (с 14 августа 2003 — в сане епископа Люберецкий, викарий Московской епархии; 31 мая 2010 г. освобожден от управления монастырём в связи с назначением епископом Пензенским и Кузнецким).

В 1990-х осуществлена реставрация многих строений, построены новые храмы.

В 1999 году при монастыре открыто Духовное Училище, преобразованное в 2000 году в Николо-Угрешскую православную духовную семинарию.

В 2004 году завершено строительство шатрового храма-часовни в честь Страстей Христовых. В этом же году был сделан новый иконостас в Преображенском соборе монастыря. Также по проекту иеромонаха Арсения был восстановлен (полностью построен заново) Никольский собор.

В 2009 году закончена внутренняя роспись (с оригинала) Спасо-Преображенского собора.

24 декабря 2010 года постановлением Священного Синода Русской Православной Церкви новым наместником монастыря назначен игумен Варфоломей (Петров).

История

Монастырь основан в 1380 году великим князем Дмитрием Донским на месте явления иконы Святителя Николая Чудотворца. По преданию именно в этом месте войско великого князя остановилось на отдых на пути к полю Куликову. Явление иконы укрепило Дмитрия Донского верой и надеждой, отчего Святой Благоверный князь произнёс «Сия вся угреша сердце мое» («Это всё согрело сердце моё»). С тех пор это место называется Угреша, а сам монастырь Николо-Угрешским.

Монастырь неоднократно горел и разорялся, но быстро восстанавливался. В 1521 году монастырь был сожжен дотла при набеге на Москву крымского хана Мехмеда I Гирея, но как и в предыдущих случаях был быстро восстановлен.

Регулярные царские выезды на богомолье («Угрешские походы») государя Михаила Федоровича, а потом и Алексея Михайловича Романовых способствовали существенному развитию и благосостоянию монастыря в XVII веке. Во время одного «угрешского похода» царя Алексея Михайловича , 11 июля 1668 года, Угрешу посетили сразу три Патриарха: Александрийский Паисий, Антиохийский Макарий III и Московский Иоасаф.

В 1680-х годах монастырь неоднократно посещал молодой царь — Пётр I. После подавления стрелецкого бунта Угрешская обитель становится одним из мест заключения для мятежных стрельцов, выступивших против молодого царя Петра.

В 1812 году монастырь подвергся нападению французов, один из отрядов которых пребывал некоторое время на территории обители. В 1841—1843 годах Собор Николая Чудотворца был перестроен архитектором Д. Ф. Борисовым.

В 1833 году в монастыре оставалось всего лишь шесть человек, и шла речь об упразднении монастыря. В это время московский митрополит Филарет решил сделать настоятелем этого третьеклассного монастыря игумена Игнатия Брянчанинова и через Синод вызвал его в Санкт-Петербург, где находился. Официально назначение 82-го настоятеля угрешского монастыря состоялось, но при представлении императору Николаю I, тот решил дать Игнатию в управление другой монастырь — Троице-Сергиеву пустынь под Петербургом — а в угрешский монастырь был назначен, по рекомендации Игнатия, его знакомый монах Иларий, который несмотря на некоторые свои особенности и постоянное желание отказаться от должности, принял монастырь 15 марта 1834 года и настоятельствовал в нём 18 лет. Посетивший монастырь в октябре 1837 года митрополит Филарет сказал: «Во всей епархии нет у меня беднее и хуже ваших церквей».

В ноябре 1874 года послушником Николо-угрешского монастыря стал К. Н. Леонтьев, но весной 1875 года покинул монастырь из-за разногласий с игуменом Пименом. После своего увольнения с московской кафедры 20 марта 1917 года здесь в течение нескольких лет проживал на покое митрополит Макарий (Невский) (†1926).

1 июля 1919 года монастырь был преобразован в трудовую артель монахов, получившую название «Николо-Угрешской трудовой общины», во главе которой стал настоятель, архимандрит Макарий. Неоднократно обитель посещал Патриарх Тихон; последний раз — в 1924 году.

В 1917 в здании монастыря была организована детская колония Наркомфина, в которую входили: приют для матерей с малолетними детьми, институт благородных девиц, учебный пансионат для мальчиков. Позже, колония, преобразованна по инициативе Ф. Э. Дзержинского в трудовую коммуну.

В 1925 был полностью закрыт. В 1940 уничтожен древнейший храм обители — Никольский собор XVI века.

В 1980-х годах на территории монастыря располагалось общежитие, а также секция дзюдо ДЮСШ «Союз».

30 января 1991 решением Мособлсовета возвращён Русской Православной Церкви. Наместником монастыря, который получил статус ставропигии, был назначен архимандрит Вениамин (Зарицкий) (с 14 августа 2003 — в сане епископа Люберецкий, викарий Московской епархии; 31 мая 2010 г. освобожден от управления монастырём в связи с назначением епископом Пензенским и Кузнецким).

В 1990-х осуществлена реставрация многих строений, построены новые храмы.

В 1999 году при монастыре открыто Духовное Училище, преобразованное в 2000 году в Николо-Угрешскую православную духовную семинарию.

В 2004 году завершено строительство шатрового храма-часовни в честь Страстей Христовых. В этом же году был сделан новый иконостас в Преображенском соборе монастыря. Также по проекту иеромонаха Арсения был восстановлен (полностью построен заново) Никольский собор.

В 2009 году закончена внутренняя роспись (с оригинала) Спасо-Преображенского собора.

24 декабря 2010 года постановлением Священного Синода Русской Православной Церкви новым наместником монастыря назначен игумен Варфоломей (Петров).

История создания Николо-Угрешского монастыря

Основали эту обитель в 1380 году, а неподалеку находилось дворцовое село, где часто отдыхали князья. Они щедро жертвовали монастырю не только деньги, но и земли. Через полтора века после основания обитель сожгли крымские татары во время набега, но позже ее восстановили. Иван Грозный не только выделил лесные угодья монастырю, но и освободил его от таможенных пошлин.

Знаете ли вы? Здесь некоторое время жил Лжедмитрий Второй.

До XVII века обитель занимала высокий статус: сюда регулярно приезжали царские особы, патриархи, однако уже в следующем столетии монастырь начал угасать, денег на его содержание практически не выделяли. Постепенно площадь монастырских земель сокращалась, а на подворье размещали отставных военных, а позже организовали лазарет.В начале XIX века монастырь заняли французы, однако не разрушили ее. С середины этого столетия начался новый этап развития обители: в это время и был создан ее уникальный ансамбль строений. С приходом советской власти обитель закрыли, а многие ценности изъяли. В этот период на территории монастыря размещались фабрики, трудовые колонии, цеха, школы. Возродилась обитель в 90-х годах: в храмах вновь стали совершать богослужения, сюда вернулась иноческая братия. Постепенно отстроили и разрушенные церкви.

Хроника Николо – Угрешского храма

Как — то раз, ехав по дороге на Куликово поле, на поединок с монголами (пятнадцати поприщ от города Москвы) российский правитель Димитрий Донской на сосне заметил образ Николая Чудотворца. Правитель, полководцы и все воины вознесли моление чудодейственной иконе. Затем Димитрий вскрикнул « это всё угреша души его». С того периода икону начали именовать Угрешой. Сражение российского князя одержало победу. Впоследствии после победы Димитрий отдал приказ на местности, где был обнаружен образ, построить монастырь в почтительность Николая Чудотворца за признательность в знаменитой победе.

Монастырь был создан в 1380 году. В пятнадцатом веке был открыт постоялый двор в Кремле. В 1521 году сооружение было испепелено монгольским правителем в период атаки. Однако московский правитель моментально дал указ восстановить храм.

В семнадцатом столетии данный монастырь был на пике популярности. Все величавые персоны постоянно навещали его. Этаким способом монастырь имел возможность пополняться внушительными взносами и демонстрировать собственное высочайшее состояние.

В завершении восемнадцатого века монастырь приобрёл чудодейственный образ Блаженной Божьей Матери «Взыграние». Сначала последующего столетия храмом завладели французские воины. Однако все без исключения значимые вещи не были повреждены, потому что они заранее были перенаправлены в Вологду.

По приходу русского правительства стартовала компания по конфискации монашеских драгоценностей. Позднее старцев целиком лишили права проживания, а в их сооружениях расположили отели, средние учебные заведения, общественные места питания, фабричные мастерские и прочие учреждения. В 1940 году был целиком разбит основной монастырь.

Восстановление и возрождение священного монастыря началось в семидесятых годах. До окончания века возобновили 6 храмов, десять святилищ и тронов.

Невзирая на всё это в девяностых годах положение всех монастырей было печальным. По этой причине было общепринято постановление об усиленном ремонте, в котором взяло соучастие большое число управляющих персон и обычных жителей города. Едиными стараниями получилось совершить подобный величавый монастырь.

Информация паломникам

Подробная информация о жизни обители представлена на официальном сайте: pererva.org. При необходимости все вопросы можно уточнить по телефону: +7 (495) 354-49-65.

В монастыре действует запрет на фото- и видеосъемку. При крайней необходимости нужно получить разрешение у настоятеля.

Совет автора

Престольные праздники

Престольные праздники в обители празднуются несколько раз в год:

  • в Никольском храме в честь святителя Николая Чудотворца – 22 мая и 19 декабря;
  • в Иверском соборе – 6 мая, 26 октября, 25 февраля и вторник Светлой седмицы;
  • в церкви Успения Пресвятой Богородицы – 28 августа;
  • в надвратном храме в честь Толгской иконы Божией Матери – 8 августа, 16 сентября;
  • в церкви Иоанна Богослова – 21 мая, 9 октября;
  • в нижнем храме Никольского собора в честь св. Сергия Радонежского – 18 июля, 8 сентября.

В эти дни богослужения особенно торжественные. В обитель стекается множество паломников. Служба проводится при участии многих священников их других храмов.

Интерьер собора Иконы Божией Матери Иверская

Режим работы

Сегодня богослужения совершаются только в Никольском соборе. Его двери открыты для прихожан с 7:00 до 17:00. Расписание богослужений следующее:

  1. Литургия. В будние дни в 7:30. В воскресные и праздничные дни в 6:30 и в 9:00, в 8:00 для детей.
  2. Вечернее богослужение – 17:00.
  3. Акафист – 16:00.

К таинствам исповеди и причастия верующие могут приступить на каждой литургии. Венчание и крещение проводятся только в выходные дни. Предварительно нужно согласовать осуществления Таинства в иконной лавке и записаться там же. Перед Венчанием священник проводит с будущими супругами беседу по понедельникам в 20: 00. Перед Крещением крестные родители и сам желающий принять таинство, если он уже взрослый, должны поучаствовать в двух огласительных беседах. Они проводятся по пятницам в 19:30.

Сегодня богослужения совершаются только в Никольском соборе

Как добраться

Монастырь находится в Москве по адресу: ул. Шоссейная, 82. Район Печатники довольно уединенный. Обитель здесь оказалась окруженной железной дорогой, рекой и промышленной зоной.

Удобнее всего доехать сюда на метро:

  • от станции метро «Текстильщики» идут автобусы №703 и 161, маршрутное такси №38М. Ехать необходимо до остановки «Николо-Перервинский монастырь»;
  • от станции «Печатники» до обители идет автобус №292.

От платформы «Депо» курской Ж/Д можно дойти до монастыря за 15 мин.

Николо-Перервинский монастырь – уникальная обитель, хранящая тайны старой Москвы. Несколько веков назад на берегу реки стали возносить молитвы и проводить богослужения. Несмотря на тяжелое испытание коммунизмом, обитель остается духовным щитом русского православного народа.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Храмы Николо-Угрешкского монастыря и часовни

На территории общины есть величественные храмы:

  • Успения Богородицы;
  • Святого Матвея и Параскевы;
  • Преподобного Сергия Радонежского;
  • Александра Невского;
  • Иоанна Предчити;
  • Спаса Преображения;
  • Петра и Павла;
  • Святого Духа;
  • Пантелеймона;
  • Казанской иконы Богоматери;
  • Иконы Богоматери «Всех скорбящих Радость»;
  • Часовня иконы Богоматери «Взыскание погибших;
  • Часовня явления иконы князю Донскому.

Святыни и иконы Угреши

На территории обители Божией находятся так же и значимые святыни:

  • мощи Иоанна Крестителя;
  • мощи Пантелеимона;
  • мощи Пимена Угрешского;
  • часть мощей Николая Чудотворца;
  • мощи Игнатия Брянчанинова;
  • и многих других преподобных и святых.

В храмах хранятся иконы: Взыграние Угрешская, Николая Чудотворца и список Тихвинской иконы.

Упадок и судьба монастыря в Смутное время

К концу XVII века, в самый расцвет развития обители, произошло резкое изменение государственной политики по отношению к церквям. Это очень быстро оказало негативное влияние на Угреш, куда не разрешали заселяться новым монахам и число братии стремительно уменьшалось. Ветшали и рушились храмовые постройки, а деньги на их восстановление не выделялись.


Николо-Угрешский монастырь в Джержинском

Уже в это время некоторые здания переходят из богослужебного в светское использование — тут располагается санаторий и воинская часть. Во время эпидемии чумы тут располагается лазарет, при этом монахи были переселены в соседнюю обитель.

Знаменательное событие произошло в Угреше в 1795 году — тут был обретен чудотворный образ Богородицы «Взыграние», что было расценено как предзнаменование нового расцвета дома Божия. В 1812 году Угреш был захвачен французскими войсками, однако достояние и ценности обители не пострадали, поскольку заранее были вывезены.

Важно! Николо-Угрешская обитель тесно связана с деятельностью таких известных служителей церкви как святитель Иннокентий (Смирнов), святитель Игнатий (Брянчанинов), святитель Филарет Московский. Заступничеством таких великих мужей удалось избежать закрытия монастыря

С середины ХІХ века начинается постепенная отстройка и возрождение храмового комплекса. Все работы выполняются на пожертвования и взносы благотворителей, многие из которых были богатыми купцами

Заступничеством таких великих мужей удалось избежать закрытия монастыря. С середины ХІХ века начинается постепенная отстройка и возрождение храмового комплекса. Все работы выполняются на пожертвования и взносы благотворителей, многие из которых были богатыми купцами.

С восстановлением старых зданий появляются и новые постройки. Так, значительно увеличенная территория обносится высоким каменным забором, на одной из стен которого можно было видеть изображение святого града Иерусалима.

При обители открывают школу для крестьянских детей, а штат монастыря стремительно растет. Число братии также постепенно восстанавливается и превышает 100 человек. Ко дню празднования полувека с момента основания обители, торжественно закладывается основание собора Преображения Господня, который впоследствии станет главной архитектурной достопримечательностью всего комплекса.

Настоятели и наместники

  • Иона (упом. 1432 — упом. 1443)
  • Авраамий (? — 1490/1491)
  • Силуан Грек (? — 1493)
  • Нил Грек (между 1494 и 1506)
  • Тихон (1517 — 1520)
  • Тихон (Хворостинин) (упом. 1572 — 1573)
  • Лаврентий (упом. 1589)
  • Елеазар и Тихон (упом. 17 февраля 1598)
  • Иона (упом. 1610)
  • Дионисий (упом. 28 сентября 1645)
  • Викентий (? — 1672)
  • Герасим (упом. 1676)
  • Иосиф/Иоасаф (упом. 1682) (возможно, это архиеп. Иосиф Архангельский)
  • Трифиллий (Инихов) (1691 — 1692)
  • Варлаам (упом. 1737)
  • Феофан (Чарнуцкий) (1744)
  • Ириней (Братановский) (1759 — 1762)
  • Иероним (Ершов) (XVIII в.)
  • Лаврентий (Бакшевский) (25 января 1808 — ?)
  • Евгений (Казанцев) (5 июля — 6 августа 1810)
  • Свт. Иннокентий (Смирнов) (6 августа — 14 октября 1810)
  • Платон (Березин) (1821 — 1822)
  • Свт. Игнатий (Брянчанинов) (1833)
  • Иларий (1834 — 1851)
  • Прп. Пимен (Мясников) (16 ноября 1851 — 16 октября 1853) и/о

Прп. Пимен (Мясников) (16 октября 1853 — 17 августа 1880)

Вассиан (Смирнов) (18 августа — 20 ноября 1880) и/о

Нил (Сафонов) (1880 — 1893)
Валентин (Смирнов) (1893 — 3 апреля 1905)
Макарий (Ятров) (15 июня 1905 — 1923)

1920-е — 1990 — закрыт и разорен

Московские и всея Руси патриархи (с 1990)

  • Вениамин (Зарицкий) ((11 декабря 1990) 12 июня 1992 — 31 мая 2010)
  • Варфоломей (Петров) (июнь — 24 декабря 2010) и.о.

Варфоломей (Петров) (с 24 декабря 2010)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector