Спас
Содержание:
- Что можно и нельзя делать 19 августа на Преображение Господне
- Послание к верующим
- Фавор: гора Преображения
- Что можно и нельзя делать в этот день
- Традиции Праздника первых плодов
- Яблочный Спас. Народные традиции освящения на Преображение Господне плодов нового урожая
- Основы праздника
- Что означает Преображение Господне
- Значение Преображения Христа
- Свято-Преображенские монастыри и храмы
- Святыни и реликвии Спасо-Преображенского собора
- Храмы в честь Преображения в России
- Первая реставрация и изучение памятника
- Храм после революции
Что можно и нельзя делать 19 августа на Преображение Господне
Многие задаются вопросом, как же правильно вести себя верующим в этот день. Строгого требования не работать у церкви нет, так иногда это праздник приходится на рабочий день. Желательно в этот праздник не трудиться, если есть такая возможность, но это по желанию верующего. Праздничный стол и определенные блюда делаются по желанию каждого православного человека.
В этот день в храме проводятся торжественные богослужения, посвященные событию Иисусова преображения. Так, возносятся благодарственные молитвы и поются тематические песни. Священники поясняют смысл праздника верующим. Православные люди читают дома Евангелия, посвященные событиями 2-тысячелетней давности и благодарят Господа за божественную сущность Христа, что позволило ему спасти людей.
В этот день есть стандартные правила для верующих людей — не грешить, искать мира и совершать дела милосердия. Желательно избегать конфликтов и священники просят верующих, хотя бы одного человека просветить на тему истории праздника, которая действительна интересна.
Послание к верующим
Преображение Господа относилось не только к Христу, но и к трем его ученикам. К такому же очищению должен стремиться истинно верующий христианин. Религия — наука, призывающая к изменению и исправлению индивидуальной личности. Христиане живут для того, чтобы в определенный час обрести чистое видение животворящей благодати, которую посчастливилось лицезреть апостолам на Фаворе.
Икона Преображение Господне
Однако в призвании православных людей не стоит только личное преображение, они отвечают и за собственное окружение, Вселенную. Христианин — это добрый правитель и защитник материального мира. Спаситель показал пример, искупив грехи людские Жертвой, смертью и чудесным Воскресением. Такая же важная задача по защите веры является основной у истинно верующих.
Важно! Когда человек осознает полноту ответственности за происходящее, стремиться к обретению блаженства, то бесконечная Вселенная и Сам Создатель открывает перед ним правильные пути и дарует все богатства. Святые призывают к милосердию и получают его в ответ
Вместе с божественным светом Фавора во Вселенную возвращается забытая радость и счастье бескорыстного служения Богу
Святые призывают к милосердию и получают его в ответ. Вместе с божественным светом Фавора во Вселенную возвращается забытая радость и счастье бескорыстного служения Богу.
Преображение Господне дата в других церквях
У католиков этот день имеет статус праздника, но не торжества, то есть его «ранг» более низкий. Он приходится на 6 августа, но, если это будний день, возможен перенос на ближайшее воскресенье. В Ассирийской церкви Востока праздник также назначен на 6 августа.
Для христиан Армянской апостольской церкви – это один из главных праздников, который любим народом. Сначала его отмечали в начале года по армянскому календарю, и он был языческим. Люди обливали друг друга водой и выпускали в небо голубей. Сегодня эти элементы сохранились, но церковью был придан им христианский смысл. Это воспоминание о Всемирном Потопе. В VI веке Преображение было включено в число пасхальных праздников и перенесено на седьмое воскресенье после Пятидесятницы.
Фавор: гора Преображения
По церковному преданию (в Евангелии об этом прямо нигде не говорится), Преображение Спасителя совершилось на горе Фавор – одной из гор Галилейской области Палестины.
Фавор – невысокая зеленая вершина в обширной Израильской долине. Вся поросшая дубами, оливковыми деревьями, травами, она напоминает своей формой огромное, мягко очерченное полушарие, царящее над окрестными полями, виноградниками и селами. С вершины горы открывается вид на близлежащие земли Северной Палестины: далеко на западе поблескивают воды Средиземного моря, на северо-востоке виднеется край Галилейского озера, на западе высятся вершины Кармила, а вдали на север от Фавора четко вырисовывается белый пик горы Ермон.
Что можно и нельзя делать в этот день
Многих людей при приближении любого православного праздника начинает тревожить вопрос о том, что разрешено выполнять, чтобы не навлечь на себя негатив. Так как его название Яблочный, то нужно:
- угощать всех этими плодами, а также есть самим;
- освятить их в храме;
- загадать желание перед употреблением;
- посетить церковь, прочитать молитву и поставить свечку.
Есть поверье, что яблоки обладают чудодейственной силой, которая способна исцелить от многих недугов. Перед первым укусом загадывают желание, которое должно обязательно сбыться. Но тут большую роль играет вера. А сам плод дерева имеет некое символическое значение. В нем видят благополучие семьи, плодородие. Так что если Вы хотите поделится этим с родными и близкими, то угостите их сладким фруктом.
Что не желательно выполнять
На двунадесятый праздник Преображения Господнего было ранее поверье, что употреблять яблоки в любом виде в еду до этого дня нельзя было. А вот после службы, можно было лакомится им в полном объеме. Вот наиболее распространенные суеверия:
- Запрет накладывался на женщин, которые потеряли ребенка. Считалось, что если родители придерживались этого требования, то в данный день ребенку на небе дарили подарок.
- Нельзя сгонят с себя насекомых и мух, тем более убивать их. Говорят о том, что если она села Вам на руку, то это к исполнению желания.
- Работать по дому не желательно. Исключением есть только сад и кухня.
Традиции Праздника первых плодов
Празднование Преображения Господнего начинается с утренней церковной службы. Во время богослужения крест выносят в центр храма. В первую очередь совершается обряд поклонения, а затем — Крестный ход и освящение плодов. Во время литургии поют канон о Великом Преображении. Прихожане обязательно одеваются в белоснежные одеяния, белый — главный цвет чудесного праздника.
Традиционно в этот день верующие несли в церковь корзины с виноградом, яблоками, грушами, сливами и другими плодами и ягодами, созревшими в саду. Урожай следовало собирать рано утром, чтобы на румяной кожице сохранились капельки росы. Хозяйки пекли на праздник постные пироги и блины с фруктовыми начинками, преимущественно с яблочной. 19 августа разрешалось не только есть яблоки, но и начинать их заготавливать: варить варенье, джемы, сушить.
Самый главный обычай Второго Спаса — угощение малоимущих и голодных людей яблоками. Верующие никогда не скупились в этот день и охотно делились собранным урожаем с теми, кто нуждался в помощи. Также освященные плоды обязательно несли на кладбище, причем угощения оставляли не только на могилах своих родных, но и на холмиках, оставшихся без присмотра.
Яблочный Спас всегда символизировал начало осени, в народе его именовали Осенинами. До этой даты нужно было успеть убрать урожай пшеницы и заготовить лекарственные травы. Согласно приметам, ясный день в Преображение Господне предвещает суровую зиму, дождь — к мокрой осени, а сухая погода — к засушливой осени.
Яблочный Спас. Народные традиции освящения на Преображение Господне плодов нового урожая
Возможно, праздник Преображения памятен многим в первую очередь из-за связанного с ним красивого и торжественного богослужебного обычая – храмового освящения яблок, винограда и иных плодов; именно благодаря ему праздник и получил свое второе, народное, название – Яблочный Спас. Обычай освящения на Преображение Господне плодов нового урожая – очень древний. Однако главное духовное значение праздника Преображения заключается, конечно же, отнюдь не в этом священнодействии.
Кроме Яблочного Спаса, у праздника Преображения Господня есть на Руси и другие названия — Праздник Спаса, Второй Спас, Праздник первых плодов, Спас на горе, Средний Спас, Горохов день, Вторая встреча осени, Осенины.
Одно из многих названий праздника — Первые осенины — означает встречу осени. Лето шло на убыль, крестьяне собирали урожай, несли для освящения в храм яблоки, сливы, груши, обжиночные венки, пчелиные соты и тому подобное. Иногда несли в церковь также мак, морковь, лук, лекарственные снадобья, в частности базилик и бархатцы. С этого момента можно было начинать есть яблоки и другие плоды нового урожая.
На праздник Спаса выпекали первый хлеб из зерна нового урожая, ставили в углу первый сноп. На Яблочный Спас хозяйки пекли яблочные пироги, варили варенье. На угощение приглашали родных и знакомых. Обед состоял преимущественно из мучных, овощных блюд и холодной рыбы. Сначала ели яблоки и мед, запивая яблоневым вином или другим вином, «чтобы фрукты родили», а затем переходили к другим блюдам.
С особым нетерпением ждали Спаса пчеловоды. Каждый пчеловод за два-три дня до праздника делал ревизию, чтобы определить, сколько меда взять себе и сколько оставить пчелам на зиму, изымал пустые вощины, объединял малочисленные семьи.
Была традиция потчевать нищих — во славу Божию. Если кто-то отказывался исполнить это доброе дело, его всячески порицали. Еще на Преображение пели песни, провожали солнце в поле.
Основы праздника
Священнослужители наставляют: духовное преображение стимулирует заполнение человеческого сознания святостью и нравственной чистотой.
Личное преображение человека влияет и на окружающий мир
Истинно верующие, проходящие такое становление, изменяют и окружающий мир. Человек собственноручно подчиняет своей воле индивидуальные страсти и начинает распространять лучшие качества вовне. Вселенная отвечает взаимностью и ослабляет хватку, возникшую от человеческого грехопадения, и открывает путь к Господу.
Это торжество всегда приходится на время Успенского поста, который предваряет Успение Пресвятой Девы Марии и отмечается с 31 июля по 14 августа. В славянской традиции этот праздник называется «Яблочным Спасом» — торжеством, знаменующим наступление осенней поры и природного изменения.
О праздниках, именуемый «Спасами»:
В библейском сюжете говориться, что на вершине горы под названием Фавор произошло великое событие, которое значится в церковных анналах истории как Преображение Спасителя Христа.
- Уже приближалось время, когда Божий Сын понесет свой крест и будет распят за человеческие грехи. Сам Учитель все более упоминал в своих беседах с апостолами о том, что вскоре Ему предстоит терпеть страдания за веру в Господа.
- Однажды Он отправился на вершину горы Фавор, чтобы вознести молитвы Небесному Отцу. В пути его сопровождали самые близкие апостолы, которым суждено было увидеть чудесное Преображение Спасителя.
- Ученики Петр, Иоанн и Иаков лицезрели удивительную перемену в теле Христа, когда он только начал воспевать могущество Господа. Лицо Иисуса воссияло лучезарным светом, одеяния Его сделались белоснежными и излучали запредельное сияние.
- Рядом с Мессией чудесным образом предстали великие пророки Ветхого Завета — Моисей и Илия. Честнейшие мужи вели дружелюбную беседу с Христом о предстоящих страданиях на Голгофе.
- Изумленный апостол Петр, пораженный видением и не желающий окончания этих бесед, просил Иисуса разрешения устроить на горе палатки для величайших пророков и самого Сына Божьего.
-
Неожиданно в небесах возникло облако, которое покрыло собравшихся приятной тенью. Вскоре раздался грандиозный Голос, который утверждал, что Христос есть Его Сын, и только Сына нужно слушаться.
Преображение Господне: Христос явил апостолам Свою славу
- Когда видение пропало, на горе остались только апостолы и Спаситель. Последний подошел к любимым ученикам, стоявшим на коленях и испытывающим благоговейный страх, коснулся их рукой и дружелюбно попросил встать, приняв божественную любовь.
На заметку! Невысокая гора под названием Фавор находится в северной области масштабной Израильской долины. Этот холм славится грандиозными дубами, оливковыми деревьями и большим количеством зелени. Фавор по своей форме напоминает огромную полусферу, возвышающуюся над окрестными селениями, виноградниками и полями.
Это интересно: Праздник Ореховый спас — история и происхождение, значение и смысл, традиции, когда и как праздновать
Что означает Преображение Господне
Спаситель преобразился, показав ученикам свою славу для их ободрения, дать им надежду и духовные силы, чтобы пережить те три дня, когда Он будет мёртв. Ведь даже тогда ученики воспринимали его как пророка, царя, посланника Божьего, но не Сына Господа. Глас Святого Духа, прозвучавший с небес, был очередным знамением, которое раскрывало перед учениками всю силу и власть их Учителя.
Мы, когда читаем Евангелие, часто недоумеваем: почему ученики не понимают смысла притчей и некоторых слов Спасителя? Всё дело в том, что мы уже знаем, что Он — Сын Божий. Мы уже понимает общий смысл Его иносказаний. Апостолы же до последнего момента не понимали весь смысл сказанного и происходящего. Им ещё не было открыто со всей ясностью и очевидностью, что Иисус Христос — Сын Божий.
Явление двух пророков тоже имеет глубокий смысл. Моисей, вождь и законодатель народа Израильского, склоняет голову перед Иисусом Христом. Это значит, что Он и является основателем Ветхого и Нового Завета. А Илия, пророк-ревнитель, карающий богохульников и еретиков, смиренно внимает Спасителю, подтверждая, что Он — долгожданный Мессия.
На иконах Преображения Господня Спаситель изображается стоящим на горе Фавор. По бокам от него пророки, а у ног — апостолы, упавшие на землю и закрывшие лица от исходящего от Христа нетварного света. На более поздних иконах появляются ангелы, сопровождающие Иисуса и пророков, и дополнительные элементы, раскрывающие подробности события.
Значение праздника Преображения Господня велико не только для учеников Христа, но и для современных православных христиан. Праздник олицетворяет обновление и очищение человеческой природы с Божьей помощью. С древних времён Преображение любимо русскими людьми. В честь этого праздника строились церкви и монастыри, празднование всегда было торжественным и многолюдным.
Значение Преображения Христа
Церковная интерпретация видит в этом библейском сюжете две стороны, которые дополняют и доказывают одно другое.
-
Господь преображается на Фаворе и демонстрирует собственную славу, пронизанную лучами божественного величия. Апостолы увидели ровно столько, сколько могли познать в этот момент свои разумом. Господь доказал ученикам, что именно Он есть истинный Бог.
Гора Фавор вошла в новозаветную историю как гора Преображения
- Православный человек всегда должен помнить, что вместе с изменением Сына Божьего преобразилась и телесная природа Его учеников. Небесный Свет также освятил благодатью и окружающий созданный мир. Не только обыкновенные и сотканные одеяния Христа были пронизаны лучами Царства Всевышнего, но и вершины окрестных гор блистали белоснежным сиянием.
Всем известно, что Адам и Ева ослушались Отца Небесного и вкусили плод греха, поэтому люди потеряли возможность жить в райских обителях. Знание о тленности материальной природы не должно вводить верующий в состояние отчаяния, ведь существуют Священные Писания, говорящие правду. Евангельский рассказ дарует христианам надежду на то, что человеческий род и окружающая природа вернется к прежнему извечному состоянию блаженства и духовной чистоты.
О других двунадесятых праздниках:
Недолгое Преображение Господа, длившееся несколько минут, знаменует о том, что в определенный час мироздание вернется в состояние непревзойденного спокойствия. Апостолы, находящиеся рядом с Учителем, были вознаграждены за свою добродетельность и преданность Господу — они обрели исключительное духовное мировоззрение и уже никогда не сомневались в свете славы Божьего Сына.
Преображение Господа произошло ради укрепления веры его учеников. Приближалось время распятия, поэтому Христос дал им надежду на то, что с Его смертью служение не закончится, но только начнется. Он преобразовался, показывая могущество, и внушил апостолом знание о Его добровольной жертве, которая приносится за мир.
Иисус подтверждает, что идет на смерть не из-за бессилия или уничижения, но ради человечества. Он показал Царство прежде смерти, силу раньше страданий, а великую славу раньше бесчестия на кресте.
Преображение Господне Википедия
В Википедии сказано: предание гласит об установлении праздника Преображения Господня в IV веке в Армении. У его истоков стоял просветитель священномученик Григорий – первый Католикос всех армян. Изначально праздник отмечался только восточными христианами.
Согласно другим источникам, начало празднования относится к VI веку, когда правил византийский император Маврикий. Известно, что в VIII веке событие уже отмечалось в Палестине. В Константинополе праздник окончательно утвердился при императоре Льве-философе около 900-го года.
Дата празднования Преображения Господня в православии – 19 августа по новому стилю. Каждый год в этот день христиане вспоминают события на горе Фавор. О точном обосновании привязки именно к этой дате неизвестно. Есть версия, что она совпадает с днём освящения часовни на горе Фавор, открытой в честь Преображения.
А также существует предположение о том, что церковь приурочила празднование к поре завершения сбора винограда, которую сопровождали гуляния, посвящённые богу Вакху. Это должно было способствовать вытеснению языческих верований. Праздник является одним из двунадесятых, то есть из 12 великих праздников.
Свято-Преображенские монастыри и храмы
Православный Преображенский монастырь на горе Фавор
Православный Преображенский монастырь на горе Фавор
Храмы, иноческие обители воздвигались на Фаворе еще со времен равноапостольной царицы Елены, которая построила здесь храм апп. Петра, Иакова и Иоанна. С VIII в. здесь образовался монастырь, впоследствии разоренный мусульманами. С XII в. молиться на горе верующие могли только раз в год, 6 августа.
Сейчас на горе две обители: католическая (францисканская) и православная.
Греческий монастырь основан в середине XIX в., когда на горе поселился архимандрит Иринарх, происходивший из Молдавии. Он начал восстановление одной из византийских базилик. Но официальное разрешение на это турецкие власти дали только в 1860 г. Его освящение состоялось уже после кончины архим. Иринарха, 6 августа 1862 г.
Обустройство обители проводилось на деньги благотворителей, прежде всего – Русского Палестинского общества. Ныне это женский монастырь Иерусалимской патриархии. Его главный храм имеет три престола – Преображения, прор. Моисея и Илии и свв. Георгия Победоносца и Димитрия Солунского.
Чтимые святыни обители:
- икона Божией Матери, именуемая Акафистной;
- пещера Мелхиседека – по преданию, место, близ которого царь Салима встретил праотца Авраама (Быт. 14:18).
Паломники также стараются поклониться могиле основателя монастыря, архимандрита Иринарха. Она находится справа от храмовых дверей.
Святыни и реликвии Спасо-Преображенского собора
Главная гордость храма – Образ Спаса Нерукотворного и икона Пресвятой Богородицы «Всех Скорбящих Радосте». Первая святыня, изображающая крупным планом лик Христа, была особенно любима Петром I. Ее даровала сыну его мать, а позже икона была рядом с императором во время закладки Санкт-Петербурга.
Не менее ценным для собора является образ Божьей Матери Тихвинской. Он украшен драгоценными камнями, которые делают его неповторимо красивым.
В северной части храма можно найти складень, подаренный церкви командиром Преображенского полка Константином Константиновичем. На нем изображены священномученики Константин и Пантелеймон.
Также храм хранит памятную доску с именами офицеров Преображенского полка. Список включает всех погибших с 1702 по 1917 года.
Храмы в честь Преображения в России
Церкви, посвященные любимому на Руси празднику возводились уже с первых лет христианства на нашей земле.
Собор Мирожского монастыря
Спасо-Преображенский собор Мирожского монастыря
Самый древний из ныне сохранившихся храмов – собор Псковской Спасо-Преображенской Мирожской обители. Он возведен в XI в. Сейчас это – единственный сохранившийся от времени до монгольского нашествия полностью расписанный храм. Фрески его открыты реставраторами с конца XIX в., они до сих пор не потеряли яркости красок.
Соловки
В честь Преображения освящен собор Соловецкой обители. Нынешнее его здание создано трудами игумена Филиппа (Колычева), одного из самых лучших, деятельных настоятелей монастыря (сер. XVI в.). Впоследствии св. Филипп стал митрополитом и был замучен опричниками Ивана IV. Через несколько десятилетий после кончины его мощи упокоились в соборном храме. Отсюда они были взяты в Москву царем Алексеем Михайловичем. Частица мощей ныне является одной из святынь храма, наряду с честными остановками основателей монастыря.
Преображенская на Бору
Этот храм, не дошедший до наших дней, стал второй церковью тогда еще очень небольшого города Москвы. Он выстроен благоверным князем Даниилом Московским в конце XIII в. Сын блгв. Даниила, Иван Калита, перестроил церковь в камне, впоследствии – сделал усыпальницей княгинь московского дома. Здесь погребены:
- супруга самого Калиты;
- мать блгв. кн. Димитрия Донского.
В том же храме в XIV в. погребли свт. Стефана Пермского, скончавшегося в Москве.
Храм, представлявший огромную культурную, духовную ценность, полностью уничтожен в начале XX в. при строительстве Большого Кремлевского дворца.
На площади Преображения
Эта церковь находилась на исторически значимом месте, в с. Преображенском, летней резиденции русских царей. Именно здесь провел детство Петр I, в этих местах появились его «потешные» полки, позже ставшие русской гвардией. Храм был сначала деревянным, с середины XVIII в. – каменным. Он дожил до 1960-х гг., когда, во время очередной кампании «борьбы с религией» его варварски взорвали. До настоящего времени просьбы верующих о восстановлении церкви на московской площади, все еще именуемой по уничтоженному храму, остаются без ответа.
«Собор всей гвардии»
Так именовали этот петербургский храм, принадлежащий созданному Петром I Преображенскому гвардейскому полку. Церковь построена в середине XVIII в. Ее удалось спасти от уничтожения в советские годы. Сейчас главные святыни храма:
- принадлежавший Петру I образ Спаса Нерукотворного кисти Симона Ушакова;
- список Богородичной иконы «Всех скорбящих радость».
Казачий храм в Астрахани
Церковь построена во 2 пол. XIX в. на пожертвования Астраханского казачьего войска. Она действовала до 1938 г., несмотря на неоднократные попытки закрытия или передачи «обновленцам». В конце 1930-х церковь закрыли, уничтожили все внутреннее убранство. Но верующие астраханцы добились передачи им здания уже с 1945 г. Однако, по решению властей, боявшихся «популярности» храма среди жителей города, были снесены луковичные купола. Не дали восстановить и полуразрушенную колокольню.
С 1992 г. церковь передана Николо-Угрешскому монастырю, теперь она является его подворьем.
Новый собор
Преображенский собор в Хабаровске.
На востоке страны, в Хабаровске, действует Преображенский собор, пожалуй, самый величественный храм города. Первый камень в его основание заложен патриархом Алексием II (2001), а уже 16 октября 2003 служили благодарственный молебен о завершении строительства. Оно велось на средства предпринимателей и православных жителей города. Роспись храма делала артель московских иконописцев.
Ныне собор, стоящий на берегу Амура – пожалуй, самое высокое здание города, ведь высота его – 83 м. Он может принять до 3000 человек единовременно.
Первая реставрация и изучение памятника
Возросший во второй половине 19 века интерес к отечественной старине способствовал началу исследовательских и реставрационных работ.
В 1903—1904 годах была проведена первая научная реставрация Спаса на Нередице под руководством архитектора П. П. Покрышкина. При этом был почти полностью восстановлен первоначальный внешний облик храма.
Спас на Нередице.
Акварель Н. Мартынова. 1862 г.
Оригинальный облик нередицкой церкви был искажен, как это часто происходило в течение веков: надстроены стены, расширены окна, сделана четырехскатная кровля и глава луковичной формы вместо шлемовидной, положен новый пол из плит. Переделки верхних частей здания были вызваны, возможно, пожаром 1543 г. Но, несмотря на изменения, сохранность Нередицкого храма по сравнению с другими каменными постройками Новгорода 12-13 вв. была очень хорошей.
Спас на Нередице в 1911 г.
(Фотография с сайта novgorodmuseum.ru)
В ходе реставрационных работ было укреплено основание храма и обновлены обветшавшие части стен и барабана, разобрана позднейшая пристройка с западной стороны, восстановлены древние проёмы, открыты 24 древних окна, отреставрирована крыша, а четырехскатная кровля была заменена на первоначальное позакомарное покрытие.
Рядом с церковью тогда стояла небольшая шатровая трехъярусная колокольня постройки 18 века. (Остатки колокольни сейчас скрыты деревянным коробом.)
После реставрации Николай Рерих, как будто предчувствуя что-то, писал, обращаясь к художникам: «Спешите, товарищи, зарисовать, снять, описать красоту нашей старины. Незаметно близится конец её. Запечатлейте чудесные обломки прошлого для будущих зданий жизни».
Прекрасное представление о первоначальной системе Спасо–Нередицкой росписи позволяют составить акварели художника Л. М. Браиловского, исполненные в 1904-1908 гг.
В 1910 году была организована специальная экспедиция Санкт–Петербургского университета и Русского Археологического общества, посвященная изучению и фотографированию фресок.
После 1918 года начинается систематическое копирование фресковых росписей Спаса на Нередице
Большое внимание уделялось поддержанию сохранности росписей
В 1920-х гг. при Российском институте истории искусств была организована копировальная мастерская древнерусской живописи, и в 1925 году сотрудниками и слушателями института были исполнены лучшие копии с нередицких фресок. Их отличительная особенность – точное следование оригиналу в передаче пропорций, цветовых сочетаний, фактуры и манеры живописи древнерусских мастеров.
Храм после революции
После прихода советской власти богослужения в храме продолжались до 1920 года. Несмотря на попытки прихожан сохранить церковные службы, в 1927 году церковь была закрыта. Чтобы стереть воспоминания о религиозном значении здания, разрушили купол и звонницу, сбросили кресты и колокола. Местные жители помнят, что лик Спаса Нерукотворного над входом в храм кем-то из прихожан был перевернут лицом к стене, закрыт жестью и закрашен.
Позже здание использовали как склад, магазин, научную лабораторию, Дом культуры с кинотеатром. За годы советской власти были утрачены внутренние росписи, иконостас, иконы. Были заложены арочные окна, уменьшена высота потолка.
В 1991 году жители поселка Никита организовали Свято-Преображенскую общину и заключили с Никитским ботаническим садом договор об аренде здания бывшей больницы и церкви. Прихожане своими силами начали ремонт разрушающегося храма.
В 1992 году, в День Преображения Господня, здание вновь освятили, поставили иконы и начали служить молебны. 7 апреля 1993 года освятили престол в алтаре Преображенской церкви, тогда же отслужили первую Божественную литургию.
Теги:Образы РоссииФотогалерея
Фото и видео архив