Житие и икона исаакия далматского, о чем просят святого и тексты молитв

Православные тексты

В тропаре прославляют одновременно трех игуменов Далматского монастыря: Исаакия, Далмата, Фавста. Кондак составлен отдельно для преподобного Исаакия, в то же время в нем присутствует обращение к троим настоятелям.

Тропарь

Бо́же оте́ц на́ших,/ творя́й при́сно с на́ми по Твое́й кро́тости,/ не отста́ви ми́лость Твою́ от нас,/ но моли́твами их// в ми́ре упра́ви живо́т наш.

Кондак

Яко угодник Божий верный, по Христове церкви ревностию разжегся, бразды уалентовы удержав, пророчески тому о затворении церкве пагубную смерть предрекл еси преподобне. Темже присно моли о нас, чтущих тя Исаакие преподобне.

Поще́нием возсия́вшия, я́ко свети́ла,/ и е́реси разврати́вшия ве́рою,/ пе́сньми Исаа́кия восхва́лим и с Далма́том Фа́вста,/ я́ко Христо́вы уго́дники,// Того́ моля́щия о всех нас.

Использованные материалы

  • Манькова И. Л., Э. В. Ш. «Далмат (Мокринский Дмитрий Иванович)» / Православная энциклопедия. Т. 13. — С. 650-653:

  • Варнава (Аверьянов), игум. «Почитание прп. Далмата Исетского и его попечение о нас» / В кн.: Четыре века православного монашества на Восточном Урале: Материалылы церковно-исторической конференции. — Екатеринбург, 2004. — С. 60-70:

  • Карсонов Б. Н., Манькова И. Л. «Старец Далмат: Человек и святой» / В кн.: Христианское миссионерство как феномен истории и культуры (600-летию памяти свт. Стефана Великопермского): Материалы международной научно-практической конференции. — Пермь, 1997. — Т. 1. — С. 178-189:

  • Река Исеть на фотографиях С.М.Прокудина-Горского, страница сайта храма в честь Преображения Господня (г.Екатеринбург):

  • Служба с акафистом св. Далмату Исетскому из Далматовского Успенского монастыря // А. А. Пашков. Свято-Успенский Далматов мужской монастырь. — Шадринск: ПО «Исеть», 2000, сс. 401-407. По блогу священника Максима Плякина:

  • Тропарь и кондак преподобному Далмату Исетскому. Утверждены Священным Синодом на заседании 29 июля 2017 года (журнал № 65):

  «Ὁ Ὅσιος Δαλμάτιος ὁ ἐκ Σιβηρίας», страница греческого сайта ΜΕΓΑΣ ΣΥΝΑΞΑΡΙΣΤΗΣ (Большой месяцеслов), по кн.: Αγαθάγγελος (Χαραμαντίδης), Επ. Φαναρίου, ΜΕΓΑΣ ΣΥΝΑΞΑΡΙΣΤΗΣ (Епископ Фанарийский Агафангел, «Синаксарь Православной Церкви»), Αποστολικής Διακονίας της Εκκλησίας της Ελλάδος,

  Гос. архив г. Шадринска Курганской обл. Ф. 224

  см.: Манькова И. Л. Неопубликованные мат-лы по истории Далматовского Успенского мон-ря // Культура и быт дореволюционного Урала. Свердловск, 1989. С. 42-43.

  РГАДА. Ф. 214. Оп. 3. Д. № 663. Л. 318а

  ГА Шадринска Курганской обл. Ф. 683. Оп. 1. Д. 6. Л. 170 об.

  РГИА. Ф. 796. Оп. 7. № 40. Л. 91 об.- 92

  Шашков А. Т. «Мы же святых отец предание держим неизменно…»: (Влияние дониконовских книг на идейные воззрения урало-сибирских старообрядцев 70-80-х гг. XVII в.) // Изв. Уральского ун-та. 2005. № 39. Сер.: Гуманит. науки. История. Вып. 10. С. 36-47

  цит. по: Варнава (Аверьянов), игум. Почитание прп. Далмата Исетского и его попечение о нас // Четыре века православного монашества на Восточном Урале: Материалылы церковно-исторической конференции Екатеринбург, 2004. С. 68

  см.: « Учреждена медаль Курганской епархии в честь святого преподобного Далмата Исетского» ()

  оба не сохранились, запечатлены на диапозитивах начала XX века из собрания С. М. Прокудина-Горского в Библиотеке Конгресса США, на фотографиях начала XX века из архива Далматовского Успенского монастыря — Пашков. 2000. С. 256-257. Ил. 39, 40

  Плотников Г. С. Описание мужского Далматовского Успенского монастыря и бывшего приписным к нему женского Введенского монастыря. Екатеринбург, 1906. С. 75

  Плотников Г. С. Описание мужского Далматовского Успенского монастыря и бывшего приписным к нему женского Введенского монастыря. Екатеринбург, 1906. С. 105

  Пашков А.А. Свято-Успенский Далматовский мужской монастырь. Шадринск, 2000, с. 231. Ил. 1

  Пашков А.А. Свято-Успенский Далматовский мужской монастырь. Шадринск, 2000, с. 59, 105, 256. Ил. 38

  А. А. Пашков. Свято-Успенский Далматов мужской монастырь. — Шадринск: ПО «Исеть», 2000, сс. 401-407, .

Иконография

К настоящему времени сложилась богатая иконографическая традиция изображения преподобного Далмата Исетского.

«…хранятся два портрета, написанные с натуры; один монаха Далмата, при коем его келейная мантия и клобук, а другой сына его Архимандрита Исаака, при котором находится его посох…» .

Судя по диапозитивам, портреты были выполнены предположительно в XVIII веке (возможно, в числе 8 живописных портретов по заказу архимандрита Иоакинфа в 60-70-х годах XVIII века тобольским иконописцем Матвеем Морозовым ), впоследствии поновлялись.

В году иконописец малороссийского происхождения Иван Соколовский (прибыл в монастырь в году) расписал гробницу над могилой Далмата На 3 боковых панелях надгробия были изображены сюжеты из жизни преподобного, сопровождавшиеся подробными надписями на свитках: татарин Илигей, замыслив убить Далмата, направляется из Тюмени на Белое Городище; явление Божией Матери Илигею в сонном видении «с претящею розгою»; Илигей с родственниками исповедует перед Далматом свое злое намерение и уступает ему вотчину; на 4-й стороне помещалась стихотворная летопись монастыря, излагающая историю обители в бытность Далмата и его сына архимандрита Исаака.
Сюжеты Жития Далмата были представлены в росписи интерьера каменной усыпальницы ( год) над могилой святого при церкви в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость».

СВЯТО-ИОАННО-ПРЕДТЕЧЕНСКИЙ СОБОР

Преподобный Исаакий жил в IV веке, приняв постриг, подвизался в пустыне. В годы царствования императора Валента (364 — 378), ревностного сторонника ереси Ария, начались преследования православных, закрывали и разрушали храмы. Узнав о гонении, преподобный Исаакий покинул пустыню и пришел в Константинополь, чтобы утешать и укреплять православных. В это время варвары-готы, жившие по Дунаю, пошли войной на империю. Они захватили Фракию и направились к Константинополю. Когда император Валент выходил с войском из столицы, преподобный Исаакий, обратившись к императору, громко воскликнул: «Царь, отопри храмы православным, и тогда Господь поможет тебе!». Но император, не обращая внимания на слова монаха, самоуверенно продолжал путь. Трижды повторял преподобный свою просьбу и пророчество. Рассерженный император приказал бросить преподобного Исаакия в глубокий овраг, поросший колючим терновником. На дне оврага было болото, выйти из него было невозможно. Но преподобный помощью Божией остался жив, вышел, догнал императора и сказал: «Ты хотел погубить меня, но святые Ангелы вывели меня из пропасти. Послушай меня, открой храмы православным и победишь врагов своих. Если же не послушаешь меня. то не возвратишься живым, но погибнешь в огне». Император удивился смелости старца и приказал своим приближенным Сатурнину и Виктору взять преподобного и держать в заключении до его возвращения.

Вскоре сбылось пророчество святого. Готы победили и начали преследовать греческие войска. Император вместе со своим военачальником-арианином укрылись в сарае с соломой и были сожжены наступавшими. После известия о гибели императора преподобного Исаакия освободили и стали почитать как пророка Божия. Когда на престол был избран святой царь Феодосий Великий (379 — 395), он по совету Сатурнина и Виктора призвал к себе старца, встретил его с великой честью, просил святых молитв и исполнил все его наставления: изгнал ариан из Константинополя и возвратил православным храмы. Преподобный Исаакий хотел возвратиться в пустыню, но Сатурнин и Виктор упросили его не уходить из города и ограждать его молитвами. В предместье Константинополя они построили для святого жилище, куда к нему собрались иноки. Так возникла обитель, игуменом и духовным наставником в которой был преподобный Исаакий. Он окормлял также и мирян, много помогал бедным и страждущим. Достигнув глубокой старости, преподобный Исаакий поставил вместо себя игуменом преподобного Далмата (память 3 августа), по имени которого стал называться монастырь. Скончался преподобный Исаакий в 383 году.

Другие статьи из рубрики «Место жительства — Петербург»

17 июня 2016
О пользе бесплатного Wi-Fi
Закрыли храм, открыли музей или клуб? Известная, хоть и давняя история. Закрыли музей и клуб, открыли храм? Тоже понятно — восстановление исторической справедливости. А бывает так, что восстановили храм, а потом в его стенах поселили большой музей, клуб, мастерские — в общем, полноценное …

8 сентября 2013
История за забором
8 сентября — сретение Владимирской иконы Пресвятой Богородицы. Этой святыне посвящен храм в центре Санкт-Петербурга: по имени церкви названа площадь и станция метрополитена. Полусказочный собор Владимирской иконы Божией Матери украшает одну из центральных улиц Кронштадта. А старейший Владимирский храм нашей епархии располагается в деревне Дылицы …

24 декабря 2013
От ресторасьонов до столовых
«Мясные на площади закрыты. И Коровкин закрыл колбасную …От закусочных пахнет грибными щами, поджаренной картошкой с луком; в каменных противнях кисель гороховый, можно ломтями резать…» Так строго блюли, если верить Ивану Шмелеву, пост в трактирах Москвы. Посмотрим, как обстояло дело с соблюдением постов в заведениях общественного питания нашего …

25 октября 2013
На вечной стоянке
Сорок лет назад, 27 октября 1973 года, в нашем городе появился новый памятник. В Гавани на постаменте был установлен торпедный катер. Он стал одним из многочисленного семейства кораблей, вставших на вечную стоянку в городе на Неве. Об истории этих кораблей мы и поговорим сегодня.

6 июня 2016
Экскурсия длиной в 48 лет

В Ленинграде в 1968 году случилась маленькая революция. Несколько преподавателей Дворца пионеров организовали конкурс для школьников, который послужил толчком к возрождению традиций «старорежимного» краеведения. Среди педагогов-пионеров был и Владимир Аксельрод, ныне заслуженный работник культуры …

Житие святого

Есть мнение, что он был сирийским отшельником. Во времена гонений он скрывался в пустыне. Там он услышал голос с небес, который повелел ему отправляться в Константинополь.

С того момента житие Исаакия Далматского очень изменилось. Царь как раз собирался в поход. Святой приходил несколько раз и молил о прекращении гонения христиан. В таком случае Господь будет всегда и во всем помогать ему. Только тот отмахнулся и велел схватить старца и кинуть в плохо пахнущее болото. Из него никому не удавалось выбраться, но 2 ангела спасли его. После этого он вернулся к императору и предрек разгром его войск в битве, а также погибель в огне.

Разъяренный властелин отдал приказ поместить его в темницу до того момента, когда он вернется. Но не судилось им снова встретится. Сбылось все, о чем он говорил. Вести о нем дошли до Константинополя. Новый властелин велел выпустить заключенного и принял, как подобает самому дорогому гостю в своем дворце. Он выявил желание отправится назад в пустыню, но благочестивые богачи начали упрашивать его не покидать их. Взамен на это он попросил построить ему келью. Она была в пригороде.

Лучшая статья для Вас, переходите: Святитель Иоанн Шанхайский: мощи, житие, чудеса, о чем молиться

К нему постоянно шли целые толпы паломников со своими молитвами. Через некоторое время вокруг нее образовали монастырь. Там святой прожил до конца своих дней. перед кончиной он созвал своих учеников и назначил приемника. После кончины его останки были погребены в алтаре храма св. Стефана. Есть упоминания в некоторых летописях о том, что частица мощей хранится на Афоне в скиту Новая Фиваида.

Дни памяти Исаакия Далматского выпадают на:

  • 4 апреля;
  • 12 июня;
  • 16 августа.

Иконография

Святого Исаакия изображают чаще всего в полный рост или до пояса, в монашеском одеянии. Седобородый старец держит в левой руке свиток, правой рукой благословляет молящихся перед иконой. Житийные изображения в русской иконописи встречаются намного реже.

На одном из таких образов, выполненных М. Архиповым, вокруг фигуры преподобного размещены сцены, известные из Жития Святых:

  1. Молитва Исаакия в пустыне.
  2. Обличение императора Валента.
  3. Обращение к Валенту о защите православия от ереси.
  4. Спасение из болота.
  5. Тюрьма.
  6. Сражение с варварами.
  7. Смерть Валента.
  8. Беседа с Феодосием I.
  9. Обращение Виктора и Сатурнина.
  10. Изгнание ариан.
  11. Келлия Сатурнина.

Первые изображения преподобного Исаакия датируются XII веком.

Собор Святого Исаакия

Именно в честь Исаакия Далматского назван крупнейший православный храм северной столицы. Кафедральный Исаакиевский собор был четвертым храмом, построенным в Санкт-Петербурге в честь этого Святого. Первый храм на месте современного собора был построен еще во времена правления государя Петра Великого: Петр Алексеевич с особым почтением относился к Исаакию Далматскому, так как считал его своим небесным покровителем.


Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге

По мере обветшания деревянных построек на этом месте несколько раз возводились новые храмы, названные в честь этого Святого. Так продолжалось до тех пор, пока Николай Первый не принял решение о начале масштабного строительства: в 1818 году был заложен фундамент монументальной постройки будущего собора.

Величественную храмовую постройку возводили в течение 40 лет, но даже скептики не скрывали восторга при взгляде на новый храм — полученный результат превзошел все ожидания. Вот уже на протяжении многих лет собор остается самым красивым и аутентичным храмом Петербурга, став настоящей визитной карточкой города.

Как и житие многих православных Святых, жизненный путь Исаакия Далматского отнюдь не был простым: тяжелый отшельнический быт, гонения со стороны властей, огромная ответственность за жизни людей, обратившихся за помощью — все это требует духовных сил и самоотречения. Однако все эти трудности не помешали преподобному Исаакию всегда оставаться защитником христианства и простых верующих людей.

https://youtube.com/watch?v=VJeUFz7bSlE

Исаакий Далматский — раннехристианский святой

Почитание

Нет никаких документальных свидетельств канонизации преподобного Далмата. Однако в рапорте епископу Пермскому и Верхотурскому Антонию от года в одном случае Далмат назван просто монахом, во втором – преподобным.

Во 2-й половине XIX века в периодике, в официальных документах, на литографических изображениях (в частности, выпущенных в Екатеринбурге в 90-х годах) Далмат часто называется преподобным. Он поминается в службе всем святым, в земле Российской просиявшим, составленной в году епископом священноисповедником Афанасием (Сахаровым).

В году, в год 400-летия со дня рождения преподобного Далмата и 350-летия основания обители и города, названного в честь обители Далматовым, было принято решение провести археологические раскопки захоронения старца, воздать полагающиеся почести и вновь обрести главную святыню монастыря. 6 августа года состоялось обретение мощей преподобного Далмата, почивающих с того времени открыто в деревянной резной раке в Скорбященской церкви монастыря.

В году, к 300-летию преставления преподобного Далмата, были написаны служба и акафист ему.

В году патриарх Московский и всея Руси Алексий II благословил причислить основателя Свято-Успенского мужского монастыря Далмата Исетского к лику местночтимых святых Курганской епархии и включить имя преподобного Далмата Исетского в Собор Сибирских святых с установлением дня памяти 25 июня/8 июля .

4 февраля года Архиерейский Собор Русской Православной Церкви утвердил общецерковное прославление преподобного Далмата Исетского.

О преподобном Далмате Исетском создан цикл документальных фильмов, в частности, действующим при Далматовском монастыре Творческим Объединением «Белое городище» (фильмы: «Земли Сибирстей несравненный ходатай», «Старец Далмат. Краткое жизнеописание», «От воинства земнаго к воинству небесному», «Акафист преподобному Далмату Исетскому, чудотворцу»).

В мае года была учреждена медаль Курганской и Шадринской епархии в честь святого преподобного Далмата Исетского двух степеней

Первые три Исаакиевских Собора — что с ними стало

Первые три храма берут свое начало с 1710 года. Стоит напомнить, что Петроград начали отстраивать в 1703 году по велению императора Петра Великого. Город стал новой столицей и важнейшим культурным, экономическим и военным центром России. С каждым годом росло население как мирное, так и гражданское.

Первая Исаакиевская церковь, располагалась на Адмиралтейском лугу

В те годы почти не существовало понятие атеизма в современном понимании этого слова. В церковь ходили все и требовалось много храмов, чтобы полностью покрыть потребности населения. Не стали исключением в этом вопросе и работники вервей, что размещались вблизи Адмиралтейства.

Чтобы рабочие не тратили много времени, добираясь до ближайшей церкви, Петр Первый повелел воздвигнуть небольшой храм прям около Адмиралтейской площади. Для постройки выписали голландского архитектора Германа ван Болеса.

Построенная церковь не отличалась изысками и новаторскими решениями. Она была простой, однокупольной и с крестом, размещенным над алтарем.

1 февраля 1712
в этот день в первом Исаакиевском соборе венчались Петр Великий и Екатерина Алексеевна

После проведения ритуала молодожены отбыли сразу в будущий Зимний дворец.

Первый Исаакиевский собор не простоял долго. Вскоре церковь разобрали на запчасти. Причина банальна — в нее не влезали все желающие. Да и сделана она оказалась не очень качественно и быстро ветшала. Сказывался используемый материал и «великолепная» погода новой столицы.

Второй Исаакиевский собор

Вторая церковь строилась более основательно, чем первая. В ее постройке участвовало несколько именитых мастеров, а первый зодчий по традиции тех времен так и не увидел окончания своей работы. В отличии от первого собора, второй выполнялся из камня с большим применением металлов и в меньшей – дерева.

Впервые в России применили способ строительства церкви в виде креста с схождением в центральной части.

По центру находился купол и алтарь, над ним – крест.

Сохранившееся изображение второй Исаакиевской церкви

1763
в этот год второй Исаакиевский собор снесли

В целом церковь простояло недолго, и уже в 1763 году пошла под снос. Интересным фактом можно считать, что колокольню приходилось отстраивать два раза. По причине отсутствия тогда громоотводов высокие постройки с металлическими навершиями оказались идеальной мишенью для молний.

Третий Исаакиевский собор, но не последний

Непростая судьба выдалась и у третьей итерации Исаакиевского храма. Молва прозвала церковь дитем трех царствований и не особо жаловала постройку. Начатый при Екатерине Второй храм имел роскошный проектный план с пятью куполами и отделкой мрамором.

Антоние Ринальди, итальянский архитектор, начавший строительство третьего Исаакиевского собора

Занимался строительством именитый мастер Антонио Ринальди. Он же возглавлял процесс до самой кончины Екатерины II. После смерти царицы архитектор покинул Россию, а строительство передали Винченцо Бренне. Архитектора назначил Павел I и основным направлением продолжающегося строительства стала экономия.

В новом варианте пришлось уменьшить размер куполов и слегка обрезать высоту сооружения. Из-за нехватки средств вместо мрамора на поздних этапах начали использовать простой кирпич. Остатки же уже заготовленного материала отправили на постройку Михайловского замка, личного дворца царя.

Третий Исаакиевский храм

Павел I просидел на троне не долго и в результате дворцового переворота оказался низвергнут и убит. На престол взошёл царь Александор I. Он не стал особо заморачиваться с Исаакиевским храмом.

Урезали и так уже исковерканный проект, разрушили часть возведенных при Павле I элементов и наконец в 30 мая 1802 года закончили строительство. Храм получился неказистый с мраморным основанием, кирпичной кладкой на верхних ярусах и с непропорциональной формой.

Среди народа про церковь ходила эпиграмма: Сей храм трёх царствований изображение: Гранит, кирпич и разрушение.

Вскоре снова начали ходить слухи о строительстве нового храма, и он тоже оказался невиданным долгостроем.

Преподобный Исаакий Далматский

Дни памяти: 22 марта/4 апреля, 30 мая/12 июня (преставление в 383) и 3/16 августа

Святой преподобный Исаакий Далматский жил в IV веке. Приняв постриг, подвизался в пустыне. В годы царствования императора Валента II (364-378), ревностного сторонника ереси Ария, начались преследования православных, закрывали и разрушали храмы. Узнав о гонении, преподобный Исаакий покинул пустыню и пришёл в Константинополь, чтобы утешать и укреплять православных.

В это время варвары-готы, жившие по Дунаю, пошли войной на империю. Они захватили Фракию и направились к Константинополю. Когда император Валент выходил с войском из столицы, преподобный Исаакий, обратившись к императору, громко воскликнул: «Царь, отопри храмы православным, и тогда Господь поможет тебе!». Но император, не обращая внимания на слова монаха, самоуверенно продолжал путь. Трижды повторял преподобный свою просьбу и пророчество. Рассерженный император приказал бросить преподобного Исаакия в глубокий овраг, поросший колючим терновником. На дне оврага было болото, выйти из него было невозможно. Но преподобный помощью Божией остался жив, вышел, догнал императора и сказал: «Ты хотел погубить меня, но святые Ангелы вывели меня из пропасти. Послушай меня, открой храмы православным и победишь врагов своих. Если же не послушаешь меня, то не возвратишься живым, но погибнешь в огне». Император удивился смелости старца и приказал своим приближенным Сатурнину и Виктору взять преподобного и держать в заключении до его возвращения.

Вскоре сбылось пророчество святого. Готы победили и начали преследовать греческие войска. Император вместе со своим военачальником-арианином укрылись в сарае с соломой и были сожжены наступавшими. После известия о гибели императора преподобного Исаакия освободили и стали почитать как пророка Божия.

Когда на престол был избран святой царь Феодосий Великий (379-395), он по совету Сатурнина и Виктора призвал к себе старца, встретил его с великой честью, просил святых молитв и исполнил все его наставления: изгнал ариан из Константинополя и возвратил православным храмы. Преподобный Исаакий хотел возвратиться в пустыню, но Сатурнин и Виктор упросили его не уходить из города и ограждать его молитвами. В предместье Константинополя они построили для святого жилище, куда к нему собрались иноки. Так возникла обитель, игуменом и духовным наставником в которой был преподобный Исаакий. Он окормлял также и мирян, много помогал бедным и страждущим. Достигнув глубокой старости, преподобный Исаакий поставил вместо себя игуменом преподобного Далмата, по имени которого стал называться монастырь.

Скончался преподобный Исаакий в 383 году.

В день памяти преп. Исаакия Далматского 30 мая 1672 родился Император Петр I Великий, по воле которого в Санкт-Петербурге в 1707 году был построен Исаакиевский храм. Государь очень дорожил этой, тогда еще совсем скромной, церковью. Именно там 19 февраля ст.ст. 1712 он обвенчался с Екатериной Алексеевной (буд. Императрицей Екатериной I). С 1723 в той же церкви приносили присягу офицеры и моряки Балтийского флота и чины Адмиралтейства).

Исаакиевская церковь несколько раз перестраивалась и, наконец, превратилась в величественный собор преподобного Исаакия Далматского — крупнейший православный храм Санкт-Петербурга.

В советское время Исаакиевский собор был закрыт и осквернен, но сохранил свой внешний и внутренний облик. Во время Великой Отечественной войны и Блокады Ленинграда пострадал от немецких артиллерийских обстрелов.

В 1990 в нем возобновились богослужения. С осени 2015 года утренние и вечерние богослужения совершаются в соборе ежедневно.

Тропарь преп. Исаакия, глас 8:

В тебе, отче, известно спасеся еже по образу приим бо крест, последовал еси Христу, и дея учил еси презирати убо плоть, преходит бо: прилежати же о души, вещи безсмертней: тем же и со Ангелы срадуется, Преподобне Исаакие, дух твой.

Тропарь преподобных Исаакия, Далмата и Фавста, глас 4

Боже отец наших,/ творяй присно с нами по Твоей кротости,/ не отстави милость Твою от нас,/ но молитвами их// в мире управи живот наш.

Кондак преподобного Исаакия, глас 8

Яко угодник Божий верный,/ по Христове Церкви ревностию разжегся,/ бразды Валентовы удержав,/ пророчески тому о затворении Церкве пагубную смерть предрекл еси, преподобне./ Темже присно моли о нас, чтущих тя, Исаакие преподобне.

Пощением возсиявшия, яко светила,/ и ереси развратившия верою,/ песньми Исаакия восхвалим и с Далматом Фавста,/ яко Христовы угодники,// Того молящия о всех нас.

Преподобный Исаакий Киево-Печерский – житие

В сегодняшний день (27 февраля), Святая Церковь молитвенно вспоминает память преподобного Исаакия Киево-Печерского.

Преподобный Исаакий Киево-Печерский

Преподобный Исаакий подвизался в Киево-Печерском монастыре под руководством святого Антония в 11 веке. Он был великим подвижником: носил на себе колючую, жесткую и неудобную одежду, ел одну просфору в день, да и то не всегда, воду пил в небольшом количестве. По благословению святого Антония Исаакий затворился в тесной пещере и молился там Богу со слезами семь лет, никогда даже не ложась на постель; спал он сидя и очень немного.

Но диавол, ненавидя добродетель, а особенно молитвенное безмолвие, обольстил Исаакия и чуть было совсем не погубил его. Однажды, когда он, утомившись, погасил свечу и присел отдохнуть. Внезапно пещеру озарил сильный свет и подвижнику явились два беса в образе прекрасных юношей. Лица их сияли, как солнце, и они сказали: «Исаакий! Мы — ангелы, а вот к тебе идет Христос с небесными силами».

Поднявшись, Исаакий увидел множество светящихся бесов, один же среди них сиял больше других, и от лица его исходили лучи. Тогда бесы сказали преподобному: «Исаакий! Вот Христос! Пади перед ним и поклонись ему».

Не поняв бесовской хитрости и забыв перекреститься и помолиться, Исаакий поклонился этому бесу, как бы Христу. Тотчас бесы подняли великий крик: «Исаакий! Ты наш теперь!»

И действительно, получив над ним власть, они стали мучить несчастного и, оставив его едва живым, исчезли.

Преподобный Антоний, а затем Феодосий долго и самоотверженно выхаживали своего ученика, пострадавшего от козней лукавого и своей оплошности. Исаакий был расслаблен умом и телом, ничего не говорил и не слышал, и не мог ни сидеть, ни стоять,

ни даже перевернуться на другую сторону, но лежал только на одном боку, так что часто под ним заводились черви. Преподобный Феодосий своими руками омывал и оправлял его. Удивительно, что в течение двух лет Исаакий ничего не ел и не пил и все-таки оставался живым. Только через два года на третий он начал по молитвам Феодосия медленно поправляться и уже после преставления Феодосия, при игумене преподобном Стефане стал опять подвизаться и бороться с диаволом.

Со временем он пришел в еще большую меру, чем был до своего падения, и сподобился от Господа многих духовных дарований. Бесы не могли уже ему ничем повредить и со страхом бежали от святого. Наконец преподобный Исаакий преставился ко Христу, и нетленные мощи его доныне открыто почивают в Киево-Печерском монастыре.

Духовное чтение >>

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector