10 самых знаменитых древнерусских иконописцев

Даниил Черный (около 1350 — 1428)

На миниатюре: Фреска «Лоно Авраамово» кисти Даниила Черного. Множество книг и статей о русском иконописании также зачастую вспоминают о монахе Данииле только в контексте его совместной работы с автором великой «Троицы», однако, на деле его заслуги перед русской культурой этим отнюдь не исчерпываются.

Даниил Черный был не только старшим товарищем и наставником Рублева (cогласно знаменитой «Духовной грамоте» Иосифа Волоцкого), но и абсолютно самодостаточным и опытным художником, отличавшимся от многих своих современников не только поистине уникальным даром живописца, но и умением работать с композицией, цветом и характером рисунка.

Среди авторских работ Даниила Черного встречаются как фрески, так и иконы, наиболее известными из которых являются «Лоно Авраамово» и «Иоанн Предтеча» (Успенский собор Владимира), а также «Богоматерь» и «Апостол Павел» (Троице-Сергиева Лавра)

Интересный факт:совместные работы Даниила Черного с Андреем Рублевым поставили перед историками непростую проблему разделения их произведений, интересное решение которой предложил художник-искусствовед Игорь Грабарь. Иконами и фресками авторства Даниила Черного нужно признать те, в чертах которых просматриваются приметы предшествующей школы письма XIV века. Безукоризненная логика такого решения такова: в сравнении с Рублевым Даниила Черного можно считать художником старшего поколения, следовательно и все приметы «старого» иконописания — дело его рук.

Особенности православной иконописи

Важнейшей из них можно считать обратную перспективу, основной принцип изображения. Если при прямой перспективе оно подобно фотографии, снятой из одной точки, то при обратной перспективе мы, например, можем видеть:

  • крайней мере три плоскости стола (а не одну, будь это живописная картина), как на образе Св. Троицы прп. Андрея;
  • часть повернутого в профиль лика, которую не было бы видно на привычном современному человеку портрете; отсюда кажущиеся «непропорциональными» лики на иконах Богородицы с Христом.

По мнению известного культуролога Б.А.Успенского, это значит, что мастер, создающий икону, погружается в изображаемое, «живет» в нем. А вот исследователь культуры Византии А.М.Лидов думает немного иначе: при обратной перспективе изображение, по сути, находится между плоскостью доски и человеком – попросту, рядом с ним. Это особенно остро понимали русские крестьяне, у которых было принято завешивать образа, если имелось намерение каким-либо образом согрешить, дабы не видеть обличающие взгляды.

В Москве работает музей Андрея Рублёва

Работы выдающегося древнерусского иконописца хранятся во многих музеях и частных коллекциях. Например, в Третьяковской галерее Рублёву посвящён целый зал.

Здесь выставлен знаменитый Спас Андрея Рублёва. Фото иконы помещены во многие учебники искусствоведческие сборники, а также научную литературу.

Музей Андрея Рублева в Спасо-Андрониковом монастыре. Экспозиция древнерусских икон

В Москве, на территории бывшего Спасо-Андроникова монастыря, с 1947 года работает Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева.

Цель его деятельности — сохранение древнерусского культурного наследия. В первую очередь это сохранение древнерусских икон.

XVI

в этом веке появились первые иконы Андрея Рублева

К сожалению, никаких материальных свидетельств, кроме его работ, о жизни Андрея Рублёва не сохранилось.

Именно поэтому современные молодые люди, желающие увидеть «фото иконописца», могут обратиться к иконе преподобного. Первые его иконы появились в 16 веке.

Преподобный Андрей Рублёв (около 1360 — 17 октября 1428). Храм Святых Новомученников и Исповедников Российских в Бруклине

Дни почитания святого — 26 июня и 17 июля. Списки с иконы преподобного хранятся в Троице-Сергиевой Лавре и Спасо-Адрониковом монастыре в Москве.

Также стоит отметить, что многие творческие люди посвятили образу Андрея Рублёва свои произведения. Например, Андрей Тарковский снял в 1966 году он нём одноимённый фильм, ставший шедевром мирового кинематографа.

Русские иконописцы 17 века. Симон Ушаков

Любое деление исторического пространства на периоды художественного подъёма или упадка, носит весьма условный характер, поскольку даже в отрезки времени, не отмеченные появлением значительных произведений, несомненно, формируются предпосылки для их будущего создания.

Это отчётливо можно проследить на примере того, как особенности общественной и духовной жизни России XVI века дали толчок переменам, породившим новые художественные формы изобразительного искусства последующего столетия.

Безусловно, самой яркой и самобытной творческой личностью XVII века был столичный иконописец Симон Ушаков (1626 – 1686). Рано постигнув секреты мастерства, он уже в двадцатидвухлетнем возрасте был принят на службу в качестве художника Серебряной палаты Оружейного приказа, где в его обязанности входило делать эскизы для изготовления церковной утвари и предметов роскоши.

Кроме того, молодой мастер расписывал знамёна, чертил карты, придумывал орнаменты для рукоделий и выполнял ещё много подобной работы. Приходилось ему также писать образа для различных храмов и частных домов. Со временем именно эта область творчества принесла ему славу и почёт.

После перевода в штат Оружейной палаты (1656), Симон Ушаков прочно утвердился в качестве самого признанного художника своего времени. Ни один другой московский иконописец не имел такой славы, и не был столь обласкан царскими милостями. Это позволило ему прожить жизнь в почёте и довольстве.

Несмотря на то что русские иконописцы были обязаны писать свои работы исключительно по древним образцам, Ушаков смело использовал в композициях отдельные элементы западной живописи, образцы которой к тому времени всё в большем количестве появлялись в России. Оставаясь на почве исконных русско-византийских традиций, но в то же время творчески переработав достижения европейских мастеров, художник создал новый, так называемый фряжский стиль, получивший в дальнейшем развитие в творчестве иконописцев более позднего периода. В данной статье приводится фото его знаменитой иконы «Тайная вечеря», написанной мастером в 1685 году для Успенского собора Троице-Сергиевой Лавры.

Сюжеты и символика цвета

Иконы изображают:

  • Христа;
  • Богородицу;
  • святых; среди них немало таких, где на полях, вокруг «ковчега» пишутся сюжеты из жития угодника Божия.
  • Ангелов.

Кроме того, особая группа образов – посвященные праздникам, особо значимым событиям церковного года.

Цвета, применяемые иконописцами, имеют свою символику:

  • белый – свет Царства Небесного (например, на иконе Преображения);
  • красный –Божества;
  • синий – земли; характерно, что Христос пишется облаченным в красный хитон, синий гиматий (Божество облеченное Человечеством), а Богородица – в алом мафории и синем хитоне – то есть человечество облечено Божеством через Воплощение Христа;
  • зеленый – цвет жизни, природы; зеленый гиматий – на Ангеле, который, по ряду толкований, символизирует Св. Духа на иконе св. Троицы прп. Андрея Рублева;
  • наконец. черным пишется преисподняя, Ад.

Фёдор Зубов (около 1647 — 1689)

На миниатюре: Икона «Илья Пророк в пустыне» кисти Федора Зубова. Исследователи русской иконописи сходятся на том, что главнейшей заслугой Федора Зубова стало стремление вернуть изображаемым ликам святых духовную значительность и непорочность. Иначе говоря, Зубов старался объединить лучшие достижения иконописи XVII века с достижениями более древних традиций.

Как и Симон Ушаков, Зубов работал при царском дворе и был одним из пяти «жалованных иконописцев». Проработав в столице больше 40 лет, Федор Зубов написал огромное количество икон, среди которых были изображения Спаса Нерукотворного, Иоанна Предтечи, Андрея Первозванного, пророка Илии, святителя Николая и многих других святых.

Интересный факт: «жалованным иконописцем» царского двора, то есть, мастером, ежемесячно получающим жалованье и через это — определенную уверенность в завтрашнем дне, Федор Зубов стал по принципу «не было бы счастья, да несчастье помогло». Дело в том, что в начале 1660-х годов семья Зубова осталась практически без средств к существованию, и иконописец был вынужден написать челобитную царю.

Андрей Рублев (около 1360 — 1428)

На миниатюре: Икона «Троица» кисти Андрея Рублева. Андрея Рублева можно назвать самым знаменитым и — в случае, если такое определение возможно в разговоре о причисленном к лику святых монахе-художнике — популярным русским иконописцем, творчество которого на протяжении сотен лет является символом подлинного величия русского искусства и абсолютной преданности выбранному жизненному пути.

До сих пор неизвестно ни место рождения Рублева, ни даже имя, данное ему при рождении — Андреем он был наречен уже при постриге в монашество — однако, скудность фактических сведений о мастере в определенном смысле даже добавляет его образу выразительности и яркости.

Самой ранней из известных работ Рублева считается совместная с Феофаном Греком и Прохором с Городца роспись Благовещенского собора Московского Кремля в 1405 году. После окончания этой работы Рублев расписывал Успенский собор в Звенигороде, и позже, совместно с Даниилом Черным, — Успенский собор во Владимире.

Непревзойденным шедевром Рублева традиционно считается икона Святой Троицы, написанная в первой четверти XV века — одна из самых многогранных икон, когда-либо созданных русскими иконописцами, в основе которой лежит сюжет о явленнии праведнику Аврааму Бога в виде трех юношей-ангелов.

Интересный факт:повествуя о росписи Благовещенского собора Московского кремля, Троицкая летопись упоминает имя «чернеца Рублева» последним в ряду Феофан Грек-Прохор с Городца-Рублев, что, согласно летописной традиции, означает, что именно он был младшим в артели. Вместе с этим сам факт совместной работы с Феофаном Греком дает понять, что к тому моменту Рублев был уже состоявшимся мастером.

Гурий Никитин (1620 — 1691)

Живописец Гурий Никитин был одним из известнейших мастеров фрески и иконописи в 17 веке. Где и кого учился художник своему мастерству неизвестно.

В 1670-х гг. он работал в Москве, где и стал жалованным иконописцем. Искусствоведы предполагают, что его кисти принадлежит роспись в следующих храмах:

  • Крестовоздвиженском соборе в Романове;
  • Архангельском соборе в Московском Кремле;
  • Спасском соборе Спасо-Евфимиева монастыря в Суздале

и некоторых других.

Феофан Грек (14-15 вв.)

Один из самых знаменитых мастеров иконописи был рожден около 1340 года в Византии. Он расписывая храмы Византийской Империи. Но всемирную славу Феофану Греку было суждено обрести на русской земле. Он начал расписывать русские церкви, свою первую фреску мастер создал в храме Спаса Преображения, которая сохранена до нынешнего времени. Кисти Феофана Грека принадлежат икона Преображения Господа Иисуса Христа на горе Фавор, образ Матери Божией «Донская и др.

Иконописное искусство XVII века

С XVI в. нарастает обмирщение: появляются неканонические иконы вроде «Троицы Новозаветной», где изображен Бог Отец – вопреки запрету Стоглавого Собора. К XVII в. в иконопись начинают проникать даже мирские сюжеты, образы. Некоторые же иконописцы ставят под сомнение саму обратную перспективу, как принцип, настаивая на иконе, как своего рода «портрете».

Например, придворный иконописец Иосиф Владимиров пишет, что Христу на иконе Рождествавсячески подобает быти белу и румяну, паче же лепу, а не безлепичну, по пророку, глаголящему: Господь воцарися и в лепоту ся облече! И паки: Господи, во свете лица Твоего пойдем… То како мрачно и темнообразно лице Его тамо писати?».

Ведомые духом мира, мастера все чаще желают делать икону «красивой», а не духовной, работы прежних времен кажутся им «мрачными».

В 1663 году Симон Ушаков создал одно из самых известных своих произведений — икону «Похвала Владимирской иконе Божией Матери», или «Древо Государства Российского», для церкви Троицы в Никитниках.  XVII в. Иконописная школа или художественный центр: Школа Оружейной палаты.  Происхождение: из церкви Троицы в Никитниках в Москве. Материал: дерево, темпера. Размеры иконы:  высота 105 см, ширина 62 см. На фоне Успенского собора изображены первый московский митрополит Петр и князь Иван Данилович Калита. Они сажают и поливают дерево, которое как бы прорастает сквозь Успенский собор, заполняя ветвями всю поверхность иконы. На ветвях древа – медальоны с изображением московских святых, а в центральном самом большом медальоне – образ Богоматери Владимирской. За кремлевской стеной стоят царь Алексей Михайлович и его первая жена Мария Ильинична с детьми. Наверху в облаках Спас, вручающий парящим ангелам венец и ризу для Алексея Михайловича: царь небесный венчает царя земного. Изображения святых в медальонах располагаются снизу вверх с некоторыми отступлениями от исторической последовательности, как бы сообразуясь с «ростом» дерева. На левой ветви, за митрополитом Петром представлены отцы русской церкви: митрополиты Алексий, Киприан, Иона, Фотий и Филипп, патриархи Иов и Филарет, цари Михаил Федорович, Феодор Иоаннович, царевич Дмитрий. На правой ветви в первом медальоне изображен дед Ивана Даниловича Калиты князь Александр Невский в одежде схимника. За ним – основатели и настоятели близких к Москве монастырей – преподобный Никон Радонежский, преподобный Сергий Радонежский, преподобный Савва Сторожевский, преподобный Пафнутий Боровский преподобный Симон безмолвник, преподобный Андроник и московские блаженные Максим, Василий, Иоанн Большой колпак. Инв. № 28598. Государственная Третьяковская галерея, 

Алипий Печерский (около 1070 — 1114)

Алипий Печерский был известным иконописцем, мозаичистом, ювелиром, жившем в 9 веке. Также он имел статус преподобного святого. Иконописи учился у греческих мастеров.

Искусствоведы нашли летописные источники, согласно которым стало известно, что он был почитаем на Руси, обладал даром целителя, совершал чудеса, также чудесную силу имели иконы, написанные им.

К сожалению, авторские произведения иконописца не сохранились до наших дней. В одном из источников сообщается, что художник написал пятифигурный Деисус, две наместные иконы.

Некоторые исследователи также пришли к выводу, что иконописец написал «Ярославскую Оранту», которая впоследствии была принесена в дар Успенскому собору, располагающемуся в Ростове.

Работы Рублева

Кроме росписей на стенах храмов, до наших дней сохранились и некоторые иконы. Им были написаны 9 образов деисусного чина, но сохранились всего три, которые найдены невероятным образом: в 1918 г. была отправлена экспедиция для поиска старинных икон, которые искали в сараях, подвалах и других постройках вблизи храмов. И вот в одном из таких сараев, под наколотыми дровами были обнаружены три большие черные доски. Реставратор, очистивший часть иконы, чуть не потерял сознание, поняв что найдены работы Рублева. Это иконы Спаса, Архангела Михаила и апостола Павла (предполагается, что этот образ мог написать Даниил Черный, так как стиль письма этой иконы более строг). Неотразимой является его величайшая работа – икона Троица (1420 г.), где не видно никаких разделений между ипостасями Бога – все равны, едины. На ней изображены трое ангелов, сидящие за столом с жертвенной чашей и ведущие между собой безмолвный разговор. Нет четкой привязанности к ветхозаветному преданию. Она является образом утешения, надежды и радости, образом жертвенной любви Бога к людям. Византийские богословы связывали образ Троицы с понятиями веры, надежды и любви. Этим творением Рублев так же выступает глубочайшим богословом!

Дымом писанные цвета, не знающие четких контуров, дышащие и светящиеся изнутри, несущие любовь и утешение – таков стиль работ гениального и святого иконописца, преподобного Андрея Рублева!

Андрей Рублев (14-15 вв.)

Великий иконописец земли русской, основавший иконописную школу и отразивший в своих работах величие Православной Руси — Андрей Рублев. Андрей Рублев расписывал многие храмы и монастыри Древней Руси. Кисти Андрея Рублева принадлежат несколько древних икон, самая значимая из которых — «Троица» Ветхозаветная. Андрей Рублев также написал многие прекрасные иконы — «Благовещение», «Крещение», «Рождество Христово», «Сретение», «Преображение», «Воскрешение Лазаря»; «Вход в Иерусалим». За историю иконописи, творили разные мастера, и четыре величайших иконописца, упомянутые нами – это, конечно, далеко не весь список выдающихся мастеров. Русская земля всегда славилась дарованиями. Работы русских мастеров известны по всему миру, и высоко ценятся даже в тех странах, где собственная иконописная традиция очень развита, например, — Греция и окружающие ее острова. Слава Богу, и сегодня в России создаются святые образы при соблюдении канонических правил, возрождаются иконописные традиции и каждый, при желании, может купить мерную икону, именную или какую-либо иную икону, поддерживая церковную традицию и помогая обрести свет веры своим близким.

Это интересно: 1835,Салават: краткая история города

Распространение литургических сюжетов

Любимый сюжет – «Похвала Богоматери», «О Тебе радуется», «Хвалите Господа с небес». Это сюжеты, которые радостно прославляют мир тварный и мир небесный. 

Икона «Хвалите Господа с небес». Весь мир славит своего Создателя: и те, кто находятся сейчас в Вышних чертогах – Божья Матерь, святые (например, Иоанн Креститель), люди, животные, в том числе экзотические для мастера того времени (слоны и жирафы).

Хвалите Господа с небес

Наверное, для жителя того времени слон был так же загадочен, как и сказочный единорог, все, до последнего подземного обитателя, дракона с собачьей головой и так далее. Это иллюстрация 148-го псалма – «Хвалите Господа с небес, хвалите Его в вышних…»

Выдающийся мастер фресковой живописи

Вторая половина XVII века отмечена творчеством ещё одного выдающегося мастера – Гурия Никитина. Родившийся в Костроме, предположительно в начале 1620 годов, он с юных лет занимался живописью. Однако серьёзный опыт начинающий мастер приобрёл в Москве, где в 1653 году вместе с артелью своих земляков занимался росписью ряда столичных храмов.

Гурий Никитин, работы которого с каждым годом отличались всё большим совершенством, стал известен прежде всего, как мастер фресковой живописи. До наших дней сохранились многие росписи, выполненные в монастырях и отдельных храмах Москвы, Ярославля, Костромы, Переславля-Залесского и Суздаля.

Характерной особенностью фресок, выполненных мастером на библейские сюжеты, является их праздничный цветовой колорит и богатство символики, за что при жизни художника нередко упрекали в обмирщении искусства, то есть переориентации его на проблемы тленного мира. Кроме того, результатом его творческих поисков стал особый художественный приём, позволявший мастеру создавать в своих композициях необычайный пространственный эффект. В историю искусства он вошёл под названием «формулы Гурия Никитина». Скончался прославленный иконописец в 1691 году.

Гурий Никитин (1620 — 1691)

На миниатюре: Икона «Мученики Кирик и Иулитта» кисти Гурия Никитина) Фрески костромского художника-иконописца Гурия Никитина — не только пример великолепия и символичности русской иконописи, но по-настоящему уникальное для его времени сочетание декоративизма и монументальности в рамках одного произведения. Дело в том, что именно на период творческой зрелости Никитина — а это приблизительно 60-е годы XVII столетия — приходится подъем русского монументально-декоративного искусства — и эти тенденции не обходят стороной молодого мастера.

В непростом для русской церкви 1666 году Гурий Никитин принимает участие в возобновленных работах по росписи Архангельского собора Московского Кремля — кисти Никитина принадлежат изображения воинов-мучеников на столбах, а также отдельные части монументальной композиции «Страшный суд». Спустя 2 года Никитин пишет 4 иконы для московской церкви Григория Неокессарийского.

Однако, пожалуй, главным «профессиональным достижением» Гурия Никитина стала стенопись в ярославской церкви Ильи Пророка и костромском Ипатьевском монастыре. В эти годы он уже руководил группой иконописцев, выполняя при этом самую сложную часть работы — он в одиночку вычерчивал контуры всех фресок, которые потом дорисовывали ученики.

Интересный факт: если верить Дозорной книге 1664 года, выясняется, что Никитин — не фамилия, а отчество знаменитого иконописца. Полное имя мастера — Гурий Никитин (Никитович) Кинешемцев.

Иконографическое изображение Богоматери[править | править код]

Богоматерь Умиление Белозерская. Икона. Первая половина XIII в.

На Руси было известно более трёхсот иконографических сюжетов изображения Богоматери. Самые известные — «Богоматерь Владимирская», а также «Боголюбовская», «Белозерская», «Всемирная», «Галицкая», «Гора Нерукосечная», «Грузинская», «Донская», «Корсунская», «Казанская», «Муромская» и др. Всё многообразие этих сюжетов можно уложить в три основных композиционных типа: «Богоматерь Оранта», «Богоматерь Одигитрия», «Богоматерь Умиление». Строго фронтальное поясное изображение Богоматери с поднятыми вверх до уровня плеч руками, ладони которых обращены к зрителю, называется «Оранной» (на Руси «Знамение»). «Панагия» — изображение Богородицы типа «Оранта», но в полный рост. Прообразом всех «Панагий» на Руси служила «Нерушимая Стена» в Софии Киевской. Если Младенец Христос сидит на коленях Богоматери, не прикасаясь к её щеке, и смотрит строгим взором перед собой, сложив пальцы правой руки в благословляющий жест, — это «Одигитрия». К иконографическому типу «Одигитрия» относятся «Богоматерь Иверская», «Грузинская», «Казанская», «Пименовская», «Смоленская», «Тихвинская» и другие. Если на иконе изображена Богоматерь с Младенцем, который прикасается своей щекой к щеке Матери, то это «Умиление». К этому иконографическому типу относятся иконы «Корсунская», «Кикская», «Фёдоровская» и ряд других. Иконографический канон строго предписывает, на какой руке Богоматерь должна держать Младенца, а следовательно, к какой щеке будет прикасаться Младенец. Христос тоже может быть изображён в различных одеждах и позах, строго предписано положение Его рук и ног — всё это составляет канон той или иной иконы и определяет её название.

Иконописное искусство времён татаро-монгольского ига

Нашествие на Русь хана Батыя, положившее начало периоду татаро-монгольского ига, коренным образом повлияло на уклад всей жизни государства. Не избежала его влияния и русская иконопись. Большинство, сформировавшихся ранее художественных центров были захвачены и разорены ордынцами, а те, которых минула общая участь, переживали трудные времена, что не могло не отразиться на общем художественном уровне создаваемых в них произведений.

Тем не менее даже в этот тяжёлый период русские иконописцы сумели создать собственную школу живописи, занявшую достойное место в истории мировой культуры. Особым её подъёмом отмечена вторая половина XIV и практически весь XV век. В этот период на Руси трудилась целая плеяда выдающихся мастеров, наиболее известным представителем которой был Андрей Рублёв, родившийся в Московском княжестве около 1360 года.

Молитва преподобному Андрею Рублёву

В наше время святому молятся о раскрытии таланта и помощи в работе.

О священная главо, преподобне отче, преблаженне авво Андрее! Не забуди убогих твоих до конца, но поминай нас всегда во святых и бла­гоприятных молитвах к Богу:

помяни стадо твое, еже сам упасл еси, и не забуди посещати чад твоих моли за ны, отче священный, за дети твоя духовныя, яко имеяй дерзновение к Небесному Царю:

не премолчи за ны ко Господу, и не презри нас, верою и любовию чтущих тя: поминай нас недостойных у Престола Вседержителева, и не престай моляся о нас ко Христу Богу,

ибо дана тебе бысть благодать за ны молитися.

Не мним бо тя суща мертва: аще бо телом и преставился еси от нас, но и по смерти жив сый пребываеши, не от­ступай от нас духом,

сохраняя нас от стрел вражиих и всякия прелести бесовския и козней диавольских, пасты­рю наш добрый.

Аще бо и мощей твоих рака пред очима нашима види­ма есть всегда, но святая твоя душа со ангельскими воинствы, со безплотными лики,

с небесными силами, у престола Вседержителева предстоящи, достойно веселится, ведуще убо тя воистину и по смерти жива суща,

тебе припадаем и тебе молимся: молися о нас Всесильному Богу, о пользе душ наших, и испроси нам время на пока­яние,

да невозбранно прейдем от зем­ли на небо, от мытарств же горьких, бесов воздушных князей и от вечныя муки да избавимся,

и Небеснаго Цар­ствия наследницы да будем со всеми праведными, от века угодившими Гос­поду нашему Иисусу Христу:

Ему же подобает всякая слава, честь и покло­нение, со Безначальным Его Отцем,

и с Пресвятым и Благим и Животворя­щим Его Духом,

ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение

Творчество Феодора Зубова

И наконец, рассказывая об иконописи XVII века, нельзя не упомянуть имя ещё одного выдающегося мастера – это Феодор Зубов (1646-1689). Родившись в Смоленске, он в начале 1650 годов, ещё совсем подростком переехал в Великий Устюг, где для одной из церквей написал икону «Спас Нерукотворный», сразу создавшую ему репутацию зрелого художника.

Со временем его слава столь широко разошлась по России, что художник был вызван в Москву, и зачислен в штат иконописцев Оружейной палаты, где прослужил затем более сорока лет. После смерти Симона Ушакова, долгие годы возглавлявшего собранных там мастеров, Феодор Зубов занял его место. Среди прочих работ мастера особую известность получила икона «Апостольское служение», фото которой завершает статью. Достойный вклад в развитие российского искусства внесли и сыновья Зубова – Иван и Алексей, ставшие в Петровскую эпоху одними из лучших отечественных гравёров.

Доски и олифа[править | править код]

Иконы писали на досках: в Византии — на тяжёлых кипарисовых, на Руси — на липовых и сосновых. Дерево было на Руси доступным и дешёвым материалом. Доску сверху покрывали левкасом (от греч. «леукос» — «белый») — меловым грунтом. Затем наносили контуры рисунка, по которому писали красками. Краски иконописцы растирали на яичном желтке, поэтому они были очень прочными и яркими. Сверху икону покрывали олифой (от греч. «олиефа» — «мазь», «масло») — веществом на основе растительного масла, образующим плёнку. Эта плёнка защищала живопись от влаги и повреждений. Олифой в старину пользовались вместо лака.
Но ни византийские, ни русские мастера не догадывались об одном очень коварном свойстве олифы: со временем (через восемьдесят — сто лет) она темнеет. В прошлом яркие, жизнерадостные краски иконы тускнеют, закрывая живопись чёрной завесой. На иконе смутно проступает изображение; такую икону в старину считали «непригодной». На Руси существовало несколько способов избавляться от таких «непригодных» икон: их пускали в половодье по реке ликом вверх или выносили на перекрёсток и после молебна сжигали. Иногда лоску с потемневшим изображением «записывали» новой живописью, сохраняя таким образом на века древнюю. Реставраторы, расчищая иконы, часто обнаруживают несколько слоёв более поздней живописи.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector