Как называется крыша церкви, а также из чего состоит православный храм
Содержание:
- Содержание:
- Каркасная технология купольного дома
- Символические изображения в катакомбах, следующие:
- Что изменилось после Орды
- Знаменитые большие купола
- Особенности храмовых куполов
- Значение храмов в жизни людей
- Количество: от одного до тридцати трех
- Пантеон.
- Флорентийский собор.
- Купола храмов
- Белокаменная Русь. Золотые ворота русской истории
- Страшное золото
- Почему купола православных церквей бывают разного цвета?
- Значение количества куполов
- По религиозным канонам православный храм — Дом Божий
- Страшное золото
Содержание:
1. Какие могут быть размеры у купола. 2. Какие бывают виды облицовки. 3. Какие бывают декоративные покрытия куполов. 4. Стоимость изготовления. 5. Сроки изготовления. 6. Как заказать изготовление купола. Изготовление купола — технологически сложный процесс. Готовое изделие должно быть правильной формы.
Купол — полусферическая конструкция, где все линии сверху плавно сходятся в одну точку. Эстетически приятней воспринимаются конструкции в форме луковицы. А форма эта пришла к нам ещё с древней Руси, поэтому сейчас это неотъемлемая часть нашей культуры.
При производстве куполов очень важно правильно соблюдать геометрию, чтобы дальнейшний процесс облицовки прошёл без затруднений. За всю практику мы изготовили десятки куполов самых разных форм и размеров
За всю практику мы изготовили десятки куполов самых разных форм и размеров.
Каркасная технология купольного дома
Купольные дома чаще всего стоят с помощью каркасной технологии – она делает строение легким.
В прослойках между листками укладывается утеплитель.
Геодезический каркас
Здесь рядность уже не важна. Каждый элемент заполняется сэндвич-панелями, оставляя маленький зазор в 5 мм для монтажа под углом.
Нагрузка в таком случае распределяется на всю каркасную конструкцию полностью.
Если используете в качестве основы древесину, тогда обязательно покройте каркас защитными средствами (антисептиком, антипиреном).
Каркас изготавливают из деревянных треугольных блоков, которые имеют идентичные размерные характеристики.
Технология возведения купольного дома на основе пневмокаркаса
Строительство с помощью пневмокаркаса считается самым сложным, ведь для работы нужна спецтехника и оборудование, но зато благодаря этому время на возведение здания сокращается.
Фундамент для сферических домов формируют ленточный или плитный. Каркас – купол из металлических прутиков, соединенных при помощи сварки.
В этой технологии используется пневматическая каркасная конструкция.
Она создается индивидуально в надутом виде и точно повторяет контуры внутренней поверхности купола.
В тех областях, где должны быть окна и дверные полотна, каркас имеет выступы определенной формы и размеров.
Главный материал купола наносят чаще всего послойным образом, с перерывами для застывания каждого слоя.
С внутренней стороны купола делают то же самое, а после полноценного застывания стенок, переходят к заключительной отделке.
Стратодезический каркас
В стратодезической каркасной конструкции вся нагрузка ложится на дуги, из которых создается купол.
При равномерном типе заполнения каждого сектора горизонтальными балками образуются ячейки.
Символические изображения в катакомбах, следующие:
якорь — знак или образ христианской надежды, дающей душе опору в житейском плавании;
голубь — символ Святого Духа и невинности очищенной покаянием христианской души;
феникс — мифическая неумирающая птица, ставшая в катакомбных росписях символом воскресения;
павлин — символ бессмертия, так как, согласно современным той эпохе верованиям, тело его не подвергается разложению;
петух — также стал символом воскресения, так как его крик пробуждает от сна, многими христианскими писателями сравниваемого со смертью;
агнец — символизирует Иисуса Христа, которому в евангельском повествовании усваивается это Имя;
лев — символ силы, могущества, власти;
оливковая ветвь — символ мира, возрождающейся жизни;
лилия — символ чистоты;
рыба — глубокий символ, связанный с греческим написанием слова «рыба» — «ИХТИС», заключающего в себе начальные буквы греческих слов Иисус Христос, Божий Сын, Спаситель;
виноградная лоза и корзина с хлебом — символизируют Таинство Причащения.
Как языческий поэт Орфей с лирой в руках, согласно легенде, укротил своей лирой диких зверей — так и Спаситель Своим учением привлек к Себе одичавших язычников. Кроме символических, в катакомбах встречаются изображения персонажей известных притч Спасителя: сеятеля, десяти дев и Доброго Пастыря; библейских сюжетов: Ной в ковчеге; Ной с голубем, занимающийся построением ковчега, который имеет форму небольшого ящика с откинутой назад крышкой; пророк Иона в отдельные моменты своей истории; Пророк Даниил между львами; получение скрижалейпророком Моисеем; истечение воды из камня в пустыне; поклонение волхвов; воскресение Лазаря и другие.
Что изменилось после Орды
В русском храмовом зодчестве никогда не отказывались от крестово-купольной системы — в крупных сооружениях она применяется и сейчас. Однако в небольших храмах чаще использовали бесстолпные конструкции, то есть те, в которых своды опираются прямо на стены, а не на колонны или столбы внутри здания. Такие памятники создавались и в домонгольский период, но в XVI и XVII веке их стало гораздо больше. Одно из таких конструктивных решений — шатровые перекрытия, которые придавали православному храму ассоциирующийся с готикой прозападный вид. В 50-х годах XVII века патриарх Никон запретил подобные композиции как не соответствовавшие византийским традициям. Еще один способ обойтись без внутренних опор — завершение квадратного в плане объема похожим на тюбетейку сомкнутым сводом или его производными. На такой свод сверху ставились декоративные главки, чаще всего на глухих, без окон, барабанах.
Чтобы расширить пространство, к церквям стали пристраивать трапезные. Если в монастырях так назывались помещения для приема пищи с небольшими встроенными церквями, то в данном случае к храму, наоборот, прибавлялось дополнительное сооружение, где никто не трапезничал, но название сохранилось.
Знаменитые большие купола
Ниже приведен список больших куполов, которые по разным причинам считаются особенно важными, но никогда не носили титула самого большого купола в мире.
Дата завершения |
Диаметр | Имя | Место нахождения | Строитель | Примечания | Ссылки | |
---|---|---|---|---|---|---|---|
м | футов | ||||||
c. 64 | 13,48 | 44,2 | Domus Aurea | Рим, Италия | Римская империя | Первый купол с многоугольным планом ( восьмиугольник ). Первый в дворцовой архитектуре | |
563 | 31,87 | 104,6 | Собор Святой Софии | Стамбул , Турция | Восточная Римская (Византийская) Империя | Первый в истории подвесной купол. Впервые построено в 537 году, восстановлено в 563 году после землетрясения. Архитекторы Анфемий Траллский и Исидор Милетский | |
1227 | 21,0 × 16,9 | 68,9 × 55,4 | Базилика Святого Гереона | Кельн , Германия | Епископ или город? | Овальная форма. Самый большой западный купол, построенный между собором Святой Софии и Дуомо . | |
1405 | 18,2 | 60 | Мавзолей Ходжи Ахмеда Ясави | Туркменистан, Казахстан | Тамерлан | Двойной купол | |
1557 | 27,2 | 89 | Мечеть Сулеймание | Стамбул , Турция | Османская империя | Архитектор Мимар Синан | |
1575 | 31,25 | 102,5 | Мечеть Селимие | Эдирне , Турция | Османская империя | Архитектор Мимар Синан | |
1626 | 42,3 | 139 | Базилика Святого Петра | Рим, Италия | Святой Престол | Архитектор Микеланджело Буонарроти; Самый высокий купол в мире до 1990 года и самый высокий купол внутри (включая фонарь) в настоящее время; Двухслойный купол | |
1641 | 31,9 | 105 | Тадж-Махал | Агра , Индия | Империя Великих Моголов | Двойной купол; внутренний купол имеет диаметр 17,7 м (58 футов). | |
1710 г. | 30,8 | 101 | Собор Святого Павла | Лондон, Англия | Кристофер Рен | Двойной купол. Два купола разделены конусом поверх внутреннего, который помогает поддерживать внешний. | |
1732 г. | 37,15 × 24,80 | 121,9 × 81,4 | Святилище Викофорте | Викофорте , Пьемонте , Италия | Дом Савойи | Самый большой эллиптический купол в мире. Архитекторы Асканио Витоцци и Франческо Галло . | |
1781 | 36,0 | 118,1 | Аббатство Святого Власия | Санкт-Блез , Баден-Вюртемберг , Германия | Пьер Мишель д’Икснар | Третий по ширине купол в Европе на момент постройки | |
1871 г. | 36,6 | 120 | Mosta Dome | Моста , Мальта | Джорджио Грогне де Васе | Третий по величине безопорный купол в мире | |
1894 г. | 31,0 | 101,7 | Мраморная церковь | Копенгаген , Дания | Фредерик V | Построен с 1749 по 1894 год тремя разными архитекторами, с 1770 по 1877 год строительство не велось. | |
1904 г. | 15,24 | 50,0 | Государственный дом Род-Айленда | Провиденс, Род-Айленд , США | Четвертый по величине мраморный купол без опоры в мире. | ||
1904-1912 гг. | 18.0 | 59,1 | Собор Александра Невского, София | София , Болгария | Болгарский народ | Закладка фундамента — 3 марта 1882 г., завершена в 1904-1912 гг., Освящена в 1924 г .; Собор имеет позолоченные купола. Считается, что он входит в десятку крупнейших восточно-православных церковных зданий и крупнейший завершенный православный собор в Юго-Восточной Европе . | |
1944 г. | 61,0 | 200,1 | V-2 Bunker La Coupole | Визерн , Франция | нацистская Германия | Купол железобетонный, толщиной 5м. | |
1952 г. | 27 | 89 | Ротонда Шевкии | Шевкия , Гозо , Мальта | Архитектор: Джозеф Д’Амато. Высота купола составляет 75 м (246 футов). Расчетный вес: 45 000 т (44 000 длинных тонн; 50 000 коротких тонн). Окружность: 85 м (279 футов). | ||
1960 г. | 108,0 | 354,3 | Колизей Аранета | Кесон-Сити , Филиппины | Х. Амадо Аранета | Также известный как Большой купол, он открылся как крупнейшее закрытое место в мире в 1960 году. | |
1988 г. | 51,8 | 170 | Мечеть султана Салахуддина Абдул Азиза | Шах-Алам , Селангор , Малайзия | Самая большая мечеть в Малайзии , вторая по величине в Юго-Восточной Азии . Также известна как Голубая мечеть. Вмещает до 16000 прихожан. | ||
2005 г. | 21,3 | 70 | Зеленый купол Лонг-Айленда | Baiting Hollow, Нью-Йорк , США | Кевин Майкл Ши | Самый большой жилой деревянный геодезический купол в Северной Америке. Это дом и достопримечательность, пропагандирующая устойчивый образ жизни. | |
2009 г. | 78 | 256 | Хранилище клинкера Medgidia | Меджидия , Румыния | |||
2014 г. | 227 × 179 | 745 × 587 | Филиппинская Арена | Бокауэ , Филиппины | Иглесиа ни Кристо | Овальная форма. Купол крупнейшей по вместимости закрытой арены в мире . |
Особенности храмовых куполов
Купола церквей имеют символическое значение. Выделяется несколько типов куполов, характерных для православных храмов.
Шлемовидный купол
Церковный купол в виде шлема встречается в домонгольском зодчестве (до середины XIII века). Он напоминают верующим, что Православная церковь — церковь воинствующая, её члены постоянно борются с грехом. Ярчайший пример храма со шлемовидным куполом — Успенский собор во Владимире.
Сферический купол
Сферический купол в православной традиции есть символ вечности. Такой тип конструкции купола пришёл к нам из Римской империи. Классический сферический купол украшает собор Преображения Господня в Белгороде.
Шатры
Шатры — архитектурные формы в виде многогранной (чаще всего восьмигранной) пирамиды, служащие для завершения архитектурного сооружения. Они символизируют образ Святого Духа или образ Богородицы. Такой тип храмовой кровли появился в Русском православном зодчестве в XVI веке. Сейчас встречается достаточно редко из-за сложности сооружения каркаса. Известный пример шатрового храма — церковь Вознесения в Коломенском.
Купола-луковицы
Основным типом куполов Русских Православных храмов являются купола-луковицы. Происхождение таких куполов до сих пор является для учёных предметом споров. Некоторые исследователи считают, что такая форма кровли была выбрана, чтобы облегчить уборку снега и льда с неё в зимний период.
Но такие же купола распространены и в южных странах — в Индии, Турции и на Среднем Востоке. В России луковичный купол венчает самую высокую башню собора Василия Блаженного.
Другие виды храмовых куполов
Существует ещё множество типов куполов, которые не характерны для Русского Православия, но распространены в других странах или конфессиях. Например, овальный купол, который является одной из характерных черт архитектуры стиля барокко. Или купол-зонтик, свод которого разделён на сегменты рёбрами, принимающими на себя вертикальную нагрузку. Такие купола были распространены в Риме и Византии.
Также выделяются купола-блюдца, которые не теряют популярности по сей день. Они используются не только в культовых сооружениях, но и в интерьере современных зданий. Это самый низкий тип купола, он позволяет сооружать наиболее масштабные куполовидные кровли.
Значение храмов в жизни людей
Каждая народность имеет свою веру и необходимые сооружения церковь, храм, мечеть. В таких зданиях человек возносит молитву Господу о грехах своих, раскаивается, молится о близких, пребывает в состоянии душевного покоя. Любое такое здание имеет свод, который изготавливается из лучших материалов и имеет привлекательную окраску.
Значение цветов куполов храмов в любой религии имеет символизирующее определение. Можно сказать, что свод это основное украшение храма и его форма напоминает параболу или полусферу.
Родоначальниками куполов были римляне. Они с помощью бетона строили замечательные конструкции, которые перекрывали большие здания. Самый древний свод находится в римском Пантеоне, построенный приблизительно в 128 году.
Самым первым городом на Руси принявшим крещение был Киев. Послы князя Владимира были поражены красотой собора Софии в Константинополе. Именно это послужило основой русской архитектуры в возведении церквей. Мастера строили храмы на Руси в традициях Византийского зодчества с куполами.
Количество: от одного до тридцати трех
Один купол напоминает верующим о единстве Бога. Одноглавые храмы были особенно популярны в домонгольское время. Самые известные из них — церковь Покрова на Нерли и Дмитриевский собор во Владимире. Оба храма построены в XII веке — они пережили разорительные монголо-татарские нашествия и сохранились до наших дней.
Два купола встречаются нечасто и знаменуют собой божественную и человеческую природу Иисуса Христа. В Москве двумя куполами увенчана церковь Космы и Дамиана в Старых Панех. Это одна из старейших столичных церквей: ее деревянную предшественницу построили еще в 1468 году.
Три купола ассоциируются со Святой Троицей. Три главы венчают Георгиевский собор Юрьева монастыря — старейшей обители Великого Новгорода. Собор возвели в 1130 году по указу князя Мстислава Владимировича. В летописи сохранилось имя зодчего — Петр. Предполагают, что он также построил Николо-Дворищенский собор и церковь Благовещения на Городище
Пять куполов — символ Иисуса Христа и четырех евангелистов: Иоанна, Марка, Луки и Матфея. Пятиглавые храмы встречаются в России чаще других. Самые известные из них — Успенский собор во Владимире и построенный по его образу Успенский собор Московского Кремля.
Семь куполов знаменуют для православных семь церковных таинств, семь Вселенских соборов (собраний, на которых были приняты основные христианские догмы) и семь главных православных добродетелей. Семиглавые соборы встречаются не так часто, как трех- или пятиглавые. К ним относятся Вознесенский храм в Новочеркасске — главный собор Донского казачества — и Крестовоздвиженский собор Белогорского Николаевского монастыря под Пермью.
Девять куполов связаны с девятью ангельскими чинами. Согласно христианской традиции небесные ангелы распределены по девяти уровням: ближе всего к Богу херувимы и серафимы, а к человеку — ангелы и архангелы. Девять куполов венчают храм Спаса на Крови в Петербурге и Благовещенский соборМосковского Кремля.
Тринадцать куполов напоминают об Иисусе Христе и его сподвижниках — двенадцати апостолах. Тринадцатиглавый храм Иверской иконы Божией Матери находится в московском Николо-Перервинском монастыре. Его построили в 1908 году по проекту Петра Виноградова. В советское время собор использовали в качестве склада и фабричного цеха, но в 1990-х годах его восстановили.
Двадцать пять куполов означают похвалу Пресвятой Богородице — прославление Пречистой Девы 25 ветхозаветными пророками. Кроме того, число 25 символизирует видение небесного престола и окружающих его 24 старцев, описанное в Откровении Иоанна Богослова. 25 куполов венчают Покровскую церковь в усадьбе Богословка под Петербургом — копию утраченного карельского Покровского храма.
Тридцать три купола символизируют годы жизни Христа на земле. Строились подобные храмы очень редко. Один из них находится в Волгоградской области — это Преображенская церковь Усть-Медведицкого Спасо-Преображенского монастыря. Образцом для нее послужила деревянная Преображенская церковь в Кижах.
В русской архитектуре встречаются храмы с одиннадцатью (Верхоспасский собор Кремля) и с пятнадцатью (церковь усекновения главы Иоанна Предтечи в Ярославле) куполами, но это скорее исключение из правил.
Лидия Утёмова
————————————————
Кабель КГВЭВнг и КГВЭВнг-LS – силовой гибкий кабель, с медными многопроволочными токопроводящими жилами, в оболочке и изоляции из поливинилхлоридного пластиката пониженной пожарной опасности, с низким дымо- и газовыделением. Кабель экранирован медной оплеткой, что защищает передаваемый сигнал от электромагнитных полей. Кабель не распространяет горение при прокладке в пучках. Предназначен для передачи и распределения электрической энергии в стационарных установках в электрических сетях на номинальное переменное напряжение 660 и 1000 В переменного тока частотой до 60 Гц и при напряжении 1000 и 1500 В постоянного тока.
Наша компания НК кабель реализует кабель более 30000 наименований и сечений, например в наличии есть кабель авббшв 4х240, с жилами из алюминия.
————————————————
Пантеон.
Также по теме: ПАНТЕОН
Первый крупный купол, сохранивший первенство по величине пролета, был возведен над круглой в плане ротондой диаметром 43 м. В его вершине оставлено круглое отверстие диаметром почти 9 м, т.н. окулюс («око», «глаз»). Основным материалом конструкции купола является кирпич. В основе конструктивной системы купола кирпичные полуарки, поднимающиеся из толщи цилиндра стен к внешнему кольцу окулюса. Между полуарками расположены горизонтальные ряды арочек, которые членят купол на сферические трапециевидные поверхности, заполненные кирпичной кладкой. В интерьере кессонированная поверхность купола отвечает конструктивной схеме, хотя врезанные в поверхность квадратные углубления-кессоны не совпадают с конструктивными ребрами.
Поскольку горизонтальный распор купола распределен равномерно, кольцо основания образует идеальную опору. Стена Пантеона 6 м толщины, с ее глубокими, архитектурно оформленными нишами, выполнена из бетона. Несмотря на то, что римляне применяли полукупол для перекрытия апсид с их полукруглой опорной стеной, они так и не обнаружили способа возведения купола над иной, чем круг, архитектурной формой.
Флорентийский собор.
Строители романской или готической эпохи, сосредоточившись на проблемах возведения сводов, почти не пользовались куполом. Однако с возрождением римских форм в эпоху Возрождения купол был «открыт» заново и сразу же приобрел первостепенное значение. Первый крупный ренессансный купол был воздвигнут над восьмигранным барабаном Флорентийского собора в 1420–1434. Архитектор Филиппо Брунеллески избрал заостренную форму купола, учитывая, что он создаст меньший горизонтальный распор. Из углов восьмигранного барабана диаметром 42,2 м он поднял 8 главных ребер, подняв между ними 16 вспомогательных ребер. Сходясь наверху, эти ребра сформировали структуру свода и его окулюс. Главные ребра несут не одну, а две оболочки купола. На уровне перегиба ребра связаны «цепями» из массивных деревянных брусьев, соединенных железными скрепами. Цепи принимают на себя распор, что позволило обойтись без контрфорсов барабана.
Купола храмов
Обычно храм покрывается куполом, изображающим небесную твердь.
Более всего распространены купола, напоминающие луковицу и шлем. Значение последних объяснить довольно легко. Церковь – это собрание всех верующих, живущих как на земле, так и на небесах.
Церковь небесная — торжествующая, ее жители смогли победить зло и неподвластны дьяволу. Церковь земная — Церковь воинствующая, постоянно борющаяся с духами зла.
Именно потому и купола церквей часто создавались похожими на шлем.
Как правило, венчает храм глава с крестом. Главы христианских храмов обычно имеют форму луковки, напомянающую пламя свечи, которая несет миру свет христианского учения, пламя ее устремляется вверх, как молитва, к небу, к Богу. Замысловатая форма и яркая раскраска куполов на храме Василия Блаженного говорит о красоте Небесного Иерусалима.
Особое значение имеет и цвет куполов.
Золото куполов символизирует небесную славу. Только самые большие храмы и храмы, которые посвящены Спасителю, завершаются золотыми куполами.
Совет
Купола небесно-синего цвета , украшенные золотыми звездами, напоминают о Рождестве Иисуса Христа и украшают церкви, посвященные Богородице.
Церкви же, которые посвящены святым, обычно украшаются серебряными и зелеными куполами. Зеленые купола могут быть и у Троицких соборов, поскольку зеленый — это еще и цвет Святого Духа.
Сами храмы также отличаются по цветам:Храм белого цвета – в честь Преображения и Вознесения Господня.Храм голубого цвета – Пресвятой Богородицы.Храм красного цвета – мученический.Храм зеленый цвета – преподобному.
Храм желтого цвета – святителю.
Как уже упомянули, количество глав, как и их форма (а также и цвет), может быть различным.
В основном храмы имеют один, три или пять глав, однако количество их может доходить и до 33.
Стоит Храм белого цвета – в честь Преображения и Вознесения Господня.Храм голубого цвета – Пресвятой Богородицы.Храм красного цвета – мученический.Храм зеленый цвета – преподобному.Храм желтого цвета – святителю.
Вот такие символы внешнего устройства храмов на сегодняшний день.Стоит упомянуть, что это не есть догмой, а это всего лишь хорошая традиция, которая не везде, да и не всегда соблюдается.
Стоит, правда, отметить, что вся символика – не всегда соблюдается в современном стоительстве.
Церковь Покрова на НерлиДмитриевский Собор во Владимире
Иногда к ним пристраивались колокольни или приделы и два купола, тогда символизировали два естества Господа Иисуса Христа — Божественное и человеческое (Церковь Иоанна Лествичника в Московском Кремле). Трехглавые храмы, символизируя Святую Троицу, не всегда могут быть Троицкими (например, Георгиевский собор Юрьевского монастыря в Великом Новгороде).
Обратите внимание
Церков Иоанна Лествичника в Московском КремлеГеоргиевский Собор Юрьевского монастыря в Великом Новгороде
Иногда изначально пятиглавый собор после перестройки мог превратиться в шестиглавый (Софийский собор в Новгороде), впрочем, как и появиться из трехглавого ранее собора. Причинами таких перестроек становились, как правило, обветшание и пожар.
Пятикупольные храмы строятся и в последнее время, таким, например, стал храм Христа Спасителя, недавно возрожденный в Москве.
Собор Святой Софии в Великом НовгородеХрам Христа Спасителя
Существовали на Руси и семикупольные храмы, и в этом случае главы обозначали 7 таинств церкви и 7 Вселенских Соборов. Таким изначально был Успенский собор в Смоленске.
Встречаются и 9-, и 10-, и 13-, и даже 22- и 33-главые храмы. 9 куполов в этом случае будет обозначать число ангельских чинов, 13 — Христа и 12 апостолов, 33 — число лет земной жизни Иисуса.
Белокаменная Русь. Золотые ворота русской истории
Каменное строительство начинает распространяться на Руси с XI века. Из камня возводят самые значимые сооружения: церкви, дворцы, богатые жилые дома.
Первыми примерами монументальной архитектуры в восточнославянских землях стали большие церкви Киевской Руси.
Константинопольские строители при участии киевских мастеров построили Софийский 13-главый крестово-купольный собор в Киеве. Он стал одним из самых значительных архитектурных сооружений того времени.
В период, когда Русь состояла из большого количества княжеств, Киеву не всегда удавалось сохранять ведущую роль.
В отдельных центрах появляются местные архитектурные школы. В XII–XIII веках важнейшим становится Владимиро-Суздальское княжество. Местные зодчие не просто продолжили традиции византийской архитектуры, но и значительно обогатили их западноевропейскими идеями и элементами.
Первым европейскую каменную технику начал использовать Юрий Долгорукий. При нем были возведены белокаменные постройки во Владимире, Суздале, Юрьеве-Польском, Переславле.
От времени правления Андрея Боголюбского сохранились Успенский собор и Золотые ворота во Владимире. По мнению некоторых историков, Золотые ворота не похожи ни на одно сооружение в европейской архитектуре.
Золотые Ворота.
XII в. Владимир
Во время строительства внезапно обрушился свод Золотых ворот. К счастью, никто при этом не погиб. Князь Андрей Боголюбский, при котором и строились ворота, заказал благодарственный молебен по этому поводу. Чувствуя недоброе, он заменил и строителей. Новыми зодчими стали итальянские мастера, присланные Андрею Фридрихом I Барбароссой. Они и закончили строительство ворот. Их работа так понравилась князю, что он оставил их у себя для строительства других каменных сооружений.
Ими стали Успенский и Дмитриевский соборы, а также изящная и очень красивая церковь Покрова на Нерли в Боголюбове.
Церковь Покрова на Нерли. XII в.
Боголюбово
Конец белокаменному зодчеству во Владимиро-Суздальской Руси положило татаро-монгольское нашествие.
Первые шатровые храмы были деревянными. Это связано с тем, что формы церковной архитектуры перенимались Древней Русью из Византии. Но в дереве было очень трудно передать форму купола византийского типа. Поэтому на Руси он и был заменен в деревянных храмах шатровыми завершениями. Их построить было значительно легче
Страшное золото
После прихода православия на Русь встал вопрос о необходимости возведения храмов. Но на наших землях не было мастеров и архитекторов, которые могли бы это сделать. Именно по этой причине пришлось приглашать «ромейских» умельцев. Именно они и привнесли традицию покрытия куполов золотом.
Яркое резюме помогло маме получить отличную работу, несмотря на пробел в стаже
Мужчина услышал разговор девушки с продавцом автомобилей и подарил ей машину
Быстро снять стресс и дискомфорт: 5 поз йоги для работающих дома за компьютером
Интересен тот факт, что такой обычай не закрепился ни в одной другой конфессии. Одним из первых храмов с золотым куполом на Руси стала церковь в Нерле, возведенная в двенадцатом веке в честь Покрова Богородицы. По приказу князя Андрея Боголюбского купол был покрыт золотом.
В то время подобное покрытие носило не только сакральный смысл, но и весьма практический. Все дело в том, что кровельное железо тогда еще не умели анодировать. Оно очень быстро ржавело. А покрытый золотом купол мог без ремонта простоять не менее ста лет. Золото надежно хранила поверхность металла от коррозии.
Надо сказать, что профессия мастера-золотильщика в то время была невероятно вредной, поскольку в средние века кровлю покрывали смесью ртути и золота, после чего металл прогревали, чтобы ртутные пары ушли. Подобную процедуру повторяли несколько раз. Поэтому мастера жили очень мало. В истории зафиксирован факт, что в девятнадцатом веке при золочении Исаакия в Петербурге погибло 60 мастеров от отравления. В общей сложности на купала было потрачен целый центнер золота.
Почему купола православных церквей бывают разного цвета?
Традиция куполов пришла к нам из Византийской Империи. Они для верующих людей являются символами небесного (сфера) и вечного (круг). На Руси всегда самым востребованным был золотой цвет куполов, кроме него в храмах встречаются синие, зеленые и даже черные купола.
Что символизирует золотой цвет куполов?
Золотой цвет в православной традиции — символ небесной славы. Именно поэтому золотые купола в нашей стране были у главных храмов и у храмов, посвященных Христу и двунадесятым праздникам. Закономерно, что и у главного храма современной России — московского Храма Христа Спасителя купола именно такого цвета. Были золотыми изначально и купола у Храма Покрова Божией Матери (собор Василия Блаженного) — главного храма Красной площади.
Золочение куполов присутствует только в православных традициях, в других конфессиях вы этого не встретите. Для православного человека золото в первую очередь является символом вечности, нетления, царственности и небесной славы. В этой связи можно вспомнить, что одним из трех даров, принесенных волхвами младенцу Иисусу, наряду с ладаном и смирной было именно золото.
Что символизируют синие купола?
Синие купола со звездами говорят о том, что храм посвящен Богородице. Голубой, или синий цвет символизирует небесную чистоту и непорочность, а звезды напоминает о Вифлеемской звезде, возвестившей рождение Христа от Девы Марии.
Какие храмы имеют зеленые купола?
Купола зеленого цвета венчают храмы, посвященные Святой Троице, потому что зеленый в православной традиции — цвет Святого Духа. Также зеленые купола могут свидетельствовать о том, что церковь посвящена какому-то святому. Кроме того, купола храма, посвященные святому, могут быть ещё серого, либо серебряного цвета.
В каких храмах можно встретить купола черного цвета?
Черные купола присутствуют на монастырях. Это цвет монашества. Их можно увидеть, например, на знаменитом Покровском монастыре, где покоятся мощи святой блаженной Матроны Московской, и куда ежедневно стекаются тысячи паломников.
Что означает количество куполов на храме?
Не только цвет, но и количество куполов на храме имеет определенную символику. Так, один купол символизирует Единого Бога, три — Святую Троицу.
Пять куполов обозначают Спасителя и четырех евангелистов. Семь куполов говорят о семи таинствах Церкви (крещение, миропомазание, причащение, покаяние, священство, венчание и елеосвящение).
Девять куполов символизируют девять ангельских чинов. Тринадцать – Спаситель и 12 апостолов. И 33 купола (да, бывают и такие храмы) возводят в память о 33 годах земной жизни Спасителя.
О чем говорит цвет храма?
Цвет храма часто дает ответ на вопрос – какому празднику, или какому святому посвящена та, или иная церковь.
Белый цвет храма означает, что он освящен в честь Преображения или Вознесения Господня.
Голубые стены – церковь построена в честь Пресвятой Богородицы.
Красный храм обычно бывает посвящен мученику (мученикам).
Если цвет церкви зеленый, то она, скорее всего, освящена в честь преподобного, а если желтый, то строилась в честь святителя.
Впрочем, надо понимать, что в данном случае речь идет о традициях, а не о правилах. В нашей жизни бывает, что покрытие купола зависит от материальных возможностей прихода. А бывает, что свои коррективы вносят и климатические условия. Например, православный храм в честь Святой Троицы в Антарктике, неподалёку от российской полярной станции Беллинсгаузен, не имеет зеленых куполов. Он полностью выполнен из дерева, и его цвет натуральный. Дерево в Антарктике не гниет, поскольку на этой территории нет бактерий, опасных для этого материала. Соответственно нет нужды для дополнительной обработки. Храм этот является Патриаршим подворьем Троице-Сергиевой Лавры и самым южным православным храмом в мире.
По материалам «АиФ»
Значение количества куполов
Каждый отдельно взятый купол – это уже произведение искусства
Если брать во внимание сразу все купола, откроется еще больше смысла. Ведь их число не случайно и имеет большой символизм
Так, один-единственный купол на храме олицетворяет Единого Бога. Если же куполов у церкви:
- два, это символизирует двойственность природы Христа – человеческую и ангельскую;
-
три, олицетворяется Святая Троица;
Blue and Golden Domes of Assumption Cathedral in Holy Trinity Monastery of St. Sergius
- пять, олицетворяются четыре апостола-евангелиста со Спасителем;
- семь, символизируются семь таинств,
- тринадцать, олицетворяется Спаситель и 12 апостолов;
- тридцать три, посвящается 33-м годам земной жизни Иисуса Христа.
Таким образом, купола можно назвать своеобразным “паспортом” храма. По нему можно узнать об истории церкви, о том, кому она посвящена и какие смыслы хочет донести до людей. Разобравшись с символизмом церковных глав, перейдем к технической части, а именно к их изготовлению и оформлению.
По религиозным канонам православный храм — Дом Божий
Теперь рассмотрим остальные части православного храма.
Восточная часть храма — это алтарь. В переводе с латинского означает «жертвенник»
Раньше считалось, что это место совершения ритуальных приношений. Но сейчас алтарь не несет такую функцию, но также очень важный элемент в церкви.
В алтарь имеют право войти только лица мужского пола.
Женщинам туда вход строго воспрещен. Объясняется это тем, что женщины нечисты особенно в дни ежемесячного непроизвольного течения. А алтарь является святилищем.
Алтарь — отделяется преградой. Он имеет трехчастное деление: в центре находится престол, слева, с севера — жертвенник, где готовится вино и хлеб для причастия, справа, с юга — дьяконник, где хранятся книги, одежды и священные сосуды.
Алтарь храма всегда обращен в сторону востока, туда, откуда восходит солнце.
Это знаменует для всех верующих, что Иисус Христос есть «Восток», откуда встает и сияет Божественный Свет.
Посмотрим, из каких же частей состоит весь храм и как эти части называются.
Постройка православного храма ведется с соблюдением строгих правил
Упоминая в молитвах имя Иисуса Христа, говорят: «Солнце правды», «с высоты Востока», «Восток свыше», «Восток имя Ему».
Страшное золото
После прихода православия на Русь встал вопрос о необходимости возведения храмов. Но на наших землях не было мастеров и архитекторов, которые могли бы это сделать. Именно по этой причине пришлось приглашать «ромейских» умельцев. Именно они и привнесли традицию покрытия куполов золотом.
Могут просто уволить и другие последствия непрофессионализма на рабочем месте
Остановка посредине никуда не приведет: советы, как покорить «лестницу к успеху»
Не идти на компромисс: как боссу справиться с очень сложными сотрудниками
Интересен тот факт, что такой обычай не закрепился ни в одной другой конфессии. Одним из первых храмов с золотым куполом на Руси стала церковь в Нерле, возведенная в двенадцатом веке в честь Покрова Богородицы. По приказу князя Андрея Боголюбского купол был покрыт золотом.
В то время подобное покрытие носило не только сакральный смысл, но и весьма практический. Все дело в том, что кровельное железо тогда еще не умели анодировать. Оно очень быстро ржавело. А покрытый золотом купол мог без ремонта простоять не менее ста лет. Золото надежно хранила поверхность металла от коррозии.
Надо сказать, что профессия мастера-золотильщика в то время была невероятно вредной, поскольку в средние века кровлю покрывали смесью ртути и золота, после чего металл прогревали, чтобы ртутные пары ушли. Подобную процедуру повторяли несколько раз. Поэтому мастера жили очень мало. В истории зафиксирован факт, что в девятнадцатом веке при золочении Исаакия в Петербурге погибло 60 мастеров от отравления. В общей сложности на купала было потрачен целый центнер золота.