Краткое содержание «отверженные»

Вальжан в экранизациях книги

Все экранизации книги носили одинаковое название — «Отверженные».

Год экранизации Режиссёр Исполнитель роли Жана Вальжана Страна
1913 Альбер Капеллани Генри Клаусс Франция Франция
1935 Ричард Болеславский Фредерик Марч США США
1958 Жан-Поль ле Шануа Жан Габен ГДР ГДР, Франция Франция, Италия Италия
1972 Марсель Блюваль Жорж Жере Франция Франция
1982 Робер Оссейн Лино Вентура ФРГ ФРГ, Франция Франция
1995 Клод Лелуш Жан-Поль Бельмондо Франция Франция
1998 Билле Аугуст Лиам Нисон Великобритания Великобритания, Германия Германия, США США
2000 Жозе Дайан Жерар Депардье Франция Франция, Италия Италия, Испания Испания
2012 Том Хупер Хью Джекман Великобритания Великобритания, США США
2018 Том Шенклэнд Доминик Уэст Великобритания Великобритания

Епископ Мириэль. Урок милосердия

Действие романа «Отверженные» Виктор Гюго изображает в начале девятнадцатого столетия во Франции. После 19 лет заточения на свободу выходит бывший каторжник. Жан Вальжан был осуждён за украденную для своей сестры и её семерых детей буханку хлеба. Четырёхлетний срок постоянно увеличивался из-за неоднократных попыток побега.

За проведённое среди отъявленных преступников время этот человек практически потерял своё имя, сменив его на номер 24601, и приобрёл «желтый паспорт», выдаваемый всем бывшим каторжникам. Из-за него главный герой не может начать новую жизнь, его везде презирают, отовсюду гонят. Единственным выходом для отверженного Вальжана остаётся возвращение на тёмный преступный путь.

Волей судьбы главный герой попадает в небольшой городок Динь, где после многочисленных и бесполезных попыток найти работу Жан оказывается у дома епископа Мириэля в надежде остаться на ночлег.

Вальжан удивляется гостеприимству священника, который угощает путника обедом, располагает в одной из комнат своего дома и призывает начать новую жизнь. Но, несмотря на радушный приём, бывший каторжник не в силах устоять перед кражей подсвечников из серебра. В его голове также зреет мысль об убийстве епископа, но неведомая сила предотвращает жестокость, и Жан убегает из приютившего его дома.

Нищего мужчину задерживают с украденными предметами уже на следующий день и приводят к епископу. Каторжник начинает жалеть о том, что не убил Мириэля накануне, ведь сейчас он даст показания, из-за которых Жан окажется на каторге до конца жизни. Но священник отдал ещё два подсвечника главному герою, сказав, что тот забыл их в спешке. Вначале он не понимает такого проявления милосердия и бескорыстности. Привыкший к алчности, несправедливости и предательству, он отбирает деньги у пробегавшего мальчишки. Но когда Вальжан выходит из оцепенения, к нему возвращается разум. Он понимает, что епископ дал ему такой шанс, который выпадает далеко не каждому оступившемуся. Каторжник усвоит этот урок и начнёт новую жизнь.

Литература

Леопольд мечтал, чтобы младший ребенок приобщился к точным наукам, к тому же у мальчика был талант к математике, он прекрасно считал и справлялся со сложными уравнениями. Возможно, у генеральского сына сложилась бы карьера Мишеля Ролля или Декарта, но Виктор выбрал другой путь и оказался от поступления в Политехнический университет.

Виктор Гюго в 1853 году

Будущий автор бессмертных романов предпочел цифрам латинские стихи и книги, с запоем прочитывая великие произведения. Впрочем, Гюго начал писать оды и стихотворения еще в детстве, учась в Лицее Людовига Великого, с 1812 года. Юноша зачастую был автором пьес на импровизированных школьных представлениях: сдвинутые столы служили театральными подмостками, а сценические костюмы вырезались неумелыми детскими руками из цветной бумаги и картона.

Когда мальчику было 14 лет, он вдохновлялся первым представителем романтизма Франсуа Шатобрианом и мечтал быть похожим на французского поэта. В автобиографическом дневнике будущий автор «Собора Парижской Богоматери» исписал переводами творений Вергилия 10 тетрадок: тогда мальчик находился на больничном режиме из-за полученного ранения в ногу.

Писатель Виктор Гюго

Позже самокритичный юноша нашел рукописи, бережно собранные его матерью, и сжег свои труды, считая, что способен на более изящный и литературный слог. На последней тетради Виктор пишет, что это вздор и рисует изображение яйца, внутри которого находится птенец.

Когда Виктору было 15 лет, он показал себя как явного сторонника роялизма и приверженца укоренившегося литературного классицизма.

В 1813 году молодой Гюго участвует в литературном конкурсе, где представляет членам жюри оду о пользе наук, «Les avantages des tudes», за что получает похвалу и восторженные отзывы. Некоторые судьи не верили, что автору стихотворения исполнилось 15, потому что в произведении Виктор рассуждал как взрослый человек со сформировавшимся мировоззрением.

Виктор Гюго писал не только романы, но и стихи

Юный писатель восхвалял в произведениях династию Бурбонов: за оду «На восстановление статуи Генриха IV» юноша получил внимание и благосклонность французских властей, которые выплачивали молодому таланту жалование. Поощрение деньгами пришлось кстати, так как Леопольд отказался помогать материально сыну из-за несогласия последнего поступить в Политехническую школу

Когда мальчику было 17 лет, он вместе с братом Абелем приступает к изданию журнала с броским названием «Литературный консерватор», а сборник «Оды», вышедший в 1822 году, сделал Виктора признанным поэтом в литературной публике.

Автограф Виктора Гюго

Книги Гюго олицетворяли течение романтизма, и в трудах автора нередко скрывался социальный или политический аспект, тогда как английский романтизм Байрона представлял собой произведения, главным действующим лицом которых была человеческая личность.

Жителям Франции приходилось наблюдать общественное неравенство, грязные закоулочки, нищенство, рабовладение, распущенное поведение женщин и прочие жизненные явления, хотя Париж считался городом любви. Гюго, как и любой писатель, был наблюдательным человеком, которого волновала окружающая действительность. Причем в своих произведениях Виктор не углублялся в суть социальных распрей, пытаясь доказать читателям, что общественные проблемы будут решены только тогда, когда человек научится ценить нравственность и мораль.

Книги Виктора Гюго

Нередко произведения французского автора носили политический подтекст, в первом серьезном романе «Последний день приговоренного к смерти» (1829) писатель метафорично изъясняет свою позицию по поводу отмены смертной казни, фиксируя мысли и муки литературного героя, обреченного на погибель.

Также философскую концепцию носит произведение Виктора Гюго «Человек, который смеется» (предварительно Виктор хотел назвать сочинение «По приказу Короля»), написанное писателем в зрелом возрасте. Роман описывает ужасы социального насилия, которое совершалось верховной знатью. Произведение рассказывает о лорде Гуинплене, которому в детстве изуродовали лицо, чтобы лишить наследника престола и статуса. Из-за внешней неполноценности к мальчику относились как к второсортному человеку, не обращая внимания на его положительные стороны.

Грозовое племя[]

Предводитель:

Огнезвёзд – огненно-рыжий кот.

Глашатай:

Ежевика – тёмно-коричневый полосатый кот с янтарными глазами.
Оруженосец – Ягодка

Целительница:

Листвичка – светло-коричневая полосатая кошка с янтарными глазами.
Ученик – Воробушек

Воины:

Белка – тёмно-рыжая кошка с зелёными глазами;
Дым – тёмно-коричневый полосатый кот;
Оруженосец – Орешинка
Песчаная Буря – светло-рыжая кошка;
Оруженосец – Медвянка
Белохвост – длинношерстный белый кот;
Оруженосец – Пепелинка
Бурый – золотисто-бурый полосатый кот;
Оруженосец – Остролапка
Медуница — черепаховая с белым кошка с янтарными глазами;
Терновник – золотисто-бурый полосатый кот;
Оруженосец – Маковинка
Яролика – белая кошка с рыжими пятнами;
Уголёк – бледно-серый кот с более тёмными пятнами и тёмно-голубыми глазами;
Оруженосец – Львинолап
Долголап – длиннолапый чёрный кот с коричневым животом и янтарными глазами;
Оруженосец – Мышонок
Речушка, В Которой Плещется Маленькая Рыбка (Речушка) – бурая полосатая кошка, бывшая Охотница Клана Падающей Воды;
Ураган – тёмно-серый кот с янтарными глазами, бывший воин Речного племени;
Белолапа – белая кошка с зелёными глазами;
Берёзовик – светло-коричневый полосатый кот;
Крутобок – длинношерстный серый кот.

Оруженосцы:

Ягодка – кремовый кот;
Орешинка – маленькая серо-белая кошка;
Мышонок – серо-белый кот;
Пепелинка – серая полосатая кошка;
Медвянка – светло-бурая полосатая кошка;
Маковинка – черепаховая кошка;
Львинолап – золотистый полосатый кот;
Остролапка – чёрная кошка;
Воробушек – серый полосатый кот.

Королевы:

Тростинка – бледно-серая кошка с более тёмными пятнами и зелёными глазами, мать котят Дыма: Ледышки (белой кошки) и Лисёнка (рыжеватого полосатого кота);
Ромашка – длинношёрстная кремовая кошка, мать котят Долголапа: Шиповничек (тёмно-кремовой кошки) и Попрыгуши (чёрно-белого кота);
Милли – серая полосатая кошка, бывшая домашняя киска.

Старейшины:

Долгохвост – светлый кот в чёрную полоску, рано стал старейшиной из-за потери зрения;
Кисточка – маленькая тёмно-бурая кошка.

Главные герои и их характеристика

Наиболее развернутое представление получил Жан Вальжан

– вернувшийся к свободной жизни бывший каторжник. Десятилетия издевательств и унижений сделали свое дело – Жан озлоблен на весь мир, читатель в герое видит угрозу.

Немалое значение писатель отводит Козетте

– дочери Фантины, взятой под опеку Вальжаном. Горе ей принесли содержатели, супруги Тенардье: избиения и скудное пропитание – малая часть зла, причиненного девочке.

За героями неотступно следует и антигерой Жавер

– следователь полиции, верящий в абсолютную правоту закона и необратимость наказания для виновных.

Дорогу испытаний проходит Мариус Понмерси

– честолюбивый студент кафедры права, впоследствии – барон.

Отдельный рассказ Гюго посвящает Гаврош

у – вездесущему уличному хулигану с пламенным сердцем и доброй душой.

Персонажи и актеры

Символы) Актер озвучивания
Козетта Каори Назука Тамаки Мацумото (3 года)
Жан Вальжан Масаси Сугавара
Фантина Эмико Хагивара
Жавер Такаши Мацуяма
Гаврош Юмико Кобаяши
Тенардье Масахито Ябэ
Оками (мадам Тенардье) Мами Хорикоши
Эпонина Юко Сасамото Юки Отомо (4 года)
Азельма Куруми Мамия Тихиро Ярита (2 года)
Мариус Ален Анри Кацу
Анжольрас Юдзи Киши
Ватару Хатано
Эйдзи Такемото
Ёсинори Фудзита
Норихиса Мори
Рё Наито
Дайсуке Мацубара
Такахиро Ёсимицу
Юки Чиба
Коджи Юса
Дзюничи Эндō
Акио Суяма
Тецу Инада
Зефина Ацуко Танака
Торон Наоми Шиндо
Саюри Садаока
Беатрис Миюки Саваширо
Шарлотта Нозоми Сасаки
Одри Харука Томатсу
Хьюг ( ) Ай Токунага
Брессоль (один из младших сыновей Тенардье) Юко Санпей
Мика Канаи
Такко Ишимори
Тецуо Комура
(мадемуазель Жилленорман) Миюки Оно
Акихико Исидзуми
Бин Шимада
Епископ Мириэль Тикао Оцука
Champmathieu Шинпачи Цудзи
Айко Хиби
Сейко Тамура
Шабуйе Рюдзи Мизуно
Hucheloup Такума Сузуки
Милен Миюки Кавасо

Второстепенные персонажи

В событиях романа эпизодически участвуют персонажи, влияющие на главных героев:

  1. Фантина – мать Козетты, простолюдинка с нелегкой жизненной долей. Ради блага дочери жертвует всем, чем располагает. Спасена от страшной участи мэром Мадленом.

  2. Епископ Мириэль – священник в городе Динь, принявший Вальжана в свой дом и простивший ему кражу серебра. Доброта и милосердие растрогали бывшего каторжника, изменив его навсегда.

  3. «Друзья азбуки» — небольшая группа революционеров из разных слоев общества, мечтающая о свободе для народа и светлом будущем.

  4. «Петушиный час» — сводное описание парижских бандитов и уличных мародеров, олицетворение аморальности и дна общества.

  5. Тенардье – супружеская чета, владеющая трактиром «Сержант Ватерлоо». Муж – мародер и мошенник, жена – его верная последовательница и сообщница.

  6. Эпонина – старшая дочь Тенардье, решительная и своевольная.

  7. Азельма – младшая дочь трактирщика, безропотно выполняющая волю отца.

Многие интересуются, сколько страниц в романе. Произведение объемное, не каждому под силу его прочитать: 600, 800 или 1500 – в зависимости от издания. Страницы хранят имена простых людей, а также великих политиков, поэтов и литераторов былых времен, цитаты и деяния которых Виктор Гюго внес в свою эпопею.

Детство

Виктор Гюго родился 28 февраля во французском городишке Бензасон. Его отец служил в наполеоновской армии, а мать преподавала музыку в одной из школ города. Помимо Виктора, в семье было еще два брата – Абель и Евгений, который впоследствии также пошли по стопам отца и были убиты в одном из сражений.

Из-за того, что отцу Виктора приходилось часто уезжать в командировки, семья переезжала с места на место раз в несколько недель. Так, мальчик и его старшие братья практически с самого рождения путешествовали по Италии, крупным городам Франции, были на Корсике, Эльбе и во многих местах, где на тот момент проходили службу военные армии Наполеона.

Многие библиографы считают, что постоянные поездки лишь сломали судьбу маленького Виктора, однако сам писатель нередко упоминал о том, что именно путешествия позволяли ему смотреть на жизнь неоднообразно, учиться подмечать мельчайшие детали и впоследствии сравнивать их в своих произведениях.

С 1813 года Виктор вместе с матерью переезжает в Париж. На тот момент у матери был бурный роман с генералом Лагори, который согласился перевезти возлюбленную и её отпрыска поближе к себе. Так, Виктор был оторван от остальных братьев, которые остались с отцом, и перевезен в Париж, где он начал образование.

Эпизоды

  1. Фантина и Козетта
  2. Секрет Жана Вальжана
  3. Новый друг, Чжоу Чоу
  4. Письмо матери
  5. Подозрения Жавера
  6. День Рождения Козетты
  7. Потерянный Эпонин
  8. Юбка Матери
  9. Злоба Тенардье
  10. Мадлен недоумевает
  11. Ложь сестры Симплис
  12. Одинокая Козетта
  13. Жан Вальжан и Козетта
  14. Их путешествие
  15. Их связь
  16. Дом Горбо в Париже
  17. Жавер закрывается
  18. Забытое воссоединение
  19. Козетта взята
  20. Монашеская жизнь
  21. Мариус Понмерси
  22. Их соответствующие путешествия
  23. Под парижским небом
  24. Встреча в Люксембургском саду
  25. Недостижимые чувства
  26. Случайные встречи в Париже
  27. Девушка, которая сбежала
  28. Найденное письмо
  29. Ловушка Тенардье
  30. Монета, которая осталась позади
  31. Тихая улица Плюмет
  32. Следы того дня
  33. Отказ от воссоединения
  34. Дети в слоне
  35. Побег покровительницы Минетт
  36. Болезнь Парижа
  37. Просчет Мариуса
  38. Козетта и Эпонин
  39. 5 июня 1832 г.
  40. Ночь революции
  41. Любовь Эпонины
  42. Письмо Мариуса
  43. Желание Гавроша
  44. К свету будущего
  45. Канализация Парижа
  46. Правосудие Жавера
  47. Узы сердец
  48. Козетта и Мариус
  49. Моя мать
  50. Вечное кольцо
  51. Открытая правда
  52. Серебряные подсвечники

Часть V. Жан Вальжан

Война в четырёх стенах

Утром восставшие понимают, что они лишились поддержки народа. Присоединившийся к революционерам Жан Вальжан спасает от смерти Жавера. Гаврош погибает, собирая патроны. Днём гвардейцы берут баррикаду. Глава «Друзей азбуки» Анжольрас с Грантером умирают последними. Жан Вальжан выносит раненого Мариуса с поля боя.

Грязь, побеждённая силой духа

Целый день Жан Вальжан с Мариусом на руках блуждает по водостокам. Он натыкается на полицейский патруль и «зыбучие пески». На волю Вальжан выходит с помощью Тенардье и тут же натыкается на Жавера. Последний помогает бывшему каторжнику доставить Мариуса к деду, отвозит Вальжана домой и исчезает.

Жавер сбился с пути

Жавер переживает внутренний переворот: он настолько поражён несовершенством человеческой системы законов, что не может этого выдержать и кончает жизнь самоубийством.

Дед и внук

Мариус идёт на поправку. Жильнорман разрешает ему жениться на Козетте. Жан Вальжан даёт за девушкой 584 тысячи франков приданого. Счастливый дед готовится к свадьбе внука. Мариус тщетно пытается разыскать Тенардье и своего спасителя.

Бессонная ночь

16 февраля 1833 года Мариус и Козетта венчаются. Их свадебный кортеж выслеживают ряженые Тенардье и Азельма. Жан Вальжан не остаётся на праздник.

Последний глоток из чаши страдания

Жан Вальжан рассказывает Мариусу о том, кто он. Барон Понмерси считает невозможным жить под одной крышей с бывшим каторжником, но разрешает ему навещать Козетту каждый вечер в одной из нижних комнат.

Сумерки сгущаются

Жан Вальжан просит Козетту называть его «господином Жаном». Мариус постепенно отучает жену от отца. Жан Вальжан понимает это и самоустраняется из жизни дочери.

История создания романа

С 20-х годов XIX века Виктор Гюго проникся идеей бытовой несправедливости и хотел показать жизнь каторжников и бедняков. Постепенно он собирает рассказы о бежавшем из ссылки человеке, получившим чин полковника.

Затем узнает о священнике, приютившем вернувшегося с каторги простолюдина. Удивленный милосердием пастыря, бывший каторжник учится медицинскому делу и направляется военным санитаром на битву при Ватерлоо. Из рассказов о судьбах двух не принятых обществом людей он создал образ главного героя Жана Вальжана (тогда ещё Вольжона).

Собирая материал шаг за шагом, к 1832 году писатель продумывает сюжет и делает первые наброски. Постоянно меняя название, он оставляет вариант «Отверженных».

Начав читать «Парижские тайны» Эжена Сю с 1842 г., Виктор определяется с темой: эпопея станет посвящена тяжелой судьбе социальных низов.

Литератор прерывает написание на 3 года из-за революции 1848 г. Доработав роман за несколько месяцев, он заканчивает первую редакцию под названием «Нищета» в 1852 г., через два года сменив это название на «Отверженных».

На этом история романа не закончилась: в 1860 г. Гюго переписывает текст, расширив его отступлениями от общего сюжета и лирическими описаниями. Виктор описал сражение по Ватерлоо, жизнь парижского криминала, историю французской столицы, включил эпизод с восстанием «Друзей азбуки».

Окончательный вариант был оформлен и издан в первой половине 1862 г., спустя 30 лет после пробных набросков. Роман завоевал мировое признание, на его основе были созданы многочисленные экранизации.

Часть первая. ФАНТИНА.

Книга первая. ПРАВЕДНИК

II. Епископ Мириель превращается в преосвященного БьенвенюIII. Доброму епископу тяжелая епархияIV. Дела соответствуют словамV. Преосвященный Бьенвеню слишком долго носит сутаныVI. Кто стережет его домVII. КраваттVIII. Философия за десертомIX. Брат, истолкованный сестройX. Епископ под лучами незнакомого светаXI. ОговоркаXII. Одиночество преосвященного БьенвенюXIII. Во что он верилXIV. Как он мыслил

Книга втораяПАДЕНИЕ

I. Вечер после дня ходьбыII

Осторожность подает совет мудростиIII. Героизм пассивного послушанияV

ОтдыхVI. Жан ВальжанVII. Внутренний облик отчаянияVIII. Вода и мракIX. Новые причины ожесточенияX. Гость просыпаетсяXI. Что он делаетXII. Епископ за работойXIII. Малыш Жервэ

Книга третья1817 ГОД

I. 1817 годII. Двойной квартетIII. Четыре парыIV. Толомьес до того весел, что поет испанский романсV. У БомбардаVI. Глава, где обожают друг другаVII. Мудрость ТоломьесаVIII. Смерть лошадиIX. Веселый конец веселья

Книга пятаяНИСХОЖДЕНИЕ

I. Очерк развития стеклярусной промышленностиII. МадленIII. Капитал, помещенный у ЛаффиттаIV. Мсье Мадлен в трауреV. Гроза вдалиVI. Дядюшка ФошлеванVII. Фошлеван получает место садовника в ПарижеVIII. Мадам Виктурниен тратит тридцать шесть франков во имя нравственностиIX. Триумф госпожи ВиктурниенX. Последствия триумфа добродетелиXI. Christus nos liberavitXII. Развлечения господина БаматабуаXIII. Решение некоторых вопросов муниципальной полиции

Книга седьмаяДЕЛО ШАНМАТЬЕ

I. Сестра СимплицияII. Проницательность СкоффлераIII. Буря под черепомIV. Формы, которые принимают страдания во время снаV. ПрепятствияVI. Сестра Симплиция подвергается испытаниюVII

Путешественник, приехав на место, принимает предосторожности, чтобы уехать обратноVIII. Привилегированный пропускIX

Место, где слагаются обвиненияX. Система отрицанийXI. Шанматье удивляется все более и более

Книга восьмаяОТРАЖЕНИЕ УДАРА

I. В каком зеркале господин Мадлен смотрит на свои волосыII. Фантина счастливаIII. Жавер доволенIV. Правосудие вступает в свои праваV. Приличная могила

«Отверженные» (1995 г.)

Французский режиссер Клод Лелуш в своем фильме «Отверженные» представил глазам зрителя свое собственное видение произведения Гюго. В одном из интервью он заявил, что сохранил в картине любовь автора романа к Его Величеству Случаю и непредсказуемому стечению обстоятельств, но при этом отдалился от буквы, стараясь передать скорее дух произведения, чем дословно его содержание.

Действие перенесено в первую половину 20 века, все начинается с новогоднего бала в честь нового столетия. Главного персонажа зовут не Жан Вальжан, а Анри Фортен и он не каторжник, а шофер. В главных ролях звезды французского кинематографа: Жан-Поль Бельмондо, Алессандра Мартинес, Анни Жирардо, Филипп Леотар и Жан Маре. Фильм удостоен «Золотого глобуса».

Редакции произведения

В сравнении с окончательным текстом первая редакция содержала намного меньше авторских отступлений и эпизодов. Она состояла из четырёх частей.

Через пятнадцать лет после начала работы над книгой, окончательно названной Гюго «Отверженные», он решил переработать роман и дать полную свободу своей лирической прозе. За счёт таких авторских отступлений произведение увеличилось в объёмах. Также здесь присутствуют ответвления от основной линии сюжета.

Будучи в Брюсселе, писатель за две недели в романе создал главы, которые описывали тайное республиканское общество с созданным идеальным образом жреца революции, а также сражения под Ватерлоо.

Об окончательной редакции книги можно сказать, что демократические взгляды автора к тому времени значительно углубились.

Детство Виктора Гюго

Гюго был третьим сыном Жозефа Леопольда Сигисбера Гюго (1774-1828) и Софи Требюше (1772-1821); его братьями были Абель Жозеф Гюго (1798-1855) и Эжен Гюго (1800-1837). Он родился в 1802 году в Безансоне в регионе Франш-Конте на востоке Франции. Леопольд Гюго был свободомыслящим республиканцем, считавшим Наполеона героем; напротив, Софи Гюго была католичкой и роялисткой, у которой была тесная связь и, возможно, роман с генералом Виктором Лагори, который был казнен в 1812 году за заговор против Наполеона.

Детство Гюго пришлось на период национальной политической нестабильности. Наполеон был провозглашен императором Франции через два года после рождения Гюго, а восстановление власти Бурбонов произошло до его 13-го дня рождения. Противоположные политические и религиозные взгляды родителей Гюго отражали силы, которые боролись за первенство во Франции на протяжении всей его жизни: отец Гюго был высокопоставленным офицером в армии Наполеона, пока не потерпел поражение в Испании (это одна из причин, почему его имени нет на Триумфальной арке).

Так как отец Гюго был офицером, семья часто переезжала и Гюго многому научился в этих путешествиях. В детстве, во время семейной поездки в Неаполь, Гюго увидел обширные альпийские перевалы и снежные вершины, великолепное синее Средиземное море и Рим во время торжеств. Хотя ему было всего пять лет тогда, он прекрасно помнил шестимесячное путешествие. Они остановились в Неаполе на несколько месяцев, а затем отправились обратно в Париж.

В начале семейной жизни, мать Гюго Софи последовала за мужем в Италию, где он получил должность (там Леопольд служил губернатором провинции около Неаполя) и в Испанию (там он возглавил три испанских провинции). Устав от постоянных переездов, требуемых военной жизнью, и вступив в конфликт с мужем из-за того, что он не разделял католических убеждений, Софи временно разлучилась с Леопольдом в 1803 году и поселилась в Париже с детьми. С этого момента она оказывала наибольшее влияние на образование и воспитание Гюго. Как результат, ранние работы Гюго в области поэзии и художественной литературы отражают ее страстную преданность королю и вере. Лишь позже, во время событий, приведших к французской революции 1848 года, он начал бунтовать против собственного католического роялистского образования и поддерживать республиканизм и свободомыслие.

Брак и дети Виктора Гюго

Молодой Виктор влюбился и, вопреки воле своей матери, был тайно помолвлен ​​с подругой детства Адель Фуше (1803-1868). Из-за своих близких взаимоотношений с матерью, Гюго дождался ее смерти (в 1821 году), чтобы вступить в брак с Адель в 1822 году.

У Адель и Виктора Гюго в 1823 году родился первый ребенок, Леопольд, но мальчик умер в младенчестве. В следующем году, 28 августа 1824 года, родился второй ребенок четы, Леопольдина, а затем — Чарльз, 4 ноября 1826 года, Франсуа-Виктор, 28 октября 1828 года, и Адель, 24 августа 1830 года.

Старшая и любимая дочь Гюго, Леопольдина, умерла в возрасте 19 лет в 1843 году, вскоре после заключения брака с Чарльзом Вакри. 4 сентября 1843 года она утонула в Сене в Вилькье, тяжелые юбки увлекли ее на дно, когда лодка перевернулась. Ее молодой муж погиб, пытаясь спасти ее. Эта смерть оставила ее отца опустошенным; Гюго в это время путешествовал со своей любовницей по югу Франции, и узнал о смерти Леопольдины из газеты, которую прочел в кафе.

Он описывает свой шок и горе в знаменитом стихотворении «Вилькье»:

После он написал еще множество стихов о жизни и смерти своей дочери, и по крайней мере один биограф утверждает, что он никогда полностью не оправился от ее гибели. В своем, вероятно, самом известном стихотворении «Завтра, на рассвете» он описывает посещение ее могилы.

Гюго решил жить в изгнании после государственного переворота Наполеона III в конце 1851. Покинув Францию, Гюго недолгое время жил в Брюсселе в 1851 году, прежде чем переехать на Нормандские острова, сначала в Джерси (1852-1855), а затем на меньший остров Гернси в 1855 году, где он оставался до того, как в 1870 г. Наполеон III покинул власть. Хотя Наполеон III провозгласил всеобщую амнистию в 1859 году, согласно которой Гюго мог бы благополучно вернуться во Францию, писатель остался в изгнании, вернувшись только когда Наполеон III лишился власти в результате поражения Франции во франко-прусской войне в 1870 году. После осады Парижа с 1870 до 1871 Гюго снова жил в Гернси с 1872 по 1873 г. прежде чем окончательно вернуться во Францию ​​до конца своей жизни.

Анализ произведения

Каждый отзыв о произведении упоминает главную идею романа – борьбу светлого и темного начал в человеке. Во всех эпизодах сталкиваются противоположные сущности.

Борьба начинается с диалога между Вальжаном и Мириэлем. Неожиданное милосердие и прощение меняет каторжника. До самой смерти он хранит верность обещанию, данному епископу – все свои силы и средства направить на помощь людям.

Жан спасает целый город от нищеты, дает приют брошенной умирать Фантине, защищает Козетту, уводит от неминуемой гибели её возлюбленного. Своего злейшего недруга – Жавера – герой отпускает с баррикад, сохраняя в себе милосердие и чистоту души. Помня завет Мириэля, каторжник жертвует своим благом, отпуская приемную дочь к супругу, не желающему жить рядом с бывшим преступником.

Другим героям также предстояло пережить резкую смену мировоззрения:

  1. Обреченная на смерть в тюрьме Фантина обретает надежду под заботой Мадлена, веря в лучшее для своей дочери.

  2. Резкой смене взглядов подвержен и юный Понмерси. Неоднократно ссорясь с дедом, он примиряется с ним. Отвергая Вальжана, в самом конце Мариус узнает неожиданную правду и мчится к спасителю в надежде получить прощение.

  3. Наконец, Жавер, получив жизнь от милосердного врага, не может смириться с тем, что поступился принципами и бросается с моста.

Название романа – красноречивое описание героев. Вальжан, Фантина, Козетта, Гаврош – все они раздавлены и отринуты обществом. Даже инспектор Жавер в своей слепой вере в правоту закона стал «отверженным» от народа по своей воле. 

Кульминация эпопеи – восстание 1832 года – «отверженная» революция, не принятая парижанами. С надеждой на лучшее будущее человечества революционеры гибнут при полном равнодушии горожан.

Выразить главную мысль произведения сложно: так многогранны и неоднозначны судьбы героев. Ведя читателя сквозь судьбы парижских бедняков, Виктор Гюго показывает, насколько неоднозначна жизнь, как сильно могут измениться мнения людей перед внезапно открывшейся правдой, перед превратностями жизненного пути.

Отразив дар милосердия, полученный Жаном Вальжаном от епископа Мириэля, писатель учит великой силе добра, меняющей людей, превращающей озлобленных на мир людей в спасителей с чистой душой. Даже всеобщее отторжение не сумело сломить героев, сохранивших порядочность и надежду изменить мир.

Основные персонажи

В произведении очень подробно описаны важные стороны реальности. Невозможно читать эту книгу равнодушно, потому что в ней противопоставлены очень глубокие темы. Действие разворачивается во Франции, где из-за недостатка образования и бедности сильно страдают многие дети.

В романе «Отверженные» Гюго представлены такие главные герои:

  • Жан Вальжан — каторжник, добрый и мужественный человек, который обладает огромной физической силой;
  • Жавер — работник полиции;
  • Козетта — сирота, отзывчивая и милосердная девушка, которую от печальной участи спас главный персонаж;
  • Бьенвеню Мириэль — священник, добрый мужчина, который всегда помогает окружающим;
  • Фантина — довольно молодая особа, родившая ребенка от влиятельного повесы, несчастливая мама Козетты;
  • Гаврош — 11-летний бездомный парень, родной сын Тенардье;
  • Тенардье — пожилой трактирщик, подлый и жадный мужчина;
  • Мариус — молодой юноша, честный и принципиальный человек, супруг Козетты;
  • Жильнорман — дедушка Мариуса, противный и резкий старик с доброй душой.

Писатель ярко описывает долгий и тяжелый жизненный путь бывшего каторжанина. Многие перемены, произошедшие с ним, сильно поменяли его мнение об окружающем мире.

Интересные факты из жизни Виктора Гюго

Вспоминая литературу эпохи романтизма, нельзя не упомянуть Виктора Гюго, знаменитого французского писателя и драматурга, являющегося, наверное, одним из самых известных уроженцев этой страны. Будучи невероятно одарённым человеком, всю жизнь Виктор Гюго посвятил писательскому ремеслу, создав в том числе и ряд настоящих шедевров, которые по праву считаются достоянием мировой литературы. Его творчество оставило неизгладимый след в истории, и книги его переведены на десятки различных языков.

Факты из биографии Виктора Гюго

  • Полное имя писателя – Виктор Мари Гюго.
  • Родился будущий писатель на парижской улице, где проживали местные стеклодувы. До наших дней дом, где появился на свет Гюго, увы, не сохранился.
  • Отец Виктора Гюго был генералом наполеоновской армии.
  • Писательский талант у него проявился очень рано. Так, когда ему исполнилось всего четырнадцать лет, он уже написал две трагедии, которые, к сожалению, затем были утеряны.
  • Помимо драм, трагедий и другой художественной литературы, Виктор Гюго также сочинял и стихи.
  • На протяжении всей жизни Гюго старался не отставать от новомодных веяний, посещая различные молодёжные мероприятия тех лет, даже будучи уже в весьма преклонном возрасте.
  • Первый успех к нему пришёл именно на ниве поэзии, когда он в 16 лет выиграл несколько поэтических конкурсов. Французский король Людовик XVIII высоко оценил творчество юного поэта, и пожаловал Гюго солидную денежную награду.
  • Малоизвестный факт: Виктор Гюго был ещё и весьма талантливым художником, хоть и не развивал это своё умение. Однако, впервые он начал рисовать, когда ему было всего восемь лет.
  • Писатель был младшим из троих детей своих родителей, у него было двое старших братьев.
  • Когда Виктора Гюго охватывал очередной кризис, он запирался в пустой комнате с пером и бумагой, и творил полностью обнажённым, чтобы даже одежда его не отвлекала.
  • Первые отзывы об «Отверженных», самом знаменитом романе Виктора Гюго, были негативными. Сейчас же существует 16 его адаптаций, а также несколько экранизаций.
  • Работа над «Отверженными» заняла у него около 20 лет.
  • Женой Виктора Гюго была его подруга детства.
  • На протяжении 16 лет писатель проживал в одном из парижских отелей. Позднее он приобрёл себе дом.
  • В юности кумиром Виктора Гюго был знаменитый французский писатель Шатобриан. Он заявлял даже, что он будет «Шатобрианом или никем».
  • В браке у него родилось пятеро детей, но один из них скончался ещё в младенческом возрасте.
  • Знаменитый «Собор Парижской Богоматери» Виктор Гюго написал, когда ему было 29 лет.
  • На протяжении 50 лет писателя связывали любовные отношения с другой женщиной, Жюльеттой Друэ, которую он называл своей «истинной женой».
  • Роман Гюго о судьбе горбуна Квазимодо и прекрасной цыганки Эсмеральды помог сохранить знаменитый собор Парижской Богоматери. Это сейчас готическое здание, строительство которого началось аж в XII веке, — один из самых известных символов французской столицы, а во времена Гюго он находился в крайне плачевном состоянии, и его могли снести.
  • Несмотря на то, что у Гюго было все, о чем только можно мечтать: талант, деньги, влиятельные друзья, он так и не смог обеспечить счастливую жизнь своим детям. Старшая из оставшихся в живых дочерей, Леопольдина, погибла в девятнадцать лет, катаясь на яхте со своим мужем. Младшая, Адель, глубоко потрясенная смертью сестры, пережившая несчастную любовь и бегство из Франции, тронулась умом и закончила свои дни в психиатрической лечебнице. Не прожили долго и сыновья известного писателя: и Шарль, и Франсуа-Виктор скончались в возрасте 45 лет.
  • Скромностью Виктор Гюго не отличался, заявляя о себе, как о «единственном классике своего столетия» и утверждая, что он знает французский язык лучше всех.
  • После смерти Виктора Гюго гроб с его телом на 10 дней поместили под Триумфальной аркой в Париже. Проститься с ним пришло около миллиона человек.
  • В честь великого писателя была названа одна из станций парижского метрополитена.
  • Причиной смерти Виктора Гюго стала пневмония. Будучи уже стариком, в возрасте 84 лет, он принял участие в параде в свою честь, на котором простудился, и эта болезнь позднее и развилась в пневмонию.
  • Один из кратеров на планете Меркурий был назван «Гюго».

Насколько сюжет фильма отличается от книги?

Хотя мюзиклам свойственно достаточно вольное обращение с литературной первоосновой, в данном случае нужно признать, что образы, событийная канва и идеи романа Гюго воспроизведены довольно точно. За исключением немногочисленных произвольных отступлений от оригинального текста, таких, как знакомство Вальжана и Жавера на каторге (в книге оно происходит позднее), все несовпадения фильма Хупера с романом объясняются двумя причинами: спецификой жанра и лимитом экранного времени. Например, за кадром остались роман Фантины, приведший к рождению Козетты, и история постепенного взлета Вальжана, благодаря уму и изобретательности ставшего фабрикантом и мэром — на них просто не осталось времени. Но эти эпизоды, по большому счету, ничего не меняют в восприятии героев, и их отсутствие никак не отражается на содержании фильма.

Ряд событий книги сохранен полностью, но «уплотнен» из-за специфики жанра. Так, жуткие сцены с продажей Фантиной своих волос, зубов, а потом и своего тела, в книге разделены несколькими неделями, а в фильме следуют одна за другой, создавая впечатляющую картину стремительного падения на социальное дно.

Отдельно следует отметить бережное отношение режиссера к деталям: в фильме есть и кукла, о которой мечтала Козетта, и огромный искусственный слон, в котором жил Гаврош. При этом к идеям Гюго Хупер отнесся не менее бережно.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector