Владимир крупин. биография, творчество писателя

Русский писатель

Обычно я отказываюсь от премий. Так, отказался от премии Льва Толстого, поскольку думаю про него то же, что святой праведный Иоанн Кронштадтский. Вообще я хочу, чтобы обо мне говорили, когда умру: «Ушел русский писатель», а то когда на похоронах стоишь и слышишь перечисление регалий (лауреат премии такой-то, лауреат другой), чуть ли не забываешь, о ком идет речь.

Но в данном случае – другое дело. Патриаршая премия для меня почетно, ведь это своего рода оценка мои литературных заслуг Церковью. Не мог я отказаться и от премии святого Александра Невского. Кстати, она была безо всякого денежного вознаграждения.

Взрослые и дети

Видеоинтервью телеканала Доверие

Мне гораздо тяжелее выступать перед взрослыми, чем перед детьми. Взрослые – закосневшие в своем воспитании, мышлении. Начинаешь им говорить какие-то правдивые вещи о нашей истории, о людях, сделавших революцию, а они – замыкаются или просят: «Не трогайте самого дорогого!»

Госпожа интеллигенция – она всегда, что называется, «вещь в себе». И ведь надо же до чего интеллигенты додумались: назвать человека мерой всех вещей. Наша жизнь – горящая спичка, по сравнению с солнцем.

Помню советские времена – я был партийный и спокойно, никого не боясь, открыто ходил в Церковь. Будучи членом парткома, предлагал брать пример с Польши, где коммунистов венчали, отпевали… И гонений никаких за свои убеждения не испытывал.

Интеллигенция видела оттепель, свободу только в возможности издавать запрещенные книги, слушать зарубежную эстраду – вот уровень понимания свободы. А свобода для христианина – растворение своей воли в воле Божьей.

Конечно, были на кухнях диссидентские разговоры. Но вечером ругавший власть утром выходил на трибуну и говорил то, что ему приказано. Я никогда не обольщался насчет интеллигенции. И рад, что прожив пятьдесят лет в Москве, так и не стал московским интеллигентом.

Город и деревня

Владимир Николаевич встретил радушно, обнял по-братски и в кабинет пригласил: «Извини, мне тут срочно на письмо ответить надо, а ты пока картины посмотри». Кабинет, как и остальные комнаты столичного жителя, в иконах, книгах и картинах. Мебель сборная, видно, что каждый разномастный предмет связан с какими-то воспоминаниями. Домотканый коврик – настоящий, деревенский. Такими, в стиле а ля рюс, украшают свои апартаменты новые русские, а у Крупиных он используется по назначению, прикрывает потёртый диван. Писатель заканчивает писать в ноутбуке, я достаю диктофон, но не тут-то было – Надежда Леонидовна, его супруга и тоже писатель, редактор журнала по педагогике, приглашает к столу. По русскому обычаю.

После молитвы чаёвничаем, поддерживая неспешный разговор. Как водится, говорим о погоде, мол, удивительная зима нынче – столько снега в Москве никогда не выпадало с 1915 года.

– Вы ведь в Москве давно живёте? – спрашиваю вятчанина.

Владимир Николаевич смеётся:

– Давно, но те рекордные снегопады 15-го года не застал. В Москве срочную службу я служил в конце 50-х годов, успев перед армией у себя в Кильмези два года поработать в районной газете и один год слесарем и фрезеровщиком. Потом учился здесь в институте. Мечтал быть историком, написал сценарий об улицах Москвы для телевидения, водил экскурсии. Изучил столицу вдоль и поперёк.

– Тогда и решили остаться здесь?

– Нет, хотя аспирантура предоставляла столичную прописку. Остался я, когда на Надежде женился, коренной москвичке.

– Ту Москву, в которой вы познакомились, мы знаем по фильму «Я шагаю по Москве», – обращаюсь к Надежде Леонидовне. – Теперь это другой город?

– Так и страна уже не та, многое поменялось, – ответила она. – Недавно мне на смартфон скинули старые фотографии Люблино, где мы жили. Такие кадры любительские. Боже мой!.. Совершенно другая среда, другие люди.

– Представь, у платформы стоят старушки, продают редиску – 10 копеек за пучок. Подойдёшь к ним, поговоришь. Электричка вот-вот отойдёт, а спешки нет – впереди у тебя и у всей страны необъятное будущее, – вспоминает Владимир Николаевич. – Страна была как одна семья. А потом как пошли в архитектуре углы, так и люди стали угловатыми.

– Думаете, архитектура влияет на людей?

– Очень! Вот вы в каком доме детство провели? Деревянном? Невысокие дома – это значит, люди друг друга знают. И к лесу, к реке они ближе. Какое детство без этого? Кто заводит большую семью, им лучше растить детей в деревне, впечатления оттуда на всю оставшуюся жизнь экстраполируются.

– Какие слова-то употребляешь, Боже мой, – качает головой супруга.

Писатель смеётся:

– Хорошо, скажу «проецируются». А если серьёзно, то в деревне с детства и язык живой в человека закладывается, потому что там живая среда… Вот есть такой варенец, может, съешь?

– Спаси Господи, – принимаю угощение и делаю попытку начать интервью.

Начало пути[править | править код]

«Родился в с. Кильмезь Кировской обл. в крестьянской семье, отец работал в лесничестве. В детские годы испытал все тяготы деревенской жизни военных и послевоенных лет. Стремление к писательству проявилось у Крупина уже в школьные годы. «Только родная литература помогла мне определить на всю дальнейшую жизнь смысл моего существования, — вспоминал впоследствии Крупин. — Русская литература всегда отдавала и отдает предпочтение образу жизни, духовно наполненному. Она всегда знала, что жизнь — поиск духовности».

Работал селькором в районной газете, комбайнером, слесарем, служил в армии. Во время учебы на филологическом факультете Московского областного педагогического института сотрудничал в различных многотиражках. После окончания института (1967) работал редактором в разных издательствах, сценаристом на телевидении, преподавателем литературы в школе.

Писатель отслужил три года в армии (в ракетных войсках), а после подал документы в Литературный институт имени Горького, но не прошел по конкурсу. Вскоре был зачислен на филологический факультет Московского областного педагогического института, где проучился до 1967 года. О своих студенческих годах писатель с чувством и теплом рассказал в произведениях «Прости, прощай…» и «Курс молодого бойца».( https://proreligiu.club/lichnosty/pisateli/vladimir-krupin-biografiya.html )

Первые публикации Крупина — очерки, репортажи, заметки — появлялись в районной периодике, армейских и заводских газетах; несколько стихотворений Крупина в 60-е были опубликованы в сборниках произведений молодых поэтов. Однако с н. 70-х Крупин всецело посвящает себя прозаическим жанрам. Первая книга «Зерна» (1974) выявила Крупина как самобытного автора т. н. « деревенской» (традиционной) прозы, творчество которого питается корнями родины, живыми воспоминаниями детства и юности. «( А.Любомудров,http://www.rusinst.ru/articletext.asp?rzd=0&id=4544&tm=5)

Мировую известность получила повесть «Живая вода» (1980), переведенная на многие языки. Здесь в ироничной манере переосмысливает писатель легенду о живой воде. Открытый в одной из деревень источник помогает людям избавиться от пагубных привычек. В произведении автор выражает надежду на возрождение русских богатырей при помощи этого чудодейственного средства. Еще одно крупное произведение жанра деревенской прозы — «Вятская тетрадь», сборник рассказов о «малой родине» писателя. Обращается Владимир Крупин и к другим темам. Повесть «На днях или раньше» (1977) посвящена проблемам семьи, «От рубля и выше» (1981) — проблемам художественного творчества, «Прости, прощай» (1986) — воспоминание о студенческих годах.

Современная литература — внешнее

В последние годы русская литература потерпела сильные таранные удары, в том числе от тех средств массовой информации, которые стремятся лишь «развлечь публику»… Но все-таки она живет, причем во всех жанрах. Много интересных поэтов: здесь можно назвать Светлану Сырневу, Диану Кан, Вячеслава Артемова, Николая Рачкова, Геннадия Иванова, Анатолия Гребнева. В прозе – еще и моё поколение, слава Богу, не ушло на покой – это Валентин Распутин, Василий Белов, Виктор Лихоносов… Хорошие вещи создают представители других поколений писателей — Александр Сегень, Михаил Попов, Виталий Богомолов, Евгений Шишкин, Лидия Сычева.

Писатели (слева направо) Владимир Крупин, Валентин Распутин и Василий Белов на озере Байкал. РИА Новости

Детство и юность

Владимир Крупин родился 7 сентября 1941 года в селе Кильмезь Кировской области. Его отец, Николай Яковлевич, работал лесником, мать, Варвара Семеновна, имела образование всего четыре класса, но обладала незаурядным педагогическим талантом. Никогда не повышавшая голос в своей большой семье, она стала для писателя образцом христианского терпения и смирения.

Отец писателя был малограмотным, но увлекался русской поэзией – знал наизусть стихи многих классиков. Он был неприхотлив в быту – вплоть до того, что донашивал одежду за взрослыми сыновьями. Семья Крупиных была дружная и большая: родители, пятеро детей и бабушки с дедушками. И еще семья была верующей – в церковь не ходили только потому, что один сельский храм был сожжен большевиками, другой – превращен в клуб. Но в доме висели иконы и праздновались православные праздники. Что, впрочем, не мешало детям вступать в пионеры, комсомол и даже в партию.

С братьями и сестрами. Владимир слева

В 1946 г., когда Владимиру исполнилось 5 лет, пошли в школу его старшие брат и сестра. Мальчик так плакал и просился с ними, что мать и отец не устояли против его желания учиться. С детских лет Владимир много читал и мечтал стать писателем. В своей большой семье он издавал стенгазету под названием «Семья». За любовь к чтению он получил от одноклассников кличку «запечный таракан». Конечно, кличка обижала, но, с другой стороны, давала толчок к дальнейшему развитию, и, в конечном итоге, сослужила писателю добрую службу.

Важную роль в своем становлении Крупин отдает не только родительской семье, но и родной Кильмези. Он считает, что не будь у него деревенского детства, он не смог бы развить свой талант. Основой его творчества стали впечатления детства и уникальная природа Вятского края.

Владимир Крупин с женой в молодости

Факты из биографии

  1. В течение трех лет после окончания школы Владимир работал корреспондентом в районной газете, грузчиком и слесарем-фрезеровщиком. Был членом райкома ВЛКСМ, выдвигался на должность секретаря райкома комсомола.
  2. Затем в течение трех лет служил в армии. Служба проходила в Москве.
  3. В 1961 г. вступил в коммунистическую партию.
  4. В 1962 г. подавал документы в Литинститут им. Горького, но не смог поступить.
  5. В 1967 г. окончил филфак Московского областного пединститута им. Крупской.
  6. После института работал учителем в школе, параллельно занимался литературным творчеством, совмещая это с работой на телевидении и в нескольких издательствах, в т.ч. в «Современнике», где он занимал должность парторга.
  7. Первая книга Крупина, сборник рассказов «Зерна», вышла в 1974 г. Герои рассказов – простые вятские крестьяне.
  8. Вскоре после выхода первой книги, в 1975 г., Владимир Николаевич стал членом Союза писателей СССР.
  9. В 1976 году уволен из издательства «Современник» в связи с выходом в свет скандально известного романа Георгия Владимова «Три минуты молчания».
  10. С начала 1980-х годов Крупин стал воцерковляться, и постепенно главной темой его творчества стало Православие.
  11. В 1980 г. в журнале «Новый мир» была опубликована повесть «Живая вода», которая была переведена на многие языки мира и принесла писателю мировую славу. Главный герой произведения обнаружил источник, знаменующий собой духовную жизнь и исцеляющий от недуга алкоголизма.
  12. В 1981 г. в журнале «Наш современник» печатается повесть «Сороковой день». Правдивое описание проблем сельской жизни было воспринято властями как очернительство и угроза советскому образу жизни. За публикацию повести уволили с работы заместителя главного редактора Юрия Селезнева.
  13. В 1990 году Крупин в числе других писателей подписал «Письмо 74-х», где они выступили в защиту русского народа от обвинений в расизме и шовинизме. В этом же году было подписано «Римское обращение» писателей, также касающееся национального вопроса. С 1986 по 1990 год Крупин был членом редакционной коллегии журнала «Новый мир» и входил в состав правления СП СССР.
  14. С 1990 по 1992 год занимал должность главного редактора литературного журнала «Москва».
  15. С 1990 по 2021 год участвовал в фестивале православного кино «Радонеж» – сначала в качестве члена жюри, затем (многие годы) – председателя.
  16. С 1994 по 2001 год преподавал православную педагогику в Московской Духовной академии.
  17. В 1995 году публично отказался от премии Льва Толстого. Отказ был вызван резким неприятием религиозных исканий классика.
  18. С 1998 по 2003 год был главным редактором православного журнала «Благодатный огонь».
  19. В 2011 г. писателю присуждена Патриаршая литературная премия им. Кирилла и Мефодия.
  20. В 2013 г. по итогам Всероссийского детского творческого конкурса «Заглянем в историю вместе», посвященного 700-летию преподобного Сергия Радонежского, была издана книга «Преподобный учитель», соавторами которой стали Владимир Крупин, Петр Синявский и 27 тысяч детей из 68-ми регионов России.
  21. В 2021 г. Крупину присвоено звание «Почетный гражданин Кировской области».
  22. В 2021 году стал лауреатом первой Всероссийской литературной премии им. Валентина Распутина за новую книгу «Эфирное время».
  23. 13 июля 2021 года в компании православных активистов, организовавших крестный ход, участвовал в освящении истока реки Вятка и водружении Поклонного креста. Этому предшествовало уничтожение языческой символики – деревянных фигур персонажей русских сказок и удмуртского фольклора, установленных на поляне у истока в 2006 году.
  24. В 2021 году входит в состав жюри Всероссийского детского творческого конкурса «Заглянем в историю вместе», является вице-президентом Академии Российской словесности и сопредседателем Союза писателей России.

Студенческие годы

После трехлетней армейской службы, Владимир Крупин подал документы в Литературный институт им. Горького. Однако не прошел по конкурсу и поступил в педагогический институт, на факультет русской филологии.

К моменту получения диплома Крупин был женат и проживал со своей супругой в коммуналке. Время было непростое. Приходилось много работать, писать сценарии для телевидения. Но для творчества даже в те годы Крупин находил время. И несмотря на то что опубликовать свои произведения ему очень долго не удавалось. Лишь в 1974 году смог издать свой первый сборник рассказов Владимир Крупин.

Заработать на книгах

Русские писатели сейчас живут необычайно тяжело. Я не жалуюсь, а просто рассказываю. Издатели иногда могут совсем не заплатить. Так, за книжку «Босиком по небу» мне дали 20 экземпляров книги, за «Россию спасет святость» — 50 и – все.

Почему так происходит? Потому, что издателей грабит книжная торговля… Вот, лежит, скажем, в лавке моя книга «Россию спасет святость» — где-то рублей за 270. И наверняка многие думают: «Вот он какой, православный писатель, наверное, без конца на Канарах отдыхает». И не догадываются, что я ничего не получаю от продаж. Получает та самая книжная торговля.

Раньше было распространение книг, — от Камчатки до Средней Азии, была отлажена система книготорговли. И в государственную казну первая статья доходов была – водка. Вторая – книги. О чем не многие знают.

Если государство будет владеть книготорговлей, вовсе не значит, что оно будет что-либо диктовать писателю. В том числе идеологически. Тем более, что сейчас вообще никакой идеологии нет. Кроме идеологии денег.

От Достоевского до революции?

Я как-то меньше стал читать Достоевского. Он хорош в «Дневнике писателя», в «Записках из мертвого дома», но в «Преступлении и наказании» — он ТАК описывает Петербург, что у читателя возникает только одна мысль: надо срочно делать революцию.

Вообще к творчеству каждого писателя надо подходить с рассуждением. Мы же не можем всецело принять Лермонтова, даже того же Пушкина, Блока или Есенина. Но это не значит, что их вообще не следует читать. Просто нужно отсекать то, что противоречит взглядам читателя-христианина.

Проза, стихи – душа писателя на рентгене. И о вере нужно говорить искренне – или лучше совсем не говорить.

Вообще, если атеист – порядочный человек – это лучше, чем человек лукавый, теплохладный, увиливающий, но считающий себя верующим.

Писатель, который пишет на христианские темы и владеет христианской лексикой, но не живет церковной жизнью — не сможет в полной мере убедить читателя в том, о чём он пишет.

Об Астафьеве

– Вы говорили, что новое поколение писателей не такое светлое. Но Астафьев тоже местами был мрачноват, мягко говоря. Как вы относитесь к последним его романам?

– Как писатель он был очень велик – огромная сила выразительности и убеждения. Познакомился я с ним в 1971 году, но ещё прежде считал его своим учителем. Последние его годы очень нас огорчали. Началось это, наверное, с его пасторалей «Людочка», в которой героиня повесилась, и «Пастух и пастушка» – повести безотрадной, хотя и с проблеском светлого в конце. Раненый солдат умирает в санпоезде и возносится в небо: «Поезд оторвался от рельсов и плыл к горизонту…» Нам с Распутиным он говорил, что цензура из «Пастуха и пастушки» выбросила сравнение, в котором, как помню, солдаты в серых шинелях лежали на снегу, как немытая картошка. По-писательски это необыкновенно сильно. Вот представь: достаёшь из подвала картошку, а она такая лежалая. И мы, конечно, возмущались, что это вычеркнули. Но когда пришла вакханалия вседозволенности, он это восстановил так: «Немытой картошкой, бесхозяйственно высыпанной на снег, виделись солдатские головы в касках и шапках». Сильно! Но вместе с тем он восстановил и другие вырезанные эпизоды, которые ужасали. Например, мат-перемат его героев. И Люся… Астафьев сам говорил, что над образом Люси, «пастушки», в которую был влюблён главный герой, он долго работал и за это время сам в неё влюбился. А в том куске, который он восстановил, Люсю насилуют и наши, и немцы.

Потом были страшная повесть «Печальный детектив» и последний его роман «Прокляты и убиты», который я не смог дочитать до конца. И Распутин тоже не смог. Мы перестали его понимать. И ещё матерные эпитеты в адрес маршала Жукова и других полководцев, этакая «окопная правда», мол, немцев завалили трупами. Мне кажется, он был несправедлив, какой-то надрыв в нём открылся. От этого я очень страдаю, но всегда его поминаю и буду поминать.

– Говорят, что Астафьев ждал Нобелевскую премию и поэтому пытался соответствовать – тому, за что Солженицыну дали премию. Они ведь почти одногодки, шесть лет всего разница, оба воевали, оба писали правду о своём времени, причём Астафьев в литературном плане был выше Солженицына. И если одному дали, то почему другому не дадут…

– Не знаю, чего он ждал. Дождался того, что в 93-м его подпись приткнули под расстрельным «Письмом сорока двух», в котором либералы-демократы призывали запретить коммунистические и «националистические» партии и общества, закрыть некоторые газеты, в том числе «День», «Советскую Россию», «Литературную Россию». Прямо не говорилось, но фактически письмо толкало на расстрел патриотов в Белом доме, поскольку в нём звучал призыв не церемониться с «фашистами» и действовать вне закона, запретив по ходу Верховный Совет и Конституционный суд. Что было поразительно – писали-то вроде либералы, а дух был большевистский. Фамилию Астафьева приткнули в самый конец, хотя по алфавиту она должна была стоять первой. Юрий Кублановский утверждает, что позже Астафьев заявлял, будто его подпись поставили без спроса. Мол, позвонили, сказали про письмо, а он рукой махнул: «Да ладно, подписывай». Но сам факт, что именно к нему обратились, о чём-то да говорит.

Вместе с тем мы его очень любили, и я продолжаю его любить. И смотрите, какой рядом с ним был светлый писатель – Евгений Носов, многие вещи которого, написанные для детей, включены в школьную программу. Он дружил с Астафьевым и был единственный, кто мог говорить ему правду. Сам он тоже был фронтовиком, наводчиком орудия, за три месяца до Победы получил тяжёлое ранение. И говорил ему: «Витя, ну что это такое…» К чести Астафьева, когда он составлял своё собрание сочинений, то вставил туда и письма к нему, в том числе наши и Носова, в котором тот укорял его, мол, Витька, такой-сякой, чего ты тащишь к себе всякую похабщину.

Поэтому, сами понимаете, нельзя Астафьева не любить, хотя бы сострадательно. Моя любимая его книга – «Ода русскому огороду». Какая же это красота! По сути повесть, конечно, православная – о том, как Господь Бог хранит Своих людей и в тяжелейшие времена посылает то траву, то картошку, то рыбу.

Произведения Крупина

Главная тема произведений Крупина – это дом. Все творения хранят в себе частичку родной ему вятской земли, где прошло детство писателя. В своих произведениях он затрагивает проблемы простых крестьян и в целом рассказывает о жизни в деревнях и селах. Рассказы отличаются особой народной речью, поговорками, присловьями. Так как Владимир Николаевич человек верующий, тема религии в его произведениях играет большую роль. Его герои – люди ищущие, страдающие, трудно постигающие свое предназначение.

Писателя волнуют такие темы, как судьбы родной страны и простого русского человека. Основными персонажами произведений являются крестьяне, а излюбленные персонажи — деревенские чудаковатые мужики, доморощенные философы. В их, на первый взгляд, наивных, порой, простоязычных суждениях отражается точное и глубокое понимание народом всех событий, происходящих в стране.

Герои произведений:

  • Евланя («Повесть о том, как…»);
  • Отец («Сороковой день»);
  • Костя («Прощай, Россия, встретимся в раю», 1991);
  • земляки писателя («Во всю Ивановскую», «Боковой ветер», 1985).

В своих произведениях автор рассказывает о горестной судьбе русского села. Каждая из повестей пронизана щемящей болью за разрушаемую, уходящую деревню, сострадательной любовью к сельским жителям.

Автор своей жизнью и творчеством убеждает читателей, что Россию спасет православная вера. Он — великий патриот земли русской, искренне любящий свою Родину — и малую, и большую. Крупин пишет: «Жизнь моя так крепко срослась с жизнью России, что я не могу уже ни о чем писать, кроме как о своем Отечестве». Владимир Николаевич много ездит по территории России и за пределами страны. Своими впечатлениями от поездок и встреч с интересными людьми писатель всегда делится со своими читателями и слушателями.

Автор органично сочетает проблематику «светской» жизни с православной этикой. Писатель убежден, что путь к полноценному, гармоничному существованию пролегает через любовь, добро и обретение истинной веры. Каждый из героев приходит к этому своим собственным, порой, весьма извилистым и причудливым путем.

Где родился

Владимир Крупин. Фото Александра Тягны-Рядно

Место рождения, детства человека играет решающую роль в его жизни. Вот я смотрю на коллег – горожан и думаю, о чём им писать? Асфальт, голуби, дворовый футбол. А дальше? Давящее пространство городских улиц? А ребенку нужно выбежать во двор, чтобы мычала корова, чтобы собака любимая подскочила! Дальше – река лес… И все время что-то приходится делать – то поливать, то с сорняками бороться, то кур покормить. А языковая среда?! У меня писатели – это отец с матерью да деды с бабками. Я просто записываю. У нас вообще такое количество талантов прорезается через изначальную близость к природе, к большой семье. Воспитание, атмосфера в семье – решающее дело.

Я с детства хотел быть писателем и много читал. И ребята из класса стали называть меня «запечный таракан». Я так переживал: ведь какая девочка полюбит мальчика с таким прозвищем?! С другой стороны, эта детская жестокость на самом деле позволяет добиваться большего.

Примечания

  1. [ruskline.ru/analitika/2011/09/06/ya_vsegda_hotel_byt_pisatelem/ Владимир Крупин: «Я всегда хотел быть писателем…»]
  2. [ruskline.ru/news_rl/2011/05/19/vladimir_krupin_otradno_chto_nasha_vlast_hotya_by_chtoto_nachala_ponimat/ Владимир Крупин: Отрадно, что наша власть хотя бы что-то начала понимать]
  3. [ruskline.ru/news_rl/2012/04/20/diktatura_vorovstva/ Диктатура воровства]
  4. Мухаметшина Е. [www.gazeta.ru/social/2014/05/15/6034493.shtml «Толстой, конечно, глубоко отвратен»]. «Газета.ру» (15 мая 2014). Проверено 17 мая 2014. [www.peeep.us/1333ee54 Архивировано из первоисточника 16 мая 2014].
  5. [www.trud.ru/article/02-12-2004/80762_paradoksy_fateja_shipunova.html Труд: ПАРАДОКСЫ ФАТЕЯ ШИПУНОВА]

Позиция и высказывания

В своих статьях и интервью не раз высказывал неоднозначные или провокационные идеи по проблемам отношения полов, миграционной политики, религиозной терпимости, развития языка:

  • отрицательно относится к сексменьшинствам, называя «гей-парады» парадами извращенцев
  • назвал коррупционеров прислужниками сатаны
  • выступает против ИНН, электронных карт и других инноваций, связанных с автоматизацией и электронной обработкой документооборотаК:Википедия:Статьи без источников (тип: не указан)[источник не указан 3155 дней ]
  • критикует современное искусство и не посещает соответствующие выставки и экспозицииК:Википедия:Статьи без источников (тип: не указан)[источник не указан 2914 дней ]
  • выступает против англицизмов и внедрения в русских язык иностранных технических терминов.К:Википедия:Статьи без источников (тип: не указан)[источник не указан 2914 дней ]
  • на заседании Общественной палаты, посвящённом концепции преподавания школьного курса литературы, назвал единственным положительным героем в культуре Иисуса Христа.

Тепло отзывался о Фатее Шипунове, занимавшемся неакадемическими и псевдонаучными исследованиями.

Особенность прозы Крупина

Основным образом в творчестве этого писателя является Дом. В своих рассказах он воссоздает его, основываясь на воспоминаниях о родственниках, крестьянском быте, народной мудрости, присущей жителям деревни. Еще одна характерная черта прозы Крупина – открытые финалы. Причем подобные концовки отличаются особой лиричностью и проникновенностью.

Малой родине посвящено одно из самых крупных произведений – «Вятская тетрадь». Согласно мнению критиков, именно в этом сборнике собраны классические примеры деревенской прозы.

Любимые герои Крупина – юродивые, деревенские мужики. Эти персонажи говорят правду, понимают истинную суть событий, хотя и выражают свои мысли довольно косноязычно. Но именно эти правдолюбцы противостоят лжи, которая давно укоренилась в русском обществе, и провоцирует, по мнению автора, такие явления, как социальная апатия, безразличие, пьянство. Писатель чрезвычайно бережно относится к языку. Выражается это не только в богатом литературном стиле, свойственном его произведениям. Известно, что русский прозаик не раз выступал против использования в родной речи заимствований из иностранных языков.

Более позднее творчество Крупина посвящено теме Православия («Великорецкая купель», «Последние времена», «Крестный ход»). С середины девяностых годов писатель преподает в духовной академии, а также является главным редактором одного из христианских журналов.

Рассказы

Мысли текли медленно и тоскливо, но ни одна из них не достигала моря, не могла достучаться до его огромного сердца. Когда-то в море была влюблена скрипка, которая жила только своей любовью. Она любила море так, как люблю его сейчас я — с огромным чувством безысходности, потому что скрипка знала, что море любить не может. Солнце уже садилось, а я смотрела на море и все плакала. Оно было так далеко от меня и одновременно так близко. Где-то вдалеке послышалась тихая мелодия скрипки, и история началась заново. Мелодия была очень красивая и тоскливая. Мне захотелось заплакать и убежать, чтобы ничего не слышать. Скрипка плакала, и из ее сердца сочилась кровь. Медленно, с кровью утекала и ее жизнь. Крупные капли слез, смешавшись с кровью, текли по струнам. Скрипка, собрав свои последние силы, пела о своей любви к морю; о том, что море никогда не полюбит ее. Где-то далеко застонало море, и волны его яростно забились об камни, будто они ограничивали свободу моря, и их на до было уничтожить. Море тосковало. Оно никогда не знало, чего хотело; море не знало, хотело ли оно любить скрипку? Но её любовь удручала его. Море, великое море не могло любить и страдать, потому что было свободным. Оно не могло лишиться своей власти, своего величия. А скрипка с каждой минутой страдала все больше и больше, а кровь текла все сильней и сильней. Но она изо всех сил торопилась доиграть свою мелодию до последней ноты ей самой хотелось похоронить свою любовь. Она не замечала ни крови, ни слез — крови любви и слез разочарования. Вдруг мне захотелось закричать: «Не умирай, скрипка!» Море шумело. Оно плакало по умирающей скрипке, которой не может дать ничего. Скрипка доиграла последнюю ноту и потянулось к морю за последним взглядом, обращаясь к нему: «Моя любовь к тебе — моя рана. Я знаю, что, пока я люблю тебя, из моей раны будет течь кровь, пока не вытечет вся — ведь остановить ее могла только твоя любовь. Я устала, струны мои болят. Они устали играть всю жизнь для тебя. Я тебя почти не вижу, потому что все время плачу, но все еще люблю». Кровь перестала течь, и скрипка замолчала. Она умерла. В ту же минуту море забилось о скалы, разрушая их. Внезапно оно застыло, как будто умерло. Оно стало ровным, серым, безразличным ко всему, потому что, даже если и не любишь, тяжело терять любовь к себе. Я долго смотрела на море, пытаясь прочитать его мысли, но услышала только глухой стон из груди великой стихии: «Не уходи, скрипка!».

Писать надо о душе

Наталья Горбань, «АиФ в ВС»: Владимир Николаевич, в последнее время часто слышу, что из нашей жизни исчезает настоящая русская литература. Что нужно современным писателям, чтобы её сохранить?

Владимир Крупин: Приехать на Байкал, где родился Валентин Распутин, и напитаться здешними соками. А если серьёзно — прежде всего, нужно любить Россию. Если писатель не любит свою страну, то что бы он ни сочинял, и какие бы премии ни получал — всё будет бесполезно.

Раз умеет писать — значит, он одарённый человек, но важно именно то, на что он тратит своё дарование. Вот, к примеру, ещё не так давно очень много говорили о романе Анатолия Рыбакова «Дети Арбата», называли его великим произведением

А по моему мнению — ни пены, ни пузырей. Почему? Потому что тот, кто не любит Россию, никогда ничего хорошего не напишет. А вот книги Астафьева, Белова, Распутина перемололи ситуацию и показали, что такое русское слово, русская проза, потому что эти писатели по- настоящему любили свою родину, бились за неё.


Бурятская «Илиада». Уникальные национальные эпосы все еще ждут своего часа
Подробнее

Досье:

Владимир Крупин родился в 1941 г. в Кировской области

Первая книга «Зёрна» вышла в 1974 г., когда ему было 33 года, но широкое внимание привлёк к себе повестью «Живая вода». С 1990 по 1992 г

был главным редактором журнала «Москва», с 1998-го — главред христианского журнала «Благодатный огонь». Преподаёт в Московской духовной академии

— Пишущих много. А читающих? Какими тиражами эти книги издаются?

— Это точно, скоро писатели будут бегать за читателями. Наверное, надо уже установить и вручать премии не писателям, а читателям. Но это шутка. Читающих людей тоже много, потому что тяга к чтению никуда не исчезла.

— Но, тем не менее, очень многие ваши коллеги по цеху размышляют о том, как вернуть читательскую культуру в массы.

— Она постепенно сама вернётся. Потому что не может насытиться душа и сердце двухмерной плоскостью электронных приспособлений. Они ведь даже для зрения вредны. Но не только из-за этого. Всё-таки в книге есть тайна, которую нам никогда не разгадать. Читающий человек на много голов выше нечитающего. Несомненно, мы воспринимаем мир процентов на 80 через зрительные образы, но они быстро гаснут в нашем сознании. Как бы не были прекрасны Феллини или Антониони, они всё равно не победят книгу. Потому что книга — стратегия, а все остальные искусства — это тактика. Ведь даже радиослушатели сильнее зрителя, потому что рисуют образы услышанного в своём воображении. А читающий человек живёт вместе с героями книги. Когда мы читаем Распутина, Белова — мы вбираем вместе с ними и боль, и горечь их героев. И в этом великая тайна литературы, и она неуничтожима электроникой.


«Пограничная литература». Как воспитать читающего ребенка?
Подробнее

— А как же электронные книги?

— Бумажные, конечно, лучше, но то, что читают электронные, — тоже хорошо. Раньше читали газеты, книги, а сейчас, я вижу очень много молодых людей в метро, которые на своих айфонах не играют в игры и не пишут эсэмэски, а читают книги. Так что мы и теперь продолжаем быть читающей нацией.

Детство

Будущий писатель родился в небольшом поселке Кировской области спустя два месяца после начала Великой Отечественной войны. Детские воспоминания Владимир Крупин отразил в сборнике «Вятская тетрадь». В рассказах, которые вошли в эту книгу, писатель повествует не только о военном времени, но и о судьбах совершенно разных людей.

Владимир Крупин – русский прозаик, для которого тема любви к малой родине стала почти главной в творчестве. Детство писатель, как и ранние годы многих его сверстников, было нелегким. После окончания школы работал грузчиком, фрезеровщиком, слесарем. Некоторое время трудился в местной сельской газете в качестве корреспондента. О тяжелом крестьянском труде Владимир Крупин знал не понаслышке. Он, как и многие дети войны, проживавшие в деревнях, большую часть летних каникул проводил в огороде или на сенокосе.

О деньгах

Деньги – как средство проживания – это нормально. Когда их не хватает – тоже нормально. Я сейчас очень нуждаюсь в деньгах, на старости лет дожил до того, что все время думаю, где их взять. Тем более, у меня сейчас родительский дом сгорел, где прошли мои детство, отрочество, юность. Сейчас мы на его месте с батюшкой, с местной администрацией собираемся строить музей православной культуры.

Деньги – категория нравственная, и, если у кого-то их становится много, значит, у кого-то становится меньше. Такой переливающийся сосуд. Если богатеет олигарх, значит, беднеет одна из губерний России.

Зацикливаться на деньгах не надо. Есть у меня средства на скромную одежду, на картошку – уже слава Богу! Когда человеку немного надо, он более свободен. И пугаться честно заработанных денег тоже не надо.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector