Всё о медовом спасе в 2022 году

Яблочный Спас

На Руси всегда было известно, какого числа Медовый Спас и Яблочный, поскольку эти праздники друг от друга отделяет всего 5 дней. Яблочный Спас еще назывался Спасом на горе, потому что по легенде именно в этот день Христос взошел на возвышенность Фавор вместе с тремя учениками, чтобы явить им свою славу (праздник Преображение Господне).

К этому же дню поспевали яблоки и другие прекрасные плоды – слива, виноград. Конечно, они созревали немного раньше, но вкушать урожай до Спаса считалось грехом. Это было подобно тому, как разговеться едой можно только на Пасху, но никак не во дни Великого поста, который заканчивается как раз накануне Светлого Воскресения.

В этот день славяне приносили в церковь яблоки и любые блюда на их основе – выпечку, напитки, компоты, повидло. После освящения организовывали народные застолья и гуляния

Разумеется, плоды урожая раздавали всем желающим, особое внимание уделяли незажиточным людям. В народе говорили, что на второй Спас и нищий яблочко съест

А когда солнце на закате озаряло деревню золотистыми лучами, люди радостно пели и гуляли всю ночь. Они провожали стремительно уходящее лето и одновременно встречали осень, у которой, конечно, тоже есть свои прелести. К слову сказать, Яблочный Спас называли еще осенинами – по аналогии с именинами.

Три Спаса в августе: какой когда?

Самый первый праздник – Медовый. В народе он также именуется Пчелиным Спасом, Маковеем, Маккавеем, Медовым или Пчелиным праздником, Спасом на воде, Спасовкой. Отмечается он 14 августа. Стоит отметить, что с этого дня и по 28 число месяца у православных идет строгий Успенский пост.

Второй Спас в августе – Яблочный. Он иногда именуется Вторым или Средним Спасом, Гороховым днем, Спасом на горе, Первыми осенинами, Осенинами, Праздником первых плодов. Выпадает на великий православный день – Праздник Преображения Господня. Отмечается 19 августа.

Третий праздник – Ореховый (он был прозван народом Хлебным или Холщовым, Досевками, Посевами, Спасом на холсте или на полотне). В этот же день в Церкви проводят служения в честь Нерукотворного образа Иисуса Христа. Дата Спаса в августе — 29 число.

14 августа — Медовый Спас

       Проведите во время первого Медового Спаса старинный обряд маковей. Возьмите горсть мака и наговорите на него:

«Маку, маку, маковею добрых слов не пожалею. Мак, мак, маковей, мои просьбы разумей, отведи нечистый дух, злых колдуний и шептух. Отведи лихо, пусть сидит тихо. Аминь».

       Заговоренным маком следует «обсеять» весь дом и всех членов семьи. маковей — Спасов мак защищает от нечистой силы и черных колдунов, а также от завистников и «глазливых» соседей.

       В медовый Спас предки готовили маковейники — амулеты, привлекающие женихов, а замужних женщин защищающие от мужниных измен. Для маковейника соберите 7 трав: мяту, донник, полынь, лепестки подсолнуха и ромашки, подорожник и зверобой. Наговорите на сбор:

  «По весне травушка повырастала, летом мать-земля ее силушкой своей питала, Спасом все свои силы мне, рабе Божьей (имя), передала. Быть мне отныне красивой да милой, сильной да здоровой. Аминь».

       В сухом виде сложите заговоренные травы в полотняный мешочек и носите с собой или положите в изголовье кровати. Амулет будет помогать в течение года.

Немного об истории и традициях торжества

Медовый Спас, история праздника и традиции берут свои корни в глубокой древности.

Конец лета на Руси всегда давал множество поводов для радости людям: сбор урожая, обилие православных праздников, последние теплые деньки — невозможно быть несчастливым в это время года. В середине августа начинается Успенский пост, который приравнивается по строгости к Великому, но соблюдать его гораздо легче, ведь в садах и огородах поспевают фрукты и ягоды, лес наполнен грибами. А пасеки пчеловодов начинают источать необыкновенный аромат меда.

Именно в августе православные христиане отмечают три события в честь Христа Спасителя:

  • Медовый Спас (отмечают 1 августа (ст. ст.)/ 14 августа (н.ст). Это торжество носит названия Первого, или Мокрого Спаса, Лакомки, Медового праздника)
  • Яблочный Спас (празднуют 19 августа; православные христиане в этот день вспоминают Преображение Господне)
  • Ореховый Спас (празднуют 29 августа, в православии этот день ознаменован праздником Нерукотворного Образа Иисуса Христа)

Православные традиции в праздник Медового Спаса

Первый Спас, Медовый, выпадает на начало Успенского поста. История этого праздника уходит корнями в далекий Константинополь, где каждый год именно в этот день выносился Животворящий Крест Господень для освящения всего города и защиты от смертельных болезней. Святыню несли на руках, сменяя друг друга, крестным ходом, возглавляемым епископами и самим правителем, к роднику Спаса, который протекал за стенами города, а затем в храм Святой Софии. С этого дня и до самого Успения к Кресту могли приложиться все желающие.

В Русской Церкви торжество Изнесения Древ Животворящего Креста Господня установил благоверный князь Андрей Боголюбский после победы над войсками волжских булгар, а император Мануил в Греции – над арабскими войсками.

По преданию, Андрей Боголюбский и император Мануил почитали Животворящий Крест Господа Иисуса Христа, и тот и другой правитель молился перед святыней с просьбами о помощи. Совершилось чудо: правителям было видение, которое источалось от икон Спасителя и Богородицы, взятых на поле битвы. Образа излучали необыкновенное свечение и обрамляли им полки. Храбрые воины одолели неприятелей, и в память об этом они установили ежегодный крестный ход на реку.

В этот праздник в православных храмах до сих пор традиционно совершается малое освящение воды. В старину верующие после Литургии свершали крестные ходы к водоемам. Священники освящали воду в озерах и реках. Православный народ считал своим долгом окунуться в этот день в освященную воду: считалось, что при погружении с человека смываются все грехи. Еще одной традицией в этот день было очищение старых колодцев и освящение новых.

Народные традиции в праздник Медового Спаса

На Руси еще до принятия христианства отмечали Медовый Спас, поскольку им заканчивалось лето и начиналась осень, которая приносила с собой холод и ливни. Кроме того, в этот праздник перелетные птицы начинают подготовку к полету в южные края, а пчелы перестают носить пыльцу. И 14 августа пасечники торжественно забирали мед.

Первые забранные соты помещались в новую деревянную посуду и относились в храм для освящения всего медового урожая. Только после освящения меда разрешалось его употребление в пищу. Согласно преданию в день Медового Спаса сладким лакомством старались угостить всех: знакомых и незнакомых, детей и взрослых, бедных людей. Считалось грехом обделить нищего человека в праздник Медового Спаса. Отсюда пошла пословица: «В Медовый Спас даже нищий медку попробует». Мед употребляли с чаем и готовили из него разные постные блюда.

Другое название Первого Спаса — Маквей — связано с именем мучеников Маккавеев и их матери Соломии, память которых празднуется в этот день. Они жили во времена гонения на христиан, и жестокий правитель Сирии Антиох за это решил замучить их. Они подвергались разным пыткам вместе со своей матерью, которая всячески старалась поддержать и подбодрить их, несмотря на свои страдания и боль. Наконец, все братья, кроме самого младшего, умерли.

Царь предлагал ему богатство и власть, обещал помиловать мать если он выполнит лишь одно условие: отречется от христианской веры. Юноша отказался, сказав, что готов принять любые муки и смерть за Христа. Тогда жестокий правитель приказал казнить и сына, и мать.

С течением времени празднования Медового Спаса и Маквея слились в один, а на Руси, по созвучию с именем братьев, стали приносить в храмы для освящения, помимо меда, еще и мак.

Исстари в этот день хозяева посыпали углы в доме семенами мака. Считалось, что именно дикий мак способен отогнать всякую нечисть, желающую проникнуть в жилище.

Значение для христиан Второго Спаса 19 августа

Второй Спас традиционно отмечают 19 августа, и называют его также — Преображение Господне, Великий Спас, Яблочный Спас. Это большой двунадесятый праздник, то есть связанный непосредственно с жизнью Иисуса Христа. В этот день три ученика Спасителя – Петр Иаков и Иоанн стали свидетелями чудесного преображения Учителя на горе Фавор, открывшего Божью суть Христа.

С давних времен в этот день производится освящение плодов нового урожая. Самое популярное название этого праздника Яблочный Спас. В этом также есть сакральный смысл. Мир и все живое было создано Господом для того, чтобы служить человеку, но после того, как он совершив грехопадение, природа пришла в расстройство с ним. Спас опять же напоминает о пути спасения, через принятие Господа.

Связано с этим днем и много примет. По нему судили о предстоящей зиме. Если день этот выдается ветреным, то будет снежная и холодная зима. Если на деревьях к этому времени появляется листва, значит, осень будет ранней. Об этом дне раньше говорили:

Медовый Спас

14 августа празднуется Медовый Спас. Православная церковь чтит память трех святынь: Животворящего Креста Господня, образа Спасителя и иконы Владимирской Божьей Матери. Также с этого дня начинается Успенский пост. Разрешалось есть овощи.

По славянской традиции в этот день в храмах совершается малое освящение воды. Также начинался интенсивный сбор меда и его освящение. Именно поэтому в народе Медовый Спас еще называют лакомкой, медовым или пчелиным праздником.

В нашем крае в этот день пройдет ежегодный краевой праздник «Медовый Спас на Алтае — 2019». Он приурочен к одноименному православному празднику и региональному отраслевому событию – Дню пчеловода Алтайского края. Фестиваль будет проходить не только на традиционной площадке в Барнауле, но также в Бийске, Заринске и Рубцовске.

Торжественное открытие праздника в краевом центре состоится 14 августа в 11:00 на площади имени Сахарова. Посетители отведают разнообразные медовые напитки, блины и пончики с медом.

Состоятся выставка оригинальной продукции алтайских переработчиков, семейно-развлекательная программа, конкурс «Народное признание» — дегустация меда урожая 2019 года. Пройдет чин освящения меда и продуктов пчеловодства.

Также на площадке выступят известные музыкальные и танцевальные коллективы. Все желающие смогут принять участие в лотерее «Медовый запас». Будет работать «Медовое кафе».

История праздника

( Маковский Константин Егорович «Пасека»)

Медовый Спас имеет несколько синонимичных названий: Первый или Маковый Спас, Маковей, Спас на воде. Каждое из его названий несет свою историю и является неотъемлемой частью этого праздника.

Само слово Спас является напоминанием о Спасителе и спасении. День этого Спаса совпадает с христианским праздником Изнесения Древ Креста Господня. Он своими корнями уходит в Константинополь IX века. Август в этом городе неизменно был жарким и приносил людям много бед в виде болезней, распространявшихся с испорченной водой. Но после пронесения по городу Животворящего Креста болезни отступили и крестный ход стали проводить ежегодно.

Название Маковей относится к библейской истории о мучениках братьях Маккавеях и их матери Соломеи, которые сохранили веру вопреки всем испытаниям.

Согласно древним рукописям на Руси Первый Спас стал широко отмечаться в XII веке после победы над войском волжских булгар. Князь Андрей Боголюбский перед сражением молился Святому Кресту и ночью видел сон, в котором свет от иконы Божьей матери освятил его воинов. В честь победы князь повелел устраивать крестовые походы к реке. С этим событием связано название Спас на воде.

Упоминание и освящение воды в этот день связано и с Крещением Руси князем Владимиром, которое произошло 1 августа по старому стилю. До сих пор сохраняется поверье, что Медовый спас – это один из последних рубежей, после которых нельзя купаться в водоемах. Это может навлечь болезни и смерть.

Название Маковый спас связано с совпадением праздника со сбором мака, который, как и мед, святился в церкви.

19 августа — Яблочный Спас

       В Яблочный Спас избавьтесь от хворей. возьмите яблоко, у которого удалена сердцевина, заполните пустоту глиной и нашепчите на плод:

  «Как глине не выпасть из этого яблока, так и болезням моим не выйти уже на Божий свет, на мое белое тело, на чистую душу. Аминь».

       Яблоко «похороните». В Яблочный Спас положено меняться яблоками, грушами, репой. Определите для себя человека, у которого материальное положение лучше вашего. будет совсем хорошо, если это настоящий богач. Подарите ему яблоко, примите от него в ответ и быстро-быстро произнесите над даренным:

  «Богатства не отнимаю, даже большего желаю, лишь прошу такую же удачу, чтобы стать и мне богаче. Пусть так и будет. Аминь».

       Яблочко тут же съешьте.

       Есть и обряд на привлекательность и омоложение. Нарежьте освященное в церкви яблоко, залейте кипятком и произнесите:

   «Яблочко наливное, красивое, живое, красота в тебе снаружи, красота в тебе внутри, перейди в меня на раз-два-три! Аминь».

       Слегка остывший «компот» выпейте, мысленно повторяя этот же заговор. Кусочки яблока съешьте.

История Яблочного спаса

До Преображения на Руси особенно строго запрещалось есть яблоки, вообще старались не есть никаких плодов, кроме огурцов. А с этого дня начинали есть плоды и фрукты. «Второй Спас яблочком разговляется». Именно 19 августа на Руси было принято срывать и освящать яблоки и другие фрукты нового урожая. Вкушать яблоки до Преображения считалось великим грехом.

Яблочный Спас ещё называют «первыми осенинами», то есть встречей осени. Считается, что этот праздник призван напомнить людям о необходимости духовного преображения. По традиции в этот день люди должны угощать яблоками родных, близких, а также сирот, неимущих, не забывая и про уснувших вечным сном предков.

В старину все верующие люди непременно праздновали Яблочный Спас, пекли пироги с яблоками, варили яблочное варенье и угощали им друг друга. А вечером все выходили в поле, чтобы с песнями проводить закат солнца, а с ним и лето.

19 августа в православных храмах проходит традиционный обряд освящения плодов: кроме яблок, окропляются также виноград, груши, сливы и т.д. Эта традиция была установлена еще в Иерусалиме в начале нашего века. Согласно ей, все в мире – от человека до растений – должно быть посвящено Богу.

Побалуйте близких выпечкой из яблок. Фото: www.russianlook.com

С Яблочного Спаса в садах начинается горячая пора. Яблоки заготавливаются впрок по различным рецептам: их сушат, замачивают, консервируют. Люди верят и в то, что на Преображение яблоки становятся волшебными. Откусив яблочка, можно загадать желание, и оно обязательно сбудется. Считается также, что с Яблочным Спасом приходят первые холода. Потому-то в старину и существовал обычай – гулять в поле, провожать песнями закат первого осеннего солнца.

Яблочный спас пришел к нам из языческой Руси. Это праздник сбора урожая яблок. Все обряды этого праздника и еще двух других Спасов, были посвящены Богам Спасам, которые имеют языческие корни. В древние времена таких праздников было множество, они посвящались урожаям каждого плода и перед употреблением их обязательно освещали. Были, например, такие Спасы, как хлебный, ягодный, грибной и другие. Кроме освящения плодов в эти дни поминали души погибших воинов. Праздник совпал с днем Преображения Господня. Так что церковь решила соединить эти два праздника.

Спас отмечается церковью с IV века 19 августа, после того как Святая Елена возвела на горе Фавор храм в честь Преображения. Этот день принадлежит к двунадесятым праздникам. Если верить Евангелию, Преображение произошло за сорок дней до Пасхи, церковь же перенесла этот праздник на август для того, чтобы праздник не совпадал Великим постом.

Яблочный Спас, согласно Православному календарю, приходится на Успенский пост, но, начиная с этого дня, разрешается есть яблоки и другие фрукты, которые были освещены во время праздничной литургии.
Из трех Спасов – Медового, Яблочного и Орехового, этот считается самым главным.

19 августа в день Яблочного Спаса совершается божественная литургия, на ней читают паремии и поют канон, в котором говорится о великом Преображении. Все одеваются в белые одежды – это цвет данного праздника.
Многие страны считают яблоко чудодейственным плодом. Существовали гадания на яблочной кожуре, для определения имени суженого. А от французского названия яблока – pomme, произошло теперь всем известное слово «помада».

Обряд освещения плодов в Яблочный Спас не сводился только к окроплению яблок, в этот день освещали также и остальные фрукты, согласно этой традиции, все, что живет и растет в мире, от человека до растений, должно быть посвящено Богу.

Многие люди верят, что в Преображение Господне можно съесть плод и загадать желание, которое обязательно сбудется. Есть поверье, что после Яблочного Спаса начинаются холода.

Обычай имеет и назидательное значение: вначале плоды зелены, незрелы, но по мере развития наливаются соком, созревают. Так и человек в земной жизни может быть некрасив, греховен, но по мере нравственного развития преображается, проникается светом Божиим. Самый же главный плод — наше духовное преображение.
В день Яблочного Спаса и сегодня пекут яблоки, блины, пироги с яблоками, грибами и ягодами, всем, чем одаривает сад, огород, лес.

В этот праздник вспоминают приметы: Каков второй Спас, таков и январь.

На второй Спас бери голицы про запас.

Со второго Спаса засевай озими.

История Медового Спаса

Праздник Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня был установлен в IX веке в Константинополе: каждый год часть Животворящего Креста, который хранился в домовой церкви греческих императоров, приносили в храм Святой Софии и освящали воду для исцеления болезней. Первый день августа был выбран именно потому, что в этом самом жарком месяце особенно распространялись болезни, люди же прикладывались ко Кресту, на котором был распят Христос, пили освященную им воду и получали долгожданное здоровье.

Празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице установлено по случаю знамений от икон Спасителя, Пресвятой Богородицы и Честного Креста во время сражений святого благоверного князя Андрея Боголюбского (1157-1174) с волжскими болгарами.

В 1164 году Андрей Боголюбский предпринял поход против поволжских болгар, теснивших угнетенных жителей Ростовской и Суздальской земли. Уповая на помощь Царицы Небесной, князь взял с собой Ее чудотворную икону, которая была принесена им из Киева и впоследствии получила наименование Владимирской. Два священника в облачении несли перед войском святую икону и Честный Крест Христов. Перед сражением благочестивый князь, приобщившись святых Таин, обратился с горячей молитвой к Богородице: «Всяк уповаяй на Тя, Госпоже, не погибнет, и я грешный имею в Тебе стену и покров». Вслед за князем пред иконой пали на колени полководцы и воины и, приложившись к образу, пошли против врага.

Болгары были разбиты и обращены в бегство. По преданию, в тот же день греческим императором Мануилом была одержана победа над сарацинами. Непреложным доказательством чудесности обеих этих побед послужили огромные огненные лучи, выходившие от бывших в войсках икон Спасителя, Божией Матери и Святого Креста. Эти лучи покрывали полки благоверных правителей Греции и России и видны были всеми сражавшимися. В память об этих чудесных победах, с обоюдного согласия князя Андрея и императора Мануила и по благословению представителей высшей церковной власти, и был установлен праздник Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице.

В Русской Церкви одновременно с празднованием Всемилостивому Спасу соединяется воспоминание совершившегося 1 августа 988 г. Крещения Руси, в воспоминание чего установлено совершать в этот день малое освящение воды. Поэтому в народе этот праздник иногда называют «Мокрый спас».

Наконец, третий праздник дня – память о святых Ветхозаветных мучениках Маккавейских, которые силой веры преодолели соблазн вероотступничества и, претерпев кратковременное мучение, сподобились спасения и вечной блаженной жизни в Царствии Божьем.

Семь святых мучеников Маккавеев: Авим, Антонин, Гурий, Елеазар, Евсевон, Адим и Маркелл, а также их мать Соломония и учитель Елеазар пострадали в 166 году до н. э. от сирийского царя Антиоха Эпифана. Антиох Эпифан, проводя политику эллинизации населения, ввел в Иерусалиме и всей Иудее греческие языческие обычаи. Он осквернил Иерусалимский храм, поставив в него статую Зевса Олимпийского, к поклонению которому принуждал иудеев.

Девяностолетний старец – законоучитель Елеазар, который за приверженность к Моисееву закону был судим, с твердостью пошел на мучения и скончался в Иерусалиме. Такое же мужество показали ученики святого Елеазара: семь братьев Маккавеев и их мать Соломония. Они, бесстрашно признав себя последователями Бога Истинного, отказались принести жертву языческим богам.

Старший из мальчиков, дававший первым ответ царю от имени всех семи братьев, был предан ужасным истязаниям на глазах у остальных братьев и их матери; остальные пять братьев один за другим претерпели те же мучения. Остался седьмой брат, самый младший. Антиох предложил святой Соломонии склонить его к отречению, чтобы ей остался хоть последний сын, но мужественная мать укрепляла и его в исповедании Истинного Бога. Мальчик так же твердо перенес муки, как и его старшие братья.

После смерти всех детей святая Соломония, стоя над их телами, воздела руки с благодарной молитвой Богу и скончалась.

Подвиг святых семи братьев Маккавеев воодушевил священника Маттафию и его сыновей, которые подняли восстание против Антиоха Епифана, длившееся с 166 по 160 г. до н. э., и, одержав победу, очистили Иерусалимский храм от идолов.

Святые мученики Маккавеи

https://youtube.com/watch?v=foRdrToOl9Q

Медовый спас

На Первый Спас замаливаются «бабьи грехи»: считается, что женщинам прощаются все их невымоленные грехи. «Спасом на воде» медовый Спас называют в честь малого водосвятия. Раньше на Руси в этот день освящали и чистили колодцы, а также совершали крестный ход для освящения воды. После крестного хода купались в этой воде и купали домашний скот, чтобы смыть грех и быть здоровее.

Наши предки считали этот день последним отрезком лета: оно клонится к закату, вода «цветет», птицы замолкают, пчела не носит сборы, грачи собираются в стаи и готовятся к отлету. Именно поэтому существовал обычай на Медовый Спас нести в церковь на освящение часть почти всех запасов земледельческого урожая. Как правило, делали это женщины.

По народной традиции, на Медовый Спас хозяйки пекли из пшеничного теста постное печенье, поливая его сверху густым медом, смешанным с толченым маком. Помимо этого из меда и мака готовили коржики – знаменитые маковики.

С Медовым Спасом у православных христиан связано начало двухнедельного Успенского поста – Спасовки (14-27 августа). Это строгий пост, посвященный памяти Пресвятой Девы Марии. Считается, что Успенский пост по строгости уступает лишь Великому, однако из-за обилия пищи и созревших плодов он считается легким.

Во время Успенского поста тем, кто его придерживается, установлен особый порядок приема пищи. По понедельникам, средам и пятницам предписывается сухоядение. По вторникам и четвергам позволено принимать горячую пищу без масла. По субботам и воскресеньям – пищу с маслом и вино.

Послабление разрешается в праздник Преображения Господня, который совпадает со вторым Спасом – Яблочным (19 августа), в этот день можно есть рыбу.

Яблочный Спас

С наступлением Яблочного Спаса, 19 августа, заканчивается лето и начинается осень. По крайней мере, так всегда считалось. Спорить с этим трудно: действительно, многие замечают, что после этого дня становится значительно холоднее. Второй Спас у каждого из нас, конечно, связан с яблоками. Считается, что до этого дня их есть нельзя. Особенно свято чтят это правило матери, потерявшие своих детей. Есть предание, согласно которому умерший ребеночек на том свете не получит гостинца, если его мама будет есть яблоки до наступления Яблочного Спаса. Зато в сам праздничный день можно лакомиться плодами сколько угодно! Обязательно следует с утра их освятить и отнести пару штучек на могилки умерших родственников.

По пути не забудьте угостить всех знакомых, зайдите в гости к родным, не пройдите мимо нищего. Только после этого можно самому попробовать яблочко. Дома неплохо будет испечь яблочный пирог, сварить варенье. Все блюда по- прежнему должны быть постными.

Спас на горе — так еще называют этот праздник. На гору Фавор поднялся однажды Иисус Христос с тремя своими учениками. Добрался до ее вершины, взошел на нее и мгновенно преобразился. Одежда его засверкала белизной, лицо засияло. Отсюда и еще один праздник, который отмечается в этот день — Преображение Господне. Он напоминает нам о необходимости духовного очищения и совершенствования.

Яблочный спас

Праздник Преображения Господня православные отмечают в честь того, что в этот день ученики узнали о том, что Иисус Христос – сын Божий. В народной традиции на Второй, или Яблочный, Спас освящаются яблоки – самый распространенный плод на Руси, а также другие плоды нового урожая, которые как раз начинают поспевать. Считается, что до этой даты яблоки нового урожая есть нельзя.

Кстати, приносить в церковь плоды первого урожая – обычай, который берет свое начало еще с ветхозаветных времен. Однако считается, что эти дары имеют второстепенное значение, просто верующие таким образом символически выражают благодарность Творцу. Главное выражение благодарности, с точки зрения церкви, должно заключаться в покаянии и молитве.

Согласно поверьям, после освящения яблоки приобретают некую волшебную силу, и если загадать желание, откусывая первый кусочек, то оно обязательно исполнится.

С наступлением Яблочного Спаса принято начинать готовить всевозможные блюда на основе душистых плодов: с ними пекут пироги и пирожки, начинают варить первое варенье, делать салаты и десерты, украшают ими свой праздничный стол и дарят каждому гостю.

По народным приметам, Яблочный Спас (еще его называют «первыми осенинами») означает наступление осени и преображение природы. Принято считать, что ночи после Спаса становятся холоднее.

Также существует множество погодных примет, связанных с этим днем: какой второй Спас, такой и январь; сухой день на Яблочный Спас предвещает сухую осень, дождливый – мокрую, а ясный – суровую зиму.

Ореховый (хлебный) спас 29 августа 2020

Этот спас посвящен тому, что Нерукотворный образ Спасителя был перенесен из Эдессы в Константинополь. У славян он считается полу праздником. Это последний спас, который мы отмечаем в августе.

Другие названия

Спас на холстах, Спас на полотне, Холщовый спас, Орешный, Спас, Хлебный Спас, Осенний Спас, Холодный Спас, Посевы, Досевки, Малый Спас, Калинник.

Когда Ореховый Спас

Третий спас отмечается самым последним в конце августа. Дата его также является непереходящей. Ореховый Спас ежегодно отмечается 29 августа.

Почему Ореховый Спас

Ореховым он называется потому что именно к этому времени созревают орехи. Как и в случае с Яблочным спасом, так и в этот раз, название его связано с тем, что с этого дня начинался сбор орехов. Хлебным же его прозвали потому что в этот день можно было впервые печь хлеб из нового урожая.

Ореховый Спас и язычество

У славян особое внимание всегда уделялось природе, её циклам и тому подобное. Поэтому и сбор урожая отмечался у них особым образом

Конечно же они не могли пропустить и такое событие как созревание пшеницы. Но также нельзя не отметить, что в этот день наши предки почитали еще одно божество — богиню Зарю. Согласно древним преданиям именно она забирала к себе неприкаянные души.

Ореховый Спас традиции

В этот день также по традиции освящают еду, только уже пшеницу и орехи. Именно с Хлебного Спаса раньше начинали заготавливать лесные орехи на зиму. Но прежде чем начать их сбор, в лес отправляли самую уважаемую женщину селения. То, что она соберет в лесу считалось нормой для каждой женщины. Затем всей деревней отправлялись в лес, где расстилали ковры и складывали туда орехи. Там же устраивали и всеобщее гуляние.

Его еще называют и Спас на холсте, так как в этот день проводили самые крупные ярмарки, где можно было купить холсты и готовые холщовые изделия. Здесь же проводились громкие гуляния, танцы и песнопения.

Также в этот день заготавливали веники из орешника для бани. Ему предписывали особые лечебные свойства. Однако, при условии, что в этот веник не будут добавлять никаких других веток, кроме ореховых.

Приметы

  • 29 августа по Евангелию Иисус вытер лицо полотенцем, и на нем остался Его лик. Потому в этот день в церковь на освящение несут не только орехи, но и ткани, из которых шьются одежда и исподнее, способные исцелить недужащего.
  • Обязательно печь хлеб — чтобы улестить духов дома. Второе название Спаса — Хлебный.
  • Освящаются новые колодцы, чистятся святые источники. Ключевая вода смывает все грехи и болезни.
  • Если урожай орехов хороший — в следующем году непременно уродится зерно. Считается, что Господь дает много орехов за праведные дела, а если и дальше жить по Божьим законам, то и хлеба будет вдоволь.
  • Веточки орешника обладают магической силой. Ведьмы и колдуны спешат в лес, чтобы ими запастись для своих ритуалов. Потому в Ореховый Спас не выходите из дома без оберега! Заготовьте ветки орешника для банных веников, которые выгоняют из тела хвори, для изготовления талисманов для себя и близких.
  • Примечают отлет птиц: журавль к Третьему Спасу отлетает.

Приметы и поверья праздника

За многие века у наших предков, наблюдавших за погодой в разные дни, складывались свои особые поверья. Эти приметы передавались детям – внукам — правнукам, а те, чтя знания и опыт своих предшественников, также следили за событиями, и вносили свои дополнения.

  1. Дождь пойдет 14 августа – не будет весь год лесных пожаров.
  2. Ласточки засобирались на юг – ночи станут холодными.
  3. Розы отцветают – лето заканчивается.
  4. Если шумно праздновать Медовый Спас – пчел напугать, меда не видать.
  5. Если нищему мед подарить у двери храма – отпущение грехов получить.

Православные священники говорят, что освящение меда, яблок, орехов – это всего лишь благочестивая традиция, и сами названия продуктов с приставкой Спас – чисто народные, не христианские. Церковные августовские праздники, имеют другие названия, и посвящены Господу, Богородице и святым мученикам.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector