Объятия отча

ИЩЕМ ДОБРОВОЛЬЦЕВ! ХОЧЕШЬ ПОМОГАТЬ? Спроси нас, как

Кто такие добровольцы службы «Милосердие»? Это обычные люди всех возрастов от студентов до пенсионеров. Что они делают?

Добровольцы службы «Милосердие» помогают тем, кому не обойтись без помощи:

Детям — с детьми нужно гулять, играть, возить их на Причастие и просто общаться с ними, чтобы они росли здоровыми и крепкими.

Малышам в детских домах для детей-инвалидов

У персонала в этих заведениях не хватает времени на то, чтобы уделить достаточное внимание каждому ребенку. Давно известно, что любой ребенок с отклонениями в развитии начинает навёрстывать упущенное, если рядом с ним появляется неравнодушный человек.Пациентам психоневрологического интерната

Добровольцы могут помочь вещами и развивающими играми. Обычно в эти заведения не пускают, но нужно знать, что эти пациенты беспокойные, им нужно много внимания.  Если Вам доверили сопроводить больного на литургию, то вам необходимы помощники.Одиноким пожилым и людям с особыми нуждами на дому.Многие одинокие и слабые пожилые люди брошены: некому приготовить еду, некому помочь с туалетом. Часть из них не может передвигаться самостоятельно из-за возраста или болезней. Часто эти люди живут рядом с нами, в соседнем доме или даже подъезде – помочь им не так уж и сложно. Несколько раз в неделю зайти, приготовить еду, убраться и, конечно же, поговорить. Людям, которые не могут сами сделать простой ремонт: поменять обои, сделать дверь, починить сантехнику. Подопечным хосписа. Хоспис – это дом надежды для тех, у кого в жизни только и осталось, что надеяться. Помощь там нужна всегда: и в уходе за пациентами, и в уборке, и в выполнении мелких бытовых просьб.

ДОБРОВОЛЬЦЫКаждый третий  четверг месяца вместе молятся об умножении любви и о помощи в добрых делах своему небесному покровителю – святителю и чудотворцу Иоанну Шанхайскому и Сан-Францисскому. Ездят в паломнические поездки и общаются на Интернет-форуме добровольцев «Милосердие».

Хотите присоединиться?Звоните  8 924 125 1111 (Валерия) и узнайте больше о том, что делают добровольцы. Приезжайте на встречу новых добровольцев. Встречи проходят каждое воскресенье в 13.00  в храме святого благоверного князя Игоря Черниговского. Также присоединиться к нам можно на молебнах добровольцев. Координатор общины милосердия – Инна Чистякова 269-08-38

Популярное за 7 дней

На престольном празднике погибла супруга священника
21.11.21 10:33

Митр. Антоний (Паканич): 4-й псалом открывает формулу счастья
17.11.21 11:38

Образы старой Греции в полотнах Теодороса Раллиса
23.11.21 10:45

«А крестик с ребёнка лучше снимите»: о новом атеизме
17.11.21 13:39

Архангел Михаил. 10 икон
18.11.21 18:17

Святой Архистратиг Михаил и прочие Небесные Силы бесплотные: как и нам стать Ангелами?
19.11.21 19:14

Митр. Антоний (Паканич) о главном уроке от Архистратига Михаила
20.11.21 22:21

Что такое эгоизм больного человека?
19.11.21 10:52

Митр. Антоний (Паканич): Зачем нужны правила поведения?
22.11.21 16:39

22 ноября — празднование в честь иконы Божией Матери «Скоропослушница»
22.11.21 09:21

Притча о блудном сыне: в чем смысл?

Краткое содержание притчи о блудном сыне и её пересказ были представлены выше. В этой притче Господь Иисус Христос иносказательно показывает отношение Бога к людям и к нашим падениям, отхождению от веры, Его милосердие и прощение.

Человек, знакомый с христианством, верящий в Бога, который Отец всему живому, может отойти от веры, соблазнившись земными развлечениями и суетой. Взять своё имущество и уйти в далекую страну – отойти далеко от Бога, потерять с ним всякую связь. Какой-то запас благодати и духовной силы у него будет, как были деньги поначалу у блудного (или заблудшего) младшего сына. Но с течением времени силы иссякнут, на душе станет пусто и тоскливо. Придет голод, как пришел он к младшему сыну, только не физический, а духовный. Ведь люди, по христианскому учению, созданы Богом для общения и единения с Ним и друг с другом.

И если человек тогда, отчаявшись, вспомнит о своём Отце Небесном, то захочет вернуться. Но будет чувствовать раскаяние и недостоинство быть Сыном Божиим, как и младший сын в притче чувствовал, что недостоин называться сыном. Тогда мы возвращаемся к Богу с покаянием, умоляя его помочь, утешить нашу опустошенную душу, наполнить её светом веры хоть немного – уже не в качестве детей Божиих, а хотя бы как его наёмники (не зря в православных молитвах говорится «рабы Божии»).

Но Бог есть Любовь, как сказано в Евангелии от Иоанна. И Он в своей любви не гневается на нас и не вспоминает наших согрешений – ведь мы вспомнили о Нём, возжелали Его добра, вернулись к Нему. Поэтому Он радуется нашему прозрению и возвращению к истине. Мы были мертвы во грехе, но ожили. И покаявшимся, вернувшимся к вере людям Господь даёт многое, часто счастливо устраивая судьбы, и всегда посылая в измученные души спокойствие и благодать. Также как отец в притче дал вернувшемуся сыну всё лучшее, что имел.

Образ старшего брата здесь – люди, которые формально не отходили от веры, не совершали тяжелых грехов, но забыли главную заповедь – о любви. Старший брат с обидой и ревностью говорит отцу, что он старался все делать правильно, а младший сын нет. За что же ему почет? Так бывает и у верующих, которые осуждают «грешников» и могут в церкви обсуждать чужие наряды, неподходящие к случаю, или неверное поведение. И забывают при этом, что если человек пришёл в церковь, обратился к вере — нужно радоваться за него, ведь все люди — наши братья и сестры, также сотворенные Господом, который бесконечно рад их возвращению из тьмы.

Мы потому и согрешаем, что не любим – ни себя, ни Бога, ни людей вокруг нас

Любовь вовсе не дает нам права совершать грехи, она, наоборот, ставит нас в правильные рамки. Мы потому и согрешаем, что не любим – ни себя, ни Бога, ни людей вокруг нас. Согрешаем, потому что у нас нет правильного знания о жизни, мы всё вывернули наизнанку и прибегаем к грехам.

Почему блудный сын возвращается к отцу? Почему этот молодой человек после множества грехов вдруг решает вернуться обратно? Потому что приходит его час, потому что наступает подходящий момент. И это – тайна!

Почему тот-то исповедался и покаялся в этом году, а ты, слушающий меня сейчас, так до сих пор и не покаялся? Ты и потом будешь ждать еще год, два, будешь жить своей жизнью, а через три года твоя жизнь, глядишь, и изменится. Так почему же ты покаешься только через три года, другой покаялся уже сейчас, а третий еще позавчера? Это тайна! Одно только несомненно: Бог уважает час каждого. Когда наступит твой час! А когда это будет – я не знаю!

Ты не можешь указывать Богу, когда Ему сделать то-то, и не можешь заставить своего ребенка измениться. Когда-нибудь наступит его час, один Бог знает когда. Прояви же уважение к этому! Но одно тут несомненно: ты всегда должен быть распахнутым объятием, ожидая ребенка в каждый момент. Блудный сын возвращается потому, что знает: его ждет добрый отец, его ждет одно лишь распахнутое объятие, безо всякого принуждения, без строгости, без бича.

Мы все хотим любви. А когда найдем любовь, тогда нам хочется делать добро без всякого принуждения

Я понял ее, но понял потому… что сам хочу того же. Мы все хотим любви. А когда найдем любовь, тогда нам уже хочется делать добро без всякого принуждения. Тогда нам всё легко.

Ты можешь долго ждать, чтобы свершилось то, чего хочешь, но только без нажима. Давайте и мы станем распахнутым объятием, и как Бог к нам относится, так и сами будем относиться к другим: возлюбим, примем свободу другого, простим его и будем ждать.

Люди вокруг изменятся, и произойдет то, чего ты хочешь, я в это верю. Если это действительное и реальное желание твоего сердца, заслуживающее того, чтобы его пережить, тогда ты это переживешь! Только надо стать распахнутым объятием и ждать, как это делает Христос.

Христа любят, не любят священников. Мы виноваты! Христос висит с пронзенными руками и ногами, кровь у Него течет… Хуже этого что еще может с Ним случиться?

Если и ты будешь таким и ни на кого давить не будешь, а сам распнешься за мир, тогда увидишь, как люди вокруг тебя изменятся! Не станут остро реагировать, а будут чувствовать, что твоя крестная любовь, твоя душа их приобретает.

Архимандрит Андрей (Конанос)

Перевела с болгарского Станка Косова

В чем суть, смысл

Притча также – описание всякого грехопадения и пути покаяния:

  • удаление от Бога есть отвержение Источника жизни, а потому никакое дело без Него не может быть благоуспешно; может быть потому, что без Бога человек перестает видеть смысл; вот и блудный сын тратит имение отца – просто, чтобы тратить;
  • Бог никогда не принуждает человека быть с Собой – отец безропотно отдает сыну имение, не ропщет, не наказывает – лишь отпускает;
  • печалясь о сыне, отец не ищет его, не уговаривает вернуться, лишь ждет – так для Господа неприкосновенна свобода человека; даже если она ведет ко злу, это – его выбор, пусть даже неправильный, вызывающий скорбь;
  • но лишь намерение изменить свою жизнь, показанное человеком произволение привлекает к грешнику обильную Божию помощь, благодать.

Притча о блудном сыне

Евангелие от Луки, глава 15:11-32

Текст на церковнославянском языке

¹¹ Рече же: человек некий име два сына: ¹² и рече юнейший ею отцу: отче, даждь ми достойную часть имения. И раздели има имение. ¹³ И не по мнозех днех собрав все мний сын, отиде на страну далече, и ту расточи имение свое, живый блудно. ¹⁴ Изжившу же ему все, бысть глад крепок на стране той, и той начат лишатися: ¹⁵ и шед прилепися единому от житель тоя страны: и посла его на села своя пасти свиния: ¹⁶ и желаше насытити чрево свое от рожец, яже ядяху свиния: и никтоже даяше ему.

¹⁷ В себе же пришед, рече: колико наемником отца моего избывают хлебы, аз же гладом гиблю? ¹⁸ востав иду ко отцу моему, и реку ему: отче, согреших на небо и пред тобою, ¹⁹ и уже несмь достоин нарещися сын твой: сотвори мя яко единаго от наемник твоих.

²⁰ И востав иде ко отцу своему. Еще же ему далече сущу, узре его отец его, и мил ему бысть, и тек нападе на выю его, и облобыза его. ²¹ Рече же ему сын: отче, согреших на небо и пред тобою, и уже несмь достоин нарещися сын твой. ²² Рече же отец к рабом своим: изнесите одежду первую и облецыте его, и дадите перстень на руку его и сапоги на нозе: ²³ и приведше телец упитанный заколите, и ядше веселимся: ²⁴ яко сын мой сей мертв бе, и оживе: и изгибл бе, и обретеся. И начаша веселитися.

²⁵ Бе же сын его старей на селе: и яко грядый приближися к дому, слыша пение и лики: ²⁶ и призвав единаго от отрок, вопрошаше: что (убо) сия суть? ²⁷ Он же рече ему, яко брат твой прииде: и закла отец твой телца упитанна, яко здрава его прият. ²⁸ Разгневася же, и не хотяше внити. Отец же его изшед моляше его.

²⁹ Он же отвещав рече отцу: се, толико лет работаю тебе и николиже заповеди твоя преступих, и мне николиже дал еси козляте, да со други своими возвеселился бых: ³⁰ егда же сын твой сей, изядый твое имение с любодейцами, прииде, заклал еси ему телца питомаго. ³¹ Он же рече ему: чадо, ты всегда со мною еси, и вся моя твоя суть: ³² возвеселитижеся и возрадовати подобаше, яко брат твой сей мертв бе, и оживе: и изгибл бе, и обретеся.

Поль Гюстав Доре. Библия в гравюрах

На современном русском: синодальный перевод

Еще сказал: у некоторого человека было два сына;

и сказал младший из них отцу: отче! дай мне следующую мне часть имения. И отец разделил им имение.

По прошествии немногих дней младший сын, собрав всё, пошел в дальнюю сторону и там расточил имение свое, живя распутно.

Когда же он прожил всё, настал великий голод в той стране, и он начал нуждаться;

и пошел, пристал к одному из жителей страны той, а тот послал его на поля свои пасти свиней;

и он рад был наполнить чрево свое рожка́ми, которые ели свиньи, но никто не давал ему.

Придя же в себя, сказал: сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода;

встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою

и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих.

Встал и пошел к отцу своему. И когда он был еще далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его.

Сын же сказал ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим.

А отец сказал рабам своим: принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги;

и приведите откормленного теленка, и заколите; станем есть и веселиться!

ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся. И начали веселиться.

Старший же сын его был на поле; и возвращаясь, когда приблизился к дому, услышал пение и ликование;

и, призвав одного из слуг, спросил: что это такое?

Он сказал ему: брат твой пришел, и отец твой заколол откормленного теленка, потому что принял его здоровым.

Он осердился и не хотел войти. Отец же его, выйдя, звал его.

Но он сказал в ответ отцу: вот, я столько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твоего, но ты никогда не дал мне и козлёнка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими;

а когда этот сын твой, расточивший имение своё с блудницами, пришел, ты заколол для него откормленного теленка.

Он же сказал ему: сын мой! ты всегда со мною, и всё мое твое,

а о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мертв и ожил, пропадал и нашелся.

Блудный сын все время чувствовал любовь отца, чувствовал, как отцова молитва смягчает его сердце

А ты вернулся бы так? А если бы он знал, что дома его ждет кто-то, кто его заругает, он вернулся бы когда-нибудь? Да никогда! Когда его не было дома, он чувствовал, что любовь отца идет за ним по пятам, чувствовал, как какой-то свет окутывает его душу и какая-то молитва смягчает его сердце.

Он жил блудно, но отец любил его. А когда любишь, ты излучаешь волны любви и Божию благодать. И ничего, что другой далеко, это доходит до его души. Ты здесь, твой ребенок может где-нибудь скитаться и делать что хочет – но если любишь, Бог его покрывает. Придет и его час, но только по-доброму, по-хорошему, и он изменится.

Расскажу вам, как закончилась та история с детьми в школе. Это был самый замечательный момент моей жизни! Я сказал им:

– Дети, если бы у меня был диктофон и я знал, что вы скажете мне такое, я бы всё это записал. Вы сказали просто прекрасные вещи. Особенно ты, сказавший, что испытывал неприязнь к Богу, но Христос для тебя лучше всех, что это не Христос виноват, а те, кто учит о Нем. Дети, мы испытали давление со стороны родителей, священников, учителей. А теперь задам вам трудный вопрос: вы можете простить их?

Чтобы дети прощали своих родителей, тогда как обычно мы говорим, что это родители прощают детей, потому что дети плохие? Но здесь было показано, что это детям надо простить нас, церковных батюшек, и вас, родителей, и сказать нам: «Я прощаю тебя!»

– Можете ли вы простить их и не таить злобы? Сделайте это!

Один ребенок встал и сказал:

– Ну хорошо, мы прощаем их, не таим зла, но мы сильно пострадали оттого, что они нам сделали.

Другой сказал нечто хорошее:

– Я, в любом случае, снова возлюбил Бога, снова, но полюбил Его другим, более чистым умом.

– Это, дитя мое, очень хорошо – смочь простить!

Тема возвращения в романе Чарльза Диккенса

Сам писатель называл притчу прекраснейшим в истории людей рассказом. По крайней мере несколько его романов – как бы попытка заглянуть несколько дальше самой притчи, посмотреть, как может сложиться жизнь человека, однажды сделавшего неверный выбор, пусть вставшего затем на верный путь. Таков герой романа «Большие надежды», Пип. Он оставляет деревню ища лучшей доли, но, наконец, осознает, что именно там был счастлив. Однако возвращается он домой ко дню свадьбы некогда любимой им девушки, выходящей за другого: жизнь не повернуть, за выбор приходится платить.

Кадр из фильма по роману Чарльза Диккенса «Большие надежды» оригинальное название Great ExpectationsВеликобритания, США,2011Дуглас Бут в роли Пипа

Таков взгляд человеческий. Но иным образом смотрит на покаявшегося Господь.

В гравюрах и живописи

Сначала были фрески и витражи. Отдельные сюжеты знаменитой евангельской притчи изображены на стенах французских кафедральных соборов и, в отличие от некоторых более поздних художественных произведений изобразительного искусства, рассказывают обо всех этапах мытарств блудного сына: получение наследства, пир и кутеж, работа свинопасом, возвращение к отцу и, конечно, прощение.

В 1541 году голландский художник Корнелис Антониссен создает гравюру на дереве, на которой изображен сын, сидящий на коленях у отца в окружении фигур, каждая из которых подписана: Вера, Надежда, Любовь, Покаяние и Правда. Некоторые искусствоведы склонны считать именно эту гравюру прообразом знаменитой картины Рембрандта «Возвращение блудного сына», написанной художником в 60-х годах XVII века. На картине Рембрандта изображен финальный эпизод притчи, который, собственно, чаще всего и использовали художники. Еще одна знаменитая работа Рембрандта — «Блудный сын в таверне», где художник изобразил самого себя в роли блудного сына, а также свою жену Саскию — была написана за тридцать лет до появления картины «Возвращение блудного сына».

Рембрандт, «Блудный сын в таверне». Около 1635 год.

Некоторые художники посвятили притче сразу несколько произведений. Так, в Национальной галерее США выставлена картина Бартоломео Эстебан Мурильо «Возвращение блудного сына», а в Национальной галерее Ирландии другая его работа — «Блудный сын, получающий наследство». Первая и последняя из серии, состоящей из 5 шедевров живописи, которые художник написал по сюжету евангельской притчи.

Сцену возвращения домой описал в своей картине «Блудный сын» и Иероним Босх, но в отличие от произведений других живописцев — в его работе отсутствуют радость, покаяние и прощение. Скорее, настороженность. Сын возвращается домой в нищете, измученный невзгодами, пристыженный и не знает, как его встретят родители и что его ждет.

Одно из самых последних обращений к этому евангельскому сюжету принадлежит руке Марка Шагала. В его вольной интерпретации, исполненной в стиле примитивизма, отец и сын находятся на улице Витебска в окружении толпы людей, одетых в пеструю национальную одежду. Картину Шагал написал после поездки в Москву и Санкт-Петербург.

Иероним Босх «Блудный сын» («Путник»), 1510 год.

Приглашает Вас стать добровольцем!

 Если Вы хотите помогать одиноким пожилым людям, малышам в детских домах, пациентам больниц и хосписов, заключенным и бездомным, приходите на еженедельную встречу участников молодежного движения.

Если Вы можете сделать мелкий ремонт или починить компьютер – Вам найдется применение!

Если у Вас есть время сходить за продуктами или лекарствами для больного – мы ждем Вас!

Если Вы чувствуете в себе силы написать письмо в тюрьму – Вы не останетесь без дела!

Неважно, сколько Вам лет, главное, чтобы Вы имели желание и свободное время. Вы можете к нам присоединиться,

Вы можете к нам присоединиться,

позвонив по телефону: 89241251111

или приехав на встречу добровольцев (каждое воскресение в 13.00)

Еврейская традиция

Помимо версии, существующей в Евангелии от Луки, она также является частью устной и письменной еврейской традиции.

Израильский учёный Галина Любан указывает , что «метафора встречи отца и раскаявшегося сына связана с литургией еврейского Нового года. Каждый год в праздник Рош Хашана в синагоге звучит шофар, поэтому другое название праздника — День трубных звуков. (…) В хасидской версии притчи рассказывается, что в чужих странах блудный сын забыл родной язык и, вернувшись в отчий дом, не смог даже попросить слуг позвать отца. Тогда он в отчаянии закричал, и старик отец узнал его голос». Звук шофара, звучавший в праздник, символизирует голос этого юноши, кроме того, шофар — это голос всего народа Израиля, взывающего к Небесному отцу в надежде на прощение (в Судный день).

Книга «Коль Бо», старинный сборник ритуалов и правил, раздел Тшува, говорящий о возвращении к вере, использует аллегорию встречи отца и сына, потерявшего веру в Бога.

Знаете, чего мы все хотим? Мы хотим ласки, объятия, любви, чтобы кто-нибудь пришел и сказал нам: «Ты хороший и важный человек! Я люблю тебя, я тобой дорожу!»

Сколько раз бывало, что ты готовишь хорошую еду, но если муж не скажет тебе ни слова, ты чувствуешь себя как-то скверно… Ты хорошо приготовила еду и хочешь услышать доброе слово. Это не будет потаканием твоему эгоизму, а просто ободрением.

Даже если мы в возрасте, мы все, пока не испустим дух, остаемся в душе детьми – мы так хотим, чтобы нас заключили в объятия!

Один игумен со Святой Горы рассказывал мне, как однажды епископ пришел к ним и не поздоровался с одним монахом

Тот огорчился, как ребенок: он хотел, чтобы ему тоже сказали доброе слово: «Отче, как у тебя дела? Всё хорошо? Я рад тебя видеть!» Не то чтобы он скажет тебе что-нибудь важное, но ты почувствуешь, что он обращает на тебя внимание, он тебя заметил. Человек может только посмотреть на тебя, и ты от этого начинаешь чувствовать себя как на небесах от счастья

Иногда на исповеди люди считают минуты, кто сколько исповедуется. Одна госпожа сказала мне как-то:

– Отче, вы говорили со мной только 5 минут, а с предыдущей дамой провели 13 минут! Я хочу поделиться с вами одним помыслом, только не поймите меня неправильно!

– Говори.

– Вы ее любите больше?

– Ты что, шутишь? Почему я должен любить ее больше? Нет, дитя мое, просто у нее было больше проблем, и ей надо было поделиться ими. Разве ты не рада, что у тебя мало проблем? Скажешь их за пять минут и всё?

– Нет, отче! Я тоже хочу стоять долго!

– Зачем?

– Так! Чтобы чувствовать, что вы меня любите!

– Но если я сделаю это, нам придется стоять всю ночь, глядя друг на друга. Нет, так не пойдет.

Чему учит библейская притча

Размышляя о ней, игумен Нектарий (Морозов) пишет, как, видимо, нелегко далось сыну покаяние: стыдно, страшно, к тому же унизиться до слуги тяжело.

«А отцу, отверзающему свои объятия, легко? Или точнее так – Отцу… Что они такое, объятия эти? Непростой вопрос?.. Но только в каждом храме есть на него ответ – вряд ли случайный, вряд ли напрасный. В каждом храме – икона этих объятий, их единый и ничем более не заменимый образ. Я не про гравюры с изображением отдельных эпизодов из этой притчи – их-то в храмах как раз нет. Я про Распятие…».

Простертые длани Спасителя – и есть «объятия Отча».

Господь не просто «делает тысячу шагов» навстречу человеку – Он умирает ради него:

Наталья Сазонова

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector