Кирилл (гундяев)

Детство и семья

Владимир Гундяев родился в Ленинграде 20 ноября 1946 года в религиозной, несмотря на царившие в те годы антицерковные настроения, семье. Его дед Василий Степанович (1879 г.р.), уроженец Лукояновского уезда, был машинистом по образованию, сам начал изучать богословскую литературу. В 1922 году оказался в Соловках по доносу обновленцев (религиозное течение, вставшее в оппозицию православной церкви после революции и какое-то время поддерживавшееся большевиками), противником которых он являлся. Но и в лагере Василий не отказался от своей веры, проводил тайные богослужения, за что однажды месяц провел в штрафном изоляторе. В ссылке христианин пробыл до 1955 года.

Отец будущего патриарха Михаил Васильевич Гундяев (1907 г.р.) мечтал стать священнослужителем с младых ногтей. После окончания школы он какое-то время работал помощником в церкви Лукоянова, а в 1926 переехал в Ленинград, где поступил на Высшие богословские курсы. Он исправно посещал все лекции и дословно записывал их.

Через два года курсы закрыли, Михаил ушел в армию. Отслужив, он поступил в техникум, затем в индустриальный университет. Изначально он планирован пойти учиться на врача, но из-за отметки о богословских курсах в личном деле его «завернули». В 1934 году его арестовали по «Кировскому делу» за службу в церкви и пение на клиросе – всего за несколько дней до свадьбы. Михаила обвинили в покушении на жизнь Иосифа Сталина.

Его жена, Раиса Владимировна Кучина (1909 г.р.), преподавала немецкий язык в школе. Также будучи религиозным человеком, она с удовольствием пела в церковном хоре, где и познакомилась с будущим мужем. Вместе с женой Михаил три года провел на Колыме, затем вернулся в Ленинград, работал на заводе. В 1940 году на свет появился первенец Николай. В военные годы Михаил помогал укреплять город во время осады, в 1943 ушел на фронт. После победы семья стала жить в городе, оправлявшемся от блокады, вскоре родился их второй сын Владимир. В это время государство стало налаживать диалог с церковью, а потому Гундяев, рискуя потерять высокое положение в обществе, все же попросил о рукоположении. В 1947 году Михаил был возведен в сан дьякона и назначен в храм Смоленской иконы Божией Матери.

Два года спустя потеплевшие было отношения церкви и государства снова начали портиться. За служение на Михаила был наложен немыслимый по тем временам штраф – 120 тысяч рублей (для сравнения, на автомобиль «Победа», который стоил примерно тысяч 15, даже обеспеченные люди копили годами). Часть денег собрали по ленинградским приходам, но до самой смерти Михаила многодетная семья (кроме Николая и Владимира у супругов подрастала дочь Елена, 1949 г.р.) безвылазно пребывала в долгах и терпела страшную нужду. Спасали благодарные прихожане, выручавшие продуктами.

На становление взглядов Владимира сильно повлиял дед, вернувшийся домой в середине 50-х. Он рассказал внуку, что даже во время самых суровых лагерных испытаний, уносивших жизни большинства людей, он никогда не испытывал страха. «Для меня это был живой опыт и живой образ человека, который знал, что такое любовь Божия», – позже вспоминал патриарх. Каждый школьный день был для Владимира испытанием. Противник коммунистического режима, он не стал ни пионером, ни комсомольцем. Когда директор школы убеждал Гундяева надеть пионерский галстук, тот ответил: «Хорошо. Если вы не против, что я буду в красном галстуке ходить в церковь. Потому что я буду». Постоянные педсоветы и выволочки у директора не мешали Вове хорошо учиться. Душа будущего патриарха лежала к физике и другим точным дисциплинам.

Интересные факты

  • В литургической проповеди от 3 июня 2009 г. Патриарх назвал потери советского народа в Великой Отечественной войне Божьим наказанием за «попрание святынь, преследование церкви и богоотступничество народа».
  • В январе 2019 Кирилл заявил, что электронные девайсы несут в себе опасность и являются свидетельством скорого прихода Антихриста.
  • Владыка яро отстаивает политический конструкт «Русский мир».
  • Вооруженный конфликт в Сирии иерарх назвал «справедливой войной».
  • Осуждает институт суррогатного материнства, считая, что оно равносильно торговле детьми.
  • В 2016 году встретился с Папой римским Франциском.

Встреча патриарха Кирилла и Папы

Личная жизнь

Как представителю черного духовенства (монаху), Кириллу запрещено заводить семью. Инсайдеры утверждают, что таковая существует. Скандал, получивший в прессе название «Пыльное дело», начался в марте 2012 г.

Некая Лидия Леонова, проживающая по адресу: Москва, ул. Серафимовича, 2, подала заявление в суд на соседа снизу, который делал ремонт. В иске значилось, что жилец запылил книги и мебель в квартире, отчего те пришли в негодность. Леонова отсудила у соседа 20 миллионов рублей – неслыханная сумма, не знающая прецедентов! – за нанесенный ущерб.

Не пыль заинтересовала СМИ, а личность Лидии Леоновой. Квартира по документам принадлежит… патриарху Кириллу. Как потом оправдывался святейший, жилплощадь иерарху подарил Ю. Лужков, но он не жил там и недели, а перевез туда «дорогую сердцу библиотеку отца». В квартире якобы проживают две троюродные сестры патриарха.

Как удалось выяснить, Лидия Леонова является дочерью личного повара главы Ленинградского обкома КПСС. Заинтересовало прессу и фото, сделанное в 1988 г., где Гундяев стоит вместе с Лидией Леоновым и мальчиком лет 10. Снимок дал основания прессе назвать патриарха «примерным семьянином», проживающим с женой.

Фото предполагаемой гражданской жены патриарха Кирилла и их сына

Вторая «троюродная сестра», жившая в доме по ул. Серафимовича, 2 — родная сестра Лидии Леоновой — личность очень известная. Это Елена Холодова, зам. председателя совета директоров банка РПЦ «Пересвет», деятельность которого стала темой расследования телеканала «Дождь» в 2021 г.

На заметку: О семье сам патриарх Кирилл высказывается, что вся паства – это его дети.

Епископальное служение

Архимандрит

12 сентября 1971 года Кирилл был возведен в сан архимандрита и назначен представителем Русской Православной Церкви во Всемирный Совет Церквей (ВСЦ) в Женеве . 26 декабря 1974 г. он был назначен ректором Ленинградской академии и семинарии. С декабря 1975 г. — член ЦК и Исполкома ВСЦ.

В 1971 году он был назначен представителем Московского Патриархата во Всемирном Совете Церквей и с тех пор принимает активное участие в экуменической деятельности Русской Православной Церкви .

Архиепископ

Кирилл I на конференции по ядерному оружию и разоружению в Амстердаме, 1981 г.

Владимир Путин , митрополит Кирилл и Ксения Шереметевы- Юсуповы , октябрь 2001 г.

  • 14 марта 1976 года архимандрит Кирилл был рукоположен во епископа Выборгского, викария Ленинградской епархии.
  • 2 сентября 1977 г. возведен в сан архиепископа.
  • С 26 декабря 1984 г. — архиепископ Смоленский и Вяземский.
  • С 1986 г. — администратор приходов в Калининградской области.
  • С 1988 г. он стал архиепископом Смоленским и Калининградским.
  • 13 ноября 1989 г. он был назначен председателем Отдела внешних церковных связей и постоянным членом Священного Синода.
  • 25 февраля 1991 года архиепископ Кирилл был возведен в сан митрополита.

Высшая власть Церкви возложила на Кирилла следующие функции:

  • с 1975 по 1982 год — председатель Ленинградского епархиального совета;
  • с 1975 по 1998 год — член Центрального и Исполнительного комитетов Всемирного Совета Церквей;
  • с 1976 по 1978 год — заместитель Патриаршего экзарха Западной Европы;
  • с 1976 по 1984 гг. — член комиссии Священного Синода по единству христиан;
  • с 1978 по 1984 гг. — управляющий Патриаршими приходами в Финляндии;
  • с 1978 по 1988 гг. — член подготовительной комиссии «Тысячелетие Крещения Руси»;
  • в 1990 г. — член подготовительной комиссии Поместного Собора Русской Православной Церкви;
  • в 1990 г. — член комиссии по содействию преодолению последствий аварии на Чернобыльской АЭС;
  • с 1989 по 1996 год — администратор Венгерского православного благочиния;
  • с 1990 по 1991 год — временный администратор Гаагской и Нидерландской епархии;
  • с 1990 по 1993 годы — временный администратор Корсунской епархии;
  • с 1990 по 1993 — председатель комиссии Священного Синода по возрождению религиозно-нравственного.

Образование и благотворительность

  • с 1990 по 2000 год — председатель комиссии Священного Синода по внесению изменений в Устав Русской Православной Церкви. Статут был принят Юбилейным Архиерейским Собором в 2000 году.
  • с 1994 по 2002 год — член общественного совета по восстановлению Храма Христа Спасителя.
  • с 1994 по 1996 год — член Совета по внешней политике МИД России, крупный импортер алкогольной и табачной продукции в Россию;
  • с 1995 по 2000 год — председатель Синодальной рабочей группы по разработке Концепции Русской Православной Церкви по церковно-государственным отношениям и проблемам современного общества в целом.
  • с 1995 по 1999 гг. — член Российского оргкомитета мероприятий, посвященных Великой Отечественной войне 1941–1945 годов;
  • с 1996 по 2000 год — член наблюдательного совета фонда «50 лет Победы»;
  • с 2006 по 2008 год — руководитель рабочей группы по разработке Основного Учения Русской Православной Церкви о достоинстве, свободе и правах человека.
  • с 2008 г. — председатель экспертного совета по экономике и этике Департамента внешних церковных связей (ныне Экспертный совет по экономике и этике при Патриархе Московском и всея Руси).
  • С 27 января 2006 года, Кирилл получил орден Святого Александра Невского на Великой Княгини Марии Владимировны России .

Семейная жизнь Патриарха Кирилла

В двадцать три будущий Патриарх он принял монашество – пройдя ряд трудов, положенных послушнику, принял рясофор с наречением имени Кирилл. Известно, что на постриг Владимира-Кирилла собрались многие ученики семинарии и Академии: будущий Патриарх уже известен и любим многими людьми, учителями и учениками. Рясофорный постриг – это лишь наречение нового имени, символическое пострижение волос, и возможность носить некоторые монашеские одежды. В это время он, как все рясофорные послушники, имел возможность отказаться от пострига в монахи, это не было бы грехом. Однако будущий Предстоятель был уже тверд в своем решении отказаться от мирской жизни и принял затем постриг мантийный. Мантия – «малый ангельский образ», малая схима. Он дал обеты послушания, отречения от мира и нестяжания – то есть отсутствия своего имущества, а также целомудрия. Через несколько дней святитель был посвящен в иеродиакона, а затем в иеромонаха – священника, носящего монашеский сан.

Таким образом, с тех пор Святейший Патриарх не может иметь семьи: жены и детей. Его семья – Церковь, жизнь посвящена служение Богу.  Однако Его Святейшество очень любит детей и при встрече его в городах и селах всегда вперед выходят дети с караваями, в традиционных русских одеждах. Много времени Его Святейшество уделяет заботе о маленьких сиротах, тяжелобольных и умирающих детях: например, именно при участии Патриарха открылся первый Детский хоспис в Петербурге.

Активно ведет Патриарх и внешнеполитическую деятельность, выступая в ходе обсуждений действий различных стран, обличая зачастую идеологию потребления. Так, он говорил: «Если строить без Бога, то ничего не получится – ни в личной жизни, ни в жизни семейной, общественной, государственной, планетарной. Потому что краеугольный камень выбран не тот, потому что в основе – человеческий грех, который разрушает и личную, и общественную, и планетарную жизнь».

Патриарх высказывался по поводу скандальных информационных поводов, в том числе широко обсуждаемых произведений искусства и культурных событий, например, сопоставляя жизнь современного человека с житиями святых подвижников: «Удивительное русское слово – «подвиг». Корень у него тот же, что и у слова «движение». Подвижник – это тот, кто двигается навстречу Богу. И если современные люди, динамичные и целеустремленные, ставят иные цели, то они напрасно суетятся».

Просветительская работа Его Святейшества заключается, в первую очередь, в выступлении с пространными проповедями после богослужений. Поскольку каждое Патриаршее богослужение является многолюдным, а также записывается а аудио и видео для размещения на общедоступных сайтах и в СМИ, его слова всегда слышны миру. Кроме того, Его Святейшество создал ряд монографий, научных трудов, и просветительских статей, объединенных в книги. Их тематика очень обширна: от истории Церкви до догматических вопросов.

Кроме того, Его Святейшество является ценителем литературы, в том числе современной, и входит в состав Комиссии по государственным премиям в области литературы, возглавляет Общество русской словесности. Учреждена и Патриаршая литературная премия, лауреатов и победителей которой выбирает он сам. Вот, что говорит Святейший Патриарх о роли литературы: «В России на литературу традиционно возлагалась особая высокая миссия в области интеллектуального, эстетического и духовно-нравственного развития личности. Наши предшественники понимали, что родной язык и литература участвуют в формировании культурной самоидентификации личности, обеспечивают связь с историей родного народа, с предыдущими поколениями. Без этой связи разрушается культурная, а значит, ценностная преемственность». 

Духовная самостоятельность

За свои заслуги перед папой Исидор в 1439 году был возведён в сан кардинала римской церкви с титулом Санти-Марчеллино-и-Пьетро и присвоением звания легата для провинций Литвы, Ливонии, Всея Руси и Польши (Галиции). Прибыв в 1441 году в Москву, Исидор попытался присоединить русскую церковь к католической. Во время архиерейского богослужения в Успенском соборе он помянул Папу Римского и прочёл с амвона Соборное определение Ферраро-Флорентийского собора. Это вызвало возмущение как у обычных прихожан, так и у российских властей. Через три дня Исидор был арестован и заточён в Чудов монастырь. Но бежал оттуда в Тверь, откуда через Литву попал в Византию и Рим. В дальнейшем он занимал различные должности в католической церкви.

  • К. Лебедев. Крещение киевлян

На Соборе епископов Восточной Руси Исидора осудили как отступника и отвергли унию. Московский собор 1448 года поставил на Русскую митрополию епископа Рязанского Иону. Это решение не согласовывалось с Константинополем, где на тот момент у власти ещё находились униаты. Русская церковь фактически стала автокефальной. Её отношения с Константинополем были восстановлены через несколько лет, когда Византия пала под ударами турок, а унию ликвидировали.

«Флорентийская уния подтолкнула Россию к религиозной самостоятельности», — отметил в беседе с RT религиовед и историк Роман Багдасаров.

Начиная с правления великого князя Ивана III, женатого на византийской принцессе Софье Палеолог, в России начала формироваться особая идеология, согласно которой после падения Константинополя Москва становилась новым оплотом вселенского православия. В России заговорили о перспективе учреждения отдельного патриаршества.

«Между тем Москва, которой был нужен свой патриарх, продолжала находиться в статусе митрополии в составе Константинопольской патриархии. При этом Россия оставалась единственным сохранившимся православным царством в окружении иноверческих государств, что делало её центром православного мира», — добавил историк.

В 1588 году в Москву прибыл константинопольский патриарх Иеремия II. После долгих переговоров с российскими властями он согласился учредить в России патриаршество и наречь патриархом митрополита Московского Иова, сподвижника Бориса Годунова. Наречение состоялось 2 февраля 1589 года. Три дня спустя константинопольский патриарх Иеремия II совершил интронизацию первого русского патриарха. А перед тем как покинуть Москву, Иеремия II оставил в России Уложенную грамоту, подтверждавшую факт учреждения патриаршества в России.

  • Грамота об учреждении патриаршества в России

На соборе 1593 года в Константинополе Иеремия II, а также патриарх Александрийский Мелетий Пигас, патриарх Антиохийский Иоаким и патриарх Иерусалимский Софроний официально утвердили введение патриаршества в Москве.

Большинство епископских кафедр при Иове были повышены в ранге, появлялись новые. Патриарх возвёл в сан четырёх митрополитов. При нём проводилась активная миссионерская деятельность.

Тяжёлым испытанием для русской церкви стала Смута, а также попытки Речи Посполитой совместно с Папой Римским создать Русскую униатскую церковь. Однако все эти трудности в XVII веке были преодолены.

«Сказать с уверенностью, почему патриаршество было учреждено именно в 1589 году, сложно. Этому поспособствовал целый ряд факторов. Ранее до этого руки не доходили из-за бесконечных войн, и только при царе Фёдоре подвернулся удобный случай, когда в Москву прибыл константинопольский патриарх Иеремия II», — рассказал Андреев.

По словам Романа Багдасарова, процесс обретения автономии русской церковью был долгим, а события второй половины XVI века сыграли важную роль в истории.

«Фактически в 1589 году произошло возникновение того, что мы сегодня определяем как русский мир», — подытожил Багдасаров.

Сочинения

  • Речь при наречении во епископа Выборгского. ЖМП. 1976, № 6, с. 6-8.
  • «Заседание Исполкома ВСЦ в Хельсинки». ЖМП. 1979, № 2, с. 74.
  • Речь на парастасе в Троицком соборе в Ленинграде 4 сент. 1979 г. в годовщину кончины митр. Никодима. ЖМП. 1979, № 12, с. 27.
  • Речь на поминальной трапезе 5 сентября 1979 г. в годовщину кончины митр. Никодима (Ротова). ЖМП. 1979, № 12, с. 30.
  • «К реорганизации регентского класса при Ленинградских духовных академии и семинарии». ЖМП. 1980, № 5, с. 13.
  • «Свидетельство и служение» (Доклад на Х Генеральной Ассамблее Синдесмоса).ЖМП. 1980, № 11, с. 42-48.
  • «К вопросу о реконструкции Кирилло-Мефодиевского перевода Свящ. Писания». (Доклад, прочитанный 25 ноября 1980 года на богословском симпозиуме в Софийской Духовной Академии, посвящ. 1300-летию Болгарского государства). ЖМП. 1981, № 3, с. 49-54.
  • «Становление и развитие церковной иерархии и учение Православной Церкви о ее благодатном характере». (Кандидат. сочинение).
  • Через духовное обновление русского народа — к его национальному возрождению: Доклад на II Всемирном Русском Соборе, Москва, 01.02.1995 г. ЖМП. 1995. 1/4. С. 39-48.
  • Непременное условия воцерковления общества: О перспективах религиозного образования. // Православная беседа. 1995. № 4.
  • Церковь и армия сегодня: В российском обществе и государстве // Смоленские епархиальные ведомости. 1996. № 3 (12). с. 32-35.
  • Справедливости ради замечу… // Русь Православная. СПб., 1997.
  • Церковь должна заниматься экономикой: Интервью председателя ОВЦС митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла // Московский церковный вестник. 1997. № 8-9.
  • Кредит нашего доверия к ВСЦ исчерпан: // НГ-религии. 1998. (июнь).

Патриаршество

К патриаршему престолу митрополит Кирилл пришел благодаря активной общественной и политической позиции. Начиная с 1995 года он вел плодотворную работу с правительством РФ и широко освещал духовно-просветительские вопросы на телевидении во время проповедей в программе «Слово пастыря». Тогда ему удалось создать концепцию РПЦ в области церковно-государственных отношений, и уже в 2000 году были приняты Основы социальной концепции Русской православной церкви.

В 2008 году после смерти Алексия II митрополит Кирилл стал местоблюстителем патриаршего престола. В 2009-м на поместном голосовании он был избран патриархом Московским и всея Руси, набрав 507 голосов и 677 возможных.

Интронизация митрополита Кирилла прошла 1 февраля 2009 года. На церемонии присутствовали первые лица политической элиты страны: действовавший тогда президент России Дмитрий Медведев с супругой Светланой Владимировной, премьер-министр РФ Владимир Путин, супруга экс-президента страны Наина Ельцина и глава Молдовы Владимир Воронин. Руководство России тогда выразило надежду на дальнейшее сотрудничество РПЦ с государством.

Патриарх Кирилл до сегодняшнего дня несет патриарший крест. Он регулярно совершает визиты за границу, где его считают человеком с фундаментальными знаниями, широкой эрудицией и высоким интеллектом. Встречи первосвященника с западными религиозными, да и светскими деятелями существенно укрепили положение РПЦ и расширили границы сотрудничества между Россией и зарубежными государствами.

Патриарх Кирилл и Владимир Путин

За десятилетия служения Церкви у святейшего выработался жесткий график, который окружающие сравнивают с постоянным цейтнотом. У патриарха Кирилла нет выходных. Даже в воскресенье, когда работать согласно требованиям канонов нельзя, он совершает богослужения, в крайних случаях, если есть необходимость, проводит встречи, просматривает документы, готовит публичные выступления.

Предстоятель Русской православной церкви не оставил без внимания ситуацию с автокефалией в Украине. «Объединительный собор» в Киеве, по словам епископа, это антиканоническое, незаконное собрание, решения которого не могут иметь силы на украинской земле.

К сожалению, как отметил Forbes, у патриарха Кирилла нет рычагов влияния, способных изменить складывающееся положение вещей. А разрыв евхаристического общения по политическим мотивам выглядит как протест

«против предстоящего передела территорий, храмов и паствы, в результате которого Московский патриархат может лишиться от четверти до трети от общего числа своих приходов

Это приведет к крушению важного мифа о “нерушимой и неделимой Русской церкви”»

Патриарх Кирилл

В 2019 году СМИ опубликовали новость о присвоении первосвященнику звания почетного профессора Российской академии наук «как человеку веры, говорящему со светским научным сообществом на одном языке». Позднее РАН выступила с опровержением и принесла извинения святейшему.

В марте того же года патриарх посетил Сретенский мужской монастырь в Москве, где состоялось повечерие с чтением Великого покаянного канона Андрея Критского. На богослужении присутствовала делегация Элладской православной церкви. В дар библиотеке монастыря и учащимся Сретенской духовной семинарии святейший патриарх Кирилл передал сборник своих проповедей «Ревнуйте о дарах духовных. О молитвенном делании и духовном возрастании».

Ситуация в мире с распространением коронавируса не могла не коснуться руководства РПЦ. В храмах были введены меры по сдерживанию распространения болезни, патриарх Кирилл дал свое благословение на специальную молитву, которую начали читать в каждом приходе во время службы. Тем не менее в своих выступлениях иерарх заявил о невозможности заразиться вирусом от святых даров.

Первосвященник озвучил и мнение церкви о вакцинации. На своем примере он показал, что она необходима для стабилизации ситуации. Прививку иерарх сделал в марте 2021 года.

Христианство на Руси

Русская церковь долгое время являлась одной из митрополий Константинопольского патриархата. После того как на Руси начался период феодальной раздробленности, а население Среднего Поднепровья стало массово мигрировать на территорию современной России, князь Андрей Боголюбский обратился к Константинополю с просьбой учредить для Северо-Восточной Руси отдельную митрополию. Однако патриарх Лука Хрисоверг данную просьбу отверг, а киевский митрополит стал именоваться с этого момента митрополитом всея Руси. Первым митрополитом Киевским славянского происхождения стал Иларион в 1051 году.

  • И. Акимов. Крещение княгини Ольги в Константинополе

В XII—XIII веках экономический, политический и военный центр русских земель сместился на северо-восток, а позиции Киева ослабли. Решающим ударом по бывшей столице Руси стало монгольское нашествие 1240 года. В результате полного упадка Киева митрополит Максим в 1299 году перенёс свою резиденцию во Владимир-на-Клязьме. А с 1325-го местопребыванием митрополитов Киевских и всея Руси стала Москва, превратившаяся в мощный политико-экономический центр восточнославянских земель.

Последним митрополитом Киевским и всея Руси с резиденцией в Москве, назначенным из Константинополя, стал в 1437 году Исидор. По мнению историков, данное назначение должно было обеспечить поддержку со стороны митрополии проведению Флорентийского собора. Надежды Константинополя и Рима Исидор оправдал, подписав в 1439 году Соборное определение об унии, согласно которому православная церковь должна была принять все догматы церкви римской.

Однако уния потерпела крах — как в Константинополе, так и в Москве — ввиду полного отторжения со стороны населения. И если в находящемся на грани полного упадка Константинополе уния некоторое время формально соблюдалась из-за позиции императора и патриарха, то в Москве она не была воспринята ни народом, ни властью.

Почести и награды

Церковные награды

Русская Православная Церковь
  • Орден Святого князя Владимира 2 степени (16 сентября 1973 г.)
  • Орден Преподобного Сергия Радонежского I и II степени
  • Орден Святого благоверного князя Даниила Московского I степени.
  • Орден Святителя Иннокентий Митрополита Московского и Коломенского II степени
  • Орден святителя Алексия митрополита Московского и всея Руси II степени
  • Именована Панагия (1988 г.) — за активное участие в подготовке и проведении юбилейных торжеств 1000-летия христианства в России.
  • Орден Святых Антония и Феодосия Печерских I степени (УПЦ МП, 2006)
  • Орден Святого Стефана Великого благочестивого правителя II степени (Православная Церковь Молдовы, 2006 г.) — в знак признания усердного служения и славы Православной Церкви в Молдове.
  • Серебряная юбилейная медаль святого апостола Петра (Санкт-Петербургская епархия, 2003 г.)
  • Орден в честь 450-летия принесения на землю Почаевских волынских икон (УПЦ МП, 2009 г.)
  • Орден преподобного Феодосия Черниговского (Украинская Православная Церковь, 2011)
Награды поместных православных церквей
  • Орден Александрии, Антиохии, Иерусалима, Грузии, Сербии, Болгарии, Греции, Польши, Чешских земель и Словакии, Финляндии и Америки.
  • Орден Святых Апостолов Петра и Павла I степени (Антиохийская Православная Церковь, 2011)
  • Золотая медаль святого Иннокентия (2009 г., Православная Церковь в Америке)
Награды других церквей и конфессий
  • Орден Святого Григория Парумалы ( Маланкарская православная сирийская церковь , Индия, 2006 г.)
  • Орден Святого Григория Просветителя ( Армянская Апостольская Церковь , Армения, 2010 г.)
  • Орден «Шейх уль-Ислам» (Управление мусульман Кавказа, 2011 г.)

Награды Российской Федерации

  • Орден «За заслуги перед Отечеством» ;

    • 2-й класс (20 ноября 2006 г.) — за большой личный вклад в духовные и культурные традиции и укрепление дружбы между народами.
    • 3 класс (11 августа 2000 г.) — за выдающийся вклад в укрепление гражданского мира и возрождение духовно-нравственных традиций.
  • Орден Александра Невского (7 января 2011 г.) — за выдающийся личный вклад перед Отечеством в сохранении духовных и культурных традиций.
  • Орден Дружбы (28 декабря 1995 г.) — за заслуги перед государством, прогресс в реализации комплексной программы строительства, реконструкции и реставрации памятников истории и культуры Москвы.
  • Орден Дружбы Народов (1988)
  • Медаль «50 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.».
  • Юбилейная медаль «300 лет Военно-морскому флоту России» (1996 г.).
  • Медаль «В память 850-летия Москвы» (1997 г.).
  • Благодарность Президента Российской Федерации (14 августа 1995 г.) — за активное участие в подготовке и проведении празднования 50-летия Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.
  • Грамота Государственной Думы РФ (2001 г.)

Зарубежные награды

  • Орден Почета (Азербайджан, 2010 г.)
  • Орден Республики (Молдова, 2011 г.)
  • Медаль «65 лет Победы в Великой Отечественной войне» (Приднестровье, 2010 г.)
  • Орден Республики Сербия (2021 г.)

Почетное гражданство

Лукояновский район в Нижегородской области (2000), Смоленская область (5 февраля 2009), Калининградская область (5 марта 2009), Кемеровская область (2010), Смоленск (2003), то из Rizskoye Смоленской области (2004), Немана из Калининградская область (2006 г.), Вяземский район Смоленской области (2006 г.), Калининград (2006 г.), Хорошево-Мнёвнический район Москвы (2006 г.), Республика Мордовия (2011 г. — за выдающийся вклад в сохранение и развитие отечественных духовно-нравственных традиций. , усиление взаимодействия церкви и государства).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector