Краткая история лавришевского монастыря

Исторический путь Лавришевского монастыря в униатский период (XVII –XIX вв.)

В нач. XVII в. монастырь был передан униатам, вошел в состав базилианского монашеского ордена (OSBM), после чего пришел в упадок. Отчасти, этому способствовал пожар 1628 г. в монастырском фольварке Лычицы, когда сгорели все постройки и большое число документов монастырского архива. В том же году обитель по просьбе униатского митр. Иосифа Рутского решением короля Сигизмунда III Вазы была передана в подчинение Новогрудскому монастырю, а его наместники получили титул “старшего Новогрудского и Лавришевского”. Под таким именованием известны Павел Корсак, Геннадий Хмельницкий, Ансельм Чиж, Викентий Коссовицкий, еп. Смоленский Михаил Пашковский, еп. Пинский Антонин Жолкевский. Однако с 1666 г. наместник снова носил титул “архимандрита Лавришевского” — таковым стал упомянутый еп. Смоленский Михаил Пашковский. В этот период ярко проявилось злоупотребление властью со стороны архимандритов. Так, на 9-й сессии 18-й (Новогрудской) конгрегации OSBM (1671г.) рассматривался вопрос о лишении права владения монастырями Лавришевским и Новогрудским еп. Пинского и Туровского Мартиана Белозора, который употребил средства Лавришевской обители на нужды своих родственников, в результате чего сам монастырь не только опустел, но и был осквернен. Борьба ордена за упразднение архимандрии увенчалась успехом лишь в 1709 г., когда на 26-й Бельской конгрегации OSBM еп. Порфирий Кульчицкий отказался от своих прав на обитель. О плачевном состоянии монастыря свидетельствует документ базилианского ордена, датируемый ок. 1720 г.: “фундуши расхищены и даже с Евангелия, где были записи, страницы вырваны, чтоб расхитителям загладить память о былых дарованиях монастырю”.

В 70-х гг. XVIII в. базилианский Лавришевский монастырь был отстроен заново, в т. ч. возведен сохранившийся Успенский храм (1775). Согласно инвентарю 1824 г, церковь построена из брусового дерева, на кирпичном фундаменте, крестовой формы. Крыша покрыта гонтами (дранкой). Автор инвентаря отмечает, церковь “никогда не была греко-российской, ни приходской униатской, принадлежащей белому клиру, но монастырской”. В обители имелась деревянная на каменном фундаменте колокольня, ограда, слева от церкви — келейный корпус. На местном кладбище стояла приписная Крестовоздвиженская часовня. Монастырю принадлежали 2 фольварка: Лавришево и Лычицы (в 1 версте от дер. Лычицы). На кладбище неподалеку от Лычицкого фольварка имелась часовня Вознесения Господня (1782). За “весью Лавришовской” на поле находилась ветряная мельница. По данным описей имущества 1822 – 1824 гг. б-ка монастыря насчитывала ок. 600 книг, среди которых находилось и знаменитое Лавришевское Евангелие. Его календарная часть в значительной мере схожа с Холмским Евангелием, написанным в посл. трети XIII в.

Имеются упоминания существовании в обители образовательного учреждения (богословский класс), позднее (возможно в 1796 г.) реорганизованное в Брестскую епархиальную семинарию. 20 студентов содержались за счет монастыря”. В 1827 г. в монастыре было открыто духовное поветовое училище.

В 1824 г. в Лавришевском монастыре проживало 5 насельников, последним настоятелем был иеромонах Леонтий (Аколов). В 1836 г. монастырь был упразднен, Успенская церковь обращена в приходскую униатскую; с 1839 г. – православная.

Местночтимые чудотворные иконы Спасителя и Божией Матери были переданы в церковь с. Деречин (ныне деревня Зельвенского р-на Гроденской обл.). Попытка возродить Лавришевский монастырь была предпринята в XX в. стараниями еп. Минского и Туровского сщмч. Митрофана (Краснопольского) и гр. К. А. Хребтовича-Бутенёва. В 1913 г. на территории обители была построена деревянная церковь во имя прор. Елисея, вскоре возведены братский корпус и дома паломников. Возрожденный монастырь числился как Лавришевское подворье Минского архиерейского дома. В обители проживали с 1913 г. иером. Донат (Литвинко), монахи Геронтий (Белозубов) и Илиодор (Уколов). В 1914 г., с началом Первой мировой войны, линия фронта стала приближаться к монастырю. В 1915 г. в результате военных действий храм сгорел, постройки разрушены, а братия покинула подворье.

Первые волонтеры — бывшие осужденные

Окрестные деревни вместе с монастырем переживают свое второе рождение. В Лавришево монахи организовали подворье, где есть трапезная, библиотека, музей и спальни для паломников. Приехать в монастырь может любой человек: работа найдется для всех. Ночлегом и простой едой обеспечат.

— У нас сначала был контингент непростой — бывшие заключенные. Они искали здесь для себя успокоения, что ли. У всех — большие сроки. Наверное, не нашли, потому что со временем их здесь не осталось. Куда делись? Не знаю. Может быть, снова сели. Они неплохие люди, но с ними надо быть осторожными. Например, подбирать слова, когда разговариваешь. Можно попасть впросак, — говорит Феодосий. И наконец проводит небольшую экскурсию по подворью.

Здание все еще требует ремонта, но монахи говорят, что всему свое время. Напоминают, что монастырь существует в первую очередь за пожертвования. Не так давно организовали продажу продукции, которую изготавливают в монастыре. В лавке можно купить мыло ручной работы, травяные сборы, хлеб, изготовленный на специальной закваске, квас.

А вот в музей можно попасть бесплатно.

Здесь собраны старинные фолианты, церковная утварь и иконы различных конфессий. Дело в том, что старинная деревянная церковь в Лавришево никогда не закрывалась, в отличие от храмов в окрестных деревнях. Там иконы и различную утварь просто выбрасывали.

Местные несли все это в Лавришево. Когда церковь отдали монахам, оказалось, что вперемешку с православными иконами в храме были униатские и католические предметы культа.

— Нельзя же все это выкидывать, — говорит Феодосий. Так в музее монастыря появились уникальные картины XVIII и XIX веков. Все иконы в достаточно хорошем состоянии. А еще есть несколько старинных Евангелий.

Правда, нет того самого — Лавришевского. Известное Евангелие было написано в 1329 году, но в XIX веке его вывезли в Польшу.

В 2009 году в Беларуси поднимался вопрос о возврате нам Лавришевского Евангелия. Правда, потом в Министерстве культуры уточнили, что речь шла о том, чтобы передать Беларуси копию издания. Тогда же издательство Белорусского экзархата планировало выпустить факсимиле Лавришевского Евангелия, но все это пока осталось в планах. В монастырском музее есть лишь фотографии старинной книги, которые Феодосий показывает с гордостью.

— Посмотрите, какие краски, какое качество исполнения, — говорит он.

Есть здесь и книги из библиотеки Хрептовичей в Щорсах. Феодосий вздыхает: большую часть ценных экземпляров когда-то сожгли. Но что-то принесли монахам.

Место основания монастыря

Единственным сохранившимся строением, история которого связана с Лавришевским монастырем, является церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы в дер. Лавришево Новогрудского района Гродненской обл. Этот храм был построен в 1775г.

Результаты археологических раскопок на территории дер. Лавришево около Успенской церкви, позволили выдвинуть предположение, что древний монастырь мог находиться на этом месте. Этому предположению не противоречат фрагменты керамической посуды XIV – XVвв., часть из которых может относиться и к более раннему времени, а также комплекс документов “о прекопании реки Болович”.

При этом народное предание называет иное место первоначального заложения обители – песчаный “островок” Незвище. Он находится на прав. берегу Немана напротив современной дер. Гнесичи Новогрудского р-на Гродненской обл., где сейчас и происходит восстановление монастыря.

Следует отметить, что строительство современного монастыря в данном месте является решением «в духе» основателя – преп. Елисея. Нынешняя обитель достаточно отдалена от «мира», а строительные работы, которые уже позволили начать монастырскую жизнь и богослужения, не мешают археологическим изысканиям в дер. Лавришево, сохраняя для нас историческую среду.

30 капличек и свои собственные традиции

Руководит монастырем игумен Евсевий, который приехал сюда 12 лет назад.

Феодосий вспоминает, что сначала было тяжело. Служить было некому. Игумен тогда был и за пономаря, и за хор. С годами население монастыря возросло. Появились и певцы, и чтецы. Потом решили, что строить обитель будут не хаотично, а разработают план. Правда от первоначального проекта пришлось отказаться и его несколько переделать. Хотели посередине территории монастыря построить большой храм, но при рытье котлована нашли бомбу начала прошлого века. Взорвали ее тут же, накрыв специальным колпаком.

— Земля вниз ушла, и, оказалось, на этом месте — «песчаный поплавок» — строить нельзя. Поэтому пришлось перестраивать нашу маленькую церковь, — говорит Феодосий.

Есть у монахов и свои традиции. Например, каждый вечер ходят вокруг монастыря крестным ходом, а в летнее время собираются со всеми насельниками около костра. Разговаривают, обсуждают не только духовное, но и вполне материальное — как возводить дальше монастырь, где взять средства на строительство, ведь в планах — на территории комплекса построить более 30 капличек. А еще хотят, чтобы это крещение в Немане стало традиционным и чтобы сюда в этот день приезжало еще больше людей.

Основные сведения

По Галицко-Волынской летописи, старший сын первого великого князя ВКЛ Миндовга — Войшелк — принял постриг и по прошествии трёх лет «основал себе монастырь на реке на Нёмане между Литвой и Новым городком, и тут жил». Было это около 1260 года, наиболее вероятно — в 1257 или 1258. В дальнейшем, после гибели Миндовга, Войшелк был вынужден выйти из монастыря, чтобы прекратить смуту в государстве; он возглавил ВКЛ в — гг., но продолжал носить иноческое одеяние поверх княжеского. После восстановления порядка Войшелк передал правление великому князю Шварну Даниловичу (мужу своей сестры), а сам удалился в Угровский монастырь в Волынской земле.

От предполагаемого иноческого имени Войшелка — Лаврентий (Лавриш) — возможно, местность и получила название Лавришево.

Войшелк основывает монастырь Миниатюра из Остермановского І-го тома Лицевого летописного свода, XVI в. Библиотека Российской академии наук, г. Санкт-Петербург.

Первым настоятелем монастыря был Елисей, согласно житию, он, возможно, являлся сыном Тройденя, великого князя ВКЛ в —. (Иногда Елисея называют сыном великого князя Тройната, эта неточность возникла, видимо, из-за схожести имён.) По некоторым сведениям, духовным отцом Елисея был Лаврентий Туровский. В ночь на 23 октября (5 ноября, год неизвестен) Елисей был убит послушником, который совершил это, находясь в состоянии помрачения. Послушник излечился от беснования, прикоснувшись к телу Елисея.

Постепенно количество братии увеличилось, и монастырь стал лаврой — это ещё одно объяснение названия Лавришево. В начале XIV века (не позже 1329 года) для монастыря было переписано знаменитое Лавришевское Евангелие — выдающийся пример иллюстрированной рукописной книги Средневековья. В XVI веке в монастыре были собственные школа и библиотека, насчитывающая более 300 томов. Также была конюшня, печатный дом, столярная и другие мастерские.

Но пережив два набега татар и несколько войн, братия монастыря постепенно уменьшалась. К началу XIX века в монастыре насчитывалось всего 5 человек. Тогда последним настоятелем был иеромонах Леонтий (Аколов). В 1836 году монастырь закрыли.

Фрагмент титульного листа Инвентаря Лавришевского монастыря 1601 год.

В начале XX века, по инициативе священномученика Митрофана, началось второе возрождение монастыря. Хоть и был отстроен и освящен храм, монастырь долго не простоял. Во время Первой Мировой войны храм в монастыре сгорел, а остальные постройки были разрушены. Видимо, к этому времени относится предание, согласно которому монастырь стоял на полуострове — его с трёх сторон омывал Нёман.

Третье возрождение обители началось в 1997 году. В 2007 году приход храма вновь оформлен в монастырь. 5 ноября 2009 года на территории монастыря был установлен бронзовый памятник основателю обители преподобному Елисею Лавришевскому.

На месте прежнего расположения монастыря в д. Лавришево ведутся археологические раскопки. В частности, в 2016 году при расчистке подземного сооружения обнаружены 2 неизвестных ранее саркофага.

Великий Литовский князь Войшелк

Вместе с тем существуют древнейшие летописные сведения, которые указывают нам на еще одного человека, вероятно принявшего значимое участие в основании и развитии Лавришевской обители. Так, Ипатьевская летопись во второй половине XIII в. говорит нам о великом литовском князе Войшелке, который «учини собе монастырь на реце на Немне межи Литвою и Новымъгородъком и ту живяше».

Наряду с Ипатьевской летописью (XIII в.) сведения о Войшелке содержатся и в Новгородской первой летописи, написание которой было завершено не позже первой половины XIV века. Дату рождения Войшелка – 1223 год – приводит нам Теодор Нарбутт. Войшелк княжил в Новогородке, будучи язычником, а затем крестился. Татищев сообщает о его имени в крещении – Василий. После крещения Войшелк оставил свое княжение и около 1255 г. принял монашество у старца Григория в Полонинском монастыре.

Прожив 3 года у старца Григория, Войшелк отправился в паломничество на Святую гору Афон. Однако, встретив на пути препятствия, он вернулся и, как уже упоминалось, около 1262 г. «учини собе монастырь на реце на Немне межи Литвою и Новымъгородъком и ту живяше». Отметим, что выражение летописца «учини собе монастырь», можно понимать не только в узком смысле – «основал монастырь на том месте, где его не было». Речь может идти и об участии Войшелка в строительстве и развитии монастыря, начало которому уже было кем-то положено. Основания для такого вывода дают и слова Хроники Литовской и Жмойтской. Согласно ее тексту Войшелк «збудовал собе монастыр над Немном межи Литвою и Новгородком, и там мешкал з килканадцетю чернцами в побожности живота»

Здесь внимание на себя обращает достаточно большое количество монахов-сподвижников князя – между 10-ю и 20-ю, при коротком периоде его пребывания в монастыре (видимо, немногим более года). Возможно, какая-то часть монахов уже жила в данном месте, когда туда пришел Войшелк

В.П. Семенов (1905), например, по этому поводу говорит, что еще с древнейших времен в Лавришеве был монастырь, в который и поступил в свое время князь Войшелк Мендовгович.

Крещение Киры и воскресная школа для местных ребятишек

Каждое лето в обитель приезжают верующие, которые организуют детские лагеря. Монахи не против. Сами тоже не отстают. Организуют воскресную школу для местной детворы, собирая на автобусе детишек в округе каждые выходные. Сейчас вот крещение для всех желающих на Немане сделали. Причем провели обряд совершенно бесплатно.

— Здравствуйте, может кто-то еще собирается креститься? То добро пожаловать, — священнослужитель добросовестно обходит людей, которые сгрудились на деревянном мосту, чтобы с самого лучшего места наблюдать за службой и таинством. Все взрослые оказались крещеные.

А вот маленькая Кира — нет. Девочка — из Слонима. Говорит, улыбаясь, что у родителей не было времени окрестить, а потом она оказалась в приемной семье. Не до крещения было. Кира приехала в монастырь вместе с православным детским лагерем. Уже несколько дней живет со своими друзьями в палатке. В Слониме она ходит в воскресную школу. И вот решила, что надо покреститься, тем более все так необычно происходит.

—  Я думала, что в купели все это будет, а оказалось, что в реке, — говорит она. Конечно, волнуется. Но всю службу стойко стоит под палящим солнцем, сосредоточенно слушает священника, а когда ее три раза окунают в воду, теряет всю свою серьезность и облегченно смеется. На мосту девочке аплодируют.

Службу на берегу Немана приурочили к 1030-летию крещения Руси. Поставили временный алтарь, украсили его цветами. В эту субботу в тихих Гнесичах — шумно.

Впрочем, как говорят местные, поток людей не ослабевает. Уже привыкли к популярности этой местности. Замечают: в последнее время в окрестных деревнях городские стали выкупать участки и старые дома. Едут сюда чаще всего из Гродно и Минска. А паломники — со всей Беларуси. Заезжают группы из России, Польши и Украины.

— Не ставьте здесь машину, свои скоро приедут, — высовывается из окна авто заспанный мужчина. Через некоторое время обочина дороги уже полностью заставлена автомобилями. Люди подъезжают все время, пока идет служба.

Литовский князь Римунт

Существует, однако, еще одно упоминание о возможном основателе Лавришевского монастыря. Белорусско-литовские летописи, начиная со 2-й половины XVI в., отмечают, что один из литовских князей Римунт, приняв монашество, имел прозвище Лаврыш (Лавр, Лаврентий). Упоминаемый князь-инок испросил у своего дяди литовского князя Наримонта место в пуще у р. Неман в Новгородокской земле (Новогрудский повет) и основал обитель, которая «оттоле прозвано Лаврышов манастыр».

При этом мы должны отметить поразительное сходство жизнеописаний Войшелка и Римунта: белорусско-литовские летописи в своих текстах дважды воспроизводят практически одни и те же факты, сперва говоря о жизни Войшелка, а потом и Римунта.

Д. П. Огицкий отметил, что, следуя летописям, «…оба они … дети литовского князя, оба находятся в тесном контакте с Галичиной и галицким князем, оба принимают «русскую» веру и постригаются в монахи, оба строят монастырь на Немане, в районе Новогородка, оба, узнав о насильственной смерти отца, оставляют монастырь, отправляются в Литву, чинят там расправу над врагами, но не пользуются возможностью сохранить за собой власть и возвращаются к монашеской жизни».

Д.П. Огицкий говорит по этому поводу, что в повествованиях о Войшелке и Римунте на самом деле рассказывается «об одном и том же лице, об одних и тех же событиях», а именно — о жизни Войшелка. Данная точка зрения поддержана и современными исследователями, хотя нельзя считать, что она доказана окончательно.

Монастырское предание сообщает нам об участии представителей литовского княжеского дома в основании монастыря, особенно отмечая их вклады в обитель. Так, на заседаниях 26-й Бельской конгрегации базилианского ордена в 1709 г. было отмечено, что основной фундуш монастыря состоит из вкладов самих «монахов наших князей Литовских». Около 1720 г. в разъяснении монашеских правил ордена базилиан, мы снова встречаем упоминание о том, что монастырь Лавришевский имел одним из основателей «самого великого князя Литовского… Войшелка».

Основные сведения

По Галицко-Волынской летописи, старший сын первого великого князя ВКЛ Миндовга — Войшелк — принял постриг и по прошествии трёх лет «основал себе монастырь на реке на Нёмане между Литвой и Новым городком, и тут жил». Было это около 1260 года, наиболее вероятно — в 1257 или 1258. В дальнейшем, после гибели Миндовга, Войшелк был вынужден выйти из монастыря, чтобы прекратить смуту в государстве; он возглавил ВКЛ в — гг., но продолжал носить иноческое одеяние поверх княжеского. После восстановления порядка Войшелк передал правление великому князю Шварну Даниловичу (мужу своей сестры), а сам удалился в Угровский монастырь в Волынской земле.

От предполагаемого иноческого имени Войшелка — Лаврентий (Лавриш) — возможно, местность и получила название Лавришево.

Войшелк основывает монастырь Миниатюра из Остермановского І-го тома Лицевого летописного свода, XVI в. Библиотека Российской академии наук, г. Санкт-Петербург.

Первым настоятелем монастыря был Елисей, согласно житию, он, возможно, являлся сыном Тройденя, великого князя ВКЛ в —. (Иногда Елисея называют сыном великого князя Тройната, эта неточность возникла, видимо, из-за схожести имён.) По некоторым сведениям, духовным отцом Елисея был Лаврентий Туровский. В ночь на 23 октября (5 ноября, год неизвестен) Елисей был убит послушником, который совершил это, находясь в состоянии помрачения. Послушник излечился от беснования, прикоснувшись к телу Елисея.

Постепенно количество братии увеличилось, и монастырь стал лаврой — это ещё одно объяснение названия Лавришево. В начале XIV века (не позже 1329 года) для монастыря было переписано знаменитое Лавришевское Евангелие — выдающийся пример иллюстрированной рукописной книги Средневековья. В XVI веке в монастыре были собственные школа и библиотека, насчитывающая более 300 томов. Также была конюшня, печатный дом, столярная и другие мастерские.

Но пережив два набега татар и несколько войн, братия монастыря постепенно уменьшалась. К началу XIX века в монастыре насчитывалось всего 5 человек. Тогда последним настоятелем был иеромонах Леонтий (Аколов). В 1836 году монастырь закрыли.

Фрагмент титульного листа Инвентаря Лавришевского монастыря 1601 год.

В начале XX века, по инициативе священномученика Митрофана, началось второе возрождение монастыря. Хоть и был отстроен и освящен храм, монастырь долго не простоял. Во время Первой Мировой войны храм в монастыре сгорел, а остальные постройки были разрушены. Видимо, к этому времени относится предание, согласно которому монастырь стоял на полуострове — его с трёх сторон омывал Нёман.

Третье возрождение обители началось в 1997 году. В 2007 году приход храма вновь оформлен в монастырь. 5 ноября 2009 года на территории монастыря был установлен бронзовый памятник основателю обители преподобному Елисею Лавришевскому.

На месте прежнего расположения монастыря в д. Лавришево ведутся археологические раскопки. В частности, в 2016 году при расчистке подземного сооружения обнаружены 2 неизвестных ранее саркофага.

«На реце на Немне межи Литвою и Новым городком»

Историки до сих пор спорят, где точно находился тот первый монастырь. Современный располагается около деревни Гнесичи, что примерно в 10 километрах от местечка Лавришево, где, по мнению ученых, и должно было стоять старинное строение. Каждый год здесь проводят археологические раскопки. В 2016 году нашли, например, два не известных ранее саркофага. Археологическая экспедиция делала расчистку подземного сооружения в Свято-Успенском храме и наткнулась на крипту с захоронениями. В саркофагах были останки людей и культовые предметы.

Был ли именно здесь первоначально построен старинный монастырь — вопрос открытый. В Ипатьевской летописи написано просто «На реце на Немне межи Литвою и Новым городком».

 — А русло реки было в то время несколько в другом месте, — говорит монах Феодосий. Он живет в монастыре с самого начала его восстановления, когда сюда приехал первый настоятель — Лазарь. Феодосий был отправлен ему в помощь. Сейчас он заведует подворьем монастыря в деревне Лавришево, которое размещается в здании бывшего детского сада. Его монахам отдали местные власти.

Каждый день ходит пешком на службу в монастырь. Потом — обратно. Дел на подворье очень много.

— А что здесь такого? — буднично говорит он.

Рассказывать о раскопках сначала не хочет, машет рукой, бурчит, что его мнение никому не интересно. Потом, правда, делится своими мыслями. Дескать, где сейчас стоит современный монастырь, там и старинный был. И точка. Что тут спорить-то.

Потом рассказывает историю очередного по счету восстановления обители.

Когда сюда пришли монахи, на пятачке сухой земли между болотами было всего несколько строений и небольшая церковка. Жили монахи сначала в палатках, потом, отремонтировав деревенские домики, переселились туда. В 2008 году они сгорели: короткое замыкание. Пришлось начинать все сначала.

Параллельно оформляли документы, чтобы монастырь приобрел официальный статус. Оформили. Все это время в комплексе велись строительные работы. И вот уже появился Дом милосердия, большой храм, летняя церковь, купель, ворота с церковными лавками. Каждый день в монастырь приезжает несколько десятков паломников, которых здесь кормят и дают ночлег, если нужно.

— Примерно на 50 человек готовим каждый день, — говорит один из священников, который служит в монастыре.

Сейчас в обители живут семь монахов и несколько послушников. К ним время от времени присоединяются паломники. Всего набирается 30 человек.

Ахилла

Просмотры: 3 129

Об этом сообщает Наталья Василевич:

«В от covid-19 скончалась одна сестра, а против одной из сестер, которой удавалось информировать нас о ситуации, начались репрессии. Неизвестно, будем ли теперь получать хоть какую-то информацию из гуру-секты, которая сделала в сегодняшней ситуации ставку на Лукашенко, и поэтому может позволить себе посылать и Митрополита Павла, и Патриарха — куда подальше, потому что они „предали церковь“. Митрополиту Павлу в данной ситуации без привлечения Патриарха Кирилла с Лемешонком и его общиной, кажется, уже не справиться. Я бы написала, что захватывающе наблюдать за развитием событий, но нет, не захватывающе, это больше не спор хозяйствующих субъектов, это уже война, на которой гибнут люди».

Сообщают, что умерла монахиня Мария (Ковальчук).

Ранее минский священник Александр Шрамко написал:

«Вот так. Все немного вздохнули, что Свято-Елисаветинский монастырь закрылся для прихожан, а зря. По свидетельствам очевидцев, негласно вход для прихожан по-прежнему открыт. А пространство храма позволяет скрыть их присутствие от камеры трансляции. Во время причастия камера отводится в сторону: на хор или на купол. Раньше таких манипуляций с камерой не было.

Причастие сегодня длилось 15 минут, и при этом среди прочего были хорошо слышны мирские, в том числе и мужские имена, тогда как присутствовать там должны только насельницы монастыря с немногими служащими.

«Все закрыто», — лицемерно сетует глава монастыря протоиерей Андрей Лемешонок, упорно продолжая содействовать распространению инфекции, хотя сам же признает, что «очень много сестер» болеют. Да и у него самого явно болезненные симптомы: слабый и дрожащий голос, паузы и путаница в словах.

Бросилось в глаза, как на отпусте акафиста сегодня он запнулся и долго никак не мог вспомнить имени празднуемого сегодня праведного Иосифа Аримафейского. После неловкой паузы, услышав подсказку «Иосифа», он назвал совершенно другого Иосифа — Обручника. Конечно, священники нередко делают нелепые ошибки и оговорки, но здесь, в общем контексте, смотрелось как дополнительный признак нездоровья.

В проповедях Андрей Лемешонок продолжает винить всех и вся, кроме себя. Монастырь закрыт по грехам самих болящих сестер, потому что они живут не по-монашески, «болтают по телефону» и т. д. И вообще закрывается доступ прихожан в монастырь (как оказалось, фиктивно) с одной лишь злонамеренной целью: «только не собирайтесь вместе во имя Христово, только не будьте у Чаши вместе».

На днях, как мы помним, митрополит Павел в специальном заявлении очень строго отозвался о случаях невыполнения противоэпидемических инструкций на приходах и монастырях, назвав это преступлением против ближних, за что виновные клирики, кроме ответственности по государственным законам, будут, по его словам, «подвержены самым строгим каноническим прещениям и могут быть привлечены к церковному суду».

Но, скорее всего, церковная власть, как была, так и останется совершенно бессильной перед такими «ревнителями». А подобными грозными заявлениями, по примеру Понтия Пилата, всего лишь умывает руки, ограждая себя от возможных обвинений».

Из последней опубликованной на сайте монастыря проповеди протоиерея Андрея Лемешонка:

«…Вот почему чем раньше мы скинем кожу греха с себя, тем больше сможем успеть, большему научимся и больше в нас будет Бога. Не надо бояться, что больно будет скидывать эту кожу. Ничего там болезненного нет, уже все прогнило насквозь, надо начинать новую жизнь. А когда ее начинать? „Начнем завтра…“ Да доживем ли? Вот в чем дело… Надо уже спрашивать человека прямо: „Хочешь ли ты жить со Христом?“ Не хочешь? Ну и уходи!.. А то все нянчимся-нянчимся: „Ой, посмотрите, какой! Ой, посмотрите, какая! Ой, смотрите — такая недотрога…“ Бог нам дает Свои Кровь и Тело, а нам это все безразлично, нас волнуют какие-то наши проблемки, которые не стоят выеденного яйца. А что Христос на Кресте, а что во мне Кровь Христа — это так, само собой… И это страшно. И надо как-то приходить в себя. Надо все-таки дерзнуть нам как-то начать новую жизнь. А лучше начинать ее прямо сегодня. Каждый день на вес золота».

Фото: obitel-minsk.ru

Если вам нравится наша работа — поддержите нас:

Карта Сбербанка: 4276 1600 2495 4340 (Плужников Алексей Юрьевич)

Или с помощью этой формы, вписав любую сумму:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector