Успенский собор
Содержание:
Первоначальный храм
Первоначальный белокаменный собор был построен при великом князе Андрее Боголюбском в 1158—1160 годах. Уже в 1161 году собор был расписан.
Согласно сообщению Василия Татищева, «по снисканию бо его даде ему Бог мастеров для строения оного из умных земель»; «по оставшему во Владимире строению, а паче по вратам градским видимо, что архитект достаточный был… Мастеры же присланы были от императора Фридерика Перваго , с которым Андрей в дружбе был как ниже явится». Однако необходимо заметить, что известный стереотип, связанный с приходом к Андрею «мастеров из всех земель», относится только к работам по украшению Успенского собора: «Того же лета создана бысть церква святая Богородица в Володимири благоверным и боголюбным князем Андреем, и украси ю дивно многоразличными иконами, и драгим каменьем бе-щисла и сосуды церковными и верх ея позлати по вере же его, и по тщанию его к святеи Богородице, приведе ему Бог из всех земель все мастеры и украси ю паче инех церквии». Согласно этому летописному тексту, речь, скорее всего, идёт не о строителях, а об иконописцах, ювелирах и золотильщиках.
С другой стороны, специалист по древнерусской архитектуре Николай Воронин пишет в книге «Зодчество Северо-Восточной Руси XII—XIV веков»:
Успенский собор 1158—1160 годов был шестистолпным, трёхапсидным, построенным из высококачественного белого камня (качество камня храма Боголюбского было существенно выше, чем камня галерей Всеволода). Сторона подкупольного квадрата — около 6,4 м. Несмотря на то, что храм был шестистолпным, его четверик зрительно воспринимался почти кубичным (длина без учёта апсид — около 22,5 м, ширина — около 17,5 м, высота — около 21 м), пропорции были изящными. И в интерьере, и в наружных формах ощущалась устремлённость вверх. По высоте (32,3 м) храм превосходил Софийские соборы Киева и Новгорода.
Успенский собор Андрея Боголюбского. Реконструкция Сергея Заграевского.
И стены, и крещатые столпы относительно тонки, столпам отвечают лопатки — как внутренние, так и внешние (с полуколонками, увенчанными лиственными капителями; профиль лопаток над аркатурно-колончатым поясом усложнён валиком). Переход от подпружных арок к центральному 12-оконному барабану осуществляется через тромпы, и эту конструкцию можно считать уникальной для домонгольского зодчества Северо-Восточной Руси.
По данным раскопок 1951—1952 годов, Успенский собор Боголюбского имел три притвора. Цоколь представлял собой простой непрофилированный отлив, как и в храмах Юрия Долгорукого. Стены собора пересекал аркатурно-колончатый пояс (часть его сохранилась на северной стене), над ним — лента поребрика. Капители колонок близки к романской «кубической» форме, в базах — клинчатые консоли. Простенки между колонками были оштукатурены и украшены фресками. Фундамент храма 1158—1160 годов представляет собой булыжники, пролитые раствором не на всю глубину, а лишь на два верхних ряда. На них был положен мелкий белокаменный бут и затем были возведены стены.
Вход на хоры собора осуществлялся через лестничную башню, примыкавшую к западному пряслу северной стены храма.
Храм 1158—1160 годов был украшен скульптурным декором зооантропоморфного типа. Этот декор при обстройке собора галереями во второй половине 1180-х годов не сохранился, но Николай Воронин обоснованно полагал, что фрагменты этого декора присутствуют на стенах всеволодовых галерей.
Фасады членились сложными пилястрами с коринфскими капителями, а по горизонтали разделялись на два яруса аркатурным фризом. В центральных закомарах находились рельефные композиции «Три отрока в пещи огненной», «Вознесение Александра Македонского на небо» и «Сорок мучеников севастийских», а также львиные и женские маски. В интерьере собора сохранились фигурные капители 1158—1160 годов в виде сдвоенных лежащих львов.
Живопись собора сохранилась фрагментарно. К росписи 1161 года относятся фигуры пророков между колонками северного аркатурного фриза и изображения павлинов (в северной галерее).
Вопрос о количестве глав этого храма до недавнего времени являлся весьма спорным (в частности, Евгений Голубинский полагал храм пятиглавым, Николай Воронин — одноглавым). В начале 2000-х годов анализ летописных источников, проведённый Татьяной Тимофеевой, и архитектурно-археологические исследования Сергея Заграевского показали верность гипотезы Голубинского о пятиглавии храма Боголюбского.
Аристотель Фиораванти – архитектор Успенского собора Кремля
Летом 1745 года заложили фундамент нового собора. Строительство храма поразило москвичей скоростью и новыми, прежде никогда не применяемыми на Руси, приемами работы. По указу архитектора в Москве построили первый кирпичный завод: строительство нуждалось в кирпиче. Для надежности фундамента в землю на глубину 5 метров вбили дубовые сваи. Стены, возведенные в 2 кирпича, внутри укреплены металлическими перевязками.
Стены белокаменного пятиглавого собора, перекрытые крестовыми сводами, выстроили из тесаных блоков камня. Шесть столпов внутри соборного пространства, своды и барабаны выложили из кирпича, облицованного белым камнем. Для укрепления стен архитектор употребил железные сваи и прочную, как камень, известь.
Во время строительства зодчий учел ошибки предшественников и все тщательно выверял и рассчитывал. Храм, построенный через 4 года, поразил современников размерами и богатством внутреннего убранства.
Усыпальница
С 1326 года, когда в недостроенном храме был погребен митрополит Петр, собор служил усыпальницей русских первосвятителей.
Всего в соборе 19 гробниц. С конца XVI века над гробницами стали устанавливать кирпичные надгробия с белокаменными эпитафиями, а в начале века надгробия заключили в металлические чехлы. Захоронения святых иереев выделены высокими шатрами – сенями.
Мощи московских чудотворцев Петра (+ 1326), Ионы (+ 1461), Филиппа (+ 1569) и Ермогена (+ 1612), покоятся в деревянных, украшенных металлическими пластинами раках – мощехранительницах.
В усыпальнице собора были погребены :
Митрополиты Московские
- Феогност (+ 1353)
- Киприан (+ 1406)
- Фотий (+ 1431)
- Филипп I (+ 1473)
- Геронтий (+ 1489)
- Симон (+ 1511)
- Макарий (+ 1563)
Патриархи Московские
- Иов (+ 1607)
- Филарет (+ 1633)
- Иоасаф I (+ 1640)
- Иосиф (+ 1652)
- Иоасаф II (+ 1672)
- Питирим (+ 1673)
- Иоаким (+ 1690)
- Адриан (+ 1700)
Под сенью Успенского собора
Высокий статус собор сохранил и после того, как в XVIII веке столицу Российской империи перенесли в Санкт-Петербург.
Знаменитые росписи
Собор знаменит своими росписями, которые появились во времена Михаила Романова в XVII веке. От сводов и стен исходит золотой свет, который придавал процессу восхождения государей на трон некое божественное одобрение.
Для росписи Успенского собора пригласили иконописца Дионисия с учениками. 150 художников во главе с царскими мастерами создавали циклы росписей. На южном фасаде – образ Владимирской Богоматери с архангелами Михаилом и Гавриилом.
Ярусом ниже – 6 святителей, Московские и Ростовские митрополиты. Здесь же, под окном, – образ Спаса Нерукотворного. В верхней части стен – иллюстрации Евангелия. С западной стороны – композиция «Страшный суд». На круглых столпах – многочисленные фигуры мучеников. На сводах и стенах храма – 249 сюжетных композиций и 2066 отдельных фигур.
В храме – серебряное паникадило с цветными гирляндами весом 328 кг, отлитое в память о победе над Наполеоном. Здесь же ажурный шатер для хранения церковных реликвий. В центре собора – три креста, на которых по сторонам от Христа изображены распятые разбойники и фигуры двух ангелов.
Иконостас
В храме – богатейшая коллекция икон. Иконы собора – в богатейших окладах из чистого золота, а вся утварь – из серебра. Могучий, уходящий под своды 16- метровый иконостас создан в 1654 году по заказу патриарха Никона. 69 икон, помещенных здесь, представляют события библейской истории. Пять ярусов иконостаса, украшенные позолотой, добавляют зальному храму торжественного великолепия. В праотеческом чине – икона Святой Троицы. Праотцы изображены в полный рост, со свитками в руках. Пророческий ярус включает 17 икон.
В праздничном ряду – образы, которые ежегодно празднует церковь: Рождение Богоматери, Благовещение Пресвятой Богородицы, Крещение, Вход Господень в Иерусалим, Успение Пресвятой Богородицы. В деисусном чине видим молитвенное предстояние святых на Страшном суде перед Христом Вседержителем, двенадцать апостолов и икона «Спас Вседержитель».
На царских вратах – Богоматерь, архангел Гавриил и 4 евангелиста: Марк, Лука, Иоанн, Матфей. Слева от царских врат, в особом киоте, величайшая святыня Древней Руси – икона Владимирской Божьей Матери, покровительницы и заступницы Русской земли. Справа от царских врат – образ Спаса на престоле «Спас золотая роза». Это византийская икона XI века.
Огромный иконостас занимает широкую стену. Перед ним молитвенные места: царское – у левого столпа. Правда, цари и царицы здесь никогда не вставали. У правого столпа – патриаршее место. Третье – великокняжеское место, Мономахов престол, выполненное из орехового дерева в 1551 году для Ивана Грозного.
Шестиметровый шатер, декорированный изображением цветов и птиц, опирается на фигуры четырех зверей с прижатыми ушами и оскаленными зубами. Восьмигранный купол увенчан двуглавым орлом. Фриз покрыт надписями из Священного Писания.
В правом углу собора, возле иконостаса, – рака святителя Филиппа. В 1568 году митрополит Филипп Колычев здесь прилюдно обвинил в зверствах Ивана Грозного, за что и поплатился жизнью. По приказу разъяренного правителя митрополита удавили.
Достопримечательности Успенского собора
Архитектура и интерьер Успенского собора
Архитектура и особенно внутренне убранство храма – очень праздничны и торжественны. В соборе гармонично сочетаются романский, византийский, готический и русский стиль архитектуры.
Знаете ли вы? Собор строился по подобию Успенского собора во Владимире и во многом его напоминает.
Успенский собор является трехнефным пятиглавым храмом, выполненным из монолитных белых каменных блоков, что создает впечатление целостного строения. Внутри него очень просторно и светло.Роспись стен и фрески являются не только прекрасным украшением храма, но и старинными неповторимыми произведениями искусства, особенно прославившими Успенский собор Московского Кремля на весь мир. Первые росписи здесь были выполнены в конце XV – в начале XVI века. Потом поверх них храм был заново расписан в 40-х годах XVII века. Потолок собора напоминает небесный свод, а на его стенах мы можем увидеть прекрасные изображения различных библейских сюжетов – иллюстрации из Евангелия, Житие Божьей матери, Страшный Суд, Вселенские Соборы и истории из жизни мучеников.
Знаменитые росписи Успенского собора. Особую ценность представляет также и царское моленное место (Мономахов трон), которое было сооружено для Ивана Грозного в 1551 году. Это прекрасное произведение искусства, сочетающее в себе различные элементы резьбы.
Моленное место Ивана Грозного. Также в соборе хранятся ценные памятники декоративного-прикладного искусства:
- Изящное паникадило, выполненное из серебра, украшенное гирляндами и цветами и достигающее веса в 328 кг;
- Шатер для хранения церковных святынь 1624 года;
- Корсунские ворота – входные храмовые двери, занимающие южную сторону храма и украшенные золотом.
Усыпальница
Помимо всего прочего, Успенский собор, начиная с 1327 года, когда здесь был похоронен основатель храма – митрополит Петр, является также и усыпальницей, в которой в данное время находится 19 гробниц. Здесь похоронены Чудотворцы Иоан, Петр, Филипп, Ергомен и многие другие великие церковные подвижники.
Современная деятельность
После перестройки в 1996 г. возле храма был построен дополнительный административный корпус. В нем находится общежитие, рабочее помещение настоятеля, воскресная школа и пр.
Воскресная школа
На базе кафедрального собора проводится масштабная просветительская деятельность. В настоящее время функционирует сразу несколько учреждений. В течение более 20 лет проводятся занятия в воскресной школе, которая была освящена в честь свт. Иннокентия Пензенского. Ученики школы распределены в классы по возрасту:
- 3–6 лет. Занятия проходят в присутствии родителей. Большая часть времени посвящается творчеству. Детям отводится около 1, 5 часов на одно занятие.
- 7–9 лет. Урок длится до трех часов. Ученики принимают участие в различных постановках, организовывают совместные мероприятия. Им поручаются несложные задания.
- 9–12 лет. С этого возраста детей знакомят с Законом Божьими, проводятся занятия по церковнославянскому языку и пению. Некоторые из учеников получают возможность принять участие в богослужении на клиросе. Детские литургии в соборе проводят только для учеников этой школы.
- 13-15 лет. Кроме стандартных для школы уроков, дети изучают историю церкви, которая затрагивает весь период от первых христиан до новомучеников ХХ ст. Ученики оказывают помощь в проведении благотворительных мероприятий. Мальчики могут по желанию помогать священникам во время богослужений.
В детях воспитывается нравственность. Занятия позволяют им расширить кругозор и воцерковиться.
Внутреннее убранство и иконостас
Молодежное общество
Созданное на базе собора молодежное общество ведет деятельность в нескольких направлениях:
- Социальная работа. Участники оказывают помощь одиноким, больным, престарелым людям, посещают детские приюты, организовывают благотворительные мероприятия.
- Миссионерство. Сюда входит посещение школ и проведение бесед с детьми, распространение литературы.
- Трудничество. Участники помогают собору, посещают с этой целью монастыри и другие храмы.
Культурное, историческое, духовное наследие
Когда собор строился на землях кладбища, это место было окраиной города. Но Пенза разрослась, и теперь кладбище и храм находятся в его центре. Погост был предназначен для простых обывателей, но здесь покоятся останки многих крупных купцов города. Выделяются старинные надгробия, выполненные в былых традициях, урны, часовни-усыпальницы.
В перечень объектов культурного наследия РФ входит сам собор и еще восемь сооружений, расположенных на кладбище. Там же расположены братские могилы солдат, которых не смогли спасти в городских госпиталях во время ВОВ. Уход за могилами осуществляет приход храма, волонтеры и общественные организации.
Мощи Святителя Иннокентия – главная святыня обители
Службы и престольные праздники
В соборе освящено несколько престолов. Поэтому престольные праздники здесь празднуются несколько раз в год:
- Успение Пресвятой Богородицы – 28 августа;
- Святых Жен-Мироносиц – второе воскресенье после Пасхи;
- Свт. Алексия Московского – 25 февраля, 2 июня;
- Прп. Серафима Саровского – 15 января, 1 августа;
- Благовещение Пресвятой Богородицы – 7 апреля.
Каждый престольный праздник – это особое событие в жизни храма. Он сопровождается торжественным богослужением. В этот день храм спешат посетить не только прихожане, но и многие гости, паломники из других городов.
Фрески
Самые древние фрески не только Кремля, но и всей Москвы можно найти на алтарной преграде Успенского собора. Дионисий и его артель писали эти изображения в первые годы существования построенного Фьорованти храма. Главные герои фресок — монахи-подвижники, получившие статус преподобных. От выцветания и разрушения образы спасло то, что они были долго скрыты иконостасом, а нашли их только к концу XIX века.
Julia Alisova
Фрески центральной части собора создавались в середине XVII века. Они делятся по циклам: «Земная жизнь Богоматери», «Земная жизнь Христа», «Вселенские соборы», «Акафист», «Страшный суд». Также расписаны купола, столпы и своды. Пять глав собора служат 5 полотнами для различных образов Бога. На столпах изображены 135 мучеников, которых почитают «столпами церкви».
Святыни Успенского собора
В Успенском соборе хранятся великие святыни России:
- риза Господня – частица одежды Иисуса Христа;
- подлинный Гвоздь Господень, которым прибили Спасителя на кресте;
- частица камня с Голгофы, обагренного кровью Господней;
- камень от гроба Богоматери;
- десница апостола Андрея первозванного;
- чудотворная икона Божьей Матери «Владимирская», список 1514 года;
- святые мощи святителя Петра, который предсказал освобождение от Орды;
- Чудотворная икона Божьей матери «Петровская».
Успенский собор – Патриарший кафедральный собор, но храм всегда открыт для туристов. С 1991 года Успенский собор входит в Государственный историко-культурный музей-заповедник Московского Кремля. По благословению Патриарха в отдельные праздники проводятся богослужения. Церковь используют для особо торжественных обрядов: и архитектура, и убранство соответствует праздникам.
История постройки
Прежде во Владимире действовала церковь из дубового сруба, названная в честь Успения Пресвятой Богородицы. Упоминание о ней относится к 990 году. Однако после того, как хранящаяся там икона Богоматери необъяснимым образом стала недвижимой, князь Андрей Боголюбский распорядился построить на берегу Клязьмы новый собор специально для святыни. Как гласит Лаврентиевская летопись, закладка состоялась в 1158 году.
Свято-Успенский кафедральный собор во Владимире
Работы были окончены в 1161 году 30 августа. Тогда же и прошел чин освящения собора. Князь Андрей пожаловал церкви большие земельные угодья и сделал собор десятинным. Главной святыней храма стала Владимирская икона Богородицы. Впоследствии Свято-Успенский собор подвергся разграблению представителями рода Ростиславовичей. А в 1185 году он пострадал от пожара.
После этого князь Всеволод Юрьевич принял решение обнести здание высокими галереями. В 1189 году строительство завершили и увенчали углы малыми главами. Чтобы соединить старое помещение с галерейным, в стенах прорубили арочные проходы. Алтарную часть также обновили и ростовский святитель Лука освятил собор.
Пожар и восстановление
В 1193 году вновь случился пожар. Восстановление шло несколько лет. Постройка, которую возвели при Всеволоде, стала использоваться, как княжеская усыпальница. Роспись стен в галереях окончили в 1237 году.
С наступлением времен монголо-татарского ига собор дважды подвергался нападению врагов. При первом разграблении приняли мученическую смерть многие священнослужители и горожане, укрывавшиеся в стенах храма. В 1252 году в соборе проходила церемония возведения на княжеский престол Александра Невского. Ремонт обветшавшего за много лет здания провели в 1280 году. Позже сюда перевез свою резиденцию киевский митрополит Максим.
В период с XIII по XIV века к Успенской церкви пристраивались новые приделы, а в 1325 году митрополит Всероссийский Петр перебрался со своей резиденцией в Москву, где со временем стали проводить и коронацию на княжий престол.
Внутреннее убранство собора
С этого момента, за исключением нескольких лет, собор во Владимире утрачивает свой статус кафедрального до XVIII века. К тому времени сооружение уже было в плачевном состоянии, но переломным моментом в судьбе церкви стало возведение в лик святых князей Андрея Боголюбского и Глеба Владимирского. В 1702 году правительство приняло на рассмотрение просьбу о реставрации и выделило средства на предстоящие работы. Однако в результате облик собора сильно исказился, а укрепить несущие конструкции не получилось.
Возвращение кафедрального статуса
Кафедральный статус вновь присвоили Успенскому собору в 1744 году при правлении императрицы Екатерины II. Царица выделила 14 тысяч рублей на ремонт. К работе приступило восемь артелей. 25 мая в 1774 году прошло освящение храма Владимирским епископом Иеронимом.
Со временем рядом с собором появилась колокольня, крещальня и часовня. Предпринимались попытки по раскрытию фресок, созданных Андреем Рублевым. К 1890 году удалось провести масштабные реставрационные мероприятия, в ходе которых всё-таки восстановили фрески, укрепили своды, сделали новое покрытие храма и его глав. Фасады облицевали новым камнем и обновили резные элементы.
Первый каменный Успенский собор
В 1317 году московский князь Юрий Данилович, сын Даниила Московского и внук Александра Невского, получил ханский великокняжеский ярлык. Так Москва стала главным городом феодальной Руси. После его кончины в 1325 году власть перешла к его брату- Ивану Даниловичу по прозвищу Калита.
Московский Кремль при Иване Калите. Аполлинарий Васнецов.
Новый московский князь стремился сделать Москву духовным центром Руси. Поэтому в 1326 году митрополичий двор был перенесён из Владимира в Москву, а в августе 1326 года митрополитом Киевским и всея Руси Петром было начато строительство в Кремле каменного Успенского собора.
Собор был возведён всего за год и освящён к празднику Успения в 1327 году. Однако митрополиту Петру не суждено было дожить до окончания строительства. Его захоронили в алтарной части нового собора.
Построенный из квадратного белого камня грубой обработки в стиле владимиро-суздальских храмов 13 века, первый Успенский собор был одноглавым, с тремя апсидами и украшен кокошниками. Расписали собор греческие мастера.
Предполагаемый вид первого Успенского собора
Собор стал главным храмом великих князей и митрополитов. Полтора столетия своего существования собор был свидетелем того, как росла и менялась Москва. За это время Кремль из соснового превратился в дубовый.
История становления
Успенский собор стал символом новой Руси, начавшей перемещаться со второй половины XII века на Северо-Восток в город Владимир, где князь Андрей Боголюбский создал новое сосредоточие жизни русичей, альтернативу Киеву. В его время был возведен Успенский храм в городе Владимире, величайший шедевр домонгольской Руси. В некотором роде он стал прототипом будущего Успенского собора города Москвы.
Собор Успения Пресвятой Богородицы в Кремле, Москва
Но прежде чем появился такой храм в Москве, этому предшествовали некоторые события:
младший сын великого князя Александра Невского, князь Даниил, получает в удел небольшой город Москву и ее окрестности;за время своего правления святой князь Даниил смог значительно расширить границы своего княжества, присоединив к Московскому княжеству Коломну и Переславль-Залесский;дети князя, Юрий и Иван I Калита, еще больше расширили границы своего княжества, но прежде всего, создали основу для будущего Русского государства.
Именно при князе Иване Калите был построен первый Успенский собор города Москвы. Он изначально был связан с именем святителя Петра, который переселился из Владимира в Москву по приглашению князя Ивана.
Митрополит Киевский Петр в 1325 году переехал из Владимира в Москву, где по его настоянию и был заложен в 1326 году храм, который освятили 4 августа 1827 года.Сам митрополит Петр не дожил до освящения, но был погребен в самом соборе. В дальнейшем к храму были пристроены три придела: в 1329 году в честь Поклонения честным веригам апостола Петра, Похвалы Богородицы (1459 год) и в честь святого Дмитрия Солунского.В конце XV века, а именно в 1474 году начали строить новый собор. Строительство было поручено псковским мастерам Мышкину и Кривцову, уже были почти выстроены стены, но и-за неправильно проводимых работ Успенский собор обрушился.
Жена великого князя Ивана III София Палеолог предложила мужу пригласить мастера из-за границы. В Италию был отправлен посол, который и пригласил опытного мастера — Аристотеля Фиораванти.
Интересный факт! Фиораванти был не только умелым архитектором, но и инженером и оружейником.
Прежде чем приступить к строительству, он хорошо изучил образцы русского зодчества домонгольского периода, побывав во Владимире и других городах, где сохранились каменные церкви. Храм был заложен в 1475 году, а в августе 1479 года было совершенного его освящение.
Надвратная икона Пресвятой Богородицы в Успенском соборе
Важно! Наверное, это не случайность, что на следующий год после закладки старого Успенского собора в 1326 году московский князь Иван Калита получил в Орде ярлык на великое княжение, и с этого момента началось фактическое возвышение Москвы. А на следующий год после освящения нового собора в 1480 году Русской государство освободилось от монгольского ига
После Октябрьской революции новые власти запретили совершать богослужения в храмах Кремля. Последняя служба в соборе была совершена на Пасху 1918 года. С 1922 года Успенский собор стал частью музея «Московский Кремль», но для посетителей он был открыт только в 1955 году. Богослужения в храме возобновились в 1990 году, однако, совершаются они только по большим праздникам и попасть на них можно по пригласительным билетам.