Икона марии египетской

Содержание:

Краткое жизнеописание преподобной

Чтобы узнать больше об основных фактах из жизни Египетской Марии, надо ознакомиться с кратким жизнеописанием.

Происхождение

Родилась она достаточно давно, в середине пятого века на территории Египта. Жила с родителями в течение двенадцати лет, однако потом решила покинуть родительский дом. Первым городом, который она посетила, является Александрия. Здесь она решила стать блудницей, так как считала это своим жизненным предназначением.

Становление святой

Отшельница занималась блудом в течение семнадцати лет. Она прекратила свою деятельность после того, как встретила паломников, которые держали путь в Иерусалим. После того как Мария добралась с ними в город, она попыталась проникнуть в храм Господний, однако какая-то сила ее удерживала и не давала этого сделать. После этого она осознала то, что жила неправильно и решила посвятить себя вере в Господа.

Встреча с Зосимой

Мария встретилась с Зосимой после своего ухода в пустыню. Он увидел ее, когда она склонилась на песке и читала молитву. Зосима подошел к ней и попросил рассказать ему о своей жизни. Она рассказала все, с чем ей пришлось столкнуться на жизненном пути. В следующий раз они встретились через год. Тогда Зосима увидел Марию на другом берегу Иордана. Он подумал, что ей не удастся перебраться к нему через реку, однако к его удивлению она пошла по воде.

Истинное покаяние

Марию Египетскую считают идеальным примером истинного покаяния. Осознав все свои грехи, она решила раскаяться перед иконой Божьей Матери. Чтобы искупить все грехи, совершенные в течение жизни, она решила уйти в Иорданскую пустыню. Прожила она в ней сорок семь лет, причем первые семнадцать лет она посвятила борьбе со своими блудными мыслями, из-за которых она чуть не вернулась к прежней жизни.

Кончина

Умерла в 522 году в палестинской пустыне. Тело святой обнаружил Зосима, который по ее же просьбе пришел через год на прежнее место их первой встречи. Около тела он нашел записку, в которой была написана просьба о погребении.

Канонизация

Марию Египетскую причислили к лику святых еще в пятом веке. В ее честь проводятся богослужения, во время которых читаются тропари и икосы, посвященные святой.

Красавица

…Иерусалим готовился к празднику Воздвижения Креста Господня. Множество паломников двигались по узким улочкам, чтобы приложиться к величайшей святыне — найденному царицей Еленой Кресту Спасителя

Но даже в этой пестроте обращала на себя внимание одна египтянка. Смуглая, гибкая, как лента, с быстрым взглядом и порывистыми движениями, она не походила на христианок

Во всем ее облике чувствовалась горделивость. Она явно знала цену своей замечательной красоте.

Когда отворились ворота храма, египтянка из любопытства решила идти со всеми. После многих усилий она приблизилась к дверям храмового притвора.

Со всех сторон от нее народ свободно проникал внутрь, она же оставалась на том же месте. Попытки встать в другой поток не принесли результата. Ее попросту отбрасывало, как песчинку волной. Всякий раз, когда она после долгих усилий в изнеможении достигала порога храма, происходило движение, увлекавшее ее далеко назад. Так продолжалось долгое время. Египтянка приуныла. Наконец, обессилев совершенно, она прислонилась к стене притвора. И здесь Мария Египетская вдруг ясно поняла, что все произошедшее с ней не случайно: ее не допускает Сам Господь. Чувство это было явным и таким острым, что от ужаса в ней заговорила совесть; будто вспышка озарила всю ее жизнь.

Евангельский сюжет

Погребение Марии в пустыне Зосимой

Точная дата рождения Марии Египетской неизвестна. Согласно источникам, она появилась на свет в Египте в середине V века. Ещё будучи подростком (ей было всего 12 лет) она ушла из дома и стала жить одна в Александрии. 

Жизнь до пустыни

В Александрии, без попечения родителей, она стала блудницей. Она была ею целых 17 лет. Но по истечении этого срока встретила паломников, идущих праздновать Воздвижение Креста Господня в Иерусалим. Думая, что там наверняка будет много народа, а значит, она сможет там неплохо заработать, она пошла вместе с ними. Как видим, к верующим в тот момент она присоединилась вовсе не из благочестивых побуждений, а для продолжения разврата, в котором погрязла в то время.

В Иерусалиме она хотела вместе со всеми зайти в храм Гроба Господня, но не смогла этого сделать. Ей казалось, что невидимая сила не даёт ей сдвинуться с места. Считается, что именно в этот момент она поняла, как низко пала, живя во грехе. Тогда Мария стала истово молиться прямо в притворе храма, где висела икона Богородицы.

После молитвы она снова попыталась зайти в храм — и у неё это получилось! Мария с благоговением, которым наполнилось в её сердце, поклонилась Животворящему Кресту. Уходя, она поблагодарила в молитве Богородицу. И услышала голос: «Если перейдёшь за Иордан, то обретёшь блаженный покой».

Жизнь в пустыне

Мария послушалась голоса. Она приняла причастие, перешла Иордан и поселилась в полном одиночестве в пустыне. В общей сложности она провела там 47 лет — без людей, в покаянных молитвах и посте. Особенно трудными были первые 17 лет. Её продолжали преследовать блудные страсти, она мечтала о прошлой жизни, вспоминала о тех яствах и винах, что вкушала ранее.

Наконец искушения оставили её. Одежда её вся истлела. Еда закончилась. Но, перестав ублажать своё тело, Мария наконец ощутила силу Божию, которая преобразила и её душу, и её тело.

Встречи с Аввой Зосимой

Первая встреча

После своего ухода от людей Мария видела единственного человека. Им стал иеромонах Зосима. Он хотел провести в пустыне Великий Пост и встретил там её. Чтобы она прикрыла свою наготу, он отдал ей часть своей одежды. Во время совместной молитвы не было его удивлению предела, так как он собственными глазами увидел, как она оторвалась от земли и парила на некотором расстоянии от неё. Она наизусть цитировала ему тексты Писания. Осознав, что перед ним вовсе не обычный человек, Зосима попросил её поведать ему о своём житие. Что она и сделала.

На прощание Мария Египетская попросила Зосиму прийти к ней через год и причастить её. Только попросила не переходить Иордан, а ждать её на том берегу.

Вторая встреча

В назначенный день Зосима из-за болезни не смог прийти к Марии. Однако сделал это сразу по своему выздоровлению. Вышло это ровно в Великий Четверг. Придя на берег Иордана со Святыми Дарами, увидел он Марию, идущую по другому берегу. И тут она явила его взору ещё одно чудо: она пошла прямо по воде, словно по земле. После этого она причастилась и снова попросила его вернуться к ней через год. Обратно она пошла снова по воде. 

Третья встреча 

Возвратившись в пустыню ещё через год, Зосима увидел на месте их первой встречи тело почившей Святой с запиской: «Погреби, авва Зосима, на этом месте тело смиренной Марии, отдай прах праху. Моли Бога за меня, скончавшуюся в месяце, по-египетски Фармуфий, по-римски апреле, в первый день, в ночь спасительных Страстей Христовых, по причащении Божественных Тайн». И снова это было чудом. Получилось, что она умерла ровно в тот день год назад, как он причастил её. Причём это место находилось от Иордана в 20 днях пути.

Зосима не имел представления, как организовать погребение Святой в пустыне. Ведь у него не было даже лопаты, чтобы вырыть могилу. Он увидел недалеко стоящего льва и попросил его помочь ему. Лев исполнил повеление Зосимы, и тело Преподобной Марии Египетской было погребено в песках.

После своего возвращения в монастырь Зосима рассказал монахам о Марии. Первое её житие было написано только в VII веке патриархом Софронием Иерусалимским.

«Многие путают блудную страсть с любовью»

Матушка Надежда Подвысоцкая

Матушка Надежда Подвысоцкая

Многие девушки пишут мне о том, что они никогда не смогут избавиться от страсти блуда: они стараются держать пост, молиться, но, по их мнению, у них ничего не получается. Однако пример этой дивной святой преподобной Марии Египетской говорит о том, что Господь может простить нам этот грех. Нам самое главное захотеть избавиться от этого греха.

Безусловно, мало прийти на исповедь и сказать: «Я бы хотела покаяться». Нужно не просто прийти покаяться, а действительно, искренне захотеть. Мы понимаем, что мы люди очень грешные, и избавиться от каких-то страстей нам очень сложно. Поэтому, безусловно, мы должны просить помощи и милости у Господа. Потому что, если Господь нам не будет помогать, нам будет безумно тяжело самим избавиться от греха. Блудная страсть идет от человеческого естества. Человеку сложно отказаться от пищи, но возможно. Так и с блудом. От него отказаться очень сложно, но это не значит, что невозможно.

Сегодня женщины не совсем понимают, что такое любовь. Многие путают блудную страсть с любовью.

Я считаю, что прежде чем о чем-то говорить, нужно сначала дать дефиницию слову «любовь». В этом плане нам помогает древнегреческий язык. В частности любовь, про которую пишут в евангелие обозначается словом «Агапэ» – это чистая любовь, забота о ближнем, это любовь ко Господу. Если мы говорим об отношении человека к Богу, то это любовь всеобъемлющая, которая думает о том, как всего себя посвятить Господу или человеку. Ни слова не идет о телесных удовольствиях. Та любовь, о которой чаще говорят – это эрос, плотская страсть. Это есть та самая блудная похоть, от избавлении которой нужно молиться Марии Египетской.

Уроки от Марии Египетской

Чему мы можем научиться от этой жизни? Преподобная Мария Египетская была блудница; но блуд не заключается только в телесном грехе, в презрении своей телесности и личности другого человека. Блуд заключается в том, что человек заблуждается. А еще блуд заключается в том, что цельность человеческой любви раздробляется, мельчает. И вот уже человек неспособен всей душой, всем сердцем , всей мыслью, всем телом, всем существом своим любить одного человека и единого Бога.

Сущность блуда

Блуд в широком смысле, какой ему придает Священное Писание, это идолопоклонническая привязанность к видимому миру

Мы ослеплены тем, что видим, мы не видим невидимого, потому что наше внимание , наш взор приложен только к тому, что видимо и осязаемо. Блуд заключается в том, чтобы отдать свое сердце не тому, что достойно любви

А ещё блуд заключается в том, что свою волю мы распыляем так, что она направлена анархично во все стороны. Так, что она служит всем идолам, всем желаниям, всем порывам. И это вместо того, чтобы ее направить к единому на потребу, к чистой, святой любви к человеку, к людям, к Богу. Разве не все мы заражены этой болезнью блуда? А разве мы цельны сердцем , не разделены умом? Разве воля наша не колеблется?

Мы все Марии Египетские

Мы можем себе представить себя самих в образе этой женщины. Вся жизнь наша подобна ее жизни. И также, как она, мы порой хотим поклониться Живому Богу. Хотим пробиться до Его животворного присутствия! И как часто мы этого не можем сделать! Как часто мы хотели бы молиться — но молитвы нет. Мы хотели бы любить — но сердце каменно. Хотели бы собрать наши мысли — а они разбегаются , расплываются.

Хотели бы всей волей своей начать новую жизнь, но нет этой воли. Она разложилась на какие-то составные части, желания, мечты, тоску. А крепости в ней нет … Как часто мы подобны морским волнам, которые ударяются об утесы, взлетают и опадают вновь в лоно морское, ничего не достигнув

Редко, редко мы останавливаемся, однако, вниманием на этом. Мгновениями мы тоскуем, мгновениями болит у нас сердце

Мгновениями мы думаем: неужели мне закрыт путь к Богу?.. Но потом мы успокаиваемся, забываем, и нас засасывает болото.

Преподобная Мария Египетская сумела покаяться, а мы…?

Не так случилось с Марией Египетской. Ее охватил ужас, и она бросилась за помощью, за милостью, за спасением. Нам тоже надо научиться этому. Никогда не утешаться тем, что не пробиться нам к Богу, не подойти к Нему. Нам надо научиться с таким раскраиванием о Нем тосковать, чтобы, наконец, сила Божия и милость Божия ответили на наш зов. Отозваться и на наше отчаяние, полное непостижимой надежды. Сможем ли мы так к Нему пробиваться?

За что Мария Египетская много лет благодарила Бога?

Но когда с нами это случается, мы только радуемся! Мы уходим утешенные, мы не думаем, что нам дано было то, чего никакими силами мы не можем добиться сами. Мария Египетская это поняла. Поэтому святая Мария всю жизнь превратила в благодарение Богу. Она поняла — получив то, что ей было дано, уже нельзя жить, как она жила. Дальше можно жить только ликующей и скорбной благодарностью. От всего она ушла, что было ей соблазном, что держало ее в плену! Поэтому и прожила такую дивную жизнь.

В чем состоит подвиг Марии Египетской?

Нам не под силу поднять такой подвиг, но каждый из нас может сделать то, что ему под силу. И мы должны помнить, как апостол Павел говорит, что все нам возможно в укрепляющем нас Господе Иисусе Христе. И что сила Божия в немощи совершается. Но не той ленивой, бесплодной немощи, которой мы страдаем, которая нас замучивает и губит.

Через немощь познать Бога

А в другой немощи — богоприимной! В той гибкости и слабости, которая рождается в человеке от сознания, что ему не достичь того, о чем он мечтает. Единственного, к чему он стремится своими силами. Но только силой Божией он этого может достичь. И тогда Господня сила нашу немощь наполняет также, как ветер наполняет хрупкий, слабый парус.

Старец Зосима причащает Марию Египетскую

Этот напор, однако , может привести к пристани корабль. Это — богоприимная немощь, которая заключается в том, чтобы уже на себя не надеяться. И отдать себя послушливо, кротко, в руку Божию, исполняя Его волю! Только Его силой, и тогда все делается возможным, потому что сила Божия в немощи совершается.

В этом ряду евангельских чтений, победоносных недель надежды, которые нас влекут сейчас к Страстным дням! Когда уже будет время не веры, не надежды, но время зрения Божественной любви! Так же как должна нас укреплять святая Мария своим образом, своим примером! Аминь.

Преподобная Мария Египетская: Житие

Преподобная Мария родилась в Египте. На двенадцатом году жизни она бежала из родительского дома в город Александрию, где предалась безудержному и ненасытному любодеянию и заслужила крайней распущенностью своей жизни позорную известность. Так продолжалось 17 лет, и казалось, что всякая надежда на спасение грешницы потеряна. Но Господь не отвратил от нее Свое милосердие.

Однажды Мария увидела на берегу моря толпу людей, которые собирались плыть на кораблях в Иерусалим на праздник Воздвижения Святого Креста. Отнюдь не из благочестивых побужденний, но просто желая развлечься, она упросила взять и ее, причем вела себя в пути вызывающе бесстыдно. По прибытии в Иерусалим Мария пошла за народом в церковь, но войти в нее не смогла: какая-то неведомая сила отталкивала ее и не пускала внутрь. После нескольких безуспешных попыток Мария отошла в угол церковной паперти и задумалась. Взгляд ее случайно остановился на иконе Пресвятой Богородицы — и вдруг, потрясенная, она осознала всю мерзость и срам своей жизни. Свет Божий коснулся ее сердца — она поняла, что в церковь не пускают ее грехи.

Долго и усердно молилась Мария Пресвятой Богородице, долго умоляла позволить ей войти в церковь и увидеть Крест, на котором пострадал Иисус Христос. Наконец ей показалось, что молитва ее услышана. Дрожа от волнения и страха, подошла Мария к церковным дверям — и на этот раз беспрепятственно вошла внутрь. Там увидела она Животворящий Крест Господень и поняла, что Бог готов простить кающихся. Она снова возвратилась к Иконе Пресвятой Богородицы и обратилась к Ней с мольбой указать ей путь к покаянию.

И тут она услышала как бы далекий голос: «Иди за Иордан, там обретешь покой для души твоей». Мария немедленно отправилась в путь, добралась до реки Иордан, переправилась на другой берег и удалилась в глубину пустыни Иорданской. Здесь, в пустыне, она прожила в полном одиночестве 47 лет, питаясь одними кореньями. Первые 17 лет ее одолевали блудные помыслы, и она боролась с ними, как с лютыми зверями. Претерпевая голод и холод, она вспоминала пищу и вина, к которым привыкла в Египте, веселые песни, которые пела когда-то; но более всего ее одолевали блудные помыслы и искусительные образы…

Мария умоляла Пресвятую Богородицу избавить ее от них, падала ниц на землю и не вставала до тех пор, пока в душе ее не совершалось покаяние,- тогда в нее проникал Небесный свет, и она вновь обретала покой. Через 17 лет искусы ее оставили — наступили годы сосредоточенного и отрешенного покоя. Наконец Богу угодно стало явить миру необычный подвиг покаявшейся грешницы, и позволением Божиим Марию встретил в пустыне старец Зосима, инок соседнего монастыря, удалившийся сюда для аскетических подвигов.

К этому времени вся одежда на Марии истлела, но старец покрыл ее своим плащом. Подвижница поведала ему всю свою жизнь, попросив никому о ней не рассказывать и прийти к ней через год на Великий Четверг со Святыми Дарами, чтобы она могла причаститься. На следующий год, исполняя просьбу Марии, старец Зосима взял Св. Дары и отправился к Иордану. На другом берегу он увидел Марию, которая, подойдя к реке, осенила воду крестным знамением и спокойно пошла по ней. С благоговейным трепетом смотрел старец на идущую по воде святую. Выйдя на берег, Мария преклонилась перед старцем и попросила его благословения. Потом выслушала «Верую» и «Отче наш», причастилась Христовых Тайн и произнесла: «Ныне отпущаеши рабу Твою по глаголу Твоему с миром!»

Потом попросила Зосиму исполнить последнюю ее просьбу: прийти через год на то место, где он встретил ее впервые. Через год старец вновь отправился на то место, где спасалась Мария, но нашел ее там уже почившей. Она лежала на земле, сложив руки, как на молитве, и обратив лицо на Восток. Рядом с ней на песке было начертано: «Отец Зосима, погреби тело смиренной Марии, умершей 1 апреля. Верни прах праху». Со слезами и молитвами старец предал земле великую подвижницу и возвратился в обитель, где поведал инокам и игумену все, что услышал от преп. Марии.

Преп. Мария Египетская скончалась в 522 г. На первой и пятой неделях Великого поста читается покаянный канон св. Андрея Критского с присоединением молитвенных стихов о Марии Египетской.

«Тропинка к храму»

Мария Египетская — образ добродетели

Передача для детей — Преподобная Мария Египетская (телеканал «Радость моя»)

Статьи на Православие.Ru

Невозможно достигнуть единения с Богом и сесть ошуюю и одесную вместе с Господом в Царствии Небесном, если не стать, как Он для человечества стал слугой и рабом. (MP3 файл. Продолжительность 10:44 мин. Размер 9.9 Mb)

12 / 25 марта 2018 г. Неделя 5-я Великого поста. Память преподобной Марии Египетской. Сретенский монастырь. Божественная литургия. Хор Сретенского монастыря. (MP3 файл. Продолжительность 1:28:22 мин. Размер 81 Mb)

11 / 24 марта 2018 г. Суббота 5-й седмицы Великого поста. Сретенский монастырь. Великая вечерня, утреня. Хоры Сретенского монастыря и Сретенской духовной семинарии. (MP3 файл. Продолжительность 2:44:39 мин. Размер 113.1 Mb)

8 / 21 марта 2018 г. Среда 5-й седмицы Великого поста. Сретенский монастырь. Утреня с чтением Великого канона Андрея Критского и жития прп. Марии Египетской. Хоры Сретенского монастыря и Сретенской духовной семинарии. (MP3 файл. Продолжительность 3:20:40 мин. Размер 137.8 Mb)

20 марта / 2 апреля 2017 г. Неделя 5-я Великого поста. День памяти преподобной Марии Египетской. Сретенский монастырь. Божественная литургия. Хор Сретенского монастыря. (MP3 файл. Продолжительность 1:25:07 мин. Размер 61.3 Mb)

19 марта / 1 апреля 2017 г. Суббота 5-й седмицы Великого поста. Сретенский монастырь. Великая вечерня, утреня. Хор Сретенского монастыря. (MP3 файл. Продолжительность 2:48:02 мин. Размер 121 Mb)

16 / 29 марта 2017 г. Среда 5-й седмицы Великого поста. Сретенский монастырь. Утреня с чтением Великого покаянного канона преподобного Андрея Критского и жития прп. Марии Египетской, первый час. Хор Сретенской духовной семинарии. (MP3 файл. Продолжительность 3:12:08 мин. Размер 138.4 Mb)

Почему Господь столь неожиданным образом призвал Марию к покаянию? Означает ли это, что на земле есть особые избранники, которым уготованы пути спасения? И зачем Бог ведет Марию в пустыню, разве не может Он простить раскаявшегося сразу?

Подвиг преподобной Марии превосходит аскезу Зосимы именно своей всепобеждающей устремленностью к Воскресшему Христу. Это не подвиг как набор каких-то самоотверженных действий – это состояние предельной открытости Богу.

Нет греха, побеждающего милосердие Божие. Нужно только быть внимательным к голосу благодати Божией, призывающей к исправлению.

Мы, христиане, должны осознавать, что всякое страдание, совершаемое ради исполнения заповедей Божиих, – это наше исцеление. (MP3 файл. Продолжительность 18:29 мин. Размер 13.4 Mb)

16 / 29 марта 2015 г. Неделя 5-я Великого поста. Память преподобной Марии Египетской. Сретенский монастырь. Божественная литургия. Хор Сретенского монастыря.

15 / 28 марта 2015 г. Суббота 5-й седмицы Великого поста. Сретенский монастырь. Великая вечерня, утреня. Хор Сретенского монастыря. (MP3 файл. Продолжительность 2:44:12 мин. Размер 118.3 Mb)

12 / 25 марта 2015 г. Среда 5-й седмицы Великого поста. Сретенский монастырь. Утреня с чтением Великого покаянного канона преподобного Андрея Критского и жития прп. Марии Египетской, первый час. Хор Сретенского монастыря. (MP3 файл. Продолжительность 3:12:14 мин. Размер 138.5 Mb)

У нее не было книг. Да она и сама вряд ли была грамотной женщиной. Но, когда старец Зосима беседовал с ней, он, вдруг потрясенный, обнаружил, что она цитирует Священное Писание. (MP3 файл. Продолжительность 22:05 мин. Размер 16 Mb)

24 марта / 6 апреля 2014 г. Неделя 5-я Великого поста. Память преподобной Марии Египетской. Сретенский монастырь. Божественная литургия. Хор Сретенского монастыря. (MP3 файл. Продолжительность 1:19:23 мин. Размер 57.2 Mb)

23 марта / 5 апреля 2014 г. Суббота 5-й седмицы Великого поста. Сретенский монастырь. Великая вечерня, утреня. Хор Сретенской Духовной Семинарии. (MP3 файл. Продолжительность 2:39:30 мин. Размер 114.9 Mb)

Горько и страшно думать о том, до каких глубин ты опускалась. Но Божественным весельем дышит твое исправление. Читая и слушая о тебе, мы все понять должны, что твоя святость — не только твоя святость. И грехи твои, это не твои только грехи.

Марии пришла пора каяться, но не так, чтоб потом вернуться к прежнему, а так, чтобы либо измениться, либо умереть.

Через некоторое время Мария поднялась на локоть от земли. Так она стояла на воздухе и молилась.

Поджидая святую угодницу, Зосима смотрел на разлившийся Иордан и думал, как же она переправится через реку. На берегу нет ни лодки, ни плота. Наступила ночь, на небо вышла яркая луна. В ее свете Зосима увидел пустынницу, подошедшую к берегу. Она осенила реку крестным знамением, ступила на серебристую лунную дорожку, пересекавшую водную гладь, и как по земле, перешла по ней Иордан.

«Задача христианина не в том, чтобы не совершать грехи, а ликвидировать их причину»

Иерей Николай Бабкин

Иерей Николай Бабкин

Житие преподобной собирательное, т.е. составлено на основе опыта жизни древних подвижников. Ведь жизнь святой, по словам свт. Софрония, было составлено гораздо позднее. 

Но это не заставляет нас усомниться в достоверности. Наоборот: перед нами драгоценный дар учения о покаянии и смирения, переданный от старца к ученику. 

У каждого человека свои страсти, с которыми он борется. Задача христианина не в том, чтобы не совершать грехи, а ликвидировать их причину. 

Блудная страсть питается невоздержанием на уровне помыслов, слов и даже нашей повседневной пище. Как с этим бороться, учит Сам Иисус Христос:

Причина греха стара как этот мир – дьявол и наша поврежденная природа. Хорошо там, где нас нет. Неправильно думать, что раньше грешили меньше нашего. Это означало бы, что скоро конец света. Но предсказания Апокалипсиса предупреждают нас не спешить с такими суждениями.

Почитание святой

Преподобную Марию почитают как великую святую и помощницу всем кающимся грешникам. Она чествуется как в православной Церкви, так и в католической.

Дни памяти ее:

  • 14 апреля;
  • В пятое воскресенье Великого поста (переходящий праздник).

В Великий пост святая вспоминается как символ победы над блудной страстью. На четвертой неделе поста в четверг бывает служба, которая называется «Мариино стояние». На утрене читается весь канон св. Андрея Критского, который по частям читался на Первой неделе. В течение этой службы читается житие святой. Делается это для ободрения кающихся.

Протоиерей Андрей Ткачев о Марии Египетской

Становление святой

Мария Египетская

Неизвестный дал Марии три монеты, на которые она смогла купить несколько буханок хлеба. Девушка добралась до реки Иордан, причастилась в храме святого Иоанна Предтечи, переночевала, а утром переправилась на другой берег. Так Мария начала свою жизнь в пустыне, которая длилась 47 лет.

В пустыне все эти годы преподобная питалась двумя хлебами, отламывая от них маленькие кусочки. На протяжении 17 лет, ровно столько же, сколько она прожила в беспутстве, Марию мучали страсти, заставляя девушку кататься по песку. Ей хотелось есть мясо и пить вино, к которому она имела привычку. На ум святой приходили мотивы и слова пошлых песен из прошлого. Чтобы избавиться от мыслей о блуде, Мария лежала на земле до тех пор, пока греховные помыслы не рассеивались.

В моменты сильных искушений святая видела перед собой Пресвятую Богородицу и эти видения помогали ей сдерживать обещание о данных обетах − оставить греховную жизнь.

После 17 лет жизни в пустыни Мария питалась кореньями и тем, что удавалось найти в пустыне. Одежда святой изорвалась. Совершенно нагая, она страдала от жажды и палящего солнца. Еще 30 лет Мария провела в пустыне, пока случайно не встретила монаха местного монастыря.

«Покров» грешных

Как противоположность ей самой — с образа сияла кроткая, одухотворенная красота. Взгляд Девы Марии, живой, проникавший в душу и различавший ее движения, поразил египтянку, а полуулыбка Матери Христа подала робкую надежду. И тогда она припала к Богородице, как к единственной, Кто, вопреки всему, непонятно, необъяснимо не гнушается ею… Несвязными, сбивчивыми были ее слова, прерывавшиеся рыданиями. Она просила только об одном — не отвергать ее до конца, если возможно, просить для нее прощения у Бога, помочь ей подняться, дать еще время для искупления прошлой оскверненной жизни. Как мать умеет понять невнятный лепет ребенка, так распознаёт Богоматерь движения в христианской душе. А еще через некоторое время, уже ясно почувствовав милость Богородицы, Ее отзывчивость и святое заступление, египтянка уже не как «чужая», «отвергнутая», а как дитя, нашедшееся, наконец, и ободряемое родителями, свободно прошла сквозь множество народа и не склонилась, а упала возле Распятия на Голгофе. В эту минуту она скорее чувствовала, чем осознавала, что уже искуплена и прощена, что на этом самом месте Господь понес все ее грехи. Надо только отречься от прежней жизни и стать достойной Его, не предать и не забыть этого уже никогда…

Долго молилась она еще перед иконой Богоматери, благодаря свою Заступницу и Поручительницу и обещая исправить жизнь, пока не услышала голос: «Если перейдешь через Иордан, то найдешь себе полное упокоение».

Уповая на помощь Богоматери и все еще видя перед собой Ее Лик, египтянка, не теряя молитвы, как нити, соединившей ее с Небом, целый день без отдыха шла к Иордану. Случайный прохожий, увидев лицо, распухшее от слез, подал ей три монеты, на которые она купила себе три хлеба. Помолившись в церкви Святого Пророка и Крестителя Господня Иоанна, умывшись в Иордане, она вернулась в храм, чтобы причаститься Святых Христовых Тайн. Сон на голой земле не показался ей утомительным. Чуть свет, отыскав брошенную лодку, она переправилась на другой берег. Перед ней была безлюдная пустыня. Затем она скрылась от человеческих глаз… Старое платье, да два с половиной хлеба в руках…

Житие преподобной Марии

Мария прошла долгий путь от грешницы до святой. Она смогла осознать и очиститься от греха, а также стать примером истинного покаяния для правоверных.

Юношеские годы и молодость

В египетской провинции V века появилась на свет преподобная Мария. В юном возрасте (12 лет) она сбежала в столицу, чтобы осознанно предаваться греху и разврату. Девушка была очень красива, поэтому всегда пользовалась популярностью среди мужчин. Более 17 лет она вела распутную жизнь, пока судьба не привела ее в Святой Град.

На протяжении всего пути до Иерусалима девушка соблазняла паломников и не собиралась начинать новую жизнь. Однако прибыв к месту назначения, она решила пойти вместе со всеми и посмотреть на знаменитое место, к которому стекались паломники со всего мира. Все попытки девушки войти в святое место не увенчались успехом. В этот день Мария осознала свои грехи, покаялась перед ликом Богоматери и отошла от прошлой жизни. После этого она смогла войти в храм беспрепятственно.

Мария прошла долгий путь от грешницы до святой

Годы пустынножительства

Исповедавшись и причастившись, преподобная решила отправиться в пустыню Иордан. По пути ей встретился человек, который подал милостыню в виде трех монет. Их хватило ровно на три хлеба. Ими она чудесным образом питалась долгие 47 лет пока находилась в скитании. История очищения Марии от грехов началась в пустыне. Первые 17 лет она преодолевала страсти и искушения, которым поддавалась все сознательные годы своей жизни.

Мария Египетская незадолго до кончины рассказала, что в момент находившего искушения она возносила молитву Всевышнему. В итоге наваждение отступало, а душа обретала покой. За все 17 лет она ни разу не поддалась грехопадению, за что Господь послал ей полное бесстрастие и святость при жизни.

Преподобная Мария и старец Зосима

Два святых встретились в пустыне, когда Зосима выполнял паломничество в Великий Пост. Он скитался по пустынным просторам 21 день и достиг самых глубин. Во время молитвы он заметил тень, которую отбрасывала странная фигура. Человек был очень худым, обожженным солнцем, что свидетельствовало о длительном скитании. Мария Египетская сначала отбежала от старца, крикнув, что она женщина и ей нужно одеяние.

Удивление старца вызвало, что она знала его имя, а в момент их совместной молитвы стояла в воздухе. При разговоре Мария поведала Зосиме историю своего покаяния и духовного преображения. Женщина не только явила перед старцем чудо, но и цитировала Святое Писание, ни разу его не читая.

Подвижница попросила Зосиму прийти в Страстной Четверг к реке Иордан, чтобы причастить ее. Старец выполнил ее просьбу, и через год произошла их вторая встреча. Они помолились, Мария причастилась и попросила прийти в Великий Пост на место их первой встречи.

Кончина праведницы

Вернувшись в назначенное время, старец увидел бездыханное тело Марии. Мощи ее остались нетленными, а возле головы находилось послание. В нем святая просила захоронить останки на этом месте, а также указала дату смерти. Она пришлась на день причащения, что указывало на мгновенное перемещение от реки Иордан вглубь пустыни.

Смерть преподобной припадает на день причащения

Выполнив последнюю волю Марии, старец вернулся в монастырь и передал историю ее великого преображения настоятелю. Последующие 200 лет историю передавали устно среди постояльцев обители, пока преподобный Софроний Иерусалимский не записал ее.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector