Из чего состоит храм (православная церковь)

Содержание:

Успенский собор Московского Кремля

  1. Успенский собор – главный собор Московского Кремля. Возведен в 70-х годах XV века. Строился не на пустом месте, до него здесь располагался деревянный храм, а после, в XIV веке, сооружен новый, белокаменный.
  2. Этот храм, возведенный в княжение Ивана Калиты, и есть первый каменный собор Московского Кремля. Невзирая на это, за более чем сто лет собор утратил свою актуальность, и князь Иван III решил возвести новый, более соответствующий возросшему статусу Москвы. Первая попытка строительства завершилась неудачей. Незавершенную постройку разрушило землетрясение, столь редкое для данной местности. Приглашенный итальянский архитектор построил собор заново, взяв за образец Владимирский Успенский собор.
  3. Материалом для собора послужил белый камень и кирпич. Он имеет пять глав.
  4. Расписан Успенский собор на рубеже XV и XVI веков. Повторная роспись осуществлена в средине XVII века.
  5. За свою историю собор неоднократно подвергался пожарам, восстанавливался и обновлялся. Помазание на царство Ивана IV Грозного состоялось именно в Успенском соборе Московского Кремля. А в 1917 году здесь состоялся Поместный собор, который принял решение восстановить патриаршество в Русской православной церкви.
  6. В 1918 году богослужения прекращены, с 1955 года принимает посетителей в качестве музея. С 1990 года проводятся службы, но на нерегулярной основе.

Изменения в архитектуре и дизайне

Современный вид собора Василия Блаженного (официальное название собор Покрова Пресвятой Богородицы) во многом отличается от собора, построенного в середине XVI века. Изменения в стилистике и архитектуре происходили по причине частых пожаров и желании сделать собор более удобным в использовании.

Изначально внешний облик всех построек был строгим, но сразу же нарядным. Стены были расписаны фресками и рисунком, имитирующим кирпичную кладку, чтобы придать собору большую величавость.

Крылец у церквей не было. Храм Василия Блаженного на проекте не значился и не был построен одновременно с другими приделами. Колокольня стояла отдельно и имела иную форму.

Центральный собор в шатровом стиле, окруженный небольшими церквями в честь знаменательных дат Казанского похода, являлся своего рода мемориальным памятником и не требовал особого стиля.

До 1588 года собор не имел ни одного отапливаемого помещения, что исключало возможность проводить богослужения в холодный период. Храм Василия Блаженного стал первым отапливаемым объектом, что привлекало паломников и верующих круглый год в Московскую святыню. Храм работал круглосуточно и принимал на ночлег странствующих людей. Этот момент, возможно, послужил тому, что собор стал известным именно по наименованию храма Василия Блаженного, а не Покрова Пресвятой Богородицы.

Доработки XVI века

По причине частых пожаров в Москве, деревянные верхи церквей сгорали. В очередной раз было принято решение об изменении формы глав храма. Их сделали фигурными и обили железом.

Изнутри все помещения собора были объединены лабиринтами ходов, позволяющих служителями свободно перемещаться из одного помещения в другое. Площадь самих церквей была очень маленькая, что их сравнивали с клетушками. В большие праздники богослужения проводились на Красной площади, потому что ни одна церковь не могла вместить всех желающих.

Как изменился храм в XVII веке

Значительные изменения произошли только в XVII веке. К ансамблю собора добавилась шатровая колокольня в 1670 году. Собор получил новую раскраску в виде пестрого орнамента. К собору из восьми приделов и храма Василия Блаженного добавили еще несколько церквей, которые пришлось убрать с Красной площади по причине их ветхости. По описи ветхостей 1688 года есть информация, что к Покровскому собору было присоединено 20 престолов.

Помимо перенесения существующих церквей, в 1672 году был пристроен придел над могилой еще одного московского юродивого по имени Иоанн, который умер в 1589 году и был похоронен на территории собора.

К 1680 году собор значительно обновился за счет того, что деревянные галереи открытого типа были заменены кирпичными с закрытым верхом, что позволяло перемещаться по периметру собора в любую погоду и оградило церкви и храм Василия Блаженного от разрушения пожарами. Снаружи и внутри стены галереи и других помещений были расписаны травным орнаментом, что придало больше нарядности религиозной святыне.

Надписи о дате завершения реставрации (1683) нанесли на керамические изразцы и поместили на стены собора.

Пожар и восстановление

Троицкий пожар в Москве в 1737 году не обошел стороной храм, который сгорел почти на 100%. Но было принято решение о восстановлении храма. Работы по интерьеру и архитектуре собора были поручены Ивану Мичурину, который составил подробный план и описание Покровского собора на момент реставрации.

Новые работы по ремонту и изменению архитектуры собора проводились в 1784–1786 годах при содействии Екатерины Второй, которая выделила внушительные средства на обновление собора.

Попал под переделку и храм Василия Блаженного, который получил крытую паперть за счет упразднения престола Феодосиевской церкви с северного фасада Покровского собора.

В этот период экстерьер собора не имел ничего общего с современным видом, потому что не была под запретом уличная торговля. Книжные лавки и Яблочный ряд закрывали полностью стены собора. Только Александр Первый решил вопрос с неуместными постройками и преобразил территорию вокруг собора с помощью дикого камня и железной решетки.

XIX — начало XX века и их влияние

Наложила свой отпечаток на собор история XIX—XX веков. Сначала на святыню покушался Наполеон, потому что был поражен уникальной постройкой и хотел разрушить православное ядро России. Попытки взорвать все церкви и собор Василия Блаженного, были тщетны, но церковная утварь была похищена, помещения осквернены. Это привело к новому этапу восстановительных работ в соборе, которые позволили сохранить святыню до сегодняшних дней.

Очередные реставрационные работы проводились в храме в 1890 и в 1912 годах:

  • укрепили полы;
  • обновили соборную ризницу, украсив ее окна цветными витражами.

Православный храм: алтарная часть

Восточное пространство храма занимает алтарная часть. Она возвышена над остальной частью храма («алтарь» с латинского — «высокий»). Символически это место пребывания Бога.

Иконостас отделяет алтарную часть от храма. Это деревянная конструкция имеет специальные углубления, в которые помещены образы святых. Эти иконы располагаются  рядами (ярусами) и называются чинами. 

Иконостас символически является границей между видимым и невидимым мирами. Также иконостас служит молитвенным образом, по сути, самой большой иконой в храме. 

Изначально алтарь не был ничем визуально отделен от верующих. Границей служили колонны и низкие решетки. Только с 5-7 веков на них стали размещать иконы.

Возвышенная площадка перед алтарем называется «солея». Напротив Царских врат полукруглый ее выступ называется амвоном (по-гречески — «возвышение»). С амвона священник произносит проповеди или обращается к молящимся в храме. Также на амвоне читается Евангелие во время Литургии, возглашаются ектении (особые прошения). Стоя на амвоне, священник причащает прихожан, подходящих к нему.

Храм в Священном Писании

Ветхозаветный Иерусалимский храм преобразовал Церковь Нового Завета, в которую должны войти все народы для поклонения Богу в духе и истине (Ин. 4:24). В Священном Писании Нового Завета тема храма нашла наиболее яркое освещение в Евангелии от Луки.

Благовестие от Луки начинается с описания знакового события, совершившегося в храме Иерусалимском, а именно с описания явления архангела Гавриила старцу Захарии. Упоминание об архангеле Гаврииле ассоциируется с пророчеством Даниила о семидесяти седминах, то есть с числом 490. Это значит, что пройдет 490 дней, включающих 6 месяцев до Благовещения Деве Марии, 9 месяцев до Рождества Христова, то есть 15 месяцев, равняющихся 450 дням, и 40 дней до Сретения Господня, и в этом же самом храме явится обетованный пророками Мессия Христос, Спаситель мира.

В Евангелии от Луки Симеон Богоприимец в Иерусалимском храме возвещает миру «свет к просвещению язычников» (Лк. 2:32), то есть свет к просвещению народов. Здесь же – Анна пророчица, вдова 84 лет, «которая не отходила от храма, постом и молитвою служа Богу день и ночь» (Лк. 2:37), и которая явила в своей богоугодной жизни светлый прообраз многих православных русских старушек, носительниц подлинного церковного благочестия на общем мрачном фоне слепого религиозного отступления в условиях жесткого богоборческого режима.

В Евангелии от Луки мы находим единственное во всём каноне Нового Завета свидетельство о детстве Господа Иисуса Христа. Это драгоценное свидетельство евангелиста Луки имеет своим предметом событие, происходившее в храме. Святой Лука повествует, что каждый год Иосиф и Мария ходили в Иерусалим на праздник Пасхи и что однажды 12-летний Отрок Иисус остался в Иерусалиме. Иосиф и Мария на третий день «нашли Его в храме, сидящего посреди учителей» (Лк. 2:46).

В ответ на их недоумение Божественный Отрок произнес исполненные непостижимого смысла таинственные слова: «Зачем было вам искать Меня? Или вы не знали, что Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему?» (Лк. 2:49). Евангелие от Луки заканчивается описанием Вознесения Христова на небо и возвращением апостолов в Иерусалим с указанием на то обстоятельство, что они «пребывали всегда в храме, прославляя и благословляя Бога» (Лк. 24:53).

Тема храма имеет свое продолжение в книге Деяний святых апостолов, которая начинается с описания Вознесения Христа Спасителя и Сошествия Святого Духа на учеников Христовых с указанием на то, что «все… верующие были вместе… и каждый день единодушно пребывали в храме» (Деян. 2:44-46). Свидетельство книги Деяний ценно в том отношении, что относится к освещению исторического аспекта бытия Церкви Христовой. В Новом Завете храм является сосредоточием, видимым проявлением и конкретным обнаружением жизни Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви, актуальным воплощением соборного религиозного опыта народа Божия.

Флора и Лавра, мучеников, на Зацепе храм

Москворецкого Благочиния 14 сентября, 2018

Приход храма мучеников Флора и Лавра на Зацепе :.

115054 г. Москва ул. Дубининская д.9/3 стр.1 Эл. почта Сайт храма: www.hram-flora-lavra.ru Телефон/факс;;

ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА

Приход храма святых мучеников Флора и Лавра в Коломенской Ямской слободе документально известен с 1625 года.

Современное здание трехпрестольного храма было построено в 1862 году. Архитектор неизвестен.

Главный престол освящен в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» с приделами во имя апостолов Петра и Павла и мучеников Флора и Лавра.

В годы гонений приход был снят с юридической регистрации, а храм закрыт и передан в народное хозяйство в конце 1930-х годов.

В 1991 году приход был возрождён и получил юридическую регистрацию. В том же году приходу было передано бывшее здание храма.

СВЯТЫНИ ХРАМА

Ковчег с мощами 38 угодников Божиих и церковными реликвиями. БОГОСЛУЖЕНИЕ

Ежедневно утром – Божественная литургия в 8 часов, вечером – вечерня и утреня в 17 часов; в воскресные и праздничные дни – две Литургии в 7 часов и в 10 часов; накануне Всенощное бдение – в 17 часов. После Литургии совершаются молебны и панихида. В храме имеется баптистерий для крещения взрослых. ДУХОВЕНСТВО

Протоиерей Михаил Александрович ПОТОКИН, настоятель. Родился 12 марта 1965 года. Образование: Московская Духовная Семинария. 02 июня 1999 года рукоположен в сан диакона. 03 сентября 2000 года рукоположен в сан священника. 09 апреля 2014 года возведен в сан протоиерея. 26 июня 2021 года назначен настоятелем.

протоиерей Николай Михайлович КОНОВАЛОВ, сверхштатный клирик прихода храма. Родился 11 марта 1958 года. Образование: Московская Духовная Семинария. 4 апреля 1981 года рукоположен в сан диакона. 2 апреля 1989 года рукоположен в сан пресвитера.

иерей Алексей Валерьевич КАРПУНИН, штатный клирик прихода храма. Родился 25 июня 1972 года. Образование: Московская Духовная Семинария. 4 мая 2003 года рукоположен в сан диакона. 6 июля 2010 года рукоположен в сан пресвитера.

Протодиакон Сергей Николаевич САПРОНОВ, штатный клирик прихода храма. Родился 11 августа 1950 года. Образование: Московская Духовная Семинария. В 1977 году рукоположен в сан диакона. СХЕМА ПРОЕЗДА

Проезд до ст. метро «Павелецкая», далее пешком, а также трамваи 3,35,38,39,А до ост. «Стремянный переулок» и «Зацепская площадь».

В приходе действует Воскресная школа для детей и взрослых.

Святые источники в Подмосковье

Немало чудесных источников, помогающих исцелиться, находится в городах Московской области. Их список довольно внушительный, но самыми посещаемыми и известными являются следующие места:

  1. Мураново. Здесь находится несколько источников. Среди них выделяется колодец в честь Казанской иконы Божией Матери. Ехать сюда нужно по Ярославскому шоссе, на 44-м км повернуть на указателе.
  2. Звенигород. Чтобы попасть к источнику, нужно 10 мин. потратить на пешую прогулку от Саввино-Сторожевской обители. Там оборудована купальня для паломников и небольшая часовня.
  3. Гремячий ключ в Сергиевом Посаде (Взгляднево). Оснащен купелью. Располагается на речке Вондига, около деревни Взгляднево.

Посещая святые источники и монастыри, прикладываясь к чудотворным иконам и святым мощам, прежде всего, нужно иметь крепкую веру и упование на милость и помощь Божию. В противном случае паломничество станет туристическим путешествием, не затрагивающим душу. Если человек окунается в ледяные воды святых источников без веры и молитвы, он может просто заболеть от холода.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Церковь Климента Папы Римского

На Пятницкой улице в Москве ощущается особенная атмосфера. Сюда нужно приходить для того чтобы познакомиться с историей Замоскворечья и увидеть голубые купола храма, освященного в честь Климента Папы Римского и священномученика. Его красота поистине необыкновенна, ведь в архитектуре прослеживаются черты подлинного церковного барокко. В храме хранятся совсем нетипичные для православного зодчества иконостасы. Центральный из них изготовлен из дерева и украшен красивыми скульптурами.

Площадь сооружения, достигающая 1,5 тысяч квадратных метров, действительно впечатляет. К большому храмовому залу примыкают 5 приделов, трапезная, а также колокольня. Сегодня церковь является памятником архитектуры федерального значения. Ее посещают в составе паломничеств, а также экскурсий по Золотому Кольцу.

История

Самым первым храмом считается горница, где происходила Тайная Вечеря. На ней Христос установил Таинство Евхаристии. Потом первые христиане выбирали под храмы чистые просторные помещения. Позже, во время гонений на христиан, приходилось молиться в потаенных местах. Они располагались в подземельях и назывались катакомбами. До сих пор сохранились эти молитвенные места, например в Риме.

Потом стали строить храмы лицом на восток. В Риме между гонениями появилось около тридцати церквей. Сначала священники стояли лицом к народу и так молились, видя в каждом присутствующем образ Самого Бога. Но потом во избежание искушений они стали поворачиваться лицом на восток. Появились первые алтари, иконостасы.

Особый всплеск в строительстве храмов пришелся на времена святых Константина и Елены. Среди них – храм на Гробе Господнем. В христианские храмы превращали бывшие языческие капища или административные здания (базилики). Они были прямоугольной формы. Постепенно стали появляться пристройки под алтарь, притворы.

Автобусные экскурсии

В рамках автобусных прогулок приглашаем проведать знаковые религиозные объекты столицы. Так, автобусная экскурсия доставит вас в монастыри:

  • Андроников — в Спасском соборе увидите фрески работы Андрея Рублева;
  • Покровский — сможете поклониться мощам матушки Матронушки;
  • Новоспасский — с усыпальницей рода Романовых;
  • Симонов — помолитесь у почитаемой православными иконы «Умягчения злых сердец»;
  • Зачатьевский, история которого начинается в далеком 1360 году;
  • Новодевичий, где расположен православный архитектурный комплекс;
  • Даниловский — один из первых в московской земле;
  • Донской, который был создан по приказу Бориса Годунова еще в XVI веке.

Мы предлагаем уникальную прогулку в семь храмов Москвы в рамках одного автобусного тура. Вы посетите сооружения:

  • св. Николая (в Котельниках),
  • Николы (в Подкопая),
  • Николы у Таганских ворот,
  • Рождества Пресвятой Богородицы,
  • Троицы (в Серебряниках),
  • Усекновении главы Иоанна Предтечи,
  • Успения (в Гончарах),
  • Петра и Павла.

Покровский собор или храм Василия Блаженного

Разноцветные купола этого храма — одна из визитных карточек столицы. Он прошел сквозь время, сохранив свою уникальную красоту. Полюбоваться сооружением приезжают с разных уголков России.

Среди всех соборов страны Покровский признан самым многоглавым, так как его комплекс объединяют друг с другом сразу 10 церквей. Из них 9 были возведены еще в XVI веке приказом Ивана Грозного в честь победоносной войны с Казанским ханством. Первую и центральную церковь освятили в день праздника Покрова Богородицы, что и дало имя всему собору. Только через несколько лет у стен постройки похоронили знаменитого чудотворца Василия Блаженного. Тогда же была пристроена 10-я церковь, после чего храм стали часто называть именем святого.

Церковь всех Святых во Всехсвятском на Соколе

Первоначально поселок, в котором располагается храм, назывался селом Святых Отцов на речке Ходынке. Появился он одновременно со строительством монастыря, вокруг которого всегда по традиции быстро возникали дома местных жителей. Позже монастырь был снесен, а на его месте в 1683 году возвели каменный храм. Тот облик, которым мы любуемся сегодня, появился в 1736 году. Тогда строительство было осуществлено по желанию дочери князя Милославского.

Архитектурный стиль храма соответствует эпохе барокко. С окончанием строительных работ ему были присвоен особый статус – патриаршее подворье. Каждый день в залах церкви проводятся службы.

Кроме перечисленных соборов, рекомендуем также посетить Новодевичий монастырь, Марфо-Мариинскую обитель, храм св. Григория Неокесарийского, побывать на Крутицком подворье и осмотреть церковь Святой Живоначальной Троицы в Никитниках.

Из чего состоит храм (Православная церковь)

Из чего состоит храм

Что такое притвор?

В притворе могут располагаться стеллажи с церковной литературой, свечи, иконы и другая церковная утварь, выставленная на продажу. Также там могут быть вешалки для одежды прихожан.

Как называется место перед иконостасом? Что такое солея?

Это место называется солея — возвышение перед алтарной частью храма. Солея состоит из амвона и клироса. — К На солею нельзя ступать вне особых случаев (например: Причастие).

Что такое амвон?

— это выдвинутый внутрь храма выступ в середине солеи. Амвон предназначен для чтения Священного Писания проповедей и некоторых других священнодействий.

Что такое иконостас и царские врата в храме?

— это обычно сплошная стена, отделяющая алтарь от главного помещения православного храма и составленная из икон. Царские врата это большие центральные двери иконостаса.

Можно ли входить женщинам в алтарь?

Женщинам в алтарь вход воспрещен, а мужчины-прихожане могут заходить туда только в особых случаях и с позволения священника (например, во время крещения). Из алтаря выходят 3 двери: Царские врата (самые главные), а также северные и южные двери. Через Царские врата не дозволено никому ходить, кроме священника.

Что находится в алтаре православного храма (церкви)? ,

В середине алтаря находится Престол, который применяется для приготовления святых даров (причастия). В престоле присутствуют мощи святых, Евангелие и Крест. В северо-восточной части алтаря, слева от престола, если смотреть на восток, у стены находится Жертвенник. Высота жертвенника равна высоте престола. Жертвенник применяется для приготовления святых даров. Возле жертвенника обычно ставится стол для положения на нем просфор, поданных верующими, и записок о здравии и о упокоении. Что такое горнее место? Горнее — значит главное. В горнем месте в алтаре православного храме устанавливают богатое кресло для священников высокого ранга (архиереев). Горнее место является обозначением таинственного присутствия Бога и сослужащих ему. Поэтому этому месту всегда воздают подобающие почести, даже если оно, как это часто бывает в приходских храмах, и не оформлено возвышением с седалищем для епископа.

История храма Флора и Лавра проходит более чем через пять веков

Впервые в исторических документах упоминается деревянная церковь, построенная в Коломенской Ямской слободе в честь святых Флора и Лавра в 1625 году.

Однако, известно и то, что духовенство церкви получало выплаты из государственной казны еще до прихода к власти династии Романовых, до 1613 года.

В 1628 году переосвящается главный престол в честь апостолов Павла и Петра, а еще через время во имя иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость».

Храм уже по традиции называется Флоро-Лавровским.

Годом ранее существовал придел Святителя Николая, позже придел был упразднен.

Церковь в 1738 году сгорела, но уже через год священник Сергий с приходом получили разрешение на возведение нового здания. Через шесть лет строительство закончилось, уже с приделом святых апостолов Петра и Павла.

В 1829 году приход подает прошение в Московскую консисторию о возведении новой, каменной церкви с пристройкой трапезной на место ветхой деревянной, но получает отказ.

Потолочная роспись в храме Флора и Лавра

Священник церкви Алексий с причтом подают повторное прошение о возведении каменного здания в июле 1833 года, но теперь уже к Митрополиту Московскому и Коломенскому.

Когда он рассмотрел прошение, одобрил план на строительство и выдал разрешительную грамоту.

Закончилось строительство нового каменного сооружения с тремя престолами в 1839 году. Главный престол воименован иконой Божией Матери «Всех скорбящих Радость», приделы – в честь апостолов Петра и Павла, и святых мучеников Флора и Лавра.

В 1861-62 годах разбирают главный четверик храма, здание перестраивают в ныне существующую церковь иконы Божией Матери.

В 1909 году производится наружный ремонт и внутренние реставрационные работы. Обновляются иконостасы, настенная живопись, меняется позолота куполов, добавляются западные пристройки.

Доска на стене храма, означающая его принадлежность к памятникам архитектуры города Москвы

Церковь Николая Чудотворца в Хамовниках

Расположенная на пригорке, достопримечательность ярко выделяется на фоне обступившей ее застройки. Хотя стилистика современного сооружения не похожа на традиционную церковную архитектуру, можно с уверенностью утверждать, что собор в Хамовниках стал настоящим символом всего района.

Проект этого храма отвечает общей православной традиции. Он вытянут с запада на восток и начинается, как и полагается, колокольней. Далее следует трапезная, основной храм с пятью куполами и 3 алтарных выступа. Что касается архитектурного стиля, то его принято относить к так называемому «нарышкинскому барокко». Ценнейшим, с исторической и эстетической точек зрения, украшением внешнего убранства являются изразцы, находящиеся на колокольне. В ее шатре прорублено 32 окошка.

По своему размеру колокольня является крупнейшей в современной Москве. А еще в северной части стены можно различить надгробные таблицы, датируемые XVIII веком, сохранившиеся на память о приходском погосте.

В годы Отечественной войны интерьер церкви сильно пострадал. Его восстанавливали позднее. Красивая настенная роспись появилась здесь в 1840-х годах. Изначально внутри хранился Димитриевский алтарь, а в 1872 году вместо него появился придел иконы Божией Матери «Споручница грешных».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector