Константин маковский

Описание картины

Прежде чем писать картину, Маковский рассаживал позирующих «гостей» и каждому объяснял, что он должен делать и как себя вести. Невеста, не то убитая горем, не то очень смущенная происходящим действием объединения двух боярских родов, совсем поникла и с трепетом ждет поцелуя жениха. Он взял ее за руку и нежно пытается повернуть к себе. А рядом сваха, которая находится слева от новобрачной, пытается помочь преодолеть девушке смущение. В центре стола сидит молодая боярышня, которая недобро посматривает на жениха и невесту. Возможно, что именно ей сейчас хочется быть в роли молодой.

Картина писалась с явным расчетом на зарубежного зрителя, для которого жизнь Московии была полной экзотикой.

Оценка и продажа работ Константина Маковского

Экспертиза картин Маковского

Эксперт может оценить картину Маковского сразу по нескольким параметрам. Во-первых, он докажет или опровергнет подлинность произведения, во-вторых, определит, какую технику использовал автор при создании холста, в-третьих, выяснит, нуждается ли произведение в дополнительных мерах защиты (если у него начали осыпаться края, растрескалась краска и т.д.). Одновременно с этим определяется, какова художественная или культурная ценность произведения, сколько оно может стоить на рынке живописи.

Для проведения экспертизы картины Маковского вы можете обратиться, например, в Центр научной экспертизы имени Бенуа.

Особенности продажи картин

Рассмотрим, как продать картину Маковского с наибольшей выгодой. Успех продажи работ известных мастеров зависит сразу от нескольких факторов: насколько этот автор востребован на рынке сегодня, насколько привлекательна его картина, где именно ее продают.

О востребованности работ данного художника красноречиво говорят данные с аукционных продаж, которые мы рассмотрели выше.

Привлекательность картины для покупателя зависит не только от данных экспертизы, но и от наличия безупречной истории и грамотного описания

Здесь важно все: наличие документов (о наследовании, дарении, приобретении или продаже картины, о ее представлении на выставках, наградах и т.д.), описание истории создания (поможет выявить культурную ценность картины), наличие качественных фото картины.. Наконец, продавать холст нужно там, где имеется состоятельная аудитория, заинтересованная в покупке живописи

Одним из таких мест является наша галерея «Лермонтов».

Наконец, продавать холст нужно там, где имеется состоятельная аудитория, заинтересованная в покупке живописи. Одним из таких мест является наша галерея «Лермонтов».

Скупка картин Маковского

Мы предлагаем вам два варианта сотрудничества по продаже картин:

  • выставляете холст в нашей галерее и ждете покупателя;
  • продаете произведение искусства нам за процент от его цены (подробнее о скупке картин Маковского).

Рекорды продаж на аукционах, цены на картины Маковского

При жизни живописец получал внушительные гонорары за свои работы, но сколько стоят картины Маковского в наше время? Рассмотрим несколько примеров аукционных продаж.

Начнем с той самой картины, за которую мастер получил золотую медаль. Полотно «Суд Париса», имеющее внушительные размеры (244х396 см), было выставлено на аукционе Sotheby`s в 2005 году с эстимейтом 0,75–1,1 млн долларов. Вместе с полотнами «Смерть Ивана Грозного» и «Демон и Тамара» его демонстрировали в Париже в 1889 году. Холст «Суд Париса» так впечатлил американца Чарльза Шуманна, что он купил его у самого Маковского. Позже картина лишь однажды сменила владельца, так что ее успех на торгах был вполне закономерным. Работа ушла за 2,1 млн долларов.


К.Е. Маковский. «Суд Париса». 1889 г.

Интересно, что второе полотно из тройки, «Смерть Ивана Грозного», в 2014 году было похищено из частной московской галереи. Покупатель заинтересовался этим холстом, а также работой Поленова, заявив, что купит их на другой день. На следующий день обнаружили, что обе картины пропали.

Не менее любопытная история произошла с картиной «Счастливая Аркадия». Ее продавали вначале на аукционе Финляндии в 1989 году, а затем на торгах «Сотбис» (ушла за 2,2 млн евро). Качество и подлинность этой работы подтверждены рядом документов. Однако в 2014 году была обнаружена еще одна картина с аналогичным названием в Швеции. Тщательное расследование показало, что и эта картина подлинная. Ее дважды продавали вместе с поместьем, так как она считалась частью его интерьера. И лишь в 2014 году новый владелец заказал экспертизу, в ходе которой определили автора картины — Константина Маковского.


К.Е. Маковский. Полотно «Счастливая Аркадия».

Так как обе картины выполнены на авторском картоне внушительных размеров (220 х 364 см) и при этом сюжет нигде не публиковался, вариант подделки не рассматривается. Эксперты полагают, что успех на одной из выставок послужил поводом, чтобы Маковский создал авторскую копию оригинала.

Шведскую версию «Счастливой Аркадии» выставили на аукционе Stockholms Auktionsverk в том же 2014 году с эстимейтом 650-870 тысяч евро. В итоге произведение было продано за 916 тысяч евро.

Наконец, самой дорогой стала продажа холста «Из повседневной жизни русского боярина в конце XVII века» на аукционе Sotheby`s в 2007 году. Маковский написал картину в 1868 году и тогда же представил ее в Императорской Академии художеств Петербурга. Ее размеры составляют 93 × 109,5 см. На аукционе картину оценили примерно в 500-700 тысяч фунтов стерлингов, однако с молотка она ушла со значительным превышением указанной суммы — за 1,8 млн фунтов (4,2 млн долларов).


К.Е. Маковский. «Из повседневной жизни русского боярина в конце XVII века». 1868 г.

Эти данные позволяют сделать выводы о том, сколько могут стоить картины Маковского на современном рынке

Обратите внимание, что выше мы говорили о крупных работах с хорошей историей. В любом случае, комплексно оценить картину Маковского и назвать адекватную рыночную стоимость может только эксперт

Об этом и поговорим далее, а также выясним, как и где продать картину Маковского.

Детство и юность Константина Маковского

Автопортрет

Константин Егорович Маковский родился в Москве в 1839 году, в семье Егора Ивановича Маковского, известного в Москве финансиста, художника-любителя и деятеля искусств, одного из основателей «натурного класса» на Большой Никитской улице – впоследствии этот класс развился до знаменитого Училища живописи и ваяния, а с 1865 года училище было переименовано в Московское училище живописи, ваяния и зодчества.

В семье будущего художника царила атмосфера поклонения искусству, и художественному мастерству в особенности в доме Маковских бывали многие известные деятели культуры и искусства того времени. В частности, Карл Брюллов и Василий Тропинин.

Много лет спустя Константин Егорович писал:

По стопам отца, помимо старшего сына Константина, пошли и остальные дети (публика сегодня знает только Константина и ) Вот только самая младшая дочь Мария не пошла по семейной стезе и стала актрисой.

Константин поступил в училище живописи будучи двенадцатилетним подростком и окончил училище в 1857 году и уехал в Петербург, где успешно сдал вступительные экзамены в Академию художеств – дело в том, что Константин Маковский, как один из лучших учеников художественного училища был награждён, за выдающиеся успехи, Малой серебряной медалью Академии художеств.

В академии очень быстро заметили и начали отмечать молодого одарённого художника и уже в 1862 году Маковский получил Малую золотую медаль за картину «Агенты Дмитрия Самозванца убивают Фёдора Годунова»

Агенты Дмитрия Самозванца убивают Фёдора Годунова

А в 1863 году четырнадцать учеников Академии, в число этих четырнадцати входил и Маковский, обратились к руководству Академии с просьбой разрешить выпускникам академии, которые претендуют на Большую золотую медаль, самостоятельно выбирать тему для своих работ, а не писать картины на тему скандинавских мифов. Администрация академии ответила отказом и 14 молодых художников, в знак протеста, покинули стены академии с дипломами художников 2-й степени.

О «бунте четырнадцати» доложили императору Александру и молодые бунтари были определены под надзор полиции.

А «четырнадцать бунтарей» в скором времени основали «Товарищество передвижных выставок».

Творчество художника Константина Маковского

Оказавшись вне стен академии, молодой художник с головой окунулся в работу и уже в 1867 году за картины «Селедочница», «Бедные дети» и три портрета, получил звание академика. 

Селедочница

А ещё через год Константин Маковский представил на суд публики просто невероятную по сложности картину «Народное гулянье во время масленицы на Адмиралтейской площади в Петербурге».

Народное гулянье во время масленицы на Адмиралтейской площади в Петербурге

И был удостоен звания профессора Академии живописи.

В 1876 году художник отправился в поездку по Балканским странам и на ближний Восток, где пишет картины, которые стали одними из лучших в его творческом наследии: «Дервиши в Каире», «Болгарские мученицы», «Арабские мальчик с апельсином», «Каирец» и «Египетский воин».

Болгарские мученицы

К концу девятнадцатого столетия Константин Маковский – уже известный и востребованный художник. В этот период художник создаёт достаточно большое количество эффектных исторических полотен из жизни русского боярства семнадцатого века, которые были очень хорошо встречены публикой, коллегами и критиками. Тут можно вспомнить и уже упоминавшийся выше свадебный боярский пир, и «Выбор невесты царём Алексеем Михайловичем», и «Поцелуйный обряд (Пир у боярина Морозова)».

Выбор невесты царём Алексеем Михайловичем

Поцелуйный обряд (Пир у боярина Морозова)

В это же время живописец пишет целую череду великолепных портретов: «Слепой», «Монах – сборщик податей на храм», «Офелия». И огромное количество портретов боярышень.

Боярышня у окна

Предвидя грандиозный успех картины «Боярский свадебный пир», Константин Маковский, который прежде регулярно участвовал в выставках передвижников, в 1883 году отказался выставить «пир» на очередной выставке, а в 1884 году вышел из числа участников «Товарищества передвижников», и организовал персональную выставку в Петербурге, потом повёз «Боярский пир» в Москву, Париж и Лондон.

На всемирной выставке 1885 года, которая проходила в Антверпене, за эту картину художник получил большую золотую медаль и орден короля Леопольда.

Константин Егорович за свою жизнь трижды женился, воспитал нескольких детей, и в преклонные годы вспоминая свою жизнь писал, что не зарыл данного ему Богом таланта в землю, но и не сумел этот талант применить в полную силу, поскольку слишком любил эту жизнь и много времени, увы, потратил на удовольствия.

Великий русский живописец умер в возрасте 76 лет, в 1915 году.

Частная жизнь художника

Константин Маковский много путешествовал, некоторое время жил в Париже, трижды побывал в Африке, и все это обогащало его творчество, в котором можно обнаружить черты нарождающегося модернизма. За свои художественные заслуги Маковский был награжден орденом Почетного легиона и святой Анны.

Художник был трижды женат. Первая жена умерла от туберкулеза, а со второй он развелся. Всего у него было девять детей, среди которых есть художники и деятели культуры.

30 сентября по новому стилю 1915 года трамвай сбил человека – так закончил свой путь Константин Маковский. Жизнь и творчество художника остались в истории русской живописи как важная страница становления реализма.

Интересные факты из жизни художника

  • В 1863 участвовал в так называемом «бунте четырнадцати» — вместе с товарищами, недовольными тем, что им отказали в выборе конкурсных задач по их собстенному усмотрению, вышел из академии и принял участие в учреждении Артели художников, членом которой, впрочем, оставался недолго.
  • «Константин Маковский держал себя большим барином, ходил чуть ли не в боярском костюме, выдерживал тон большого, знатного артиста. Зарабатывал большие деньги и умел их проживать.» (Минченков Я.Д. Воспоминания о передвижниках. Л., 1959. С. 60.)
  • С именем Маковского связан один из немногих нижегородских мемов федерального значения: «Ружье Судьбы». Городская легенда, циркулировавшая в среде горьковской номерклатуры, говорит о том, что бельгийское ружье с вертикальным расположением стволов и чехлом буйволиной кожи было поднесено «нижегородским купечеством России» (так сказано на укрепленной у цевья табличке) Константину Маковскому на нижегородской Ярмарке во время церемонии дарения картины «Воззвание Минина» городскому муниципалитету.

    Впоследствии, ружьем овладели три нэпмана, пропившие оригинальную золотую табличку и заказавшие новую, латунную, на Сормовском заводе. Для непосвященных ружье называлось «Флагман России». В поздние советское время из него стрелял одноглазый профессор ГИТО Колокольцев и многие другие достойные люди. «Кто держит в руках Ружье Судьбы, тот контролирует судьбу Нижнего, а через него и всей Федерации». Ружье Судьбы действительно существует и находится у «последнего поэта деревни» Ц., который пробует продать его патриотическим силам.

Особенность творчества мастера

Работа над портретами

Критики обвиняли Маковского в том, что его портреты были слишком поверхностны и идеализировали реальность. Идеализация действительно характерна для многих его работ, особенно портретов. Однако именитые заказчики нисколько не возражали видеть себя в таком живописном исполнении, и заказы текли рекой.


К.Е. Маковский. Портрет В. А. Волконской. 1884 г.

Портреты получались невероятно красивыми за счет изображения пышных деталей, изобилия драгоценностей, плавных форм, черт и их идеализации. Картины так нравились заказчикам, что они охотно выкладывали за них круглые суммы, хотя известный меценат Павел Третьяков считал цены завышенными. Для примера скажем, что Маковский согласился написать заказчику картину «Славянские композиторы» за 25 тысяч рублей, а Репин в итоге написал ее за полторы тысячи. Высокие цены на картины привели к тому, что Маковский жил в такой роскоши, которая была неслыханной для обычного художника.

Любопытен один прием, к которому нередко прибегал художник. Стремительный по натуре художник порой завершал картину в первый же сеанс позирования модели. Но чтобы высокопоставленный гость думал, что над его картиной трудились день и ночь, Маковский не сообщал о готовности работы и передавал клиенту холст лишь через месяц после позирования.

Исторический цикл работ

Хотя изначально Маковский входил в товарищество передвижников и создал несколько картин на тему народного быта («Дети, бегущие от грозы», «Селедочница»), свое призвание он нашел в работе с картинами на историческую тему. После нескольких поездок за границу его полотна приобрели яркость, богатый колорит и отличались сложной композицией. Примеры картин этого цикла: «Поцелуйный обряд», «Боярский свадебный пир в XVII веке», «Одевание невесты к венцу».


К.Е. Маковский. «Боярский свадебный пир в XVII веке». 1883 г.

Картины этого цикла поражали зрителей великолепным убранством, изобилием роскошных предметов, ярким колоритом и нежностью форм. Они шли нарасхват на Западе, а в России пользовались спросом аристократии. Александр II даже говорил в адрес Маковского «мой живописец».

Артель художников и Передвижники

Не получив диплома, но зато умея прекрасно рисовать, Константин присоединился сначала к артели художников. В это время появляются жанровые картины Маковского: «Вдова», «Продавец сельди». Только темный колорит картин объединяет Маковского с передвижниками.

Так, его «Маленькие шарманщики», братик с сестричкой, розовощекие и милые, которым очень неуютно на холодной зимней улице, все же не вызывают горестного сочувствия.

Художник так любил жизнь, что «униженные и оскорбленные», придавленные жизнью персонажи у него на полотнах преображались в прелестных и симпатичных героев.

Несколькими годами позже появятся картины Маковского: «Наставление матери», «Разговоры по хозяйству». А одной известнейшей картине этого периода, которая находится в ГТГ, мы сейчас дадим описание.

Личная жизнь

Маковский был личностью обаятельной и жизнелюбивой. Талантливый, веселый и благодушный, он был любимцем женщин и баловнем судьбы, а потому личная жизнь его складывалась бурно. Интересен факт, что первую дочь Наталью художник нажил еще до брака. Несмотря на то, что жила и воспитывалась девочка в семье отца, дворянского звания она не получила. Первый брак Константина оказался недолгим: он женился на актрисе Елене Бурковой в 1866 году, а 6 лет спустя супруга умерла от чахотки. Не прожил и года родившийся в браке сын Владимир.

Год спустя 35-летний вдовец встретил на балу 15-летнюю красавицу Юлию Леткову и едва дождался ее совершеннолетия, чтобы жениться на обворожительной брюнетке, которая стала героиней множества его работ. Счастливый брак продлился 20 лет, и в нем родились трое детей, Сергей, Елена и Владимир. В творчестве Маковского их портреты также занимают значительное место.

Картина Константина Маковского «Дети, бегущие от грозы»

Несмотря на то, что дом художника был полной чашей, где присутствовала атмосфера любви, радости и искусства, в 1898 году состоялся развод. Причиной стала новая любовь Константина Егоровича, встреченная им в Париже в 1891-м. Мария Матавтина была моложе художника на 30 лет, что не помешало их страстному роману, плодом которого стал внебрачный сын Константин. Юлия Павловна не простила мужу измену, и тот ушел жить к новой возлюбленной, ставшей после развода официальной женой. К тому моменту у пары родились уже трое детей, а после заключения союза в семье появился сын Николай.

С прежней семьей Маковский оборвал связи, поскольку бывшая супруга была против его общения с детьми, к тому же требовала у живописца солидную сумму на их содержание. Страсти и романы поглощали много внимания и сил художника, который признавался:

Творчество Маковского

Потерпев неудачу со сложной исторической народной драмой, Маковский находит себя в своеобразном историческом жанре: он стремится обыграть экзотику старинных русских обычаев, ритуалов, обрядов.

Собственные разработки коллизий, оригинальных сюжетных ходов давались Маковскому с трудом. Его воображение питается литературными реминисценциями. Картины становятся огромными живописными иллюстрациями к историческим романам А.К. Толстого, драмам Л.А. Мея и других.

На всемирных выставках он был отмечен многочисленными почетными наградами.

Быстро освоив боярские жанры в стиле рюсс, Маковский начал усиленно эксплуатировать эту тему. Богато убранные интерьеры, пышные старинные одежды, драгоценная утварь — как главные герои — обильно заполняют его бесчисленные полотна. В них он вкладывает весь свой талант живописца, декоратора, как никто из художников умевшего передавать фактурно весь предметный антураж, иллюзорно воспроизводить затейливые старинные аксессуары.

Его картины были исполнены с особым живописным блеском.

Самые известные картины Владимира Маковского

Картины Владимира Маковского трогательно правдивы. Благодаря обезоруживающей искренности идейный смысл работ зритель воспринимал как собственное мнение. Среди лучших произведений:

  • «В приемной у доктора» (1870) — художник подтрунивает над народной верой в чудодейственную силу домашних снадобий.
  • «Любители соловьиного пения» (1873) — поэтическая картина. Затаив дыхание, люди наслаждаются соловьиными трелями.
  • «Осужденный» (1879) — работа, вызвавшая широкий общественный резонанс. По словам Ивана Николаевича Крамского (1837-1887), перед этой картиной зрители плакали.
  • «Крах банка» (1881) — сюжет на злобу дня.
  • «Ходынка» (1901) — произведение долго было под запретом. Генерал-губернатор Москвы назвал его «солью, посыпанной на свежую рану».

Творчество

В начале 1870-х Владимир Маковский зарабатывал созданием иллюстраций для журналов, росписью иконостасов, плафонов, ваз. Это позволяло обеспечить близких. Его авторству принадлежит произведение «Крестьянские мальчики в ночном стерегут лошадей», на создание которого Владимира Егоровича вдохновил рассказ «Бежин луг» Ивана Тургенева.

Картина принесла создателю медаль имени Виже-Лебрен, а также статус классного художника I степени. Последнее предполагало возможность получения дворянского титула, материального вознаграждения и поездку в Европу на обучение.

Полотно «Игра в бабки» привлекло к Маковскому интерес со стороны мецената Павла Третьякова. Картина была приобретена им для галереи, что стало своеобразным признанием таланта живописца.

Картина Владимира Маковского «Крах банка»

В 1870 году мастер в числе 15 других представителей искусства подписал устав Товарищества передвижных художественных выставок. В компании единомышленников он пытался облегчить реализацию плодов творчества и развитие интереса к искусству со стороны общественности. Поначалу художник просто состоял в товариществе, а затем оказался в его правлении.

В творческой биографии автора превалировали жанровые работы, основной сутью которых становилось описание житейских сцен. К числу юмористических творений относятся изображения с участием купцов, чиновников и мещан. Яркими примерами такого формата стали «В приемной у доктора», «Тихонько от жены».

В 1873 году увидела свет картина «Любители соловьиного пения», благодаря которой Маковский стал академиком живописи и получил финансовое вознаграждение. Полотна автора были представлены за рубежом. Они участвовали в экспозиции Всемирной выставки, проводившейся в Вене.

Спустя время юмор ушел из произведений Владимира Егоровича Маковского. Его сменила социальная тематика. Портфолио художника пополнилось портретами нищих и случайных прохожих. Сочувствие революционерам автор выразил в работах «Осужденный», «Крах банка» и «Ожидание». В полотнах живописец делал ставку не на описываемое действие, а на переживания персонажей, передавая драматизм ситуации посредством их эмоций.

Лейтмотивом творчества художника оставались изображения жанровых сцен с участием детей. В 1881 году появилась картина «В жаркий день», написанная в стиле реализма, присущего Маковскому. Вскоре художник-передвижник начал создавать произведения на крестьянскую тематику. К таким относилось, например, «Свидание».

Занятия живописью и работу над акварелями мастер совмещал с изготовлением гравюр на металле. В 1887 году свет увидел альбом из 12 работ, описывавший быт украинских крестьян. Тогда же художник занялся церковной росписью. В храме Христа Спасителя, расположенном в Харьковской губернии, мастер создал фрески и расписал иконостас. В сотворчестве с Илларионом Прянишниковым Маковский подготовил «Севастопольский альбом» с изображениями на тему Крымской войны.

Картина Владимира Маковского «Свидание»

В 1892-м живописец получил должность профессора Императорской академии художеств и спустя 2 года перебрался из Москвы в Санкт-Петербург. В Северной столице он открыл собственную мастерскую, а в 1895-м стал ректором Высшего художественного училища.

Революция 1905–1907 годов вдохновила деятеля искусства на создание тематических произведений. Но автор скрывал их от общественности, боясь увольнения из академии. В этот период живописец часто путешествовал, представляя авторские выставки. В 1915-м широко отмечалось 50-летие творческой деятельности Маковского.

С приходом к власти большевиков Владимира Егоровича уволили с занимаемой должности, но предоставили регулярную пенсию. В 1918-м на выставке передвижников были представлены произведения Маковского на революционную тематику.

Семья и образование: детство и юность

Константин Егорович родился в семье, где было 5 детей, и каждый из них явился впоследствии известным деятелем искусства. Его братья Николай и Владимир также стали живописцами, сестра Александра — художницей-пейзажисткой, а младшая сестра Мария — актрисой.

Такая редкостная удача, способствовавшая развитию творческих дарований каждого из детей, была связана с тем, что их отец — Егор Иванович — также был художником-любителем, играл на гитаре, благодаря чему и познакомился со своей супругой — одной из признанных красавиц, дочери изготовителя музыкальных инструментов.

Любовь Корнеевна Молленгауэр не только унаследовала от своего отца музыкальность — ее даже приглашал Николай Рубинштейн преподавать вокал в только что открывшейся Консерватории. Поэтому нет ничего удивительного в том, что у таких родителей родились одаренные дети, прославившие свое семейство творчеством.

Автопортрет К. Маковского

Личная жизнь. Первый брак

Константин Маковский был мужчиной горячим, женщин он любил. Женился трижды. Первый раз в 27 лет. Его женой стала театральная актриса Елена Буркова. Слаженный союз с ней напоминал Константину семью, в которой он вырос сам. Объединённые взаимной любовью и общими интересами, молодые часто собирали дома известных представителей богемы, особенно сблизились с композиторами из «Могучей кучки». Елена была чуткой, понимающей женщиной, как данность приняла ситуацию, что в семье Маковских живёт внебрачная дочь мужа – Татинька. Надо отдать должное Константину Егоровичу, он никогда не отказывался от своих детей, поддерживал, позже, в 1877 году узаконил своё отцовство и в отношении этой девочки. Родившийся у Елены в 1871 году сын умер в младенчестве, спустя пару лет от туберкулёза скончалась супруга.

Счастливое детство

Родился 2 июля 1839 года в Москве. Константин был старшим из сыновей (первой была дочь). Всего в интеллигентной, творчески разносторонней, счастливой семье воспитывалось пять детей. Отец, Егор Иванович, по профессии был бухгалтером, но по призванию однозначно художником: с увлечением изучал дворцовую живопись, своими руками создавал чудесные миниатюры из кости, с удовольствием выполнял административную и организационную работу в той же сфере. Так, он был членом комиссии по возведению Храма Христа-Спасителя, одним из учредителей этюдного (натурного) класса, расположившегося в центре Москвы и положившего начало городскому Училищу живописи и ваяния. Мать, Любовь Корнилиевна, умница и красавица, была душой семьи и любимицей общества: обладая дивным сопрано, она успешно выступала и давала уроки.

Дети в семье с рождения попадали в атмосферу красоты и искусства. К этому располагали частые литературные, художественные и музыкальные вечера в квартире с видом на Кремль, гости, именитые композиторы, писатели и живописцы, но, в первую очередь, талантливые и любящие родители. Благодатная атмосфера способствовала творческому развитию всех детей: младшие братья Константина Николай и Владимир, а также старшая сестра Александра выбрали художественную стезю, младшая Мария стала певицей. Сам Константин много позднее подчёркивал исключительную роль отца в становлении себя как художника.

Третья любовь. Последние годы жизни

На выставке в Париже в 1889 году любитель женщин и покоритель их сердец познакомился с Марией Матавтиной, которая была моложе Юлии на 10 лет. Завязались отношения, через некоторое время Мария родила Константину сына, причём назвала его в честь обожаемого мужчины Костей. Наверное, это впечатлило художника, и он ничего не стал скрывать от жены, та подала на развод. Пока длился изматывающий для художника бракоразводный процесс (в моральном и материальном плане), у Марии родилось ещё двое детей, а после оформления официального брака с Маковским, в 1900 году, четвёртый ребёнок. Счастливый ли был этот союз художника? По воспоминаниям Сергея, его сына от Юлии, Маковский, тогда уже пожилой и не совсем здоровый, был не удовлетворён жизнью с третьей женой, не доволен её отношением и воспитанием детей. Но возможно Сергей так говорил, потому что, по собственному признанию, не простил отца за то, что он покинул семью. По другим источникам, в распаде второго брака виновата сама Юлия, излишне меркантильная и капризная, из-за чего Маковскому и не хотелось возвращаться домой из Парижа… Как бы там ни было, с Марией художник узаконил всех детей – эту семью он также обожал, много писал. Чудесные картины – очевидное доказательство его любви. Счастье, длившееся 17 лет, оборвалось в 1915 году в трагическом дорожном происшествии: извозчик коляски, в которой сидел Маковский, не удержал лошадь, испугавшуюся звона трамвая, тогда ещё редкого на улицах. Пожилого художника выбросило из перевернувшейся коляски. Травмы оказались не совместимы с жизнью.

Картины художника Владимира Егоровича Маковского

Посещение бедных

Две матери. Мать приёмная и родная

Опять они ссорятся (Повар и кухарка)

Утренний чай

Любители соловьев

Варка варенья

Оправданная

Беседа. Идеалист-практик и материалист-теоретик

В избе лесника

Приезд учительницы в деревню

Выбор приданого

Перед объяснением

Первый фрак

Чаепитие

Наём прислуги

Литературные чтения

В ожидании аудиенции

В жаркий день

Игра в бабки

На бульваре

Трудное пробуждение

Пастушки

В ресторане

В гостях

К венцу (Прощание)

В таверне

Девушки, освещённые солнцем

Без хозяина

Молебен на Пасху

Ночлежный дом в Москве

Толкучий рынок

Разговор в солнечный день

Прачка

Семья

Внебрачная дочь — Наталья Константиновна Маковская (Лебедева); годы жизни: 1860—1939.

Жена (с 11 ноября 1866 года) — Елена Тимофеевна Буркова (сценическая фамилия — Черкасова). Артистка драматической труппы Императорских театров в Санкт-Петербурге, внебрачная дочь графа В. А. Адлерберга, бывшего министром Двора при Николае I. Сын Владимир (21.01.1871—1871). В марте 1873 года художник овдовел.

Второй брак (с 22 января 1875 года) Юлией Павловной Летковой (1859 — 23.11.1954). Её сестра — Леткова, Екатерина Павловна. Сёстры Летковы, известные в своё время красавицы, неоднократно служили Маковскому моделями для его работ.

В браке родились дети: Сергей Константинович, известный деятель русской культуры Серебряного века, дочь Елена Лукш-Маковская, художница, прожившая большую часть жизни в Германии, сын Владимир (1883—?). Развод 26 мая 1898 года.

Третий брак, с 6 июня 1898, с Марией Алексеевной Матавтиной (1869—1919). Дети от этого брака — Константин, Ольга, Марина, Николай (10.06.1903; Париж).

Образ жизни

Константин Егорович Маковский жизнь любил. Он окружил себя роскошью, о которой русские художники и не мечтали. При этом характерно, что не всегда проявлял вкус, приобретая антиквариат, которым увлекался. Бывало, легко загорался при виде красивых вещей и мог в азарте спустить кучу денег, в погоне за которыми затем брался за любые заказы, лишь бы они щедро оплачивались. Также характерно, что к работе художник относился очень ответственно, не допускал никакой халтуры – все картины мастера написаны с полной отдачей. Лёгкость, сияние, живой блеск и красноречие деталей во всех произведениях Маковского. Но всё же современники находили, за что его упрекать, работы часто критиковались, назывались поверхностными и слишком идеализированными – лёгкость достижения успеха, громадное богатство и царственная роскошь жизни художника были костью в горле у русской публики.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector