Мирожский монастырь и уникальные фрески домонгольского периода
Содержание:
- Использованные материалы
- Настоятели
- Спасо-Преображенский собор
- Архитектурные памятники на территории монастыря
- История города Пскова
- Использованные материалы
- Здания
- Название города и его легенда
- Художественная мастерская
- Епархия
- Современное состояние и режим посещения
- Мирожский монастырь: что посмотреть
- История
Использованные материалы
- Страница сайта Русское Православие:
- Страница календаря портала Православие.Ru:
- Страницы официального сайта Псковской епархии (архив):
- Страница сайта Псковского музея-заповедника:
- Сайт Ярослава Блажина Золотые купола:
- А. АЛ, «Псковский Спасо-Мирожский мужской третьеклассный монастырь», Псковские епархиальные ведомости, 1902, № 18:
- Строев П. М., Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской церкви, СПб., 1877, с. 389-390, 396, 930.
Сохранилась до наших дней в областном историко-архитектурном музее.
Памятная книжка Псковской губернии на 1869 и 1970 год / Типография Губернского правления, издание Губернского Статистического комитета, Псков, 1869, с. 51; 1870, с. 45.
Памятная книжка Псковской губернии на 1872, 1874, 1875 год / Типография Губернского правления, издание Губернского Статистического комитета, Псков, 1872, с. 54; 1874, с. 79; с. 46.
Памятная книжка Псковской губернии на 1876 год / Типография Губернского правления, издание Губернского Статистического комитета, Псков, 1876, с. 49.
Памятная книжка Псковской губернии на 1877, 1879, 1880, 1881, 1882, 1883 год / Типография Губернского правления, издание Губернского Статистического комитета, Псков, 1877, с. 51; 1879, с. 52; 1880, с. 54; 1881, с. 55; 1882, с. 30; 1883, с. 29.
Памятная книжка Псковской губернии на 1888, 1889 год / Типография Губернского правления, издание Губернского Статистического комитета, Псков, 1888, с. 64; 1889, с. 44.
Памятная книжка Псковской губернии на 1891, 1893, 1895 год / Типография Губернского правления, издание Губернского Статистического комитета, Псков, 1891, с.19; 1893, с. 19; 1895, с. 19
Памятная книжка Псковской губернии на 1913-14 год / Типография Губернского правления, издание Губернского Статистического комитета, Псков, 1913-14, с. 108.
Настоятели
Игумены
- Прп. Авраамий Мирожский (ок. 1156 — 24 сентября 1158)
- Исидор (1269)
- Прмч. Василий Мирожский (+ 4 марта 1299)
- Карп (упом. 1404)
- Григорий (1521)
Архимандриты
- Митрофан (1589)
- Герман (кон. XVI)
- Геннадий (1617 — 1720)
- Герасим (1623)
- Александр (1630)
- Онуфрий (в декабре 1630)
- Макарий (в декабре 1636)
- Арсений (1641)
- Иона (1648)
- Митрофан (? — 1650)
- Афанасий (1662 — 1670)
- Никандр (1673 — 1677)
- Герасим (8 февраля 1684 — 1691)
- Корнилий (1691 — 1699)
- Аарон (1702 — 1713)
- Киприан
- Маркелл (1719 — 1720)
- Герасим (1736 — 1744)
- Иоасаф (Лисянский) (1755 — 1761)
- Иоанникий (1762 — 1763)
- Иринарх (1763 — 1768)
Игумены
- Стефан (1768 — 1774)
- Иустин (Трипольский) (20 июля 1774 — 4 сентября 1784)
- Адриан (1784 — 1786)
- Венедикт I (1786 — 1792)
- Иcaия (1792 — 1796)
Архимандриты
- Иаков (1800 — 1805)
- Афанасий I (31 мая 1826 — март 1827)
- Афанасий II (Соколов) (3 апреля 1827 — 28 августа 1828/1830)
Виталий, Афанасий, иеромм. (1828 — 1830)
- Спиридон (Грацианов) (26 ноября 1830 — 12 ноября 1833)
- Владимир, Иннокентий, иеромм.
- Афанасий I, 2-й раз (1834 — 1837)
Иннокентий, иером.
- Митрофан (1838 — 1845)
- Нифонт (1846 — 1851)
- Псковские архипастыри (1851 — 1864)
- Виталий (Вертоградов) (22 февраля 1864 — 10 января 1865)
- Николай (Трусковский) (11 января 1865 — 186?)
Тихон (упом. 1869 ) иером. и/д
- Гавриил (упом. 1872 — упом. 1875 )
- Алексий (упом. 1876 )
- Серафим (упом. 1877- упом. 1883 ) игум.
- Павел (упом. 1888 — упом. 1889 ) игум.
Порфирий (упом. 1891 — упом. 1895 ) иером., и/д
- Николай (упом. 1899 — упом. 1902)
- Иннокентий (Кременский) (1903 — 1904)
- Амвросий (Смирнов) (1906 — 1911)
- Досифей (упом. 1913 — упом. 1914 ) игум.
Наместники
- Марк (упом. 2005 — 6 октября 2007) иером.
Спасо-Преображенский собор
Спасо-Преображенский собор и его знаменитые фрески, написанные византийскими мастерами в 1130-1140 гг, — древнейший памятник христианской культуры Руси. По разным данным, закладка собора произошла в 1137-1138 гг, постройка была завершена к 1140 году. Спасо-Преображенский собор на много веков стал эталоном, примером для строительства подобных храмов в Пскове и Великом Новгороде.
Одним из интересным фактов являлось и то, что собор расписывался мастерами еще в процессе строительства, то есть художники использовали те же леса, что и строители.
Спасо-Преображенский собор
Спасо-Преображенский собор
Спасо-Преображенский собор — храм византийского типа, в основании которого находится равноконечный крест, а вершиной служит средняя апсида. Венчает храм огромный купол. Древние зодчие сократили объем стен по сравнению с основным зданием, что позволило увеличить диаметр на 1,5 метра. В музее можно увидеть модель первоначального вида храма.
Первоначальный вид Преображенского собора
Первоначальный вид Преображенского собора
За время своего существования собор менял свой облик, но незначительно. Так в 17-18 веках собор получил 4-х скатное покрытие, пришлось менять главу собора со шлемовидной на луковичную.
Когда входишь внутрь собора, по неволе сердце замирает от красоты фресок.Живопись покрывает почти весь объем храма, представляя собой живое Евангелие. Идея создателя храма была проста — чтобы святая история была понятна всем, грамонтым и неграмотным жителям Руси.
Почти не сохранились фрески в нижней части храма — по словам экскурсовода, это произошло из-за частых наводнений. Нельзя забывать, что монастырь находится очень близко к реке.
Фрески Мирожского монастыря
Фрески Мирожского монастыря
Фрески собора имеют очень сложную судьбу. По мнению историков примерно в 17 веке они были забелены. Обнаружили их только в конце 19 века. Первооткрывателем был В.В.Суслов. Под его началом фрески предстали в первоначальном виде, многие фрагменты из-за времени были утрачены. В 1900-1901 годах фрески были безжалостно закрашены масляными красками владимирских умельцев. Во времена руководство требует, чтобы дизайн был «побогаче» и роскошнее.
В 1920 году началось раскрытие древних фресок и реставрационные работы не прекращаются и по сей день.
Фрески в купольной части
Фрески в купольной части
Основная мысль росписи собора — соединение в Иесусе Христе человеческой и духовной природы и его искупительная жертва.
Для удобства посетителей, которые посещают собор без экскурсии, в каждой апсиде размещены вот такие схемы, чтобы было понятно, где и какой сюжет.
Схема изображения фресок
Схема изображения фресок
Центром росписи является так называемый «Деисус», где на троне восседает Христос. В молитве к нему обращены Богоматерь и Иоанн Предтеча.
Восточная часть собора
Восточная часть собора
Фрески Мирожского монастыря
Фрески Мирожского монастыря
Фрески Мирожского монастыря
Фрески Мирожского монастыря
Фрести Мирожского монастыря
Фрести Мирожского монастыря
Раскрытые фрески
Раскрытые фрески
Росписи северо-западного угла посвящены священным деяниям апостолов.
Северо-западный угол. Деяния апостолов
Северо-западный угол. Деяния апостолов
Таким образом, решение о необходимости сокрытия фресок под слоем штукатурки в 17 веке, возможно спасло их от разрушения. Фрески Мирожского монастыря суровые, монументальные, со своими особенностями. В последствии живопись тех времен существенно скажется на развитии собственного стиля псковской иконописи.
В целом, Мирожский монастырь — это удивительная обитель, которая прошла вместе с городом Псковом всю его многострадальную историю.
Я смело могу отнести эти место к тем, куда хочется возвращаться снова и снова.
Архитектурные памятники на территории монастыря
Мирожскую обитель не случайно называют выдающимся памятником средневековый архитектуры и одним из символов древнего Пскова. Его белоснежные стены и храмы отлично видны с реки и составляют парадный фасад Завеличья. Территория монастыря опоясана невысокой каменной оградой, возведенной в конце XVIII – начале XIX века.
Собор Спаса Преображения
Много верующих и туристов приезжают сюда, чтобы увидеть древний Спасо-Преображенский собор, который стоит почти 900 лет и считается одним из образцов русского зодчества домонгольского периода. Он возведен из каменных плит и тонких кирпичей – плинфы. Это крестовокупольный греко-византийский храм, имеющий одну полукруглую абсиду и мощный световой барабан с массивной главой. Лаконичность и простота древнего собора стали основой для развившейся позже псковской архитектурной школы.
Внутри храма можно увидеть выполненные в середине XII века фрески и надписи на греческом языке. Это редкий случай, когда созданные по сырой штукатурке древние росписи сохранились в таком объеме и качестве. В XVII веке их забелили, и это стало одной из причин, по которой уникальные фрески не были утрачены. Вскрыли древние росписи в конце XIX века, а потом их много раз исследовали и реставрировали.
Монастырские фрески признаны уникальным памятником древнерусской монументальной живописи, и настоящее время находятся под охраной ЮНЕСКО. Чтобы больше народа смогло увидеть эти росписи, собор открыт, как музей, и богослужения в нем не ведутся.
Слева направо: церковь св. Стефана, колокольня, братский корпус
В северной части монастыря возвышается белоснежная церковь Апостола и Первомученика Стефана с колокольней. Она была построена в начале XVII века вместо храма, который стоял в монастыре с 1406 года. Стефановская церковь выполнена, как надвратный храм с подклетом. Это целый корпус с трапезной и к нему примыкают Святые ворота.
Декор церкви несет явные четны московского храмового зодчества. Она выглядит очень нарядно и богато украшена орнаментальными поясами, затейливыми карнизами, наличниками, лопатками и колонками. Двухсветный храм перекрывает сомкнутый свод. В наши дни церковь действующая, и регулярно в ней проходят богослужения. В подклете размещена выставка икон, созданных мастерами обители.
С севера монастырский фасад состоит из Стефановского храма, Святых ворот, высокой колокольни, построенной в 1879 году, и двухэтажного братского корпуса (XVIII-XIX вв.). С запада от главного собора расположен настоятельский корпус (XVI-XIX вв.). Он состоит из старого каменного подклета с надстроенным деревянным этажом. Сегодня здесь размещается монастырский иконописный центр.
Братский корпус
Обитель находится на слиянии двух рек, и на протяжении долгой истории неоднократно затапливалась паводковыми водами. Последний раз это произошло в 2011 году. В апреле вода поднялась так высоко, что Спасо-Преображенский храм затопило на 1 м. Чтобы спасти уникальные фрески, пришлось откачивать воду насосами, прибегнув к помощи сотрудников МЧС.
История города Пскова
Историками не установлен точный год основания Пскова. Первое упоминание этого поселения относится к 903 году в Лаврентьевской летописи (рукопись названа по имени монаха Лаврентия). Поэтому принято считать эту дату годом основания города Пскова. История его начинается именно с этой даты.
В 1348 году было образовано на территории Руси средневековое Псковское государство, просуществовавшее 162 года. В нем столицей был Псков.
С 1510 года город находился в составе Великого княжества Московского, и до XVIII столетия был одним из крупных городов древней Руси.
Возведенная в свое время Псковская крепость (2,5 км²) была оборонительным фортом западных рубежей государства, окруженная пятью поясами из каменных крепостных стен и считалась неприступной для внешних врагов.
За всю свою историю Псковское оборонное сооружение, вокруг которого разрастался город, было захвачено только один раз (не считая оккупации во время боевых действий в период Первой и Второй мировых войн).
Это произошло после того, когда немецкие крестоносцы, разорив Юрьев (город, основанный Юрием Долгоруковым в 1152 году), решили захватить Псков. Город был оккупирован в течение 1,5 лет, после чего освобожден русскими войсками под командованием полководца Александра Невского.
После завершения Северной войны (1700-1721 г. г) между Россией и ее союзниками против Швеции, Псков утратил свое оборонное значение, так как по договору, подписанному в городе Ништад (Финляндия) границы Российской империи отошли на запад.
Город стал провинциальным в Псковской губернии, а с XIX столетия начал свое развитие. Жилые деревянные одноэтажные дома были заменены каменными трехэтажными строениями.
В связи с развитием экономики и торговли с другими городами России в 1882 году началось строительство железной дороги. Через город была проложена железнодорожная ветка «Санкт-Петербург – Варшава».
Интересный факт: на железнодорожном Псковском вокзале, построенном в 1860 году, в царском вагоне, российским императором Николаем II, 2 марта 1917 года был подписан акт отречения от престола.
В 1904 году была сооружена первая электростанция, а через 8 лет в городе состоялось открытие трамвайного движения. В этот период развивалось здравоохранение, образование, строительство церковных сооружений и культурных учреждений.
Сейчас Псков, где проживает более 200 тысяч человек коренного населения, представляет собой современный экономически развитый город, который привлекает любителей истории большим количеством памятников культуры.
Использованные материалы
-
Страница сайта Русское Православие:
-
Страница календаря портала Православие.Ru:
- Страницы официального сайта Псковской епархии (архив):
- — «Спасо-Преображенский Мирожский монастырь»
- — «Во всех случаях чувство негодования, вражды и мести должно в нас побеждаться чувством любви», 6 января 2009
- — «Страницы истории Спасо-Преображенского Мирожского монастыря», 12 января 2009
- — «История Псковской епархии. Псковский Спасо-Мирожский мужской монастырь», 23 июня 2010
-
Страница сайта Псковского музея-заповедника:
-
Сайт Ярослава Блажина Золотые купола:
- А. АЛ, «Псковский Спасо-Мирожский мужской третьеклассный монастырь», Псковские епархиальные ведомости, 1902, № 18:
- — материал использован частично
- — материал использован частично
- Строев П. М., Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской церкви, СПб., 1877, с. 389-390, 396, 930.
Сохранилась до наших дней в областном историко-архитектурном музее.
«История Псковской епархии. Псковский Спасо-Мирожский мужской монастырь», 23 июня 2010,
Памятная книжка Псковской губернии на 1869 и 1970 год / Типография Губернского правления, издание Губернского Статистического комитета, Псков, 1869, с. 51; 1870, с. 45.
Памятная книжка Псковской губернии на 1872, 1874, 1875 год / Типография Губернского правления, издание Губернского Статистического комитета, Псков, 1872, с. 54; 1874, с. 79; с. 46.
Памятная книжка Псковской губернии на 1876 год / Типография Губернского правления, издание Губернского Статистического комитета, Псков, 1876, с. 49.
Памятная книжка Псковской губернии на 1877, 1879, 1880, 1881, 1882, 1883 год / Типография Губернского правления, издание Губернского Статистического комитета, Псков, 1877, с. 51; 1879, с. 52; 1880, с. 54; 1881, с. 55; 1882, с. 30; 1883, с. 29.
Памятная книжка Псковской губернии на 1886 год / Типография Губернского правления, издание Губернского Статистического комитета, Псков, 1886, с. 62. и Провинциальный некрополь. Мироновъ — Модестова, сайт «Исток»,
Памятная книжка Псковской губернии на 1888, 1889 год / Типография Губернского правления, издание Губернского Статистического комитета, Псков, 1888, с. 64; 1889, с. 44.
Памятная книжка Псковской губернии на 1891, 1893, 1895 год / Типография Губернского правления, издание Губернского Статистического комитета, Псков, 1891, с.19; 1893, с. 19; 1895, с. 19
Памятная книжка Псковской губернии на 1913-14 год / Типография Губернского правления, издание Губернского Статистического комитета, Псков, 1913-14, с. 108.
Иоанн (Крестьянкин), Божий инок, гл. 9, сноска 86, сайт Азбука веры,
Соловьева Елена, Псков и его святые. Часть 2. Спасо-Преображенский Мирожский монастырь,
Домонтович Евгения Георгиевна, Архимандрит Псково-Печерского монастыря отец Феодосий, «2007 год был самым необыкновенным годом всей моей жизни»,
Здания
Древнейшие постройки монастыря, кроме собора, не сохранились. В
настоящее время ансамбль Мирожского монастыря состоит из:
Спасо-Преображенского собора с ансамблем фресковой живописи
(XII-нач. XX вв.), Настоятельского корпуса (XVI-XIX вв.),
Стефановской церкви (XVII в.), Братского корпуса (кон. XVIII-XIX
вв.), братских келий (XVII-XIX вв.), монастырской ограды в 400 м
(1799-1805 г.) и здания бани (нач. XIX в.).
Собор Спаса Преображения
Выстроен из плинфы и камня до 1156 г. Это крестово-купольный
храм, имеющий уникальный для древнерусского искусства архитектурный
тип. Центральный объем здания имеет форму равноконечного креста
(восточная ветвь его полукруглая, так как заканчивается алтарной
апсидой), к которому по углам примыкают низкие компартименты: два
прямоугольных с запада и две малые апсиды с востока. Таким образом,
первоначально храм имел снаруже четко выраженную крестообразную
форму. В интерьере центральное крестооразное пространство
соединялось с угловыми только небольшими проходами. Однако уже в
процессе первоначального строительства были добавлены надстройки
над западными углами. Позднее храм был перестроен и его форма
утратила первоначальный замысел. Архитектурный тип собора послужил
образцом для собора Рождества Богоматери Снетогорского монастыря.
Храм является одним из лучших примеров русской архитектуры
домонгольского периода. Расписан фресками неизвестным мастером,
предположительно выходцем из Греции. Уникальность этого фрескового
цикла — в высоком художественном качестве, в продуманной
иконографической концепции, а также в том, что сохранился
практически весь комплекс росписей, что является редкостью для
этого периода.
Vsevolod Markov @ Foursquare
Для современной науки фрески были открыты из-под штукатурки в
1858 г. О них было сообщено профессорами
Н. В. Покровским и В. В. Сусловым на Виленском IX
археологическом съезде (1893). Шаблон:Art-stub
Ksusherry ️ @ Foursquare
Название города и его легенда
В наше время существуют две основные версии происхождения названия города. Согласно первой, название происходит от речки Пскова (правый приток реки Великая), где было расположено поселение, а само название реки от слова «плесъ», что в переводе с древнерусского – часть реки между крутыми изгибами.
Вторая версия предполагает, что территория будущего города получила название от слова «пискава», что в переводе с ливского (один из прибалтийских языков) означает «смолистая вода».
Существует легенда образования города, которая гласит, что княгиня Ольга (жена первого древнерусского князя Игоря Рюриковича) в 957 году увидела предзнаменование: три солнечных луча ярко освящали берег реки Великой, и решила на этом месте построить церковь.
Так возник город, образовавшийся вокруг собора, который впоследствии получил название «Троицкий». Данная легенда не подтверждается историческими исследованиями, в 957 году город уже существовал.
Художественная мастерская
В соборе Апостола Стефана функционирует художественная мастерская, где проходят обучение будущие иконописцы. В 1789 году было сооружено двухэтажное здание – братский корпус и присоединено к храму Первомученика Стефана.
Корпус был построен на фундаменте древних жилых помещений монахов. Изначально первый этаж представлял собой монашеские кельи, но после наводнения они оказались непригодными для жилья. Впоследствии первый этаж был переоборудован под кухню и трапезную, а на втором этаже разместили монашеские кельи.
Главным входом на монастырскую территорию являются Святые врата, над которыми в 1885 году была пристроена колокольня и сейчас, как в прошлые времена, своим звоном сообщает начало службы в храме Апостола Святого Стефана.
В западной части Мирожского монастыря в Пскове расположен бывший игуменский корпус. Он построен в 1881 году как зимние покои архимандрита. Сейчас в этом здании находится иконописный центр Псковской епархии. Территория монастыря огорожена каменной стеной. Она сохранилась без изменений с момента ее постройки в начале XIX столетия.
Епархия
Псковская епархия была создана в 1598 году, в благодарность за оборону западных рубежей России от польских войск Стефана Батория. До 1917 года она осуществляла строительство на территории Псковской губернии церквей, монастырей, семинарии и многих других церковных учреждений.
После революционных событий деятельность епархии была приостановлена. Но началась возрождаться с 1945 года. Сейчас под руководством епархии Псковской области строятся новые культовые учреждения и реставрируются старые церкви и храмы.
Епархия организовывает церковные культурно-просветительные мероприятия и поддерживает развитие православного искусства. В Пскове туристы могут ознакомиться с жизнью членов религиозных общин и осмотреть монастырские обители: Псково-Печерский мужской монастырь, Снетогорский женский монастырь, Крыпецкий мужской монастырь. Большой популярностью у любителей путешествий пользуется Мирожский мужской монастырь.
Современное состояние и режим посещения
В наши дни монастырь – действующая православная обитель, живущая по строгому монастырскому уставу. Ее территория открыта для паломников и туристов ежедневно с 8.00 до 19.00. Богослужения проходят в храме Апостола и Первомученика Стефана. Снимать фото и видео здесь не запрещено, однако, путешественников просят не фотографировать насельников и церковные службы.
Для верующих работает паломнический центр, который организует экскурсии по святым местам Пскова и Псковской области. Паломники-мужчины могут остановиться в обители на несколько дней. Специально для них в монастыре существуют гостевые кельи с удобствами, где ночуют одновременно до пяти человек.
Настоятельский корпус
В Стефановском корпусе открыта трапезная. Она работает с 10.00 до 12.00 и с 14.00 до 17.00. Здесь можно позавтракать, пообедать и поужинать за умеренное пожертвование. В монастырской церковной лавке продают иконы, сувениры с видами псковских достопримечательностей, восковые свечи, книги и фильмы.
Особая гордость обители – иконописная мастерская. Здесь работают насельники монастыря, которые являются профессиональными художниками. Они трудятся по традиционному иконописному канону, созданному в XII веке, и пишут иконы темперными красками на липовых досках, а для позолоты используют листы сусального золота. Монастырь выполняет много заказов от других обителей, храмов и паломников. Любопытно, что в иконописной мастерской для верующих и туристов проводятся специальные экскурсии и мастер-классы, на которых можно научиться изготовлению восковых свечей и росписи яичной темперой.
Мирожский монастырь: что посмотреть
Святые врата, колокольня и Стефановская церковь
Святые врата, колокольня и Стефановская церковь
Мирожский монастырь включает в себя ряд интересных объектов: Спасо-Преображенский собор (12 век) и церковь архидиакона Стефана (17 век), деревянные зимние покои настоятеля и братские корпуса.
Схема Мирожского монастыря
Схема Мирожского монастыря
Братские корпуса
Братские корпуса
В настоящий момент в Спасо-Преображенском соборе не проводятся богослужения, он работает как музей. Стоимость билетов порядка 300 рублей, стоимость экскурсии — 900 рублей. Но экскурсия стоит этих денег, ведь длится она почти час. Надо отметить, что музей работает только в сухую погода, так как содержание фресок требует особого температурного режима.
Паломники могут посетить богослужение в Стефановской церкви, нарядном храме. В церкви находится необычный каменный иконостас, созданный современным иконописцем архимандритом Зиноном.
В этом храме находятся мощи разных святых, и чудотворная икона Божией Матери Мирожская Оранта, которая благодаря чуду явилась в 1199 году. Здесь можно увидеть и другие иконы: святого великомученика Пантелеймона, , Тихвинская икона Божией Матери, икона Николая Чудотворца.
Иконостас Стефановской церкви
Иконостас Стефановской церкви
В церкви есть также иконописная мастерская, где также можно заказать экскурсию или мастер-класс по живописи.
Под притвором церкви Стефана расположены Святые ворота-главный вход в монастырь. С запада в 18 веке к Стефановской церкви был пристроен длинный корпус. Колокольня над Святыми воротами появилась в 1885 году.
Вид на Монастырь со стороны реки Мирожи
Вид на Монастырь со стороны реки Мирожи
Рядом с главным собором стоят зимние покои настоятеля. В основании этого строения — погреба 17 века. А сам деревянный дом был построен в 1881 году, на месте другого подобного из дерева.
Зимние покои настоятеля
Зимние покои настоятеля
Рекомендую вначале прогуляться по территории, пройти монастырь насквозь, побродить вокруг древних строений.
Вот такой вид открывается на реку Великая.
Вид на Троицкий собор
Вид на Троицкий собор
История
Икона Мирожской Божьей Матери с предстоящими святыми князьями Довмонтом и Марией Дмитриевной. Псковский музей
Точная дата основания монастыря неизвестна. Её принято относить к середине XII века и связывать с именем святителя Нифонта, епископа Новгородского, возможно, грека по происхождению.
Монастырь, находящийся в 20 минутах ходьбы от псковского крома, был одним из культурных центров города, здесь велась псковская летопись, он имел библиотеку, мастерскую переписчиков (скопировавших, в частности, «Слово о полку Игореве»), и иконописную мастерскую. Обитель была богата. Его городская территория занимала всю пойму реки Мирожи (с мельницами), берег реки Великой с кузницами, хозяйственными дворами и прочее. После секуляризации церковных земель в XVIII веке его территории сократились до нынешнего размера.
Географическое положение вне укреплений Пскова, который часто служил целью нападений западных соседей Руси, подчас делало монастырь уязвимой мишенью. Так, в 1299 году ливонские рыцари, разорив псковский посад, сожгли Мирожский и Снетогорский монастыри, а также убили Василия Мирожского и игумена Снетогорского монастыря Иоасафа, впоследствии канонизированных и ставших местночтимыми святыми. По преданию, мощи святого игумена Василия почивают под спудом в алтарной части Спасо-Преображенского собора вместе с мощами святого Авраамия. В начале XVI века в монастыре обучался преподобномученик Корнилий Псково-Печерский (постриг принял в Псково-Печерском монастыре).
В 1581 году Стефан Баторий установил на колокольне монастыря пушки, из которых стрелял по городу.
В 1567 году, при Иване Грозном, в Мирожском монастыре прославилась чудесами икона Божией Матери, получившая прозвание Мирожская: тип Оранты с предстоящими святыми псковским князем Довмонтом и его супругой Марией Дмитриевной.
По сообщению Энциклопедии Брокгауза и Ефрона, в XIX веке в монастыре находилось много древних икон, чаша святого Нифонта с надписью (1166), евангелие (1703), серебряный ковш, пожалованный Петром I псковитянину Фадею Гурьеву, два колокола 1520 и 1521 годов.
Митра игумена Мирожского монастыря, 1689 год. Псковский музей
Монастырь упразднён в XX веке. После революции 1917 года в Мирожском монастыре разместилась Псковская экскурсионная станция. Монашеская жизнь в стенах обители стала возрождаться в 1994 году, когда храм Первомученика Стефана, братский корпус и дом настоятеля был передан Псковской епархии по договору аренды. Тогда же была создана мирожская международная иконописная школа, которую возглавил архимандрит Зинон (Теодор). После дозволения католикам отслужить службу в монастыре и причастия вместе с ними на него было наложено прещение (в частности, запрет на священническое служение). В 1997 году владыка Евсевий освятил вновь созданную иконописную школу.
года весь комплекс зданий и территорий монастыря, за исключением Спасо-Преображенского собора и малых келий, был передан Русской православной церкви в безвозмездное пользование.
В 2011 году в монастыре начала свою работу иконописная школа для детей города Пскова.
Это интересно: Крупин Владимир Николаевич — передаем суть