Хор сретенского монастыря

Хор Сретенского монастыря

Регент – Никон Жила

Хор при Московском Сретенском монастыре возник одновременно с основанием монастыря в 1397 году и существует уже более 600 лет. Перерыв в деятельности хора пришелся лишь на годы гонений церкви в период советской власти. В 2005 году его возглавил Никон Жила, выпускник РАМ имени Гнесиных, сын священника, с детства певший в церковном хоре Троице-Сергиевой Лавры. В нынешнем составе хора – семинаристы, студенты Сретенской семинарии, выпускники Московской духовной семинарии и академии, а также вокалисты из Академии хорового искусства, Московской консерватории и Гнесинской академии. Помимо регулярных служб в Сретенской обители, хор поет на торжественных патриарших богослужениях в Московском Кремле, участвует в миссионерских поездках и значимых событиях в жизни Русской православной церкви. Участник международных конкурсов и музыкальных фестивалей, хор активно гастролирует: с программой «Шедевры русского хорового пения» он объехал США, Канаду, Австралию, Швейцарию, Германию, Англию и Францию. Дискография хора включает в себя альбомы духовной музыки, записи русских народных, казачьих песен, дореволюционных и советских городских романсов.

Хор при Московском Сретенском монастыре возник одновременно с основанием монастыря в 1397 году и существует уже более 600 лет. Перерыв в деятельности хора пришелся лишь на годы гонений церкви в период советской власти. В 2005 году его возглавил Никон Жила, выпускник РАМ имени Гнесиных, сын священника, с детства певший в церковном хоре Троице-Сергиевой Лавры. В нынешнем составе хора – семинаристы, студенты Сретенской семинарии, выпускники Московской духовной семинарии и академии, а также вокалисты из Академии хорового искусства, Московской консерватории и Гнесинской академии. Помимо регулярных служб в Сретенской обители, хор поет на торжественных патриарших богослужениях в Московском Кремле, участвует в миссионерских поездках и значимых событиях в жизни Русской православной церкви. Участник международных конкурсов и музыкальных фестивалей, хор активно гастролирует: с программой «Шедевры русского хорового пения» он объехал США, Канаду, Австралию, Швейцарию, Германию, Англию и Францию. Дискография хора включает в себя альбомы духовной музыки, записи русских народных, казачьих песен, дореволюционных и советских городских романсов.

В составе хора — студенты Сретенской семинарии, выпускники Московской духовной семинарии и Академии, Академии хорового искусства, Московской консерватории и Российской академии музыки имени Гнесиных.

Помимо регулярных служб в Сретенской обители, хор участвует в особенно торжественных патриарших богослужениях в Московском Кремле, миссионерских поездках представителей Русской Православной Церкви, ведет активную концертную и гастрольную деятельность, записывается на компакт-диски. Коллектив принимал участие в концерте в честь открытия первого православного храма в Риме, освящении собора в Иверском монастыре на Валдае и храма святых Константина и Елены в Стамбуле, выступал в зале «Аудиториум» папской резиденции в Ватикане, парижской штаб-квартире ЮНЕСКО и Соборе Парижской Богоматери. В 2007 году хор совершил масштабное турне, посвященное объединению Русской Православной Церкви, концерты которого проходили на лучших сценах Нью-Йорка, Вашингтона, Бостона, Торонто, Мельбурна, Сиднея, Берлина и Лондона. В рамках миссии Русской Православной Церкви участвовал в «Днях России в странах Латинской Америки» (концерты в Коста-Рике, Гаване, Рио-де-Жанейро, Сан-Паулу, Буэнос-Айресе и Асунсьоне).

В репертуаре коллектива, помимо духовной музыки, лучшие образцы песенной традиции России — русские, украинские и казачьи песни, песни военных лет, известные романсы, которые артисты исполняют в уникальных хоровых аранжировках, не оставляя равнодушными ни специалистов, ни любителей музыки в России и за рубежом.

Краткая справка о Стамбуле

Ночной Стамбул

Стамбул является крупным городом, важным морским портом, крупным торговым, промышленным, культурным центром Турции. Находится город на двух берегах пролива Босфор, который соединяет Мраморное и Черное море. Пролив делит город на две части — Азию и Европу, то есть Стамбул располагается в двух частях света.

В этом городе-музее можно познакомиться с постройками разных эпох. Среди многочисленных достопримечательностей турецкой столицы туристам знакома Голубая мечеть, дворец Топканы, Ипподром, а вот Монастырь Хора известен далеко не всем.

Часто задаваемые вопросы
Почему монастырь Хора считается уникальным религиозным памятником? В нем сохранились фрески и мозаика позднего периода Византийской эпохи.

Солисты хора

Корогод Александр Иванович. Первый тенор.

Дата рождения — 15 мая 1981 г.
В монастыре поет с ноября 2012 года.

Родился в г. Михайловке Волгоградской области. Окончил Волгоградске училище искусств имени П.А. Серебрякова, Академию хорового искусства им. В.С. Попова. Сотрудничал с хором Сретенского монастыря. Является основателем, арт-директором и продюсером эстрадной арт-группы «Хор Брависсимо».

Денисов Денис Николаевич. Второй тенор.

Дата рождения — 25 октября 1978 г.
В монастыре поет с 2002 года.

Получил музыкальное образование в Православном Свято-Тихоновском Богоявленском Институте на факультете церковного пения, окончил аспирантуру РАМ им. Гнесиных. С 2003 по 2013 год художественный руководитель и главный дирижер хора Церкви Святого Тихона Патриарха Всероссийского в Клину.

Савенков Дмитрий Викторович. Тенор-альтино.

Дата рождения — 3 ноября 1984 г.
В монастыре поет с 2011 года.

Родился на Украине в г. Харькове. Окончил РАМ им. Гнесиных, в 2010 году поступил в МГК имени П.И. Чайковского на кафедру оперно-симфонического дирижирования. Работал хормейстером Государственной Русской хоровой капеллы имени А. А. Юрлова п/р Г. А. Дмитряка, сотрудничал с Московским камерным хором В. Н. Минина, Государственным академическим русским хором им. А. В. Свешникова, Государственной академической симфонической капеллой В. Полянского. Служил как певчий во многих монастырях Москвы и Подмосковья.

Обухов Валерий Петрович. Бас.

В монастыре поет с 2011 года.

Заслуженный артист России, окончил Московскую государственную консерваторию имени П. И. Чайковского, ГИТИС имени А. В. Луначарского. Солист Московского государственного академического Детского музыкального театра имени Н. И. Сац. В составе хора Данилова монастыря выступает с 1995 года, провел более ста гастрольных выступлений в России и за рубежом.

Хористы

Быть певчим Данилова монастыря — великий труд. Ведь хор в монастыре — участник практически всех его мероприятий. Это, конечно же, воскресные и праздничные богослужения (а учитывая количество храмов и престолов в монастыре, праздники бывают по нескольку раз на неделе). Это служение акафистов, молебнов, панихид и отпеваний. Очень часто хор принимает участие в Патриарших и Архиерейских службах в монастыре и за его пределами.

А быть участником концертного состава хора тяжело вдвойне. Ведь кроме такой активной богослужебной деятельности, существует не менее активная концертно-просветительская. Выступления по Подмосковью,туры по России и за рубежом. У певчих почти не бывает не только свободных дней, но иногда и свободных часов!

Многие артисты хоров Москвы подрабатывают певчими, и многие певчие московских храмов работают в хоровых коллективах Москвы. Но почти никого из участников хора Данилова монастыря вы не встретите в других коллективах. Невозможно совмещать из-за нехватки времени!

По заверению Георгия Сафонова, каждый из его певчих уникален. Конечно, у каждого из них высшее хоровое или вокальное образование, опыт артистической и ансамблевой работы, музыкальная грамотность на высшем уровне. Но самое главное в его артистах — умение абстрагироваться от внешних обстоятельств, забыть о своих проблемах и выложиться на выступлениях на 200%. Именно это и отличает Праздничный мужской хор Данилова монастыря от других хоровых коллективов — целеустремленность,искренность, одухотворенность, полное единение со зрителем, какую бы программу не исполнял хор.

Полезные рекомендации

Оформление оконного проема

Для того чтобы запланировать поездку в Музей Карие, рекомендуем следовать некоторым советам.

  1. Далеко не все местные жители знают о том, что туристов интересует собор Хора (рекомендуем спрашивать у турков о музее Карие, тогда Вам помогут найти дорогу).
  2. До путешествия рекомендуем внимательно познакомиться с историей монастыря, тогда прогулка по религиозной достопримечательности будет насыщенной и информативной.
  3. Можно воспользоваться аудио гидом (с русским языком), взяв его за 15 лир и залог в виде паспорта в кассе.
  4. Обладатели туристической карты турецкой столицы Museum Pass могут посещать музей Карие бесплатно.
  5. Фотографирование внутри музея разрешено, но не допускается использование вспышки.
  6. На изучение Музея Карие потребуется не меньше часа.

Стамбул является одним из красивейших в Турции городов. В нем синтезировано две культуры, две религии, встретившиеся на одном полуострове.

Как добраться

Музей в храме

Находится Каре в районе Фатих (в Эдирнекапы), что в двух километрах от левого берега залива Золотой Рог. Несмотря на удаленность от главных достопримечательностей города, добраться сюда можно из разных точек Стамбула. Помимо общественного транспорта, также можно воспользоваться метро.

На метро

  1. Необходимо сесть на красную линию М1А, выйти на станции Ulubatlı.
  2. Потом пешком пройти до остановки по улице Beylerbeyi. Расстояние в 1,5 километра можно преодолеть за 20-25 минут неторопливой ходьбы.

Часто задаваемые вопросы
Что в настоящее время находится в храме? Здесь открыт музей, в который могут заглянуть не только местные жители, но и туристы, увлеченные историей.

На автобусе

Также попасть в музей Карие можно на автобусе. Во всех регионах Стамбула есть собственная маршрутка, которая останавливается в районе Эдирнекапы. В зависимости от первоначального расположения, можно отправиться на автобусе по одной из линий.

Интересная информация

Купол храма

  1. Северную келью с внутренней частью храма соединяло небольшое окно. Через него житель могу смотреть за службой, не покидая своей обители.
  2. До сих пор ученым не удалось до конца изучить особенности архитектуры собора, но уже появилось две монографии, касающиеся этого удивительного места.
  3. На территории храма похоронен бывший правитель Константинополя Метохит, приказавший восстановить и украсить его в начале четырнадцатого века.
  4. Монастырь Хора признан самым красивым по убранству Византийским храмом, сохранившимся до нашего времени.

Часто задаваемые вопросы
Можно ли изучать монастырь Хора с детьми? Советуем не брать с собой маленьких детей, им будет неинтересно, они быстро устанут.

Архитектура

Так выглядит монастырь внутри

В настоящее время собор, как и в былые времена, является скромным строением позднего византийского зодчества (каменная кладка имеет разные цвета). Снаружи религиозный объект кажется совсем небольшим, но его навесные купола выглядят величественно и масштабно (внутри складывается ощущение огромного пространства).

Церковь поделена на три части: основной зал, погребальную колонну, вестибюль.

  1. Стены между столбами на западном церковном фасаде сооружены османами (сначала тут были проемы). Перед входом к пристройке подходит экзонартекс с огромным арочным проемом.
  2. Минарет был построен османами над юго-западным углом. Турки после захвата города поменяли плоскую крышу храма на скатный вариант. Плоская крыша подтекала, была непрактичной, требовала постоянных ремонтов. Винтовую лестницу, которая вела на крышу, стали использовать для подъема в минарет.
  3. В интерьерах фресок и мозаики рассказывается о житие Христа и божьей матери. Они являются основным украшением храма.
  4. Из-за многочисленных разрушений и реставраций в храме сохранились только работы конца византийского периода. Напоминанием о той далекой эпохе стали купола храма, которые расписаны фресками, дополнены позолотой, ажурной резьбой по камню.
  5. Лики Девы Марии, Архангелов, Христа — все это украшает купола религиозного сооружения. Мозаикой декорированы стены и пол бывшего собора.

Благодаря этим художественным изображением посетители могут сформировать представление о главных событиях в жизни Христа и Девы Марии, а также своими глазами увидеть уникальные творения зодчих Византийской эпохи.

Уникальность интерьера музея Карие в огромном количестве мозаики с библейскими сюжетами (подобного количества нет ни в каком другом соборе на нашей планете).

Историки убеждены в том, что по своему внутреннему убранству храм Хора не имеет аналогов в мире.

Трудно перечислить все фрески и мозаики, которые есть в храме. Выделим только некоторые из них:

  • Над главным проходом из экзонартекса в нартекс находится мозаика Вседержителя (Христа Пантократора). Владыка в черной тунике держит в руках позолоченную библию.
  • Мозаика Божьей Матери («Воплощение») с младенцем во чреве.

Обе фрески подписаны фразами, которые связаны с названием собора:

  • у Иисуса – «Прибежище живых»;
  • у Девы Марии – «Вместилище несовместимого».

Фрески размещены так, что Иисус словно встречает всех, кто входит в храм, а Богоматерь провожает в мирскую жизнь (Дева Мария является защитницей мирян).

Мастера не оставили без внимания и центр оси в пристройке здания. На ней из мозаики сделан образ Христа вместе с Феодором Метохитом (тот, стоя на коленях, показывает модель будущей церкви).

Уникальную красоту имеет и проход из пристройки в главный храм. Он охраняется, словно врата в рай, мозаикой святых (апостолами Павлом и Петром). Один держит в руках ключи, а второй — большую книгу.

Многие мозаики центральной части храма утрачены, сохранилось только два мозаичных образа у алтаря:

  • Иисуса, держащего Евангелие;
  • Божьей матери с младенцем на руках.

Западную стену над проходом в пристройку украшает изображение Успения Богоматери. Апостолы, святители, скорбящие женщины наклонились к ложу усопшей.

Страницы истории

Фрески

В скромном и неприметном сооружении находится огромное культурное наследие. В монастыре сохранены фрески и мозаика Византийской эпохи. Возведено это старинное религиозное сооружение было около 1500 лет назад.

Точную дату постройки строительства монастыря историки не называют, так как часть документов безвозвратно утрачена во время «деления» власти на полуострове.

В исторических источниках, которые сохранились о данном объекте, упоминается период его появления – четвертый век.

Сначала храм располагался за пределами Константинополя. Название собора «Хора» в переводе означает «обитель вне города».
Столица Византийского государства стремительно развивалась

Во время правления императора Феодосия II религиозное сооружение оказалось в городской черте, приобрело важное значение для местных жителей.
В 6 веке из-за сильных землетрясений святыня была практически полностью разрушена. По распоряжению императора Юстиниана собор был восстановлен и расширен (к храму присоединили богадельню и госпиталь).
В 11 веке храм Хора превратился в хранилище ценных реликвий (они поступали в храм из монастырей императорских семей, которые опасались за свою жизнь)

Постоянные угрозы нападения на город вынуждали императоров перевозить семьи подальше от центра.
В 8 веке монастырю пришлось выдержать серьезные испытания. После захвата Константинополя крестоносцами, храм начал разрушаться (им никто не занимался).
После изгнания из города завоевателей, начинается длительный период восстановления полуразрушенной религиозной реликвии. В 14 веке император лично передал деньги на восстановление святыни. Благодаря его пожертвованию к главному строению пристроили часовню. Именно в этот период внутренние стены храма были расписаны фресками, оформлены мозаикой. В наши дни туристам предоставляется возможность полюбоваться на эту красоту.

Самым тяжелым периодом в жизни храма стал пятнадцатый век. В это время Константинополь был захвачен войсками Мехмеда 2. На длительный период в Константинополе была установлена Османская империя. Храм был превращен турками в мечеть, к зданию пристроили минарет, стали называть Карие.
После завершения Второй мировой войны монастырь стал музеем. В середине двадцатого века осуществлялись масштабные реставрационные работы, руководством занимался «Византийский институт Америки».

Профессиональных реставраторам удалось аккуратно снять «новый» слой побелки, вернуть внутреннему убранству храма первоначальный вид. Через десять лет кропотливых реставрационных работ двери музея открылись для поклонников истории (увидеть красоту византийской эпохи могут все желающие).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector