Биография николая михайловича карамзина, великого историка, писателя, публициста

Содержание и значение

Исторические сведения и факты для книги Карамзин собирал из древних летописей и письменных источников, многие из которых впервые использовались в науке, например, Ипатьевская летопись. Чтобы не перегружать текст деталями, некоторые подробности автор вынес в отдельный том примечаний, который имел огромное значение для исследователей. Например, восстановление Троицкой летописи, пострадавшей при пожаре, происходило по примечаниям Карамзина.

В предисловии Карамзин указывал, что хотел своим трудом показать — история России намного увлекательнее и интереснее, чем мировая. Но также на протяжении всех томов Николай Михайлович утверждает мысль о необходимости для России сильного самодержавия, о том, что падение нравов приведет к гибели всей страны. Это стало поводом для критики либерально настроенных читателей: они сетовали, что автор пренебрег простыми людьми ради прославления дел царей и императоров.

При написании Николай Михайлович выступал больше не в роли историка, а как литератор. Язык написания прост, но благороден, не перегружен «сухими» фактами. Повествование о каком-либо событии часто завершается эмоциональным отступлением. Простота написания была еще одной причиной популярности работы.

Автор многотомной «Истории России» Карамзин Николай Михайлович был первым и единственным государственным историографом при императоре, а также он стал первым автором, решившим популяризировать малоизвестную тогда науку. В советское время труд был признан реакционным и не издавался, но выпущенные в годы «перестройки» сокращенные варианты вызвали огромный интерес читателей.

История

Н.М. Карамзин родился 1 (12) декабря 1766 года в селе Михайловка Бузулукского уезда Симбирской губернии в небогатой дворянской семье. Вырос в усадьбе отца — отставного капитана Михаила Егоровича Карамзина (1724—1783), среднепоместного симбирского дворянина из рода Карамзиных, происходящего от татарского Кара-мурзы. Образование получил в частном пансионе в Симбирске. В 1778 году был отправлен в Москву в пансион профессора Московского университета И. М. Шадена. В 1781-1784 годах Карамзин служил в лейб-гвардии Преображенском полку, из которого вышел в отставку в чине поручика. Ко времени военной службы относятся первые литературные опыты. После отставки некоторое время жил в Симбирске, а потом — в Москве.

В 1789—1790 годы предпринял поездку в Европу, в ходе которой посетил знаменитого немецкого философа Иммануила Канта в Кёнигсберге, побывал в Берлине и оказался в Париже во время великой французской революции. По итогам поездки были написаны знаменитые «Письма русского путешественника», публикация которых сразу же сделала Карамзина известным литератором. По мнению некоторых учёных – филологов, именно с этой книги ведёт свой отсчёт современная русская литература.

По возвращении из поездки в Европу Карамзин поселился в Москве и начал деятельность в качестве профессионального писателя и журналиста, приступив к изданию «Московского журнала» 1791—1792 (первый русский литературный журнал, в котором среди других произведений Карамзина появилась упрочившая его славу повесть «Бедная Лиза»), затем выпустил ряд сборников и альманахов: «Аглая», «Аониды», «Пантеон иностранной словесности», «Мои безделки», которые сделали сентиментализм основным литературным течением в России, а Карамзина — его признанным лидером.

Император Александр I именным указом от 31 октября 1803 даровал звание историографа Николаю Михайловичу Карамзину; к званию тогда же было добавлено 2 тыс. руб. ежегодного жалования. С начала XIX века Карамзин постепенно отошёл от художественной литературы, а с 1804 г., будучи назначенным Александром I на должность историографа, он прекратил всякую литературную работу, «постригся в историки».

В 1811 году Карамзин написал «Записку о древней и новой России в её политическом и гражданском отношениях», в которой отражались взгляды консервативных слоёв общества, недовольных либеральными реформами императора.

В феврале 1818 года Карамзин выпустил в продажу первые восемь томов «Истории государства Российского», трёхтысячный тираж которых разошёлся в течение месяца. В последующие годы вышли ещё три тома «Истории», появился ряд переводов её на главнейшие европейские языки. Политические воззрения Карамзина эволюционировали постепенно, и к концу жизни он являлся убеждённым сторонником абсолютной монархии. Незаконченный 12-й том был издан после его смерти.

Карамзин скончался 22 мая (3 июня) 1826 г. в Санкт-Петербурге. По преданию, смерть его стала следствием простуды, полученной 14 декабря 1825 года, когда Карамзин воочию наблюдал события на Сенатской площади. Титул историографа в России после смерти Карамзина не возобновлялся.

Путешествие в Европу

В 1789-1790 гг. Карамзин путешествовал по Европе, посетил Германию, Англию, Швейцарию, Францию, где познакомился и общался с влиятельными масонами, а также великими философами и просветителями И. Кантом, И. Гердером, Ш. Бонне и другими. За это время Николай Карамзин глубоко проникся европейской культурой и искусством, посетил много театров, музеев, участвовал во всевозможных светских встречах.

Его сильно поразил уровень жизни и цивилизации в этих странах. Особенно Карамзин впечатлился революционной Францией. Народ был вовлечен в политические полемики, дискуссии, заинтересован чтением и изданием газет, листовок, подготовкой и слушанием революционных ораторских выступлений. Все это в то время было недоступно для нашей страны.

Интересные факты

  • Николай Михайлович Карамзин пробовал себя на военной службе. Однако она пришлись ему не по душе. После чего молодой человек оставил гвардию и чуть позже нашел себя в писательстве.
  • Литератор и ученый происходил из знатного рода. По отцу его предками были Карамзины, которые имели татарские корни. По матери — Пазухины.
  • В первые годы своей молодости Карамзин увлекался идеями масонства. Состоял в местной ложе.
  • Писатель принимал активное участие в издании одного из первых отечественных журналов для детей.
  • Вторую половину жизни Николай Михайлович посвятил труду «История государства российского». Эта титаническая по объемам работа включала в себя 12 томов. Над ней писатель трудился больше 15-и лет, но так и не успел закончить.
  • Николай Карамзин активно работал над совершенствованием и изменением родного русского языка. Именно благодаря его стараниям в обиход вошли некоторые слова.

Например «промышленность» или «влюбленность». Он отказался от церковнославянской грамматики и лексики. Перешел на упрощенную версию отечественного языка, за что его нещадно критиковали.

  • Кроме того, именно Карамзин ввел в русский букву «ё», от которой все чаще отказываются в наши дни.
  • При жизни Карамзин получил почетное звание придворного историографа. А после его смерти, подобную должность больше никто не занимал.
  • В первые годы жизни литератор ездил по Европе, интересовался либеральными идеями. Однако очень скоро начал придерживаться консервативных позиций, считая самодержавие опорой государственности. А в последние годы взгляды Карамзина можно охарактеризовать как реакционные, направленные в прошлое.
  • Писатель был очень скромен в еде.
  • Первая жена литератора и ученого умерла через год после заключения брака. Но долго вдовствовать ему не пришлось. Мужчина очень скоро женился второй раз. Всего от первого и второго союзов у него родилось 10 детей.
  • Карамзин Николай Михайлович вошел в историю как литератор, филолог, ученый, поэт, переводчик, журналист и историк. Сфера его интересов была очень широкой.

Николай Карамзин и Екатерина Колыванова. Больше, чем любовь

Историческое творчество Николай Михайловича Карамзина, его вклад в российскую историографию

В это время крупным представителем дворянской историографии был Н.М. Карамзин (Московский ун-т, кружок Новикова, член ОИДР, завершал обучение во Франции в период революции, выступал как литератор, был основоположником сентиментализма, создал новый русский язык, издавал журнал «Вестник Европы», был историком по интересам).

По своим политическим взглядам он был защитником самодержавия и крепостничества, всесторонне развил монархическую концепцию русской истории, в условиях кризиса крепостничества предал концепции официально охранительный характер. В 1803 г. он начал писать свой главный труд «История государства Российского» (ИГР).

Написал 11 томов до 1811 г.

Весь ИГР делят на 2 части: 1) литературно-художественное повествование, 2) примечания. Эта работа написана образно и красочно, но автор постоянно пытался внушить монархические идеи, мысль о покорности. Главная цель – прославление самодержавия. Вся история России сведена к истории царской власти.

Это была политическая история.

Историю России он представлял как медленное зигзагообразное движение к истинному самодержавию. История определяется развитием самодержавной власти. Выделял периоды: 1) древняя Россия от Рюрика до Ивана III, 2) средняя Россия до Петра, 3) новая от Петра до Александра I. Периодизацию приводит только во введении.

Карамзин был убеждённым норманистом, писал о славянах как о диком и невежественном народе, рисовал тяжёлые последствия ига.

Но монголо-татарское нашествие он считал главной причиной возвышения Москвы – центра самодержавия. Основателем самодержавия он считал Ивана III, который основал истинное самодержавие.

Процесс дальнейшего развития сдерживался и осложнялся негативными качествами правителей: безнравственностью Василия Тёмного, жестокостью Грозного, слабоволием Фёдора Ивановича. В целом самодержавие как форма правления не может быть плохой формой для России.

Он не описывает социально-экономической истории. Сторонник самобытного пути русской истории.

Особенно его консервативные взгляды проявились в том, что в 1811 г. написал «Записку о древней и новой России» в ответ на законопроект Сперанского о разделении властей.

В этой работе он дал оценку реформам Петра I. Карамзин обвинял Петра в том, что он принёс чуждые нравы, сделал Россию Голландией – русские перестали быть гражданами страны, осуждал ломку старины, Петру противопоставлял Ивана III.

Карамзин проводил идею о сильной монархической власти. Отрицательно относился к отмене крепостничества (свобода опасна для неподготовленного крестьянина). Говорил, что России не реформы нужны, а хорошие администраторы. Эту работу многие назвали «Манифестом консервативного дворянства».

Заслуга Карамзина: его труды свидетельствовали о наступлении кризиса дворянской историографии, которая пыталась отстаивать старые традиции, не способна объяснить современные события.

4Франция

В начале марта 1790 года Николай Карамзин покинул Швейцарию и отправился во Францию. Первым французским городом на его пути был Лион. Карамзин посещал там театры, особенно его впечатлили гастрольные выступления танцора Вестриса: «Правду сказать, искусство сего танцовщика удивительно. Душа сидит у него в ногах, вопреки всем теориям испытателей естества человеческого, которые ищут ее в мозговых фибрах. Какая фигура! Какая гибкость! Какое равновесие! Никогда не думал я, чтобы танцовщик мог доставить мне столько удовольствия!» Также сильное впечатление произвели на Карамзина остатки римского водопровода. «Римляне хотели жить в памяти потомства и сооружали такие здания, которых не могли разрушать целые веки. В нынешние философские времена не так думают; мы исчисляем дни свои, и предел их есть предел всех наших желаний и намерений; далее не простираем взора, и никто не хочет садить дуба без надежды отдыхать в тени его. Древние покачали бы головою, если бы они теперь воскресли и услышали мудрые наши рассуждения; а мы, мы смеемся над мечтами древних и над странным их славолюбием!», — писал он. Из Лиона Карамзин сначала отправился водным путем — по реке Соне — до города Шалон, а оттуда уже поехал в Париж. 27 марта он прибыл во французскую столицу. «»Я в Париже!» Эта мысль производит в душе моей какое-то особливое, быстрое, неизъяснимое, приятное движение… «Я в Париже!» — говорю сам себе и бегу из улицы в улицу, из Тюльери в поля Елисейские, вдруг останавливаюсь, на все смотрю с отменным любопытством: на домы, на кареты, на людей», — описывал он свои впечатления. Конечно, главным во Франции было грандиозное событие: проходившая на глазах путешественника революция

Она вызывала интерес и пугала, привлекала внимание и ужасала его. «Говорить ли о французской революции? Вы читаете газеты: следственно, происшествия вам известны

Не думайте, однако ж, чтобы вся нация участвовала в трагедии, которая играется ныне во Франции. Едва ли сотая часть действует; все другие смотрят, судят, спорят, плачут или смеются, бьют в ладоши или освистывают, как в театре! Те, которым потерять нечего, дерзки, как хищные волки; те, которые всего могут лишиться, робки, как зайцы; одни хотят все отнять, другие хотят спасти что-нибудь. Оборонительная война с наглым неприятелем редко бывает счастлива. История не кончилась, но по сие время французское дворянство и духовенство кажутся худыми защитниками трона», — писал Карамзин в «Письмах русского путешественника». Находясь в Париже, Карамзин каждый вечер бывал в театрах, пересмотрел множество спектаклей, посмотрел на всех парижских звезд. Он осмотрел все парижские достопримечательности, исходил все улицы, побывал везде, где только можно. Впечатлил Карамзина и Версальский дворец: «Ничто не может сравняться с великолепным видом дворца из саду; фасада его, вместе с флигелями, простирается на 300 сажен. Тут рассеяны все красоты, все богатства архитектуры и ваяния. Никто из царей земных, ни самый роскошный Соломон, не имел такого жилища. Надобно видеть: описать невозможно. Исчислять колонны, статуи, вазы, трофеи не есть описывать. Огромность, совершенная гармония частей, действие целого: вот чего и самому живописцу нельзя изобразить кистию!» Но посещение королевской резиденции оставило и грустные мысли: «Версалия без двора — как тело без души: осиротела, уныла. Где прежде всякую минуту стучали кареты, теснился народ, там ныне едва встретится человек: мертвая тишина и скука! Всякий житель казался мне печальным». Во Франции Карамзин провел несколько месяцев, а затем отправился в Англию.

3Швейцария

6 августа Карамзин прибыл в Базель. Он остановился в отеле на площади Рыбного рынка, знаменитой своим готическим фонтаном, украшенном 24 цветными фигурами — одним из самых известных фонтанов Европы. 10 августа Карамзин приехал в Цюрих, где он неоднократно встречался с Лафатером и присутствовал на его публичных выступлениях. 14 августа Карамзин побывал у знаменитого Рейнского водопада. «Представьте себе большую реку, которая, преодолевая в течении своем все препоны, полагаемые ей огромными камнями, мчится с ужасною яростно и наконец, достигнув до высочайшей гранитной преграды и не находя себе пути под сею твердою стеною, с неописанным шумом и ревом свергается вниз и в падении своем превращается в белую, кипящую пену. Тончайшие брызги разновидных волн, с беспримерною скоростию летящих одна за другою, мириадами подымаются вверх и составляют млечные облака влажной, для глаз непроницаемой пыли. Доски, на которых мы стояли, тряслись беспрестанно. Я весь облит был водяными частицами, молчал, смотрел и слушал разные звуки ниспадающих волн: ревущий концерт, оглушающий душу! Феномен действительно величественный! Воображение мое одушевляло хладную стихию, давало ей чувство и голос: она вещала мне о чем-то неизглаголанном!», — писал он. 28 августа Карамзин прибыл в Берн: «Берн есть хотя старинный, однако ж красивый город. Улицы прямы, широки и хорошо вымощены, а в средине проведены глубокие каналы, в которых с шумом течет вода, уносящая с собою всю нечистоту из города и, сверх того, весьма полезная в случае пожара. Домы почти все одинакие: из белого камня, в три этажа, и представляют глазам образ равенства в состоянии жителей, не так, как в иных больших городах Европы, где часто низкая хижина преклоняется к земле под тенью колоссальных палат. Всего более полюбились мне в Берне аркады под домами, столь удобные для пешеходцев, которые в сих покрытых галереях никакого ненастья не боятся». 29 августа Карамзин, оставив вещи в Берне, отправился в «альпийский поход». Проходя долиной Лаутербруннена, путешественник увидел самый высокий в Швейцарии водопад Штауббах: «Скорыми шагами приблизился я к этому феномену и рассматривал его со всех сторон. Вода прямо летит вниз, почти не дотрагиваясь до утеса горы, и, разбиваясь, так сказать, в воздушном пространстве, падает на землю в виде пыли или тончайшего серебряного дождя. Шагов на сто вокруг разносятся влажные брызги, которые в несколько минут промочили насквозь мое платье». Продвигаясь далее, Карамзин наблюдал еще одно природное чудо — водопад Трюммельбах. На следующий день путешественник совершил восхождение на высокогорное плато Венгернальп (около двух тысяч метров). С высоты Венгернальпа Карамзин спустился к Гринденвальду. Проведя ночь в Гринденвальде, утром он начал новое восхождение и поднялся на перевал Гроссе Шайдек, осмотрел ледник Розенлауи и спустился в долину Гасли, где любовался знаменитым Рейхенбахским водопадом. Выйдя затем на берег Бриенцского озера, Карамзин возвратился в Тун и далее в Берн. 2 октября 1789 года Николай Карамзин прибыл в Женеву. Там он задержался на пять месяцев — до 1 марта 1790 года. Карамзин остановился по адресу: Гран Рю, дом № 1791. «Вы, конечно, удивитесь, когда скажу вам, что я в Женеве намерен прожить почти всю зиму. Окрестности женевские прекрасны, город хорош. По рекомендательным письмам отворен мне вход в первые домы

Образ жизни женевцев свободен и приятен — чего же лучше? Ведь мне надобно пожить на одном месте! Душа моя утомилась от множества любопытных и беспрестанно новых предметов, которые привлекали к себе ее внимание; ей нужно отдохновение — нужен тонкий, сладостный, питательный сон на персях любезной природы», — писал в «Письмах…» Карамзин. Карамзин посетил и Ферней, где жил Вольтер: «Положение Фернейского замка так прекрасно, что я позавидовал Вольтеру

Он мог из окон своих видеть Белую Савойскую гору, высочайшую в Европе, и прочие снежные громады, вместе с зелеными равнинами, садами и другими приятными предметами. Фернейский сад разведен им самим и показывает его вкус. Всего более полюбилась мне длинная аллея; при входе в нее кажется, что она примыкает к самым горам».

Литературная деятельность

После возвращения в Россию Николай Михайлович вплотную занялся литературной деятельностью. Он писал стихи и прозу, занимался переводами и исследованиями истории.

Литературные труды Карамзина имеют ряд особенностей:

  1. Его поэзия развивалась в духе европейского сентиментализма и значительно отличалась от господствовавшего тогда стиля од Державина и Ломоносова. Как поэта Карамзина волновали простая жизнь и эмоции, а не физический мир, он признавал разные точки зрения на один предмет, избегал обилия метафор и художественных средств, сознательно использовал бедные рифмы.
  2. К наиболее выдающейся прозе Карамзина относится повесть «Бедная Лиза», которая открыла в России эпоху сентиментализма. Она оказала огромное влияние на последующую литературу, в том числе на Жуковского и Пушкина. К другим выдающимся произведениям относятся «Наталья, боярская дочь», «Марфа-посадница, или покорение Новгорода», «Сиерра-Морена» и ряд других. Впрочем, литератором Карамзин работал только до 1803 года, а последнюю работу — «Рыцарь нашего времени» — не закончил вовсе.
  3. В качестве переводчика Николай Михайлович перевел в 1787 году «Юлия Цезаря» Шекспира (через несколько лет сочинение было изъято цензурой и сожжено) и в 1792—1793 годах — с английского перевода — индийскую драму «Сакунтала» Калидаса.
  4. В роли журналиста Карамзин работал в «Московском журнале», выпустил несколько сборников и альманахов: «Пантеон иностранной словесности», «Аглая», «Аониды», «Мои безделки». Там он публиковал критические разборы, рецензии и театральные разборы.

ОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА H. М. КАРАМЗИНА

ОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА H. М. КАРАМЗИНА

1766, 1 (12) декабря — родился в селе Михайловка Бузулукского уезда Симбирской губернии (по другим сведениям — в селе Богородском Симбирского уезда Симбирской губернии).

1775–1781 — воспитывается в Москве, в пансионе профессора И. М. Шадена.

1782 — находится в гвардейском Преображенском полку в Петербурге.

1783 — выходит в свет первое печатное произведение Карамзина — перевод с немецкого идиллии С. Геснера «Деревянная нога».

1784 — выходит в отставку с чином поручика и уезжает в Симбирск.

1785, июль — 1789, май — пребывание в Москве в кругу масонов.

1788–1789 — участвует в периодических изданиях — «Размышлениях о делах Божиих», журнале Н. И. Новикова «Детское чтение для сердца и разума» (здесь публикует свою первую повесть «Евгений и Юлия», 1789).

1789— выходит из масонской ложи.

1789, 18 мая — 1790, 15 июля — заграничное путешествие.

1791,январь — 1792,декабрь — издает «Московский журнал». Публикация из номера в номер «Писем русского путешественника» (первые четыре части выходят в свет отдельным изданием в 1797 году; полностью (части 1–6) — в 1801 году; в 1799–1804 годах — переводы на немецкий, польский, английский и другие языки). Выход в свет «Бедной Лизы» (1792, отдельное издание — 1796), «Натальи, боярской дочери» (1792) и др.

1793–1796 — Карамзин с перерывами живет в имении Плещеевых Знаменское (Орловского наместничества). Выпускает в Москве два тома альманаха «Аглая» (1794–1795; переиздан в 1796 году), две части повестей под названием «Мои безделки» (1794–1795; 3-е изд. — 1801), «Мелодор к Филалету» (1795) и др.

1796 — «Ода на случай присяги московских жителей… Павлу I». Надежды Карамзина на смягчение цензуры, ограничение деспотизма власти, покровительство просвещению. Вскоре — разочарование в Павле.

1796–1799 — несмотря на цензурные препятствия, издает три книжки альманаха «Аониды», повесть «Юлия» (1796), прозаический философский диалог «Разговор о щастии» (1797), первую часть «Разных повестей» (1798), журнал «Пантеон иностранной словесности» (1798) и др.

1801, март — восшествие на престол Александра I. Возобновление активной издательской деятельности Карамзина: оды Александру I («На восшествие на престол…», «На торжественное коронование…»), полное издание «Писем русского путешественника» (1801), «Историческое похвальное слово Екатерине Второй» (1802, написано в 1801-м) и др.

Апрель — женитьба на Елизавете Ивановне Протасовой, младшей сестре давнего друга Карамзина Настасьи Ивановны Плещеевой.

1802,январь — 1803,декабрь — издание литературно-политического журнала «Вестник Европы». На страницах журнала опубликованы: «Моя исповедь» (1802), «Исторические воспоминания и замечания на пути к Троице» (1802), «Рыцарь нашего времени» (1802–1803), «Марфа Посадница, или Покорение Новагорода» (1803), «Чувствительный и холодный. Два характера» (1803) и другие произведения.

1803–1804 — издание сочинений в восьми томах (переизданы в 1814 и 1820 годах).

1803, 28 сентября — H. М. Карамзин обращается к товарищу министра народного просвещения, попечителю Московского университета М. Н. Муравьеву с просьбой ходатайствовать об официальном назначении его историографом.

31 октября — высочайший указ о назначении H. М. Карамзина на должность историографа.

1803–1816 — напряженная работа над первыми восемью томами «Истории государства Российского». В эти годы Карамзин проводит зиму в Москве, летом живет в Остафьеве, подмосковной усадьбе Вяземских.

1804, январь — женитьба на Екатерине Андреевне Колывановой, побочной дочери князя Андрея Ивановича Вяземского.

1805 — закончен первый том «Истории…».

1806 — работа над вторым томом.

1808 — закончен третий том.

Самостоятельно и с помощью сотрудников и помощников (А. Ф. Малиновского, К. Ф. Калайдовича, П. М. Строева и др.) открывает ценнейшие документальные материалы: Лаврентьевскую (Пушкинскую) и Троицкую (сгоревшую в 1812 году) летописи, два списка Ипатьевской летописи — Хлебниковский и Ипатьевский, рукопись Кормчей книги (XIII век), древнейший список Русской Правды, Судебник Ивана Грозного и многие другие. Находка Ипатьевской летописи заставляет Карамзина совершенно пересмотреть уже почти готовый пятый том, который удалось закончить лишь в 1811 году.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector