Свято-пафнутьев боровский монастырь

История о воронах

Вокруг обители, в лесу, обитали чернопёрые многоголосые вороны, вили гнёзда и блаженный Пафнутий очень радовался, видя это. Радовался, как будто видел что-то большее. И заповедовал он всем не трогать воронов и их птенцов, не губить ни руками, ни оружием. Однажды проезжал мимо сын местного воеводы, повернув голову и, увидев ворона, поразил его стрелой из своего лука. Он обрадовался, но когда хотел повернуть голову обратно, не смог сделать этого. Он тотчас вспомнил заповедь блаженного и направился к нему. Испросив прощения, он просит святого помолиться за него. Преподобный Пафнутий совершил молебен, осенил крестом сына воеводы и сказал: «Обратись наперед силою Животворящего Креста». После этого сын воеводы смог без труда повернуть голову обратно, он ушёл, радуясь и славя Господа и святого.

В течение 33 лет Преподобный Пафнутий обустраивал монастырь. Он собрал вокруг себя 95 человек братии. Это было самое большое количество монахов за всю историю монастыря.

В 1477 году, 1 мая, Преподобный Пафнутий отошёл ко Господу. Сразу после кончины он стал как бы семейным святым московских государей. Иван Грозный был рождён по молитвам Преподобного Пафнутия и называл его в одном ряду с Сергием Радонежским. Всё остальное время после кончины Преподобного монастырь находился на острие событий, происходящих на Руси. Самозванец Тушинский, идя на Москву, в 1610 году разорил монастырь. Произошло это из-за измены некоторых предателей среди защитников монастыря. Все оборонявшиеся и монахи были убиты. Воевода Михаил Константинович Волконский был убит прямо в соборе. Храм-усыпальница Волконских находилась на месте бывшего учебного корпуса механизации, построенного большевиками после революции (теперь в этом здании находится воскресная школа для мирян г.Боровска и окрестностей и комнаты для размещения).

В 1812 году обитель была вновь разорена, на этот раз французами Наполеона. Тогда сгорела большая монастырская библиотека. В начале 20 века при монастыре существовало братство, миссионерское по своей деятельности.

Сразу после большевистского переворота 1917 года на монастырь начались гонения. Но первое время братии удавалось сохранить духовные святыни. Они жили и работали в монастыре под видом сельскохозяйственной коммуны.

Но далее они уже не смогли противостоять вооружённым отрядам красноармейцев. Монастырь был разорён. По распоряжению помощника начальника трудовой колонии товарища Баранова в 1932 году был сброшен отлитый в 1488 году (через 11 лет после кончины Преподобного) один из самых древнейших и известных колоколов в России. Из икон иконостаса Ирининского предела делали судки для собак и клетки для кроликов. Имущество обители частично было «передано» Главмузею, который до сих пор существует на территории монастыря. В этом музее до настоящего момента находятся ценные исторические предметы, принадлежащие ранее монастырю, например, старое издание Евангелия. И музей отказывается возвращать эти «экспонаты».

Тем не менее, облик монастыря сохранился достаточно неплохо благодаря многолетней работе реставраторов. Хранителем духовного наследия монастыря считают старца схиархимандрита Амвросия, который жил неподалёку и почил за 10 лет до его возрождения. Благодаря Высокопреосвященному Клименту, архиепископу Калужскому и Боровскому, в марте 1991 года сельскохозяйственный техникум освободил церковь пророка Илии (до этого там проводили химические опыты) с больничной и трапезной палатами. По преданию, церковь была построена на месте захоронения защитников монастыря в 1610 году. После возвращения там помещались все монастырские службы.

Постепенно к монастырю перешла большая часть строений, монастырский сад с заросшими прудами и со святым источником Преподобного. Позднее в храм были перенесены ковчег с частицей Преподобного Пафнутия (место же захоронения или нахождения останков неизвестно) и икона Рождества Богородицы из храма Преподобного Сергия Радонежского села Передоль, которая до переворота 1917 года находилась в Боровском монастыре. Мы взобрались на самую высокую колокольню по шатким деревянным лестницам, прошли по старинным галереям, осмотрели все храмы, приложись к святыням. Многие из паломников посетили источник и окунулись в нём с трёхкратным погружением, со словами: «Во имя Отца, и Сына и Святого Духа».

К вечеру усталые, но счастливые, вернулись домой — здоровыми и невредимыми.

История создания монастыря

  1. История Боровского монастыря уходит в далекий 1444 год, когда на самом высоком месте в Боровске была построена деревянная церковь. В
  2. 1467 г. на ее месте уже появился первый белокаменный храм. В 1586 году храм был перестроен.
  3. В XVI веке вокруг храма появились крепостные стены, и он начал выполнять также и оборонительную функцию.
  4. Постепенно достраивались все новые здания и храмы, монастырь пережил не одно сражение, в ходе некоторых из них он частично разрушался, но потом снова восстанавливался.
  5. Боровский монастырь начал приходить в упадок после реформ патриарха Никона. С приходом Советской власти его состояние ухудшилось, в 1923 году монастырское имущество было передано Главмузею.
  6. Советские времена здесь размещалась исправительная колония и сельхозтехникум.
  7. Пострадал монастырь и в годы ВОВ.
  8. В 1960-х гг. началась постепенная реставрация музея, а в 1991 году он вернулся к РПЦ, после чего получил «новую жизнь».

Городок Боровск – колыбель Свято-Пафнутьего монастыря

Город Боровск, получивший название от древнерусского слова «бор» – «сосновый лес», известен с 1365 года и принадлежал черниговским наместникам. В 1382 году Боровск вошел в состав Московского великого княжества.

Боровск – маленький тихий городок, где нет ни одного светофора, очень мало машин и нет современной застройки, кроме зданий госучереждений. Город – центр старообрядчества, здесь много храмов. В XVII веке сюда сослали основателя старообрядцев протопопа Аввакума.

В 1414 году в Высоко-Покровский монастырь, находящийся в городе Боровске, на берегу реки Протвы, пришел 20-летний юноша по имени Парфений – будущий основатель Боровского монастыря. Здесь он принял постриг с именем Пафнутий и начал служение богу и людям.

Боровский монастырь – расписание богослужений

Важно! Богослужения в монастыре происходят ежедневно

  • 5:30 – братский молебен у мощей преп. Пафнутия (в будние дни), полуношница, часы;
  • 6:45-7:15 – Божественная Литургия;
  • 12:00 – Акафист преп. Пафнутию (по понедельникам, вторникам, четвергам), Рождеству пресвятой Богородицы (по средам и пятницам), иконе Пресвятой Богородицы «Неупиваемая Чаша» (по субботам).
  • 17:00 – вечернее богослужение.

В воскресные дни, а также в Дни Двунадесятых и Великих церковных праздников происходят 2 Литургии:

  • 6:30 – Божественная Литургия и часы (в храме Илии Пророка или в храме св. Митрофания);
  • 9:30 – Божественная Литургия и часы (в соборе Рождества Пресвятой Богородицы);
  • 14:00 – Акафист преп. Пафнутию (только по воскресеньям).

Боровский монастырь – расписание богослужений

Важно! Богослужения в монастыре происходят ежедневно

  • 5:30 – братский молебен у мощей преп. Пафнутия (в будние дни), полуношница, часы;
  • 6:45-7:15 – Божественная Литургия;
  • 12:00 – Акафист преп. Пафнутию (по понедельникам, вторникам, четвергам), Рождеству пресвятой Богородицы (по средам и пятницам), иконе Пресвятой Богородицы «Неупиваемая Чаша» (по субботам).
  • 17:00 – вечернее богослужение.

В воскресные дни, а также в Дни Двунадесятых и Великих церковных праздников происходят 2 Литургии:

  • 6:30 – Божественная Литургия и часы (в храме Илии Пророка или в храме св. Митрофания);
  • 9:30 – Божественная Литургия и часы (в соборе Рождества Пресвятой Богородицы);
  • 14:00 – Акафист преп. Пафнутию (только по воскресеньям).

Достопримечательности монастыря

На монастырской территории вас ожидают старинные здания, датируемые XVI-XVIII вв., фрески XVI-XVII вв., часть сохранившейся росписи Дионисия XV в. Из архитектурных достопримечательностей советую посетить:

  • Собор Рождества Богородицы;
  • Храм Илии Пророка;
  • Митрофановский храм;
  • Покои архимандрита;
  • Братский и погребной корпуса;
  • Западные братские кельи;
  • Трапезную.

Также на территории монастыря действует интереснейшийМузей русской иконы с несколькими экспозициями, посвященными истории монастыря и церковным находкам и реликвиям, найденным здесь, а также, собственно, богатству русской иконописной культуры.

История об иконописце Дионисии

В монастыре под духовным началом жил и работал прославленный со временем иконописец Дионисий. Большую известность ему принесли как фрески выполненные для Пафнутьево-Боровского монастыря (которые, к сожалению, не сохранились), так и иконы для иконостаса Успенского собора Московского Кремля, иконы и фрески соборной церкви Успения Богоматери в Иосифо-Волоколамском монастыре и др.

Дионисий не мог начать дело, поскольку сильно болел ногами. И только когда Пафнутий благословил его и попросил Господа и Пречистую Богородицу помочь выздороветь — болезнь отошла и иконописец смог начать работу. Поскольку монахи в монастырях не едят мяса, Преподобный мирянам дал заповедь не есть мирской еды в обители. Как правило, так и делали, но однажды забыв, принесли на вечернюю трапезу ногу ягнёнка, запечённую с яйцами. Первым откусил Дионисий и обнаружил, что внутри куска, где были яйца, полно червей. Дионисий испугался, кинул мясо собакам, но на него тотчас напала чесотка и всё тело стало как одна гнойная рана. Дионисий, прося прощения, обратился к Пафнутию, и святой наказал ему больше такого не делать. И опять благодаря Пафнутию, его молитвам, наставлениям и советам Дионисий выздоровел.

Жизнь обители сегодня

В настоящее время обитель объединяет комплекс церковных строений неодинаковых стилей, построенных в разное время. На зеленеющем берегу – белая стена с узкими окошками-бойницами, отражение которой купается в воде, а высоко в небе горят золотые купола храмов.

Сегодня Боровский монастырь – это не только монашеская обитель, но и архитектурный музей, где проводятся экскурсии. При монастыре работает воскресная школа для детей, регулярно проводятся лекции для взрослых и совместные просмотры фильмов с обсуждением.

Молодежное движение «Православная молодежная дружина Боровского края», созданное при монастыре, объединяет молодых людей на идеалах служения ближнему и обществу.

В летнее время монастырем проводится детский полевой палаточный православно-патриотический лагерь «Стратилатъ», в котором отдыхают 40 детей. На базе лагеря ежегодно проводится трехдневный слет православной молодежи «Пафнутьевград».

Монастырь в Боровске активно занимается издательством: выпускают детский журнал «Кораблик» и еженедельник «Вестник», газету для учителей и родителей «Боровский просветитель».

Круглый год в монастыре проводятся экскурсии для паломников, работает библиотека и иконно-книжная лавка. Для развития культурно-нравственной культуры населения в монастыре ежегодно устраиваются районные Пафнутьевские образовательные чтения.

На престольные праздники – Рождества Пресвятой Богородицы и Дня памяти преподобного Пафнутия Боровского в монастыре проводятся праздничные трапезы для всех прихожан и паломников. Боровский монастырь вновь поражает возрожденной красотой и величием.

В гости к святому Пафнутию

И вот очередная поездка в Боровский мужской монастырь. Пожалуй, правы великие говоря, что не может быть будущего без прошлого

Поэтому каждое старинное здание, неважно, религиозное или нет, должно сохраняться для потомков

В настоящее время эта обитель объединила в себе целый комплекс церковных строений различных стилей и времен.

По сути, Свято-Пафнутьев монастырь теперь не только место поклонения православных христиан, но и архитектурный музей, куда ежедневно стекаются толпы туристов, паломников и нищих, просящих подаяния прямо у входа.

И здесь есть на что посмотреть! Когда на зеленеющем берегу реки прямо перед тобой вырастает белая стена с узкими окошками-бойницами,

отражение которой купается в воде,

а золотые купола храмов горят высоко в небе – сердце замирает.

«Попенок»

Он прожил трудную скорбную многострадальную жизнь, его гнали, предавали, убивали, преследовали за веру, но чем больше гнали, тем больше он прилеплялся ко Христу.

Дома он был нелюбимым ребенком. После того, как отец умер, мать снова вышла замуж, отчим пасынка люто невзлюбил, называя «попенком» и «монашком». До четвертого класса его воспитывала бабушка — схимонахиня Михаила. Уже с седьмого класса он сам зарабатывал себе на хлеб. Обладая живым творческим умом, самостоятельно поступил на кафедру педиатрии и детских болезней Смоленского мединститута. В это же время стал ходить в Успенский кафедральный собор. Девушка, которую он любил, узнав, что он ходит в церковь, донесла на него. 

Его травили и заставляли отречься от веры. Но он выбрал для себя Божье.

Всеми гонимый, никем не понимаемый, затравленный, на грани нервного срыва в беспамятстве, он пошел пешком в Мичуринск к дому своего будущего духовного отца — схииеромонаха Илариона (Рыбаря). Тот его принял, утешил и оставил у себя в доме. Вместе с ним батюшка уехал в Закарпатье в монастырь свв. Флора и Лавра. Дома его объявили во всесоюзный розыск, он вынужден был сменить имя, его нарекли Петром в честь апостола Петра.

Через пять лет инок Петр был пострижен с именем Власий в честь Власия Севастийского. Во время хрущевских гонений монастырь советские власти закрыли, монахов разогнали. Он вернулся в Смоленск, был псаломщиком и регентом в Успенском соборе. Там сблизился с епископом Смоленским Гедеоном (Докукиным), который позднее рукоположил его в сан иеродиакона и иеромонаха. Когда в 1972 году владыку назначили управляющим Новосибирской епархией, батюшка переехал с ним в Новосибирск.

Затем отца Власия назначили настоятелем Покровского собора в Тобольске, где он служил у мощей святителя Иоанна Тобольского. Уже тогда отец Власий был известен как ревностный любвеобильный пастырь, к нему в храм шли люди, властям это не нравилось. Омский епископ Максим тоже его люто невзлюбил, считая чуть ли не сектантом, за то, что батюшка после служб пел псалмы, постоянно служил молебны у раки святителя, подолгу исповедовал людей, тогда это было не принято, власти за этим следили.

Архиерей в глаза говорил батюшке, что согнет его в бараний рог, сотрет с земли, что и не вспомнят о таком.

Он хотел, чтобы отца Власия извергли из сана и навсегда запретили в служении, написал докладную Патриарху Пимену.

Вскоре из Москвы пришла телеграмма, чтобы отца Власия не было в Тобольске в течение 24 часов. Зимой в мороз батюшка оказался выброшенным на улицу в стареньком подряснике, скуфейке и летнем плаще.

Интересные факты и легенды

  1. Существует легенда, что из Рождественского храма начинаются два подземных хода, ведущие один в Москву, а второй в Калугу. Монахи могли вести торговлю в этих городах, и они благодаря этим ходам могли быстро попасть на место, избежав мирских соблазнов.
  2. Во время реставрации Рождественской церкви при раскопке фундамента рядом с алтарем техника становилась неисправной, а на рабочих нападал непреодолимый страх. Было совершено несколько попыток продолжить работу в этом месте, но всякий раз необъяснимая ситуация повторялась. Тогда этот участок решили не трогать, и до сих пор он остается без фундамента.
  3. Храм пророка Илии возведен на месте захоронения погибших от рук польско-литовских захватчиков в 1610 году. В память о жертвах того сражения недалеко от храма установлен поклонный крест.
  4. Во время ремонта Митрофановского храма в 1972 году под куполом был обнаружен не сработавший немецкий снаряд, пролежавший здесь 30 лет.

Архитектура монастыря

В центре композиции монастыря — пятиглавый Собор Рождества Богородицы (прибл. 1580-е годы). Он строился под личным покровительством Федора Иоанновича, который потом дважды приезжал в монастырь. Главки на соборе не в виде луковок, а шлемовидные, как строили еще до монгольского нашествия, и это усугубляет ощущение того, что вы находитесь в крепости. Собор был расписан в году, часть фресок сохранилась. К собору пристроен придел великомученицы Ирины ().

В монастыре имеются также одноэтажная одноглавая церковь Ильи Пророка, соединенная в одно здание с больничными палатами (), а также Митрофаниевская церковь () в стиле барокко, с покрашенными в розовый цвет стенами, пристроенные к ней настоятельские палаты (середина XVII века), юго-восточные братские кельи (XVII век), западные братские кельи (начало XVII века), а также погребной корпус, северная часть которого была, вероятно, построена в XVI веке, а южная — много позже.

Стены вокруг монастыря содержат шесть башен. Через стену ведут покрашенные в желтый цвет (на фоне белой стены) Святые Врата, построенные в XIX веке, когда никакой практической необходимости защиты монастыря от внешних врагов уже не было. По часовой стрелке от Святых Ворот расположены Поваренная Башня (XVI век), Тайницкая Башня (XVII век), самая мощная во всей стене небеленая Сторожевая Башня (XVII век), Оружейная Башня (XVII век), Круглая Башня (XVI век) и когда-то бывшая проездной Георгиевская Башня (XVII век).

Храмы монастыря:

  • Собор Рождества Богородицы
  • Трапезная церковь Рождества Христова
  • Больничные палаты с церковью Илии Пророка
  • Церковь свт. Митрофана Цареградского
  • Колокольня
  • Проломные (Водяные) ворота с надвратной часовней
  • Купальня и Святой источник прп. Пафнутия Боровского

Особенности посещения монастыря

Важно! Для паломников монастырь открыт ежедневно с 5:00 до 22:00. Вы можете погулять по монастырской территории, побывать на богослужениях и даже заказать экскурсию (в паломнической службе)

Многие едут в Пафнутьев-Боровский монастырь специально, чтобы увидетьотца Власия, но не знают, как попасть к нему на прием. Знаете ли вы? Архимандрит Власий в Боровском монастыре за редкими исключениями принимает по будням с 4:00 до 21:00, накануне церковных праздников прием оканчивается в 17:00. Запись происходит в живую очередь

Вы можете погулять по монастырской территории, побывать на богослужениях и даже заказать экскурсию (в паломнической службе). Многие едут в Пафнутьев-Боровский монастырь специально, чтобы увидетьотца Власия, но не знают, как попасть к нему на прием. Знаете ли вы? Архимандрит Власий в Боровском монастыре за редкими исключениями принимает по будням с 4:00 до 21:00, накануне церковных праздников прием оканчивается в 17:00. Запись происходит в живую очередь.

Узнать, принимает ли сегодня схиархимандрит Власий из Пафнутьево-Боровского монастыря, вы можете по телефону привратной, указанному выше (информация предоставляется только про текущий день).

Важно! Помните, что на всей территории монастыря необходимо соблюдение определенных правил и поддержание чистоты святого места

Боровский монастырь – расписание богослужений

Важно! Богослужения в монастыре происходят ежедневно

  • 5:30 – братский молебен у мощей преп. Пафнутия (в будние дни), полуношница, часы;
  • 6:45-7:15 – Божественная Литургия;
  • 12:00 – Акафист преп. Пафнутию (по понедельникам, вторникам, четвергам), Рождеству пресвятой Богородицы (по средам и пятницам), иконе Пресвятой Богородицы «Неупиваемая Чаша» (по субботам).
  • 17:00 – вечернее богослужение.

В воскресные дни, а также в Дни Двунадесятых и Великих церковных праздников происходят 2 Литургии:

  • 6:30 – Божественная Литургия и часы (в храме Илии Пророка или в храме св. Митрофания);
  • 9:30 – Божественная Литургия и часы (в соборе Рождества Пресвятой Богородицы);
  • 14:00 – Акафист преп. Пафнутию (только по воскресеньям).

Фото монастыря и видео

Красота и величие монастыря с высоты птичьего полета.
Внутреннее убранство одного из храмов монастыря.
Ворота монастыря открыты для всех ищущих ежедневно.

Посетив место, подобное Боровскому монастырю, задумываешься о смысле жизни, о настоящих ценностях, уходит суета и страхи, обращаешься к вечному. А если есть возможность поговорить с духовным наставником, мудрецом – тогда вообще переосмысливаешь многие вещи и уезжаешь домой другим человеком.

https://www.youtube.com/watch?v=aVEh08v8s50Video can’t be loaded because JavaScript is disabled: Свято — Пафнутьев Боровский монастырь (https://www.youtube.com/watch?v=aVEh08v8s50)

Случалось ли вам прочувствовать на себе такую трансформацию после посещения Боровского монастыря?

История создания монастыря

  1. История Боровского монастыря уходит в далекий 1444 год, когда на самом высоком месте в Боровске была построена деревянная церковь. В
  2. 1467 г. на ее месте уже появился первый белокаменный храм. В 1586 году храм был перестроен.
  3. В XVI веке вокруг храма появились крепостные стены, и он начал выполнять также и оборонительную функцию.
  4. Постепенно достраивались все новые здания и храмы, монастырь пережил не одно сражение, в ходе некоторых из них он частично разрушался, но потом снова восстанавливался.
  5. Боровский монастырь начал приходить в упадок после реформ патриарха Никона. С приходом Советской власти его состояние ухудшилось, в 1923 году монастырское имущество было передано Главмузею.
  6. Советские времена здесь размещалась исправительная колония и сельхозтехникум.
  7. Пострадал монастырь и в годы ВОВ.
  8. В 1960-х гг. началась постепенная реставрация музея, а в 1991 году он вернулся к РПЦ, после чего получил «новую жизнь».

Боровский монастырь – расписание богослужений

Важно! Богослужения в монастыре происходят ежедневно

  • 5:30 – братский молебен у мощей преп. Пафнутия (в будние дни), полуношница, часы;
  • 6:45-7:15 – Божественная Литургия;
  • 12:00 – Акафист преп. Пафнутию (по понедельникам, вторникам, четвергам), Рождеству пресвятой Богородицы (по средам и пятницам), иконе Пресвятой Богородицы «Неупиваемая Чаша» (по субботам).
  • 17:00 – вечернее богослужение.

В воскресные дни, а также в Дни Двунадесятых и Великих церковных праздников происходят 2 Литургии:

  • 6:30 – Божественная Литургия и часы (в храме Илии Пророка или в храме св. Митрофания);
  • 9:30 – Божественная Литургия и часы (в соборе Рождества Пресвятой Богородицы);
  • 14:00 – Акафист преп. Пафнутию (только по воскресеньям).

История

Годом основания монашеской обители принято считать 1444 год. Именно в этом году преподобный Пафнутий с группой последователей обосновались на возвышенности при впадении реки Истерьмы в Протву. Со временем молва о монастыре ширилась, люди из ближайших поселений стали приходить сюда на службы и молитвы.

Через некоторое время отшельническая пустынь стала полноценным монастырем. В 1467 году на месте старой деревянной церкви возведено первое каменное строение — Рождественский собор. Спустя более чем сто лет (в 1586 году) храм снесли, а на его месте построили новый, пятиглавый. При строительстве использовали расписные элементы от прежней постройки. С XVI века монастырь обрастал стенами и укреплениями, что не всегда спасало от разорения и сожжения во время набегов иноземцев. По окончанию смутного времени территорию стали восстанавливать, в том числе башни и прясла стен.

С приходом большевиков все имущество было передано Главмузею. На территории разместилась исправительная колония, а позднее сельхозтехникум. В течение долгого времени монастырь принадлежал Боровскому краеведческому музею.

Возрождение монастыря и передача его русской православной церкви состоялось только 1991 году. С тех пор монастырский комплекс полностью возобновил свою привычную жизнь — его двери открылись для прихожан, в храмах начали проводиться службы. В 1990-е произошло немало других положительных событий — возрождена церковь пророка Илии, открыт храм святой великомученицы Ирины, на колокольню вновь подняты колокола.

Купола Рождественского собора и колокольня, Маргарита Кушниренко

Райский уголок

А за главным Рождественским храмом Свято-Пафнутьева монастыря воссоздан поистине райский уголок. И войти в него можно по красивым мраморным ступеням через ажурную арку.

И вот ты оказываешься в очень уютной беседке, украшенной яркими и ароматными цветами.

Чуть поодаль устроена резная деревянная кормушка, а рядом красивые газоны.

Между деревьев притаился симпатичный фонтан с целующимися голубками.

Здесь просто забываешь о течении времени, словно оно останавливается. И только кошки, шмыгающие вокруг, задирающие вверх остроухие мордочки, разрушают очарование сна, вызывая улыбки.

Да еще плывущие по воздуху ароматы травяного чая, хлеба и выпечки призывают сделать паузу и перекусить. Вот такой забавный переход к реальности.

Как добраться к монастырю

Пафнутьева обитель находится по адресу: Калужская обл., г. Боровск, п/о Роща. От Киевского вокзала следует доехать пригородным поездом до ж/д станции «Балабаново», откуда на автобусе следовать до остановки «Роща».

Если ехать машиной, двигаться нужно по Киевскому шоссе, где на 93-м километре повернуть направо и следовать указателям. Не доезжая до Боровска, будет висеть табличка «Боровский Пафнутьев монастырь», после которой необходимо свернуть налево.

Свято-Пафнутьева мужская обитель имеет долгую и непростую историю. Однако, несмотря на множественные трагические события, эта архитектурная памятка сохранилась до наших дней, радуя паломников своей невероятной красотой и умиротворенностью.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector