Свет и тени церковной эстетики

Творчество

Икона «Преображение», 1997 год

Ранние работы Зинона (1970 — нач. 1980-х гг.) выполнены в традициях древнерусской иконописи XV — нач. XVI веков, заметно влияние монахини-иконописицы Иулиании (Соколовой). В середине 1980-х годов Зинон, изучая псковскую иконопись XIV—XV вв., стал использовать в своих работах образы домонгольской русской живописи и византийские традиции. С середины 1990-х годов он обратился к раннехристианскому искусству Рима, Синая, Равенны.

Кроме темперной живописи Зинон работает в технике мозаики и энкаустики. Занимается проектированием храмов, эскизов утвари и облачений, оформлением книг.

Архимандрит Зинон считается одним из продолжателей византийских традиций иконописания.

Когда ко мне приезжают и изъявляют желание овладеть церковным искусством, я говорю, что в наше время этому нужно учиться самое малое пятнадцать лет, независимо от уровня художественной подготовки, — говорит архимандрит Зинон. — Художник, у которого деньги на первом месте, уже не художник.

Работы

  • Данилов монастырь: иконостас в традициях XV—XVI веков для храма Отцов Семи Вселенских соборов (нижний Покровский придел).
  • В 1985 году расписывал церковь святой Параскевы Пятницы во Владимирской области.
  • в Псково-Печерском монастыре: им были созданы иконостасы храмов преподобномученика Корнилия (1985 год), Покрова над Успенским собором (1990 год) и Печерских святых на горке (1989—1991 годы).
  • В 1988 году о. Зинон написал для древнего Троицкого собора Пскова иконостас нижнего храма, освященного во имя преподобного Серафима Саровского.
  • Участвовал в росписи трапезной Ново-Валаамского монастыря в Финляндии
  • в Крестовоздвиженском монастыре Шеветонь в Бельгии (en:Chevetogne Abbey)
  • церковь св. Стефана в Мирожском монастыре
  • роспись храма во имя преподобного Сергия Радонежского на подмосковной станции «Семхоз», воздвигнутого в память убитого в этом месте Александра Меня. Зинон расписывал храм в течение двух лет.
  • роспись Никольского собора в Вене, Австрия.
  • росписи в монастыре Симонопетра на Афоне.
  • нижний храм Феодоровского собора в Санкт-Петербурге.

Выставки

  • Русская икона конца XX — начала XXI в. (Псков, 2003)
  • Современные иконописцы России (Москва, 10 декабря 2015 − 19 января 2016).

Образ Христа и воображение

—Почему нельзя во время молитвы воображать какой-то образ Христа?
—Это одно из правил аскезы. Преподобный Симеон Новый Богослов называет три условия молитвы: ум должен быть безвидным, то есть не представлять никакого образа, потому что Бог неописуем

Второе: заключать ум в слова молитвы, то есть наблюдать внимание. И третье: молиться не в пространство, а внутрь

—Да, но икона противостоит всем трем принципам!

—Совершенно верно. Но икона в Церкви существует как утверждение догмата о Боговоплощении, о присутствии Бога в этом мире. Если Бог воплотился, значит, Он сделался описуемым и изобразимым. При этом икона должна возвысить дух человека, настроить на молитву, но это не означает, что на нее надо смотреть в упор, не спуская с нее глаз. Преподобный Серафим советовал для сосредоточенности смотреть на пламя свечи или вообще молиться с закрытыми глазами.

—Конечно, уставившись в икону, нельзя молиться. В этом есть даже какое-то идолопоклонство.
—Я много раз слышал от верующих людей, что во время молитвы выражение лика Богородицы или святого меняется. Конечно, если уставиться на икону, не сводя с нее глаз, образ может меняться. Только это не лик меняется, а меняется что-то в глазах или в голове у самого человека.

—Но почему, раз Христос прекрасен и внутренне, и внешне, икона не ставит целью передать Его внешнюю человеческую красоту?

—Икона — это не портрет, у нее свой язык для передачи прекрасного. Хотя я видел и внешне великолепные изображения Христа. Но здесь надо различать красоту и красивость. Христу была присуща именно красота. А красивость — это то, что называют смазливостью, вызывающей чувства абсолютно недуховные. Например, чрезмерное использование женщинами косметики — попытка сделать себя лучше, чем ты есть на самом деле. Я бы даже назвал это одним из видов богоборчества: человек недоволен тем, каким его создал Творец. Эта «улучшенная» внешность тоже может привлекать — порочных людей, падких на такие «спецэффекты». Но человек, чувствующий высокую красоту, не пленится красивостью.

Икона руками ребенка

— А вообще церковное искусство должно быть каким?

— Церковное  искусство должно быть и всегда  бывало очень разным

Нет единого шаблона. Важно, чтобы каждый  раз оно было искренней, честной попыткой выразить веру

Честной значит добросовестной, значит — ты всерьез изучаешь искусство тех, кто решал эту проблему до тебя, т.е. изучаешь великую иконописную традицию. Иконопись стоит на том, что накоплен огромный опыт, у которого церковный художник имеет возможность учиться. Начинаясь в искусстве Египта, Ассирии и Греции, христианское искусство появляется вместе с христианской верой и имеет очень широкий диапазон стилей, эпох и национальных школ.

Христианская вера, не меняясь в основе, движется, изменяясь в своих внешних проявлениях. В каждом веке, в каждом народе, в каждом поколении она имеет свои формы и оттенки. Это естественно, потому что каждый проходит путь личного выбора. Если это была искренняя попытка выразить религиозные идеалы человека данного времени, имеют право на существование и иконы-картины 18-19 веков, и работы Виктора Васнецова, и поиски Григория Круга. Иконопись всегда была обращением современника к современникам.

— А стиль, обращенный к нашим современникам?

— В нашем  поколении, у людей 20-21 века, церковная живопись 18-19 веков не находит отклик. Нам ближе язык Средневекового искусства. Но русский православный человек времен Суворова и императрицы Екатерины был бы очень удивлен нашим восхищением эпохой Рублева. Возможно, лет через триста церковное творчество Васнецова вновь станет созвучным новому поколению, и они будут  говорить о том, как много мы в  нем недооценили и проглядели?

— Как выбрать, что  нам ближе? 

— Выбирать то, что вызывает твой личный отклик. Тогда есть надежда, это найдет отклик и у других

Важно, чтобы религиозное искусство развивалось из внутренней потребности. Все попытки указать: «Всем писать, как это делали там-то, те-то и тогда-то» или игнорировались, или — что, по моему мнению, хуже — заканчивались  стилизацией под что-то, чего уже нет

Часто думают: вот древний образец, повторишь  его — будет икона. Но если просто бездушно скопировать — получится нечто пустое, скучное и неживое.

А бывает, придет к нам в мастерскую ребенок лет 5-ти, чтобы не мешал, дашь ему бумагу, карандаши, поставишь перед  ним образец иконы. Он начнет рисовать на тему поставленного образца (ведь дети никогда не копируют буквально) и… получается икона! И образ есть, и чистота, и вера, и жизнь.

Подтверждением  словам отца Андрея висит на стене  в мастерской при  храме – детской  рукой нарисованный святой Георгий Победоносец, поражающий змея. Действительно, выразительный рисунок…

Иконописец Зинон много лет провёл в монастырях, украшая их

В 1975 году отец Зинон демобилизовался из армии и отправился работать в качестве художника в Успенский кафедральный собор Одессы. Ещё в армии у него возникло желание удалиться от мирской жизни. 5 сентября 1976 года он стал послушником Псково-Печерского монастыря. Уже 30 сентября наместник обители Гавриил (Стеблюченко) постриг его в монахи под именем Зинон. Через три дня иконописца рукоположили в сан иеродиакона, а в ноябре он стал иеромонахом.

Псковско-Печерский монастырь в наше время с высоты птичьего полета. Пребывание здесь оказало огромное влияние на дальнейшую судьбу архимандрита Зинона

С Псково-Печерским монастырём связано знакомство тем человеком, который оказал больше влияние на судьбу отца Зинона. Дело в том, что ещё перед призывом в армию он приезжал сюда в 1973 году. Здесь он повстречался с отцом Алипием (Вороновым), который считался в то время известным ревнителем древнерусской иконописи. Отец Алипий многому научил Зинона. К сожалению, поработать с ним ему не удалось, так как когда иконописец служил в армии, отец Алипий скончался.

После двух лет пребывания в Псково-Печерском монастыре отец Зинон приобрёл своими трудами такую известность, что Патриарх Пимен забрал его Троице-Сергиевскую лавру. Здесь иконописец написал иконостасы пределов в крипте Успенского собора. Также он создал большое количество отдельных икон. Эти иконы были помещены как в храмах местной епархии, так и в домах прихожан. Кроме того, их активно приобретали коллекционеры.

В лавре Владимир пробыл семь лет, но его смущала мирская суета за стенами обители. Чтобы меньше сталкиваться с мирскими соблазнами, он попросил в Псков, где было тише. В 1983 году архимандрита Зинона патриарх направил в Даниловский монастырь. Здесь в течение года мастер занимался восстановлением и украшением монастыря. По истечении этого времени он был отпущен в Печерский монастырь.

Фотография Данилова монастыря в наше время. Здесь иконописец Зинон стал известен

Во время работы в Даниловом монастыре иконописец Зинон стал известен как ведущий иконописец России. В этом качестве его стали приглашать за рубеж. Так он был преподавателем в иконописной школе в Сериате, Италия, работал во Франции и Бельгии, занимаясь украшением и реставрацией местных православных монастырей.

Прещения с Зинона сняли, но работать ему не дали

После того, как на отца Зинона были наложены прещения, он поселился в деревне Гверстонь, которая находится на границы Псковской области и Эстонии. Вокруг него сложилась маленькая община, которая в течение пяти лет построила храм в романском стиле. Также были построены и оборудованы мастерские и хозяйственно-бытовые постройки.

Таким образом вернуться в Псково-Печерский монастырь ему не удалось, даже после снятия с него по указу патриарха Алексия II прещений. Его ученики и другие художники, жившие при нём, также не смогли продолжить работу над иконами. Росписи Зинона были изуверским образом записаны, несмотря на то, что они были признаны памятниками культуры. Кроме того, в иконописную школу при монастыре перестали принимать мирян.

Спас Неруковтворный, о.Зинон, храм Преображения Господня в д. Гверстонь. Эта мозаика была создана отцом Зиноном в построенным им храме в деревне Гверстон

Во время своей жизни в селе Гверстонь архимандриту Зинону было фактически запрещено выезжать из построенного им храма с иконописными мастерскими. Священники, поддерживающие его, например, Владимир Арсеньев, преследовались. Чтобы иметь возможность работать, иконописец в 2005 году уехал в Австрию. Здесь он руководил росписью Никольского собора в вене.

Многие верующие, знакомые с творчеством архимандрита спрашивают: где сейчас находится отец Зинон? Из сообщений средств массовой информации известно, что начиная с 2008 года, он пребывает на Афоне. Там он расписывал храм в греческом монастыре Симонопера. Периодически он приезжает в Россию, посещая храмы и монастыри в качестве реставратора и иконописца.

Биография

В миру Теодор Владимир Михайлович,
архимандрит, деятель русской православной церкви, иконописец.
Родился в Ольвиополе под Николаевом (на юге Украины, недалеко от Одессы). С детства был приобщен к Церкви, вместе с бабушкой посещал храм.
С 1969 года учился в Одесском художественном училище, на отделении живописи. Здесь произошло его первое знакомство с иконой, и был первый опыт росписи храма, правда, мастера, под началом которых художник работал, не владели иконописной техникой, используя повсеместно распространенный тогда живописный стиль. Но будущего иконописца привлекала каноническая икона, и он решил, во что бы то ни стало, освоить ее. Начинал с копий старых икон: когда по подлиннику, а больше — по репродукциям. В Одессе, как и в целом на юге, старые иконы — редкость, в церквах их практически нет, а провинциальные музеи весьма бедны и однообразны. Учителей иконописи в те времена не было, и потому технику иконы, каноны, художественные приемы и другие секреты иконописного ремесла приходилось осваивать самостоятельно. Довольно рано пришло понимание того, что заниматься иконописью всерьез можно, только посвятив этому всю жизнь.
В 1976 г. он становится монахом в Псково-Печерском Успенском монастыре. С этого времени иконопись становится не только его творчеством, но и его служением.
В Псково-Печерском монастыре были свои иконописные традиции. Прежний настоятель обители, архимандрит Алипий (ум. 1975 г.), был большим знатоком и любителем искусства, он собрал великолепную коллекцию живописи и икон. К тому же и сам он был незаурядным иконописцем, его иконы и стенные росписи до сих пор украшают монастырь.
Приняв монашеский постриг, о. Зинон получил возможность работать для Церкви, и его искусство было вскоре замечено церковным священноначалием и востребовано. В 1979 г. Святейший Патриарх Пимен вызвал его в Троице-Сергиеву Лавру. Здесь о. Зинон написал иконостасы приделов в крипте Успенского собора, создал множество отдельных икон. Патриарх Пимен был большим знатоком древней иконописи и высоко ценил творчество о. Зинона. В 1983 г. по благословению Святейшего о. Зинону было поручено участвовать в восстановлении и благоукрашении Данилова монастыря в Москве. В 1985 г. он расписывал церковь св. Параскевы Пятницы во Владимирской области.
Продолжал иконописец трудиться и для Псково-Печерского монастыря, здесь им были созданы иконостасы храмов преподобномученика Корнилия (1985 г.), Покрова над Успенским собором (1990 г.) и Печерских святых на горке (1989-1991 гг.). В 1988 г. о. Зинон написал для древнего Троицкого собора г. Пскова иконостас нижнего храма, освященного во имя преп. Серафима Саровского.
В 1994 г. Русской Православной Церкви был передан древний Спасо-Преображенский Мирожский монастырь в Пскове (за исключением собора XII в., который остался за Псковским художественным музеем) с единственным условием — в этом монастыре должна была располагаться иконописная школа. О. Зинон возглавил эту школу, и она стала успешно развиваться, сюда приезжали на обучение иконописцы не только из России, но и со всего мира. Вместе с о. Зиноном здесь трудились несколько монахов и послушников, избравших иконописание своим служением, — одни писали иконы, другие делали доски и т.д. Таким образом, насельники монастыря представляли собой не просто монашеское общежитие, а братство иконописцев, что само по себе было явлением для России уникальным. Постепенно силами братии монастырь, приведенный в советское время в состояние полной разрухи, стал возрождаться. В частности, была восстановлена надвратная церковь во имя св. Стефана Первомученика (1996 г.), в ней совершались богослужения. О. Зинон создал здесь оригинальный каменный иконостас и написал для него образы Спасителя, Богородицы и святых в медальонах.
В конце 1997 г. архим. Зинон был вынужден оставить Мирожский Монастырь и переселиться в деревню Гверстонь на западе Псковской области, где он живет и трудится по сей день.
Еще работая в Даниловом монастыре, архим. Зинон приобрел известность как один из ведущих иконописцев России, и его стали активно приглашать в другие страны — он работал во Франции, в Ново-Валаамском монастыре в Финляндии, в Крестовоздвиженском монастыре Шеветонь в Бельгии, преподавал в иконописной школе в Сериате, в Италии и т.д.
Архимандрит Зинон — один из самых авторитетных мастеров современной русской иконописи, строго придерживается древних византийских традиций. В 1995г. за вклад в церковное искусство первым из церковных деятелей получил Государственную премию России.
Из книги Ирины Языковой «Се творю все новое. Икона в XX веке»

На архимандрита Зенона были наложены прещения

Зинон не ограничивается только лишь иконописью. Он активно участвует в церковных дискуссиях и является сторонником обновленческих изменений Православного Богослужения. Так, например, он выступает за замену церковного языка в Богослужении на русский. Иконописец подписал Обращение от 10 апреля 1994 года, в котором содержится призыв к дискуссии относительно вопросов богослужебного уклада.

Эти неординарные взгляды привели к одному инциденту, который негативно повлиял на жизнь Зинона. Дело в том, что он был назначен руководителем иконописной школы Мирожского монастыря. Назначение его состоялось в 1994 году, а в 1996 году была восстановлена надвратная церковь во имя святого Стефана Первомученника. Для неё отцом Зиноном был создан уникальный каменный иконостас. Кроме того, он написал для него образы Спасителя, Богородицы и святых, которые были помещены в медальонах.

Архимандрит Зинон с братией Мирожского монастыря и учениками из Италии. Фото предоставлено Т. Дубровиной-Лединой. Участие в католической мессе стало причиной наложения прещений на архимандрита Зинона

Разразился громкий скандал в связи с тем, что как глава школы отце Зинон дал согласие Романо Скальфи, занимавшему должность директора Центра «Христианская Россия» работающему в Италии, отслужить мессу. Кроме того, он сам принял участие в этой католической мессе, которая прошла неосвящённой часовне Спасо-Преображенского Мирожского монастыря. Более того, в конце литургии он причастился вместе с католиками, что категорически запрещено всеми канонами православной церкви.

Архиепископ Псковский и Великолукский Евсевий наложил прещения не только на иконописца, но и на монахов Иоанна и Павла. Кроме того, он исключил Зинона из состава клириков Псковской епархии. Отец Зинон неоднократно заявлял, что данное решение является лицемерным, так как многие епископы и клирики поступают также как он. При этом иконописец всегда говорил о том, что он будет терпеливо ждать снятия прещений.

Владыка Евсевий, Архиепископ Псковский и Великолукский. Им были наложены прещения на архимандрита Зинона

Это произошло в 2002 году. Решение принял сам патриарх Алексий II в обход ахиепископа Евсевия. Перед этим в прессе вышло ряд публикаций оправдывающих Зинона и обвиняющих в доносительстве тех участников мессы, которые обратились с жалобой на его действия во время католической мессы.

Иконописец, теоретик, церковного искусства, педагог

Отец Зинон известен как один из выдающихся современных иконописцев. Его заслуга состоит в том, что он начал одним из первых возрождать иконописные традиции русского православия. Они были утеряны во времена гонений на церковь. До нашего времени не сохранились практически никакие учебники или же какие-либо материалы, посвящённые византийской иконописной традиции. Именно она является в Русской православной церкви каноничной.

Мастер-класс одного из ведущих иконописцев современности архимандрита Зинона (Теодора). 19 сентября 2013 года. Иконописное отделение СПбДА

Архимандриту пришлось по крупицам восстанавливать это знание, копируя древние иконы и занимаясь их реставрацией. Благодаря такой кропотливой работе ему удалось возродить древнюю иконописную школу русских иконописцев XV — XVI веков. Свои знания иконописец передаёт другим, при этом утверждает, что учеников не имеет. В пользу данного аргумента он приводит довод о том, что для учения необходимо передача традиции, а он лишь учит технике писания.

Отец Зинон автор нескольких книг. Они посвящены современной иконописи. Кроме того, у него также имеются и сочинения на религиозные темы. Несмотря на монашество, он достаточно активно взаимодействует со средствами массовой информации, излагая в них довольно радикальные суждения на тему обновленчества. За свои независимые взгляды ему пришлось пострадать, так на него были возложены прощения из-за того, что он участвовал в католической мессе и причастился вместе с католиками.

источники

  • Карелина А. Возвращение печорского затворника: Снят запрет на служение известного монаха-иконописца // НГ Религии. — 2002. — № 1 (96).
  • Курбатов В. Я. Батюшки мои. «Вниду в дом Твой». — Псков: Дом печати ГППО, 2013. — 352 с. — 3 000 экз. — ISBN 978-5-94542-296-4.
  • Храм на месте гибели протоиерея Александра Меня // alexandrmen.ru.

Сноски

  1. Вечерня по древнему чину и вечер вопросов и ответов прошли в нашем храме // Федоровский собор. — 2013. — 4 июля. – Дата обращения: 4.7.2017.
  2. Католическое оглашение в православном соборе // Антимодернизм.ру. – 2014. – 22 июня. – Дата обращения: 18.2.2017.
  3. Курбатов В. Я. Батюшки мои. «Вниду в дом Твой». — Псков: Дом печати ГППО, 2013. — 352 с. — 3 000 экз. — ISBN 978-5-94542-296-4.
  4. Зинон (Теодор), о. Когда Слово стало плотью // alexandrmen.ru.

Комментарии

Августин Блаженный

христианский богослов, философ и политик, один из отцов и влиятельнейших проповедников христианства

Сергий Радонежский

святой Русской церкви, основатель Троице-Сергиевой лавры

Григорий Ефимович Распутин

духовник императорской фамилии, личный целитель цесаревича Алексея, одна из самых одиозных личностей российской истории начала XX столетия

Иоанн Леонтьевич Янышев

священнослужитель Православной Российской Церкви

Бригам Янг

американский религиозный деятель, второй президент Церкви Иисуса Христа Святых последних дней

Якопоне да Тоди

итальянский религиозный поэт, монах-францисканец

Ядвига Силезская

княгиня Силезская, католическая святая, монахиня, покровительница сирот

Иван Юркович

архиепископ римско-католической церкви, дипломат

Икона — это безгласая проповедь, говорит отец Зинон

Иконописец Зинон известен во всём православном мире. Его деятельность направлена на возрождение традиций византийской иконописи. Кроме того, он ведёт работу по восстановлению художественного наследия Русской православной церкви, утраченного после 1917 года. Благодаря ему формируются каноны современного иконописания.

Наибольшее число своих работ иконописец выполнен в ранние годы, за период с 1970 по 1980 годы. Стиль всех иконописей — древнерусский, XV — начала XVI веков. Первые работы испытывают значительное влияние иконописицы Иулиании (Соколовой). Позже архимандрит начал изучать более сложную псковскую иконопись, в результате чего в его работах появились домонгольские и византийские мотивы. В 1990-е годы он познакомился с творчеством раннехристианских иконописцев Синая, Рима, Равенны, что тоже нашло отражение в его работах.

Прп. Серафим Саровский. Архимандрит Зинон (Теодор), иконостас Серафимовского придела Троицкого кафедрального собора, Псков, 1988 г

Наиболее известные иконы, принадлежащие перу архимандрита Зинона, находятся в тех храмах, которые он реставрировал. Среди них можно назвать:

  • «Предтеча»;
  • «Апостолы Петр и Павел»;
  • «Александр Невский»;
  • «Мария Магдалина»:
  • «преп. Серафим Саровский».

Последние работы Зинона Иконописца выполнены с использованием различных техник. Они ориентированы на более древние эпохи, например, эпоху Юстиниана. Многие работы художника являются редкими и поэтому представляют большую ценность для коллекционеров.

Архимандрит Зинон по поводу своего творчества говорит, что научиться церковному искусству быстро нельзя, для этого необходимо не менее 15 лет. Кроме того, иконописец должен быть воцекровлённым, молитвенником, монахом, только тогда он сможет передать то что, должно быть изображено на иконе. Художник, который на первое место в своей работе ставит деньги, уже художником не является.

Кроме профессионального написания икон, отец Зинон занимается созданием энкаустики и узоров из мозаики. Кроме того, он увлекается проектированием храмов, входов, арок, церковных ворот и художественным оформлением книг.

Обложка книги «Беседы иконописца», написанной о. Зиноном и изданной в 2015 году

Пишет он и свои книги, в которых рассказывает о современной иконописи. Кроме того, он достаточно часто общается с представителями прессы, мирянами, мирскими художниками. Его деятельность высоко оценена государством, так он является лауреатом Государственной премии в области искусства, которую ему присудили в 1995 году.

Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector