Феодосий i великий

Примечания[править | править код]

  1. Зосима, 4.24.4
  2. Амм. Марц., 29.5.4
  3. Амм. Марц., 29.6.15
  4. Зос., 4.16.6
  5. ↑ David Woods, Theodosius I : An Online Encyclopedia of Roman Emperors
  6. Cons. Constant. s.a. 379
  7. Филосторгий, кн. 9
  8. Зосима, 4.25
  9. Consularia Constantinopolitana, s.a. 380; Сокр. Схол., 5.6
  10. Consularia Const., s.a. 381
  11. Pan. Lat. 2(12).22.3.
  12. Ambr. Ep. 73(40).23; Pan. Lat. 2(12).34-35.
  13. ↑ Орозий, 7.35; Павел Диакон, Римская история, 12.1
  14. Созомен, 7.25
  15. Феодорит Кирский, 5.18
  16. Сократ Схоластик, 5.18
  17. Филосторгий, кн.11
  18. Сокр. Схол., 5.6
  19. Cod. Theod., XVI, 1. 2 (от 28 февраля 380 г.)
  20. Cod. Theod., XVI, 5. 6 (от 10 января 381 г.)
  21. Cod. Theod., XVI, 1. 3 (от 30 июля 381 г.)
  22. Cod. Theod.,XVI, 5. 11—12
  23. Сократ Схоластик, 5.13
  24. Cod. Theod., XVI, 5. 16
  25. Chron. Pasch., p. 561. 10—12. По Феодориту Кирскому, 5.21
  26. Cod. Theod., XVI. 10. 11 (от 16 июня 391 г.)
  27. Кодекс Юстиниана, IX. 18. 2 (статья 294 года)
  28. ↑ Аврелий Виктор, «Извлечения о жизни и нравах римских императоров», гл. XLVIII
  29. Зосима, IV.25

Память и почитание Святого

Монастырь, основанный святым Феодосием, действует и по сей день. Он долгое время оставался мужской обителью, иноки, живущие в монастыре, продолжали дело его основателя. В ходе военных действий он не раз подвергался нападениям, несколько раз обитель разоряли и грабили войска неприятеля.


Монастырь преподобного Феодосия в окресностях Вифлеема

В начале XX века монастырь был полностью реконструирован: сейчас это женская обитель. Изначально Святой был похоронен в пещере, в которой начинал свой монашеский подвиг. Сейчас мощи Феодосия Великого хранятся в Храме Гроба Господня в Иерусалиме.

Согласно православной традиции, Феодосий Великий почитается в лике преподобных. День памяти Святого — 11 января.

Православная церковь чтит память святого Феодосия Великого, чей жизненный путь стал примером истинного подвижничества и приверженности христианской вере. Тяжелые испытания и давление со стороны властей не смогли заставить преподобного Феодосия поступиться своими принципами и заключить сделку со своей совестью: ему с рождения было уготовано стать истинным предстоятелем Православной Церкви, и он с достоинством прошел этот сложный путь.

Жизненный путь Феодосия Великого — хороший пример для всех последующих поколений христиан: это рассказ о человеке с огромной силой духа, который не побоялся любых испытаний ради достижения воистину высокой цели.

Преподобный Феодосий Великий

Последние дни жизни

После освобождения из заключения праведник вернулся к прежней жизни в стенах родной обители и сотворил там немало чудес. По его молитвам спасались люди, заблудившиеся в пустыне, выздоравливали раненые воины, выживали пострадавшие при кораблекрушении.

Преподобный за несколько дней предсказал весть о грядущем землетрясении в Антиохии, и призвал иноков молиться о спасении жителей этого города. Феодосий Великий дожил до почтенных годов и умер в возрасте 105 лет. Похоронен предстоятель Православной Церкви был в той пещере, где он начинал свой подвижнический путь.


Гробница преподобного Феодосия Великого

Церковная политика

Христианство как государственная религия

Во внутреннем управлении Феодосия важное и видное место занимала церковная политика. Будучи сам ревностным христианином и определенно придерживаясь правоверия, он окончательно порвал с религиозной системой, установленной Константином и выражавшейся в нейтралитете государства по отношению к многоразличным культам и исповеданиям

Он первый сурово поставил принцип государственной религии, как необходимого условия единства, и начал проводить его принудительным способом. В эдикте  года была объявлена истинной и допустимой исключительно христианская вера в той ее форме, «которую проповедывал в Риме св. Петр, и которой следовали епископ Дамас и епископ Петр в Александрии, мужи апостольской святости». Это господствующее (православное) учение при нем впервые названо «католическим» (кафолическим, вселенским); его сторонникам одним разрешено именоваться «Церковью». Арианство и другие секты были безусловно запрещены. Константинопольский собор  года подтвердил, дополнив его, никейский символ и повторил осуждение всех еретиков. Упорствующими грозили строжайшие наказания.

Отмена языческого культа

Такому же безусловному преследованию подверглись и язычники. В —  годах рядом указов запрещены были жертвоприношения и предписано уничтожение храмов (префект Востока Кинегий, при помощи вооруженной силы и вместе с монахами, разрушил многие из оставшихся святилищ старой веры). Эдикт  года, еще более строгий, нанес последний удар язычеству, запретив поклонение богам не только публично, но и в частных домах. В Риме из залы сената окончательно и навсегда вынесена была знаменитая статуя Ники («победы»), признававшаяся палладиумом древней религии. Оппозиция cтapo-римской знати (с Симмахом и Претекстатом во главе) не сокрушила решений Феодосия; священный огонь Весты был потушен (), и в том же году в последний раз допущено празднование Олимпийских игр в Греции. Фактически практика язычества продолжалась в глухих углах империи; празднества натуральных культов многоразлично переплелись с христианскими обрядами и обычаями, открывая дорогу новому синкретизму.

Духовная и светская власть

В своих мероприятиях в области религии Феодосий находился под сильным влиянием знаменитого отца западной церкви Амвросия Медиоланского. Влияние это доводило часто государя до полной покорности епископу. Всем известен факт, как Феодосий принял и публично выполнил епитимию, наложенную на него святителем за зверскую расправу с участниками бунта в Фессалониках. Хотя Феодосий и старался законами сдерживать непомерно усилившиеся судебные и административные привилегии церкви, но таким подчинением авторитету духовного лица он как бы показал путь для развития идеи, что «Цезарь стоит не над церковью, а в ней». Эта теория сыграла первенствующую роль в развитии дальнейших отношений между светской и духовной властью на средневековом Западе ( г.)

использованная литература

Источники

  • Келли, Кристофер (2013). Феодосий II: переосмысление Римской империи в поздней античности . Кембридж: Издательство Кембриджского университета.
  • Миллер, Фергус (2006). Греческая Римская империя: власть и вера при Феодосии II . Беркли: Калифорнийский университет Press.
  • Элтон, Хью (2009). «Имперская политика при дворе Феодосия II», в книге Эндрю Каина (редактор), «Сила религии в поздней античности: сила религии в поздней античности» (Aldershot, Ashgate, 2009), 133–142.
  • S. Crogiez-Pétrequin, P. Jaillette, J.-M. Пуансотт (ред.), Codex Theodosianus V. Texte latin d’après l’édition de Mommsen. Перевод, введение и примечания , Brepols Publishers, 2009, ISBN  978-2-503-51722-3
  • Василики Лимберис, Божественная наследница: Дева Мария и создание христианского Константинополя (Лондон: Рутледж, 1994) имеет значительный раздел о Феодосии II и его сестре Пульхерии.
  • Каспари, Максимилиан Отто Бисмарк (1911). «Феодосий (императоры)»  . В Чисхолме, Хью (ред.). Британская энциклопедия . 26 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета.
  •  Стоукс, Джордж Томас (1911). «Феодосий II, император»  . В Уэйсе, Генри ; Пирси, Уильям К. (ред.). Словарь христианской биографии и литературы до конца шестого века (3-е изд.). Лондон: Джон Мюррей.
  • «Феодосий II» в Оксфордском словаре Византии , Oxford University Press , New York & Oxford, 1991, p. 2051. ISBN  

Молитвословия

Тропарь, глас 8

Возвы́сився на доброде́тель,/ измла́да возлю́бив мона́шеское житие́,/ к жела́нию до́бльственне достиг,/ всели́лся еси́ в пеще́ру/ и, украси́в житие́ твое́ поще́нием и све́тлостию,/ в моли́твах, я́ко безпло́тен, пребыва́л еси,/ в Росси́йстей земли́, я́ко све́тлое свети́ло, просия́в,/ о́тче Феодо́сие,/ моли́ Христа́ Бо́га// спасти́ся душа́м на́шим.

Тропарь на перенесение мощей, глас 8

Правосла́вия наста́вниче,/ благоче́стия учи́телю и чистоты́,/ вселе́нныя свети́льниче,/ архиере́ев богодухнове́нное удобре́ние,/ Феодо́сие прему́дре,/ уче́ньми твои́ми вся́ просвети́л еси,/ цевни́це духо́вная,// моли́ Христа́ Бо́га спасти́ся душа́м на́шим.

Кондак, глас 3 (Подобен: Дева днесь:)

Звезду́ Росси́йскую дне́сь почти́м,/ от восто́ка возсия́вшую и на за́пад прише́дшую,/ всю́ бо страну́ сию́ чудесы́ и добро́тою обогати́вшу и вся́ ны́/ соде́янием и благода́тию мона́шескаго уста́ва,// блаже́ннаго Феодо́сия.

Кондак на перенесение мощей, глас 8 (Подобен: Взбранной:)

Насле́дник отце́в бы́л еси́, преподо́бне,/ те́х после́дуя житию́ и уче́нию,/ обы́чаю и воздержа́нию,/ моли́тве же и предстоя́нию:/ с ни́миже, име́я дерзнове́ние ко Го́споду,/ проще́ние согреше́ний и спасе́ние испроси́ вопию́щим ти́:// ра́дуйся, о́тче Феодо́сие.

Тропарь прпп. Антония и Феодосия из службы 2 сентября, глас 4

Зве́зды мы́сленныя,/ просия́вшия на тве́рди Церко́вней,/ и́ноков Росси́йских основа́ние/ пе́сньми, лю́дие, почти́м,/ ра́достныя похвалы́ си́м воздаю́ще:/ ра́дуйтеся, преблаже́ннии отцы́,/ Анто́ние со Феодо́сием богому́дрым,/ при́сно моля́щиися о возсле́дствующих// и чту́щих па́мять ва́шу.

Ин тропарь прпп. Антония и Феодосия из службы 2 сентября, глас 3

Дво́ицу нача́льных росси́йских свети́л почти́м,/ Анто́ния, Бо́гом по́сланнаго,/ и Феодо́сия, Бо́гом дарова́ннаго:/ ти́и бо пе́рвии, равноа́нгельным в России́ житие́м/ просия́вше от го́р Ки́евских,/ освети́ша оте́чествия на́шего вся́ концы́,/ и пу́ть к Небеси́ пра́вый мно́гим показа́ша,/ и, первоотцы́ и́ноком бы́вше,/ ли́ки спаса́емых Бо́гови приведо́ша,/ и ны́не, предстоя́ще в вы́шних немерца́емому Божества́ Све́ту,// мо́лятся о душа́х на́ших.

Кондак прпп. Антония и Феодосия из службы 2 сентября, глас 8

Дво́ицу вели́ких оте́ц и пра́вило и́ноков све́тлое,/ у́мныя зари́, онебе́сившия Росси́йскую Це́рковь,/ кто́ по достоя́нию хвала́ми воспое́т?/ Ти́и бо Престо́лу Бо́жию предстоя́т./ Но, я́ко иму́щии дерзнове́ние ко Святе́й Тро́ице,/ Анто́ние преблаже́нне и Феодо́сие приснопа́мятне,/ моли́теся о моле́бная ва́м принося́щих// и любо́вию пе́сньми ва́с ублажа́ющих.

Ин кондак прпп. Антония и Феодосия из службы 2 сентября, глас 2

Тве́рдыя столпы́ благоче́стия,/ недви́жимая и́ноческих законоположе́ний основа́ния/ и необори́мыя сте́ны Росси́йския восхва́лим:/ Анто́ния, возлю́бльшаго Бо́га,/ и Феодо́сия, возлю́бленнаго Бо́гом:/ труды́ бо о́нех и по́стническия по́двиги прия́т па́че вся́каго всепло́дия// Еди́н во святы́х прославля́емый.

Примечания

Комментарии
  1. Год рождения вычисляется исходя из того, что согласно Авр. Вик. (Извлечения …, 48.19, 47) Феодосий был провозглашён императором в 32 года, а скончался на 50-м году жизни. Более поздний церковный историк Сократ Схоластик (5.26) сообщил, что Феодосий скончался в 60 лет, что противоречит свидетельству Амм. Марцеллина о юности Феодосия в пору его войны с сарматами.
  2. Авр. Вик. (48.1) назвал имя отца Феодосия как Гонорий, однако Павел Диакон (Hist. Rom, 12.1), копирующий Авр. Вик., и Иероним (Chron. s.a. 376) назвали имя отца как Феодосий.
  3. Амвр. Мед. (Слово на смерть Феодосия Великого): «Носил тяжкое ярмо и Феодосий от юности своей, когда убийцы отца его замышляли против его жизни.»
  4. Pan. Lat. 2(12).10.2-3 (Панегирик Латина Дрепания); Themist. Or. 14.182c, 15.198a. (Речи Фемистия). Так, Фемистий в речи 14 (14.182c), произнесённой в 379 году, говорит, что римляне призвали Феодосия на царство в момент, когда тот воевал с сарматами. В обзорно-исторической литературе, ссылаясь на Авр. Виктора («Извлечения …», гл. XLVII) и Орозия, обычно считают, что Грациан вызвал Феодосия из Испании, что противоречит более ранним свидетельствам.
  5. Дата указана в «Консульских списках» (Consularia Constantinopolitana) как «V non. Oct.»
  6. Войска Грациана дезертировали под Парижем, и он вынужден был бежать. Грациан был убит 25 августа 383 года военачальником Магна Максима в Лугдуне.
  7. 7 тыс. убитых (Феодорит Кирский, 5.17) ; 15 тыс. убитых (Иоанн из Никиу, LXXXIII.42; Иоанн Малала, 347)
  8. Император Константин Великий в 313 году издал в виде письма закон о свободе религиозных культов (Миланский эдикт). Эдикт взял христианство под защиту государства, но не сделал его господствующей религией в империи.
  9. Cod. Theod., IX. 16. 8: «Если кто-либо днем или ночью будет задержан в момент занятий (в частном порядке или в школе) этой запрещенной ложной дисциплиной, то оба должны быть преданы смертной казни.»
  10. Проведение последних Олимпийских игр в 393 году является предположением историков. Из документов известно имя последнего победителя лишь в 291-й Олимпиаде в 385 году.
  11. Зосима (IV.59): «Таким образом законы по деятельности святилищ и жертвоприношениям были отвергнуты Как следствие, Римская империя, постепенно умаленная, стала обиталищем варваров».
  12. Феодосий женился на Галле в конце 387 года (Зосима, IV.43), по хронике Марцеллина это произошло в 386 году.
Источники
  1. Chronicle of Hydatius
  2. Новая история Зосимы
  3. Chronicon of Marcellinus Comes (лат.)
  4. Theodosius // Реальный словарь классических древностей по Любкеру
  5. Зосима, 4.24.4
  6. Амм. Марц., 29.5.4
  7. Амм. Марц., 29.6.15
  8. Зос., 4.16.6
  9. Cons. Constant. s.a. 379
  10. Филосторгий, кн. 9
  11. Зосима, 4.25
  12. Consularia Constantinopolitana, s.a. 380; Сокр. Схол., 5.6
  13. Consularia Const., s.a. 381
  14. Pan. Lat. 2(12).22.3.
  15. Ambr. Ep. 73(40).23; Pan. Lat. 2(12).34-35.
  16. ↑ Орозий, 7.35; Павел Диакон, Римская история, 12.1
  17. Созомен, 7.25
  18. Феодорит Кирский, 5.18
  19. Сократ Схоластик, 5.18
  20. Филосторгий, кн.11
  21. Сокр. Схол., 5.6
  22. Cod. Theod., XVI, 1. 2 (от 28 февраля 380 г.)
  23. Cod. Theod., XVI, 5. 6 (от 10 января 381 г.)
  24. Cod. Theod., XVI, 1. 3 (от 30 июля 381 г.)
  25. Cod. Theod.,XVI, 5. 11—12
  26. Сократ Схоластик, 5.13
  27. Cod. Theod., XVI, 5. 16
  28. Chron. Pasch., p. 561. 10—12. По Феодориту Кирскому, 5.21
  29. Cod. Theod., XVI. 10. 11 (от 16 июня 391 г.)
  30. Кодекс Юстиниана, IX. 18. 2 (статья 294 года)
  31. ↑ Аврелий Виктор, «Извлечения о жизни и нравах римских императоров», гл. XLVIII
  32. Зосима, IV.25

Борьба с узурпаторами на Западе

Дальнейший ход событий направил деятельность Феодосия на Запад. Последние годы царствования Грациана тревожимы были вторжениями франков, аламаннов, маркоманнов и квадов в Галлию и Италию. В Британии поднялся узурпатор, талантливый и энергичный Магн Максим, который приобрел власть и в Галлии, Грациан пал от руки сочувствовавших последнему заговорщиков в Лионе ( г.); в руках сторонников его несовершеннолетнего брата Валентиниана II оставалась одна Италия, да и оттуда ему скоро пришлось бежать ( г.) в Фессалоники, под покровительство Феодосия. Последний двинулся против Максима, выступая за легитимный принцип, проводя начало наследственности монархической власти и опасаясь, что все недовольные в империи элементы сгруппируются вокруг Максима. Феодосий направился в Италию с хорошо устроенным войском и прекрасными вождями-сотрудниками (римского и варварского происхождения — Промотом и Тимазием, Рихомером и Арбогастом), через Паннонию, а сильный флот должен был напасть на страну с юга. Максим был взят в плен и умерщвлен ( г.). В западной империи восстановлена была в течение следующих лет законная власть Валентиниана II и сильно укрепилось руководящее влияние самого Феодосия, который с по  годы большую часть времени провел в Италии, пребывая преимущественно в Милане.

Новые неурядицы, причинявшиеся вторжениями варваров, отозвали его на Балканский полуостров, где приходилось также бдительно охранять порядок в войсках, разделяя их на небольшие корпуса с доверенными начальниками во главе и с расширением власти последних на счет компетенции префекта претория. На дальнем востоке империи во время царствования Феодосия положение было довольно спокойно, вследствие внутренних смут, происходивших в персидском царстве.

Запад оказался успокоенным ненадолго. Ничтожный и неопытный, но неосторожный и притязательный Валентиниан II быстро возбудил против себя недовольство. Особенную вражду вызвал он в Арбогасте, поставленном управлять Галлией. Последний приказал убить императора, прибывшего с какими-то резкими требованиями в Вьенну (), и возвел на престол некоего Евгения, профессора риторики, скромного и почтенного человека, являвшегося в его руках простой игрушкой. В борьбе с этой новой узурпацией Феодосию пришлось провести свои последние годы. Евгений был признан государем, кроме Галлии, также и в Италии. Движение принимало окраску реставрации паганизма, под влиянием самого видного главы языческой партии, Никомаха Флавиана, замечательного государственного человека, которого ценил сам Феодосий. В то же время симптомы внутренней смуты обнаруживались и в Африке; военный наместник страны (magister militum) Гильдон видимо желал создать из нее отдельное владение для себя. Феодосий провозгласил себя единым императором всего римского мира; он возвел в сан августа и младшего своего сына, малолетнего Гонория, как уже раньше сделал то же для старшего — Аркадия. Многочисленные заботы не дали ему возможности нанести удар узурпации немедленно. Он вступил вновь в Италию с сильным войском лишь в  г. (в числе начальников его армии мы видим знаменитого впоследствии Стилихона и также прославившегося вскоре готского вождя Алариха). Феодосий восторжествовал над врагами (в битве близ Аквилеи), но вскоре заболел и умер в Милане, в то время, как устраивал порядок в подчиненных странах Запада (17 января  г.).

Основание первой христианской лавры

Святой не препятствовал инокам, если они хотели поселиться в его пещере и жить под его руководством. Вскоре скромное жилище праведника уже не могло вместить всех желающих, и тогда было принято решение создать первую монашескую общину.

Прежде чем приступить к строительству новой лавры, святой Феодосий обратился к Господу с просьбой указать наилучшее место для будущей обители. После этого Святой взял в руки кадило и пошел по пустыне. Через некоторое время холодные угли разгорелись. Именно на этом месте впоследствии была основана обитель, в которой на постоянном основании жили более 700 монахов.


Икона Феодосия Великого, Киновиарха

Святой Феодосий отличался безмерной добротой, что находило подтверждение в делах милосердия, совершаемых праведником. В одно время в Палестине был очень сильный голод, и люди шли к монастырю с просьбой накормить и защитить их. Преподобный Феодосий приказал открыть ворота и впустить всех страждущих.

Иноки переживали, что людей будет нечем кормить и стены обители не смогут вместить такое количество людей. Однако когда иноки зашли в трапезную, они увидели, что она доверху наполнена хлебом, который по молитвам настоятеля обители даровал Господь страждущим.

Интересно! Такие чудеса повторялись каждый раз, когда преподобный Феодосий хотел оказать помощь тем, кто в ней нуждался. Ворота монастыря всегда были открыты для всех нищих, больных и голодных людей.

Вскоре на территории монастыря были построены отдельные больницы для мирян, трапезные для бедных и дома для престарелых. К монастырю приходили люди разных национальностей, поэтому настоятель общины распорядился о том, чтобы богослужения велись сразу на нескольких языках: греческом, армянском и грузинском.

Начало подвижнического пути

Святой Феодосий принял судьбоносное решение внять наставлениям Симеона Столпника и начать вести отшельнический образ жизни. Для этого он отправился в Палестину и нашел в одной из пустошей уединенную пещеру. По преданию, именно в ней ночевали три волхва, которые шли поклониться недавно родившемуся Спасителю.


Феодосий Великий является основоположником общежительных монастырей

В этой пустыне, вдали от людей и мирской суеты, праведник прожил почти три десятка лет. Отшельнический образ жизни всегда сопряжен со многими трудностями и тяготами, но они не смутили ум Феодосия Великого — праведник твердо выбрал свой путь и принял решение следовать по нему, не смотря ни на что.

Вскоре слава об отшельнике распространилась на христианских землях. В поисках духовного совета и поддержки люди приходили к святому Феодосию. Также к нему приходило много молодых иноков, которые искали свой путь в жизни и просили совета у праведника.

внешние ссылки

Феодосий II

Родился: 401 апреля Умер: 28 июля 450 г. 

Королевские титулы
Предшественник Аркадия Император Восточной Римской империи 408–450 гг. Преемник Маркиана
Политические офисы
Предшественник Аркадия Августа V Гонория Августа V Римский консул 403 г. с Руморидом Преемник Гонория Августа VI Аристенета
Предшественник Аркадия Августа VI Аниция Петрония Проба Римский консул II 407 г. с Гонорием Августом VII Преемник Аниций Аукениус Басс Филипп
Предшественник Аниций Аучениус Басс Римский консул III 409 г. с Гонорием Августом VIII Константином Августом Преемник Варанес Тертулл
Предшественник Варанс Тертулл Римский консул IV – V 411–412 гг. С Гонорием Августом IX (412 г.) Преемник Луций Гераклиан
Предшественник Констанция Констанса Римский консул VI – VII 415–416 гг. С Гонорием Августом X Юнием Квартусом Палладием Преемник Гонория Августа XI Флавия Констанция II
Предшественник Гонория Августа XI Флавия Констанция II Римский консул VIII 418 с Гонорием Августом XII Преемник Монаксия Плинта
Предшественник Монаксия Плинта Римский консул IX 420 с Констанцием III Преемник Евстафия Агриколы
Предшественник Евстафия Агриколы Римский консул X 422 с Гонорием Августом XIII Преемник Asclepiodotus Avitus Marinianus
Предшественник Кастинус Виктор Римский консул XI 425 г. с Валентинианом Цезарем Иоанном Августом (только в Риме) Преемник Феодосия Августа XII Валентиниана Августа II
Предшественник Феодосия Августа XI Валентинианский Цезарь Римский консул XII 426 г. с Валентинианом Августом II Преемник Хириус Флавий Ардавур Юниор
Предшественник Флорентий Дионисий Римский консул XIII 430 г. с Валентинианом Августом III Преемник Аниций Аукениус Басс Антиох
Предшественник Аэция Валерия Римский консул XIV 433 с Петронием Максимом Преемник Аспар Ареобиндус
Предшественник Аспара Ареобиндуса Римский консул XV 435 г. с Валентинианом Августом IV Преемник Анфемия Исидора Флавия сенатора
Предшественник Аэция II Сигисвулта Римский консул XVI 438 г. с Аницием Ацилием Глабрионом Фаустом Преемник Феодосия Августа XVII Феста
Предшественник Феодосия Августа XVI Аниций Ацилий Глабрион Фауст Римский консул 439 г. с Фестом Преемник Валентиниана Августа V Анатолия
Предшественник Петрония Максима II Патерия Римский консул XVII 444 г. с Цециной Деций Агинатием Альбином Преемник Валентиниана Августа VI Номуса

Лавра Саввы Освященного

Преподобный Савва Освященный родился в V веке, в Каппадокии в благочестивой христианской семье Иоанна и Софии. Когда мальчику шел восьмой год, он поступил в монастырь, скоро научился читать и хорошо изучил Священное Писание. Напрасно родители уговаривали святого Савву вернуться в мир и вступить в брак.
Преподобный Савва был столь ревностным иноком, что очень рано преуспел в подвигах и добродетелях, для достижения которых другим требуются долгие десятилетия. В 17 лет он принял монашеский постриг и вскоре был удостоен от Господа дара чудотворений. В 30 лет получил благословение подвизаться в затворе, покидая пещеру лишь в субботу для участия в Богослужении и принятия пищи; а затем и вовсе не покидать затвора на протяжении пяти лет. Его наставник, преподобный Евфимий Великий, называл его отроком-старцем и заботливо воспитывал его в высших иноческих добродетелях.
Когда преподобный Евфимий отошел ко Господу (+ 473), святой Савва поселился в пещере в долине потока Кедрон, в Иудейской пустыне, в 14 км от Иерусалима, к востоку от монастыря Феодосия Великого. Через несколько лет к преподобному Савве стали собираться ученики — все, кто хотел иноческой жизни. Так возникла Великая Лавра.
Многие чудеса были явлены по молитвам преподобного Саввы: среди Лавры забил источник, во время засухи пролился обильный дождь, происходили исцеления больных и бесноватых.
На территории Лавры почивают нетленные мощи ее основателя, преподобного Саввы Освященного, от которых происходят многочисленные исцеления, особенно онкологических больных. В обители бьет святой источник, вода которого употребляется только для питья и дается в благословение всем паломникам. Для всяческих нужд были сооружены цистерны для сбора дождевой воды. Внутри стен монастыря растет посаженная самим преподобным Саввой финиковая пальма, чьи листья и плоды оказывают чудотворное действие в случаях бесплодия.
Лавра — крупнейшая из трех православных обителей, ныне действующих в Иудейской пустыне. Его устав, введенный основателем, соблюдается и в наши дни и считается самым строгим из уставов всех Палестинских православных монастырей. Настоятелем монастыря является сам патриарх Иерусалимский, но управляет всеми его повседневными делами поставленный патриархом игумен.
Ни одна женщина никогда не допускалась на территорию монастыря. Когда навестить преподобного приехала родная мать, он устроил ее на ночлег вне стен монастыря. На этом месте теперь стоит так называемая «женская башня», где останавливались матери и сестры иноков, приезжавшие увидеться с ними.
Преподобный Савва никогда не вкушал яблок. Однажды, в юности, ему очень захотелось съесть яблоко, но вспомнив, что именно через этот плод искуситель соблазнил первого человека, преподобный бросил его на землю и растоптал, тем самым победив чревоугодный помысл. В память об этом иноки Лавры и сейчас не едят яблок.
В Лавре преподобного Саввы не пользуются электричеством и живут по библейскому исчислению времени. Участие иноков Лавры является обязательным для совершения литании Святого oгня в храме Гроба Господня.
Монастырь святого Саввы сделался центром православной иноческой жизни, сравнимым по духовному значению с обителями Афона и Синая. В монастыре жили, молились и духовно возросли более двадцати святых почитаемых Православной Церковью, среди них — великий богослов и отец Церкви преподобный Иоанн Дамаскин. В монастыре захоронен также биограф и историк монашеского движения Кирилл Скифопольский, умерший около 560 года. За века Лавра принимала в своих стенах и многих паломников и подвижников из славянских земель — тут жил проведший полтора года в Палестине первый русский паломник, игумен Даниил в 1106-1107 годах, тут постигал «основы искусства святости» святитель Савва Сербский в 1226 году, тут переводил древние книги святитель Феофан Затворник в 1848-1854 годах.

Комментарии[править | править код]

  1. Год рождения вычисляется исходя из того, что согласно Авр. Вик. (Извлечения …, 48.19, 47) Феодосий был провозглашён императором в 32 года, а скончался на 50-м году жизни. Более поздний церковный историк Сократ Схоластик (5.26) сообщил, что Феодосий скончался в 60 лет, что противоречит свидетельству Амм. Марцеллина о юности Феодосия в пору его войны с сарматами.
  2. Авр. Вик. (48.1) назвал имя отца Феодосия как Гонорий, однако Павел Диакон (Hist. Rom, 12.1), копирующий Авр. Вик., и Иероним (Chron. s.a. 376) назвали имя отца как Феодосий.
  3. Амвр. Мед. (Слово на смерть Феодосия Великого): «Носил тяжкое ярмо и Феодосий от юности своей, когда убийцы отца его замышляли против его жизни.»
  4. Pan. Lat. 2(12).10.2-3 (Панегирик Латина Дрепания); Themist. Or. 14.182c, 15.198a. (Речи Фемистия). Так Фемистий в речи 14 (14.182c), произнесенной в 379 году, говорит, что римляне призвали Феодосия на царство в момент, когда тот воевал с сарматами. В обзорно-исторической литературе, ссылаясь на Авр. Виктора («Извлечения …», гл. XLVII) и Орозия, обычно считают, что Грациан вызвал Феодосия из Испании, что противоречит более ранним свидетельствам.
  5. Дата указана в «Консульских списках» (Consularia Constantinopolitana) как «V non. Oct.»
  6. Войска Грациана дезертировали под Парижем, и он вынужден был бежать. Грациан был убит 25 августа 383 года военачальником Магна Максима в Лугдуне.
  7. 7 тыс. убитых (Феодорит Кирский, 5.17) ; 15 тыс. убитых (Иоанн из Никиу, LXXXIII.42; Иоанн Малала, 347)
  8. Император Константин Великий в 313 году издал в виде письма закон о свободе религиозных культов (Миланский эдикт). Эдикт взял христианство под защиту государства, но не сделал его господствующей религией в империи.
  9. Cod. Theod., IX. 16. 8: «Если кто-либо днем или ночью будет задержан в момент занятий (в частном порядке или в школе) этой запрещенной ложной дисциплиной, то оба должны быть преданы смертной казни.»
  10. Проведение последних Олимпийских игр в 393 году является предположением историков. Из документов известно имя последнего победителя лишь в 291-й Олимпиаде в 385 году.
  11. Зосима (IV.59): «Таким образом законы по деятельности святилищ и жертвоприношениям были отвергнуты Как следствие, Римская империя, постепенно умаленная, стала обиталищем варваров.»
  12. Феодосий женился на Галле в конце 387 года (Зосима, IV.43), по хронике Марцеллина это произошло в 386 году.

Начало правления

Феодосий планировал лично провозгласить мальчика августом и тем самым показать свою власть в империи, но из-за болезни вынужден был отказаться от поездки. Диадему на голову Валентиниана возложил приближённый Феодосия Гелион. На новой серии монет императоры изображались уже стоящими рядом, в 426 году Валентиниан вновь был консулом, в этот раз — вместе с Феодосием.

В начале своего правления август-ребёнок оставался полностью зависим от Константинополя. Армия Восточной империи находилась в Италии до 427-го — её командующий Ардавур был тогда консулом на Западе. Ключевые посты заняли выходцы из Константинополя — магистр оффиций Гелион, военный магистр Флавий Феликс и квестор Антиох. С деятельностью последнего связывают законы, принятые в Италии в 426−427 гг. После 427 года законотворчество пошло на спад, так как Антиох вернулся в Константинополь и приступил к работе над знаменитым кодексом Феодосия.

Солид Валентиниана. (Wikimedia Commons)

Члены правительства заручились поддержкой Сената — в 426 году император объявил об уважении к правам сенаторов. Вслед за тем Валентиниан вернул Сенату часть традиционного дара, который сенаторы делали императору на Новый год. Вторую часть правитель передавал непосредственно Риму. Также император подтверждал привилегии, данные церкви его предшественниками.

Выходцы из Константинополя постарались заручиться дружбой римской знати. Со второй половины 420-х годов высокие посты доставались выходцам из сенатских семей. Некоторые из них, как Петроний Максим и Тригетий, занимали высокие должности ещё во времена Гонория.

Усмирение варваров

Прежде всего было необходимо привести к повиновению вестготов, которые хозяйничали по всему Балканскому полуострову, угрожая самому Константинополю. Феодосий реорганизовал войско, восстановил в нем дисциплину, пополнил его вспомогательными силами из самих варваров, раздробленных и враждовавших между собою. Опираясь на Фессалоники, систематически подвигаясь вперед и разжигая распри между отдельными группами варваров, он постепенно очищал полуостров ( —  г.). Мало-помалу готы были приведены к покорности и с ними заключены договоры о подданстве. В качестве федератов империи отряды их были расквартированы во Фракии и Македонии на началах военного постоя (hospitalitas). Полного замирения дунайской границы достигнуть, однако, не удалось: германцы, сарматы, аланы и гунны непрерывно теснили ее набегами и защита от них требовала значительных средств и неусыпного внимания. 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector