Реформатор иконописания. симон ушаков

Ссылки

  • Симон Ушаков. Слово к люботщательному иконного писания. по сборнику «Философия русского религиозного искусства XVI-XX вв. Антология.» М.: Прогресс, 1993.
  • Игорь Грабарь. Симон Ушаков и его школа. по Грабарь И. Э. ИСТОРИЯ РУССКОГО ИСКУССТВА В 5-ти томах
  • Ушаков, Симон Фёдорович в библиотеке «Старатель»
  • Иконы письма Симона Ушакова на сайте Университета эффективного развития
  • Г. Филимонов. «Симон Ушаков и современная ему эпоха русской иконописи» (Москва, 1873)

Категории:

  • Персоналии по алфавиту
  • Родившиеся в Москве
  • Умершие в Москве
  • Родившиеся в 1626 году
  • Умершие в 1686 году
  • Иконописцы России
  • Художники России XVII века

Wikimedia Foundation . 2010 .

В чем помогает икона «Спас Нерукотворный»?

Великий образ Иисуса Христа может стать верным защитником людей, но для этого нужно установить с ним молитвенный диалог. Если интересует, от чего защищает икона «Спас Нерукотворный», тогда стоит знать, что она оберегает от многочисленных заболеваний и разного негатива, направленного на человека со стороны. Кроме этого, молиться перед образом стоит о спасении души, за близких людей и детей. Искренние обращения помогут улучшить благосостояние, найти работу и справиться с разными мирскими делами.

Молитва «Спасу Нерукотворному»

Обращаться к образу можно своими словами, главное, делать это от чистого сердца. Самая простая молитва, которая известна каждому верующему человеку – «Отче наш». Она была дана людям самим Иисусом во время его земной жизни. Есть и другая простая молитва «Спасу Нерукотворному», текст которой представлен ниже. Читайте ее каждый день в любое время, когда требует того сердце.

Знаковые труды

Ученый разработал и внедрил многоаспектную и весомую систему помет в плане стилистики. Его авторству принадлежат распространенные теперь «разг.», «офиц.» и тому подобное. Александр Реформатский, коллега исследователя, вспоминал, что очень ценил Дмитрий Николаевич живое общение с людьми.

Он взаимодействовал со студентами, учителями, врачами, актерами. Своих коллег знаменитый языковед учил не отгораживаться от окружающей их повседневности, а заниматься просветительской деятельностью.

В начале 1936 Дмитрий Николаевич получил докторскую степень в области лингвистических наук. Через три года он стал членом-корреспондентом Академии Наук СССР.

Признанный специалист по правильности произношения, Ушаков на протяжении многих лет консультировал Радиокомитет страны. За советами к известному ученому обращались даже известнейшие актеры Василий Качалов и Евдокия Турчанинова.

Судьба

В личной биографии талантливого живописца и великого иконописца за давностью лет немало белых пятен. Например, доподлинно не известна дата его рождения. Отец Фёдор и мать Мария нарекли новорожденного сына Пименом, но впоследствии имя было изменено на Симона: до сих пор остаются загадкой причины и обстоятельства данного решения.

Икона Симона Ушакова «Спас Нерукотворный» / Свято-Троицкая Сергиева Лавра

В 22 года молодой человек занял пост знаменщика в Серебряном приказе при Оружейной палате, здесь он и пробыл вплоть до 1664-го. На службе в обязанности Ушакова входили: роспись знамен, создание всевозможных узоров, орнаментов и рисунков для церковной и дворцовой утвари из изделий высшей пробы и рукоделия, монет и украшений для ружей, составление чертежей и планов, реставрация храмовой живописи.

Благодаря трудам и высокому уровню профессионализма Симон впоследствии заслуженно пользовался милостивым отношением государя Алексея Михайловича, продвинулся по карьерной лестнице и на исходе 1663-го был переведен в Оружейную палату на «должность» изографа. Здесь он руководил мастерами государя, организовал школу иконописцев, планировал даже создать «Азбуку художеств» и стал, выражаясь современным языком, главным экспертом в области изобразительного искусства.

Благодаря информации, сохранившейся на «Спасе на престоле», сейчас известно немного о личной жизни: жену Симона Федоровича звали Февронией, а сына и дочь, доживших до зрелых лет, — Петром и Евфимией, остальные дети умерли в младенчестве (в том числе и Михаил, рожденный в начале 1670-х).

Земной путь великий иконописец окончил в 25-й июньский день 1686 года и нашел последнее пристанище на территории близ Знаменского мужского монастыря, где жил на исходе жизни и где монашествовали его отец и дядя. Смерть наступила по естественным причинам.

«Царский жалованный иконописец»

Симон Ушаков. Богоматерь Владимирская (фрагмент). 1652. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Симон Ушаков. Спас-Великий Архиерей (фрагмент). 1657−1658. Государственный исторический музей, Москва

Симон Ушаков. Голгофский крест (фрагмент). 1652. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Симон Ушаков один из немногих русских иконописцев XVII века, чью биографию можно узнать по реальным историческим документам. Родился Симон Ушаков в 1626 году в Москве. Из синодика — специального церковного списка умерших — известны имена его родителей, жены и детей. Мать художника звали Марией, а супругу — Февронией. У Ушакова было двое детей: дочь Евфимия и сын Петр. Известно, что он происходил из московских дворян, а среди родственников будущего иконописца были представители духовенства.

Ушаков начал учиться рисованию еще в детстве и рано стал известен. Уже в 1648 году, в 22 года, ему присвоили звание «царского жалованного иконописца», на которое обычно претендовали опытные мастера, исполнители государственных заказов. Симон Ушаков работал в Серебряной и Золотой палатах при Оружейном приказе «знаменщиком» — создавал рисунки для серебряных и золотых изделий, церковной утвари, расписывал знамена и полотна, чертил планы и карты.

В 1652 году Симон Ушаков создал икону Владимирской Божией Матери для московской церкви Архангела Михаила в Овчинниках («Богоматерь Владимирская»). Это самая ранняя из сохранившихся работ мастера. Она написана с соблюдением существовавших тогда иконописных канонов. Во время работы над произведением художник использовал в качестве образца другую икону с аналогичным сюжетом, на обратной стороне Ушаков подписал: «Лета 7160 году списана сия икона с самыя чудотворныя иконы Пресвятыя Богородицы Владимирския и мерой, а писал государев иконописец Симон Федоров…».

К концу 1650-х годов Ушаков был уже известным живописцем — его работы заметил царь Алексей Михайлович. Он пригласил иконописца расписывать кремлевский дворец. Тогда же Ушаков создал парсуну царя — светский портрет в XVII веке. Не оставлял художник и церковной живописи: в 1657 году он написал икону «Архиерей Великий». Художник рискнул отойти от привычных канонов иконописи и изобразил Христа живым человеком. Художник Игорь Грабарь написал об «Архиерее Великом»: «В этом вялом, усталом облике нет ничего поднимающегося над землей, нет и намека на тот вдохновенный полет ввысь, в нездешние края, которым так сильно искусство древнего Новгорода».

Призвание

Несмотря на высокую загруженность Симон успевал писать образа, становясь известным иконописцем. Он расписывал стены храмов, выполнял на ружьях красивые насечки, искусно изготавливал карты.

Не ускользнули от внимания начальства поразительное трудолюбие и мастерство Симона. В 1644 парня перевели в Оружейную палату. Там он занял должность жалованного изографа. По мере совершенствования таланта Ушаков возглавил московских иконописцев.

Первой работой мастера в 1652 стал знаменитый образ Владимирской Божьей Матери. Пятью годами позже появился первый Спас нерукотворный авторства живописца.

Известность образу принесло нарушение привычных канонов письма. В работе заметна реалистичность черт, объемность и тщательность выписывания. Несмотря на присутствие ресниц, блеска в глазах, имитации слез, то есть новаторства, церковь приняла икону.

Всего написано несколько образов, однако первый признан программным. В поисках максимальной приближенности к убрусу с оставленным на нем ликом Христа, Ушаков постоянно совершенствовал работы. Он изменял черты, убирал либо добавлял надписи. И сам мастер, и его ученики стали первыми, равнявшимися на западных живописцев. В изображаемые лики вносились человеческие черты. Этот прием не использовался в старой иконописи.

Богоматерь Владимирская. Новатор или традиционалист?

К 50-м годам XVII столетия относятся первые подписные и датированные произведения Ушакова, и самое раннее из них – икона «Богоматерь Владимирская» 1652 года. На обороте иконы надпись, в которой сказано, что эта икона – список с древней и прославленной чудотворной иконы. Причем сверху надписи есть приписка «и мерой» – иконописец воспроизвел не только композицию оригинала, но и точный его размер.

То, что Ушаков избирает на раннем этапе своего творчества именно прославленную чудотворную византийскую икону, присланную на Русь еще в начале XII века, очень ясно обозначает для нас один из главных стержней его творчества. Мы привыкли считать художника новатором, революционером в древнерусском иконописании, но нужно понимать, что в русской культуре XVII столетия отсутствовало само понятие «новаторства». Церковные писатели и художники ориентировались, прежде всего, на традицию. Эта традиция имела огромное значение и для Ушакова. Он не просто выбирает древний чудотворный образ, он воспроизводит его «мерою и подобием».

Симон Ушаков. Богоматерь Владимирская, на обороте – Голгофский Крест. 1652Дерево, темпера. 104×70. Третьяковская галерея

История написания иконы

Писал свою знаменитую икону в Москве Симон Ушаков. «Спас Нерукотворный» появился в церкви Троицы в столичных Никитинках. Примечательно, что в нижней части этого произведения сохранилась надпись. В ней указано, что данное произведение создал государев иконописец Симон Ушаков в 1658 году, в 7166 от сотворения мира.

Данная надпись была обновлена в XIX веке. Икона «Спас Нерукотворный» Симона Ушакова является самым первым изображением Нерукотворного спаса из всех дошедших до наших дней. Известно, что сам Ушаков и мастера из его круга создали не одно подобное произведение.

Стоит отметить, что в этой иконе проявил определенное новаторство Симон Ушаков. «Спас Нерукотворный» написан в соответствии с самыми современными художественными приемами того времени. Они определили творческое своеобразие российской иконописи на многие годы.

Эта икона выделяется от других не только натуральной передачей черт лица, но также светотеневой моделировкой объема, созданной с помощью сложной системы, в которой перемежались темные и светлые тона. Для того чтобы смягчить переходы между ними, на финальной стадии они дополнительно подгонялись один к другому.

В это же время стоит отметить, что, в отличие от европейской традиции, в русской иконе освещенность лика святого была никак не мотивирована реальным источником света. А расположение световых бликов говорило о том, что Ушаков и его соратники соблюдали традицию, которая была в России еще с XIV века.

Древо государства Московского

О том, какое важное значение для Ушакова имела традиция, свидетельствует его неоднократное обращение к образу «Богоматери Владимирской». Помимо самой первой иконы 1652 года, эту тему отражают еще три произведения начала 1660-х годов, представленные на выставке

Икона Богоматери Владимирской с избранными святыми на полях 1660 года происходит из Успенского собора Флорищевой пустыни, и, судя по пространной надписи в ее нижней части, это вклад самого художника в Успенскую обитель – свидетельство того, что художник был, во-первых, достаточно состоятелен для того, чтобы делать собственные вклады, а во-вторых, весьма религиозен. Еще одна Владимирская икона написана по заказу игумена московского Сретенского монастыря Дионисия в 1662 году.

Третий образ – знаменитая икона «Похвала иконе Богоматери Владимирской» или «Древо Государства Московского» 1663 года. Названия эти поздние и более или менее условные, поскольку оригинального ее названия мы не знаем, а в описях XIX века она называлась «Образ Владимирской с московскими чудотворцами». Вокруг медальона с иконой Богоматери располагаются изображения московских святых и некоторых знаменитых исторических деятелей. Галерея этих персонажей начинается с основателей Московского княжества – князя Ивана Калиты и митрополита Петра, который перенес митрополичью кафедру из Владимира в Москву и основал Успенский собор Московского Кремля, также представленный на иконе.

Слева на ветвях древа представлены московские святители, преемники митрополита Петра, последний из которых – Патриарх Филарет. Выше – его сын, царь Михаил Федорович Романов, основоположник новой династии, царь Феодор Иоаннович, последний из Рюриковичей, и благоверный царевич Димитрий – святой покровитель всего московского царствующего дома.

На правой ветви изображены преподобные, причем их ряд неожиданно открывается образом князя-схимника – преподобного Александра Невского. Вверху иконы изображен Христос в облаках, который передает ангелам венец и ризу. История сюжета такова: в 1625 году в Москву из Персии шахом Аббасом была прислана прославленная реликвия – риза Господня, которую торжественно положили в Успенском соборе Московского Кремля. И, конечно, изображая ризу, художник имел в виду именно эту драгоценную кремлевскую реликвию. Соединение же двух реликвий – иконы Богоматери Владимирской и ризы Господней – наглядно демонстрировало прямое покровительство Христа и Богоматери Московскому государству.

По сторонам от Христа начертаны надписи из Апокалипсиса – фрагменты из обращений к Сардийской и Смирнской церквям. Эти тексты вместе с текстами на свитках царя Алексея Михайловича и тогдашнего наследника царевича Алексея Алексеевича образуют своеобразный диалог: в ответ на молитвенное обращение царя и царевича Христос обещает им и всему Московскому государству ризу и венец как знак своего покровительства.

Идейные ориентиры

Определенным идейным и эстетическим ориентиром был для Симона Ушакова «Спас Нерукотворный». Год, в который была создана эта икона (1658), был определяющим для многих российских иконописцев. Дело в том, что данный образ впоследствии неоднократно упоминался в трактатах Иосифа Владимирова, которые были посвящены эстетике и поиску соответствующих ориентиров. Кстати, он был другом и соратником Ушакова.

В своих работах Владимиров упоминал, что Христос у Ушакова написан не по канону. Однако именно в таком виде он становится ближе и понятнее обычному человеку. После этого многие ориентировались на работы Симона Ушакова. «Спас Нерукотворный», описание которого приведено в этой статье, стал главным предметом иконописания на ближайшие годы.

Это стал самый авторитетный образ для любого иконописца.

Часть 1

В этой части работы даны задания по истории России и истории зарубежных стран в Новое время.

1. Установите соответствие между событиями (процессами) и их участниками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

СОБЫТИЯ (ПРОЦЕССЫ)

А) создание единой системы денежного обращения в России
Б) Переяславская рада
В) начало реформации в Германии

УЧАСТНИКИ

1) Елена Глинская
2) Фернан Магеллан
3) Д.Т. Трубецкой
4) Мартин Лютер
5) Б.М. Хмельницкий

Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.

2. Запишите термин, о котором идёт речь.

Предприятие, основанное на ручном труде работников, где существует разделение труда на отдельные производственные операции.

Прочтите отрывок из исторического источника и выполните задание 3.

«Которые государевы дворцовых сёл и чёрных волостей крестьяне и бобыли, выбежав из государевых дворцовых сёл и из чёрных волостей… а в писцовых книгах… те беглые крестьяне или отцы их написаны за государем, и тех государевых беглых крестьян и бобылей, сыскивая, свозити в государевы дворцовые сёла и в чёрные волости, на старые их жеребьи, по писцовым книгам с жёнами и с детьми и со всеми их крестьянскими животы без урочных лет».

3. Укажите название данного исторического источника.

Укажите название народного восстания, с которым связано появление данного
исторического источника.

Рассмотрите карту и выполните задания 4, 5.

4. Назовите российского монарха в период, когда произошло восстание, границы района которого обозначены на карте.

5. Подпишите на карте город Москву и Речь Посполитую.>

Ознакомьтесь с приведённым перечнем и изображениями памятников культуры и выполните задания 6, 7.

1) «Сказание о князьях Владимирских»
2) «Калязинская челобитная»

6. Какие из приведённых памятников культуры были созданы в XVI в.? Выберите два памятника культуры и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

7. Создателем какого из приведённых памятников культуры был Симон Ушаков? Укажите порядковый номер этого памятника культуры.

8. Укажите время, с точностью до десятилетия, когда в России пресеклась царская династия Рюриковичей. Укажите одно любое событие из истории зарубежных стран, относящееся к этому же веку и десятилетию. Не следует указывать событие из истории международных отношений, одной из сторон которых была Россия.

Время с точностью до десятилетия: __________

Событие из истории зарубежных стран: __________

9. Какой из привёденных исторических фактов можно использовать для аргументации следующей точки зрения: «Внешняя политика России в последние 10 лет царствования Ивана IV была неудачной»? Укажите порядковый номер этого факта в списке.

1) битва при Молодях
2) заключение Плюсского договора со Швецией
3) начало проведения политики опричнины

Объясните, как с помощью выбранного Вами факта можно аргументировать данную точку
зрения.

Прочтите перечень из четырёх событий (процессов). Выберите ОДНО событие (процесс) из перечня, а затем выполните задания 10, 11, рассматривая в каждом из заданий выбранное событие (процесс).
Перед выполнением каждого из заданий 10, 11 укажите букву, которой выбранное событие (процесс) обозначено в перечне. Указанные в заданиях 10, 11 буквы должны быть одинаковыми.

Перечень событий (процессов)

А) венчание Ивана IV на царство
Б) избрание на царство Михаила Романова
В) экспедиция С.И. Дежнёва
Г) заключение Бахчисарайского мирного договора

10. Выбранное событие (процесс): ___ (укажите букву в перечне).

Укажите год (годы), к которому(-ым) относится выбранное Вами событие (процесс).
Приведите два любых факта, характеризующих ход этого события (процесса).

Год (годы): __________

Факты: __________

11. Выбранное событие (процесс): (укажите букву в перечне).

Используя знание исторических фактов, объясните, почему это событие (процесс) имело
большое значение (важные последствия) в истории нашей страны.

Значение в истории русской иконописи

Христос — Великий Архиерей 1658 г. Работы Симона Федоровича Ушакова противоречивы. С одной стороны, он усиленно старался сохранить византийскую традицию иконописи. С другой же, он довольно смело привлекал новые тенденции, которые заимствовал и формировал на основе тех, что приходили из западноевропейских государств.

Легче всего осознать контрастность действий Ушакова через конкретные примеры. С одной стороны, он использовал намоленные в России первообразы религии. С другой, он позволял себе писать их не по канонам, а с помощью образов из реальной жизни. Так, считается, что на иконе 1676 года «Архангел Михаил, попирающий дьявола» он изобразил самого себя. Несмотря на то, что с себя Ушаков писал всего лишь человека, это немыслимо для иконописи XVII века.

Другая уникальность работ Симона Ушакова в том, что он стал использовать светотень. Еще совершенно неестественная, она стала впервые появляться на его иконах. Раньше экспозиция была совершенно другой — все как бы двигалось в противоположную сторону, показывая зрителю, что действие происходит в альтернативном мире, мире святых и Иисуса.

Ушаков отказался от этой идеи, как и его многочисленные московские ученики. С помощью своей игры со светом, который исходит не от самих ликов и фигур, а как бы извне, он стал сближать зрителя и высшие силы. Именно это сближение считается одной из главных заслуг художника.

Работы

  • 1652, 1676 – «Богоматерь Владимирская»
  • 1658 – «Христос – Великий Архиерей»
  • 1658, 1676 – «Казанская икона Богоматери»
  • 1660 – «Владимирская икона Богоматери с избранными святыми»
  • 1661, 1670-е, 1673, 1677, 1678 – «Спас Нерукотворный»
  • 1663 – «Богоматерь Владимирская «Насаждение древа…»
  • 1668, 1686 – «Христос Эммануил»
  • 1668, 1675 – «Богоматерь Киккская»
  • 1668 – «Древо Государства Российского» («Похвала Владимирской иконе Божией Матери», «Насаждение древа Государства Российского»)
  • 1670 – «Икона Богоматери «Живоносный источник»
  • 1671 – «Троица Живоначальная»
  • 1673 – «Благовещение»
  • 1674 – «Святитель Николай Чудотворец»
  • 1677 – «Муромская икона Богоматери»
  • 1685 – «Тайная вечеря»

Иконопись

Симона Ушакова по праву прозвали реформатором иконописания, ведь в способы и технику изображения ликов святых он ввел много новаторского. Во-первых, он был тем самым мастером художественного искусства, который поместил на иконы вирши — стихотворные тексты. В строках обыкновенно шли прославление Господа и надежда получить его милость, а также встречались и упоминания имени заказчика.

Икона Симона Ушакова «Богоматерь Елеуса Киккская» / Третьяковская галерея

Во-вторых, художник, работая над образами Христа (им создано около 12 вариантов «Спаса Нерукотворного»), руководствовался живоподобием и старался передать мельчайшую деталь его лика, повторяя анатомические особенности человеческого лица — точно вырисованные глаза, ресницы, чуть отрешенный взгляд. За это, а в особенности за подражание западной живописи, автор неоднократно подвергался нападкам и обвинению в богохульстве со стороны старообрядцев.

В-третьих, огромное значение начало придаваться фону, пробудился интерес к передаче пространства и светотени. Также с именем московского изографа связано и изменение в устройстве церковных врат и иконостаса.

Значение творчества Симона Ушакова

В наши дни имя Ушакова не столь известно широкому кругу любителей русской иконописи, как имена Рублева и Дионисия. Написанные им иконы разбросаны по многочисленным музеям, частным собраниям. В конце XVII-начале XVIII в. у него было много подражателей.

Симон Ушаков «Спас Нерукотворный» (1658). Государственная Третьяковская галерея (Москва). Написан для Троице-Сергиевой лавры Его ученики тиражировали образы «Нерукотворного Спаса» в манере мастера, но никому из них не удалось добиться присущей его кисти изобразительности и виртуозности. Его искусство было новаторским в части техники письма, в поиске новых изобразительных средств и нового взгляда на иконопись, поэтому его искусство навсегда останется актуальным для тех живописцев, кто постоянно находится в поисках нового художественного языка, кто не ограничивается шаблонным копированием древних образов, а ищет новые творческие пути.

  • < Назад
  • Вперёд >

Идейные ориентиры

Определенным идейным и эстетическим ориентиром был для Симона Ушакова «Спас Нерукотворный». Год, в который была создана эта икона (1658), был определяющим для многих российских иконописцев. Дело в том, что данный образ впоследствии неоднократно упоминался в трактатах Иосифа Владимирова, которые были посвящены эстетике и поиску соответствующих ориентиров. Кстати, он был другом и соратником Ушакова.

В своих работах Владимиров упоминал, что Христос у Ушакова написан не по канону. Однако именно в таком виде он становится ближе и понятнее обычному человеку. После этого многие ориентировались на работы Симона Ушакова. «Спас Нерукотворный», описание которого приведено в этой статье, стал главным предметом иконописания на ближайшие годы.

Это стал самый авторитетный образ для любого иконописца.

Чем знаменит Симон Ушаков?

Известным иконописцем и графиком был Симон Ушаков. «Спас Нерукотворный» стал его самой известной, но не единственной работой.

Иконописец родился в Москве в 1626 году. О его жизни известно немного. По всей видимости, он происходил из посадских людей. В обучение в монастырь был отдан в раннем возрасте, потому что уже в 22 года стал мастером Серебряной палаты при Оружейном приказе. Весьма почетное место при высоком жаловании.

Здесь он непосредственно обязан был рисовать предметы церковной утвари и дворцового обихода, расписывал знамена, придумывал узоры для рукоделий. Был штатным картографом.

Помимо этого, он писал и для частных лиц, и для церкви. Вскоре приобрел славу известного иконописца.

Светло и живоподобно

В 1668 году Ушаков принимал участие в очень важном художественном проекте – создании декоративного убранства церкви святителя Григория Неокесарийского на Большой Полянке. Этот храм был заложен в 1667-м и выстроен за этот год по инициативе его настоятеля протоиерея Андрея Савинова, который также был настоятелем Благовещенского собора Московского Кремля

Судя по сохранившимся подписям, самому Ушакову принадлежат только две главные иконы из этой церкви: Господский образ Христа Вседержителя и образ Богоматери Киккской.

Примечательно, что для главного Богородичного образа храма Ушаков выбирает достаточно редкую и экзотическую для Руси иконографию, которую он мог знать по поствизантийским спискам с древней святыни. В них, как и в других поствизантийских иконах, вероятно, присутствовали некоторые художественные приемы, характерные для европейского искусства. Но Ушаков не копировал европейскую художественную систему: удивительный лик Богоматери Киккской создан исключительно традиционными иконописными средствами. Это тонкие полупрозрачные слои темперной живописи, которые накладываются друг на друга для того, чтобы передать цветовые и светотеневые переходы. Причем иконописец учится постепенно сглаживать контраст, поверх теней кладет полупрозрачные светлые слои, а высветления почти чистыми белилами, которые характерны для икон рубежа 60-70-х годов, заменяет более охристыми по тону. К тому же поверх высветлений Ушаков кладет чуть более темный полупрозрачный слой. Таким сложным путем достигается ощущение сглаженности переходов, возникает ощущение реального, живоподобного объема.

Очень важно, что ушаковская живопись при этом продолжает оставаться насыщенной светом. Эта светоносность для художника была даже важнее, чем живоподобие

Светло и живоподобно – вот так должен работать настоящий иконописец. И в этом таком благоговейном отношении к свету, видимо, проявляла себя духовная традиция, идущая еще от времен аскетических подвигов монахов-исихастов, от мистической культуры XIV столетия.

Еще один пример живоподобного ушаковского стиля – икона Троицы 1671 года, созданная по заказу греческого купца и дипломата Николая Николетты. Об этом свидетельствует надпись на греческом языке, поставленная в нижней части иконы.

Среди замечательных экспонатов, представленных на выставке, праздничный чин из церкви Покрова, созданный в 1673 году по заказу Богдана Матвеевича Хитрово, главы Оружейной палаты. Первую икону праздничного чина исполнил сам Ушаков, а остальные иконы чина писали уже его ученики и соработники – Никита Павловец, Федор Козлов, Георгий Зиновьев, Иван Филатьев и другие.

Кроме икон самого Симона Ушакова, на выставке также экспонируются наиболее известные работы его прямых учеников, среди которых были такие мастера как Георгий Зиновьев, Михаил Милютин и Феодот Ухтомский.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector